Проблема формирования и развития идеи политического устройства с приоритетом права была актуальна на протяжении нескольких веков и остается таковой на сегодняшний день.
Общеизвестно, что правовым можно назвать только то государство, в котором непреложно следуют принципу верховенства закона. Верховенство закона было важным идеалом в политической традиции на протяжении тысячелетий, и невозможно уловить и оценить его современное понимание без понимания его исторического наследия. Основополагающие идеи правового государства были сформулированы в поисках идеального государства в трудах великих мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, именно философы античности установили крепкий фундамент для последующего развития концепции правового государства.
Давая характеристику греческому полису, можно назвать его гражданской общиной с второстепенной ролью личности в ней. В системе полисной организации прослеживался четкий принцип - приоритет интересов государства над интересами личности. Главнейшую роль играли законы, которым были подчинены абсолютно все сферы, включая политические институты и гражданское общество.
Традиционно считалось, что конституции и законы греческих городов вдохновлены богами: конституция Спарты, например, была подарком дельфийского Аполлона. Но софисты разрушили этот общепринятый порядок. Их доводы показывали, что человек не может довольствоваться повиновением закону как внешнему авторитету и необходимости, но должен убедить сам себя, своим собственным размышлением в том, что правильно или, по крайней мере, необходимо. Столкнувшись с наступлением софистов на традиционные ценности, Сократ и его последователи поставили перед собой задачу восстановить уважение к законам. Вопреки теориям естественного права, он требует абсолютного подчинения закону. Но, вопреки юридическому позитивизму, Сократ не признал бы закон справедливым просто потому, что он закон. Он ищет истинной справедливости. Однако, как это часто бывает в философии Сократа, он не может согласиться с тем, что два одинаково оправданных и законных права или моральных ценности противоречат друг другу.
По мнению Сократа, даже если законы неправильно толкуются теми, кто должен их обеспечивать, даже если их применение может привести к несправедливости, даже если повиновение может привести к потере собственной жизни, все равно необходимо их соблюдать. «Везде в Элладе, - отмечает Сократ, - установлен закон, чтобы граждане приносили клятву в единомыслии... Это делается для того, чтобы они повиновались законам. Когда граждане сохраняют это повиновение, государства бывают самыми счастливыми и сильными» [3, с. 135]. При этом, принцип подчинения закону у Сократа имеет несколько условий: 1. Правило, к которому оно применяется, должно быть действительным законом, а не указом суда или приказом Государя, которое противоречило бы закону. 2. Гражданин всегда имеет право покинуть город и, таким образом, расторгнуть договор. 3. Гражданин имеет абсолютное право обсуждать законы. Хотя Сократ больше подчеркивает обязанности чем права, связанные с гражданством, эти права необходимы для правильного понимания его мысли: Сократ, безусловно, требует абсолютного послушания, но послушания, которое можно было бы назвать «критическим».
При этом, Сократ придает немалое значение и роли личности в полисе. Особое внимание он уделяет такому важнейшему фактору политического устройства общества как самосовершенствование человека. На сегодняшний день мы можем увидеть, что этот фактор переплетается с гражданским обществом, как необходимым условием становления правового государства.
Самый известный автор идеального государственного устройства Платон подчеркивал важность права во многих своих работах. В «Критоне», диалоге между Сократом и его другом Критоном, Критон предлагает Сократу способ избежать надвигающейся казни. Сократ отказывается, объясняя это тем, что, когда гражданин решает жить в государстве, он «заключил подразумеваемый договор, что он будет поступать так, как велят законы...». Потрясенный смертью своего учителя Сократа, Платон принялся за разработку идеального государственного строя, в котором бы все классы общества чувствовали себя комфортно. Он видел, что сосуществование бедных и богатых на фоне перенаселения и разорения грозит государству социальными взрывами. По мнению Платона, в основе идеального государства лежит принцип справедливости, который воплощается в законах.
Он считал, что лишь правовые законы могут сохранить целостность государства и способствовать развитию человеческих добродетелей: «Нарушение законов причиняет именно тот вред, что, мало-помалу внедряясь, потихоньку проникает в нравы, а оттуда, уже в более крупных размерах, распространяется на деловые взаимоотношения граждан и посягает даже на сами законы и государственное устройство» [4, с. 194]. В то же время Платон утверждал, что ни один писаный закон не может с идеальной точностью охватить все ситуации, к которым может потребоваться его применение, и, следовательно, необходима мудрая суверенная власть, стоящая над законом. Идеальный правитель - сильная личность, обладающая научными познаниями в искусстве управления, причем города, которыми не управляют непосредственно философы, должны соблюдать писаный закон.
В «Законах» Платон резюмирует свою позицию: «там, где закон подчинен какой-либо другой власти и не имеет своей собственной, крах государства не за горами; но если закон является господином правительства, а правительство его рабом, тогда ситуация полна надежд, и люди пользуются всеми благословениями, которые боги изливают на государство [4, с. 568].
Достаточно много писал о верховенстве закона и Аристотель. В своем труде «Политика» он поставил вопрос о том, что лучше: лучший лидер или лучшие законы. Изучая этот вопрос, он обнаружил преимущества и недостатки обоих методов управления. Его вывод предполагает, что законы подходят для большинства обществ, поскольку они тщательно продуманы и могут применяться в большинстве ситуаций. Поэтому люди должны руководствоваться лучшими законами [1, с. 187].
В своих трудах он пытается объяснить, что там, где законы не имеют силы, нет конституции. Закон должен быть выше всего. Аристотель, подчеркивал, что эти законы должны поддерживать справедливые принципы, так что истинные формы правления неизбежно будут иметь справедливые законы, а извращенные - несправедливые.
Аристотель считал демократию и олигархию самыми опасными формами правления. В демократиях без закона к власти придут демагоги, а в олигархии, где у правителя большое богатство и многочисленные друзья, такой семейный деспотизм приближается к монархии; правят люди, а не закон. Поэтому Аристотель утверждал: «верховенство права... предпочтительнее чем любой человек». Так как люди обладают недостатками и могут приспосабливать правительство к своим личным интересам, тогда как верховенство закона объективно. «Тот, кто настаивает на правлении закона, может считаться настаивающим на правлении только Бога и разума, но тот, кто настаивает на правлении человека, добавляет элемент зверя; ибо желание есть дикий зверь, а страсть извращает умы правителей, даже если они лучшие из людей. Закон есть разум, не затронутый желанием» [1, с. 114].
Стоит отметить, что Аристотель критиковал отсутствие частной собственности в платоновских проектах. По его мнению, лучше всего мы заботимся о своем собственном имуществе. Если все вокруг общее, то это то же самое что ничье и никто о таком имуществе заботиться не будет, оно придет в упадок очень быстро. Исходя из этого, мы делаем вывод, что такой важнейший признак правового государства как частная собственность первым выделил именно Аристотель.
Огромнейший вклад в становление теории правового государства внес Марк Туллий Цицерон. Для него закон - это больше, чем просто сила, это правильный разум в согласии с природой. Он утверждал, что государство существует для того, чтобы поддерживать законы, находящиеся в гармонии с универсальными принципами природы. Без ключевого элемента справедливости, воплощенного в законе, государство не может быть сформировано. Он отмечал, что «в человеческих сообществах принято много пагубных мер, которые не приближаются к законам больше, чем если бы банда преступников согласилась сделать некоторые правила» [6, с. 189].
Цицерон в то же время настаивал на примате нравственных норм (которые известны как естественное право) над государственными законами. Он заявлял, что правительство прежде всего обязано защищать человеческую жизнь и частную собственность. Когда правительство выходит из-под контроля, люди имеют право на бунт. Очевидно, что для него главная цель закона - улучшение жизни граждан: «Твердо установлено, что законы были придуманы ради блага граждан, целостности государств и спокойной и счастливой жизни людей, и что те люди, которые впервые приняли постановление такого рода, объявили народам, что напишут и предложат такие постановления, одобрив и приняв которые, народы будут жить в почете и счастье. И те постановления, которые были так составлены и приняты, они, по-видимому, и назвали законами» [6, с. 113].
Он, как и Платон считал, что для создания идеального государства нужно прежде всего создать лучшие правовые законы для управления гражданами, «Ведь мы должны разъяснить природу права, а ее следует искать в природе человека» [6, с. 94]
Цицерон выделяет достаточно много важных признаков правового государства и некоторые из них были принципиально новыми для своего времени. Во-первых, это участие народа в выборах и управлении делами полиса, «но если будет надобность в каком-либо управлении вне полномочий магистрантов, то народ да изберет лицо, которое будет управлять» [6, с. 136]. Во-вторых, «впервые в истории Цицерон постулирует правовой характер государства, а также вводит термины «народ» и «общность интересов», которые отсутствуют в рассуждениях Аристотеля» [2, с. 64]. Цицерон убежден необходимости гражданского общества, отмечая, что идеальное государство с верховенством права возможно создать лишь в обществе, которое готово его принять и дать ему развитие: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов» [6, с. 20]. В-третьих, всеобщность права: «дабы каждый нес наказание в соответствии со своим поступком.» [6, с. 148]. Впервые в истории Цицерон постулирует правовой характер государства, а также вводит термины «народ» и «общность интересов», которые отсутствуют в рассуждениях Аристотеля.
Также, по его мнению, одна из главных целей создания государства и конституционных порядков это обеспечение личных прав собственности. Ожидается, что каждый человек присвоит себе и своей семье то, что ему нужно для выживания. Хотя собственность и не является естественным правом, но она является логическим продолжением нашей природы. И если государство аутентично в своем поведении, то оно формализует и защитит то, что каждый человек законно присвоил у природы.
Подводя итоги, нам становится очевидно - трудно переоценить вклад античных философов в развитие идеи правового государства. Из анализа первоисточников вытекает, что в полисе верховенству права отводится системообразующая роль, а также, что именно согласованное взаимодействие государственной политики и верховенства права является одним из самых необходимых для правильного развития государства. Что касается личности в системе полисной организации, то можно заметить, что несмотря на утверждения о приоритете интересов государства, философы высоко ценят человеческие добродетели и считают достаточно значимым самосовершенствование человека в полисе. Политико-правовые взгляды античных мыслителей оказали глубокое влияние на цивилизации по всему миру и дали невероятно мощный импульс дальнейшему развитию доктрины правового государства.
МАГДИЛОВ Мажид Магдилович
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Юридического института Дагестанского государственного университета
ХАНМАГОМЕДОВА Ханзадай Гаджимурадовна
магистрант 2 года обучения Юридического института Дагестанского государственного университета