Подписание Устава ООН возвело институт мирного разрешения международных споров в ранг jus cogens.
Можно рассуждать о возникновении новой вехи в развитии данного направления в международном праве, поскольку впервые государствам вменялось в обязанность следование установленным принципам мирного урегулирования при возникновении международных споров. Развитие данного института, однако, не застопорилось на освещении и закреплении в Уставе ООН, а, напротив, взяло вектор в виде аккумулирующихся знаний и дальнейшей кодификации, что было продиктовано необходимостью последовательного закрепления и актуализации данного аспекта в международном праве с учетом меняющихся реалий.
Проблема разрешения споров, возникающих на внутригосударственном уровне и вытекающих впоследствии в вооруженные конфликты, выраженного закрепления в международном праве не получили. Ученые довольно долгое время относили их к сугубо внутреннему делу каждого государства. Применение механизма мирного разрешения международных споров в контексте внутригосударственных конфликтов непременно рассматривалось бы как узаконение интервенции, а нарушение другой такой императивной нормы как суверенное равенство государств.
Однако эта точка зрения претерпевает неизбежные изменения, продиктованные сменой международной обстановки в условиях глобализации. Данный процесс привел к «размыванию» границ между государствами, к неспособности последних более эффективно контролировать поток входящей и исходящей информации, а также процесс культурной и экономической интеграции. Если раньше внутренний вооруженный конфликт в каком-либо государстве не нес существенных рисков соседним и тем более дальним государствам, то вышеперечисленные факторы в корне изменили ситуацию по четырем причинам:
- Экономическая интеграция и взаимозависимость государств. В наше время экономическое пространство одного государства включает в себя интересы множества стран, которые вкупе с его внешнеэкономическими интересами организуют систему, направленную на взаимовыгодную экономическую деятельность. Возникновение внутреннего вооруженного конфликта является огромным деструктивным фактором для данной системы, особенно учитывая, что практически половина всех подобных конфликтов возникает на почве контроля природных ресурсов. Чем выше торговый оборот, тем выше экономический ущерб.
- Неконтролируемая миграция. «Арабская весна» и, в частности, война в Ираке и Сирии привели к неконтролируемой миграции беженцев в ЕС, что в свою очередь привело не только к беспорядкам внутри отдельных государств-членов, но и к их взаимным претензиям и обвинениям на фоне понижающегося уровня внутренней безопасности, к которому привык Евросоюз. Помимо этого именно миграционный вопрос стал, на наш взгляд, решающим в принятии решения Великобританией о выходе из ЕС.
- Глобализация информации. В наше время объем циркулирующей в мире информации столь велик, что государства не в силах ее контролировать. Это явственно проявилось в инциденте, произошедшем в Тунисе, где торговец фруктами, будучи не в силах прокормить свою семью, сжег себя в знак протеста перед областной мэрией. В конечном итоге, это привело к революции в Тунисе, в то время как информация о данном происшествии в скором времени распространилась по всему арабскому миру и стала толчком к внутренним конфликтам в ряде государств, направленным на изменение условий жизни.
- Глобализация внешней политики. Если раньше государства рассматривали свое ближайшее окружение в качестве основной сферы своей внешней политики, с приходом эпохи глобализации ее дистанционная составляющая стала терять значение. Страны оказываются все чаще вовлеченными в процессы, протекающие не только на приграничном пространстве, но и далеко за его пределами. Внешнеполитические интересы и сферы влияния сильных государств могут распространяться практически на любую точку мира. Данным феноменом можно объяснить все чаще наблюдающееся участие сторонних государств во внутренних вооруженных конфликтах на той или иной стороне и принятие ими на себя роли катализатора подобных конфликтов, рассматривая их как продолжение своей внешней политики. В связи с этим, западными исследователями все чаще употребляется такое понятие, как «интернационализированный внутренний вооруженный конфликт», подчеркивая тем самим современную тенденцию перетекания сугубо внутригосударственного конфликта в международный.
Принцип мирного разрешения международных споров подразумевает обращение государств к мирным инструментам резолюции возникающих между ними конфликтных ситуаций с целью сохранения международного мира и безопасности. Учитывая все вышесказанное, а также частоту возникновения внутренних вооруженных конфликтов на современном этапе, можно утверждать, что они обладают куда более деструктивным потенциалом для международного мира и безопасности и их разрешение в контексте современных реалий служит имплементацией принципа мирного разрешения международных споров.
Важность скорейшего разрешения внутренних вооруженных конфликтов также подкрепляется их комплексной природой, требующей интегрированного подхода с учетом каждого отдельного случая. Она проистекает из огромного разнообразия характера внутригосударственных претензий, лежащих в основе возникновения конфликтной ситуации. Это могут быть социально-экономические претензии, характеризующиеся бедственным экономическим положением всей страны в результате непродуманных решений государственной власти, безработицей, высоким уровнем коррупции в органах государственной власти, социальным неравенством с большим разрывом между богатыми и бедными и большей долей последних в контексте всего населения, а также отсутствием проработанных мер социальной защиты.
Нарушение, ограничение или отказ в признании прав и свобод человека, отсутствие открытых или тайных выборов, их фальсификация, политика авторитарного режима, а также перекрытие каналов участия населения в принятии решений общегосударственной важности лежат в основе возникновения претензий политического характера. Следует учесть, что в то время как существуют реформенные механизмы профилактики внутригосударственных экономических споров, политические чаще всего приводят к вооруженному исходу в силу заложенной негибкости власти авторитарного режима.
Однако наиболее конфликтогенным характером обладают внутригосударственные претензии с этнической составляющей. Исторический опыт и многочисленные исследования показали, что наличие в государстве нескольких этносов само по себе носит конфликтообразующий потенциал при отсутствии эффективного механизма взаимовыгодного диалога. В основе этнических конфликтов лежат этнотерриториальные, этноконфессиональные и этнополитические споры. Первые характеризуются наличием у представителей одного или нескольких этносов односторонних или взаимных территориальных претензий. Кроме того, они могут быть выражены стремлением определенного этноса к сецессии. В этноконфес- сиональных спорах происходит процесс усиления межэтнической напряженности наличием конфессиональных различий. Примером может послужить конфликт в Нагорном Карабахе между армянами, представителями христианства, и представляющими ислам азербайджанцами. Нарушение, ограничение или отказ в признании прав и свобод человека по этническому признаку, их низкий уровень или вовсе сведенное к нулю представительство в органах государственной власти и отсутствие участия в решении вопросов, касающихся как самих представителей этноса, так и государства в целом образуют первопричину этнополитического конфликта. Не следует также забывать о факторе исторического опыта определённого этноса. Негативный исторический опыт, основанный на совершенном в отношении представителей определенного этноса несправедливости или насилия, может передаваться последующим поколениям, формируя таким образом «травму предков», которая может в любой момент быть актуализована и переведена в стадию внутреннего вооруженного конфликта.
Этнические внутренние вооруженные конфликты требуют особого набора инструментов и средств мирного разрешения, а также комплексный подход. В то же самое время, так называемая «травма предков» может превратить мирное урегулирование в затяжной процесс формирования межэтнического диалога с целью минимизации негативных эффектов исторического опыта.
Мирный процесс по внутреннему вооруженному конфликту также осложняется правовым положением участников. В то время, как сторонами международного конфликта являются субъекты международного права, в ее внутригосударственной форме одна сторона представлена государством в лице его органов власти, а другая представляет собой вооруженные отряды граждан, которые не обладают признаками государства и, соответственно, субъекта международного права. Правовое положение последних закреплено в международном гуманитарном праве при соблюдении условий, установленных Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Согласно Протоколу, это «организованные вооруженные группы, которые находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия». Неоднозначность подобной терминологии была использована странами для непризнания статуса воюющей стороны противостоящей вооруженной группы и, соответственно, неприменения Дополнительного протокола. Напротив, как справедливо заметил Н. В. Кальченко, как правило, страны прибегают к наиболее жестким методам борьбы против внутреннего врага, предпочитая устранять его без привлечения к суду. Подобная тенденция государств использовать сугубо силовые методы разрешения внутренних вооруженных конфликтов носит крайне неселективный характер. Жертвами силовых операций против вооруженных групп становятся не только их представители, но и мирные граждане, в частности невинные члены семей участников вооруженного формирования. Исходом данного метода является дальнейшая эскалация конфликта и увеличение числа вооруженных групп за счет невинно пострадавших граждан. Таким образом, можно утверждать, что добросовестное соблюдение государствами норм гуманитарного права, а именно Дополнительного протокола к Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. отвечает более скорому разрешению внутренних вооруженных конфликтов.
Таким образом, на современном этапе, внутренний конфликт одного государства обладает потенциалом дестабилизации и риска для международного мира и безопасности в целом, сохранение которых лежит в основе принципа мирного разрешения международных споров. Следует отметить, что понятие разрешения подобных конфликтов нельзя понимать в узких рамках прекращения активных боевых действий, а следует рассматривать в качестве продолжительного мирного процесса устранения конфликтогенных причин, требующего интегрированный подход с использованием экономических, политических и социальных инструментов урегулирования споров.
Не менее важной является дальнейшая деятельность, направленная на четкое закрепление статуса сторон конфликта немеждународного характера и более широкое применение норм гуманитарного права с целью снижения жертв среди мирного населения. Неясность в применении норм гуманитарного права в контексте конфликтов внутригосударственного характера означает отсутствие действенной гарантийной меры против возникновения гуманитарной катастрофы, в то время как жертвы среди мирного населения приводят к дальнейшей эскалации конфликта. Осуществление деятельности в данном направлении будет служить имплементацией принципа мирного разрешения международных споров.
АЛИЕВА Мадина Низамовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета
МАХМУДОВ Магомед Рашидович
магистрант кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета