Ртуть является особым и уникальным металлом известным человечеству еще с древнейших времен.
Ртуть вызывала особый интерес из-за своего уникального свойства - она является единственным металлом, находящимся в жидком состоянии при обычной температуре и в то же время считается самой тяжелой жидкостью [12].
В эпоху Средневековья ртуть получила широкое распространение, наиболее часто она стала использоваться в лечебной практике. Однако, постепенно наряду со многими достоинствами, которые были выявлены, обнаружился ее существенный недостаток - токсическое воздействие на организм человека. Эта проблема наиболее остро стала обсуждаться, начиная с XV-XVI вв., когда ученые стали уделять больше внимания исследованию вопроса возможности негативного влияния ртути и ее соединений на организм человека. Однако более ясное понимание уровня опасности и вредности ртути произошло несколько столетий спустя.
Впервые органические соединения ртути были описаны в 1800-х годах, а сообщения об отравлении метилртутью поступили в 1865 году [22]. Однако, предметом широкого обсуждения на международной арене данная тема стала лишь во второй половине XX в., когда ртутные соли стали использоваться при производстве бумажной массы, пластмасс, медицинских приборов и терапевтических средств, а также когда государства неожиданно столкнулись с массовыми отравлениями ртутью в Канаде, Иране, Швеции и массовой интоксикацией метилртутью в Японии, в связи, с чем огромное количество людей, в том числе и детей, оказались пораженными ранее не известной болезнью, получившей в дальнейшем название «болезнь Минамата» (по названию японского города, где произошло массовое отравление). Последствием развития данной болезни является возможность поражения центральной и периферической нервной системы, пищеварительной и иммунной системы, что может стать причиной летального исхода [16]. В случае контакта человека с ртутью и ее соединениями посредством вдыхания, телесного соприкосновения возможно развитие неврологических и поведенческих расстройств, которые станут причиной бессонницы, потери памяти, моторной дисфункции и т.д. [4].
Во второй половине XX века ученые отметили также увеличение уровня концентрации паров ртути в окружающей среде в несколько десятков раз по сравнению с естественным уровнем. Несмотря на тот факт, что ртуть является естественным компонентом природной среды, который содержится в земной коре, основных типах горных пород, она и ее соединения существенным образом способны загрязнять и атмосферу, и литосферу, однако наибольший отрицательный эффект от такого загрязнения наблюдается именно в гидросфере, где происходит процесс метилирования ртути в результате взаимосвязанных биохимических процессов, что может стать причиной серьезной угрозы живым организмам [19].
Отравления, произошедшие в ряде стран во второй половине XX века, стали главной причиной для беспокойства и дальнейшего обсуждения возникшей проблемы на международном уровне. Представители различных отраслей науки пришли к пониманию о необходимости проведения обширного исследования с целью анализа основных путей негативного воздействия ртути на здоровье человека. Было установлено, что в первую очередь отравление человека ртутью и ее соединениями может произойти в результате употребления пищевых продуктов и питьевой воды, пораженных элементами ртути, а также при дыхательном процессе, если уровень концентрации паров ртути в воздухе не соответствует нормативным показателям [9]. В отдельную категорию было отнесено воздействие, полученное в результате выполнения сотрудниками своей профессиональной деятельности, в процессе производства ртути, как сырья для ряда отраслей промышленности. Этот фактор имеет особое значение в таких отраслях промышленности, как химическая, электротехническая, приборостроительная [11].
Начиная с 1970-х государства стали принимать конкретные законодательные меры, направленные на регулирование вопросов обращения с ртутью с целью снижения риска негативного воздействия ртути и ее соединений на здоровье человека. Правительство Швеции и Японии запретило применение ртутных соединений, а затем утвердило, так называемый черный список озер и водоемов, опасных для людей и животного мира вследствие повышенного уровня концентрации ртути, куда в дальнейшем вносились определенные коррективы [25]. Также в это время более тридцати штатов США и восемь провинций Канады ввели полный запрет на продажу определенных медикаментозных средств, изготовленных из пораженной ртутью печени тихоокеанских тюленей [31]. Беременным женщинам, проживающим в том регионе, рекомендовалось приобретать морепродукты, выловленные только из определённых водоемов, где был подтвержден факт отсутствия заражения водных объектов ртутью. Соответствующие действия были предприняты и в СССР (в дальнейшем - в Российской Федерации). Так, в 1983 г. был утвержден ГОСТ, посвященный системе безопасности труда при работе с ртутью [8], в 1998 году был принят ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» [18], согласно которому ртуть была отнесена к классу чрезвычайно опасных отходов.
Осуществлённые на национальном уровне государствами мероприятия помогли осознать необходимость проведения глобальной оценки ртути Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) с целью установления примерного объема выбросов ртути в окружающую среду и определения потенциальных рисков, которые могут возникнуть в данной ситуации.
В 2001 году Совет управляющих ЮНЕП[1] предложил провести глобальную оценку ртути и ее соединений с целью установления примерного объема концентрации ртути в окружающей среде, выявления особо подверженных групп населения и определения основных источников воздействия [14]. Данная идея была поддержана со стороны Европейского Союза и Арктического Совета. В то же время «Норвегия, Исландия, Нидерланды и Чешская Республика предложили также, чтобы оценка дополнительно охватывала и другие тяжелые металлы, вызывающие определенное беспокойство» [23]. В результате было принято решение провести глобальную оценку ртути и сообщить о полученных результатах на 22-й сессии Совета управляющих ЮНЕП и на ней же решить вопрос о необходимости проведения оценки других тяжёлых металлов, которые вызывают определённое беспокойство.
Для реализации поставленной цели ЮНЕП составила план работы, который распространили среди правительств, межправительственных и неправительственных организаций, где было предложено представить любую имеющуюся информацию, находящуюся в их распоряжении, которая может быть полезной в период подготовки доклада [10]. С целью обеспечения открытого и общедоступного процесса ЮНЕП предложил правительствам, межправительственным и неправительственным организациям создать веб-сайт, по глобальной оценке, ртути, представить кандидатуры экспертов для включения их в состав рабочей группы [34]. В поддержку подготовки доклада ЮНЕП также учредил общий целевой фонд, позволивший ускорить процесс оценки ртути, путем увеличения количества сотрудников, принимающих участие в этом процессе [5].
Подготовленный проект глобальной оценки ртути был распространен среди членов рабочей группы, где были высказаны замечания, которые впоследствии были учтены экспертами. Участники совещания рабочей группы с учетом внесенных поправок подготовили окончательный отчет «Глобальная оценка выбросов ртути» [7], который представили на 22-ой сессии Совета управляющих ЮНЕП [1] в 2003 году. После ознакомления с основными положения отчета Совет Управляющих ЮНЕП пришел к выводу о необходимости консолидации усилий всех государств в связи с глобальным масштабом проблемы. Было принято решение о начале проведения мероприятий на национальном, региональном, международном уровне с целью сокращения выбросов ртути и выявления основных рисков, вызванных деятельностью человека. На международном уровне «...обязательство, касающиеся сокращения глобального неблагоприятного воздействия загрязнения ртутью, было подтверждено правительствами на 23-й сессии Совета Управляющих в феврале 2005 г.» [6].
В 2003 году Норвегия и Швейцария выступили с инициативой о создании юридически обязательного документа по ртути, эту идею поддержали Европейский Союз, некоторые страны Латинской Америки и Африки. Противниками данной идеи выступили Канада, США и Австралия, которые утверждали, что выработка юридически обязательного документа потребует большого количества времени и финансовых затрат, и по своей сути он будет менее эффективным, чем осуществление государствами добровольных действий и мер.
Кроме того, «Китай и Индия утверждали, что юридически обязательный документ может ограничить право на экономическое развитие, в процессе которого добыча ртути неизбежна» [35].
По результатам проведенных переговоров было принято решение обратиться к Исполнительному директору ЮНЕП с просьбой предложить государствам выразить свою позицию о необходимости осуществления краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мер по добыче и использованию ртути, а к 23-ей сессии ЮНЕП подготовить на основе сбора данных, мониторинга, исследования и анализа доклад, позволяющий решить вопрос о разработке юридически обязательного документа или документа, не имеющего обязательную юридическую силу, или о принятии других мер или действий, направленных на борьбу с предотвращением негативного воздействия ртути и ее соединений.
При изучении позиций государств о необходимости принятия и осуществления краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мер в отношении ртути были «... выявлены противоположные взгляды в отношении необходимости принятия юридически обязательного документа» [40]. США, Канада, Япония, Австралия выступали против начала ведения переговоров по созданию юридически обязательно документа по ртути. Группа этих стран предлагала осуществлять регулирование этой проблемы на основе добровольных мер. Противоположной точки зрения придерживался Европейский Союз, который призывал к созданию международного договора. Ряд государств таких, как Швейцария, Норвегия, Исландия выдвинули идею о создании имеющего обязательную юридическую силу документа, регламентирующие вопросы, не только связанные с ртутью, но и с другими тяжёлыми металлами (кадмий, свинец). В поддержку своей идеи Швейцария организовала мероприятие в 2006 году перед 5-й сессией Межправительственного форума по химической безопасности [33].
Организация и проведение Швейцарией такого рода мероприятия дало положительный результат: некоторые страны Африканской и Азиатско-Тихоокеанской группы согласились и поддержали идею создания юридически обязательного документа по ртути и другим тяжелым металлам на международном уровне. Представители США, стран Латинской Америки и Карибского бассейна продолжали настаивать на возможности регулирования проблемы исключительно в рамках национальных законодательств.
В сентябре 2006 г. в Венгрии (г. Будапешт) на пятой сессии Межправительственного Форума по химической безопасности было принято Будапештское заявление по ртути, свинцу и кадмию [13], в соответствии с которым признавалось негативное воздействие ртути, свинца, кадмия на окружающую среду и здоровье человека. Было установлено, что принимаемые меры и действия для сокращения уровня выбросов ртути и уменьшение рисков, связанных с использованием тяжелых металлов, являются недостаточными. Обращалось особо внимание на необходимость принятия глобальных, региональных и национальных добровольных мер для осуществления процесса контроля. ЮНЕП предлагал оценить необходимость проведения дальнейших действий, рассмотрев при этом ряд вариантов, включая возможность создания юридически обязательного документа [24].
К 2007 г. идею о необходимости создания и подготовки документа по ртути, имеющего обязательную юридическую силу, поддерживали ЕС, Япония, Россия, Бразилия, Уругвай, а также страны Африки. США, Канада, Китай, Индия и Австралия продолжали настаивать на том, что более эффективным методом является осуществление добровольных национальных мер. Идея создания глобального документа по ртути получила еще большую поддержку на 24-й сессии Совета Управляющих ЮНЕП [2].
К февралю 2007 г. была создана и функционировала программа по ртути в отделе ЮНЕП по химическим веществам. Норвегия, Швейцария и ряд других государств снова выдвинули предложение расширить программу, так, чтобы она охватывала не только ртуть, но и другие опасные химические вещества, но выдвинутое предложение опять не получило должной поддержки. В этом же году Совет Управляющих ЮНЕП принял решение о дальнейшем укреплении своей программы по ртути, принятии долгосрочных мер и создании рабочей группы открытого состава.
Создание рабочей группы открытого состава дало новый виток для обсуждения вопроса о необходимости создания глобального документа по ртути. К 2007 г. было предложено несколько вариантов решения данной проблемы:
- внесение поправок в одно из приложений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 2001 г. в раздел списка химические вещества;
- принятие Протокола по ртути к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 2001 г.;
- разработка и принятие отдельной конвенции по вопросам обращения с ртутью и ее соединениями.
По прошествии времени стало ясно, что наилучшим вариантом в сложившейся ситуации является разработка отдельной конвенции по ртути. Основная причина принятия такого решения заключалась в выдвижении предположения рядом государств о возможной неэффективности двух других подходов и сложности их реализации. Вдобавок к этому ряд стран посчитали, что принятие новой конвенция может стать основой для будущего регулирования других химических веществ, вызывающих глобальную озабоченность, таких как свинец и кадмий [26].
В создание и принятие самостоятельного юридически обязательного документа по ртути в тот исторический момент слабо верилось в связи отказом и не желанием принятия такого рода документа рядом ведущих стран мира, такими как США, Аргентина, Мексика, Китай, Индия, Австралия и Канада [36]. Эта группа стран продолжала настаивать на возможности регулирования процесса добычи, импорта, экспорта и использования ртути в производственных процессах за счет осуществления добровольных национальных мер. В поддержку своей позиции они представили на втором заседании рабочей группы открытого состава программу, направленную на регулирование процессов выброса ртути и ее соединений, на основе осуществления добровольных мер [36].
Ситуация кардинальным образом изменилась в 2009 г., когда по итогам президентских выборов в США победу одержал Барак Обама [21], и в Белый дом пришла новая администрация президента (демократы, которые поддерживают идею чистой энергетики, защиту экологии в отличие от республиканцев). Эти события стали поводом для изменения позиции США на международной арене. США поддержал идею создания юридически обязательного документа по ртути.
На 25-й сессии Совета Управляющих ЮНЕП в 2009 г. [3] было принято решение о начале ведения переговоров по разработке глобального документа по ртути. Идея распространения сферы применения конвенции на другие химические вещества, в частности на кадмий и свинец, не была поддержана со стороны большинства государств, в связи с неготовностью ряда стран осуществить конкретные ограничительные мероприятия в отношении других тяжелых металлов.
В 2009 г. специальная рабочая группа открытого состава начала подготовку к работе межправительственного комитета для ведения переговоров [38], который в 2010 году начал свое функционирование и за три года до начала 27-ой сессии Совета Управляющих ЮНЕП должен был ее завершить. На основе принципа 7 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию [15], докладов подготовленных к сессиям с 22-ой по 25-ую Совета Управляющих ЮНЕП Исполнительным директором ЮНЕП было предложено комитету разработать глобальный документ по ртути, текст, которого должен был включать положения, направленные на ограничение и сокращение ртути в технологии производства определённых продуктов, разработку системы, направленную на ликвидацию выбросов ртути в атмосферу, и методов контроля, регулирующих процесс выброса ртути, отдельно нужно было осветить вопросы, направленные на установление производственных процессов, в которых применение ртути являлось бы возможным, и мер финансовой и технической поддержки [39]. Разработка такого рода конвенции менее чем за четыре года, которая удовлетворяла бы интересы всех государств, было не простой задачей.
Переговоры шли достаточно успешно, было принято решение о проведении заседаний каждые 7-8 месяцев с целью обсуждения спорных вопросов. Решение о проведении заседаний с таким интервалом было обусловлено необходимостью обобщения результатов и подготовкой документов на основе анализа собранных материалов. Особый вклад в процесс подготовки конвенции внесла Швейцария, которая на протяжении всего процесса переговоров организовывала неофициальные консультации между ключевыми участниками [29]. Тем не менее, практически по каждому обсуждаемому вопросу между странами возникали определенные разногласия.
Среди числа самых обсуждаемых вопросов в процессе проведения переговоров было выдвижение предложения группой стран о введении полного запрета на добычу ртути. Однако эта идея не была поддержана всеми странами. Китай настаивал на том, что не будет отказываться от добычи ртути, тем самым наносить вред своей экономике, до того момента пока не сможет найти должного аналога ртути, способного заменить ее в производственном процессе [20].
При обсуждении вопроса о международной торговле возникала проблема, заключающаяся в отказе США устанавливать торговые ограничения на импорт. В целях решения проблемы США предложили ввести запрет на торговое ограничение импорта ртути от государств, не являющихся сторонами конвенции, и при этом установить для принимающей стороны полный запрет на экспорт ртути и обеспечить должную меру экологической безопасности при импорте. Это предложение не получило поддержки, тогда Швейцария выдвинула идею о введении процедуры получения письменного согласия со стороны государства о готовности в процессе импорта обеспечить охрану здоровья человека и окружающей среды, и при этом ввести ограничение на использование импортируемой ртути только в целях, установленных конвенцией. Идея, предложенная Швейцарией, была поддержана и включена в текст договора.
Основная часть переговорного процесса по созданию положений конвенции была нацелена на формирования списка, который должен был установить категории продукции, товаров и услуг, производство и предоставление, которых запрещалось. Было предложено несколько вариантов решения:
- установить «... запрет на определённую продукцию ("положительный список");
- наложить общий запрет с исключениями ("отрицательный список");
- найти компромисс между двумя списками ("гибридный подход")» [27].
Африканская группа стран совместно с Норвегией и Швейцарией придерживались позиции создания «отрицательного списка», США и Канада выступали за установление «положительного списка», страны Латинской Америки и Карибского бассейна были за формирование «гибридного подхода». Межправительственный комитет для ведения переговоров, посчитал, что наилучшим вариантом в сложившейся ситуации является создание «положительного списка», ввиду его большей практичности, рентабельности, а также возможности применить и реализовать в более короткие сроки. Для эффективной реализации принятого подхода было решено ввести поэтапные меры отказа.
Ключевым вопросом в переговорном процессе было установление объема выбросов ртути в атмосферу. Это было связано в первую очередь с тем, что данная категория выбросов выступает в качестве основного загрязнителя окружающей среды. В целях удовлетворения интересов всех государств было принято решение об установлении гибкого подхода. В результате чего выделились две группы источников: соответствующие и новые. Для «соответствующих источников» установилось 5 мер, направленных на регулирование процесса контроля и сокращения выбросов, где каждой стороне договора предоставляется возможность выбора одной или нескольких мер с учетом национальной ситуации и включение этих мер в свой национальный план. Для «новых источников» сторонам одновременно необходимо будет осуществлять поэтапное сокращение выбросов, и применять наилучшие методы и виды природоохранной деятельности в процессе контроля.
После четвертого раунда переговоров по некоторым положениям, которым уделялось особое внимание и значение, не удалось достичь компромисса. Так, нерешенными оставались вопросы, касающиеся регулирования процесса кустарной и мелкомасштабной золотодобычи, механизма финансирования, оценки эффективности и соблюдения положений конвенции. «Для достижения консенсуса Председатель Межправительственного комитета для ведения переговоров подготовил предложение по компромиссному тексту» [32]. Швейцария, в свою очередь, организовала и провела неофициальную встречу между ключевыми участниками в Глионе за два месяца до 5-го Межправительственного комитета для ведения переговоров, где удалось найти возможные решения на большинство не урегулированных и спорных вопросов [28].
12 января 2013 г. возобновились переговоры по согласованию положений глобального договора по ртути. После недели интенсивных обсуждений 19 января 2013 г. Межправительственный комитет для ведения переговоров завершил свою пятую сессию утверждением текста Минаматской конвенции о ртути. 10 октября 2013 г. текст конвенции был принят в Японии (город Кумамото), и с этого момента она стала открытой для подписания [37]. В итоге Конвенция получила свое название в честь японского города Минамата, где в 1956 года у некоторых жителей города была обнаружена странная болезнь, впоследствии получившая названная «болезнь Минамата». Однако символическое название вызвало не однозначную реакцию со стороны жертв болезни Минамата: одни поддерживали такое название, другие критиковали, так как считали, что Конвенция «...несовершенна, потому что не регулирует вопросы ответственности загрязнителей и, таким образом, позорит жертв «болезни Минамата»» [30]. Вступила в силу Минаматская конвенция по ртути 16 августа 2017 года после того, как ее ратифицировали 50 государств. На сегодняшний день Конвенцию ратифицировали 137 государств [17], к числу не ратифицировавших стран относится Россия, Казахстан, Венесуэла, Новая Зеландия, большая часть стран Африки и др.
Таким образом, начиная с XV-XVI вв. ученые стали осознавать возможность негативного влияния ртути и ее соединений на организм человека и на окружающую среду, однако международное сообщество пришло к пониманию о необходимости осуществления международно-правовой охраны здоровья человека и окружающей среды от вредоносного воздействия ртути и её соединений только в начале XXI в. В целом принятая Минаматская конвенция продемонстрировала готовность международного сообщества объединится во имя общего блага, несмотря на целый ряд противоречий в процессе переговоров по ее созданию.
ЮСИФОВА Парзад Низами кызы
аспирант кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов