Римско-католическая церковь имеет уникальные возможности влиять на международный дискурс по широкому кругу вопросов, включая права человека.
С момента создания Организации Объединенных Наций Святой Престол был активным участником многочисленных международных конференций, организованных ООН: среди них Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, Венская конференции по правам человека, Международная конференция по народонаселению и развитию и т.д. На некоторых из них в процессе принятия решений Святой Престол имел значительный вес, что повлекло за собой поднятие вопроса о его статусе в ООН. Данное исследование раскрывает положение и роль Римско-католической церкви в Организации Объединенных Наций.
Святой Престол и Ватикан
Поскольку Римско-католическая церковь избрала участие в Организации Объединенных Наций в качестве «Святого Престола», важно понять историческое происхождение понятия и его соотношение с термином «Ватикан».
Согласно кодексу канонического права, «Святой Престол» является «высшим органом управления [католической] Церкви» с Папой во главе. В его состав входят Папа Римский, Коллегия кардиналов и центральные управляющие органы. Как видно из определения, он представляет собой не территориальную, а религиозную организацию. До 1870 года Святой Престол ассоциировался с правительством папских государств, созданных Пепином Коротким и его сыном Карлом Великим в IX веке. В 1870 году итальянские войска аннексировали Папское государство при сохранении автономии Апостольских дворцов в Риме. В соответствии с Латеранскими соглашениями 1929 года, подписанными Италией и Святым Престолом, было окончательно установлено, что Рим находится под юрисдикцией Италии, а государство Ватикан - под «суверенитетом Верховного Понтифика».
Сам город-государство Ватикан широко известен в качестве «вассальной» территории Святого Престола. В отличие от любого другого современного государства, Ватикан не выполняет функции территориальной основы для своих граждан. Наоборот, его целью является создание базы для деятельности центрального управления Римско-католической церкви. Обладая территорией в 0,44 кв.км, Ватикан является самым маленьким территориальным образованием, претендующим на статус государства, в мире. Его население составляет номинально 439 жителей (из них 240 граждане), в основном состоящих из церковных чиновников, которые живут на территории Ватикана на постоянной основе. Италия выполняет ряд официальных функций для Ватикана, например, предоставляя полицейским право патрулирования, предусматривая наказания за преступления, совершенные на территории города, а также поддержание водных и железнодорожных систем в этом районе. Ватикан также взаимодействует с итальянским государством в вопросах транспортного сообщения.
Статус в Организации Объединенных Наций
В 1944 году Римско-католическая церковь сделала предварительные запросы относительно права Ватикана стать государством-членом Организации Объединенных Наций. Хотя ООН не предоставляет международному сообществу определение термина «государство», имеются необходимые условия для приема государства в качестве члена. Заявитель на членство в ООН должен: (1) быть государством; (2) проводить миролюбивую политику; (3) принять обязательства Устава Организации Объединенных Наций; (4) иметь возможность выполнять эти обязательства; и (5) иметь волю и желание выполнять данные обязательства. Несмотря на то, что на данную тему мало исторических информации, есть основания полагать, что государства-члены рассматривали Ватикан в качестве неприемлемого для членства в ООН. Например, государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Корделл Халл в своем ответе на вопросы Ватикана относительно возможного членства пришел к выводу о том, что государство не соответствует требованиям для приема. В соответствии со статьей 24 Латеранских соглашений, сущность Святого Престола и Ватикана непременно связяна с идеей нейтралитета, а такая политика считается несовместимой с членством в ООН. На практике же Ватикан никогда не делал официального заявления о членстве.
Римско-католическая церковь впервые официально участвовала в деятельности Организации Объединенных Наций, когда Ватикан был приглашен на конференции ввиду его членства во Всемирном почтовом союзе и Международном союзе электросвязи. В 1957 году, путем обмена письмами между Святым Престолом и Генеральным секретарем ООН было достигнуто согласие сослаться на папскую делегацию именно в качестве Святого Престола. Наконец, 21 марта 1964 года, Папа Павел VI учредил первую миссию постоянного наблюдателя Святого Престола в ООН. В результате он считается постоянным наблюдателем, не являющимся государством-членом.
Статус постоянного наблюдателя накладывает ограничения на деятельность государства, и данные ограничения, как правило, различаются в зависимости от типа статуса постоянного наблюдателя. Ни Устав ООН, ни процедурные правила Экономического и Социального Совета («ЭКОСОС») не содержат конкретных положений, касающихся участия государств в их совещаниях. Однако наблюдателям из стран, не являющихся государствами-членами, было предложено принять участие в заседаниях, на которых обсуждались вопросы, относящиеся к интересам этих государств. Поскольку Святой Престол является постоянным наблюдателем, он не может голосовать в Генеральной Ассамблее ООН. Однако он неоднократно участвовал ad hoc в обсуждениях и решениях Генассамблеи. Такой прецедент имел место в 1978 году, когда Постоянный наблюдатель от Святого Престола выступил на десятой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной разоружению.
Святой Престол также принял активное участие в нескольких конференциях, организуемых ООН. Его положение в качестве постоянного наблюдателя, не являющегося государством-членом, предоставило ему множество преимуществ. Что касается правил и процедур участия Святого Престола в подобных мероприятиях, то чаще всего они определяются ответственными за их проведение учреждениями ООН[8]. Таким образом, ответственный орган может разрешить или запретить присутствие постоянного наблюдателя. Кроме того, доступ к конференциям, созываемым Генеральной Ассамблеей или ЭКОСОС, также определяется правилами, установленными для тех или иных подведомственных ООН учреждений. Поскольку нынешняя тенденция Организации Объединенных Наций заключается в обеспечении широкого доступа к международным конференциям, участие в таковых было предоставлено Святому Престолу в полном объеме. Как правило, в последнее время в резолюциях Генеральной Ассамблеи созывного характера содержится приглашение ко «всем государствам». Страны, приглашенные для участия в конференциях, таким образом, могут участвовать в них «в полном объеме с полными правами голоса» в отличие от участия других типов постоянных наблюдателей. Поскольку Организация Объединенных Наций относится к Святому Престолу как к государству, то он, по сути, может участвовать в полной мере и голосовать на большинстве конференций.
Предоставляя Святому Престолу статус наблюдателя, Генсек ООН должен был апеллировать к установленным критериями для делегации государств, не являющихся членами организации. Эти критерии состоят в том, имеет ли государство членство хотя бы в одном специализированном учреждении и является ли оно общепризнанным членами ООН. В то время, когда Святой Престол был принят в качестве постоянного наблюдателя, он имел представителей в таких учреждениях как Международное агентство по атомной энергии и Совет по культурному сотрудничеству Совета Европы. Однако, что касается второго критерия, если под «общим признанием» понимать признание большинством членов ООН, то возможно Святой Престол не должен был получить статус постоянного наблюдателя: по состоянию на 1 января 1985 года Святой Престол еще не поддерживал дипломатические отношения с большинством государств.
Святой Престол в системе международного права
Международно-правовой статус Святого Престола был предметом пристального внимания с тех пор, как потерял контроль над конкретной территорией. После присоединения Папской области к Италии в 1870 году Папа продолжал заключать соглашения с некоторыми странами и аккредитовывать послов. С созданием Ватикана в 1929 году Святой Престол снова стал ассоциироваться с обладанием территории. В то время как большинство ученых-международников признают, что Святой Престол может обладать «степенью международной субъектности», существуют значительные споры относительно того, соответствует ли такая субъектность государственности.
Даже без исчерпывающего обзора международно-правовых определений государственности есть признаки того, что Святой Престол не отвечает этим критериям. Согласно конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государство должно отвечать следующим критериям: а) постоянное население; б) территория; в) правительство; и г) способность вступать в отношения с другими государствами. Святой Престол же не удовлетворяет второму критерию. Более того, тот факт, что он является высшим органом управления для католиков во всем мире, не позволяет говорить о наличии «постоянного населения». Единственной характеристикой современного государства является его способность вступать в отношения с другими странами. Также Святой Престол является участником международных договор и принимает иностранных посланников.
В равной степени неопределенно, насколько удовлетворяет город-государство Ватикан современному определению государства. Несмотря на наличие у него постоянного населения, определенной территории и правительства, способность Ватикана вступать в отношения с другими государствами трудно оценить. У Ватикана нет органа, подобного министерству иностранных дел, в отличие от наличия такового у Святого Престола. В соответствии со статьей 3 Учредительных законов Ватикана «Понтифик посредством Государственного секретариата имеет право представлять государство Ватикана, в отношениях с иностранными державами вплоть до заключения договоров и установления дипломатических отношений. Государству, желающему вступить в официальные отношения только с Ватиканом, придется иметь дело со Святым Престолом». В то же время Ватикан является участником некоторых международных и двусторонних соглашений.
Вывод
Поскольку на протяжении многих лет возникали вопросы, могут ли Святой Престол или Ватикан считаться государством в соответствии с международным правом, статус Святого Престола как постоянного наблюдателя в Организации Объединенных Наций, не являющегося членом Организации, может на первый взгляд вызывать сомнения. Однако на данный момент Святой Престол, поддерживающий дипломатические отношения со 183 странами, является полноправным актором международных отношений и, имея статус наблюдателя ООН, использует данное положение для продвижения своих идей и интересов.
КРЫЛОВ Александр Владимирович
доктор исторических наук, профессор, МГИМО (У) МИД России