Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Особенности формирования гражданского общества России в 20-х годах ХХI века (теоретический аспект)

Уже три десятилетия подряд Российская Федерация в со­ответствии с Конституцией преобразует все сферы обществен­ной жизни в условиях новой социально-политической системы.

В том числе это касается построения гражданского общество и правового государства. Большое количество ученых правоведов и социологов за эти годы исследовали гражданское общество.

Ни для кого не секрет, что гражданское общество - это со­вокупность множества элементов, среди которых можно назвать институты, коммуникации и ценности и его формирование про­ходит множество этапов и становление считается достаточно трудным. В процессе становления гражданского общества отсе­иваются ненужные элементы и ценности и на свои места встают демократические механизмы.

Множество людей, в том числе в Российской Федерации, а также лидеры государств убеждены, что невозможно выстроить развитие страны и всех ее сфер без гражданского общества.

Власть представляет собой отношения между властвую­щим и подвластным, при этом властвующий навязывает свою волю подвластному и направляет его поведение. Она необходи­ма для управления коллективом, так как является одним из глав­ных средств обеспечения порядка в социальной общности.

Впервые идея ограничения государственной власти появи­лась в Древней Греции. Там начала формироваться современная модель государственности. Именно в Древней Греции была соз­дана система политико-правовых категорий и принципов, ко­торые сейчас составляют основу современного мировоззрения.

Древнегреческие представления о власти сформировались на основе мифологии.

Считалось, что государство и законы имеют божественное происхождение и имеют высшую справедливость. Источником возникновения системы ценностей древнегреческой цивилиза­ции является демократическое устройство первых государств, основанных на принципе справедливости.

На наш взгляд, взаимосвязь гражданского общества и прин­ципа разделения властей - это очень важная часть жизни демо­кратического государства.

На протяжении многих веков общество по-разному виде­ло идеальную модель государственного устройства. В процессе поиска идеальной модели была создана теория разделения вла­стей. В теории государства и права, как и в других науках рассма­триваются проблемы разделения властей. Исследуемый прин­цип закреплен в Конституции Российской Федерации [8, с. 41].

Основной мировой тенденцией XX века являлся приоритет модели правового государства, создание которого невозможно без принципа разделения властей. Стоит отметить, что принцип разделения властей может реализовываться лишь в правовом государстве, а правовое государство в свою очередь может реа­лизовываться только в государствах с демократическим полити­ческим режимом

На наш взгляд, формирование гражданского общества в большей степени зависит от государства, которое определяет все пути развития.

В чем же заключается принцип разделения властей? Глав­ная его цель - это недопущение захвата власти каким-либо орга­ном или лицом, ведь это приведет к нарушению прав и свобод человека и гражданина. Каждая из ветвей власти должна быть независима друг от друга и не иметь возможности оказывать ка­кое-либо влияние или давление.

Каждый сотрудник государственных органов может за­нимать определенные посты лишь в одной ветви власти, иначе принцип сдержек и противовесом потеряет смысл.

Вмешательство одной ветви власти не допускается под вла­стью другой. Сферы реализации всех трех ветвей власти должны быть четко разграничены и не должны быть помехой друг для друга [4, с. 26].

Также принцип разделения властей прежде всего должен основываться на таком сотрудничестве, которое сдерживало бы каждую ветвь власти и ставило в определенные рамки. Этому способствует система сдержек и противовесов.

Разделение властей является сущностной характеристи­кой и результатом степени развитости права, а также усло­вием и предпосылкой для организации и функционирова­ния государства, законности. Как известно, без разделения властей с эффективной системой сдержек и противовесов не может быть построено правовое государство, а вследствие этого не могут быть реализованы права и свободы человека и гражданина [5, с. 151].

Некоторые ученые высказывали свою точку зрения о том, что в стране формируется квазигражданское общество. Это свя­зано со следующими обстоятельствами: глубокое расслоение общества на богатых и бедных, финансовая пропасть между ре­гионами и центром, большое количество проблем с распределе­нием ресурсов, плохо развитый средний класс и многое другое.

В настоящий момент в стране в целом существует снижение интереса общества ко многим элементам демократии, таких как низкая гражданская культура, политическая инертность. Пример HTML-страницы

Одной из особенностей Российской Федерации в постро­ении гражданского общества является то, что данный процесс исходит от «верхов» и влечет за собой зависимость всех уровней. Конструктивная модель взаимодействия власти и гражданского общества в современных условиях становится преобладающей.

Безусловно, нельзя игнорировать действия органов госу­дарственной власти, ведь без должного управления невозможно построить государство и контролировать его жителей на любом уровне. Государство должно стимулировать развитие граждан­ского общества и с каждым годом совершенствовать его механиз­мы [6, с. 144].

Но стоит отметить, что безусловно существуют государства, которые всячески препятствуют построению гражданского об­щества и выступают за авторитарные режимы управления. На наш взгляд, гражданское общество и правовое государство долж­ны действовать в единстве, на благо народа и не вступать в борьбу между собой.

Проблемы гражданского общества находят свое отражение в сознании граждан России. Они проявляются в отсутствии дове­рия к институтам государства и в том числе, к институтам граж­данского общества [7, с. 100].

Гражданское общество, каким бы все хотели его видеть в стране невозможно без публичной сферы коммуникации субъ­ектов.

Политические взгляды, человеческие идеалы начинают формироваться в публичной сфере. Таким образом граждане хотят установить полное равноправие и получить возможность управления обществом в максимальном количестве человече­ских проблем.

Доверие граждан очень сильно повышает возможность взаимодействия их между собой. При этом оно помогает вы­сказывать собственную позицию по каким-либо вопросам. Еще один важный элемент гражданского общества - это автономия. Она означает прежде всего признание прав и свобод человека и гражданина. Одним из факторов обновления и развития граж­данского общества является использование некоммерческих ор­ганизаций [2, с. 98].

Если рассматривать продвижение интересов населения, то можно отметить, что чаще в нашей стране используются неглас­ные способы, чем легальные и публичные. Средства массовой информации не сильно озабочены жизнью граждан, в большей степени их внимание приковывает власть и бизнес, у которых есть свои ресурсы.

Возможно, сложности с участием граждан возникают в свя­зи с тем, что в XX веке возможности участвовать в жизни страны фактически не было, и гражданское общество при СССР не име­ло реализации в области социальной политики. На сегодняш­ний день, наоборот, возможности участвовать закреплены на нормативном уровне, но люди не всегда готовы посвятить этому время и силы [3, с. 83].

В Российской Федерации наблюдается довольно низкий уровень самоорганизации механизма социального регулирова­ния общества. Отмечается специфика социокультурной модели взаимодействия общества и индивида в России. А именно: при­оритет интересов общества над интересами личности. Многие правоведы высказали свою точку зрения на этот счет, что боль­шинство граждан нашей страны в первую очередь заботятся об интересах личности.

На наш взгляд, следует создать активно действующий меха­низм, который сможет позволить гражданам активно реализо­вывать свои права в управлении обществом и государством. Не­обходимо создать активное взаимодействие между гражданами и организациями во всех сферах жизни общества.

Подводя итоги данной работы, можно сделать вывод, что гражданское общество в Российской Федерации - это не миф, а реальность, которая требует от государства и общества большой и слаженной работы.

На наш взгляд, для формирования гражданского общества в России необходимо: формирование большого количества не­государственных организаций и групп, интеграция институтов гражданского общества, повышение заинтересованности средств массовой информации в освещении дел негосударственных ор­ганизаций.

Также необходимо формирование у населения такие ка­честв, которые позволили бы свободно мыслить, действовать в своих интересах и интересах государства.

В Российской Федерации необходимо формировать соб­ственную систему гражданского общества, которая не будет ори­ентироваться на опыт зарубежных стран.

ВЛАДИМИРОВА Галина Евгеньевна
доцент кафедры теории и истории государства и права Сургутского государственного университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях