XX-XXI век справедливо вошел в историю человечества как эра космонавтики. Активная деятельность по исследованию и освоению космоса позволила отодвинуть границы ойкумены с границ атмосферы до межзвёздного пространства.
Однако, несмотря на все уже достигнутые на сегодняшний день успехи в этой области, а именно исследования ближних и дальних планет, малых небесных тел, все же активное проникновение человека в космос пока еще ограничивается пространством до орбиты Луны (cislunar space). Это объясняется значимостью космических средств, размещённых на этих орбитах для земной экономики. На расстоянии 36000 километров от Земли на геостационарной орбите размещаются метеорологические спутники и спутники связи. Чуть выше размещены орбиты-кладбища. Практически ими заканчиваются плотно занятые космическими объектами области космического пространства. Ниже располагается средняя орбита, на которой размещены спутники навигационных группировок и, наконец, на орбитах высотой до 2000 километров располагается основное количество космических объектов - это пилотируемые станции, корабли, спутники наблюдения за Землёй. В последнее время идёт самое интенсивное «заселение» именно этих орбит - частные компании создают группировки из десятков и сотен космических объектов для дистанционного зондирования Земли и телекоммуникаций.
Стоит отдельно отметить, что такие, активно используемые государствами низкие орбиты не имеют пока никакого особенного международно-правового регулирования. В то же время геостационарная орбита, например признается ограниченным ресурсом в соответствии со ст. 44 Устава Международного союза электросвязи, которая гласит что при использовании полос частот для радиослужб «... Государства- Члены должны учитывать то, что радиочастоты и связанные с ними орбиты, включая орбиту геостационарных спутников, являются ограниченными естественными ресурсами, которые надлежит использовать рационально, эффективно и экономно, в соответствии с положениями Регламента радиосвязи, чтобы обеспечить справедливый доступ к этим орбитам и к этим частотам разным странам или группам стран с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых стран». Амбициозные планы компаний One Web и SpaceX по запуску спутниковых группировок из нескольких сотен космических аппаратов на низкую околоземную орбиту ставят перед мировым сообществом задачу адекватного международно-правового регулирования размещения в космическом пространстве таких мегагруппировок и признания низких орбит таким же ограниченным ресурсом, как и геостационарная орбита.
Вопрос делимитации космического пространства в смысле разделения «ближнего» и «дальнего» космического пространства напрямую еще не ставился в доктрине. Основные вопросы до сих пор касались делимитации воздушного и космического пространства, которая до сих пор не осуществлена в международном праве, так как в международных соглашениях отсутствует определение космического пространства. Вопрос о правовом разграничении воздушного и космического пространства стоит безрезультатно на повестке дня Комитета по Космосу уже не один десяток лет. Международно-правовая доктрина предлагает разнообразные трактовки - от высоты в 100 км. над поверхностью Земли до функциональной трактовки, когда космическое право применяется к космическим объектам, совершающим космический полёт (двигаются с определённой скоростью, обеспечивающей выход на орбиту и т.д.). Национальное право, при этом, иногда устанавливает верхнюю границу осуществления своей национальной юрисдикции, как например Австралия, ограничивающая своё воздушное пространство высотой в 100 км. над поверхностью, оговариваясь при этом, что не имеет задачи тем самым определить космическое пространство.
При этом, международным сообществом достигнут консенсус относительно того, что пространство на высоте геостационарной орбиты точно имеет статус космического, так как притязания экваториальных государств на те участки геостационарной орбиты, которые соответствовали их территориям по экватору, высказанные в Боготской декларации 1976 г., были отвергнуты, как противоречащие принципу неприсвоения космического пространства. При этом, спустя почти 40 лет некоторые экваториальные государства до сих пор придерживаются позиций, озвученных в Боготской декларации, и продолжают предпринимать попытки оправдать свои права на сегменты пространства ГСО, ссылаясь в том числе на отсутствие нижней границы космического пространства.
В связи с чем можно считать актуальным вопрос правового определения ближнего и дальнего космоса? Во-первых, доктринальные наработки могут быть впоследствии использованы международным сообществом тогда, когда этот вопрос приобретёт практическое значение. Если упустить вопрос из вида, он может встать на повестке дня неожиданно, что может повлечь за собой попытку поспешно решить проблему, что в нынешних условиях представляется проблематичным. В пример можно поставить ситуацию с мегагруппировками и малыми космическими аппаратам, упомянутую ранее.Очевидно, задача юристов-международников и состоит в том, чтобы по возможности не отставать в правовом решении задач, которые ежечасно ставятся на повестку дня бурным развитием космических технологий.
Во-вторых, уже сейчас можно предполагать, что человечество в перспективе включит в сферу своей экономической активности не только ближний, но и дальний космос. При этом, в целях планетарной защиты, правила человеческой деятельности в ближнем и дальнем космосе должны быть дифференцированы, например, ресурсные операции с малыми небесными телами могут быть разрешены без ограничений в дальнем космосе, но в ближнем их осуществление может повлечь ущерб чувствительной космической инфраструктуре либо самой планете (представим себе ошибку при буксировке массивного астероида на околоземную орбиту, которая вызывает его падение на Землю ценой в миллионы жизней!). Соответственно, установление «правил игры» при деятельности в ближнем и дальнем космосе с учётом сравнительно высокой уязвимости Земли и земной техносферы является необходимостью и должно носить обязывающий характер. Представляется, что только международное право способно установить такие правила деятельности, ввиду гигантского и международного масштаба ущерба.
В-третьих, применение тех или иных технологических решений может быть обосновано и оправданно в ближнем, либо в дальнем космосе. Этот вопрос ранее затрагивался, например, «Принципами ООН, касающимися использования ядерных источников энергии в космическом пространстве». Так, в «Принципах...» говорится, что ядерные реакторы могут использоваться: i) в ходе межпланетных полетов; ii) на достаточно высоких орбитах, как они определены в пункте 2b; iii) на низких околоземных орбитах, если после выполнения рабочей части своего полета они хранятся на достаточно высоких орбитах. Даётся определение «достаточно высокой орбиты». Это орбита «.продолжительность нахождения на которой достаточно велика, чтобы обеспечить достаточный распад продуктов деления примерно до уровня радиоактивности актинидов. Достаточно высокая орбита должна быть такой, чтобы свести к минимуму риск для нынешних и будущих космических полетов, а также вероятность столкновения с другими космическими объектами. При определении высоты достаточно высокой орбиты учитывается, что части разрушенного реактора также должны достичь требуемого уровня распада до их возвращения в атмосферу Земли». Таким образом, одной из основных идей «Принципов.» является использование ядерных источников энергии для миссий в дальнем космосе и ограничение их использования в ближнем космосе.
В-четвёртых, актуальность этого вопроса может следовать из ст. IX «Договора по космосу», предписывающей, что государства — участники Договора осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, и с этой целью, в случае необходимости, принимают соответствующие меры. Из данного положения вытекают требования планетарной защиты COSPAR и Руководящие принципы по предотвращению образования космического мусора. Если вопрос защиты ближнего космического пространства от биологического загрязнения не стоит, то для дальнего космоса он весьма актуален в связи с теоретической возможностью существования жизни на Марсе, а также спутниках планетгигантов, таких как Европа и Энцелад - занесение туда земной жизни затруднит понимание механизмов биогенеза во Вселенной, а также может быть губительным для внеземной жизни. Напротив, вопрос космического мусора актуален для ближнего космоса - орбит, используемых для космической деятельности в целях социально-экономического развития и намного менее актуален для дальнего космоса, где в целях успешного осуществления ответственных и дорогостоящих миссий, руководящими правилами предотвращения образования космического мусора можно пренебречь, в связи с ограниченной активностью человечества в дальнем космосе.
Вместе с тем, необходимо учесть и аргументы против разделения космоса на ближний и дальний. Во-первых, все приведённые вопросы могут решаться либо уже решаются без такого разделения - мы уже ссылались на пример регулирования использования ядерных источников энергии в космическом пространстве. Во-вторых, дальнейшее «умножение сущностей» может внести путаницу в и без того непростую и страдающую от отсутствия основополагающих определений сферу международного космического права. В-третьих, можно достоверно сказать, что навсегда провести границу, отделяющую ближний космос от дальнего - невозможно. С космической экспансией человечества, то, что раньше было дальним космосом, например, Марс, станет новым ближним космосом и нашим новым домом.
Вероятно, определение ближнего космоса должно быть функционально, включая в себя область космоса, используемую для осуществления деятельности, напрямую направленной на обеспечение земных потребностей. Таковыми в настоящее время являются услуги дистанционного зондирования Земли, телекоммуникаций и навигации. Соответственно, в ближний космос должно включаться всё космическое пространство, в котором располагаются космические объекты, служащие данным целям, т.е. до 36 000 км. над поверхностью Земли, плюс орбиты-кладбища, на которые в соответствии с рекомендациями МСЭ должны уводиться космические объекты, закончившие активное существование на ГСО. Также, вероятно, стоит признать ближним космосом точки Лагранжа в системе «Земля-Луна», в связи с их ограниченным характером и размещением в них ценного научного оборудования, что обусловливает их чувствительность к неблагоприятным воздействиям. Вероятно, эти точки могут быть признаны ограниченными естественными ресурсами в смысле ст. 44 «Устава Международного союза электросвязи».
При создании правового регулирования той или иной деятельности, мы должны отталкиваться от объективно существующих общественных отношений. Для перспективных отраслей человеческой деятельности это представляется сложным. Юридическая доктрина здесь может и должна служить средством поиска оптимального режима регулирования. Возможно, с точки зрения здравого смысла, разделение на ближний и дальний космос может стать правовым конструктом, не регулирующим ни существующих, ни перспективных общественных отношений и в этом смысле бесполезным.
Вероятно, намного более функциональным подходом могло бы стать развитие практики выделения областей космического пространства с особым правовым статусом, для которых действуют особые правила осуществления космической деятельности субъектами международного права. По каким же критериям мы можем выделять такие области?
Во-первых, области, обладающие экономической ценностью. Тенденция приватизации и коммерциализации космической деятельности в настоящее время является общепризнанной. Именно экономические механизмы двигают вперёд развитие космической деятельности по всему миру. В этом ситуация отличается от времён начала покорения космоса, когда основным двигателем космической экспансии были политические мотивы. В связи с этим, именно обеспечение равных и справедливых правил использования космоса в экономических интересах становится приоритетом для международного сообщества, желающего продолжения освоения космического пространства. Соответственно международному сообществу необходимо обсудить расширение возможностей МСЭ по регулированию орбитальных присвоений и на орбиты другого типа, помимо геостационарной, где до сих пор осуществлялась только международная координация радиочастотных присвоений, в связи с тем, что и низкие орбиты постепенно становятся ограниченными естественными ресурсами в смысле ст. 44 «Устава Международного союза электросвязи» в связи с их использованием для мегагруппировок спутниковой связи и дистанционного зондирования Земли.
В перспективе областями экономических интересов человечества могут стать также малые небесные тела, например, астероиды с их запасами ценных минералов и воды, являющейся в космосе самым ценным ресурсом, а также области на/под поверхностью больших небесных тел.
Стоит отметить, что всё-таки минеральные ресурсы небесных тел принципиально отличаются по характеру от орбит хотя бы тем, что их выделение лежит не в плоскости небесной механики, а, скорее, в плоскости космической геологии. Понимание правового характера различных ресурсов космического пространства находится на стыке проблематики делимитации, правового статуса небесных тел и прецедентов регулирования других ограниченных ресурсов, прежде всего - орбитально-частотного.
Как следствие, для деятельности по освоению минеральных ресурсов небесных тел требуется отдельный договор обязывающего характера, устанавливающий комплексный подход к космическим ресурсам, соответствующий положениям Декларации о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран в соответствии с которой международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях осуществляется на благо и в интересах всех государств, независимо от степени их экономического, социального и научно-технического развития, и является достоянием всего человечества.
Во-вторых, области космического пространства, обладающие высокой научной и исследовательской ценностью.
Простейший пример - точки Лагранжа, в которых удобнее всего размещать космические обсерватории и исследовательские станции. Такими же областями можно назвать Марс, подповерхностные океаны Европы и Энцелада в которых может существовать жизнь. Очень перспективным также является проект по использованию Солнца в качестве гравитационной линзы для наблюдения за другими звёздами для чего необходимо поместить космический аппарат на расстоянии в 550 АЕ от Солнца (1 АЕ - астрономическая единица - расстояние от Земли до Солнца). Такие точки также являются ограниченным ресурсом и имеют большую ценность для цивилизации, а, следовательно, должны охраняться международным правом.
В-третьих, области космического пространства, обладающие культурной и исторической ценностью. В настоящее время существует инициатива по сохранению в качестве объектов исторического наследия мест посадок шести лунных экспедиций. Такую инициативу следует распространить и на иные места, такие как исторические места посадок автоматических аппаратов, таких как «Луна-2» — первая в мире станция, достигшая поверхности Луны и доставившая на её поверхность вымпел с гербом СССР.
Здесь существует любопытная коллизия - существующий механизм внесения в списки объектов всемирного наследия ЮНЕСКО предусматривает внесение предложений странами, имеющими суверенитет над объектом всемирного наследия: Ст. 11 «Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия» гласит, что каждое государство - сторона настоящей Конвенции представляет, по мере возможности, Комитету Всемирного наследия перечень ценностей культурного и природного наследия, расположенных на его территории, которые могут быть включены в список. Однако, поскольку, как известно космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению, ни США, ни Россия не могут внести предложения по присвоению местам исторических посадок статуса объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Тем не менее, потребность в присвоении такого статуса отдельным областям космического пространства существует, а, следовательно, необходим и соответствующий правовой механизм.
Гипотетически может возникнуть коллизия между экономическими, научными и культурно-историческими интересами субъектов космической деятельности, например, на Марсе возможность существования жизни в области богатой ценными ресурсами в месте «примарсения» первых межпланетных зондов или первой пилотируемой экспедиции. В таком случае безусловно необходим механизм выделения областей космического пространства и небесных тел, обладающих той или иной ценностью.
Как же может выглядеть механизм выделения таких областей космического пространства и небесных тел? Видится логичным распространение существующего механизма выделения орбитальных позиций на базе Международного союза электросвязи с целью обеспечения рационального, равноправного, эффективного и экономного использования орбитального ресурса. Без особых усилий этот режим может быть распространён на низкие орбиты для регулирования проектов больших спутниковых группировок. Конечно, существующий механизм имеет множество недостатков - бюрократия, проблема «бумажных спутников» и обеспечения справедливого доступа к ресурсу, ведущие к дефициту орбитально-частотного ресурса, но лучше такой порядок, чем его полное отсутствие.
При проекции данного порядка выделения орбитального ресурса на вопросы добычи внеземных ресурсов, а также вопросы обеспечения доступности космического пространства в научных и исследовательских целях и сохранения мест высокой культурно-исторической важности встаёт вопрос какая организация должна заниматься данными вопросами. Представляется, что мандата МСЭ для операционной деятельности в этой сфере будет недостаточно. На наш взгляд правильным будет развитие подхода, основывающегося на главенствующей роли Управления ООН по вопросам космического пространства в процессе операционной деятельности по выделению областей космического пространства с особым правовым статусом.
Такой подход, в частности, установлен в Руководящих принципах обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности, например в Руководящем принципе 6: Совершенствование практики регистрации космических объектов: «6.5 Управлению следует в рамках своих постоянных обязанностей и имеющихся ресурсов быть эффективно вовлеченным в осуществление интегрированных функций, относящихся к: а) сбору информации по проведенным орбитальным запускам (т.е. осуществленным запускам, имеющим своим результатом размещение объектов на орбите вокруг Земли или дальше в космическом пространстве) и по орбитальным объектам (т.е. космическим объектам, запущенным на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство); и b) присвоению орбитальным запускам и орбитальным объектам международных обозначений в соответствии с системой обозначений Комитета по исследованию космического пространства, а также предоставлению таких обозначений государствам регистрации. Государствам и международным межправительственным организациям следует поддерживать работу Управления, направленную на поощрение инициатив, призванных позволить государствам придерживаться практики регистрации и рассмотреть возможность внедрения и поддержания практики предоставления регистрационных данных.
Развитие такого подхода в преломлении к определению статуса отдельных областей космического пространства представляется логичным.
По вопросу добычи внеземных ресурсов, например, такой механизм может выглядеть следующим образом: Управление ООН по вопросам космического пространства обеспечивает соблюдение рационального, равноправного, эффективного и экономного использования внеземных ресурсов, выдавая долгосрочные разрешения на разработку ресурсов небесных тел в коммерческих целях. Заявки подаются государствами, которые в свою очередь имплементируют в национальное законодательство положения, которые ещё должны быть выработаны международным сообществом по отношению к использованию внеземных ресурсов. Таким образом, коммерческие компании будут подавать заявку в национальный орган, который будет транслировать поданные заявки на международный уровень.
При этом, необходимо уделять первостепенное внимание вопросам безопасности - деятельность по разработке ресурсов не должна даже допускать возможность того, что в её результате будет нанесён вред (например в результате неверного изменения траектории разрабатываемого небесного тела).
Комплексный подход к обозначенной проблематике ещё предстоит выработать, но он бесспорно лучше складывающейся в настоящее время практики принятия государствами национальных нормативно-правовых актов в одностороннем порядке регулирующих добычу внеземных ресурсов, поскольку только на международном уровне можно обеспечить соблюдение интересов развивающихся стран при эксплуатации безграничных ресурсов открытого космоса. Только международно-правовое регулирование способно обеспечить учёт потребностей развивающихся стран при международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, заложенный в Декларации о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран.
Такой же порядок подачи заявок видится нам логичным при использовании отдельных участков космического пространства в научных целях. Возможно здесь более подходящим был бы уведомительный режим, представляющий собой дальнейшее совершенствование практики регистрации космических объектов, когда в регистре ООН может быть указано, что космический объект размещён на орбите, представляющей собой ограниченный ресурс.
В том же, что касается исследований небесных тел, представляющих научный интерес, очевидно, что интересы науки должны иметь приоритет над коммерческим использованием космических ресурсов, что должно приниматься во внимание Комитетом при рассмотрении заявок на использование ресурсов государствами.
Что касается сохранения мест культурно-исторической ценности, возможно Управлению ООН по вопросам космического пространства необходимо дать возможность подавать заявки в списки объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся в космическом пространстве от имени всего человечества, предварительно согласовав их с космическими державами.
В заключение хочется выразить надежду на то, что высказанные соображения покажутся интересными специалистам в области космической экономики и международного космического права, которые продолжат дискуссию относительно статуса областей космического пространства, представляющих интерес для развития человеческой цивилизации. Возможно, идея о разделении пространства на дальнее и ближнее не является самой удачной, но здесь очень многое может зависеть от реализации концепции. Безусловно, в дальнем космосе к космической деятельности могут применяться более мягкие нормы исходя из приоритета успеха исследовательских и ресурсных миссий, а в ближнем мы должны исходить из приоритета планетарной безопасности. Однако возможно более удачным был бы функциональный подход, выделяющий области космического пространства, представляющие наибольший интерес и устанавливающий особые правила использования этих областей. Такой подход представляется более практичным, поскольку базируется на существующих международно-правовых механизмах, а также даёт возможность обеспечить справедливый и стимулирующий подход к исследованию и использованию космического пространства в интересах всего человечества.
КОСЕНКОВ Иван Александрович
проектный менеджер, ведущий аналитик Кластера космических технологий и телекоммуникаций «Сколково»
ШТОДИНА Ирина Юльевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права МГИМО (У) МИД России