Полноценное удовлетворение потребностей человека невозможно без обеспечения его безопасности, без абсолютной уверенности, что жизнь, здоровье, свобода, имущество не будут подвергнуты противоправным насильственным действиям со стороны кого-бы то ни было.
Английский мыслитель Т. Гоббс полагал, что, «исключительно государство, обладая соответствующими средствами, способно обеспечить своим гражданам эту безопасность» [2, с. 96-97].
Французский философ А. Камю, проанализировав сознание человека, сделал вывод о том, что на протяжении последних двух веков люди утратили важнейшие нравственные и религиозные ценности. В подобном случае, когда новые этические ориентиры еще не сформировались, отрицание своих истоков и потеря веками сформированных жизненно-важных опор неизбежно повлечет за собой их подмену тоталитарными идеологиями, возникающими на фоне социальных катаклизмов, нестабильности и хаоса синхронно с призывами к борьбе с несправедливостью [6]. Впоследствии данная борьба неизменно перерождается во «вседозволенность» в стремлении к идеалу любой ценой - переход в наивысшее качество, «сверхчеловека» (Ф. Ницше), в основе которого свобода от морали, могущество и воля к власти.
Кризис морально-нравственных и правовых ценностей в современной ситуации обострил проблему экстремизма, в стороне от которой практически не осталось ни одно государство, включая Российскую Федерацию.
Сегодня в мире, где насильственный экстремизм широко признан определяющим вызовом нашей эпохи, и каждый понимает, что это такое, нет единого юридического определения этого понятия. В академических кругах предлагаются различные дефиниции, что влечет огромные последствия в реальности. Экстремизм в современных условиях выступает объектом исследования философов, социологов, политологов и, конечно же, юристов.
Философский словарь В.Т. Круга впервые в 1838 г. вводит термин «экстремисты», относя к ним тех, кто «не хотят признавать середину и находят удовольствие в крайностях...». В словаре современного русского языка С.И. Ожегова, толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля и Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона данного слова не содержится. Большая Советская Энциклопедия говорит нам о том, что «экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus - крайний) - приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике)». Таким образом, изначально в русском языке данное понятие не было наделено каким-либо негативным или противоправным смыслом и не несло какого-либо правового содержания.
В Оксфордском словаре юридических терминов данное понятие также отсутствует. В середине XIX века термин «экстремизм» появился в прессе Великобритании как политологическое понятие применительно к премьер-министру лорду Пальмерстону. Оттуда его переняли журналисты США, называя «экстремистами» представителей воюющих сторон Севера и Юга (1861-1865 гг.). Во Франции журналисты этим термином в конце XIX в. обозначали крайне левые и крайне правые политические силы. В середине ХХ в. термин «экстремизм» появился в научной литературе в работах американского политолога немецкого происхождения Теодора Адорно в значении отрицания демократии в ее либеральном понимании и крайней формы «радикализма», ведущей общество к «тоталитаризму». Вскоре его стали применять ко всем радикальным идеологиям, не вписывающимся в либеральную демократию.
В Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, принятую Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1994 г. № 49/60, термин «экстремизм» впервые был включен исключительно во взаимосвязи с терроризмом: «все чаще совершаются акты терроризма, в основе которых лежат нетерпимость или экстремизм»1, однако дефиниция понятия «экстремизм» не была официально сформулирована и закреплена.
В последующих международных актах ООН, это понятие также официально не выработано, а в некоторых документах термин «экстремизм» выступает как синоним к терминам «расизм»2, «ксенофобия»3 и «нацизм»4. В документах ООН список противоправных деяний, которые государствам - членам ООН следует признать экстремистскими, тоже отсутствует. В то же время терроризм в международных актах постулирован наиболее радикальным проявлением экстремизма, что свидетельствует о формировании и закреплении позиции ООН о неразделимости данных понятий.
По мнению профессора П. Ньюманна, спецпредставителя Председателя ОБСЕ в Офисе по противодействию радикализации и насильственному экстремизму, «отсутствие закрепленного в международных правовых актах, в широком порядке признанного понятия «экстремизм» продиктовано исключительно политическими мотивами и спекулятивным отношением государств к данному понятию. Одни и те же люди или группы людей для одних государств могут быть безоговорочно террористами, а для других - идейными борцами за демократию, самоопределение или гендерное равноправие.» [8]. Интерпретация действий тех или иных субъектов зависит от того или иного политического либо исторического контекста.
В 2001 г. впервые Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом официально сформулировала понятие ««экстремизм» - какое-либо деяние, направленное на то, чтобы осуществить насильственный захват власти, насильственное удержание власти или насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в указанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон»[1].
Через год определение экстремизма, приравненное к экстремистской деятельности, было закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114- ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[2], а через пять лет существенно скорректировано Федеральным законом Российской Федерации № 211-ФЗ, путем внесения в ряд нормативных правовых актов новых квалифицирующих признаков экстремизма. Так, примечание к статье 282.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации было изложено в новой редакции: «под преступлениями экстремистской направленности в настоящем Кодексе понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом «е» части первой статьи 63 настоящего Кодекса»[3].
В развитие вышеназванной Шанхайской конвенции, заключена Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму от 9 июня 2017 г., ратифицированная Россией в 2019 г.[4], которая наиболее удачно сформулировала понятие экстремизма в качестве «идеологии и практики, направленной на разрешение политических, социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов путем насильственных и иных антиконституционных действий» и установила единое скоординированное членами ШОС понимание экстремизма. Правовые нормы о различных видах юридической ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой) за совершение указанного правонарушения предложено имплементировать в национальное законодательство государств - членов ШОС.
Не смотря на достигнутый прогресс в рамках ШОС, правовое понятие «экстремизм» по-прежнему остается специфичным для небольшого ряда государств, в основном СНГ, а в остальном мире рассматривается как социально-политическое явление. Конечно, стоит учитывать не только обособленное развитие отечественной и зарубежной научных традиций, но и то, что юридическая терминология, применяемая законодателями в нормативных правовых актах различных государств, зависит от национальных правовых традиций.
Анализ нормативных правовых актов стран Европы: Великобритании, Германии, Италии, Франции показывает, что в них нет юридически закрепленного понятия «экстремизм». Конечно же, отсутствие точного эквивалента, не значит, что отсутствует термин со схожим содержанием, например, во Франции используется термин «радикализм». В Великобритании обычно данный термин отождествляется с термином «терроризм».
Ряд чрезвычайных законов о предотвращении терроризма был принят парламентом Великобритании после обострения ситуации в Северной Ирландии, когда полиции предоставили неограниченные права для арестов «причастных к терроризму» и «подозрительных» лиц [3, с. 279]. Ужесточение норм антитеррористического законодательства произошло после взрывов в метро столицы Великобритании в 2005 г. Законом «О терроризме»[5] был расширен перечень деяний, отнесенных законодателем к террористическим, а министру внутренних дел предоставлены полномочия запрещать деятельность групп, причастных к пропаганде терроризма или имеющих террористическую направленность. Законом «О безопасности границ и борьбе с терроризмом» введены новые квалифицирующие признаки терроризма: нападение с применением взрывного устройства, с причинением тяжких телесных повреждений, отравление[6].
В уголовном законодательстве ФРГ включено значительное количество правовых норм, устанавливающих ответственность за совершение правонарушений с признаками экстремизма. Их расположение в разделах и главах уголовного закона, касающихся различных видов правоотношений, свидетельствует о реальной существующей угрозе экстремизма не только безопасности самого государства и конституционного строя, но и значимых общественных отношений.
Во Франции противодействие экстремистской деятельности основано на международных документах, регулируется множеством законов, в т. ч. связанных с миграцией, где указаны уголовно-правовые и административные запреты противоправных деяний [1].
В законодательстве Соединенных Штатов Америки также нет единого понятия «экстремизм», термин «экстремист» часто используется вне контекста. Правовой основой борьбы с экстремизмом некоторые исследователи считают уголовное законодательство США (федеральное и штатов), где закреплена ответственность за совершение преступлений на почве религиозной, национальной, расовой, сексуальной и иной ненависти (hate crimes).
После 11 сентября 2001 г. в США возникла исламофобия, которая подпитывается средствами массовой информации, включая кино, телевидение, газеты, книги и интернет-блоги. В некоторых странах Европы и США распространено мнение, что вся религия ислама по своей сути является экстремистской.
Вопрос понимания экстремизма, по мере распространения джихадистского движения, становится все более разнообразным, спорным и запутанным. В работах ученых США и Европы (Д.М. Бергера, Ч.Р. Листера, Д. Стерна, К. Бунзеля и других) а также средствах массовой информации для описания воинствующих исламских движений встречается термин джихадизм (джихадистское движение). В западных государствах данный термин также ассоциируется с экстремизмом и терроризмом, в то время как в Российской Федерации такой аналогии не проводится.
Внутри самого ислама бушуют яростные дебаты о том, какая секта, движение или нация является нормативной, а какая экстремистской. В Сирии внутри оппозиции идет ожесточенная борьба вокруг вопроса о том, какие повстанцы являются благородной оппозицией, а какие - джиха- дистскими экстремистами [9]. И даже истинные джиха- дисты в Сирии расколоты на более и менее радикальные лагеря, постоянно обвиняя друг друга в экстремизме и оправдывая себя. Повстанцы настроены против друг друга и одновременно против Исламского государства, которое является смертельным врагом для большинства из них, несмотря на большое сходство в идеологии [7].
Отсутствие единого подхода к понятию «экстремизм» ведет к «двойным стандартам» в противодействии экстремизму, значительно ограничивает возможности заинтересованных государств в достижении позитивных результатов и исключает возможность координации действий в целях его профилактики. С учетом происходящих процессов глобализации и необходимости усиления международного сотрудничества в сфере противодействия международному экстремизму на основе понятия, выработанного ШОС, возможно сформулировать дефиницию понятия «международный экстремизм» как состояние политической, социальной, идеологической, расовой, национальной, религиозной вражды (ненависти), которая направлена на подрыв безопасности мирового сообщества путем насильственных и антиконституционных действий.
История дает множество свидетельств того, что экстремизм (национальный, религиозный, политический, социальный, культурный и т.д.) - это часть человеческого существования, а не исключительная предрасположенность какой-либо отдельной расы, религии или нации. «На различных ступенях общественного развития борьба между оспаривающими друг у друга власть группами людей (начиная от момента зарождения истории родовых кланов и существования племенного общества вплоть до периода возникновения высших видов устройств государственной власти) нередко обретала форму ... физического устранения противников» [4, 70-74]. Но не всякое насилие, равно как и не все бесчисленные войны, конфликты и зверства человечества, является экстремизмом. Разнообразие и повсеместность проблемы можно увидеть в исторических вспышках насилия, вызванного идеологической верой.
Механизм защиты государства от проявлений экстремизма в международном праве в современных условиях не определен, в результате чего последствия от противоправных действий некоторых государств крайне негативны. Так, проведение под различными предлогами, по надуманным основаниям, в отношении воображаемых террористов военных операций на территории сторонних государств и другие злоупотребления с полным пренебрежением к нормам международного права, неизменно влекут существенные нарушения прав граждан на жизнь, здоровье, личную безопасность, суверенитета государств, на что следует обращать внимание Совету Безопасности Организации Объединенных Наций, отвечающему за поддержание международного мира и безопасности. Однако этот постоянно действующий орган ООН не использует в полной мере имеющиеся возможности и механизмы по защите государств от проявлений экстремизма и терроризма.
Для глобальной международной координации действий по защите государств от проявлений экстремизма во всех его видах и обеспечения международной безопасности важна подготовка и совместные усилия мирового сообщества. В настоящее время борьба с экстремизмом успешно ведется лишь в рамках двусторонних государственных отношений, где выработан определенный правовой механизм по реализации совместных мероприятий.
Опыт миротворческой операции сил ОДКБ в январе 2022 г. в Казахстане можно признать эффективным в качестве не только противодействия международному терроризму, но и превентивной меры на случай попыток реализации плана «цветных революций» в республиках бывшего СССР.
Институт международной защиты государств от проявлений экстремизма и терроризма в существующей ситуации безусловно востребован, в том числе для теории государства и права [5], но негативные примеры, вызывающие массу вопросов в международной правоприменительной деятельности, не только требуют разрешения, но и вызывают небеспочвенные опасения по поводу его возможностей в оказании поддержки диссеминации экстремистских проявлений.
Правовое закрепление терминов «экстремизм» и «международный экстремизм» является важным вопросом, особенно в мире, в котором ход истории неоднократно менялся в результате экстремистского насилия. Наличие данных дефиниций позволило бы более эффективно осуществлять координацию в области противодействия экстремизму в различных его проявлениях, как на международном, так и на межгосударственном уровнях.
Модернизация теоретических и правовых основ в современном Российском государстве в рассматриваемой тематике реализуется в полной мере в связи с отсутствием нормативных ограничений. Основные смежные вопросы включают в себя необходимость международного сотрудничества, сближения через нахождение взаимоприемлемого баланса интересов, гармонизации и унификации.
ВАЖЕНИНА Ирина Викторовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, полковник полиции.