В условиях беспрецедентного неравномерного развития глобализирующихся общественных отношений, реализация международно признанных прав человека, включая свободу совести, имеет огромное значение.
Несмотря на закрепление в универсальных, региональных и внутригосударственных документах, в современном мире существуют проблемы в осуществлении наиболее существенных возможностей человека. В свою очередь, это препятствует переходу к несиловой модели международных отношений и бесконфликтному развитию личности, общества, государств и мирового сообщества. Более того, нарушения прав человека в сфере свободы совести препятствуют позитивной интеграции людей для преодоления глобальных рисков и перехода к устойчивому развитию.
В указанном контексте представляется актуальным исследование определения понятия, содержания и значения мировоззренческого нейтралитета, в том числе с учетом трансформации международных отношений под воздействием глобальных процессов. Предполагается, что проблемы реализации мировоззренческого нейтралитета на международном и внутригосударственном уровнях в значительной мере создают препятствия в осуществлении прав человека, включая свободу совести, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Права человека, включая свободу совести, развивались длительный исторический период, но их наиболее существенное международное признание произошло после ужасов Второй мировой войны. 26 июня 1945 г. Устав Организации Объединенных Наций призвал утвердить веру в права человека, закрепив на этой основе волю государств к сотрудничеству в решении мировых проблем. С тех пор большинство международных и внутригосударственных правовых документов содержат обязательства, основанные на принципе уважения прав человека, включая свободу совести. Особо следует упомянуть Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), закрепивший «уважение прав человека, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений» в качестве одного из основополагающих начал международного права. Данный принцип получил свое развитие в Международном билле о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) и два факультативных протокола к нему, а также в целом ряде других основополагающих документов.
Наиболее наглядно мировые проблемы реализации прав человека проявляются в непрерывном росте социального неравенства. В январе 2018 г. организация OXFAM опубликовала доклад, из которого следует, что богатейшие люди стали еще богаче, и теперь всего 1% населения Земли владеет более половиной всех богатств. «За последний доступный год (середина 2017 г. к середине 2016-го) общее глобальное богатство выросло на $9,3 трлн, и 82% этого увеличения ($7,6 трлн) досталось богатейшему 1% мирового населения, следует из расчетов, основанных на данных ежегодного доклада Credit Suisse — Global Wealth Databook. В результате доля мирового богатства, которая приходится на богатейший 1%, увеличилась до 50,1% (с 49% годом ранее). В 2000 году их доля составляла 45%. Тогда как богатейший 1% населения владеет 50% мирового богатства, бедная половина населения Земли довольствуется менее 1% мирового богатства, или даже 0,5%, если вычесть их чистые долги». Также отмечается, что «состояние миллиардеров, которые фигурировали и в рейтинге Forbes от марта 2017 года, и в рейтинге от марта 2016 года, увеличилось на $762,5 млрд (в долларах 2017 г.), и этого хватило бы, чтобы в семикратном размере ликвидировать бедность на планете в 2017 г. (846 млн людей, живущих за чертой бедности по всему миру, требовалось $107 млрд, чтобы подтянуть их доходы до разграничительной линии). Авторы доклада объясняют, что самые зажиточные жители планеты разбогатели в том числе за счет ухудшения условий труда для рабочих и служащих».
О системных проблемах реализации прав человека в сфере свободы совести в некоторой мере можно судить по материалам правозащитных и экспертных организаций. Например, международная организация «Open Doors» опубликовала данные, согласно которым в мире насчитывается 215 млн гонимых христиан. По словам директора итальянского отделения «Open Doors» Кристиана Нани, в мире постоянно растёт число гонимых верующих: «1 христианин из 12 становится жертвой насилия или злоупотреблений. С ноября 2016 г. по октябрь 2017 г. были атакованы более 15.500 церквей, домов и христианских магазинов». В минувшем году лидерами стран-преследователей стали Северная Корея, Афганистан и Сомали, первое же место в этом списке занимает Пакистан. Кристиан Нани отметил, что «по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза увеличилось число христианских мучеников, то есть мужчин, женщин и даже детей, которые были убиты из-за своей принадлежности к христианству. Здесь мы не говорим о христианах, которые погибли в гражданских войнах или под обстрелами, как это происходит на Ближнем Востоке: мы имеем в виду 3.066 человек, которые были убиты преднамеренно, потому что исповедовали христианство». В докладах Международного гуманистического и этического союза говорится о дискриминации и преследовании гуманистов, атеистов и нерелигиозных лиц. В материалах аналитического центра «Pew Research Center» говорится, что более 70 % населения земли живут при «сильных или очень сильных» ограничениях свободы совести. В России также выявлены проблемы реализации прав человека, включая свободу совести.
Нарушениям прав человека в сфере международно признанной свободы совести, а также сопутствующим им этно- конфессиональным конфликтам, в очень значительной мере способствуют проблемы правового закрепления и реализации принципа мировоззренческого нейтралитета государств, более известного как светскость. Нельзя не согласиться с мнением, что «закрепление в основополагающих международно-правовых документах всемирной защиты прав и основных свобод человека, в том числе прав человека на свободу совести и вероисповедания, является важнейшим достижением современного международного права», но приходится признать, что светскость государства не была закреплена в качестве их важнейшей гарантии. С. В. Иванеев обоснованно полагает, что закрепление принципа светскости государств в международном праве необходимо для построения эффективной системы международной безопасности.
Если судить по выступлениям ответственных лиц, то ООН только начинает говорить о необходимости первых шагов в этом направлении. Например, 2 марта 2018 г. в Женеве на заседании 37-й сессии Совета ООН по правам человека Специальный докладчик по вопросу о свободе религии или убеждений Ахмед Шахид представил свой новый доклад, посвященный вопросу взаимоотношений государства и религии. «Те государства, которые поощряют, как и те, которые, напротив, ограничивают религию, мотивированы одним и тем же: стремлением обеспечить монополию для своей идеологии путем принуждения или дискриминации», - заявил Специальный докладчик ООН. Ахмед Шахид выделил три основных типа отношений между государством и религией: государства с официальными или привилегированными религиями; государства, не идентифицирующие себя с какой-либо конкретной религией, и государства, которые проводят политику, направленную на значительное ограничение роли религии в обществе. По мнению эксперта, модель, при которой государство и религия находятся на «почтительном расстоянии» друг от друга, в наибольшей степени, с точки зрения права, способствует плюрализму и стабильности. «Чрезвычайно важно, чтобы национальные законы, которые касаются религии, соответствовали международным стандартам», - подчеркнул правозащитник ООН.
На внутригосударственном уровне принцип светскости государства декларируется далеко не во всех государствах и понимается по-разному. По данным проекта Pew-Templeton Global Religious Futures, подготовленного в 2017 г. Pew Research Center, около 40 стран официально закрепили государственный статус определенных религиозных течений (в основном исламских), а еще около 40 стран неофициально поддерживают предпочтительные течения (в основном христианские). Еще 10 стран (Вьетнам, Китай, Куба, Северная Корея и ряд бывших республик СССР- Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) обозначены, как жестко контролирующие и/или подавляющие религию Несмотря на то, что остальные более 100 государств названы авторами доклада нейтральными, анализ практики их взаимодействия с религиозными объединениями дает многочисленные основания не согласиться с данным утверждением.
Скорее всего, в современном мире нет мировоззренчески нейтральных государств, что нашло некоторое отражение в весьма дискуссионных моделях отношений государства с религиозными объединениями, фактически не препятствующих сращиванию политики и религии. В частности, в научной литературе представлены следующие модели, отражающие правовой статус религиозных объединений в государстве: а) модель государственной религии (вероисповедания) (наличие официального привилегированного религиозного объединения); б) модель отделения религиозных объединений от государства (равноправие религиозных объединений); в) модель сотрудничества государства с религиозными объединениями (сотрудничество государства с избранными религиозными объединениями).
Принято считать, что модель государственной религии (вероисповедания), называемая идентификационной, действует в Англии, Дании, Греции, Финляндии и в ряде мусульманских государств - Алжир, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Бруней-Даруссалам, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Коморские Острова, Кувейт, Мавритания, Малайзия, Мальдивы, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Судан, Тунис и др. В Великобритании две церкви сохранили государственный статус. В Англии это англиканская церковь, а в Шотландии - пресвитерианская. При этом Уэльс и Северная Ирландия не имеют государственной религии. Однако, Конституция Республики Ирландия от 29 декабря 1937 г. содержит упоминание «Пресвятой Троицы, от которой исходят все власти и к которой как к нашей последней надежде должны быть направлены все действия человека и Государства» и «Священного Господина Иисусом Христа, который поддерживал наших отцов в столетиях испытаний». По ст. 12 президент при вступлении в должность публично подписывает декларацию следующего содержания: «Перед Всемогущим Богом я торжественно и искренне обещаю и заявляю, что я буду поддерживать Конституцию Ирландии и соблюдать законы и что я буду исполнять свои обязанности честно и сознательно в соответствии с Конституцией и законами, и что посвящу мои способности службе и благосостоянию народа Ирландии. Бог направит и поддержит меня». Некоторые другие государственные лица также должны подписать публичную декларацию с элементами религиозного содержания (ст. 34). Конституция Королевства Дания от 5 июня 1953 г. говорит о том, что «Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства». Конституция Республики Греция от 11 июня 1974 г. в ст. 3 определяет, что «господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года». В Норвегии церковь была отделена от государства в 2012 г., но при этом сохранились государственные конфессиональные предпочтения. До 2012 г., по Конституции Норвежского Королевства от 17 мая 1814 г. (в редакции от 1995 г.) евангелическо-лютеранская религия являлась официальной государственной религией (§ 2). Конституция Королевства Швеция от 27 февраля 1974 года декларирует религиозную свободу, § 6, гл. 8, предусматривавший наличие шведской церкви был отменен. Таким образом, в Швеции церковь была отделена от государства в 2000 г. Основной закон Финляндской Республики от 11 июня 1999 г. также декларирует свободу вероисповедания, но § 76 предусматривает государственный статус евангелическо-лютеранской церкви, который оформлен в Законе о церкви. Православная церковь также имеет государственный статус.
В целом ряде государств ислам имеет государственный статус и является основой законов. В большинстве исламских государств практикуется клятва, основанная на положениях ислама. Например, Конституция Исламской Республики Афганистан от 4 января 2004 г. начинается следующими словами «Во имя Аллаха, Милосердного и Милостивого». Кроме упоминания Всемогущего Аллаха «в Афганистане ни один закон не может противоречить убеждениям и положениям священной религии Ислама» (ст. 3). По Конституции государства Бахрейн от 14 февраля 2002 г. ислам является государственной религией, а шариат - основой законодательства (ст. 2). Основной Низам (положение) Королевства Саудовская Аравия от 1992 г. гласит, что «Королевство Саудовская Аравия - суверенное арабское исламское государство. Его религия - ислам, Конституция - Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах, язык - арабский, столица - г. Эр-Рияд» (ст. 1). Среди прочего, обращает на себя внимание, что в соответствии со ст. 23 «государство стоит на защите исламской веры, реализует ее установления, следит за отсутствием греховности, препятствует пороку, выполняет долг распространения ислама», а по ст. 33 среди целей вооруженных сил значатся защита веры и святынь. Статья 1 Конституции Катара от 2003 года также устанавливает государственный статус ислама, а шариат в качестве основы законодательства. Наследник престола должен быть мусульманином и сыном мусульманки (ст. 9). После избрания наследник власти произносит следующую клятву: «Клянусь перед Аллахом уважать шариат, конституцию и закон, защищать независимость государства, его территориальную целостность, свободу и интересы граждан, быть преданным государству и эмиру» (ст. 10).
В некоторых государствах привилегированной религией является буддизм. Например, по Конституции Королевства Таиланд от 19 августа 2007 г. в Таиланде государство поддерживает буддизм (ст. 79), король является буддистом (ст. 5). Лаос «уважает и защищает любую законную деятельность буддистов и последователей других религий, [и] направляет и поощряет буддийских монахов и послушников, как и священников из других религий принимать участие в мероприятиях, которые являются благотворными для страны и народа» (ст. 9), «обязанность государства - защищать и содействовать буддийской религии» (1)(е) (ст. 9).
Католицизм также признан в ряде государств в качестве государственной религии. Статус Ватикана установлен Договором между Святым престолом и Королевством Италия от 11 февраля 1929 г. В соответствии со ст. 1 «Италия признает и подтверждает принцип, провозглашенный в статье 1 Королевского статута от 4 марта 1848 года, согласно которому католическая, апостольская и римская религия является единственной религией государства». Конституция Мальтийской Республики от 1964 г. устанавливает в качестве государственной религии римскую католическую апостольскую религию. «(2) Органы Римской Католической Апостольской Церкви обязаны и имеют право учить, какие принципы справедливы и какие ошибочны. (3) Религиозное учение римской католической апостольской веры должно преподаваться во всех государственных школах как часть обязательного образования». Конституция Княжества Монако от 17 декабря 1962 г. также устанавливает, что «Римско-католическая, апостольская религия является государственной религией» (ст. 9).
Модель отделения религиозных объединений от государства декларируется в США, Нидерландах, Франции, России и др., что должно подразумевать наличие юридических гарантий свободы совести и вероисповедания, равенства религиозных объединений. Например, Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. (в редакции 1996 г.) гласит: «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой» (ст. 1). Конституция Королевства Нидерландов от 17 февраля 1983 г. гарантирует свободу исповедания религии или религиозных убеждений (ст. 6) и запрет дискриминации на основании убеждений (ст. 1), образование с учетом религиозной принадлежности и убеждений каждого учащегося (ст. 23), что обеспечивается конфессиональным нейтралитетом государства. Однако, как показывает практика, декларирование светскости в упомянутых странах не препятствует коррупции в отношениях государства с религиозными объединениями и ее следствий в виде неправомерных привилегий, ограничений и контроля мировоззренческой сферы.
Модель сотрудничества государства с религиозными объединениями, называемая кооперационной (переходной) действует в Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Люксембурге, Португалии, с учетом «исторических особенностей» каждого конкретного государства». В Австрии в соответствии со ст. Основного закона государства от 21 декабря 1867 г. «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете» для Федерального президента допускается присяга религиозного содержания. Конституция Королевства Бельгия от 17 февраля 1994 г. (по состоянию на 16 мая 2000 г.) допускает церковный брак (ст. 21), государственные школы финансируют обучение признанным религиям при наличии выбора неконфессиональной морали (ст. 24), выплата жалованья и пенсий служителям культа вменяется в обязанность государства; суммы, необходимые для этого, ежегодно вносятся в бюджет (ст. 181). Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. предусматривает обязательное преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, при наличии возможности выбора (ст. 7). Конституция Королевства Испании от 27 декабря 1978 г., несмотря на указание, что «никакая религия не может быть государственной», содержит положение, по которому органы власти «поддерживают соответствующие отношения сотрудничества с Католической Церковью и другими конфессиями». В данном случае, упоминание в тексте Основного закона одной из религиозных организаций явно указывает на конфессиональные предпочтения государства. По Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. «государство и Католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере» (ст. 7). Однако, на практике Католическая церковь имеет особые привилегированные отношения, регулируемые Латеранскими соглашениями. Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 г. в ст. 41 не только декларирует отделение от государства и свободу деятельности церквей и религиозных общин, но даже запрещает органам власти «задавать вопросы об убеждениях или религиозной деятельности, за исключением сбора статистических данных анонимного характера». Конституция Турецкой Республики от 7 ноября 1982 г., в соответствии с принципами, провозглашенными Ататюрком, декларирует «Республика Турция - демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права; опирающееся на концепцию общественного спокойствия, национальной солидарности и справедливости; уважающее права человека, верное национализму Ататюрка и основанное на главных принципах, изложенных в преамбуле» (ст. 2). Кроме того, «воспитание и обучение религии и этике осуществляется под контролем и надзором государства. Обучение религиозной культуре и этике является обязательным элементом в учебных планах начальных и средних школ. Получение какого-либо другого религиозного воспитания и образования зависит от собственного желания лица, а для несовершеннолетних - от требования их законных представителей» (преамбула). Также конституция Турции запрещает «эксплуатировать или злоупотреблять религией или религиозными чувствами, а также вещами, признанными священными, для обеспечения личного или политического влияния или, пусть даже частично, базирование основных устоев, социального, экономического, политического и правового строя государства на религиозных принципах» (преамбула). Ст. 136 предусматривает функционирование Управления по делам религии, «которое входит в структуру органов администрации, осуществляет свои обязанности, определенные в специальном законе, в соответствии с принципами лаицизма, связанного не с политическими представлениями и идеями, а со стремлениями к национальной солидарности и целостности». Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г. в преамбуле содержит фразу «Во имя Всемогущего Бога!». Ст. 72 делегирует регулирование отношений государства и религиозных объединений кантонам. При этом Епископства могут учреждаться только с разрешения Союза.
В целом, объективной тенденцией отношений государства с религиозными объединениями является отказ от привилегированного положения в пользу равенства религиозных объединений, что находит свое отражение в конституциях и законодательстве государств. Однако, на практике это работает не во всех государствах и далеко не в полной мере. Низкой эффективности принципа светскости способствуют упомянутые модели отношений государства и религиозных объединений, которые фактически направлены на оправдание их не вполне правового характера.
Следует особо подчеркнуть, что ст. 14 Конституции РФ, декларирующая светский характер государства, равенство и отделение от государства религиозных объединений является важной основой конституционного строя России. Принцип светскости Российской Федерации взаимосвязан с принципом правового государства, в основе которого лежит принцип верховенства права и которое ориентировано на реализацию прав человека. Принципы свободы совести, светскости государства, а также соответствующая государственная политика и отношения государства и религиозных объединений также взаимосвязаны самым теснейшим образом.
Однако, даже в государствах юридически закрепивших принцип светскости, его реализация сталкивается с фундаментальными теоретико-правовыми проблемами. Фактически законодательство России и других государств, декларирующих светскость, не содержит ее юридически корректного определения. Думаю, что проблемы определения понятия светскости государства в очень значительной мере предопределяют системные нарушения этого принципа, что создает предпосылки для массовых нарушений международно признанной свободы совести. Таким образом, проблема корректности понятийно-категориального аппарата оказывает фундаментальное влияние на практическую реализацию провозглашенных принципов в сфере светскости государства, свободы совести и прав человека, в целом. Анализ различных научных источников выявил многообразие подходов и отсутствие единого мнения по поводу правового определения понятия и содержания светскости государства.
В контексте настоящего исследования можно выделить следующие основные подходы к определению понятия и содержания светскости государства, включая государственную и муниципальную систему образования. Во-первых, это весьма распространенный подход, связывающий понятие и содержание светскости государства только с отношением к религии (вероисповеданию) и деятельностью религиозных объединений. При этом исследователи говорят об отношении только к религии (вероисповеданию) и религиозным объединениям, не затрагивая иные мировоззренческие формы. В частности, такого подхода придерживаются А. В. Карпушкин, А. А. Безуглов и С. А. Солдатов, В. Н. Линкин, М. В. Новиков, С. М. Алейникова, Ж. Боберо, Б. Балчи, К. Марш, Д. Шарбит, М.-Ж. Зинс, С. Пейруз и др.
Данная позиция нашла отражение в сборнике от ноября 2017 г, выпущенном в рамках реализации проекта EIDHR/2014/348-053 «Противодействие всем формам дискриминации по признаку религии и убеждений в Российской Федерации», финансируемым Европейским союзом. В частности, А.В. Пчелинцев выделяет светскость государства в качестве важнейшей конституционно-правовой гарантии, ссылается на ст. 14 Конституции России, а далее весьма спорно и противоречиво утверждает, что «было бы неправильно полагать, что только в светском государстве может реально гарантироваться свобода религии». То есть получается, что по А.В. Пчелинцеву, свобода религии может быть реализована не только в светском государстве. Иными словами, светскость государства вовсе не обязательна в качестве гарантии свободы религии? Пытаясь пояснить свою позицию, А. В. Пчелинцев говорит, что «мы исходим из того, что светскость как конституционно-правовая характеристика государства — важнейшая, но не единственная гарантия свободы религии. Полнота свободы религии также зависит от политического режима, развития демократии и институтов гражданского общества, уровня веротерпимости и т.д.». Здесь более-менее понятно, что кроме светскости государства, для реализации свободы религии необходимо соблюдение еще целого ряда условий. Однако возникают вопросы относительно корректности сужения А. В. Пчелинцевым признаков светскости государства только к сфере его взаимодействия с явлениями, которые описываются не соответствующим принципу правовой определенности термином «религия». Показательно, что А. В. Пчелинцев не дает свое авторское определение понятия светскости государства, но формулирует его признаки, не соответствующие принципу правовой определенности: «нейтралитет государства во взаимоотношениях с религиозными объединениями; отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом; равенство прав и свобод граждан независимо от отношения к религии; веротерпимость». В указанном контексте, возникает целый ряд отнюдь не риторических вопросов. А во взаимоотношениях с не религиозными объединениями светское государство должно быть нейтральным? А от нерелигиозных объединений светское государство должно быть отделено? И наконец, самый интересный, но уже риторический вопрос доктору юридических наук А. В. Пчелинцеву. А если государство не будет нейтральным и отделенным от упомянутых выше нерелигиозных объединений (например, атеистических), то будет ли оно гарантировать свободу религии (вероисповедания)? Полагаю, что вышеуказанные вопросы касаются всех сторонников дискутируемого подхода.
Во-вторых, пожалуй наиболее распространенным является более широкий подход, связывающий понятие и содержание светскости государства не только с отношением к религии (вероисповеданию) и деятельностью религиозных объединений, но также с иными мировоззренческими формами. Среди сторонников этого подхода Р. А. Лопаткин и Ф. Г. Овсиенко, О. А. Шмакова, Л. Н. Осипова, А. Е. Себенцов, Ж. П. Виллем, К. Русселе, Е. М. Мирошникова, М. С. Стецкевич, А. А. Со, А. Ф. Мещеряковаи другие авторы.
В-третьих, существует юридически корректный подход, связывающий понятие и содержание светскости государства с отношением к мировоззренческой сфере без специального выделения религии (вероисповедания) и деятельности религиозных объединений. Понимание светского государства в качестве мировоззренчески нейтрального отражено в многочисленных научных работах Института свободы совести, С. С. Саввы, Н. А. Придворова и Е. В. Тихоновой, Т. П. Минченко, М. Ю. Бабий.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современной науке наметилась тенденция к трансформации подходов к определению понятия и содержания светскости государства в направлении отказа от связи с юридически неопределенными религией (вероисповеданием) и деятельностью религиозных объединений.
С точки зрения принципа верховенства права и требований современной юридической техники, в основе которых лежит принцип правовой определенности, юридически корректным является определение светскости государства как мировоззренческого нейтралитета, поскольку правового определения «религии», а значит и «религиозного», не существует. Только в этом случае светскость - одна из важнейших гарантий свободы мировоззренческого выбора. Это значит, что подходы, связывающие понятие светскости государства с понятием «религия» (и производными от него) имеют право на существование, но представляются не вполне корректными с точки зрения современной юридической науки. Таким образом, единственным юридически корректным является определение понятия светскости государства, как мировоззренчески нейтрального, обеспечивающего каждому возможность свободного мировоззренческого выбора. «В светском (мировоззренчески нейтральном) государстве все общественные объединения должны быть отделены от государства и иметь равный правовой статус».
В указанном контексте, «применительно к международному праву предлагаю применять понятие «международно-правовой мировоззренческий нейтралитет субъектов международного права», под которым следует понимать индифферентность государств и иных управомоченных субъектов международного права по отношению к мировоззренческой сфере во всех ее правомерных проявлениях».
К основным признакам международно-правового мировоззренческого нейтралитета субъектов международного права (государств и иных управомоченных субъектов) относятся следующие: неидентификация мировоззренческой сферы (в силу невозможности создания правовых критериев, в т.ч. несоответствия принципу правовой определенности и современной юридической техники); индифферентность в мировоззренческой сфере, т.е. отказ от специальных политики, органов, контроля (невмешательство при условии соблюдения закона); запрет дискриминации индивидов и их объединений в т.ч. по мотивам мировоззренческой принадлежности; юридическое равенство общественных некоммерческих объединений; отказ от специальных отношений с мировоззренческими объединениями (отношения осуществляются на общих с общественными некоммерческими объединениями основаниях); отказ от специальных привилегий и ограничений для мировоззренческих объединений (отделение и равноудаленность от мировоззренческих организаций); отказ от юридического закрепления, какого либо мировоззрения и/или идеологии в качестве государственных и/или доминирующих; обеспечение системы гарантий реализации свободы мировоззренческого выбора каждому индивиду; отказ от формирования межправительственных организаций по мировоззренческим основаниям; мировоззренчески ориентированные государствоподобные образования, народы, борющиеся за независимость, международные неправительственные организации и иные субъекты МП в сфере международных отношений обязаны соблюдать принципы мировоззренческого нейтралитета, признанные международным сообществом.
В качестве вывода, следует отметить исключительную важность мировоззренческого нейтралитета государств и других субъектов международного права для реализации международно признанных прав человека, включая свободу совести. С учетом современных глобальных процессов необходимо закрепить принцип мировоззренческого нейтралитета государств и других субъектов международного права в качестве одной из основ прогрессивного развития международного права в интересах устойчивого развития. Представляется целесообразным инициирование международной программы «Мировоззренческий нейтралитет государств и других субъектов международного права в условиях современных глобальных процессов» в рамках универсальных международных организаций.
БУРЬЯНОВ Сергей Анатольевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института Московского городского педагогического университета