Правовой режим исключительной экономической зоны и континентального шельфа - это сфера, на которую распространяется юрисдикция государства, касающиеся юридического статуса и режима морских пространств, которые тщательно и детально регулируют порядок их установления, исследования и использования в мирных целях и на благо человечества.
Отношения, складывающиеся в рамках использования континентального шельфа, весьма многогранны, они попадают в поле регулирующего воздействия многих отраслей, как международного, так и внутригосударственного права. Здесь следует иметь в виду прежде всего нормы международного публичного права, а что касается права внутригосударственного, то под ним подразумевается право тех государств, которые имеют морские участки государственной границы. Сам по себе континентальный шельф материально был и остается прежде всего географическим участком, частью территории. Но следует указать и на тот факт, что в различных отраслях права тот или иной объект материального мира отражается через призму специфики предмета регулирования соответствующей отрасли.
Современное юридическое определение континентального шельфа, которое дано в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, хотя и исходит из геоморфологического и геологического понятия шельфа, однако в значительной мере от него отличается. Его основу составляет сформулированное в решении Международного суда 1969 года по делам «Континентальный шельф Северного моря (ФРГ/Дания; ФРГ/
Нидерланды)» понимание континентального шельфа, как естественного продолжения сухопутной территории государства. В этом решении Суд, в частности, отметил, что подводные районы, представляющие собой континентальный шельф, «могут считаться в действительности частью территории, в отношении которой прибрежное государство уже обладает верховенством, в том смысле, что они, хотя и покрыты водой, являются продлением или продолжением этой территории, распространением ее по дну моря».
Согласно статье 76 Конвенции по морскому праву, континентальный шельф означает морское дно и недра подводного района, который начинается за пределами территориального моря. Этот район охватывает естественное продолжение сухопутной территории прибрежного государства и простирается либо на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, даже если внешняя граница подводной окраины материка расположена ближе 200 миль, либо если такая граница расположена дальше 200 миль, вплоть до нее, но с определенными ограничениями по максимальной ширине шельфа.
Таким образом, из приведенного определения можно выделить следующее:
- юридический континентальный шельф охватывает не только собственно континентальный шельф в его естественнонаучном понимании, но и континентальный склон и континентальный подъем, как части подводной окраины материка;
- если внешняя граница подводной окраины материка расположена ближе 200 морских миль, то юридический континентальный шельф включает также дно океана между окончанием подводной окраины и 200-мильным пределом.
Континентальный шельф, как в пределах 200 миль, так и распространяющийся далее, представляет собой единую концепцию с точки зрения её основного правового содержания. Это означает, что в целом правовой режим континентального шельфа не различается в зависимости от того, на каком расстоянии от берега проходит его внешняя граница. Кроме того, можно говорить и о единстве принципов делимитации континентального шельфа в пределах и за пределами 200 миль. Статья 83 Конвенции, в частности, не проводит различия между разграничением континентального шельфа в пределах 200 миль и разграничением расширенного континентального шельфа.
Внешние границы континентального шельфа в пределах 200 миль и расширенного континентального шельфа, однако, устанавливаются по разным правилам. Граница континентального шельфа по 200-мильному пределу существует в силу неотъемлемого права прибрежного государства, и от него не требуется специального заявления или обоснования для её подтверждения. Оно лишь указывает такую границу на картах или с помощью перечней координат, которые доводятся до общего сведения, а также сдаются на хранение Генеральному секретарю ООН и Генеральному секретарю Международного органа по морскому дну. Если же государство - участник Конвенции намерено провести границу континентального шельфа по внешней границе подводной окраины материка, которая находится далее 200 морских миль, то для этого применяются специальные методы и процедура, которые определены в Конвенции, и задействуется международный орган, созданный для этой цели.
Особая процедура установления внешней границы расширенного континентального шельфа накладывает определенный отпечаток на процесс его разграничения между государствами и на возможность участия в этом процессе международного суда или арбитража.
Хотелось бы отметить, что не подлежит сомнению, что права государства на континентальный шельф существуют ipso facto и ab initio в силу его суверенитета над сухопутной территорией, к которой он прилегает. Равным образом в соответствии с пунктом 3 статьи 77 «права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления». Однако применительно к расширенному континентальному шельфу эти положения имеют определенные нюансы. Для того чтобы государство могло пользоваться принадлежащими ему правами, не вторгаясь в районы, являющиеся общим наследием человечества, оно должно знать пределы пространственной сферы, в которой они могут осуществляться. Именно этой цели служат положения статьи 76 Конвенции о внешних границах расширенного континентального шельфа.
Установление государством внешней границы континентального шельфа на основании зафиксированных в статье 76 Конвенции естественно-научных критериев подчинено правилам и процедуре, предусмотренным в этой же статье. Эти правила и процедура предполагают, что наличие рекомендаций Комиссии представляет собой обязательное условие, только при соблюдении которого граница становится юридически действительной. В данном случае перед нами ситуация (она не уникальна в международном праве), когда действительность одностороннего акта государства зависит от соблюдения при его принятии условий, установленных международным правом.
В 2016 году Российская нефтяная компания впервые приступает к бурению на иностранном шельфе в качестве оператора. Бурение на шельфовом месторождении во Вьетнаме начинает «Роснефть». На лицензионном участке, где работает компания, расположено два газоконденсатных месторождения - Лан Тай и Лан До с начальными запасами газа в 68 млрд. м. Добыча там ведется с 2002 г. Теперь, чтобы поддержать её уровень, на одном из блоков, наши специалисты предложили провести геолого-разведочные работы. По итогам сейсморазведки они обнаружили дополнительные залежи газа в объёме 12,6 млрд. м3 и 600 тыс. тонн конденсата. В проекте участвуют также «ПетроВьетнам» и Индийская компания ОНГК, но они ограничены в финансировании, и всю операционную деятельность контролирует наша компания. И вот первый экзамен точности российской экспертизы. В НК говорят, что подготовились к бурению основательно, собрали значительный объем технической информации. Поэтому ожидают успеха обнаружения углеводородов. И хотя в южных иностранных морях «Роснефть» пока ещё не бурила, опыт шельфового бурения у неё весьма успешен. Она стала пионером на Сахалине, где уже идёт промышленная добыча. Она успешно пробурила скважину на месторождении «Победа» в Карском море, показав тем самым высокий уровень своей шельфовой экспертизы.
Вьетнамский проект реализуется на основе Соглашения о разделе продукции (СРП). Оно предполагает фиксированную стоимость газа с ежегодной индексацией. А это значит, что производство практически не зависит от рыночных бурь. Вьетнамские проекты по итогам 2015 г., как говорят в компании, «обеспечили положительный денежный поток даже с учётом финансирования имеющихся новых проектов в этой стране». По итогам 2015 года действующие Вьетнамские проекты (Блок 06-1 и проект Трубопровод «Нам Кон Сон») обеспечили положительный денежный поток даже с учетом финансирования имеющихся новых проектов в стране (проект ГРР (геологоразведочных работ) на Блоке 06.1 и проект ГРР (геологоразведочных работ) на Блоке 05.3/11). «Роснефть» поддерживает рост экономики Вьетнама — газ, добытый на лицензионных участках во Вьетнаме в 2015 году обеспечил около 12 процентов энергетических потребностей страны.
Бурить шельфовую скважину будут японской буровой - в соответствии с законодательством Вьетнама. Правда, низкие цены на нефть снижают и стоимость сервисных услуг, поэтому условия получились гораздо выгоднее, чем планировали. Однако НК неслучайно активно участвует в проекте отечественного судостроительного кластера «Звезда». По завершении его строительства, считают нефтяники, станет возможным создание российского оборудования для шельфовой добычи.
Компания рассматривает этот бизнес как путь к проектам и в других странах региона. В последнее время она не раз давала понять, что не ударилась в панику от происходящего, а, наоборот, считает нынешний кризис возможностью расширить в перспективе долю рынка. Именно поэтому увеличивает инвестиции в производство на 30% в этом году, хотя крупные мировые компании уже свернули свои на 30%. В этом смысле особенно важно, что вьетнамский проект не поставочный, а именно производственный.
Да и прогнозы у наших нефтяников достаточно оптимистичны. Глава компании Игорь Сечин уже к концу нынешнего года ожидает роста глобального спроса на энергоносители. Энергетические потребности мировой экономики растут, уверены в «Роснефти», и вынуждают искать новые источники энергии, поскольку старые месторождения истощаются. Шельфовые запасы - один из них.
У компании есть ещё один аргумент в пользу расширения вьетнамского бизнеса. Энергетическая безопасность этой страны, считают здесь, входит в круг российских интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А газ, добытый на лицензионных участках в 2015 г., обеспечил около 12% энергетических потребностей Вьетнама. Кроме того, шельфовые проекты создают рабочие места для местных жителей и дают дополнительный доход местным и международным компаниям.
Несмотря на снижение стоимости нефти и газа на мировых рынках, энергетические потребности мировой экономики вынуждают мировых лидеров рынка искать и разрабатывать новые источники энергии, ведь истощение традиционных месторождений - реальная тенденция последних десятилетий. В этом контексте запасы шельфовых месторождений - ключ к решению проблемы обеспечения мировой энергетической безопасности.
И хотя конкретные прогнозы по добыче на вьетнамских участках можно будет делать только после испытания новых скважин, эксперты уже говорят, что операторская работа «Роснефти» на шельфе может стать платформой для возможного роста бизнеса в других странах Юго-Восточной Азии.
Вьетнамский шельф всегда вызывал особую заинтересованность у российских компаний. Местный топливно-энергетический комплекс вообще обязан своему становлению российским геологам: в 60-е годы прошлого века группа отечественных специалистов провела масштабные изыскания углеводородов, по итогам которых была создана первая карта недр Вьетнама.
Сегодня азиатской стране выгодно вести кооперацию с иностранными компаниями, продуманное фискальное законодательство привлекло множество лидеров отрасли. Реализация проектов на шельфе страны несет существенный перспективный потенциал: истощение традиционных месторождений стало реальной тенденцией последних десятилетий, а за счет морских, обладающих значительной ресурсной базой, можно существенно повысить энергетическую безопасность мировой экономики в целом.
ЗЯБЛИЦЕВА Светлана Андреевна
ассистент кафедры гражданского права и процесса Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технического университета в г. Шахты
ШАХВЕРДИЕВА Ольга Закировна
ассистент кафедры гражданского права и процесса Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технического университета в г. Шахты