Болота Ирака имеют большое экологическое, историческое и культурное значение и являются колыбелью шумерской, аккадской, ассирийской и вавилонской цивилизаций.
Иракские болота - это участки ландшафта, круглый год или в определенные сезоны, покрытые водой, включающие мелкие и относительно глубокие районы.
Болота Ирака отличаются от многообразия болот мира, поскольку их экологические характеристики в плане движения воды, количества растворенного кислорода, обилия растений, разновидностей биологического разнообразия, их непрерывности на протяжении всей истории и жизненная производительность радикально отличаются от существующих водно-болотных угодий.
Важность болот во многих районах, проявляется в сохранении и удержании течений рек Тигр и Евфрат, и приливных эстуариев, в удалении вредных загрязняющих веществ, металлов и органических веществ из воды, где почвенные микробы анализируют органические отходы, чтобы уменьшить их вред.
В этой связи Ирак стремится к тому, чтобы все его национальные возможности, правовые институты и международные отношения способствовали включению болот в список мирового наследия, поскольку государство содержит множество природных и археологических объектов, достойных внесения в Список всемирного наследия.
Болота, расположенные на юге Ирака, являются одними из значительных и уникальных объектов, представляющих собой важнейшую природоохранную зону биоразнообразия в мире, и имеющие исключительную глобальную ценность.
Роль болота - это источник воды, место для разнообразия растений и животных, а также наличие запасов нефти. В этой связи будущее водно-болотных угодий является приоритетным в списке объектов Ирака по восстановлению.
22.02.2015 г. группа экспертов Международного союза охраны природы (МСОП) посетила Ирак, с целью скоординировать подготовку всех требований к кандидатам, для соответствующих провинций (Басра, Майсан и Ди-Кар), в связи с подготовкой плана, который включает управление болотами- кандидатами на основе международных стандартов для болот, в период с 5-8.10.2015 г. Оценка работы представителя Ирака экспертами МСОП в период с 15-22.11.2015 г. Этап завершается решением Комитета Всемирного наследия о включении болот в Список всемирного наследия в июле 2016 года.
На международном уровне охраняемые районы устанавливают международные и юридические обязательства, как перед мировым сообществом в целом, так и перед соседями Ирака в частности, воздерживаться от действий, которые угрожают культурным особенностям и биологическому разнообразию болот.
Охраняемые территории являются неотъемлемой частью окружающей среды и важным источником биоразнообразия растительного и животного, культурного и человеческого. Следовательно, необходимо заботиться о них и сохранять для нынешнего и будущего поколений. Природные ресурсы включают воду, почву, флору и фауну. Это типичные образцы природных экосистем. Возрастает потребность в законодательстве и нормативных актах по защите биоразнообразия от различных неблагоприятных факторов и угрозы их исчезновения.
Защита природных заповедников направлена на сохранение живых ресурсов, генетического разнообразия в группах организмов и благоприятных экологических процессов в экосистеме, которые взаимодействуют в рамках природоохранных мероприятий. В целях получения прибыли от посещения охраняемых районов и их защиты, требуется проведение исследований природных ресурсов, а также экологический мониторинг туризма.
МСОП определяет природные заповедники как «районы земли или моря, предназначенные для охраны биоразнообразия и связанных с ним культурных и природных ресурсов, управляемые с помощью законных или других эффективных средств».
Это определение было принято Генеральной Ассамблеей МСОП. Его распространение приобрело справочный характер в процессе управления различными природными заповедниками и использовалось государствами в национальных законах, в соответствии с признанным международным режимом управления природными ресурсами.
Однако в 2008 году МСОП изменил свое определение. Эта поправка была определена следующим образом: «Природный резерв представляет собой конкретный географический район, защищаемый и управляемый посредством эффективных правовых средств и мер по сохранению природы, экосистем и культурных ценностей в долгосрочной перспективе».
Вследствие опыта, полученного МСОП последнее определение, в отличие от первого, приобрело более подробный и обновленный характер. Определение включает идентификацию охраняемой территории и идентификацию средств защиты.
Большинство государств приняли определение МСОП в своих законодательствах о защите природных заповедников, разница заключается лишь в разработке правовых норм. В законе Ирака № 27 от 2009 года «Об охране и улучшении окружающей среды» в пункте 12 статьи II, Главы I имеется следующее определение: «Участки земной поверхности или водоемы, защищенные от загрязнения благодаря своим природным, биологическим или культурным особенностям».
Кроме того, иракское законодательство представило другое определение охраняемых территорий в положении № 2 от 2014 года «О природных заповедниках». Природный заповедник определяется как: «Участок земли или воды (прибрежный или подводный), содержащий растительные, животные организмы, природные и культурные особенности, научные, туристические или эстетические ценности, с целью сохранения экологических ресурсов и поддержания их развития, в рамках правовой защиты».
Закон Министерства окружающей среды Республики Ирак, основан на определении заповедников как: «Площадь суши или воды, предназначенных для охраны, и сохранения природных, биологических и культурных ресурсов, посредством имеющихся правовых мер и средств».
Следует отметить, что в определениях, приведенных иракским законодательством относительно охраняемых территорий, не предусматривается естественная защита, в том случае, если территория суши и воды расположена в одном заповеднике. Таким образом, законодательство Министерства окружающей среды Республики Ирак должно содержать указание о защите территорий, сочетающих сушу и воду в одном заповеднике, поскольку существует такой заповедник как Сафа в Басре, южный Ирак.
Природный заповедник можно определить, как: «Четко определенный географический район, который поддерживается и управляется с помощью правовых и других средств, что способствует долгосрочной охране природных ресурсов, включая экосистемы и культурные ценности».
В результате политических и правовых изменений, произошедших в государстве Ирак, в области окружающей среды, начиная с разработки закона № 27 от 2009 года «О защите и улучшении окружающей среды» и закона № 37 от 2008 года «Об охране окружающей среды и организации Министерства окружающей среды», заповедники Ирака по-прежнему не имели собственного закона, который обеспечивал бы их защиту и сохранение. С одной стороны, необходимо было создание проекта, с другой - его организация и управление.
С этой целью Министерство охраны окружающей среды Ирака подготовило программу по защите природных заповедников. После серии юридических процедур, было одобрено утверждение Совета министров Ирака о принятии Положения № 2 от 2014 года «О природных заповедниках», который содержит 13 статей.
В первой статье содержатся наиболее важные определения, касающиеся охраняемых территорий, такие как определение заповедника, водно-болотных угодий, местообитаний, видов, находящихся под угрозой исчезновения, устойчивого развития природного наследия и других. Статья 2 предусматривает создание Национального комитета по охраняемым природным территориям и процедур, связанных с работой Комитета. Среди его членов - представители организаций гражданского общества, связанных с окружающей средой.
Положение о природных заповедниках определило мандат Национальной комиссии по охраняемым природным территориям, в том числе:
- Предлагать включение областей-кандидатов в качестве охраняемых районов в национальный список заповедников.
- Классифицировать охраняемые районы по уровням: национальные, региональные, трансграничные, правительственные или неправительственные.
- Разрабатывать необходимые планы по управлению заповедниками и научными планами о том, как развивать их живые ресурсы.
- Подготавливать программы экологической осведомленности о важности сохранения заповедников и необходимости участия в их защите и развитии.
- Контролировать деятельность и обеспечивать отсутствие негативного влияния на биоразнообразие.
- Координировать управление в области поощрения и развития традиционных знаний с положительным воздействием на биоразнообразие.
- Взаимодействовать с международными организациями и странами, имеющими опыт в этой области, с целью развития природных ресурсов.
- Вносить вклад в подготовку исследований, необходимых для освоения природных заповедников.
Комиссия по охраняемым природным территориям обратилась к Министерству окружающей среды с просьбой рекомендовать Совету министров, параметры для определения природных заповедников, в соответствии с международными стандартами.
Далее определяются условия необходимые для создания природных заповедников, включая определение политики и целей, а также формирование группы планирования и демаркация охраняемого района, подготовка плана управления, принятие естественных стандартов, которые включают природные и экологические системы, виды и генетическое разнообразие.
Положение № 2 от 2014 года «О природных заповедниках» предусматривает наиболее важные условия, необходимые для отбора охраняемых территорий, в том числе: четкое различие между компонентами биоразнообразия, наличие ряда эндемичных видов среди компонентов биологического разнообразия и наличие одного или нескольких редких, или находящихся под угрозой исчезновения видов.
- Положением № 2 «О природных заповедниках», запрещены к совершению на охраняемых территориях следующие виды деятельности6:
- Создание лагерей без разрешения Министерства окружающей среды.
- Повреждение компонентов биоразнообразия.
- Сокращение или уничтожение растений
- Охота, перевозка, уничтожение, причинение вреда и вытеснение эндемических или миграционных видов, включая птиц.
- Любая деятельность, которая отрицательно сказывается на естественной жизни различных видов растений и животных.
- Меры наказания в отношении нарушителей устанавливаются и применяются согласно закону № 27 от 2009 года «О защите и улучшении окружающей среды».
Мы не согласны с иракским законодательным органом в отношении Положения № 2 от 2014 года «О природных заповедниках» касательно штрафов за нарушение закона «О защите и улучшении окружающей среды», по следующим причинам:
- Уголовно-правовые нормы основаны на базовом принципе, к преступлению применяется наказание, только в соответствии с законом, это оговаривает статья 19/II Конституции Ирака. В связи с этим, компетентным органом, определяющим преступные действия и наказание за причинение вреда биологическому разнообразию, является законодательная власть (иракский парламент), а не исполнительная. Таким образом, исполнительная власть (Министерство окружающей среды и Совет министров) обладает юридическим правом криминализовать правовые акты о причинении вреда природным заповедникам.
- Многочисленные экологические проблемы биоразнообразия (флоры и фауны Ирака), и осуществление международных обязательств Ирака в отношении защиты биологического разнообразия, требуют принятия закона о природных заповедниках. Это связано с тем, что иракский парламент не принял закон о регулировании и управлении природным заповедникам, с одной стороны, и обеспечить адекватную правовую защиту, явно предусматривая преступные действия и определяя соответствующие санкции с другой стороны.
- Мы также считаем, что наказание, предусмотренное Статьей 34 закона № 27 от 2009 года «Об улучшении и защите окружающей среды» за нарушение, представляющее собой тюремное заключение на срок не менее 3-х месяцев или штраф в размере не менее 1 млн. динаров и не более 20 млн. динаров или общей суммы двух наказаний, не обеспечивает требуемую правовую защиту биологического разнообразия (растений и животных).
Мы предлагаем законодательству Ирака при разработке законов о природных заповедниках, рассматривать преступления, связанные с изменением биоразнообразия в соответствии со следующей формулой:
Наказание предусматривает лишение свободы на срок не более 7 лет и штраф в размере не более 20 млн. иракских динаров, в случае осуществления следующих запрещенных действий:
- Вывоз живых организмов, будь то животных или растений, из природного заповедника.
- Нарушение экологической среды природного заповедника.
- Внедрение экзотических видов животных или растений в природный заповедник.
Наказанием является лишение свободы на срок не более одного года и штраф, не превышающий один миллион иракских динаров, либо одно из этих двух наказаний за совершение каких-либо действий, упомянутых в вышеуказанной статье.
В этой связи, по нашему мнению, требуется создание базы данных о растениях и животных, с целью сохранения биологического разнообразия болот.
Иракскому правительству надлежит проводить работу по периодическому обзору экологических рисков, при поддержке различных учреждений, полученные результаты будут вносится в подготовленную базу данных, которая окажет помощь в деятельности по оценке эффективности, при изучении экологических изменений болот.
Необходимо восстановление технических и управленческих кадров, отвечающих за экологические задачи на болотах, а также министерств, ответственных за область охраны и улучшения окружающей среды, путем разработки учебных программ по достижению наилучшего экологического баланса в сотрудничестве с учреждениями высшего образования, научно-исследовательскими учреждениями, а также учреждениями, связанными с наукой и техникой.
Иракскому правительству надлежит проводить исследования по оценке состояния окружающей среды болот и показателей использования возобновляемых источников энергии, в сотрудничестве с университетами, колледжами, институтами и связанными с ними научно-исследовательскими центрами.
И, наконец, создание экологической культуры во всех государственных учреждениях и организациях гражданского общества, связанных с окружающей средой, что способствует контролю над увеличением загрязняющих веществ на территории водно-болотных угодий.
ХАШИМ Салван Джабер
аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета, ассистент лектора юридического колледжа Университета ал-Нахрайн Республики Ирак