Уже три десятилетия подряд Российская Федерация в соответствии с Конституцией преобразует все сферы общественной жизни в условиях новой социально-политической системы.
В том числе это касается построения гражданского общество и правового государства. Большое количество ученых правоведов и социологов за эти годы исследовали гражданское общество.
Ни для кого не секрет, что гражданское общество - это совокупность множества элементов, среди которых можно назвать институты, коммуникации и ценности и его формирование проходит множество этапов и становление считается достаточно трудным. В процессе становления гражданского общества отсеиваются ненужные элементы и ценности и на свои места встают демократические механизмы.
Множество людей, в том числе в Российской Федерации, а также лидеры государств убеждены, что невозможно выстроить развитие страны и всех ее сфер без гражданского общества.
Власть представляет собой отношения между властвующим и подвластным, при этом властвующий навязывает свою волю подвластному и направляет его поведение. Она необходима для управления коллективом, так как является одним из главных средств обеспечения порядка в социальной общности.
Впервые идея ограничения государственной власти появилась в Древней Греции. Там начала формироваться современная модель государственности. Именно в Древней Греции была создана система политико-правовых категорий и принципов, которые сейчас составляют основу современного мировоззрения.
Древнегреческие представления о власти сформировались на основе мифологии.
Считалось, что государство и законы имеют божественное происхождение и имеют высшую справедливость. Источником возникновения системы ценностей древнегреческой цивилизации является демократическое устройство первых государств, основанных на принципе справедливости.
На наш взгляд, взаимосвязь гражданского общества и принципа разделения властей - это очень важная часть жизни демократического государства.
На протяжении многих веков общество по-разному видело идеальную модель государственного устройства. В процессе поиска идеальной модели была создана теория разделения властей. В теории государства и права, как и в других науках рассматриваются проблемы разделения властей. Исследуемый принцип закреплен в Конституции Российской Федерации [8, с. 41].
Основной мировой тенденцией XX века являлся приоритет модели правового государства, создание которого невозможно без принципа разделения властей. Стоит отметить, что принцип разделения властей может реализовываться лишь в правовом государстве, а правовое государство в свою очередь может реализовываться только в государствах с демократическим политическим режимом
На наш взгляд, формирование гражданского общества в большей степени зависит от государства, которое определяет все пути развития.
В чем же заключается принцип разделения властей? Главная его цель - это недопущение захвата власти каким-либо органом или лицом, ведь это приведет к нарушению прав и свобод человека и гражданина. Каждая из ветвей власти должна быть независима друг от друга и не иметь возможности оказывать какое-либо влияние или давление.
Каждый сотрудник государственных органов может занимать определенные посты лишь в одной ветви власти, иначе принцип сдержек и противовесом потеряет смысл.
Вмешательство одной ветви власти не допускается под властью другой. Сферы реализации всех трех ветвей власти должны быть четко разграничены и не должны быть помехой друг для друга [4, с. 26].
Также принцип разделения властей прежде всего должен основываться на таком сотрудничестве, которое сдерживало бы каждую ветвь власти и ставило в определенные рамки. Этому способствует система сдержек и противовесов.
Разделение властей является сущностной характеристикой и результатом степени развитости права, а также условием и предпосылкой для организации и функционирования государства, законности. Как известно, без разделения властей с эффективной системой сдержек и противовесов не может быть построено правовое государство, а вследствие этого не могут быть реализованы права и свободы человека и гражданина [5, с. 151].
Некоторые ученые высказывали свою точку зрения о том, что в стране формируется квазигражданское общество. Это связано со следующими обстоятельствами: глубокое расслоение общества на богатых и бедных, финансовая пропасть между регионами и центром, большое количество проблем с распределением ресурсов, плохо развитый средний класс и многое другое.
В настоящий момент в стране в целом существует снижение интереса общества ко многим элементам демократии, таких как низкая гражданская культура, политическая инертность.
Одной из особенностей Российской Федерации в построении гражданского общества является то, что данный процесс исходит от «верхов» и влечет за собой зависимость всех уровней. Конструктивная модель взаимодействия власти и гражданского общества в современных условиях становится преобладающей.
Безусловно, нельзя игнорировать действия органов государственной власти, ведь без должного управления невозможно построить государство и контролировать его жителей на любом уровне. Государство должно стимулировать развитие гражданского общества и с каждым годом совершенствовать его механизмы [6, с. 144].
Но стоит отметить, что безусловно существуют государства, которые всячески препятствуют построению гражданского общества и выступают за авторитарные режимы управления. На наш взгляд, гражданское общество и правовое государство должны действовать в единстве, на благо народа и не вступать в борьбу между собой.
Проблемы гражданского общества находят свое отражение в сознании граждан России. Они проявляются в отсутствии доверия к институтам государства и в том числе, к институтам гражданского общества [7, с. 100].
Гражданское общество, каким бы все хотели его видеть в стране невозможно без публичной сферы коммуникации субъектов.
Политические взгляды, человеческие идеалы начинают формироваться в публичной сфере. Таким образом граждане хотят установить полное равноправие и получить возможность управления обществом в максимальном количестве человеческих проблем.
Доверие граждан очень сильно повышает возможность взаимодействия их между собой. При этом оно помогает высказывать собственную позицию по каким-либо вопросам. Еще один важный элемент гражданского общества - это автономия. Она означает прежде всего признание прав и свобод человека и гражданина. Одним из факторов обновления и развития гражданского общества является использование некоммерческих организаций [2, с. 98].
Если рассматривать продвижение интересов населения, то можно отметить, что чаще в нашей стране используются негласные способы, чем легальные и публичные. Средства массовой информации не сильно озабочены жизнью граждан, в большей степени их внимание приковывает власть и бизнес, у которых есть свои ресурсы.
Возможно, сложности с участием граждан возникают в связи с тем, что в XX веке возможности участвовать в жизни страны фактически не было, и гражданское общество при СССР не имело реализации в области социальной политики. На сегодняшний день, наоборот, возможности участвовать закреплены на нормативном уровне, но люди не всегда готовы посвятить этому время и силы [3, с. 83].
В Российской Федерации наблюдается довольно низкий уровень самоорганизации механизма социального регулирования общества. Отмечается специфика социокультурной модели взаимодействия общества и индивида в России. А именно: приоритет интересов общества над интересами личности. Многие правоведы высказали свою точку зрения на этот счет, что большинство граждан нашей страны в первую очередь заботятся об интересах личности.
На наш взгляд, следует создать активно действующий механизм, который сможет позволить гражданам активно реализовывать свои права в управлении обществом и государством. Необходимо создать активное взаимодействие между гражданами и организациями во всех сферах жизни общества.
Подводя итоги данной работы, можно сделать вывод, что гражданское общество в Российской Федерации - это не миф, а реальность, которая требует от государства и общества большой и слаженной работы.
На наш взгляд, для формирования гражданского общества в России необходимо: формирование большого количества негосударственных организаций и групп, интеграция институтов гражданского общества, повышение заинтересованности средств массовой информации в освещении дел негосударственных организаций.
Также необходимо формирование у населения такие качеств, которые позволили бы свободно мыслить, действовать в своих интересах и интересах государства.
В Российской Федерации необходимо формировать собственную систему гражданского общества, которая не будет ориентироваться на опыт зарубежных стран.
ВЛАДИМИРОВА Галина Евгеньевна
доцент кафедры теории и истории государства и права Сургутского государственного университета