В странах Скандинавии проживает достаточное число этнических меньшинств, однако в данной статье речь пойдет о правовом статусе тех из них, которые компактно проживают на территории того или иного государства данного субрегиона.
Следовательно, в данном исследовании будет сделан анализ правового статуса народа саамы, компактно проживающего на территории четырёх государств: Норвегии, Швеции, Финляндии и России; эскимосов - аборигенного населения Гренландии, чья территория с 1721 года de facto и de jure является составной частью датского королевства; фарерцев, проживающих на Фарерских островах (Дания); аландских шведов, проживающих на Аландских островах (Финляндия). Следует подчеркнуть, что саамы и эскимосы в данной статье будут рассмотрены, прежде всего, в качестве коренных народов, так, как таковыми они себя осознают, и такой статус за ними признается национальными сообществами (за исключением шведских саамов), в которых они проживают. Однако, поскольку и саамы, и эскимосы составляют в количественном отношении меньшинство в государствах их проживания, мы нашли возможным включить их в рамки исследуемой проблематики.
Саамы (самоназвание - саами, лопари) являются аборигенным населением северной части Скандинавии (примерно сорок тысяч саамов проживают в Норвегии, в порядке двадцати тысяч - в Швеции, около шести тысяч - в Финляндии, и, примерно двух с половиной тысяч в РФ, на Кольском полуострове).
В Х-XII веках ареалом обитания саамов являлась довольно большая часть Скандинавии, однако с XII века сюда начали проникать норвежцы, шведы, финны и восточные славяне, в результате чего одна часть саамов была оттеснена на север, а другая - была ассимилирована пришлым населением.
Тем не менее, саамы - единый народ. Они проживают на обширной территории Лапландии (самая северная часть скандинавского полуострова), имеют общий язык (который, правда, распадается на ряд сильно разошедшихся диалектов), общую религию - христианство (лютеранство - скандинавские саамы, православие - российские саамы и маленькая группа среди финских саамов), испытывают чувства родственной близости и солидарности. Саамы всегда жили маленькими сообществами, но сам народ никогда не имел своей государственности.
Эскимосы. По разным оценкам, численность населения Гренландии составляет 50-60 тысяч человек, 95% из которых - эскимосы. Эскимосы Гренландии являются коренным народом острова и насчитывают около 47 тыс. человек (небольшая группа - 3 тыс. человек - живет в Дании). Среди них выделяются группы полярных эскимосов численностью несколько сотен человек и проживающих на крайнем северо-западе острова. Это самая северная в мире группа аборигенного населения. Эскимосы говорят на эскимосском языке, распространён также датский язык. Основой письменности является латинская графическая основа (с 18 века). Большая часть гренландских эскимосов - протестанты-лютеране, правда, сохраняется и шаманизм.
Традиционная культура у гренландских эскимосов - обще эскимосская (эскимосы за пределами Гренландии живут еще на Аляске - 38 тыс. человек, в Северной Канаде - 28 тыс. человек и в РФ - 1,5 тыс. человек (Чукотка и Магаданская область)). На протяжении веков эскимосский этнос создал свои собственные уникальные формы культуры, приспособленные к суровой жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником; охотничья лодка-каяк; глухая меховая одежда; полуземлянка; куполообразное жилище из снега (иглу); жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и другое. Традиционными видами занятий эскимосов - охота и рыболовство. В настоящее время развивается строительство.
Проблемы сохранения и развития саамов и эскимосов как отдельных этносов и народов во многом идентичны с подобными проблемами фактически у всех коренных сообществ во всем мире, и включают такие компоненты, как: язык, культура, обычаи, традиций, сохранение исконной среды обитания и т.п. Более того, оба этноса считают себя коренными народами, и такой статус признается за ними со стороны государств, на территории которых они проживают (за исключением Швеции). Конечно, в регулировании правового статуса эскимосов и саамов главная роль отводится национальному законодательству соответствующих государств, которое исходя из международно-правовых обязательств государства в том или ином объеме регламентирует его.
В целом проводя исследование правового положения саамов и эскимосов в скандинавских странах (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания) следует отметить, что, несмотря на наличие отдельных проблем, для сохранения и развития данных этносов в регионе созданы в целом благоприятные условия. Вкратце это выражается в следующем:
- Национальные законодательства Норвегии, Швеции, Финляндии предоставляют народу саамы национально-культурную автономию, в рамках которой саамский этнос наделен широкими правами в области культуры, языка, вплоть до получения образования на родном языке и т.п.;
- В Финляндии, Швеции и Норвегии существует такой важный представительный орган самоуправления, как парламент саамов, который является важным институтом для прямого диалога с правительствами этих стран по тем или иным вопросам сохранения и развития саамов как отдельного этноса и народа.
- В деле обеспечении правового статуса саамов в Финляндии, Швеции и Норвегии большое значение имеет институт омбудсмена (парламентский омбудсмен, омбудсмен по делам меньшинств, национальный трибунал по вопросам дискриминации и другое), услугами, которых могут воспользоваться саамы в случае нарушения их прав. Общеизвестно, что омбудсмен - независимое и беспристрастное должностное лицо и является своеобразным арбитром между человеком и властью. Главное его назначение - контроль за деятельностью органов власти и управления путем рассмотрения жалоб граждан на действия этих органов или должностных лиц, приводящих к нарушению прав и свобод человека и гражданина.
- Говоря о правовом статусе эскимосов Гренландии следует подчеркнуть следующее обстоятельство: согласно положениям Закона о самоуправлении Гренландии от 20 мая 2009 года острову предоставлена широкая автономия вплоть до права заключения международных договоров и открытия своих зарубежных представительств. Центральные власти контролируют фактически только вопросы обороны и безопасности.
- Важным фактором в обеспечении правого статуса этнических меньшинств в Скандинавии является то, что все государства региона является членами таких региональных объединении как Европейский Союз (Норвегия не является членом ЕС) и Совета Европы, чем к национальным механизмам в области защиты прав и свобод человека добавляются европейские - действующие в рамках двух названных региональных объединениях, к услугам которых тоже могут прибегнуть этнические меньшинства региона.
Фарерские острова. В Фарерский архипелаг входят 18 островов, 17 из которых являются обитаемыми. Они находятся в северной части Атлантического океана и входят в состав Датского королевства на условиях автономии. Площадь островов составляет 1 395 км2, население - около 50 тыс. человек, столицей является г. Торсхавн.
Фарерцы являются потомками норманнов, выходцев из Западной Норвегии, заселивших острова с IX века, отчасти до этого смешавших с аборигенным кельтским населением. Еще в Vll-Vin вв. на островах регулярно селились ирландские монахи-отшельники, а также шотландцы. В начале IX века на острова вторглись викинги и образовали здесь свои колоний. Постепенно острова стали важным связующим звеном между колониями викингов на территории Исландии, Гренландии и даже Северной Америки. До конца XIV века Фарерские острова входили в состав Норвегии, затем островами совместно владели Норвегия и Дания, а с 1814 года Дания стала единоличным владельцем этих земель. С 1940 по 1945 года остова были оккупированы Великобританией. После Второй мировой войны британцы официально вернули острова Дании. В 1946 году население островов провело плебисцит и парламент Фарерских островов объявил о выходе островов из состава Датского королевства. Правительство Дании конечно не согласилось с таким положением дел. В итоге переговоров были назначены повторные выборы в парламент Фарерских островов, за тем делегация вновь избранного парламента была приглашена в Копенгаген для дальнейших переговоров. Результатом этих переговоров явилось принятие датским парламентом Акта о фарерском самоуправлении (Закон № 137 от 23 марта 1948 года), согласно которому Фарерские остова получили автономный статус в составе Дании.
Суть и особенности автономного статуса Фарерских островов в составе Датского королевства согласно положениям данного Акта о самоуправлении заключается в основном в следующем:
- Фарерские острова имеют свой законодательный орган - Фарерский Лёгтинг, состоящий от 27 до 32 членов, избирающих из своего состава председателя;
- Фарерские острова имеют собственный исполнительный орган (правительство - Фарерское Ландсстюри), состоящий из председателя и членов;
- Высшим представителем королевской власти Дани является Омбудсмен (Королевский аудитор), выполняющий фарерском парламенте исключительно наблюдательную функцию;
- Фарерский язык получил статус основного официального языка островов (хотя датский язык входит в школьную программу в качестве обязательного);
- Дания признала флаг Фарерских остовов;
- На островах есть даже своя денежная единица - фарерская крона, которая ходит параллельно с датской кроной;
- Фарерские острова имеют свой собственный судебный орган - суд Фарерских Островов;
- Согласно Конституции Дании, два представителя Фарерских островов являются членами датского Фолькетинга (парламента);
- Фарерские острова имеют самостоятельную административную и таможенную территорию, территорию налогового и акцизного обложения, своё таможенное законодательство и таможенный тариф (на основе таможенного тарифа Дании);
- В вопросах налогообложения Фарерские острова не подчиняются Казначейству Дании;
- Вопросы внешних отношений, включая внешнюю торговлю, контролируются местными властями совместно и по согласованию с МИД Дании;
- Фарерские острова не являются самостоятельным субъектом международного права. Исходя из этого международные договоры Фарерских островов подписываются совместно датским руководством (в лице Правительства Королевства Дании или Королевы Дании), и местным Правительством островов;
- В компетенцию Правительства Фарерских островов входят вопросы, связанные с: освоением минеральными ресурсами недр земли и моря; освоением живых морских ресурсов; комплексом вопросов экологии; развитием отраслей промышленности и предпринимательства; судоходством и телекоммуникациями; рынком труда; налогообложением, акцизами;
- Принятие решений по вопросам международных отношений, экспортно-импортному контролю и внешнеэкономическим вопросам, включая импортные пошлины, подлежит согласованию с Правительством Королевства Дании;
- В 1992 году между Правительством Фарерских островов и Правительством Дании было заключено соглашение, которое регламентирует права Фарерских островов на нефтяные запасы в своих недрах. В настоящее время Правительство островов осуществляет работу по разведке нефтяных месторождений на морском шельфе;
- Кроме собственного (местного) законодательства на островах параллельно действует и законодательство Дании (только после его ратификации местным парламентом), которое в большинстве случаев соответствует фарерскому, или является превалирующим над ним по ряду вопросов: международные отношения, система наказаний, гражданское законодательство.
Основным источником дохода Правительства Фарерских островов являются подоходный налог и НДС, а у муниципалитетов - только подоходный. Кроме того, значительные поступления в казну приносят лицензии, выданные иностранным компаниям на лов рыбы в экономической зоне островов. Датское правительство финансирует только государственные и административные вопросы (полиция, судебная система, государственная безопасность и т.п.). Но датский бюджет выделяет островитянам т.н. блок-помощи в виде субсидий фермерам, которые составляют примерно 15% от местного ВВП.
Аландские острова. Архипелаг Аландских островов находится в Балтийском море. В его состав входят 6757 островов, 60 из которых являются обитаемыми. Это самое большое скопление островов на Земле. Территория островов составляет 1552 км2, из которых около 27 км2 составляют реки и озёра. С 1920 года имеет статус автономной провинции в составе Финляндии. Официальным языком является шведский, население составляет около 30000 человек, столицей является Мариехамн (это единственный город на островах).
На Аландах издревле жило шведское население. Следует отметить, что острова играли важную роль в военных действиях на море в ходе Северной войны между России и Швеции. Именно здесь, у острова Гренгам 27 июля 1720 года произошла морская битва между шведским и русским морскими флотами, которая закончилась Ништадским мирным договором, заключенного в 1721 году. Далее, 18 марта 1809 года во время русско-шведской (финляндской) войны русские войска под командованием князя П. И. Багратиони заняли Аландские острова, которые после окончания войны в составе Великого княжества Финляндского были присоединены к России.
Далее, в 1856 году по условиям Парижского мирного договора Аландским островам был присвоен статус демилитаризованной зоны, который сохраняется и в настоящее время. Русские войска стояли на островах вплоть до 1917 года. После I мировой войны Финляндия провозглашает независимость, и Аландские острова предпринимают попытки перейти в состав Швеции. Для их поддержки на островах даже высаживаются шведские войска, однако компания заканчиваются неудачно. В 1921 году Лига Наций признаёт принадлежность островов Финляндии, однако на правах широкой автономии. Между двумя мировыми войнами острова сохраняют свой демилитаризованный статус.
В настоящее время Аландские острова представляют собой одну из самых благополучных в социально-экономическом отношении частей Финляндии.
Суть и особенности автономного статуса Аландских островов заключается в следующем:
- Шведский язык является единственным официальным языком на островах, т.е. он используется в государственных, региональных и муниципальных учреждениях на территории автономии, также, на нем ведется обучение в государственных учебных заведениях на островах и используется для поддержания официальной связи с центральными органами власти государства. Следует подчеркнуть, что с 1970 года введено обязательное изучение финского языка в школах автономии;
- Аландские острова имеют свое собственное (местное) гражданство. Оно дает право и возможность аландцам иметь в собственности недвижимость на островах, заниматься предпринимательством. Смысл наличия данного института заключается в том, чтобы земля оставалась у местного, а не у приезжего населения. Местное гражданство приобретается по рождению, либо по ходатайству лица (при условии обладания гражданством Финляндии, проживания на островах не менее пяти лет и владения шведским языком). Отсутствие гражданства в принципе не является препятствием к простому проживанию на территории автономии, однако только граждане автономии имеют право голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах в местный парламент - Лагтинг;
- Статус автономии в составе Европейского Союза регулируется особыми положениями в договоре о присоединении Финляндии к нему;
- С 1970 года Аландские острова имеют собственное независимое представительство в Северном (Скандинавском) Совете;
- Лагтинг (законодательное собрание) является парламентом Аландских островов. Выборы в Лагтинг проходят раз в четыре года. Рамки его компетенции определяются специальными соглашениями между островами аландской автономией и Финляндией о разграничении областей ответственности. Таким образом, в компетенцию Лагтинга, в частности, входят вопросы, связанные с образованием, культурой, защитой исторических памятников, здравоохранением, охраной окружающей среды, транспортом, местным самоуправлением, почтовой службой, радио и телекоммуникацией. В указанных областях Аландские острова решают вопросы практически как суверенное государство. Однако, в отдельных случаях, на законы, принятые местным Лагтингом, может быть наложено вето Президентом Финляндии. Например, в случае если Лагтинг вышел за пределы аландской автономии, либо принятый им закон несёт угрозу внутренней или внешней безопасности Финляндии.
- В свою очередь, центральные органы власти Финляндии отвечают за внешнюю политику, гражданское и уголовное право, судоустройство, таможню и государственное налогообложение;
- С 1984 года Аландские острова выпускают свои собственные почтовые марки;
- Аландские острова имеют своего специального представителя в парламенте Финляндии;
- Жители автономии освобождены от службы в финской армии, но в случае проживания вне Аландских островов в течение пяти лет данный иммунитет ими утрачивается.
Большую роль в регулировании правового статуса этнических меньшинств региона и в его обеспечении играет сотрудничество скандинавских государств как на региональном, так и на двустороннем уровнях. Важное место в региональном сотрудничестве скандинавских государств (включая вопросы обеспечения правового статуса этнических меньшинств Севера Европы) отводится Скандинавскому (Северному) Совету. Фактически единая историческая судьба, единое культурное наследие и во многом единые этнические черты народов и стран Скандинавии способствовали появлению такой международной интеграционной структуры, как Скандинавский (Северный) Совет.
Скандинавский (Северный) Совет была создана в 1951 году в качестве международной межпарламентской организации (объединял представителей парламентов Исландии, Норвегии, Швеции и Дании). Свою практическую деятельность Совет начал в 1952 году. В 1955 году к нему присоединилась и Финляндия. Идея реализации скандинавской интеграции в его рамках заключается в том, что: Фолькетинг Дании делегировал в Совет двух депутатов от Фарерских островов и двух делегатов от Гренландии, Риксдаг Финляндии - двух депутатов от Аландских островов, а также представителя народа саамов. Норвежский и Шведский парламенты в состав своих делегаций тоже включили депутатов от саамов. Конечно, депутаты от саамов и эскимосов в Скандинавском совете прежде всего являются официальными представителями парламентов своих стран, но, с дугой стороны, они представляют и свои народы, которые через них участвуют в работе данного межпарламентского органа по решению важных региональных проблем.
До 1962 года работа Скандинавского Совета основывалась на устав организации. В 1962 году он был заменен Хельсинским договором, которым был определен порядок, полномочия и структура данного органа.
Согласно ст. 47 Хельсинского договора 1962 года Совет состоит из 87 избираемых членов, представителей северных правительств и представителей администраций Фарерских островов, Гренландии и региональных органов управления Аландских островов. Парламент Дании направляет шестнадцать избираемых членов, парламент Финляндии - восемнадцать, парламент Исландии - семь, парламенты Норвегии и Швеции по двадцать, парламенты Фарерских островов и Гренландии, а также Законодательная ассамблея Аландских островов по два. Каждая из представительных общественных ассамблей также выбирает корреспондирующее число заместителей членов. Здесь в отличии от Гренландии (эскимосов) напрямую не указано о представителях саамов, но делегации государств-членов обычно формируются таким образом, что народ саамов всегда представлен на данном форуме. Выборы членов и их заместителей проводятся ежегодно, их полномочия действительны до следующих выборов.
Согласно Хельсинскому договору 1962 года полномочия организации распространяются на: культурное сотрудничество (с учетом проблем развития образования и гармонизации образовательных стандартов в странах региона); правовое сотрудничество (гармонизация отраслей законодательства стран-членов, координация вопросов гражданства, обеспечение сближения правоприменительной практики в государствах-членах); социальное сотрудничество (обеспечение функционирования Северного рынка труда, вопросы социального обеспечения, здравоохранения, производства спиртных напитков, дела молодежи); окружающая среда (на основе изменений, внесенных в Хельсинский договор в 1974 году); сотрудничество в других сферах (информация, статистика, консульская защита граждан государств-членов).
Следует также отметить, что в рамках Северного совета на основании ст. 38 Хельсинского договора 1962 года были заключены отдельные специальные соглашения, в том числе: Соглашение о культурном сотрудничестве 1972 года, Соглашение о сотрудничестве в области транспорта 1972 года, Конвенцию об охране окружающей среды 1974 года и др. Словом, Северный совет является важнейшим органом межпарламентского сотрудничества государств Скандинавии и играет весомую роль в обеспечении правового статуса этнических меньшинств региона.
Двусторонние соглашения государств. Также в сфере сотрудничества между скандинавскими странами по обеспечению традиционной жизнедеятельности и тем самим правового статуса этнических сообществ (в данном случае коренного народа саамы) большую роль играют двусторонние соглашения государств.
Общеизвестно, что, помимо рыболовства и охоты, основным традиционным занятием для саамов является оленеводство. С чем связан кочевой образ жизни данного народа. Летом, когда комары, мошки, оленьи оводы делают невозможным пребывание оленьих стад на горных пастбищах, саамы издревле откочевывали к атлантическому побережью, где благодаря ветрам нет насекомых. Однако Договор о границах между Швецией и Финляндией и Норвегией, и Данией 1751 года установил государственные границы между этими государствами, а территория Лапландии (традиционная территория саамов) была разделена между ними. Однако саамы-оленеводы, и только они, получили право свободного передвижения через государственную границу Норвегии со Швецией и это право они сохраняют по сей день. По норвежско-шведскому соглашению 1919 года шведские саамы могут перекочевывать со своими стадами на летние пастбища в Норвегию на время с 15 июля по 15 сентября. В свою очередь, норвежским саамам разрешается с октября по май пользоваться зимними пастбищами в Северной Швеции. Поскольку в Финляндии в основном применяется вольный выпас оленей, то очень часто имеют место «нарушения» государственных границ оленями. Для урегулирования таких вопросов Финляндия имеет специальные двухсторонние договоры со Швецией, Норвегией, а также Россией.
Союз саамов представляет собой международную неправительственную организацию, объединяющей саамские организации соответствующих государств. На сегодня его членами являются девять следующих общественных организации следующих стран: Норвегия - Ассоциация саамов Норвегии, Ассоциация оленеводов-саамов Норвегии, Народный саамский союз; Российская Федерация - Ассоциация Кольских саамов, Общественная организация саамов Мурманской области; Финляндия - Центральная ассоциация саамов Финляндии; Швеция - Ассоциация саамов Швеции, Саамская организация, Ассоциация оленеводов Швеции.
Союз саамов был создан в 1956 году на Второй Международной конференции саамов в Каксйоке (Норвегия) и до 1992 года организация носила название «Союз саамов северных стран». В 1992 году на 15-й Саамской конференции, проходившей в Хельсинки, организация сменила свое название на Союз Саамов, что связано с тем что на этой конференции была принята саамская организация из России - «Ассоциация Кольских саамов».
Организация играет важную роль в содействии обеспечения правового статуса данного этноса в соответствующих государствах. Главными целями и задачами Союза саамов являются укрепление общности саамов как единого народа, и защиту их прав и интересов. Союз саамов ориентируется прежде всего на то, чтобы политические, социально-экономические и культурные права саамов закреплялись не только на национальном уровне, но и на международном.
Союз саамов ведет большую международную деятельность, что, в первую очередь, выражается в том, что он принимает активное участие в работе ООН - является одним из активных участников Постоянного Форума по вопросам коренных народов. Также на международном уровне Союз саамов учув- ствует в работе Арктического (Северного, Скандинавского) совета, в рамках которого имеет статус постоянного участника.
В заключении следует отметить, что значимую роль в сотрудничестве стран Северной Европы по вопросам обеспечения правового статуса этнических меньшинств региона сыграло СМИ. Оно помогает сохранить язык народа саами. Так, в Норвегии, Финляндии и Швеции ведется радиовещание и выпускается ежедневная газета на саамском языке - Avvir. Помимо этого, при совместном производстве финского телевидения YLE, шведского - SVT и Норвежской вещательной корпорации (NRK) выходит ежедневно телепрограмма Oddasat.
АНАНИДЗЕ Фридон Ревазович
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов
КУЦУРОВ Одиссей Юрьевич
аспирант кафедры международного права юридического института Российского университета дружбы народов, Исполнительный директор Фонда развития коренных народов Севера