Морская ресурсодобывающая деятельность имеет место в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе прибрежных арктических государств.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года является наиболее значимым документом, относящимся к деятельности по разведке и добыче энергоресурсов на шельфе. Конвенция гарантирует прибрежным арктическим государствам суверенные права над их арктической территорией, права на ресурсы, в том числе такие как газ и нефть, в их исключительной экономической зоне в пределах 200 морских миль и на континентальном шельфе. Данные права имеют корреспондирующие обязанности, а именно, в соответствии с п.2 ст.56 Конвенции 1982 года прибрежное государство при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывает права и обязанности других государств и действует в порядке, совместимом с положениями Конвенции. Кроме этого, государства обязаны защищать и сохранять морскую среду и в соответствии с данной обязанностью имеют право разрабатывать свои природные ресурсы.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, безусловно, играет значительную роль при решении вопроса о том, как государства должны разделить пространства в Северном ледовитом океане. Тем не менее, как отмечают французские юристы, Конвенция 1982 года не регулирует права и роль иных субъектов, кроме государств. С точки зрения французской международно-правовой доктрины, система, в которой решения о развитии Арктического региона, в частности, вопросы разработки и добычи нефти и газа, принимаются только государствами и не учитывает мнения и интересов не государственных образований не является эффективной и справедливой. Основой французской международно-правовой доктрины по вопросу развития энергодобывающей деятельности является создание надгосударственного, международного органа управления по делам Арктики.
В этой связи актуальным во французской международно-правовой доктрине является вопрос о роли Арктического совета в регулировании деятельности по разработке и добыче нефти и газа на шельфе. В Арктическом совете действует 6 рабочих групп, одна из которых - Рабочая группа по защите арктической морской среды. Задачей данной рабочей группы является подготовка предложений по формированию политики и мер предотвращения и контроля за загрязнениями, связанными с защитой арктической морской среды, наземными и морскими источниками. При содействии других рабочих групп, рабочая группа по защите арктической морской среды разработала и приняла руководство по разработке морских нефтегазовых ресурсов в Арктике, которое было обновлено в 2014 году. Данный документ включает положение, согласно которому в деятельность по разработке морских нефтегазовых ресурсов, наблюдению за исполнением экологических норм привлекаются, помимо государств, также негосударственные организации, представители промышленности, коренное население, а также представители научного сообщества.
Позитивная оценка во французской международно-правовой доктрине дается согласию Арктического совета на учреждение циркумполярного бизнес форума, целью которого является стимулирование развития коммерческой деятельности в Арктике, участие в более тесном циркумполярном сотрудничестве и предоставление коммерческим организациям возможностей для работы в рамках Арктического совета. Ряд представителей энергетических компаний, газовых и нефтяных, являются членами Арктического экономического совета в качестве представителей соответствующих арктических государств.
Переход председательства в Арктическом совете к Соединенным штатам Америки в 2015-2017 гг. по мнению французов стал дополнительной причиной для более интенсивной разработки вопроса развития морской нефтегазовой деятельности. В частности, США высказывали намерение усовершенствовать механизмы по контролю и предотвращению загрязнения морской среды в результате морской добычи ресурсов.
Французская международно-правовая доктрина подробно исследует существующие международно-правовые договоры, которые регулируют отношения в указанной выше области деятельности. Во-первых, речь идет о Соглашении о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнения моря нефтью в Арктике. Решение о подготовке такого соглашения было принято на седьмой министерской сессии Арктического совета, состоявшейся в Нууке в 2011 г. С этой целью была создана специальная рабочая группа, в состав которой помимо представителей национальных организаций вошли и независимые эксперты, в том числе представители экологических организаций. Соглашение было подписано 15 мая 2013 года в ходе восьмой министерской сессии Арктического совета в Кируне. Помимо самого соглашения было принято Практическое руководство, не являющееся юридически обязательным, но содержащее подробное описание порядка практической реализации Соглашения.
В Соглашении закреплено два важнейших принципа охраны окружающей среды. В первую очередь, Соглашение устанавливает, что все расходы, связанные с предотвращением и ликвидацией загрязнения нефтью, возмещает виновник произошедшего инцидента. Кроме этого, участники данного соглашения обязуются предпринимать меры по предотвращению загрязнения.
Территориальной сферой деятельности Соглашения являются морские районы, в отношении которых соответствующее государство-участник осуществляет в соответствии с международными правом суверенитет, суверенные права или юрисдикцию, включая его внутренние воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф к северу от южных границ, указанных в ст.3 Соглашения.
Все государства-участники обязаны поддерживать национальную систему оперативного и эффективного реагирования на инциденты, вызывающие загрязнение нефтью. В эту систему включается план введения чрезвычайных мер, обеспечение в заранее определенных местах оборудования для борьбы с разливами нефти, договоренность о координации реагирования на инциденты с возможностью мобилизации необходимых ресурсов.
Участники соглашения назначают компетентный национальный орган или органы, ответственные за обеспечение готовности и реагирование на загрязнение нефтью.
Соглашение также определяет порядок действий сторон, в случае получения информации о загрязнении или возможном загрязнении нефтью, закрепляет обязанность уведомлять другие государства, интересы которых могут быть затронуты соответствующим инцидентом.
Французские исследователи отмечают, что Соглашение представляет собой неэффективный и недоработанный механизм защиты от рисков, возникающих в связи с добычей нефти в морском пространстве по причине того, что данное Соглашение не создает новых обязательств для сторон, а все обязанности государств не выходят за рамки их национального законодательства. Французские правоведы отмечают, что в ст.15 Соглашения содержится норма, позволяющая заинтересованной стороне не исполнять или не надлежащим образом исполнять Соглашение. Данная статья содержит указание на то, что выполнение настоящего Соглашения зависит от возможностей сторон и наличия соответствующих ресурсов, за исключением статьи 10. Таким образом, не существует механизма, который бы сделал исполнения Соглашения обязательным вне зависимости от возможностей той или иной стороны. Отмечается, что государство имеет возможность исполнять обязательства по проявлению «должной осмотрительности», при этом не затрачивая средства на деятельность по фактической подготовке к предотвращению загрязнения нефтью. Кроме этого, соглашение также предусматривает разрешение возникающих между сторонами споров путем консультаций. Французская доктрина подчеркивает, что данное положение фактически лишено юридической силы, так как по итогам консультаций не выносится обязательного для исполнения решения.
Следующим документом, рассматриваемым во французской международно-правовой доктрине по вопросу добычи и разработки ресурсов в морском пространстве в Арктике является Полярный кодекс. Полярный кодекс вступил в силу 1 января 2017 года. Данный документ регулирует вопросы строительства и проектирования судов в полярных регионах, проведение поисково-спасательных операций, экологические нормы для судов и другие вопросы. Основной целью документа является обеспечение безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения в полярных водах. Французская правовая доктрина рассматривает в этой связи вопрос, касающийся соотношения норм, предусмотренных в Полярном кодексе с нормами национального законодательства в случае, когда последние накладывают более строгие требования, по сравнению с первыми. Например, перевозка и использование тяжелого топлива, которое запрещено в Антарктике в соответствии со статьей 43 Приложения I Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 год, не является запрещенным в Арктике, где транспортная активность значительно возросла благодаря Северному морскому пути. При этом, Полярный кодекс призывает применять данное положение Конвенции и в водах Арктики, а именно в Части II-B в статье 1 указано, что при эксплуатации в арктических водах суда поощряются в применении правила 43 Приложения 1 к МАРПОЛ. В результате, Норвегия, например, наложила запрет на использование тяжелого топлива в некоторых районах вокруг Шпицбергена.
Помимо межгосударственных соглашений, регулирующих морскую добычу нефтегазовых ресурсов, ряд торговых ассоциаций и организаций, устанавливающих стандарты в определенной сфере деятельности приняли определенные шаги по поддержке безопасной и эффективной промышленной деятельности в Арктике. Среди таких организаций французские исследователи выделяют Американский институт нефти, Международную ассоциацию производителей нефти и газа, Международную ассоциацию представителей нефтяной промышленности в поддержку охраны окружающей среды, а также Международную организацию по стандартизации. Французские правоведы анализируют основные результаты деятельности указанных организаций в вопросе морской нефтегазовой деятельности.
Американский институт нефти является национальной торговой ассоциацией США, которая рассматривает все аспекты нефтегазовой промышленности. Институт принял целый ряд стандартов по вопросу морского бурения, включая стандарты, применимые к трубопроводам, платформам и требованиям безопасности при работе на нефтяных платформах. Отдельно разработаны стандарты по проектированию и конструкции трубопроводов, используемых в условиях Арктики.
Международная ассоциация производителей нефти и газа представляет собой форум для различных компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере нефтегазовой добычи. Значимость данной ассоциации подтверждается статистическими данными, а именно, на членов ассоциации приходится более половины всей добываемой в мире нефти и более трети добываемого газа. В 2014 году Ассоциация сформировала комитет по Арктике. Данный комитет разрабатывает долгосрочную стратегию по развитию нефтегазовой деятельности в Арктике, занимается мониторингом и предлагает изменения в существующие международные и региональные программы развития Арктики, представляет интересы промышленности в отношениях с национальными ассоциациями. Кроме этого, была сформирована Целевая группа по вопросам координации деятельности в Арктике, которая занимается развитием науки по вопросам Арктики, борьбой с разливами нефти в Арктике, изменениями климата, развитием деятельности по безопасной добыче полезных ископаемых, в частности в морском пространстве, а также проблемами коренного населения Арктического региона. Также, Ассоциация разработала и опубликовала Руководство по защите окружающей среды Арктики. В нем содержатся рекомендации по предотвращению и реагированию на инциденты, подобные катастрофе на платформе Deepwater Horizont.
Международная ассоциация представителей нефтяной промышленности в поддержку охраны окружающей среды была создана в 1974 году и является механизмом взаимодействия промышленности и Организации Объединенных наций. Основной задачей своей деятельности Ассоциация объявила борьбу с разливами нефти. Ассоциация ведет активную работу по разработке технологий необходимых для эффективного реагирования на разливы нефти в морском пространстве Арктики, с учетом арктического климата.
Международная организация по стандартизации является международной независимой организацией, разрабатывающей стандарты в различных сферах деятельности. В вопросах морской нефтегазовой добыче Организация выработала стандарты, применяемые к материалам и оборудованию, используемых при бурении, производстве, транспортировке трубопроводов.
Таким образом, французская доктрина выделяет среди источников регулирования деятельности по нефтегазовой разработке и добыче Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, деятельность рабочих групп Арктического совета и деятельность торговых ассоциаций и организаций по разработке стандартов нефтегазовой деятельности.
Отдельно указывается роль местных общин в Арктике в процессе обсуждения вопросов, связанных с нефтегазовой добычей в морском пространстве Арктики. Основной формой такого взаимодействия являются консультации, в ходе которых компания, занимающаяся конкретным нефтегазовым морским проектом посещает общины, которые непосредственно затронуты реализацией соответствующего проекта. Однако, французские юристы отмечают, что такие консультации носят скорее характер разъяснений, чем согласования с местным населением. На примере Гренландии можно выделить основные причины недовольства местных общин проведением подобных консультаций. Во - первых, информация, предоставляемая населению носит сугубо технический, профессиональный характер, а конкретные вопросы, имеющие первоочередную важность для членов общины остаются без обсуждения. Во - вторых, члены общины не обеспечены временем для предварительной подготовки к соответствующим консультациям и соответственно не имеют возможности изучить особенности обсуждаемого проекта заблаговременно.
Французские ученые отмечают, что традиционные знания местных общин часто бывают полезны и для компаний, занимающихся освоением морских нефтегазовых месторождений в Арктике. Так, например, благодаря таким знаниям можно определить, когда морские разработки могут совпасть с миграцией млекопитающих, активным рыбным промыслом и климатическими изменениями. Местное население также первым замечает изменения природной среды, признаки разлива нефти на морской платформе и, таким образом, может незамедлительно сообщить об этом. Французские исследователи настаивают, что совместная деятельность профессиональных участников промышленной сферы и представителей местных общих является важнейшей составляющей для безопасного и эффективного использования морских нефтегазовых ресурсов в Арктике.
Проблема разработки единого международно-правового акта, регулирующего правовые основы деятельности государств по разработке и добычи нефти и газа в морском пространстве Арктики вытекает в первую очередь из различий в правовых подходах арктических государств по вопросам управления и развития данного региона. Высокая значимость данного вопроса подтверждается Стратегической программой действий по охране окружающей среды арктической зоны Российской Федерации, в соответствии с которой «возросшие в последнее десятилетие темпы развития нефтегазовой отрасли в Арктической зоне Российской Федерации и планируемое развитие работ на шельфе Баренцева и других арктических морей создает угрозу перерастания локального масштаба деградации окружающей среды в общезональный. Опасность загрязнения морской среды нефтью связана с планами ее добычи на континентальном шельфе Российской Федерации». Для того, чтобы выработать единые требования к осуществлению добычи нефти и газа на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне с соблюдением экологических и технических норм необходимо проанализировать правовые позиции прибрежных арктических государств по вопросу правового статуса Арктики.
КОТЛОВА Анна Викторовна
аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России, преподаватель кафедры публичного права МГИМО (У) МИД России (Одинцовский филиал)