Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Правовой статус этнических меньшинств в странах скандинавии (финляндия, швеция, норвегия, дания).

В странах Скандинавии проживает достаточное число эт­нических меньшинств, однако в данной статье речь пойдет о правовом статусе тех из них, которые компактно проживают на территории того или иного государства данного субрегио­на.

Следовательно, в данном исследовании будет сделан ана­лиз правового статуса народа саамы, компактно проживаю­щего на территории четырёх государств: Норвегии, Швеции, Финляндии и России; эскимосов - аборигенного населения Гренландии, чья территория с 1721 года de facto и de jure явля­ется составной частью датского королевства; фарерцев, про­живающих на Фарерских островах (Дания); аландских шведов, проживающих на Аландских островах (Финляндия). Следует подчеркнуть, что саамы и эскимосы в данной статье будут рас­смотрены, прежде всего, в качестве коренных народов, так, как таковыми они себя осознают, и такой статус за ними призна­ется национальными сообществами (за исключением швед­ских саамов), в которых они проживают. Однако, поскольку и саамы, и эскимосы составляют в количественном отношении меньшинство в государствах их проживания, мы нашли воз­можным включить их в рамки исследуемой проблематики.

Саамы (самоназвание - саами, лопари) являются абори­генным населением северной части Скандинавии (примерно сорок тысяч саамов проживают в Норвегии, в порядке двад­цати тысяч - в Швеции, около шести тысяч - в Финляндии, и, примерно двух с половиной тысяч в РФ, на Кольском полу­острове).

В Х-XII веках ареалом обитания саамов являлась доволь­но большая часть Скандинавии, однако с XII века сюда начали проникать норвежцы, шведы, финны и восточные славяне, в результате чего одна часть саамов была оттеснена на север, а другая - была ассимилирована пришлым населением.

Тем не менее, саамы - единый народ. Они проживают на обширной территории Лапландии (самая северная часть скандинавского полуострова), имеют общий язык (который, правда, распадается на ряд сильно разошедшихся диалектов), общую религию - христианство (лютеранство - скандинавские саамы, православие - российские саамы и маленькая группа среди финских саамов), испытывают чувства родственной бли­зости и солидарности. Саамы всегда жили маленькими сооб­ществами, но сам народ никогда не имел своей государствен­ности.

Эскимосы. По разным оценкам, численность населения Гренландии составляет 50-60 тысяч человек, 95% из которых - эскимосы. Эскимосы Гренландии являются коренным наро­дом острова и насчитывают около 47 тыс. человек (небольшая группа - 3 тыс. человек - живет в Дании). Среди них выделяют­ся группы полярных эскимосов численностью несколько сотен человек и проживающих на крайнем северо-западе острова. Это самая северная в мире группа аборигенного населения. Эскимосы говорят на эскимосском языке, распространён так­же датский язык. Основой письменности является латинская графическая основа (с 18 века). Большая часть гренландских эскимосов - протестанты-лютеране, правда, сохраняется и шаманизм.

Традиционная культура у гренландских эскимосов - обще эскимосская (эскимосы за пределами Гренландии живут еще на Аляске - 38 тыс. человек, в Северной Канаде - 28 тыс. человек и в РФ - 1,5 тыс. человек (Чукотка и Магаданская область)). На протяжении веков эскимосский этнос создал свои собствен­ные уникальные формы культуры, приспособленные к суро­вой жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником; охотничья лодка-каяк; глухая меховая одежда; полуземлянка; куполообразное жилище из снега (иглу); жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и другое. Тради­ционными видами занятий эскимосов - охота и рыболовство. В настоящее время развивается строительство.

Проблемы сохранения и развития саамов и эскимосов как отдельных этносов и народов во многом идентичны с по­добными проблемами фактически у всех коренных сообществ во всем мире, и включают такие компоненты, как: язык, куль­тура, обычаи, традиций, сохранение исконной среды оби­тания и т.п. Более того, оба этноса считают себя коренными народами, и такой статус признается за ними со стороны госу­дарств, на территории которых они проживают (за исключе­нием Швеции). Конечно, в регулировании правового статуса эскимосов и саамов главная роль отводится национальному законодательству соответствующих государств, которое исхо­дя из международно-правовых обязательств государства в том или ином объеме регламентирует его.

В целом проводя исследование правового положения саа­мов и эскимосов в скандинавских странах (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания) следует отметить, что, несмотря на нали­чие отдельных проблем, для сохранения и развития данных этносов в регионе созданы в целом благоприятные условия. Вкратце это выражается в следующем:

  1. Национальные законодательства Норвегии, Швеции, Финляндии предоставляют народу саамы национально-куль­турную автономию, в рамках которой саамский этнос наделен широкими правами в области культуры, языка, вплоть до по­лучения образования на родном языке и т.п.;
  2. В Финляндии, Швеции и Норвегии существует такой важный представительный орган самоуправления, как парла­мент саамов, который является важным институтом для пря­мого диалога с правительствами этих стран по тем или иным вопросам сохранения и развития саамов как отдельного этно­са и народа.
  3. В деле обеспечении правового статуса саамов в Финлян­дии, Швеции и Норвегии большое значение имеет институт омбудсмена (парламентский омбудсмен, омбудсмен по делам меньшинств, национальный трибунал по вопросам дискри­минации и другое), услугами, которых могут воспользоваться саамы в случае нарушения их прав. Общеизвестно, что омбуд­смен - независимое и беспристрастное должностное лицо и яв­ляется своеобразным арбитром между человеком и властью. Главное его назначение - контроль за деятельностью органов власти и управления путем рассмотрения жалоб граждан на действия этих органов или должностных лиц, приводящих к нарушению прав и свобод человека и гражданина.
  4. Говоря о правовом статусе эскимосов Гренландии сле­дует подчеркнуть следующее обстоятельство: согласно по­ложениям Закона о самоуправлении Гренландии от 20 мая 2009 года острову предоставлена широкая автономия вплоть до права заключения международных договоров и открытия своих зарубежных представительств. Центральные власти кон­тролируют фактически только вопросы обороны и безопасности.
  5. Важным фактором в обеспечении правого статуса эт­нических меньшинств в Скандинавии является то, что все государства региона является членами таких региональных объединении как Европейский Союз (Норвегия не является членом ЕС) и Совета Европы, чем к национальным механиз­мам в области защиты прав и свобод человека добавляются ев­ропейские - действующие в рамках двух названных региональ­ных объединениях, к услугам которых тоже могут прибегнуть этнические меньшинства региона.

Фарерские острова. В Фарерский архипелаг входят 18 островов, 17 из которых являются обитаемыми. Они находятся в северной части Атлантического океана и входят в состав Дат­ского королевства на условиях автономии. Площадь островов составляет 1 395 км2, население - около 50 тыс. человек, столи­цей является г. Торсхавн.

Фарерцы являются потомками норманнов, выходцев из Западной Норвегии, заселивших острова с IX века, отчасти до этого смешавших с аборигенным кельтским населением. Еще в Vll-Vin вв. на островах регулярно селились ирландские монахи-отшельники, а также шотландцы. В начале IX века на острова вторглись викинги и образовали здесь свои колоний. Постепенно острова стали важным связующим звеном между колониями викингов на территории Исландии, Гренландии и даже Северной Америки. До конца XIV века Фарерские остро­ва входили в состав Норвегии, затем островами совместно вла­дели Норвегия и Дания, а с 1814 года Дания стала единолич­ным владельцем этих земель. С 1940 по 1945 года остова были оккупированы Великобританией. После Второй мировой войны британцы официально вернули острова Дании. В 1946 году население островов провело плебисцит и парламент Фарерских островов объявил о выходе островов из состава Датского королев­ства. Правительство Дании конечно не согласилось с таким положе­нием дел. В итоге переговоров были назначены повторные выборы в парламент Фарерских островов, за тем делегация вновь избранного парламента была приглашена в Копенгаген для дальнейших пере­говоров. Результатом этих переговоров явилось принятие датским парламентом Акта о фарерском самоуправлении (Закон № 137 от 23 марта 1948 года), согласно которому Фарерские остова получили ав­тономный статус в составе Дании.

Суть и особенности автономного статуса Фарерских островов в составе Датского королевства согласно положениям данного Акта о самоуправлении заключается в основном в следующем:

  1. Фарерские острова имеют свой законодательный орган - Фарерский Лёгтинг, состоящий от 27 до 32 членов, избираю­щих из своего состава председателя;
  2. Фарерские острова имеют собственный исполнитель­ный орган (правительство - Фарерское Ландсстюри), состоя­щий из председателя и членов;
  3. Высшим представителем королевской власти Дани яв­ляется Омбудсмен (Королевский аудитор), выполняющий фа­рерском парламенте исключительно наблюдательную функ­цию;
  4. Фарерский язык получил статус основного официально­го языка островов (хотя датский язык входит в школьную про­грамму в качестве обязательного);
  5. Дания признала флаг Фарерских остовов;
  6. На островах есть даже своя денежная единица - фарерская крона, которая ходит параллельно с датской кроной;
  7. Фарерские острова имеют свой собственный судебный орган - суд Фарерских Островов;
  8. Согласно Конституции Дании, два представителя Фа­рерских островов являются членами датского Фолькетинга (парламента);
  9. Фарерские острова имеют самостоятельную админи­стративную и таможенную территорию, территорию налого­вого и акцизного обложения, своё таможенное законодатель­ство и таможенный тариф (на основе таможенного тарифа Дании);
  10. В вопросах налогообложения Фарерские острова не подчиняются Казначейству Дании;
  11. Вопросы внешних отношений, включая внешнюю тор­говлю, контролируются местными властями совместно и по согласованию с МИД Дании;
  12. Фарерские острова не являются самостоятельным субъ­ектом международного права. Исходя из этого международ­ные договоры Фарерских островов подписываются совместно датским руководством (в лице Правительства Королевства Да­нии или Королевы Дании), и местным Правительством остро­вов;
  13. В компетенцию Правительства Фарерских островов входят вопросы, связанные с: освоением минеральными ре­сурсами недр земли и моря; освоением живых морских ре­сурсов; комплексом вопросов экологии; развитием отраслей промышленности и предпринимательства; судоходством и телекоммуникациями; рынком труда; налогообложением, ак­цизами;
  14. Принятие решений по вопросам международных от­ношений, экспортно-импортному контролю и внешнеэконо­мическим вопросам, включая импортные пошлины, подле­жит согласованию с Правительством Королевства Дании;
  15. В 1992 году между Правительством Фарерских остро­вов и Правительством Дании было заключено соглашение, которое регламентирует права Фарерских островов на нефтя­ные запасы в своих недрах. В настоящее время Правительство островов осуществляет работу по разведке нефтяных место­рождений на морском шельфе;
  16. Кроме собственного (местного) законодательства на островах параллельно действует и законодательство Дании (только после его ратификации местным парламентом), ко­торое в большинстве случаев соответствует фарерскому, или является превалирующим над ним по ряду вопросов: между­народные отношения, система наказаний, гражданское зако­нодательство.

Основным источником дохода Правительства Фарерских островов являются подоходный налог и НДС, а у муниципа­литетов - только подоходный. Кроме того, значительные по­ступления в казну приносят лицензии, выданные иностран­ным компаниям на лов рыбы в экономической зоне островов. Датское правительство финансирует только государственные и административные вопросы (полиция, судебная система, государственная безопасность и т.п.). Но датский бюджет вы­деляет островитянам т.н. блок-помощи в виде субсидий фер­мерам, которые составляют примерно 15% от местного ВВП.

Аландские острова. Архипелаг Аландских островов на­ходится в Балтийском море. В его состав входят 6757 островов, 60 из которых являются обитаемыми. Это самое большое ско­пление островов на Земле. Территория островов составляет 1552 км2, из которых около 27 км2 составляют реки и озёра. С 1920 года имеет статус автономной провинции в составе Фин­ляндии. Официальным языком является шведский, население составляет около 30000 человек, столицей является Мариехамн (это единственный город на островах).

На Аландах издревле жило шведское население. Следует отметить, что острова играли важную роль в военных действи­ях на море в ходе Северной войны между России и Швеции. Именно здесь, у острова Гренгам 27 июля 1720 года произо­шла морская битва между шведским и русским морскими флотами, которая закончилась Ништадским мирным дого­вором, заключенного в 1721 году. Далее, 18 марта 1809 года во время русско-шведской (финляндской) войны русские войска под командованием князя П. И. Багратиони заняли Аландские острова, которые после окончания войны в составе Великого княжества Финляндского были присоединены к России.

Далее, в 1856 году по условиям Парижского мирного до­говора Аландским островам был присвоен статус демилита­ризованной зоны, который сохраняется и в настоящее время. Русские войска стояли на островах вплоть до 1917 года. После I мировой войны Финляндия провозглашает независимость, и Аландские острова предпринимают попытки перейти в состав Швеции. Для их поддержки на островах даже высаживаются шведские войска, однако компания заканчиваются неудачно. В 1921 году Лига Наций признаёт принадлежность островов Финляндии, однако на правах широкой автономии. Между двумя мировыми войнами острова сохраняют свой демилита­ризованный статус.

В настоящее время Аландские острова представляют со­бой одну из самых благополучных в социально-экономиче­ском отношении частей Финляндии.

Суть и особенности автономного статуса Аландских островов заключается в следующем:

  1. Шведский язык является единственным официальным языком на островах, т.е. он используется в государственных, региональных и муниципальных учреждениях на территории автономии, также, на нем ведется обучение в государственных учебных заведениях на островах и используется для поддер­жания официальной связи с центральными органами власти государства. Следует подчеркнуть, что с 1970 года введено обя­зательное изучение финского языка в школах автономии;
  1. Аландские острова имеют свое собственное (местное) гражданство. Оно дает право и возможность аландцам иметь в собственности недвижимость на островах, заниматься пред­принимательством. Смысл наличия данного института заклю­чается в том, чтобы земля оставалась у местного, а не у при­езжего населения. Местное гражданство приобретается по рождению, либо по ходатайству лица (при условии обладания гражданством Финляндии, проживания на островах не менее пяти лет и владения шведским языком). Отсутствие граждан­ства в принципе не является препятствием к простому про­живанию на территории автономии, однако только граждане автономии имеют право голосовать и выставлять свою канди­датуру на выборах в местный парламент - Лагтинг;
  2. Статус автономии в составе Европейского Союза регу­лируется особыми положениями в договоре о присоединении Финляндии к нему;
  3. С 1970 года Аландские острова имеют собственное неза­висимое представительство в Северном (Скандинавском) Со­вете;
  4. Лагтинг (законодательное собрание) является парла­ментом Аландских островов. Выборы в Лагтинг проходят раз в четыре года. Рамки его компетенции определяются специаль­ными соглашениями между островами аландской автономи­ей и Финляндией о разграничении областей ответственности. Таким образом, в компетенцию Лагтинга, в частности, вхо­дят вопросы, связанные с образованием, культурой, защитой исторических памятников, здравоохранением, охраной окру­жающей среды, транспортом, местным самоуправлением, по­чтовой службой, радио и телекоммуникацией. В указанных областях Аландские острова решают вопросы практически как суверенное государство. Однако, в отдельных случаях, на законы, принятые местным Лагтингом, может быть наложено вето Президентом Финляндии. Например, в случае если Лаг­тинг вышел за пределы аландской автономии, либо принятый им закон несёт угрозу внутренней или внешней безопасности Финляндии.
  5. В свою очередь, центральные органы власти Финлян­дии отвечают за внешнюю политику, гражданское и уголовное право, судоустройство, таможню и государственное налогоо­бложение;
  6. С 1984 года Аландские острова выпускают свои соб­ственные почтовые марки;
  7. Аландские острова имеют своего специального пред­ставителя в парламенте Финляндии;
  8. Жители автономии освобождены от службы в финской армии, но в случае проживания вне Аландских островов в те­чение пяти лет данный иммунитет ими утрачивается.

Большую роль в регулировании правового статуса этни­ческих меньшинств региона и в его обеспечении играет со­трудничество скандинавских государств как на региональном, так и на двустороннем уровнях. Важное место в региональном сотрудничестве скандинавских государств (включая вопросы обеспечения правового статуса этнических меньшинств Севе­ра Европы) отводится Скандинавскому (Северному) Совету. Фактически единая историческая судьба, единое культурное наследие и во многом единые этнические черты народов и стран Скандинавии способствовали появлению такой между­народной интеграционной структуры, как Скандинавский (Се­верный) Совет.

Скандинавский (Северный) Совет была создана в 1951 году в качестве международной межпарламентской организа­ции (объединял представителей парламентов Исландии, Нор­вегии, Швеции и Дании). Свою практическую деятельность Совет начал в 1952 году. В 1955 году к нему присоединилась и Финляндия. Идея реализации скандинавской интеграции в его рамках заключается в том, что: Фолькетинг Дании деле­гировал в Совет двух депутатов от Фарерских островов и двух делегатов от Гренландии, Риксдаг Финляндии - двух депутатов от Аландских островов, а также представителя народа саамов. Норвежский и Шведский парламенты в состав своих делега­ций тоже включили депутатов от саамов. Конечно, депутаты от саамов и эскимосов в Скандинавском совете прежде всего являются официальными представителями парламентов сво­их стран, но, с дугой стороны, они представляют и свои народы, которые через них участвуют в работе данного межпарламент­ского органа по решению важных региональных проблем.

До 1962 года работа Скандинавского Совета основывалась на устав организации. В 1962 году он был заменен Хельсин­ским договором, которым был определен порядок, полномо­чия и структура данного органа.

Согласно ст. 47 Хельсинского договора 1962 года Совет состоит из 87 избираемых членов, представителей северных правительств и представителей администраций Фарерских островов, Гренландии и региональных органов управления Аландских островов. Парламент Дании направляет шест­надцать избираемых членов, парламент Финляндии - восем­надцать, парламент Исландии - семь, парламенты Норвегии и Швеции по двадцать, парламенты Фарерских островов и Гренландии, а также Законодательная ассамблея Аландских островов по два. Каждая из представительных общественных ассамблей также выбирает корреспондирующее число заме­стителей членов. Здесь в отличии от Гренландии (эскимосов) напрямую не указано о представителях саамов, но делегации государств-членов обычно формируются таким образом, что народ саамов всегда представлен на данном форуме. Выборы членов и их заместителей проводятся ежегодно, их полномо­чия действительны до следующих выборов.

Согласно Хельсинскому договору 1962 года полномочия организации распространяются на: культурное сотрудниче­ство (с учетом проблем развития образования и гармониза­ции образовательных стандартов в странах региона); правовое сотрудничество (гармонизация отраслей законодательства стран-членов, координация вопросов гражданства, обеспе­чение сближения правоприменительной практики в госу­дарствах-членах); социальное сотрудничество (обеспечение функционирования Северного рынка труда, вопросы соци­ального обеспечения, здравоохранения, производства спирт­ных напитков, дела молодежи); окружающая среда (на основе изменений, внесенных в Хельсинский договор в 1974 году); со­трудничество в других сферах (информация, статистика, кон­сульская защита граждан государств-членов).

Следует также отметить, что в рамках Северного совета на основании ст. 38 Хельсинского договора 1962 года были заклю­чены отдельные специальные соглашения, в том числе: Согла­шение о культурном сотрудничестве 1972 года, Соглашение о сотрудничестве в области транспорта 1972 года, Конвенцию об охране окружающей среды 1974 года и др. Словом, Северный совет является важнейшим органом межпарламентского со­трудничества государств Скандинавии и играет весомую роль в обеспечении правового статуса этнических меньшинств ре­гиона.

Двусторонние соглашения государств. Также в сфере со­трудничества между скандинавскими странами по обеспече­нию традиционной жизнедеятельности и тем самим правово­го статуса этнических сообществ (в данном случае коренного народа саамы) большую роль играют двусторонние соглаше­ния государств.

Общеизвестно, что, помимо рыболовства и охоты, ос­новным традиционным занятием для саамов является олене­водство. С чем связан кочевой образ жизни данного народа. Летом, когда комары, мошки, оленьи оводы делают невозмож­ным пребывание оленьих стад на горных пастбищах, саамы из­древле откочевывали к атлантическому побережью, где благо­даря ветрам нет насекомых. Однако Договор о границах между Швецией и Финляндией и Норвегией, и Данией 1751 года установил государственные границы между этими государ­ствами, а территория Лапландии (традиционная территория саамов) была разделена между ними. Однако саамы-оленево­ды, и только они, получили право свободного передвижения через государственную границу Норвегии со Швецией и это право они сохраняют по сей день. По норвежско-шведскому соглашению 1919 года шведские саамы могут перекочевывать со своими стадами на летние пастбища в Норвегию на время с 15 июля по 15 сентября. В свою очередь, норвежским саамам разрешается с октября по май пользоваться зимними пастби­щами в Северной Швеции. Поскольку в Финляндии в основ­ном применяется вольный выпас оленей, то очень часто име­ют место «нарушения» государственных границ оленями. Для урегулирования таких вопросов Финляндия имеет специаль­ные двухсторонние договоры со Швецией, Норвегией, а также Россией.

Союз саамов представляет собой международную не­правительственную организацию, объединяющей саамские организации соответствующих государств. На сегодня его чле­нами являются девять следующих общественных организации следующих стран: Норвегия - Ассоциация саамов Норвегии, Ассоциация оленеводов-саамов Норвегии, Народный саам­ский союз; Российская Федерация - Ассоциация Кольских саа­мов, Общественная организация саамов Мурманской области; Финляндия - Центральная ассоциация саамов Финляндии; Швеция - Ассоциация саамов Швеции, Саамская организа­ция, Ассоциация оленеводов Швеции.

Союз саамов был создан в 1956 году на Второй Между­народной конференции саамов в Каксйоке (Норвегия) и до 1992 года организация носила название «Союз саамов север­ных стран». В 1992 году на 15-й Саамской конференции, про­ходившей в Хельсинки, организация сменила свое название на Союз Саамов, что связано с тем что на этой конференции была принята саамская организация из России - «Ассоциация Кольских саамов».

Организация играет важную роль в содействии обеспече­ния правового статуса данного этноса в соответствующих госу­дарствах. Главными целями и задачами Союза саамов являют­ся укрепление общности саамов как единого народа, и защиту их прав и интересов. Союз саамов ориентируется прежде всего на то, чтобы политические, социально-экономические и куль­турные права саамов закреплялись не только на националь­ном уровне, но и на международном.

Союз саамов ведет большую международную деятель­ность, что, в первую очередь, выражается в том, что он прини­мает активное участие в работе ООН - является одним из актив­ных участников Постоянного Форума по вопросам коренных народов. Также на международном уровне Союз саамов учув- ствует в работе Арктического (Северного, Скандинавского) со­вета, в рамках которого имеет статус постоянного участника.

В заключении следует отметить, что значимую роль в сотрудничестве стран Северной Европы по вопросам обеспе­чения правового статуса этнических меньшинств региона сы­грало СМИ. Оно помогает сохранить язык народа саами. Так, в Норвегии, Финляндии и Швеции ведется радиовещание и выпускается ежедневная газета на саамском языке - Avvir. По­мимо этого, при совместном производстве финского телеви­дения YLE, шведского - SVT и Норвежской вещательной кор­порации (NRK) выходит ежедневно телепрограмма Oddasat.

АНАНИДЗЕ Фридон Ревазович
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов

КУЦУРОВ Одиссей Юрьевич
аспирант кафедры международного права юридического института Российского университета дружбы народов, Исполнительный директор Фонда развития коренных народов Севера

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях