Для сегодняшней России актуальным остается вопрос недропользования и развитие государственной защиты и охраны недр.
Данные вопросы интересуют как отдельных представителей общества, так и органы, и организации государственной власти в целом. На основании чего увеличивается роль и значение государственных программ в части регулирования и организации мероприятий и мер, направленных на охрану и защиту недр и улучшения экологической обстановки в стране.
Ключевой задачей государственного регулирования в вопросах охраны недр выступает их обеспечение и защита с целью формирования благоприятной системы недропользованием как нынешнего, так и будущего поколений, а также реализации конституционных прав, направленных на обеспечение и доступ к недрам всех граждан страны.
Отметим, что вопросы государственного регулирования использования системы недр возложены на различные государственные учреждения и органы на различных уровнях власти. На сегодняшний день государственная система недропользования представляет собой комплекс мер, принимаемых соответствующими субъектами Российской Федерации, направленных на обеспечение соблюдения требований законодательства в этой сфере.
Согласно норм статьи 72 основного закона Российской Федерации вопросы в части охраны недр, а также экологической безопасности и охраны окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов[1]. Стоит отметить, что управление недрами и их охрана зависят от рационального распределения полномочий со стороны федеральных и административных органов субъектов Российской Федерации. Вопросы рационального использования недр и обеспечение их государственной охраны и защиты организуются в нашей стране с использованием средств ведомственных учреждений, в частности ключевые вопросы ведения находятся в компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также иных федеральных учреждений, агентств и подведомственных им иных организаций.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, входящая в состав Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, организует и охраняет национальные парки, государственные природные заповедники и федеральные природные заказники. Росприроднад- зор выполняет государственные функции в пределах своей компетенции. С момента его создания вдвое увеличилось количество задач, возложенных на Росприроднадзор и его территориальные учреждения. Государственный орган в рамках своей компетенции уделяет особое внимание жесткому соблюдению природоохранного законодательства Российской Федерации, исполнению программ контрольно-надзорной деятельности, выполнению поручений Министерства природы, а также Президента Российской Федерации.
Приоритетными задачами государственного управления в области защиты и охраны недр, выступает формирование среды, исключающей какие-либо возможности нерационального их использования и формирование благоприятной правовой базы, направленной на обеспечение бережного и экономного использования и добычи, сохранности недр с целью удовлетворения потребностей общества и реализации прав каждого гражданина на доступ к недрам. В свою очередь, приоритетной задачей выступает создание государственной системы охраны недр в части их экологической и природной безопасности[2].
Мониторинг экологической обстановки показывает недостатки и несовершенства системы экологического контроля, а также что увеличивает труднодоступные места и наносит серьезный ущерб окружающей среде, нарушая при этом права граждан.
Вопросы прекращения недропользования отражены в нормах закона Российской Федерации «О недрах»[3]. Законодательством нашей страны строго установлены факторы, влекущие прекращение права пользования недрами. Кроме того, определены конкретные ситуации, в которых данное право может быть приостановлено или ограничено, а также обстоятельства в которых право недропользования будет прекращено досрочно и полностью.
Необходимо отметить, что рассматриваемые в данной работе ключевые моменты досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами входят в компетенцию органа, предоставляющего лицензию - Федерального агентства по недропользованию (Роснедра)[4].
Исследуя вопросы прекращения права пользования недрами отметим, что виды решений о досрочном прекращении, приостановлении и об ограничении права пользования недрами влекут разные правовые последствия их принятия для владельца лицензии[5].
Решение о приостановлении права пользования недрами не влечет отмену лицензии, но запрещает временно вести основную деятельность на участке недр и получать соответствующую продукцию. Однако, недропользователь обязан обеспечить сохранность скважин, горных выработок и поддерживать всю добывающую инфраструктуру в соответствующем состоянии, обеспечивающем безопасном для населения, недр и окружающей среды.
Ограничение права пользования недрами также не влечет отмену лицензии, но все же в данном случае лицензия сохраняет свое дальнейшее действие лишь в части видов деятельности, неограниченных решением уполномоченного органа. В случае ограничения права пользования недрами недропользователь временно или на постоянной основе не может осуществлять такую деятельность, которая может угрожать безопасности населения, недрам, окружающей среде до тех пор, пока не устранит причины угрозы, послужившие фактором для ограничения пользования недрами.
Таким образом, понятия «приостановление пользования недрами» и «ограничение пользования недрами» имеют существенные отличия, которые заключаются в следующем. Ограничение права пользования недрами носит временный характер. Данный вывод позволяет сформулировать то обстоятельство, что запрет на осуществление деятельности пользователя будет снят, как только причины, вызвавшие наложение такого рода ограничения, будут устранены. Под приостановлением понимается отсутствие возможности осуществлять все виды деятельности на отдельных участках недр, в том числе приобретение конкретных продуктов, но предусмотрено принятие мер в части обеспечения безопасности объектов и инфраструктуры недропользователя для населения и природы.
Следующим инструментом, направленным на ограничение системы недропользования, является «досрочное прекращение пользования недрами». В ходе применения государством данной меры защиты вся деятельность пользователя на участке недр подлежат немедленному прекращению. Кроме того, законодательством в данном случае запрещено получение пользователем соответствующей продукции. В отличие от двух предыдущих мер государственного воздействия, данная мера предусматривает, что фактическое полное прекращение недропользования наступает до окончания срока действия лицензии. Далее, у пользователя возникает необходимость ликвидации либо консервации скважин, горных выработок и соответствующей инфраструктуры. Именно в данном случае, лицензия прекращает свое действие и подлежит снятию с государственного учета.
Законодательно установленные основания досрочного прекращения права пользования недрами можно классифицировать в зависимости от роли пользователя и выделить следующие три группы оснований. К первой группе следует отнести основания, инициируемые самим пользователем, среди них:
- если инициативу досрочного прекращения пользования недрами выразил недро-пользователь, при этом необходимо его заявление;
- в случае, когда лицензиат - предприятие либо иной субъект хозяйствования, ликвидирован.
Следующую группу составляют основания, вызванные действиями либо бездействием самого лицензиата, таковыми являются:
- случаи возникновения крайне неблагоприятных факторов, таких как угроза безопасности, жизни или здоровью населению, в том числе работников пользователя; а также в случае нанесения или угрозы нанесения вреда окружающей природной среде в результате неблагоприятного воздействия от деятельности лицензиата на предоставленном ему участке недропользования;
- случаи, когда происходит регулярное нарушение принятого порядка и правил пользования недрами;
- случаи, когда недропользователь скрывает или не сообщает достоверную информации в части пользования недрами, а равно предоставляет недостоверную информацию в части пользования недрами в отчетах;
- если за время лицензионного срока недропользователь не приступил к работам, в том числе в части установленных объемов использования недр он также может лишиться права пользования недрами;
- нарушения лицензиатом условий лицензии. К данной группе также необходимо отнести случаи, когда сама лицензия может содержать значимое условие, наступление которого влечет прекращение права пользования недрами.
Последнюю, третью группу, составляют основания, вызванные обстоятельствами, не зависящими от пользователя. К таковым относятся:
- обстоятельства, когда возникли либо есть риск возникновения происшествий природного или техногенного характера: войны, чрезвычайных происшествий, стихийных бедствий и иных крайне опасных ситуаций.
В тоже время необходимо отметить, что в случае, когда причины, ставшие поводом для приостановления или ограничения права пользования недрами, недропользователем устраняются, а все негативные последствия были в полном объеме ликвидированы, то закон предоставляет возможность полного восстановления права пользования недрами. Кроме того, законодательно установлено, что период, на который было приостановлено право пользования недрами в срок действия лицензии не включается.
Возвращаясь к вопросу приостановления права пользования ввиду возникновения угрозы жизни или здоровью работников, населению, ввиду работ, связанных с использованием недр на отведенном участке, отметим, что такие угрозы могут быть вызваны действием двух факторов:
- Объективных:
- природные условия;
- возникновение чрезвычайных ситуаций по независящим причинам.
- Субъективных:
- по вине недропользователя.
Участок недропользователю может быть представлен на определенный срок или же бессрочно, при этом срок действия лицензии фактически равносилен сроку, на который предоставляется участок недр. В свою очередь, если недропользователем не организуются работы по продлению лицензионного срока, то наступает факт прекращения пользования недрами. Также владелец лицензии вправе отказаться от пользования недрами. Здесь важно соблюсти единственное условие - недропользователь обязан уведомить о прекращении пользованием недрами государственный орган выдавший лицензию в срок не позднее, чем за 6 месяцев до заявленного срока. Отказ от пользования недрами составляется владельцем лицензии самостоятельно. Форма такого отказа не предусмотрена законом и носит произвольный характер. При этом, уполномоченный орган вправе отказать заявителю ввиду несоблюдения последним ряда формальностей (отсутствием необходимых документов, согласно требований отдельных регламентов); в иных случаях - при выполнении заявителем мер, направленных на сохранение выделенного участка недр, право пользования недрами прекращается.
Согласно требованиям закона, в случаях, когда право пользования участком недр переходит от одного лица к другому, требуется соблюдение процедуры переоформления лицензии. Данные положения распространятся при переходе права пользования недрами в связи с реорганизацией или ликвидацией хозяйствующего субъекта, в ведении которого находился участок недр; переоформление такой лицензии предполагает прекращение пользования недрами и возникновение этого права при его восстановлении у нового пользователя.
Подводя итог вышесказанному следует отметить, что государство располагает рядом правовых инструментов воздействия на пользователя недр. В зависимости от характера нарушения, степени тяжести и возможности устранения нарушений, к недропользователю применяются различные по результату воздействия правовые меры. Так, в случае незначительных нарушений к недропользователю применимы «мягкие меры», такие как приостановление либо ограничение права пользования недрами. Если же недропользователем допущены серьезные нарушения, в данном случае, государством применяются такие радикальные способы воздействия как досрочное прекращение права пользования не- драми[6]. При этом, независимо от примененного правового инструмента, государство всегда ориентировано на главную цель - рациональное использование и охрана недр, исключение возникновения угрозы жизни и здоровью населения, а также чрезвычайных ситуаций. Однако, наиболее эффективной мерой государственного воздействия на нарушителя является досрочное прекращение права пользования недрами. Поскольку именно риск потерять прибыль и понести убытки в связи с прекращением деловой активности побуждает недропользователя соблюдать условия лицензии и все другие требования законодательства. В тоже время, нельзя не могла
ЗУБКОВА Мария Николаевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности Института права Самарского государственного экономического университета
БРОДЕЦКАЯ Маргарита Анатольевна
магистрант Института права Самарского государственного экономического университета