Совершение Великих географических открытий, установление торговых отношений в межконтинентальном измерении, колонизация и раздел метрополиями целых континентов и населяющих их народов, перевозка рабов из Африки в Америку и иные процессы, способствовавшие переходу к Новому времени и повлекшие грандиозные изменения для человеческой цивилизации, в значительной степени произошли благодаря мореплаванию.
В этих условиях складывалась одна из старейших отраслей международного права - международное морское право, базирующееся изначально преимущественно на международно-правовых обычаях.
В связи с освоением и интенсивным использованием Мирового океана, который занимает 71% территории нашей планеты и рассматривается в качестве «общей собственности народов», вопрос об обеспечении безопасности человеческой жизни на море занимает важное место в повестке дня многих международных организаций, форумов и объединений, в рамках которых обсуждаются проблемы современных международных отношений. Вопрос обеспечения безопасности на море в условиях возрастающего числа угроз (например, пиратство, морской терроризм и спасание беженцев, перемещающихся по морю) и научно-технического прогресса (например, появления спутниковых систем связи и навигации, таких как GPS и ГЛОНАСС), приобрел многоаспектный характер. И среди множества аспектов обеспечения безопасности на море следует выделить ключевой - необходимость охраны человеческой жизни на море, что предполагает спасание на море и оказание помощи.
Специальный международно-правовой акт, касающийся данной проблемы, в современной редакции был принят в 1974 г. - это Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, известная как SOLAS (в русскоязычном обозначении - СОЛАС-74). Наряду с этой основной конвенцией имеются международно-правовые акты, которые также затрагивают различные аспекты охраны человеческой жизни и имущества на море, такие как Конвенция о грузовой марке 1966 г., Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.. Эти аспекты нашли отражение и в единой Конвенции ООН по морскому праву 1982 г..
В связи с непреходящей и постоянно возрастающей актуальностью проблемы охраны человеческой жизни и в условиях роста числа угроз для человеческой жизни на море, наличия аналогичных положений в различных международно-правовых актах по охране человеческой жизни на море и совершенствования технических возможностей для этого, а также заинтересованности государств иметь унифицированные международно-правовые правила в этой сфере возникает необходимость всестороннего и комплексного международноправового исследования базовых и современных установок по охране человеческой жизни на море. Настоящее исследование представляет ряд предложений по совершенствованию международного морского права в этой части.
Несмотря на обилие научных работ, посвященных непосредственно охране человеческой жизни на море и смежным вопросам, комплексное видение международно-правовой охраны человеческой жизни на море в свете последних достижений и, особенно, компонента реализации в праве региональных организаций и отдельных стран не сложилось, что предлагается восполнить по ряду следующих направлений.
По результатам проведенного нами исследования полагаем, что международно-правовая охрана человеческой жизни на море исходит из общепризнанного права человека на жизнь и обязанности государств это право защищать. Международно-правовая охрана человеческой жизни на море может быть определена как все меры, которые предусмотрены действующим международным правом для гарантии безопасности человеческой жизни на море при всех видах использования Мирового океана. Такие меры классифицируются по различным видам угроз, против которых они предназначены, например: противопожарная защита, спасание на море и др.
Представляется, что современные источники международного морского права по вопросу охраны человеческой жизни на море можно разделить на две категории. К первой относятся общие конвенции по морскому праву, которые, среди прочего, регулируют и охрану человеческой жизни на море. Например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. является основным источником современного международного морского права, это комплексный международный договор, который разделяет различные зоны морского пространства и определяет другие термины, которые используются в СОЛАС-74 и иных международных нормативных актах об охране жизни на море. В частности, дает определение пиратства, определяет обязанность оказывать помощь и охранять человеческую жизнь при любых обстоятельствах, как в открытом море, так и на континентальном шельфе. Вопросам безопасности человеческой жизни посвящена, например, статья 146 Конвенции «Охрана человеческой жизни», статья 99 «Обязанность оказания помощи», статьи 101-107 о пиратстве, статья 111 «Право преследования по горячим следам» и др. Ко второй категории относятся международные договоры, которые исключительно направлены на охрану человеческой жизни на море, как например, Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) и др.
Поскольку при проведении спасательных работ значительная часть проблем связана с вознаграждением за спасание, предлагается разработать подробные инструкции для судов по поводу заключения подобных контрактов (в соответствии с международным правом и правом соответствующих государств), чтобы не порождать излишних задолженностей в сложных ситуациях, требующих спасения. Необходимо обязать капитанов судов заключать контракты по установленному образцу и в соответствии с инструкциями.
Международная организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) представляет собой специфическую международную организацию, которая непосредственно осуществляет эксплуатацию технических средств (в том числе космических). Финансирование этой организации и распределение доходов от ее деятельности осуществляется на коммерческой основе, поэтому, помимо Конвенции как у других международных организаций, в основе ее деятельности лежит также Эксплуатационное соглашение о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Представляется, такая ситуация может повлечь за собой правовые коллизии в применении Конвенции, так как деятельность коммерческих организаций регламентируется гражданским правом, а государств - международным.
Три имеющиеся системы спутниковой связи - GPS, ГЛОНАСС и «Галилео» - имеют разное национальное и организационное происхождение, однако наиболее распространенной является американская система GPS. По причине большей распространенности использование GPS в международной практике лидирует, хотя две другие системы тоже интенсивно развиваются и применяются для спасания человеческой жизни на море. В то же время до сих пор нет международной конвенции ни по одной из этих систем, даже по системе GPS, что затрудняет международно-правовое регулирование, так как имеющиеся конвенции по космосу не всегда могут быть отнесены непосредственно к работе систем GPS, «Галилео» или ГЛОНАСС. Заключение подобной конвенции видится целесообразным и своевременным.
Поскольку в международном праве отсутствует четкое разграничение таких понятий, как пиратство, морской разбой, терроризм на море, каждый из этих актов представляет собой угрозу человеческой жизни на море, представляется важной правовая детализация упомянутых выше понятий.
Представляется, что Международный кодекс безопасности рыбаков необходимо совершенствовать по следующим направлениям: дополнить главой о современных средствах связи, прежде всего мобильной связи и сети Интернет; учитывая пиратскую опасность в ряде регионов необходимо снабдить рыбацкие суда в этих регионах средствами тайного информирования о нападении пиратов; в новой редакции Международного кодекса безопасности рыбаков учесть требования Конвенции 2009 года по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла.
ФУНЬЯХАНА Йео
аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов