Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Международно-правовой статус святого престола в организации объединенных наций

Римско-католическая церковь имеет уникальные возможно­сти влиять на международный дискурс по широкому кругу вопро­сов, включая права человека.

С момента создания Организации Объединенных Наций Святой Престол был активным участником многочисленных международных конференций, организованных ООН: среди них Конференция Организации Объединенных На­ций по окружающей среде и развитию, Венская конференции по правам человека, Международная конференция по народонаселе­нию и развитию и т.д. На некоторых из них в процессе принятия решений Святой Престол имел значительный вес, что повлекло за собой поднятие вопроса о его статусе в ООН. Данное исследование раскрывает положение и роль Римско-католической церкви в Ор­ганизации Объединенных Наций.

Святой Престол и Ватикан

Поскольку Римско-католическая церковь избрала уча­стие в Организации Объединенных Наций в качестве «Святого Престола», важно понять историческое происхождение поня­тия и его соотношение с термином «Ватикан».

Согласно кодексу канонического права, «Святой Престол» является «высшим органом управления [католической] Церкви» с Папой во главе. В его состав входят Папа Римский, Коллегия кардиналов и центральные управляющие органы. Как видно из определения, он представляет собой не территориальную, а рели­гиозную организацию. До 1870 года Святой Престол ассоцииро­вался с правительством папских государств, созданных Пепином Коротким и его сыном Карлом Великим в IX веке. В 1870 году ита­льянские войска аннексировали Папское государство при сохра­нении автономии Апостольских дворцов в Риме. В соответствии с Латеранскими соглашениями 1929 года, подписанными Италией и Святым Престолом, было окончательно установлено, что Рим находится под юрисдикцией Италии, а государство Ватикан - под «суверенитетом Верховного Понтифика».

Сам город-государство Ватикан широко известен в качестве «вассальной» территории Святого Престола. В отличие от любого другого современного государства, Ватикан не выполняет функ­ции территориальной основы для своих граждан. Наоборот, его целью является создание базы для деятельности центрального управления Римско-католической церкви. Обладая территорией в 0,44 кв.км, Ватикан является самым маленьким территориаль­ным образованием, претендующим на статус государства, в мире. Его население составляет номинально 439 жителей (из них 240 граждане), в основном состоящих из церковных чиновников, кото­рые живут на территории Ватикана на постоянной основе. Италия выполняет ряд официальных функций для Ватикана, например, предоставляя полицейским право патрулирования, предусма­тривая наказания за преступления, совершенные на территории города, а также поддержание водных и железнодорожных систем в этом районе. Ватикан также взаимодействует с итальянским го­сударством в вопросах транспортного сообщения.

Статус в Организации Объединенных Наций

В 1944 году Римско-католическая церковь сделала пред­варительные запросы относительно права Ватикана стать го­сударством-членом Организации Объединенных Наций. Хотя ООН не предоставляет международному сообществу определе­ние термина «государство», имеются необходимые условия для приема государства в качестве члена. Заявитель на членство в ООН должен: (1) быть государством; (2) проводить миролюби­вую политику; (3) принять обязательства Устава Организации Объединенных Наций; (4) иметь возможность выполнять эти обязательства; и (5) иметь волю и желание выполнять данные обязательства. Несмотря на то, что на данную тему мало исто­рических информации, есть основания полагать, что государ­ства-члены рассматривали Ватикан в качестве неприемлемого для членства в ООН. Например, государственный секретарь Со­единенных Штатов Америки Корделл Халл в своем ответе на во­просы Ватикана относительно возможного членства пришел к выводу о том, что государство не соответствует требованиям для приема. В соответствии со статьей 24 Латеранских соглашений, сущность Святого Престола и Ватикана непременно связяна с идеей нейтралитета, а такая политика считается несовмести­мой с членством в ООН. На практике же Ватикан никогда не делал официального заявления о членстве.

Римско-католическая церковь впервые официально уча­ствовала в деятельности Организации Объединенных Наций, когда Ватикан был приглашен на конференции ввиду его членства во Всемирном почтовом союзе и Международном со­юзе электросвязи. В 1957 году, путем обмена письмами между Святым Престолом и Генеральным секретарем ООН было до­стигнуто согласие сослаться на папскую делегацию именно в качестве Святого Престола. Наконец, 21 марта 1964 года, Папа Павел VI учредил первую миссию постоянного наблюдателя Святого Престола в ООН. В результате он считается постоян­ным наблюдателем, не являющимся государством-членом.

Статус постоянного наблюдателя накладывает ограниче­ния на деятельность государства, и данные ограничения, как правило, различаются в зависимости от типа статуса постоян­ного наблюдателя. Ни Устав ООН, ни процедурные правила Экономического и Социального Совета («ЭКОСОС») не содер­жат конкретных положений, касающихся участия государств в их совещаниях. Однако наблюдателям из стран, не являющих­ся государствами-членами, было предложено принять участие в заседаниях, на которых обсуждались вопросы, относящиеся к интересам этих государств. Поскольку Святой Престол яв­ляется постоянным наблюдателем, он не может голосовать в Генеральной Ассамблее ООН. Однако он неоднократно уча­ствовал ad hoc в обсуждениях и решениях Генассамблеи. Такой прецедент имел место в 1978 году, когда Постоянный наблюда­тель от Святого Престола выступил на десятой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной разоружению.

Святой Престол также принял активное участие в не­скольких конференциях, организуемых ООН. Его положение в качестве постоянного наблюдателя, не являющегося государ­ством-членом, предоставило ему множество преимуществ. Что касается правил и процедур участия Святого Престола в подоб­ных мероприятиях, то чаще всего они определяются ответствен­ными за их проведение учреждениями ООН[8]. Таким образом, ответственный орган может разрешить или запретить присут­ствие постоянного наблюдателя. Кроме того, доступ к конфе­ренциям, созываемым Генеральной Ассамблеей или ЭКОСОС, также определяется правилами, установленными для тех или иных подведомственных ООН учреждений. Поскольку нынеш­няя тенденция Организации Объединенных Наций заключается в обеспечении широкого доступа к международным конферен­циям, участие в таковых было предоставлено Святому Престолу в полном объеме. Как правило, в последнее время в резолюциях Генеральной Ассамблеи созывного характера содержится при­глашение ко «всем государствам». Страны, приглашенные для участия в конференциях, таким образом, могут участвовать в них «в полном объеме с полными правами голоса» в отличие от участия других типов постоянных наблюдателей. Поскольку Ор­ганизация Объединенных Наций относится к Святому Престо­лу как к государству, то он, по сути, может участвовать в полной мере и голосовать на большинстве конференций.

Предоставляя Святому Престолу статус наблюдателя, Ген­сек ООН должен был апеллировать к установленным критерия­ми для делегации государств, не являющихся членами организа­ции. Эти критерии состоят в том, имеет ли государство членство хотя бы в одном специализированном учреждении и является ли оно общепризнанным членами ООН. В то время, когда Святой Престол был принят в качестве постоянного наблюдателя, он имел представителей в таких учреждениях как Международное агентство по атомной энергии и Совет по культурному сотруд­ничеству Совета Европы. Однако, что касается второго критерия, если под «общим признанием» понимать признание большин­ством членов ООН, то возможно Святой Престол не должен был получить статус постоянного наблюдателя: по состоянию на 1 января 1985 года Святой Престол еще не поддерживал диплома­тические отношения с большинством государств.

Святой Престол в системе международного права

Международно-правовой статус Святого Престола был предметом пристального внимания с тех пор, как потерял кон­троль над конкретной территорией. После присоединения Пап­ской области к Италии в 1870 году Папа продолжал заключать соглашения с некоторыми странами и аккредитовывать послов. С созданием Ватикана в 1929 году Святой Престол снова стал ас­социироваться с обладанием территории. В то время как боль­шинство ученых-международников признают, что Святой Пре­стол может обладать «степенью международной субъектности», существуют значительные споры относительно того, соответству­ет ли такая субъектность государственности.

Даже без исчерпывающего обзора международно-право­вых определений государственности есть признаки того, что Святой Престол не отвечает этим критериям. Согласно конвен­ции Монтевидео о правах и обязанностях государство должно отвечать следующим критериям: а) постоянное население; б) территория; в) правительство; и г) способность вступать в от­ношения с другими государствами. Святой Престол же не удовлетворяет второму критерию. Более того, тот факт, что он является высшим органом управления для католиков во всем мире, не позволяет говорить о наличии «постоянного населе­ния». Единственной характеристикой современного государ­ства является его способность вступать в отношения с другими странами. Также Святой Престол является участником между­народных договор и принимает иностранных посланников.

В равной степени неопределенно, насколько удовлетворяет город-государство Ватикан современному определению государ­ства. Несмотря на наличие у него постоянного населения, опре­деленной территории и правительства, способность Ватикана вступать в отношения с другими государствами трудно оценить. У Ватикана нет органа, подобного министерству иностранных дел, в отличие от наличия такового у Святого Престола. В соответствии со статьей 3 Учредительных законов Ватикана «Понтифик посред­ством Государственного секретариата имеет право представлять государство Ватикана, в отношениях с иностранными державами вплоть до заключения договоров и установления дипломатиче­ских отношений. Государству, желающему вступить в офици­альные отношения только с Ватиканом, придется иметь дело со Святым Престолом». В то же время Ватикан является участником некоторых международных и двусторонних соглашений.

Вывод

Поскольку на протяжении многих лет возникали вопросы, могут ли Святой Престол или Ватикан считаться государством в соответствии с международным правом, статус Святого Престо­ла как постоянного наблюдателя в Организации Объединенных Наций, не являющегося членом Организации, может на первый взгляд вызывать сомнения. Однако на данный момент Святой Престол, поддерживающий дипломатические отношения со 183 странами, является полноправным актором международных отношений и, имея статус наблюдателя ООН, использует данное положение для продвижения своих идей и интересов.

КРЫЛОВ Александр Владимирович
доктор исторических наук, профессор, МГИМО (У) МИД России

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях