Истории отношений современной России и Европейского союза около тридцати лет. Общепринято считать, что подписание 25 июня 1988 г.
Совместной декларации об установлении официальных отношений между Советом экономической взаимопомощи (СЭВ) и Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) впервые установило на межгосударственном уровне сотрудничество СССР и Европейских сообществ. Через год - в декабре 1989 г. СССР, ЕЭС и Евратом подписали Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве. Это Соглашение являлось нормативно-правовой основой сотрудничества России, как правопреемницы СССР, с ЕС (Европейскими сообществами) в последующие 8 лет, вплоть до того момента, когда в 1997 г. вступило в силу заменившее его Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС).
С.М. Юн, оценивая модель «партнерства и сотрудничества» между Россией и ЕС, основанную на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, предполагает, что «в качестве одного из основных ориентиров для российской дипломатии на переговорах с ЕС о модели СПС послужило соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), подписанное 2 мая 1992 г. между странами ЕС и семью членами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Его участниками из стран ЕАСТ в итоге стали Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, не пожелавшие войти в состав ЕС. На основе Соглашения о ЕЭП была обеспечена широкая интеграция стран ЕАСТ во внутренний рынок Евросоюза на основе концепции четырех свобод (свобода движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов) в обмен на перенос норм ЕС в национальное законодательство стран ЕАСТ (иначе называемый «горизонтальный подход»). С учетом различий в подходах между ЕС и Российской Федерацией к формату отношений российской дипломатией была выдвинута концепция поэтапного сближения с ЕС, согласно которой сначала должны были развиваться политический диалог и экономическое взаимодействие на основе норм ГАТТ, в свою очередь, конечной целью мог быть переход в отношениях с ЕС на принцип четырех свобод».
Ввиду затянувшихся переговоров Россия и ЕС Соглашение подписали только 24 июня 1994 г. Его существенным отличием от ранее подписанных со стороны ЕС аналогичных соглашений, стало то, что в СПС не предписывалась, а лишь кратко упоминалась возможность российско-европейской интеграции в перспективе в рамках трех из четырех свобод единого рынка: торговля товарами, торговля услугами и торговля капиталами (ст.ст. 1, 3 СПС).
Вместе с тем, СПС по праву признается обязывающим договором международно-правового характера, формирующим ряд взаимосвязанных политических, правовых и моральных обязательств, призванных играть роль руководящих принципов в отношениях России и Европы. Л.О. Игумнова особо подчеркивает, что принятие Москвой данных обязательств происходило абсолютно добровольно, учитывая российскую действительность 1990-х гг.
Соглашение вступило в силу в 1997 г. на первоначальный срок 10 лет. С 2007 г. оно ежегодно продлевается, оставаясь правовой основой двусторонних отношений. Переговоры о разработке нового соглашения ведутся до сих пор.
В отечественной юридической литературе отмечается, что СПС представляет собой солидную нормативно-правовую основу (базу), призванную приблизить Россию к европейским правовым, экономическим и торговым стандартам. Не случайно, ссылки на общие ценности были включены уже в преамбулу договора. Стороны заявили, что принимают во внимание «важность исторических связей, которые существуют между Россией и Сообществом и его государствами-членами, и общие для них ценности» и «убеждены в первостепенном значении верховенства права и уважения прав человека, в первую очередь, прав меньшинств, создания многопартийной системы со свободными и демократическими выборами и экономической либерализации...» (СПС, преамбула). В ст. 1 Соглашения подтверждено, что целями партнерства России и ЕС являются «укрепление политических и экономических свобод» и «поддержка усилий России в укреплении ее демократии» (разд. I, ст. 1). Признавая значимость процитированных положений СПС, все же стоит согласиться, что основной статьей, закрепляющей примат общих ценностей в качестве основы партнерства, является ст. 2, гласящая: «Уважение демократических принципов и прав человека, которые определены, в частности, в Хельсинкском Заключительном акте и в Парижской хартии для новой Европы, заложено в основу внутренней и внешней политики Сторон и составляет существенный элемент партнерства и настоящего Соглашения» (разд. I, ст. 2).
На основе СПС предполагалось выстраивание сотрудничества в сфере безопасности, юстиции и внутренних дел. Правда, данное направление взаимодействия не имело приоритетного характера. Норма ст. 84 разд. VIII СПС лишь предусматривала, что сторонами будет осуществляться сотрудничество в противодействии нелегальной иммиграции, обороту наркотиков, экономическими преступлениями, подделкам, незаконным сделкам с различными видами товаров. Однако, в последующем за годы действия документа были заключены Соглашения об упрощении выдачи виз, о реадмиссии (оба в 2006 г.), о защите секретной информации (2010 г.), начата и существенно продвинулась работа по переходу к безвизовому режиму между Россией и ЕС, налажено взаимодействие российских профильных ведомств с Европолом и Евроюстом, установлены регулярные контакты по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия нелегальному обороту наркотических и психотропных средств.
Наиболее значимое событие произошло 6 ноября 2003 г., когда с целью налаживания процедур взаимодействия между правоохранительными органами Российской Федерации и государств - членов Европейского союза в вопросах противодействия терроризму, организованной преступности, незаконному отмыванию денег, наркоторговле в ходе саммита Россия - Евросоюз в Риме (Италия) стороны заключили Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европолом.
В рамках Соглашения сотрудничество по борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом ведется в отношении восьми категорий преступлений: 1) против жизни и здоровья человека; 2) террористические акты и их финансирование; 3) незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; 4) контрабанда ценностей, имеющих культурное значение; 5) незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих веществ, ядерных и радиоактивных материалов; 6) преступления против собственности, в том числе, мошенничества, хищения и т.п.; 7) легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем; 8) организация незаконной миграции, работорговля и эксплуатация проституции третьими лицами. По данным направлениям осуществляется обмен опытом и практической информацией, нормативно-правовыми актами и методическими пособиями. Организуются совместные семинары, ознакомительные визиты и консультации.
За реализацию Соглашения с российской стороны на сегодняшний день отвечают Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба и Росфинмониторинг. В структуре МВД России действует специальное подразделение, отвечающее за информационный обмен и координацию совместных действий с Европолом - Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП). Причем отмечается, что совместная деятельность данных ведомств - лишь одно из многочисленных направлений в системе противодействия различным формам преступности и обеспечения общественного порядка (безопасности).
Кроме того, российские эксперты регулярно предоставляют Европолу информационные материалы об организованной преступности и международном терроризме, которые европейское ведомство использует в ежегодных докладах о ситуации в ЕС.
Наряду с рассмотренными формами сотрудничества, в практику постепенно вошло участие российской делегации в ежегодных встречах руководителей национальных контактных пунктов третьих стран по взаимодействию с Европолом и конференциях руководителей правоохранительных органов государств - членов ЕС и стран - партнеров Европола.
В свою очередь, европейские эксперты регулярно приглашаются для участия в семинарах и конференциях, организуемых в России по вопросам борьбы с терроризмом и организованной преступностью, фальшивомонетничеством, преступлениями в сфере интеллектуальной собственности, киберпреступностью, незаконным оборотом наркотиков, а также в области защиты свидетелей.
Однако, несмотря на регулярные контакты, практика взаимодействия стала демонстрировать, что действующая правовая база сотрудничества требует обновления. Несколько лет на многосторонней основе рассматривался вопрос налаживания оперативного сотрудничества с Европолом. В частности, с октября 2010 г. начались переговоры по заключению нового соглашения, которое должно было предусматривать возможность обмена оперативной информацией и персональными данными, а также проведения совместных оперативных мероприятий. Реализация этих планов была направлена не только на сохранение динамики развития сотрудничества, но и вывода его на новый уровень.
Стоит поддержать мнение Ю. А. Рябова о том, что активизации контактов полицейских (правоохранительных) ведомств, направленных на дальнейшее сближение, способствовали ратификация Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 г., а также принятие в 2006 г. федеральных законов «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Это позволило вести равноправный диалог о заключении полноценного оперативного соглашения с Европолом.
Отдельное внимание следует уделить «Дорожной карте» общего пространства свободы, безопасности и правосудия, заключенной Евросоюзом с Россией в 2006 г. В данном документе проявляется некий синтез из интересов двух сторон. С одной стороны, Брюссель продвигал закрепленные в итоговом тексте документа принципы о равенстве партнеров, приверженности следования общим ценностям демократического и правового государства, их применение в независимой судебной системе, соблюдение прав человека, проявление взаимного уважения и соблюдение норм международного права. В свою очередь, Москва считала ключевым принцип равноправия в отношениях сторон, поскольку предоставлял, по крайней мере, теоретическую возможность, снижать тон в лидирующей роли Брюсселя.
«Дорожной картой» было охвачено три больших блока взаимодействия: «свобода», «безопасность» и «правосудие». В частности, в качестве основной цели второго блока «безопасность» было провозглашено противодействие терроризму и всем формам организованной преступности. Прав Ю. А. Рябов, когда отмечает, что именно «в этом блоке присутствует некий баланс интересов, при которой ни одной из сторон не придается статус «чистого просителя». Подтверждением этому, к примеру, является отсутствие положений о необходимости выработки определения терроризма и согласования единого списка террористических организаций, что способно свести на нет практические меры по противодействию этой угрозе».
В последующем серьезное влияние на двухсторонний политический диалог в 2014 г. оказали конфликт на востоке Украины и вхождение Крыма в состав Российской Федерации. В результате этих и иных последующих событий некоторые механизмы сотрудничества были «временно заморожены».
В целом, пока потенциал сотрудничества России и ЕС в сфере борьбы с организованной преступностью и терроризмом остается недоиспользованным. Препятствием для дальнейшего развития выступают сформированные к настоящему времени институциональные рамки диалога, к примеру, до сих пор в структуре совместных органов, которые учреждены в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, профильный подкомитет в сфере юстиции и внутренних дел отсутствует. Вместе с тем, несмотря на имеющуюся негативную риторику, все чаще можно услышать мнения о том, что именно необходимость консолидации совместных усилий в вопросах противодействия террористическим угрозам может стать той сферой, с которой может начаться сближение и налаживание отношений. В качестве наглядной иллюстрации сказанному можно привести заявление от 19 июня 2017 г. глав МИД стран - членов Евросоюза о важности взаимодействия по борьбе с терроризмом с рядом международных организаций и стран, в том числе, с Россией.
МАРЧЕНКО Анна Юрьевна
магистр МГИМО (У) МИД России