Основной задачей любого правопорядка является обеспечение мирного сосуществования субъектов правоотношений, в независимости от статуса социального происхождения и правового положения, а также цивилизованного участия в правоотношениях.
Современное международное право рассматривает право международной безопасности как одну из важнейших отраслей международного права, принципы и нормы, которой, призваны обеспечить мир и безопасность, во всем мире, регулируя взаимоотношения между субъектами этого права. Место права международной безопасности в системе международного права характеризуется основными целями и принципами, которые являются принципами и целями международного права в целом.
И. И. Лукашук совершенно справедливо указывает на то, что основополагающим актом права международной безопасности, как и всего международного права, является Устав ООН, в котором сформулирована главная цель права международной безопасности — поддержание международного мира и безопасности, а также пути ее достижения, которые предполагают принятие эффективных коллективных мер для предотвращения угрозы миру и немедленное подавления различных актов агрессии и иных возможных нарушений мира. Устав ООН также определил основные принципы права международной безопасности, которые не появились внезапно. Прежде всего, это такие принципы как мирное разрешение споров, неприменения силы или угрозы силой, самоопределения народов, которые только после принятия Устава ООН получили всеобщее признание и стали рассматриваться в качестве основных принципов международного права. Следует полагать, что при реализации данных принципов при установлении соответствующих правопорядков, современные цивилизованные страны признают монополию государства на применение силы для восстановления нарушенных прав или же недопущения подобных нарушений, т.е. применение превентивных мер воздействия на нарушителя.
Однако для определения содержания и места принципов обеспечения безопасности и мира в международном праве необходимо понимать эволюцию их происхождения. Основанная на средневековой теологии концепция bellum iustum которой придерживался, в частности Г. Гроций, предполагала и считала абсолютно оправданным и справедливым право государства на ведение войны во имя справедливости, как средство защиты нарушенных прав. Однако, определить чье дело является правым зачастую было невозможным, поэтому исход любой войны воспринимался как Божий суд, с чем были не согласны последующие поколения и уже в эпоху просвещения получила развитие теория нейтральности международного права относительно права на войну, которая действовала как позитивное право вплоть до начала Первой мировой войны и вместо ограничения свободы применения силы в решении межгосударственных отношений предлагало миру два инструмента решения возникших проблем: право на ведение войны (ius in bello) и право мирного урегулирования споров. Подвести некий итог этого развития смогли Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 гг. когда частично был, достигнут прогресс в закреплении запрета применения во- оружейной силы. Основным толчком к моральной и социальной переоценке важности запрета применения силы стали тяжелейшие потрясения и человеческие страдания которые принесла Первая мировая. Пребывание мирового сообщества в забвении средневекового понимания права на войну долгое время тормозило прогресс цивилизации общества, перехода от силовых методов решения проблем к дипломатическим. Принятие Пакта Бриана-Келлога в 1928 году ознаменовало новый современный этап развития общества, которое осуждает войну как средство разрешения конфликтов. Безусловно, дипломатия становится важнейшим инструментом для большинства стран мира, которые присоединились к данному Пакту, тем самым официально закрепив всеобщий запрет войны.
Однако кардинально изменить всеобщую карту мироздания и реализовать всеобщий запрет войны идейным создателям данного договора не получилось. Преследуя благие намерения положить конец убийственным разрушениям и установления всеобщего запрета войны закрепляемые в международных договорах того времени всеобщие нормы имели свои недостатки. Запрещая лишь войну, принимаемые международные акты не предусматривали ответственность за нарушение данного запрета, и по существу не олицетворяли запрета применения силы в целом, что послужило всевозможным нарушениям и пренебрежениям международными договоренностями (как пример, агрессия и нападение Японских войск на Китай в 1930-е годы и т.д.).
После Второй мировой войны налицо был очевиден факт провала систем коллективной безопасности Лиги Наций и Пакта Бриана-Келлога. Тем самым, путем учреждения ООН с целью «...избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе.»7 всеобщий запрет применения силы был основательно закреплен в Уставе ООН и многих международных договорах и заявлениях одобряющих такой запрет. Но нельзя не учитывать тот факт, что все принимаемые акты складывались на основе международного обычного права, при котором условия возникновения международного обычного права и ее нормы должны соответствовать устоявшейся международной практике. Но как видно из той, же самой практики добиться соблюдения постоянного всеобщего запрета на применение силы человечеству так и не удалось. Несмотря на все запреты, на рубеже XX-XXI веков военная сила применялась и продолжает применяться (военные действия на территории таких стран как: Афганистан, Вьетнам, Ирак, Никарагуа, Югославия; а также оранжевые революции в арабских государствах: Египет, Ливия, Алжир, Тунис, Йемен, Иордания, Бахрейн, Марокко, Оман и продолжающаяся война в Сирии). Именно поэтому в научных дискуссиях многие специалисты и ученые сходятся во мнении, что всеобщий запрет на применение силы уже не действует. Не действует в практическом смысле. И если провести некий анализ международной практики, то правовая убежденность всякого государства о существовании всеобщего запрета на применение силы или угрозы силой никто под сомнение не ставит, даже напротив, в последние десятилетия применяя военную силу государства старались найти какое-нибудь правовое оправдание его применению. В качестве одного из допустимых исключений из всеобщего запрета, не подвергаемого сомнению, стали выделять самооборону, право на которую является неотъемлемым правом государств и закреплено в ст. 51 Устава ООН. И как результат, государства применяющие силу не отрицают существование всеобщего запрета ее применения, а лишь ссылаются на исключения из этого принципа. Следуя подобной логике можно утверждать, что запрет на применение силы все же действует, а спор о допустимости ее применения в межгосударственных отношениях будет являться спором об определении пределов действия всеобщего запрета применения силы, и возможном обосновании применения силы в между конфликтующими сторонами.
При этом, как утверждают ряд специалистов, Устав ООН не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН, до тех пор пока Совет Безопасности ООН не примет мер, которые необходимы для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51). Согласно ст. 39 именно Совет Безопасности ООН определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять в соответствии со ст. 41 и 42 Устава для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Вместе с тем, самооборона все же остается одним из универсальных средств оправдания применения силы, и это даже не смотря на то, что Генеральная Ассамблея ООН неоднократно пыталась более конкретизировать определение принципа запрета применения силы или угрозы силой (Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами (Резолюция № 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г.), и при определении понятия агрессии (Резолюция № 3314 (XXIX) от 14 декабря 1974 г.)). Однако несогласованность понятийного аппарата документов привело к тому, что появились компромиссные двусмысленные формулировки. Согласно мнению экспертов для возникновения предпосылок применения принципа неприменения силы или угрозы силой должны способствовать реальные военные действия одного государства против другого. Наряду с этим, нарушением данного принципа будет считаться не только военное нападение, но и всякая подрывная деятельность и скрытое ведение борьбы хотя бы одной из противоборствующих сторон. В рамках данного исследования не представляется возможным определить порог интенсивности ведения подобных провокационных действий с одной или другой стороны и тем самым узреть возможность определения степени такой интенсивности, но следует признать, что нарушение границ и суверенитета государства, вопреки и в нарушение действующих норм международного права, может привести к самым сложным последствиям.
Так как же определить границы дозволения применения силы, и почему в современном мире угроза экономических санкций и блокад не расценивается как нарушение всеобщего принципа запрета применения силы или угрозы силой? Ответ на этот риторический вопрос является предметом отдельного научного исследования, но следует указать на важность и значимость раскрытия этого вопроса с точки зрения науки международного права.
ЧАТТАЕВ Азамат Русланович
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета МВД России, лейтенант полиции