Как известно, недопущение распространения ядерного оружия - одна из самых приоритетных задач для мирового сообщества, поскольку его распространение представляет собой всеохватывающую опасность.
В 1957 году в целях содействия мирному использованию атомной энергии и предотвращению использования ядерного оружия первым шагом стало установление нового порядка в отношении ядерной деятельности стран, что стало результатом после смертоносного использования атомной бомбы США во время Второй мировой войны.
Первоначально ставились три основные задачи: поощрение и содействие исследованиям и разработкам научных исследований по атомной энергии в мирных целях; предоставление предложений и возможностей для применения атомной энергии для мира и процветания человека; предоставление информации о научно-технических изменениях мирного использования атома.
В 1968 году к вышеупомянутым задачам была добавлена четвертая - надзор за ядерной деятельностью членов государств. Поставленная задача, которая была сформулирована в Договоре о нераспространении ядерного оружия (далее - ДНЯО3), подразумевала проведение различных инспектирований в рамках системы гарантий государств- членов. ДНЯО с целью контроля стран-участников данного Договора на соответствие выполнения своих обязательств, является механизмом правового надзора ядерной деятельности стран, обладающих потенциалом к разработке ядерного оружия. В соответствии с ДНЯО ядерная деятельность стран - членов контролируется и открыто проверяется. Дополнительный протокол к соглашению о всеобъемлющих гарантиях Международного агентства по атомной энергии (далее - МАГАТЭ) стал важным документом на пути обеспечения эффективности гарантий. В свою очередь, ДНЯО наделил МАГАТЭ правами и предоставил ей больше полномочий для проведения всеобъемлющего надзора.
Обладателем уникальной ядерной программы, единственной в своем роде, стала Исламская Республика Иран (далее-Иран), находящаяся под специальным механизмом наблюдения, представляющим собой постоянный пристальный контроль, отличающейся от обычного мониторинга.
Как складывалась ядерная программа Ирана? Она начала осуществляться в 1950-е гг. при содействии США в рамках программы «Атомы для мира» (Atoms for peace). В 1967 году был создан Тегеранский центр ядерных исследований (Tehran nuclear research center). Его работой руководила Организация атомной энергии Ирана (Atomic Energy Organization of Iran). Центр вступил в строй в 1967 г. В качестве топлива использовался уран высокой степени обогащения. Год спустя Иран присоединился к ДНЯО и уже в 1974 г. подписал с МА-
ГАТЭ соглашение о гарантиях применительно ко всей проводимой на его территории мирной деятельности в ядерной области, известное как документ «214 INFICIRC/214/Add.1» (International Atomic Energy Agency Information Circular - в переводе с английского «Информационный циркуляр МАГАТЭ»).
В результате переговоров между Ираном и тремя странами (Францией, Англией и Германией) в начале 2000-х годов Иран согласился на добровольное временное осуществление Дополнительного протокола с правом возобновления ядерной деятельности в 2005 году. Дополнительный протокол, как известно, был разработан как правовая гарантия Совместного всеобъемлющего плана действий (далее - СВПД). В протоколе к Договору подробно рассматриваются международная система мониторинга и функции международного центра данных, инспекции на месте, вопросы о назначении инспекторов, их помощников, виды и методы инспекционной деятельности, после инспекционные процедуры. Позже реализация Дополнительного протокола была прекращена.
Первым звеном ядерной программы Ирана стало заключение соглашения о гарантиях безопасности ядерных материалов по осуществлению контроля и инспектирования своей ядерной деятельности со стороны МАГАТЭ.
Вторым звеном явилось подписание Дополнительного протокола, предусматривающего набор дополнительных организационных и технических мер контроля мирной ядерной деятельности государств — участников ДНЯО, предусматривающий более высокий уровень контроля за ядерной деятельностью Ирана.
В ходе ядерных переговоров Иран заявил о готовности к повышенному контролю со стороны МАГАТЭ согласно своим обязательствам, что является третьим звеном в цикле по осуществлению контроля над ядерной деятельностью Ирана.
Для рассмотрения правового механизма мониторинга ядерной деятельности Ирана необходимо обратиться к правовым и политическим основам ядерной деятельности Ирана, к взаимосвязи между правовой и политической основой мониторинга с точки зрения первичности.
Особое внимание следует уделить СВПД. 16 января 2016 г. началась его практическая реализация по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы, согласованного 14 июля 2015 г. в Вене министрами иностранных дел шести государств: России, США, Китая, Англии, Франции, Германии и Ирана при участии Высокого представителя ЕС Ф. Могерини. СВПД призван обеспечить комплексное и окончательное решение этой проблемы. Помимо основной части Соглашения СВПД содержит пять развернутых технических приложений: обязательства Тегерана в рамках его ядерной программы, порядок отмены антииранских санкций СБ ООН и односторонних рестрикций США и ЕС, перечень сфер возможного сотрудничества с Ираном в области мирного использования атомной энергии, эффективность функционирования Совместной комиссии шести государств и Ирана, последовательность взаимных шагов шести государств и Ирана.
В свою очередь, подписание Ираном ДНЯО ознаменовало собой реализацию системы гарантий по мирному использованию непереходной ядерной деятельности и ядерных материалов стран, включающую двусторонние соглашения на основе трех моделей: механизм двух обычных проверок и специальный механизм тщательной проверки (повышенного контроля). Задача наблюдения за ядерной деятельностью Ирана была возложена на МАГАТЭ.
Совет управляющих МАГАТЭ в 1999 году утвердил 46 дополнительных протоколов с охватом 41 государства, обладающих ядерным оружием, где уже начало действовать или ожидает ратификации соглашение о всеобъемлющих гарантиях в соответствии с документом INFCIRC / 66 (предполагает заключение с новыми членами двустороннего соглашения для инспектирования и добровольного декларирования результатов в соответствии с дополнительным протоколом к ДНЯО) и документа INFCIRC / 153 (предполагает создание системы для мониторинга, контроля и подсчета ядерного материала в соответствии с системой гарантий МАГАТЭ с помощью таких методов, как расчет количества материала, уплотнений и установки камеры видеонаблюдения).
Типовой дополнительный протокол к соглашению (ям) между государством (ами) и МАГАТЭ INFCIRC /540 рассматривает инспекции, выходящие за рамки стандартных проверок 153 и 166, в то время как, согласно Стандартам соглашений о гарантиях, Агентство (ст. 5 Дополнительного протокола) несет исключительную ответственность за проверку отчетов, представленных странами в соответствии с Дополнительным протоколом. В свою очередь страна-участница (ст. 5 Дополнительного протокола) обязана по просьбе Агентства предоставить возможность для проверок каждого отдела или места, указанного проверяемой организацией. Дополнительный протокол реализует свою систему мониторинга и контроля двумя способами: предоставление информации и доступ к ее помещениям.
В контексте предоставления информации страна должна предоставлять сведения о ядерном топливном цикле и соответствующих исследованиях и разработках, переработке ядерного топлива с урановых рудников на ядерные отходы и деятельности, связанной с производством и экспортом ядерного оборудования. В контексте установления доступа страна имеет как минимум 2 и максимум 24 часа, чтобы обеспечить возможность для постоянных резидентов-инспекторов агентства к любому ядерному объекту или любому другому месту, связанному с ядерной деятельностью.
Проверки Международного агентства по атомной энергии можно классифицировать следующим образом:
- Временное инспектирование (AdhocInspection) - номер документа INFCIRC/153 - в соответствии с которым МАГАТЭ в рамках договора проверяет и тестирует необходимый материал;
- Обычное инспектирование (RoutineInspection) - номер документа INFCIRC/153 и INFCIRC/66 - в соответствии с которым МАГАТЭ обязано предупредить как минимум за 1 неделю проверяемую страну о намерении организовать мониторинг;
- Специальное инспектирование (SpecialInspection) - номер документа INFCIRC /153 и INFCIRC /66 - в соответствии с которым особенная проверка будет именно в то время, когда инспектора МАГАТЭ, рассмотрев отчет, придут к выводу, что информация не является полной или достоверной. Инспекция вправе реализовывать свои полномочия также в соответствии со ст. 81 ДНЯО и без разрешения и предупреждения проверяемого государства;
- Специальная проверка - номер документа INFCIRC/540 - в соответствии с которым МАГАТЭ в любое время без согласования с Советом управляющих МАГАТЭ может проверить любой объект государства по своему усмотрению.
Согласно документу, INFCIRC / 214 между Ираном и МАГАТЭ материалы, упомянутые в гарантиях, периодические доклады Ирана подлежат проверке. Также у Ирана есть обязательство по выполнению запроса МАГАТЭ по демонстрированию любых объектов, которые МАГАТЭ укажет как объект исследования.
В рамках иранской ядерной программы, имеющей уникальный характер, обязательства Ирана можно подразделить на пять категорий: на временной основе на срок от 8 до 10 лет; на временной основе на срок до 15 лет; на временной основе на срок до 20 лет; на временной основе на срок до 25 лет; постоянные обязательства.
Подробнее рассмотрим эти обязательства.
Обязательства сроком от 8 до 10 лет. В соответствии с соглашением, Иран обязался не использовать передовые центрифуги в течение 8-10 лет для исследования и разработки своей технологии для производства более продвинутых центрифуг, а также увеличения количества активных центрифуг на площадке «Натанз» в течение 10 лет.
Обязательства сроком до 15 лет. 15-летние обязательства включают ограничение по обогащению урана на 3,67 %; ограничение на хранение урана до 300 килограмм; отказ от обогащения урана на площадке «Фордо», отказ от новых установок по обогащению, отказ от строительства нового реактора.
Обязательства сроком до 20 лет. В соответствии с СВПД Иран впустил на свою территорию представителей МАГАТЭ для контроля за процессом производства центрифуг в стране в течение 20 лет после окончания восьмилетнего и пятнадцатилетнего срока.
Обязательства в течение 25 лет. В течение этого периода МАГАТЭ будут иметь доступ ко всем предприятиям по добыче и переработке урана.
Постоянные обязательства. В рамках соглашений на постоянной основе предусматривается выполнение мониторинга со стороны МАГАТЭ в соответствии с документом INFCIRC /540 и Дополнительным протоколом к нему.
После окончания обязательств сроком 25 лет Иран будет исполнять обязательства в соответствии с документом INFCIRC /540 и дополнительным протоколом.
В соответствии с обязательствами Ирана МАГАТЭ разработала уникальный механизм мониторинга и проверки ядерной деятельности Ирана. МАГАТЭ отвечает за проверку заявленных иранских объектов и ведет наблюдение за выполнением обязательств Ирана. Данная проверка представляет собой более тщательную и детальную проверку. Основное внимание по мониторингу Ирана со стороны МАГАТЭ в сфере ядерной деятельности заключается в создании особого режима отчетности.
Та уникальная программа, которую МАГАТЭ создал для мониторинга ядерной деятельности Ирана, отличается от мониторинга ядерной деятельности других стран.
Иран согласно принятым обязательствам находится в зоне повышенного контроля и надзора. Так, по первому этапу системы гарантий периодом от 8 до 10 лет Иран должен был отказаться от использования новых центрифуг; запретить проведение исследований в сфере развития ядерных технологий для производства новых центрифуг; ограничить добавление активных центрифуг в АЭС «Натанз». По второму этапу системы гарантий на протяжении 15 лет Иран обязан ограничить обработку урана выше 3.67%, ограничить использование современных центрифуг; ограничить количество сохраненного обработанного урана до 300 кг; остановить обработку урана в АЭС «Фордо»; остановить создание новых АЭС; остановить создание реактора с использованием тяжелой воды. По третьему этапу системы гарантий на протяжении 20 лет МАГАТЭ осуществляет проверку процесса производства центрифуг в Иране. По четвертому этапу на протяжении 25 лет МАГАТЭ обеспечивается доступ ко всем шахтам и заводам, имеющим отношение к обработке урана. По пятому этапу системы гарантий МАГАТЭ Иран бессрочно выполняет обязательство по предоставлению доступа к заводам, имеющий любое отношение к урану в соответствии с документом INFCIRC /540 и дополнительным протоколом к нему.
МАЛМИР Эльмира Навилевна
аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета, магистр юриспруденции