Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Досрочное прекращение права пользования недрами как обеспечение государственной защиты и охраны недр

Для сегодняшней России актуальным остается вопрос недропользования и развитие государственной защиты и ох­раны недр.

Данные вопросы интересуют как отдельных пред­ставителей общества, так и органы, и организации государ­ственной власти в целом. На основании чего увеличивается роль и значение государственных программ в части регули­рования и организации мероприятий и мер, направленных на охрану и защиту недр и улучшения экологической обста­новки в стране.

Ключевой задачей государственного регулирования в вопросах охраны недр выступает их обеспечение и за­щита с целью формирования благоприятной системы недропользованием как нынешнего, так и будущего по­колений, а также реализации конституционных прав, направленных на обеспечение и доступ к недрам всех граждан страны.

Отметим, что вопросы государственного регулирования использования системы недр возложены на различные го­сударственные учреждения и органы на различных уровнях власти. На сегодняшний день государственная система не­дропользования представляет собой комплекс мер, прини­маемых соответствующими субъектами Российской Федера­ции, направленных на обеспечение соблюдения требований законодательства в этой сфере.

Согласно норм статьи 72 основного закона Российской Федерации вопросы в части охраны недр, а также экологиче­ской безопасности и охраны окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов[1]. Стоит отметить, что управление недрами и их охрана зависят от рационального распределения полномочий со стороны федеральных и административных органов субъектов Рос­сийской Федерации. Вопросы рационального использования недр и обеспечение их государственной охраны и защиты организуются в нашей стране с использованием средств ве­домственных учреждений, в частности ключевые вопросы ведения находятся в компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также иных федеральных учреждений, агентств и подведомственных им иных организаций.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользо­вания, входящая в состав Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, организует и охраняет национальные парки, государственные природные заповед­ники и федеральные природные заказники. Росприроднад- зор выполняет государственные функции в пределах своей компетенции. С момента его создания вдвое увеличилось ко­личество задач, возложенных на Росприроднадзор и его тер­риториальные учреждения. Государственный орган в рамках своей компетенции уделяет особое внимание жесткому со­блюдению природоохранного законодательства Российской Федерации, исполнению программ контрольно-надзорной деятельности, выполнению поручений Министерства при­роды, а также Президента Российской Федерации.

Приоритетными задачами государственного управле­ния в области защиты и охраны недр, выступает формирова­ние среды, исключающей какие-либо возможности нерацио­нального их использования и формирование благоприятной правовой базы, направленной на обеспечение бережного и экономного использования и добычи, сохранности недр с целью удовлетворения потребностей общества и реализа­ции прав каждого гражданина на доступ к недрам. В свою очередь, приоритетной задачей выступает создание государ­ственной системы охраны недр в части их экологической и природной безопасности[2].

Мониторинг экологической обстановки показывает не­достатки и несовершенства системы экологического контро­ля, а также что увеличивает труднодоступные места и нано­сит серьезный ущерб окружающей среде, нарушая при этом права граждан.

Вопросы прекращения недропользования отражены в нормах закона Российской Федерации «О недрах»[3]. Зако­нодательством нашей страны строго установлены факторы, влекущие прекращение права пользования недрами. Кроме того, определены конкретные ситуации, в которых данное право может быть приостановлено или ограничено, а так­же обстоятельства в которых право недропользования будет прекращено досрочно и полностью.

Необходимо отметить, что рассматриваемые в данной работе ключевые моменты досрочного прекращения, при­остановления или ограничения права пользования недрами входят в компетенцию органа, предоставляющего лицензию - Федерального агентства по недропользованию (Роснедра)[4].

Исследуя вопросы прекращения права пользования не­драми отметим, что виды решений о досрочном прекраще­нии, приостановлении и об ограничении права пользования недрами влекут разные правовые последствия их принятия для владельца лицензии[5]. Пример HTML-страницы

Решение о приостановлении права пользования недра­ми не влечет отмену лицензии, но запрещает временно вести основную деятельность на участке недр и получать соответ­ствующую продукцию. Однако, недропользователь обязан обеспечить сохранность скважин, горных выработок и под­держивать всю добывающую инфраструктуру в соответству­ющем состоянии, обеспечивающем безопасном для населе­ния, недр и окружающей среды.

Ограничение права пользования недрами также не вле­чет отмену лицензии, но все же в данном случае лицензия сохраняет свое дальнейшее действие лишь в части видов де­ятельности, неограниченных решением уполномоченного органа. В случае ограничения права пользования недрами недропользователь временно или на постоянной основе не может осуществлять такую деятельность, которая может угрожать безопасности населения, недрам, окружающей среде до тех пор, пока не устранит причины угрозы, послу­жившие фактором для ограничения пользования недрами.

Таким образом, понятия «приостановление пользова­ния недрами» и «ограничение пользования недрами» имеют существенные отличия, которые заключаются в следующем. Ограничение права пользования недрами носит временный характер. Данный вывод позволяет сформулировать то об­стоятельство, что запрет на осуществление деятельности пользователя будет снят, как только причины, вызвавшие наложение такого рода ограничения, будут устранены. Под приостановлением понимается отсутствие возможности осуществлять все виды деятельности на отдельных участках недр, в том числе приобретение конкретных продуктов, но предусмотрено принятие мер в части обеспечения безопас­ности объектов и инфраструктуры недропользователя для населения и природы.

Следующим инструментом, направленным на огра­ничение системы недропользования, является «досрочное прекращение пользования недрами». В ходе применения государством данной меры защиты вся деятельность поль­зователя на участке недр подлежат немедленному прекра­щению. Кроме того, законодательством в данном случае запрещено получение пользователем соответствующей продукции. В отличие от двух предыдущих мер государ­ственного воздействия, данная мера предусматривает, что фактическое полное прекращение недропользования на­ступает до окончания срока действия лицензии. Далее, у пользователя возникает необходимость ликвидации либо консервации скважин, горных выработок и соответствую­щей инфраструктуры. Именно в данном случае, лицензия прекращает свое действие и подлежит снятию с государ­ственного учета.

Законодательно установленные основания досрочного прекращения права пользования недрами можно класси­фицировать в зависимости от роли пользователя и выделить следующие три группы оснований. К первой группе следует отнести основания, инициируемые самим пользователем, среди них:

  • если инициативу досрочного прекращения пользова­ния недрами выразил недро-пользователь, при этом необхо­димо его заявление;
  • в случае, когда лицензиат - предприятие либо иной субъект хозяйствования, ликвидирован.

Следующую группу составляют основания, вызванные действиями либо бездействием самого лицензиата, таковы­ми являются:

  • случаи возникновения крайне неблагоприятных фак­торов, таких как угроза безопасности, жизни или здоровью населению, в том числе работников пользователя; а также в случае нанесения или угрозы нанесения вреда окружающей природной среде в результате неблагоприятного воздей­ствия от деятельности лицензиата на предоставленном ему участке недропользования;
  • случаи, когда происходит регулярное нарушение при­нятого порядка и правил пользования недрами;
  • случаи, когда недропользователь скрывает или не со­общает достоверную информации в части пользования не­драми, а равно предоставляет недостоверную информацию в части пользования недрами в отчетах;
  • если за время лицензионного срока недропользова­тель не приступил к работам, в том числе в части установлен­ных объемов использования недр он также может лишиться права пользования недрами;
  • нарушения лицензиатом условий лицензии. К данной группе также необходимо отнести случаи, когда сама лицен­зия может содержать значимое условие, наступление кото­рого влечет прекращение права пользования недрами.

Последнюю, третью группу, составляют основания, вы­званные обстоятельствами, не зависящими от пользователя. К таковым относятся:

  • обстоятельства, когда возникли либо есть риск воз­никновения происшествий природного или техногенного характера: войны, чрезвычайных происшествий, стихийных бедствий и иных крайне опасных ситуаций.

В тоже время необходимо отметить, что в случае, когда причины, ставшие поводом для приостановления или огра­ничения права пользования недрами, недропользователем устраняются, а все негативные последствия были в полном объеме ликвидированы, то закон предоставляет возмож­ность полного восстановления права пользования недрами. Кроме того, законодательно установлено, что период, на ко­торый было приостановлено право пользования недрами в срок действия лицензии не включается.

Возвращаясь к вопросу приостановления права пользо­вания ввиду возникновения угрозы жизни или здоровью ра­ботников, населению, ввиду работ, связанных с использова­нием недр на отведенном участке, отметим, что такие угрозы могут быть вызваны действием двух факторов:

  1. Объективных:
  • природные условия;
  • возникновение чрезвычайных ситуаций по независя­щим причинам.
  1. Субъективных:
  • по вине недропользователя.

Участок недропользователю может быть представлен на определенный срок или же бессрочно, при этом срок дей­ствия лицензии фактически равносилен сроку, на который предоставляется участок недр. В свою очередь, если недро­пользователем не организуются работы по продлению ли­цензионного срока, то наступает факт прекращения пользо­вания недрами. Также владелец лицензии вправе отказаться от пользования недрами. Здесь важно соблюсти единствен­ное условие - недропользователь обязан уведомить о пре­кращении пользованием недрами государственный орган выдавший лицензию в срок не позднее, чем за 6 месяцев до за­явленного срока. Отказ от пользования недрами составляется владельцем лицензии самостоятельно. Форма такого отказа не предусмотрена законом и носит произвольный характер. При этом, уполномоченный орган вправе отказать заявите­лю ввиду несоблюдения последним ряда формальностей (отсутствием необходимых документов, согласно требований отдельных регламентов); в иных случаях - при выполнении заявителем мер, направленных на сохранение выделенного участка недр, право пользования недрами прекращается.

Согласно требованиям закона, в случаях, когда право пользования участком недр переходит от одного лица к дру­гому, требуется соблюдение процедуры переоформления лицензии. Данные положения распространятся при перехо­де права пользования недрами в связи с реорганизацией или ликвидацией хозяйствующего субъекта, в ведении которого находился участок недр; переоформление такой лицензии предполагает прекращение пользования недрами и возник­новение этого права при его восстановлении у нового поль­зователя.

Подводя итог вышесказанному следует отметить, что государство располагает рядом правовых инструментов воз­действия на пользователя недр. В зависимости от характера нарушения, степени тяжести и возможности устранения на­рушений, к недропользователю применяются различные по результату воздействия правовые меры. Так, в случае не­значительных нарушений к недропользователю применимы «мягкие меры», такие как приостановление либо ограни­чение права пользования недрами. Если же недропользо­вателем допущены серьезные нарушения, в данном случае, государством применяются такие радикальные способы воз­действия как досрочное прекращение права пользования не- драми[6]. При этом, независимо от примененного правового инструмента, государство всегда ориентировано на главную цель - рациональное использование и охрана недр, исклю­чение возникновения угрозы жизни и здоровью населения, а также чрезвычайных ситуаций. Однако, наиболее эффектив­ной мерой государственного воздействия на нарушителя яв­ляется досрочное прекращение права пользования недрами. Поскольку именно риск потерять прибыль и понести убытки в связи с прекращением деловой активности побуждает не­дропользователя соблюдать условия лицензии и все другие требования законодательства. В тоже время, нельзя не могла

ЗУБКОВА Мария Николаевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности Института права Самарского государственного экономического университета

БРОДЕЦКАЯ Маргарита Анатольевна
магистрант Института права Самарского государственного экономического университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях