Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Имплементация норм международного экологического права в связи с ситуацией на болотах Ирака

Болота Ирака имеют большое экологическое, историче­ское и культурное значение и являются колыбелью шумер­ской, аккадской, ассирийской и вавилонской цивилизаций.

Иракские болота - это участки ландшафта, круглый год или в определенные сезоны, покрытые водой, включающие мелкие и относительно глубокие районы.

Болота Ирака отличаются от многообразия болот мира, поскольку их экологические характеристики в плане движе­ния воды, количества растворенного кислорода, обилия рас­тений, разновидностей биологического разнообразия, их непрерывности на протяжении всей истории и жизненная производительность радикально отличаются от существую­щих водно-болотных угодий.

Важность болот во многих районах, проявляется в сохра­нении и удержании течений рек Тигр и Евфрат, и приливных эстуариев, в удалении вредных загрязняющих веществ, метал­лов и органических веществ из воды, где почвенные микробы анализируют органические отходы, чтобы уменьшить их вред.

В этой связи Ирак стремится к тому, чтобы все его нацио­нальные возможности, правовые институты и международные отношения способствовали включению болот в список миро­вого наследия, поскольку государство содержит множество природных и археологических объектов, достойных внесения в Список всемирного наследия.

Болота, расположенные на юге Ирака, являются одними из значительных и уникальных объектов, представляющих со­бой важнейшую природоохранную зону биоразнообразия в мире, и имеющие исключительную глобальную ценность.

Роль болота - это источник воды, место для разнообразия растений и животных, а также наличие запасов нефти. В этой связи будущее водно-болотных угодий является приоритет­ным в списке объектов Ирака по восстановлению.

22.02.2015 г. группа экспертов Международного союза охраны природы (МСОП) посетила Ирак, с целью скоорди­нировать подготовку всех требований к кандидатам, для соот­ветствующих провинций (Басра, Майсан и Ди-Кар), в связи с подготовкой плана, который включает управление болотами- кандидатами на основе международных стандартов для болот, в период с 5-8.10.2015 г. Оценка работы представителя Ирака экспертами МСОП в период с 15-22.11.2015 г. Этап заверша­ется решением Комитета Всемирного наследия о включении болот в Список всемирного наследия в июле 2016 года.

На международном уровне охраняемые районы устанав­ливают международные и юридические обязательства, как перед мировым сообществом в целом, так и перед соседями Ирака в частности, воздерживаться от действий, которые угро­жают культурным особенностям и биологическому разноо­бразию болот.

Охраняемые территории являются неотъемлемой частью окружающей среды и важным источником биоразнообразия растительного и животного, культурного и человеческого. Следовательно, необходимо заботиться о них и сохранять для нынешнего и будущего поколений. Природные ресурсы вклю­чают воду, почву, флору и фауну. Это типичные образцы при­родных экосистем. Возрастает потребность в законодательстве и нормативных актах по защите биоразнообразия от различ­ных неблагоприятных факторов и угрозы их исчезновения.

Защита природных заповедников направлена на сохра­нение живых ресурсов, генетического разнообразия в группах организмов и благоприятных экологических процессов в эко­системе, которые взаимодействуют в рамках природоохран­ных мероприятий. В целях получения прибыли от посещения охраняемых районов и их защиты, требуется проведение ис­следований природных ресурсов, а также экологический мо­ниторинг туризма.

МСОП определяет природные заповедники как «райо­ны земли или моря, предназначенные для охраны биоразноо­бразия и связанных с ним культурных и природных ресурсов, управляемые с помощью законных или других эффективных средств».

Это определение было принято Генеральной Ассамблеей МСОП. Его распространение приобрело справочный характер в процессе управления различными природными заповедни­ками и использовалось государствами в национальных зако­нах, в соответствии с признанным международным режимом управления природными ресурсами.

Однако в 2008 году МСОП изменил свое определение. Эта поправка была определена следующим образом: «Природ­ный резерв представляет собой конкретный географический район, защищаемый и управляемый посредством эффектив­ных правовых средств и мер по сохранению природы, экоси­стем и культурных ценностей в долгосрочной перспективе».

Вследствие опыта, полученного МСОП последнее опре­деление, в отличие от первого, приобрело более подробный и обновленный характер. Определение включает идентифи­кацию охраняемой территории и идентификацию средств за­щиты.

Большинство государств приняли определение МСОП в своих законодательствах о защите природных заповедников, разница заключается лишь в разработке правовых норм. В за­коне Ирака № 27 от 2009 года «Об охране и улучшении окру­жающей среды» в пункте 12 статьи II, Главы I имеется следую­щее определение: «Участки земной поверхности или водоемы, защищенные от загрязнения благодаря своим природным, биологическим или культурным особенностям».

Кроме того, иракское законодательство представило дру­гое определение охраняемых территорий в положении № 2 от 2014 года «О природных заповедниках». Природный заповед­ник определяется как: «Участок земли или воды (прибрежный или подводный), содержащий растительные, животные орга­низмы, природные и культурные особенности, научные, ту­ристические или эстетические ценности, с целью сохранения экологических ресурсов и поддержания их развития, в рамках правовой защиты».

Закон Министерства окружающей среды Республики Ирак, основан на определении заповедников как: «Площадь суши или воды, предназначенных для охраны, и сохранения природных, биологических и культурных ресурсов, посред­ством имеющихся правовых мер и средств».

Следует отметить, что в определениях, приведенных иракским законодательством относительно охраняемых тер­риторий, не предусматривается естественная защита, в том случае, если территория суши и воды расположена в одном заповеднике. Таким образом, законодательство Министер­ства окружающей среды Республики Ирак должно содержать указание о защите территорий, сочетающих сушу и воду в од­ном заповеднике, поскольку существует такой заповедник как Сафа в Басре, южный Ирак.

Природный заповедник можно определить, как: «Четко определенный географический район, который поддержи­вается и управляется с помощью правовых и других средств, что способствует долгосрочной охране природных ресурсов, включая экосистемы и культурные ценности».

В результате политических и правовых изменений, про­изошедших в государстве Ирак, в области окружающей среды, начиная с разработки закона № 27 от 2009 года «О защите и улучшении окружающей среды» и закона № 37 от 2008 года «Об охране окружающей среды и организации Министерства окружающей среды», заповедники Ирака по-прежнему не имели собственного закона, который обеспечивал бы их защи­ту и сохранение. С одной стороны, необходимо было создание проекта, с другой - его организация и управление.

С этой целью Министерство охраны окружающей среды Ирака подготовило программу по защите природных запо­ведников. После серии юридических процедур, было одобре­но утверждение Совета министров Ирака о принятии Положе­ния № 2 от 2014 года «О природных заповедниках», который содержит 13 статей.

В первой статье содержатся наиболее важные определе­ния, касающиеся охраняемых территорий, такие как опреде­ление заповедника, водно-болотных угодий, местообитаний, видов, находящихся под угрозой исчезновения, устойчивого развития природного наследия и других. Статья 2 предусма­тривает создание Национального комитета по охраняемым природным территориям и процедур, связанных с работой Комитета. Среди его членов - представители организаций гражданского общества, связанных с окружающей средой.

Положение о природных заповедниках определило ман­дат Национальной комиссии по охраняемым природным тер­риториям, в том числе:

  1. Предлагать включение областей-кандидатов в качестве охраняемых районов в национальный список заповедников.
  2. Классифицировать охраняемые районы по уровням: национальные, региональные, трансграничные, правитель­ственные или неправительственные.
  3. Разрабатывать необходимые планы по управлению за­поведниками и научными планами о том, как развивать их живые ресурсы.
  4. Подготавливать программы экологической осведом­ленности о важности сохранения заповедников и необходимо­сти участия в их защите и развитии.
  5. Контролировать деятельность и обеспечивать отсут­ствие негативного влияния на биоразнообразие.
  6. Координировать управление в области поощрения и развития традиционных знаний с положительным воздей­ствием на биоразнообразие.
  7. Взаимодействовать с международными организациями и странами, имеющими опыт в этой области, с целью разви­тия природных ресурсов.
  8. Вносить вклад в подготовку исследований, необходи­мых для освоения природных заповедников.

Комиссия по охраняемым природным территориям об­ратилась к Министерству окружающей среды с просьбой ре­комендовать Совету министров, параметры для определения природных заповедников, в соответствии с международными стандартами.

Далее определяются условия необходимые для создания природных заповедников, включая определение политики и целей, а также формирование группы планирования и де­маркация охраняемого района, подготовка плана управления, принятие естественных стандартов, которые включают при­родные и экологические системы, виды и генетическое разно­образие.

Положение № 2 от 2014 года «О природных заповедни­ках» предусматривает наиболее важные условия, необходи­мые для отбора охраняемых территорий, в том числе: четкое различие между компонентами биоразнообразия, наличие ряда эндемичных видов среди компонентов биологического разнообразия и наличие одного или нескольких редких, или находящихся под угрозой исчезновения видов.

  • Положением № 2 «О природных заповедниках», запре­щены к совершению на охраняемых территориях следующие виды деятельности6:
  • Создание лагерей без разрешения Министерства окру­жающей среды.
  • Повреждение компонентов биоразнообразия.
  • Сокращение или уничтожение растений
  • Охота, перевозка, уничтожение, причинение вреда и вытеснение эндемических или миграционных видов, включая птиц.
  • Любая деятельность, которая отрицательно сказывается на естественной жизни различных видов растений и живот­ных.
  • Меры наказания в отношении нарушителей устанавли­ваются и применяются согласно закону № 27 от 2009 года «О защите и улучшении окружающей среды».

Мы не согласны с иракским законодательным органом в отношении Положения № 2 от 2014 года «О природных запо­ведниках» касательно штрафов за нарушение закона «О защи­те и улучшении окружающей среды», по следующим причи­нам:

  1. Уголовно-правовые нормы основаны на базовом прин­ципе, к преступлению применяется наказание, только в соот­ветствии с законом, это оговаривает статья 19/II Конституции Ирака. В связи с этим, компетентным органом, определяю­щим преступные действия и наказание за причинение вреда биологическому разнообразию, является законодательная власть (иракский парламент), а не исполнительная. Таким об­разом, исполнительная власть (Министерство окружающей среды и Совет министров) обладает юридическим правом криминализовать правовые акты о причинении вреда при­родным заповедникам.
  2. Многочисленные экологические проблемы биоразно­образия (флоры и фауны Ирака), и осуществление междуна­родных обязательств Ирака в отношении защиты биологиче­ского разнообразия, требуют принятия закона о природных заповедниках. Это связано с тем, что иракский парламент не принял закон о регулировании и управлении природным за­поведникам, с одной стороны, и обеспечить адекватную пра­вовую защиту, явно предусматривая преступные действия и определяя соответствующие санкции с другой стороны.
  3. Мы также считаем, что наказание, предусмотренное Статьей 34 закона № 27 от 2009 года «Об улучшении и защи­те окружающей среды» за нарушение, представляющее со­бой тюремное заключение на срок не менее 3-х месяцев или штраф в размере не менее 1 млн. динаров и не более 20 млн. динаров или общей суммы двух наказаний, не обеспечивает требуемую правовую защиту биологического разнообразия (растений и животных).

Мы предлагаем законодательству Ирака при разработке законов о природных заповедниках, рассматривать преступле­ния, связанные с изменением биоразнообразия в соответствии со следующей формулой:

Наказание предусматривает лишение свободы на срок не более 7 лет и штраф в размере не более 20 млн. иракских динаров, в случае осуществления следующих запрещенных действий:

  • Вывоз живых организмов, будь то животных или расте­ний, из природного заповедника.
  • Нарушение экологической среды природного заповед­ника.
  • Внедрение экзотических видов животных или растений в природный заповедник.

Наказанием является лишение свободы на срок не более одного года и штраф, не превышающий один миллион ирак­ских динаров, либо одно из этих двух наказаний за совершение каких-либо действий, упомянутых в вышеуказанной статье.

В этой связи, по нашему мнению, требуется создание базы данных о растениях и животных, с целью сохранения биологического разнообразия болот.

Иракскому правительству надлежит проводить работу по периодическому обзору экологических рисков, при поддерж­ке различных учреждений, полученные результаты будут вно­сится в подготовленную базу данных, которая окажет помощь в деятельности по оценке эффективности, при изучении эко­логических изменений болот.

Необходимо восстановление технических и управлен­ческих кадров, отвечающих за экологические задачи на болотах, а также министерств, ответственных за область охраны и улучшения окружающей среды, путем разра­ботки учебных программ по достижению наилучшего экологического баланса в сотрудничестве с учреждени­ями высшего образования, научно-исследовательскими учреждениями, а также учреждениями, связанными с на­укой и техникой.

Иракскому правительству надлежит проводить исследо­вания по оценке состояния окружающей среды болот и пока­зателей использования возобновляемых источников энергии, в сотрудничестве с университетами, колледжами, института­ми и связанными с ними научно-исследовательскими центра­ми.

И, наконец, создание экологической культуры во всех государственных учреждениях и организациях гражданского общества, связанных с окружающей средой, что способствует контролю над увеличением загрязняющих веществ на терри­тории водно-болотных угодий.

ХАШИМ Салван Джабер
аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета, ассистент лектора юридического колледжа Университета ал-Нахрайн Республики Ирак

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях