Общепризнано, что права и свободы человека и гражданина, начиная с принятия в 1948 г. первого универсального международного документа, систематизировавшего основные права и свободы человека (Всеобщей декларация прав человека), стали детерминантом развития современных государств и мирового сообщества в целом.
Права человека, как неотъемлемый элемент правовой системы государства, коррелируют с закономерностями и национальными особенностями развития правовой системы в целом. Динамично развивающийся кластер международных стандартов прав человека не унифицирует многообразия внутригосударственных механизмов защиты прав человека.
В сравнительных конституционно-правовых исследованиях Бразилия упоминается весьма редко и традиционно не рассматривается как положительный пример конституционно-правовой защиты прав человека. За 30 лет, прошедших с момента перехода от диктатуры к демократии, Бразилия стала самой развитой страной Латинской Америки (по рейтингу МВФ 2018 г. - восьмой экономикой мира), ее опыт как государства-члена БРИКС и партнера России может быть интересен для нашей страны.
В отношении конституционного закрепления института прав и свобод человека необходимо отметить, что Федеративная Республика Бразилия, провозгласив себя демократическими правовым государством, посвятила правам и обязанностям человека отдельные главы основного закона страны, содержание которых, наряду со своей спецификой, в целом имеет много общего с конституциями развитых и развивающихся правовых демократий.
Бразильская социокультурная специфика в вопросе понимания достоинства человеческой личности напрямую отражена в ст. 3 п. I Конституции Бразилии, провозглашающей одной из основных целей республики построение свободного, справедливого и солидарного общества, осуществление социальных и личных прав. Взаимосвязи личных и коллективных прав и обязанностей отведена целая глава Раздела II «Основные права и гарантии», в которой императивно закреплена социальная ценность труда и свободного предпринимательства, социальная функция собственности, социальные права. Специальный раздел (VIII) закрепляет нормы социального порядка, включая социальную индивидуальную и коллективную безопасность.
Конституция Бразилии, следуя латиноамериканской правовой доктрине, включает и «оригинальные» статьи, традиционно не включаемые в конституционные тексты. Например, о политических правах (в вопросе избирательного права ст. 14 п. 1 гласит: «голосование является: обязательным для лиц старше 18 лет; опционным (необязательным) для: неграмотных; граждан старше 70 лет; граждан старше шестнадцати и моложе восемнадцати лет), о правах политической оппозиции, представители которой должны быть включены в совещательные органы, учреждаемые при высших должностных лицах государства; о социальной безопасности (ст. 201 § 6. Рождественский бонус для пенсионеров основывается на стоимости прожиточного минимума за декабрь каждого года).
Сложная бразильская судебная система соединяет централизованную и децентрализованную (ст. 106 п. 3 Конституции Бразилии) формы судебной власти, что, с одной стороны, не всегда обеспечивает единое толкование всеми судами вопросов, затрагивающих права человека. С другой, правовой механизм «приостановления в целях безопасности» (suspensao de seguranga), позволяет председателю суда более высокой инстанции приостанавливать действие решений суда первой инстанции. Весьма распространенной является специфическая практика коллективного процессуального механизма для защиты прав отсутствующих представителей сторон спора. Весь комплекс конституционных мер защиты прав человека обеспечивается не только в рамках судебной системы с использованием специфических мер, но и в Конгрессе при посредничестве депутата (группы депутатов). Статья 5 п. LXXI предусматривает уникальную процедуру - судебный запрет (mandato de injuncao), который выдается, когда отсутствие нормативного регулирования делает невозможным осуществление конституционных прав и свобод и прерогатив, неотделимых от национальности, суверенитета и гражданства. Специфическая процедура habeas corpus в расширенной бразильской трактовке (ст. 5 п. LXVni) предоставляется всякий раз, когда лицо подвергается насилию или ему угрожают насилием или принуждением в отношении его свободы передвижения, незаконным путем или злоупотреблением властью. Судебный приказ - ордер о безопасности (mandado de seguranga) тоже является специфичной процедурой защиты от ненадлежащего администрирования и злоупотребления властью.
В помощь судам (с дорогостоящими пошлинами) в соответствии со ст. 103-Б п. 6 § 7 Конституции Бразилии «Союз, в том числе в Федеральном округе и на территориях, создает омбудсменов, компетентных принимать жалобы и обвинения от любой заинтересованной стороны против членов или органов судебной власти или против его вспомогательных служб, непосредственно представляющих Национальный трибунал правосудия». Конституцией (ст. 134) предусмотрено создание Офисов Народного защитника, необходимых для выполнения юрисдикционной функции государства, которые уполномочены осуществлять правовое руководство, содействие и защиту прав человека, судебные и внесудебные, индивидуальные и коллективные права, в неотъемлемой и безвозмездной форме, для тех, кто в них нуждается; им запрещается адвокатская практика вне институциональных атрибутов.
В целом анализ положений Конституции Бразилии позволяет говорить об ее ярко выраженном социальном характере, при этом приоритет социальных прав не означает принижения значимости личных и политических прав, и развитых правозащитных механизмах. Также можно отметить уникальность многих процессуальных правозащитных процедур и внесудебных механизмов защиты конституционных прав граждан, деятельность которых координирует созданное в 2017 г. Министерство по правам человека (вместо ранее функционировавших специальных секретариатов при президенте Республики). В структуру Министерства по правам человека входят органы прямой и непосредственной помощи государственному Министру по правам человека: аппарат управления государственного министра; специальные советники министра; Национальный омбудсмен по правам человека; юридический отдел; исполнительный секретариат. Специализированные органы: Национальный секретариат по гражданству; Национальный секретариат по правам инвалидов; Национальный секретариат по политике поощрения расового равенства др.
Коллегиальные органы (консультативного характера): Национальный совет по содействию расовому равенству; Национальный совет по правам человека; Национальный совет по борьбе с дискриминацией; Национальный совет по правам детей и подростков; Национальный совет по правам инвалидов; Национальный совет по правам пожилых людей; Национальный комитет по предупреждению пыток и борьбе с ними; Национальный механизм по предупреждению пыток и борьбе с ними; Национальный совет традиционных народов и общин; Национальный совет по правам женщин. Такая интегрированная структура Министерства по правам человека является отражением множества существующих актуальных проблем с реализацией конституционных прав граждан.
Традиционно «осуществление государственного управления реализуется с использованием общих методов убеждения, поощрения и принуждения». В обязанности аппарата управления государственного министра по правам человека входит контроль и координация деятельности всех структур Министерства по правам человека, в том числе Национального омбудсмена по правам человека по принятию мер адекватного рассмотрения случаев нарушений прав человека, что, несомненно, подрывает его автономность.
Бразилия является участницей шестнадцати из восемнадцати основных международных договоров по правам человека, систематически оценивает соответствие национального законодательства и практики международным стандартам в области прав человека, критически относится как к заимствованию зарубежного опыта, так и применению норм международного права. В частности, сначала Национальный Конгресс в соответствии с пунктом 3 ст. 5 Конституции законодательно утверждает тексты международных договоров, например, Марракешского договора от 28 июня 2013 г., только затем на основании Указа президента он вступает в силу.
Бразилия, как и другие государства, постоянно балансирует между принципами соблюдения прав человека и необходимостью обеспечения экономического роста и национальной безопасности. Несмотря на прилагаемые усилия по содействию правам человека и их защите, в Бразилии по- прежнему имеются серьезные проблемы с торговлей людьми, неграмотностью и недоеданием населения, с эпидемией ВИЧ/СПИДа, и др. Сохраняется очень высокий уровень насилия по различным основаниям, которые можно отнести к пережиткам прошлого. Расовое насилие в отношении лиц африканского происхождения (в том числе на почве исповедания африканских религий) и коренных народов, включая практикуемое полицией расовое профилирование, зачастую заканчивающееся с распространенной формулировкой - «смертью в результате оказания сопротивления полиции»; в отношении детей, которые живут или работают на улице, особенно детей, живущих в фавелах (трущобах), где практически не действуют законы и развивается так называемая «экономика наркотиков»; и др. Одним из новых и самых высоких является уровень насилия в отношении лесбиянок, гомосексуалистов, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов, объясняемый противоречиями между конституционно закрепленной секуляризацией (хотя в преамбуле Конституции говорится, что она находится под защитой Бога) и традиционными религиозными (католическими) ценностями.
Изучение бразильской конституционно-правовой интерпретации траектории движения к общественному согласию и справедливости, своего рода «белый» PR «хорошего» - принцип справедливости и социальная функция собственности в Бразилии подняты на конституционный уровень, что открывает возможности творческого осмысления ее положительного опыта для Российской Федерации.
ЧУКСИНА Валентина Валерьевна
доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой правового обеспечения национальной безопасности Байкальского государственного университета