Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Миграционный учет в России:теоретико-практические вопросы совершенствования

Изучены фундаментальные миграционные процессы в России. Определены понятие, признаки, виды, обозначена проблематика данного института.

Сформировано системное представление теоретико-практической составляющей миграционных процессов. Перечислены основные нормативные правовые акты, регулирующие миграционный учет в России. Названы основные проблемные аспекты в правовом регулировании миграционных процессов, а также практики их применения в Российской Федерации.

Ключевые слова: понятие, признаки процессов, теоретические вопросы миграционного учета, миграционная политика, законодательство в области миграции, уполномоченные органы, миграционный учет, миграция, иностранные граждане в России, проблема регулирования миграционного учета.

БАБКИНА Ольга Александровна
студент 2 курса Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина

СВЕТЛИЧНАЯ Дарья Дмитриевна
студент 2 курса Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина

ШАУЛИНА Александра Владимировна
студент 2 курса Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина

ЧЕРНОВ Юрий Иванович
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина

BABKINA Olga Aleksandrovna

student of the 2nd course of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University

SVETLICHNAYA Darya Dmitrievna

student of the 2nd course of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University

SHAULINA Aleksandra Vladimirovna

student of the 2nd course of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University

CHERNOV Yuriy Ivanovich

Ph.D. in Law, associate professor of Administrative and financial law sub-faculty of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University

MIGRATION REGISTRATION IN RUSSIA: THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES OF IMPROVEMENT

The fundamental migration processes in Russia have been studied. The concept, signs, types are determined, the problems of this institution are indicated. A systematic representation of the theoretical and practical component of migration processes has been formed. The main normative legal acts governing migration registration in Russia are listed. The main problematic aspects in the legal regulation of migration processes, as well as the practice of their application in the Russian Federation are named.

Keywords: incept, signs of processes, theoretical issues of migration registration, migration policy, legislation in the field of migration, authorized bodies, migration registration, migration, foreign citizens in Russia, the problem of regulation of migration registration.

Теоретическое исследование любого значи­мого общественного института начинается с установление понятийного аппарата, с целью того, чтобы договориться о сущности применяемых терминов. В рамках нашей работы мы полагаем необходимым придерживаться указанного под­хода представителей научной среды.

Перед переходом к рассмотрению теоретических поло­жений, необходимо отметить, что изучить само определение миграционного учета в данный момент несколько проблема­тично, поскольку в нормативных актах нашего государства и научной среде отсутствует упорядоченная терминологии в этом направлении.

Как и любой правовой институт миграционный учет обладает своей юридической природой. Вообще регламен­тация миграционного учета осуществляется согласно двум фундаментальным, регламентирующим указанный инсти­тут, нормативным актам:

- Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О мигра­ционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Закон о миграционном учете) [1];

- Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Порядок осуществления учета) [2].

Актуальность совершенствования миграционного учета определена тем, что по данным МВД РФ с января по сентябрь 2021 года на территорию России прибыло около 4 миллиона иностранцев. В указанный период мигрантами совершено 22 973 преступных деяния и 562 212 административных наруше­ний [3].

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699 [4] к полномочиям органов внутренних дел относится формирование основные направления государственной по­литики в сфере внутренних дел на основе анализа и прогно­зирования миграционных процессов. Более того, указанный орган разрабатывает необходимые мероприятия по пресече­нию нарушений в данной сфере.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 [5] органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Россий­ской Федерации являются территориальные органы феде­рального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Под миграционным учетом понимается деятельность органа государственной власти, направленная на фиксацию и систематизацию сведений, которые предусмотрены феде­ральным законодательством, о лицах, не являющихся граж­данами РФ [6].

Стоит заметить, что указанные полномочия, да и вообще миграционная политика не так давно вошла в компетенцию МВД РФ, поскольку ранее данной сферой занимались иные инстанции, не относящиеся к правоохранительным органам.

Место пребывания - определенное жилое помещение, которое не является местом жительства, либо какая-то иная организация, учреждение, помещение, в котором не имею­щее гражданство РФ лицо, подлежит, согласно законодатель­ству, постановке на соответствующий учет (по месту пребы­вания).

В миграционных процессах участвуют также субъекты, которые косвенно влияют на общественные отношения в дан­ной области. Итак, принимающей стороной является субъ­ект, у которого лицо, не являющееся гражданином России, находится (осуществляет деятельность трудового характера), или проживает [7]. Субъектами указанных отношений явля­ются:

  • лицо без гражданства или иностранный гражданин, которые постоянно проживают в Российской Федерации;
  • гражданин РФ;
  • юридическое лицо и его обособленные подразделения;
  • уполномоченные органы муниципальной и государ­ственной власти;
  • иностранные представительства и консульские учреж­дения.

Законодатель создал особое положение для иностран­ных граждан, которые своими профессиональными навыка­ми и умениями приносят пользу государству. То есть, лицо, во-первых, имеет прямое отношение к высококвалифициро­ванным профессионалам, во-вторых, обладает на праве соб­ственности жилым помещением в России.

Предлагаем обозначить перечень основных целей ми­грационной политики:

  • разработка федеральной миграционной политики;
  • реализация федеральной миграционной политики;
  • руководство в кризисных моментах;
  • создания условий, которые необходимы для осущест­вление субъектами имеющихся прав в соответствующей об­ласти;
  • аккумулировании информации, которая должна соот­ветствовать признакам актуальности, оперативности, полно­ты, достоверности, которая необходима для планирования последствий миграционной динамики тех или иных лиц по регионам России;
  • защита здоровья, конституционного строя, нравствен­ности, прав граждан, которые находятся в Российской Феде­рации;
  • планирование территориального развития;
  • собирание и упорядочивание сведений о иностранных гражданах;
  • разрешение иных задач общественно-политического социально-экономического характера.

Стоит выделить важнейший признак миграционного учета - это его уведомительный характер. Порядок его осу­ществления регламентируется положениями законодатель­ства федерального уровня.

Принципы - это основополагающие начала, определя­ющие более существенные особенности права в общем, его специфику и содержание как совокупного регулятора всего диапазона общественных отношений. Они покрывают все нормы права и с равнозначной силой отражают свое дей­ствие в любой отрасли, независимо от специфики или ха­рактера общественных отношений, регулируемых таковыми. Акаевым А.А. выделялся следующий перечень принципов миграционного учета [8]:

  • защита со стороны органов государственной власти прав лиц, не являющихся гражданами России;
  • свобода передвижения и перемещения лиц, а также в выборе места жительства и пребывания;
  • взаимообусловленное сочетание интересов как госу­дарства, общества, а также отдельной личности;
  • гарантия национальной безопасности в России;
  • приведение в единообразие миграционных правил;
  • доступность действий, которые следует совершить субъектам при миграционном учете.

Предлагаем более детально проанализировать ком­плекс элементов, которые включает в миграционный учет:

  • обеспечение качественной динамики информации (анализ, обработка, использование, защиту, хранение), кото­рая должна включать в себя сведения о качественных, количе­ственных характеристик процессов в области миграции;
  • осуществление действий, направленных на создание электронной базы миграционного учета, которая установле­на законодательством на федеральном уровне;
  • учет и регистрация граждан, которые не имеют граж­данства РФ;
  • отражение иных сведений, установленных на феде­ральном уровне власти. Пример HTML-страницы

Отдельно стоит выделить, что юридический статус ино­странных граждан регламентируется нормами Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении ино­странных граждан в Российской Федерации» [9]. Указанный акт имеет достаточно разветвленную систему регулирования. Предлагаем рассмотреть определения, которые в научной сфере предлагаются при анализе указанного закона.

Под иностранным гражданином понимается физиче­ское лицо, которое имеет гражданство иностранного госу­дарства, одновременно с этим, не являющееся гражданином России.

Документ в любой цифровой форме (на электронном или бумажном носителе), который служит в законодатель­ном порядке основанием для дачи иностранцу разрешения на въезд, либо визы, в предусмотренных федеральным зако­ном случаях.

Приглашающая сторона - субъект, который имеет пра­вомочие на обращение в уполномоченный орган с ходатай­ством, на основании которого лицо может быть приглаше­но на территорию России. Субъектом являются: во-первых, уполномоченные органы муниципальной или государствен­ной власти, во-вторых, международные представительства, в-третьих, отечественные и зарубежные юридические лица, в-четвертых, юридические и физические лица, которые за­регистрированы на территории РФ или имеют гражданство.

На основании закона иностранным гражданином, вре­менно пребывающим в России, считается лицо, обладающее следующими признаками:

  • прибыл на основании визы;
  • либо находится на территории РФ на основании, кото­рые не требуют визы;
  • получившие миграционную карту.

Исходя из сказанного можно выделить две категории иностранных лиц, которые получили временное проживание на территории России, а также те, которые получили вид на жительство. Иностранный гражданин может осуществлять на территории России трудовую деятельность, под которой понимается работа лица на основании гражданско-правово­го или трудового договора в России.

Иностранный гражданин, который прибыл на терри­тории России, а также осуществляет какую-либо трудовую деятельность называется иностранным работником. Для осу­ществления трудовой деятельности гражданин другой страны обязан получить разрешение на работу, то есть документ, подтверждающий право лица на осуществление определен­ной работы.

Срок является конкретным моментом времени, либо некоторым периодом (промежутком) периодом времени, а также истечение или наступление срока, которые квалифи­цируются в науке как юридический факт. Под ним понима­ется, как правило, обстоятельство, непосредственно с кото­рым согласно косвенного или прямого указания норм права находится во взаимосвязи наступление тех или иных юриди­ческих последствий в форме прекращения, изменения, воз­никновения правоотношений (обязанностей участников, и их субъективных прав), иными словами, является основани­ем для наступления соответствующих последствий.

Для легального проживания в России иностранный гражданин должен получить разрешительные документы, такие как разрешение, патент на работу, РВП, ВНЖ или па­спорт гражданина Российской Федерации.

Обязательным условием для получения любого из этих документов является процедура дактилоскопии рук - сдачи отпечатков пальцев.

Раньше эта мера не была обязательной, но несколько лет назад после того как участились случаи попытки въезда в Россию иностранцами под другим именем после депорта­ции или нарушений закона, дактилоскопию иностранных граждан сделали обязательной процедурой.

Результатом дактилоскопии является справка о дакти­лоскопии - дактилокарта, которая содержит следующие све­дения:

  • пол и Ф.И.О мигранта;
  • отпечатки каждого пальца и отдельно ладони;
  • место и дата рождения;
  • подпись иностранного гражданина;
  • подпись человека, проводившего процедуру;
  • дата проведения;
  • для чего нужна дактилоскопия конкретному лицу;
  • место проведения дактилоскопии.

Мы видим, что период пребывания иностранного граж­данина достаточно важен для лица, поскольку ему необхо­димо подстраивать свои цели пребывания под конкретный промежуток времени. В связи с этим время пребывания ино­странца в России находится в прямой зависимости от целей пребывания: обучение, работа и т.д. Важно сказать, что при отсутствии визы, срок временного пребывания не может быть более 90 суток.

При отпадении оснований и истечении срока пребыва­ния лица на территории России, оно должно самостоятельно выехать из России.

Рассмотрим судебную практику. Решением Люберецко­го городского суда Московской области от 22 сентября 2020 г. по делу № 2А-5317/2020 по административному иску Холбе- кова Ф. к ГУ МВД России по Московской области о призна­нии незаконным и отмене решения о не разрешении въезда в РФ [10].

Суд отказал иностранному гражданину в удовлетворе­нии иска, сославшись на следующие основания. Оценивая доказательства, собранные в рамках уголовного дела, суд указал, что истец не имеет устойчивых связей с семьей в Рос­сии, однако, в Узбекистане у него имеются мать, брат, сестра, отец. Зарегистрированного имущества на территории РФ не обнаружено. Поэтому суд не установил оснований для отме­ны решения административного органа в отношении граж­данина Узбекистана Холбекова Ф.

Таким образом, нами рассмотрены основные проблем­ные аспекты в правовом регулировании миграционных процессов, а также практики их применения в Российской Федерации. Представляем, что теоретико-практическая про­блематика миграционного учёта России требует своего даль­нейшего совершенствования, развития, а также обновления нормативно-правовой базы. Также нами обозначены основ­ные теоретические представления ученых на разрешение имеющихся проблем в науке и практике. Мы считаем, что практика применения сложилась достаточно жесткая, одна­ко, представленная нами статистика совершенных мигранта­ми правонарушений обуславливает правильность применяе­мых механизмов.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях