В настоящей статье дается оценка некоторых особенностей государственно-правового регулирования деятельности основных мировых площадок по торговле нефтью и нефтепродуктами в условиях санкционной политики, в том числе проводимой и в отношении России.
Автор делает акцент на том, что деятельность таких учреждений, соответственно и в вопросе ценообразования на нефть, обусловлена двумя основными факторами - исключительно экономическим и геополитическим. Важность реализации указанных факторов зависит от выбранной Россией позиции, а также комплекса мер, направленных на стабилизацию нефтяного рынка, в том числе и путем использования средств правовой регуляции.
Ключевые слова: экономика, рынок, нефть, правовое регулирование, санкции.
ШАКЕРОВ Рустам Равилевич
старший преподаватель Российского университета транспорта, г. Москва
SHAKEROV Rustam Ravilevich
senior lecturer of the Russian University of Transport, Moscow
FEATURES OF STATE-LEGAL REGULATION OF COMMODITY EXCHANGES FOR TRADING IN OIL AND OIL PRODUCTS IN THE CONTEXT OF SANCTIONS POLICY
This article assesses some of the features of the state-legal regulation of the activities of the world’s main trading platforms for oil and petroleum products in the context of the sanctions policy, including those pursued against Russia. The author emphasizes that the activities of such institutions, respectively, in the issue of oil pricing, are due to two main factors - purely economic and geopolitical. The importance of implementing these factors depends on the position chosen by Russia, as well as a set of measures aimed at stabilizing the oil market, including through the use of legal regulation.
Keywords: economy, market, oil, legal regulation, sanctions.
Нефтегазовый сектор, в силу прежде всего его роли в современной коммерциализации финансовых отношений и влияния на общие мировые экономические площадки, представляет из себя отдельный аспект социально-правового регулирования, направление развития которого зависит от большого количества факторов и условий.
Как справедливо отмечается исследователями в области изучения вопросов оценки состояния рынка нефти, параметров образования её стоимости на внешних торговых площадках, а также необходимости использования для его защиты различных правовых механизмов, социальная координация указанного сектора не всегда вписывается в стандартное представление о том, что такое «объект правового регулирования», и какими именно нормами права необходимо руководствоваться, чтобы избежать негативных последствий [1, с. 104].
В частности, автор диссертационного исследования «Экосистема бенчмарков в развитии мирового рынка нефти» А.О. Масленников, сопоставляя влияние нефтяного рынка на основы экономического устройства с влиянием со стороны иных форм инвестирования и аккумуляции денежных ресурсов в современном мире, отмечает, что с самого начала производства нефти и её последующего потребления со стороны крупных мировых держав экономическое представление относительно того, каким именно будет данный рынок, претерпело существенные изменения. Правовое сопровождение процессов формирования ценовой политики в сырьевом секторе не дает гарантий в том, что любое государство обладает стопроцентной защитой от нарушения принципов ликвидности нефти, а также иных нефтепродуктов [2, с. 39]. При этом постоянно нарастающая необходимость установления границ в использовании такого ресурса, как нефть, изменила представление о его правовой коррекции, попутно сподвиг- нув некоторые страны к созданию собственных правил указанного регулирования. Так, Россия в целях самостоятельного определения цены на нефть и нефтепродукта сформировала свои собственные площадки. В частности, такими площадками являются Московская биржа и Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. Деятельность указанных бирж опосредована специальными актами и необходима, прежде всего, для стабилизации и контроля внутренних цен на бензин и дизельное топливо [3, с. 144].
В свою очередь, нефть стала представлять из себя не просто сырье, а обособленный финансовый эквивалент, котирование которого и до настоящего времени может повлечь за собой непредсказуемые преобразования как в странах-экс- портерах, так и в государствах, активно её импортирующих.
В этой связи нефть, а точнее рыночные отношения при торговле указанным ресурсом, стали объектом правового воздействия не только в странах, которые поставляют её, но и в тех державах, чье социальное-экономическое (прежде всего производственное) состояние зависит от установленной на неё цены и условий, которые влияют (или могут повлиять) на текущее положение вопроса ценообразования. Нужно ли говорить о том, что нефть, а именно те финансовые инструменты, которые сформировались на почве её использования, стали одними из самых мощных в общеэкономической конъюнктуре, а также указывать, к каким последствиям могут приводить так называемые «нефтяные войны», если вдруг вопрос её добычи становится краеугольным камнем в международных отношениях. Отдельно стоит указать на то, что данный инструмент не раз становился объектом санкций со стороны стран-потребителей, если вдруг отношения между контрагентами становились напряженными.
В контексте рассматриваемого вопроса, прежде всего по причине оценки общего состояния механизмов легитимного влияния на состояние нефтяных котировок, стоит сказать, что у нефти есть два направления развития её экономического потенциала. В одном из таких направлений нефть признается продуктом потребления, предназначенным для использования в качестве природного топлива, которое в конечном итоге рассматривается как предмет соглашения. Здесь правовой формат её культивации целиком и полностью зависит от тех отношений, которые возникают на почве договорной логики. Соответственно, фундамент таких отношений определяется не только наличием составленных юридических актов (договоров), но и стабильностью политической конструкции (или конкуренции) между двумя государствами (поставщиком и потребителем). В частности, в свое время между нашим государством и ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти) действовало соглашение, в соответствии с условиями которого государства-участники могут предпринимать согласованные действия, направленные на стабилизацию цен на нефть, в том числе и путем снижения объемов её добычи [4, с. 5].
Стоит сказать, что исследователи признают такой вариант развития событий чисто экономическим форматом влияния, где основной аспект предпринимаемых мер стабилизации цен на указанный ресурс построен не на правовой основе, а на давно уже испробованном механизме экономической стабилизации, учитывающем уровень спроса и потребления [5, с. 3272]. В данном случае конъюнктура образования цен не может быть стабильной, и условия заключенных соглашений как бы отходят на задний план. Их действие становится притворным, но не утрачивает свою силу по части возможности включения механизма правовой коррекции, правоопределяющей, например, объемы добычи нефтепродукта. Отдельное внимание в этом вопросе следует уделить влиянию санкций, вводимых в отношении стран-экспортеров, а также последствиям, которые возникают у партнеров-поставщиков, когда такими санкциями упомянутые договоренности нарушаются.
Так, еще в 2014 году падение цен на нефть чрезмерно негативно сказалось на российской экономике, следствием чего правительством были предприняты меры, направленные на стабилизацию энергетического рынка путем введения определенных ограничительных мер [6, с. 139]. В тот период основной причиной снижения курса нефти стало падение спроса со стороны главных потребителей - Европы, Китая и США [7, с. 774]. Дополнительным фактором невозможности удержания цены на нужном уровне послужило уже снижение цен по экспортным контрактам с Ираном и Саудовской Аравией (с 105,2 до 36,2 долл./бар.). В результате, учитывая, что ожидание повышения цен может привести к серьезным преобразованиям в социальной среде, Россия и ОПЕК скорректировали действующее соглашение путем внесения дополнительных указаний по поводу временного ограничения добычи. Это стало причиной того, что уже в четвертом квартале 2016 г. цена на фондовых площадках пошла вверх, а к октябрю 2018 года нефтяные котировки достигли отметки в 81,0 долл./бар. Однако по причине введения санкций со стороны США в отношении Ирана, а также из-за сланцевой добычи, в том числе и со стороны стран, которые к такому соглашению не присоединились, цена на указанный продукт опять упала [8, р. 480].
Учитывая это, можно заключить, что сам по себе фактор правовой регламентации поставок нефти и других нефтепродуктов не всегда может оказывать стабилизирующее воздействие на состояние их цены. Из этого и вытекает другое направление для определения цены на внешнем рынке - геополитическое влияние.
Указанный фактор в русле оценки отношений между двумя или нескольким странами рассматривается не только с точки зрения того, что между ними действуют определенные договоренности, поскольку процессы, которые, с одной стороны, называются взаимными, только от части могут признаваться таковыми, пока между государствами отсутствует вероятность политических разногласий. Стоит отметить, что в данном случае дестабилизация цены может скорректиро- ваться и в меньшую сторону, поэтому допустимые геополитические риски не фиксируются в договорах на поставку нефти, и уж тем более не фигурируют в них как средство правового воздействия на соответствующее ценообразование в качестве обстоятельства форс-мажорного значения при общей оценке рисков [9, с. 45].
Наглядным примером такого развития событий является современная ситуация, когда Россия проводит военную операцию на Украине. С начала такой операции цена не нефть повысилась до отметки в 125 долл./ барр. Вместе с тем, несмотря на то что в отношении нашего государства введены серьезные экономические санкции, часть инвесторов не просто приостановили свою деятельность, а просто-напросто покинули внутренний рынок, и при этом рубль теряет свои позиции по отношению к остальным валютам, цена на нефть ведет себя разнонаправленно.
Указанный фактор некоторыми исследователями определяется как неправовой в силу прежде всего того, что конвертирование международных отношений в газо- и нефтедобывающей сфере, с учетом постоянности экономических претензий со стороны одних государства к другим, а также нестабильности геополитической обстановки в мире в целом, дает основания исключить любые соглашения, даже если их условия будут максимально учитывающими интересы сторон [10, с. 267].
Таким образом, мы можем видеть, что для сохранения той или иной тенденции на современном нефтяном рынке России мало создавать свои собственные институты, которые пусть и отчасти, но все же смогут обеспечивать стабильность цен на нефтепродукты. Кроме этого, также недостаточно учитывать действующие соглашения, которые определяют порядок торговли нефтью на международных площадках. Следует, прежде всего, взвешивать геополитические риски, способные наиболее существенно поражать нефтяной сектор, в особенности если такие меры сопровождаются применением специальных санкций.