Изучены фундаментальные миграционные процессы в России. Определены понятие, признаки, виды, обозначена проблематика данного института.
Сформировано системное представление теоретико-практической составляющей миграционных процессов. Перечислены основные нормативные правовые акты, регулирующие миграционный учет в России. Названы основные проблемные аспекты в правовом регулировании миграционных процессов, а также практики их применения в Российской Федерации.
Ключевые слова: понятие, признаки процессов, теоретические вопросы миграционного учета, миграционная политика, законодательство в области миграции, уполномоченные органы, миграционный учет, миграция, иностранные граждане в России, проблема регулирования миграционного учета.
БАБКИНА Ольга Александровна
студент 2 курса Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина
СВЕТЛИЧНАЯ Дарья Дмитриевна
студент 2 курса Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина
ШАУЛИНА Александра Владимировна
студент 2 курса Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина
ЧЕРНОВ Юрий Иванович
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина
BABKINA Olga Aleksandrovna
student of the 2nd course of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
SVETLICHNAYA Darya Dmitrievna
student of the 2nd course of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
SHAULINA Aleksandra Vladimirovna
student of the 2nd course of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
CHERNOV Yuriy Ivanovich
Ph.D. in Law, associate professor of Administrative and financial law sub-faculty of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
MIGRATION REGISTRATION IN RUSSIA: THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES OF IMPROVEMENT
The fundamental migration processes in Russia have been studied. The concept, signs, types are determined, the problems of this institution are indicated. A systematic representation of the theoretical and practical component of migration processes has been formed. The main normative legal acts governing migration registration in Russia are listed. The main problematic aspects in the legal regulation of migration processes, as well as the practice of their application in the Russian Federation are named.
Keywords: incept, signs of processes, theoretical issues of migration registration, migration policy, legislation in the field of migration, authorized bodies, migration registration, migration, foreign citizens in Russia, the problem of regulation of migration registration.
Теоретическое исследование любого значимого общественного института начинается с установление понятийного аппарата, с целью того, чтобы договориться о сущности применяемых терминов. В рамках нашей работы мы полагаем необходимым придерживаться указанного подхода представителей научной среды.
Перед переходом к рассмотрению теоретических положений, необходимо отметить, что изучить само определение миграционного учета в данный момент несколько проблематично, поскольку в нормативных актах нашего государства и научной среде отсутствует упорядоченная терминологии в этом направлении.
Как и любой правовой институт миграционный учет обладает своей юридической природой. Вообще регламентация миграционного учета осуществляется согласно двум фундаментальным, регламентирующим указанный институт, нормативным актам:
- Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Закон о миграционном учете) [1];
- Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Порядок осуществления учета) [2].
Актуальность совершенствования миграционного учета определена тем, что по данным МВД РФ с января по сентябрь 2021 года на территорию России прибыло около 4 миллиона иностранцев. В указанный период мигрантами совершено 22 973 преступных деяния и 562 212 административных нарушений [3].
В соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699 [4] к полномочиям органов внутренних дел относится формирование основные направления государственной политики в сфере внутренних дел на основе анализа и прогнозирования миграционных процессов. Более того, указанный орган разрабатывает необходимые мероприятия по пресечению нарушений в данной сфере.
Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 [5] органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Под миграционным учетом понимается деятельность органа государственной власти, направленная на фиксацию и систематизацию сведений, которые предусмотрены федеральным законодательством, о лицах, не являющихся гражданами РФ [6].
Стоит заметить, что указанные полномочия, да и вообще миграционная политика не так давно вошла в компетенцию МВД РФ, поскольку ранее данной сферой занимались иные инстанции, не относящиеся к правоохранительным органам.
Место пребывания - определенное жилое помещение, которое не является местом жительства, либо какая-то иная организация, учреждение, помещение, в котором не имеющее гражданство РФ лицо, подлежит, согласно законодательству, постановке на соответствующий учет (по месту пребывания).
В миграционных процессах участвуют также субъекты, которые косвенно влияют на общественные отношения в данной области. Итак, принимающей стороной является субъект, у которого лицо, не являющееся гражданином России, находится (осуществляет деятельность трудового характера), или проживает [7]. Субъектами указанных отношений являются:
- лицо без гражданства или иностранный гражданин, которые постоянно проживают в Российской Федерации;
- гражданин РФ;
- юридическое лицо и его обособленные подразделения;
- уполномоченные органы муниципальной и государственной власти;
- иностранные представительства и консульские учреждения.
Законодатель создал особое положение для иностранных граждан, которые своими профессиональными навыками и умениями приносят пользу государству. То есть, лицо, во-первых, имеет прямое отношение к высококвалифицированным профессионалам, во-вторых, обладает на праве собственности жилым помещением в России.
Предлагаем обозначить перечень основных целей миграционной политики:
- разработка федеральной миграционной политики;
- реализация федеральной миграционной политики;
- руководство в кризисных моментах;
- создания условий, которые необходимы для осуществление субъектами имеющихся прав в соответствующей области;
- аккумулировании информации, которая должна соответствовать признакам актуальности, оперативности, полноты, достоверности, которая необходима для планирования последствий миграционной динамики тех или иных лиц по регионам России;
- защита здоровья, конституционного строя, нравственности, прав граждан, которые находятся в Российской Федерации;
- планирование территориального развития;
- собирание и упорядочивание сведений о иностранных гражданах;
- разрешение иных задач общественно-политического социально-экономического характера.
Стоит выделить важнейший признак миграционного учета - это его уведомительный характер. Порядок его осуществления регламентируется положениями законодательства федерального уровня.
Принципы - это основополагающие начала, определяющие более существенные особенности права в общем, его специфику и содержание как совокупного регулятора всего диапазона общественных отношений. Они покрывают все нормы права и с равнозначной силой отражают свое действие в любой отрасли, независимо от специфики или характера общественных отношений, регулируемых таковыми. Акаевым А.А. выделялся следующий перечень принципов миграционного учета [8]:
- защита со стороны органов государственной власти прав лиц, не являющихся гражданами России;
- свобода передвижения и перемещения лиц, а также в выборе места жительства и пребывания;
- взаимообусловленное сочетание интересов как государства, общества, а также отдельной личности;
- гарантия национальной безопасности в России;
- приведение в единообразие миграционных правил;
- доступность действий, которые следует совершить субъектам при миграционном учете.
Предлагаем более детально проанализировать комплекс элементов, которые включает в миграционный учет:
- обеспечение качественной динамики информации (анализ, обработка, использование, защиту, хранение), которая должна включать в себя сведения о качественных, количественных характеристик процессов в области миграции;
- осуществление действий, направленных на создание электронной базы миграционного учета, которая установлена законодательством на федеральном уровне;
- учет и регистрация граждан, которые не имеют гражданства РФ;
- отражение иных сведений, установленных на федеральном уровне власти.
Пример HTML-страницы
Отдельно стоит выделить, что юридический статус иностранных граждан регламентируется нормами Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [9]. Указанный акт имеет достаточно разветвленную систему регулирования. Предлагаем рассмотреть определения, которые в научной сфере предлагаются при анализе указанного закона.
Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, которое имеет гражданство иностранного государства, одновременно с этим, не являющееся гражданином России.
Документ в любой цифровой форме (на электронном или бумажном носителе), который служит в законодательном порядке основанием для дачи иностранцу разрешения на въезд, либо визы, в предусмотренных федеральным законом случаях.
Приглашающая сторона - субъект, который имеет правомочие на обращение в уполномоченный орган с ходатайством, на основании которого лицо может быть приглашено на территорию России. Субъектом являются: во-первых, уполномоченные органы муниципальной или государственной власти, во-вторых, международные представительства, в-третьих, отечественные и зарубежные юридические лица, в-четвертых, юридические и физические лица, которые зарегистрированы на территории РФ или имеют гражданство.
На основании закона иностранным гражданином, временно пребывающим в России, считается лицо, обладающее следующими признаками:
- прибыл на основании визы;
- либо находится на территории РФ на основании, которые не требуют визы;
- получившие миграционную карту.
Исходя из сказанного можно выделить две категории иностранных лиц, которые получили временное проживание на территории России, а также те, которые получили вид на жительство. Иностранный гражданин может осуществлять на территории России трудовую деятельность, под которой понимается работа лица на основании гражданско-правового или трудового договора в России.
Иностранный гражданин, который прибыл на территории России, а также осуществляет какую-либо трудовую деятельность называется иностранным работником. Для осуществления трудовой деятельности гражданин другой страны обязан получить разрешение на работу, то есть документ, подтверждающий право лица на осуществление определенной работы.
Срок является конкретным моментом времени, либо некоторым периодом (промежутком) периодом времени, а также истечение или наступление срока, которые квалифицируются в науке как юридический факт. Под ним понимается, как правило, обстоятельство, непосредственно с которым согласно косвенного или прямого указания норм права находится во взаимосвязи наступление тех или иных юридических последствий в форме прекращения, изменения, возникновения правоотношений (обязанностей участников, и их субъективных прав), иными словами, является основанием для наступления соответствующих последствий.
Для легального проживания в России иностранный гражданин должен получить разрешительные документы, такие как разрешение, патент на работу, РВП, ВНЖ или паспорт гражданина Российской Федерации.
Обязательным условием для получения любого из этих документов является процедура дактилоскопии рук - сдачи отпечатков пальцев.
Раньше эта мера не была обязательной, но несколько лет назад после того как участились случаи попытки въезда в Россию иностранцами под другим именем после депортации или нарушений закона, дактилоскопию иностранных граждан сделали обязательной процедурой.
Результатом дактилоскопии является справка о дактилоскопии - дактилокарта, которая содержит следующие сведения:
- пол и Ф.И.О мигранта;
- отпечатки каждого пальца и отдельно ладони;
- место и дата рождения;
- подпись иностранного гражданина;
- подпись человека, проводившего процедуру;
- дата проведения;
- для чего нужна дактилоскопия конкретному лицу;
- место проведения дактилоскопии.
Мы видим, что период пребывания иностранного гражданина достаточно важен для лица, поскольку ему необходимо подстраивать свои цели пребывания под конкретный промежуток времени. В связи с этим время пребывания иностранца в России находится в прямой зависимости от целей пребывания: обучение, работа и т.д. Важно сказать, что при отсутствии визы, срок временного пребывания не может быть более 90 суток.
При отпадении оснований и истечении срока пребывания лица на территории России, оно должно самостоятельно выехать из России.
Рассмотрим судебную практику. Решением Люберецкого городского суда Московской области от 22 сентября 2020 г. по делу № 2А-5317/2020 по административному иску Холбе- кова Ф. к ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным и отмене решения о не разрешении въезда в РФ [10].
Суд отказал иностранному гражданину в удовлетворении иска, сославшись на следующие основания. Оценивая доказательства, собранные в рамках уголовного дела, суд указал, что истец не имеет устойчивых связей с семьей в России, однако, в Узбекистане у него имеются мать, брат, сестра, отец. Зарегистрированного имущества на территории РФ не обнаружено. Поэтому суд не установил оснований для отмены решения административного органа в отношении гражданина Узбекистана Холбекова Ф.
Таким образом, нами рассмотрены основные проблемные аспекты в правовом регулировании миграционных процессов, а также практики их применения в Российской Федерации. Представляем, что теоретико-практическая проблематика миграционного учёта России требует своего дальнейшего совершенствования, развития, а также обновления нормативно-правовой базы. Также нами обозначены основные теоретические представления ученых на разрешение имеющихся проблем в науке и практике. Мы считаем, что практика применения сложилась достаточно жесткая, однако, представленная нами статистика совершенных мигрантами правонарушений обуславливает правильность применяемых механизмов.