Взаимосвязанность государств в рамках международного сообщества, их экономическая взаимозависимость так или иначе вовлекают государства в процессы экономической интеграции.
Развитие интеграции идет от зоны свободной торговли к таможенному союзу и общему рынку. При этом, в современном мире государствам, состоящим в разных экономических группировках, приходится состыковывать свои цели и обязанности по договоренностям в общей системе регионального со- трудничества.
Российская Федерация, рассматривая в Концепции внешней политики Российской Федерации современный мир и внешнюю политику, отмечает, что «В результате процесса глобализации складываются новые центры экономического и политического влияния. Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение в АзиатскоТихоокеанский регион... Отчетливо проявляются многообразие культур и цивилизаций в мире, множественность моделей развития государств»
При этом отмечается востребованность сетевой дипломатии, предполагающая гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях эффективного поиска решений общих задач. Особую актуальность приобретает соблюдение универсального принципа равной и неделимой безопасности применительно к Евро-Атлантическому, Евразийскому, Азиатско-Тихоокеанскому и другим регионам.
По-прежнему приоритетными направлениями внешней политики Российской Федерации являются развитие многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). Как стратегическое взаимодействие рассматривается сотрудничество с Республикой Белоруссия в рамках Союзного государства. Несомненно, что расширение взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Республикой Армения, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой является также приоритетом внешней политики России.
В научной литературе большое внимание уделяется региональному сотрудничеству в рамках Содружества Независимых Государств, Союзному государству, Евразийскому экономическому союзу, в то время как информация в отношении сотрудничества с другими интеграционными образованиями весьма ограничена.
Автор статьи обращает внимание, что Россия предполагает укрепить «отношения с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна с учетом растущей роли этого региона в мировых делах... к расширению сотрудничества с многосторонними объединениями и интеграционными структурами Латинской Америки и Карибского бассейна, в частности, с Сообществом латиноамериканских и карибских государств, Южноамериканским общим рынком, Союзом южноамериканских государств, Центральноамериканской интеграционной системой, Боливарианским альянсом для народов нашей Америки, Тихоокеанским альянсом, Карибским сообществом» Именно интеграционные процессы России с этими экономическими блоками и будут рассмотрены в статье.
Взаимодействие России с Центральноамериканской интеграционной системой в сфере экономики.
Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС) создана в 1991 году прежде всего для решения задач экономического сотрудничества. В организацию входят Белиз, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор.
Механизм политического диалога и сотрудничества действует между Россией и странами ЦАИС с 20 сентября 2004 года.
В 2004 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании о создании механизма политического диалога и сотрудничества между Россией и странами ЦАИС. Предусматривается проведение консультаций по международной и региональной тематике, вопросам двусторонних отношений, активизация диалога и сотрудничества в рамках ООН и других международных форумов, содействие обменам в торгово-экономической, инвестиционной, технологической, культурной, гуманитарной и других областях. Основная форма диалога - встречи министров иностранных дел, которые проводятся не реже одного раза в два года.
В 2015 г. глава МИД РФ и Совет Министров иностранных дел ЦАИС заявили о намерении продолжить взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Центральноамериканской интеграционной системой (ЦАИС). Министр иностранных дел Российской Федерации выразил заинтересованность своей страны в установлении эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с Центральноамериканской интеграционной системой, особенно выделив существенные успехи стран ЦАИС по пяти ключевым направлениям региональной интеграции: демократической безопасности, предотвращению и ликвидации последствий природных бедствий и эффектов климатических изменений, социальной и экономической интеграции, а также укреплению региональных институтов управления.
В ходе встречи министров иностранных дел России С. В. Лавров передал Генеральному секретарю ЦАИС официальное обращение о намерении России начать процесс присоединения к ЦАИС в качестве внерегионального наблюдателя.
В свою очередь, министры иностранных дел ЦАИС договорились оказывать содействие организации встреч бизнесменов РФ с их американскими коллегами, а также поощрять и поддерживать торговлю, оказывать поддержку программам подготовки по торговым специальностям и определять возможные сферы инвестиционного сотрудничества, что позволило бы формировать взаимные и ориентированные на рынки третьих стран товарные потоки.
Также РФ получила приглашение присоединиться в качестве внерегионального члена к Центральноамериканскому банку экономической интеграции (ЦАБЭИ), что содействовало бы развитию стран-основателей банка и позволило бы укрепить его присутствие в регионе.
В 2017 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Центральноамериканской интеграционной системой (ЦАИС). Министры иностранных дел стран ЦАИС и их представители вновь подтвердили поддержку имеющейся у стран - членов ЦАИС политической воли к поэтапному продвижению в направлении создания таможенного союза и отметили, что его реализация на практике требует осуществления различных мер в соответствии с приоритетами каждой страны, которые призваны стать прочной основой для развития конкурентоспособности региона, предоставляющего своим гражданам экономические возможности и идущего к большей социальной интеграции и обеспечению внутрирегиональной безопасности.
«Подписание Меморандума о взаимопонимании между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Центральноамериканской интеграционной системой (ЦАИС) может стать хорошим стартом для углубления сотрудничества между нашими интеграционными объединениями», - считает член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая. Встреча была посвящена рассмотрению возможностей и перспективных направлений экономического сотрудничества между ЕАЭС и ЦАИС.
Взаимодействие России с Боливарианским альянсом для народов нашей Америки в сфере экономики.
В состав Боливарианского Альянса для народов нашей Америки (далее - АЛБА) входят: Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент- Винсент и Гренадины.
Решение о создании Альянса принято в 2003 г. по инициативе, озвученной У. Чавесом на заседании глав государств - членов Ассоциации Карибских государств (декабрь 2001). Акт о создании альянса подписан 14.12.2004 У. Чавесом и Ф. Кастро. Впоследствии в АЛБА вступили Боливия (2006), Никарагуа, Сент-Винсент и Гренадины (оба государства - 2007), Доминика (2008), Гондурас (2008; приостановил членство в 2009, в 2010 вышел из организации), Антигуа и Барбуда, Эквадор (оба государства - 2009), Суринам (2012), Сент-Люсия (2013), Гренада, Сент-Китс и Невис (оба государства - 2014). Россия принимала участие в работе АЛБА в качестве приглашённого члена на саммите в октябре 2009 (г. Кочабамба, Боливия).
Особенно сильное влияние и политический вес в этом объединении имеет Венесуэла.
Договорно-правовая база торгово-экономических отношений.
Договорно-правовая основа торгово-экономического сотрудничества России и Венесуэлы включает в себя следующие основные документы:
- Общее соглашение между Правительством СССР и Правительством Республики Венесуэла об экономическом и промышленном сотрудничестве от 26 ноября 1976 г.;
- Торговое соглашение между СССР и Республикой Венесуэла от 14 марта 1985г.;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в области туризма от 14 декабря 2001 г.;
- Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 22 декабря 2003 г. (не ратифицирована российской стороной);
- Декларация о намерениях по сотрудничеству в области антимонопольной политики между ФАС России и Министерством промышленности и торговли Боливарианской Республики Венесуэла от 22 декабря 2003 г.
16-17 октября 2009 г. в г. Кочабамба (Боливия) состоялся саммит группировки, на который в качестве «особого гостя» была приглашена Россия. Дмитрий Медведев направил приветственное послание главам государств и правительств стран - участниц «Боливарианского альянса для народов нашей Америки - Торгового договора народов» (АЛБА) в связи с седьмым саммитом альянса.
В мае 2014 г. Россия и Боливарианский альянс подписали соглашения в сфере промышленного и торгового сотрудничества. Делегации России и альянса согласовали меры по дальнейшему развитию торговли, а также обсудили перспективы участия российских компаний в крупных совместных проектах на территории альянса. В рамках заседания межправительственной комиссии были подписаны ряд важных соглашений по совместным проектам в нефтегазовой сфере, которые задают вектор дальнейшего межгосударственного взаимодействия.
Кроме того, в ходе заседания обсуждалось сотрудничество в области металлургии, тяжелого машиностроения, автомобильной промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, гражданского авиастроения, фармацевтической промышленности, а также военно-техническое взаимодействие и перспективы участия российских компаний в крупных совместных проектах.
Также стороны согласовали меры по дальнейшему наращиванию торговли. В частности, обсуждались поставки высокотехнологичного оборудования российского производства для нефтегазового сектора, самолетов и вертолетов гражданского назначения, минеральных удобрений.
Взаимодействие России с Тихоокеанским альянсом в сфере экономики.
Тихоокеанский Альянс (исп. Alianza del Padfico) - торговый блок, в который входят четыре латиноамериканских государства: Мексика, Перу, Чили и Колумбия. Коста-Рика стала полноправным членом после ратификации договора о свободной торговле с Колумбией. Начало Тихоокеанскому альянсу было положено на саммите в Лиме 28 апреля 2011 г. Согласно декларации, подписанной по этому поводу, речь шла о механизме углубленной интеграции в странах Тихоокеанской латиноамериканской дуги, а также о росте, развитии и конкурентоспособности экономик, стремящихся наладить связи с Азиатско-Тихоокеанским регионом. В качестве наблюдателя в этом саммите принимала участие Панама.
АТЭС, будучи единственной региональной организацией, в которой участвует и Россия, представляет собой хорошую площадку для развития взаимных экономических отношений. Она наиболее удобна для сотрудничества альянса с российским Дальним Востоком. Перспективы подобного сотрудничества расширились благодаря реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, принятой правительством РФ 28 декабря 2009 г.
Они связаны, главным образом, с решением основной задачи Стратегии - повышения уровня жизни населения и закрепления его в восточных районах России. Страны Тихоокеанского Альянса - традиционные поставщики продовольственных товаров (мяса, фруктов, соков, овощей, кофе, вин и т.д.). В то же время они импортируют российские химические удобрения, производство которых намечено развивать на Дальнем Востоке. Другими сферами сотрудничества могут стать туризм, производство биотоплива, биотехнологии, фармацевтика, развитие и поддержка академических и студенческих обменов, являющиеся приоритетами как в планах Тихоокеанского Альянса, так и в Стратегии.
В российском экспорте преобладают промышленные товары - удобрения и химикаты, металлопрокат, трубы, наращиваются поставки в Мексику высокотехнологичной продукции, в частности, авиалайнеров «Sukhoi Superjet-100». Такой характер товарообмена делает страны Тихоокеанского Альянса весьма привлекательным партнером для России[.
Потенциал расширения экономических связей между Россией и Тихоокеанским Альянсом существует и в торговле, и особенно в инвестиционном сотрудничестве, прежде всего, в энергетике, нефтегазовой сфере всех четырех стран, коммуникациях, транспортной инфраструктуре, в научно-технической сфере. Россия заинтересована в более тесном взаимодействии с членами Тихоокеанского Альянса, в первую очередь, с Перу и Чили, вплоть до заключения соглашений о свободной торговле, как подчеркивалось в ходе визита С. Лаврова в эти страны в апреле 2014 г. В декабре 2014 г. министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, выступая перед латиноамериканскими журналистами, заявил о стремлении России развивать сотрудничество с широким кругом стран региона и особенно выделил Перу, Колумбию, Чили и Мексику как наиболее перспективные в этом плане.
Развитие отношений со странами Тихоокеанского Альянса возможно как на двусторонней основе, так и на региональном уровне, путем установления связей с альянсом в целом, в том числе по линии Евразийского экономического союза. К сотрудничеству с последним проявляют интерес Колумбия, Перу и Чили. В перспективе возможно присоединение России к Тихоокеанского Альянса в качестве наблюдателя. Наиболее реальный и эффективный путь для расширения связей с Тихоокеанским Альянсом - взаимодействие предпринимательских организаций России с Деловым советом Тихоокеанского альянса, который отвечает за экономическое сотрудничество членов Тихоокеанского Альянса с третьими странами, а также с объединениями торговых палат.
На двусторонней основе необходимо, прежде всего, развивать институциональную базу сотрудничества, которая пока еще очень слаба. Россия не заключила ни одного преференциального торгового соглашения со странами Тихоокеанского Альянса, что сдерживает развитие взаимной торговли. Это, конечно, можно объяснить обязательствами в рамках ЕАЭС; не со всеми есть соглашения о таможенном сотрудничестве, санитарных и фитосанитарных нормах, об инвестиционном сотрудничестве, студенческих и научных обменах.
Взаимодействие России с Карибским сообществом в сфере экономики.
Карибское сообщество (КАРИКОМ) образовано в 1973 г. в соответствии с договором Чагуарамас в качестве преемника Карибской ассоциации свободной торговли (КАРИФТА). В его состав входят 14 государств: Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских Островов, Барбадос, Белиз, Гаити, Гайана, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка, а также Монтсеррат (владение Великобритании). На правах ассоциированных членов приняты зависимые территории Ангилья, Британские Виргинские острова, острова Теркс и Кайкос (владения Великобритании). Девять государств Латинской Америки и Карибского бассейна имеют статус наблюдателей. В 2002 г. намерение присоединиться к КАРИКОМ выразили Бермудские острова (британское владение).
Главными целями КАРИКОМ провозглашены: создание общего рынка путем координации усилий в области промышленности и сельского хозяйства, а также совместных действий во внерегиональной торговле; координация внешней политики государств-членов Сообщества; сотрудничество в области образования, здравоохранения, культуры и др.
В 2002 г. в рамках 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась первая официальная встреча между Россией и странами КАРИКОМ на уровне министерств иностранных дел. В совместном коммюнике по ее итогам подчеркнута необходимость тесного взаимодействия и сотрудничества в борьбе с терроризмом, наркобизнесом и организованной преступностью, выработки эффективных мер на национальном, региональном и международном уровнях для обеспечения безопасности. Министры также выступили за налаживание отношений практического сотрудничества между Россией и КАРИКОМ в торгово-экономической области. Достигнута договоренность о создании механизма, институционализирующего отношения между Россией и КАРИКОМ в целях укрепления политического диалога и сотрудничеств.
30 апреля 2003 г. в Гайане прошли консультации между Россией и КАРИКОМ с целью проработки вопросов о создании механизма диалога и сотрудничества путем подписания соответствующего протокола.
В июле 2003 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин направил послание участникам встречи стран Карибского сообщества на высшем уровне в связи с 30-летием образования КАРИКОМ. В послании подчеркивается особое значение взаимодействия между нашими государствами в поддержании международной стабильности, укреплении роли ООН как главного универсального механизма решения глобальных проблем, совершенствования международно-правовых основ современного миропорядка, совместном противодействии новым вызовам и угрозам, выражается готовность России к тесному сотрудничеству с государствами сообщества в интересах наших стран и народов, дальнейшего развития политического диалога, торгово-экономических и культурных связей.
Анализируя структуру экспорта и импорта Карибского сообщества, стоит подчеркнуть, что в последнее время товарооборот сократился существенно: более чем в три раза за последние три года. Основной статьей импорта по-прежнему являются нефтепродукты, а экспорта - корунд.
Таким образом, хотя возможности для сотрудничества увеличиваются, структура экспорта и импорта долгое время не меняется.
Вместе с тем, для Государств Карибского сообщества есть очевидное направление партнерства. Первым шагом для запуска отношений стран КАРИКОМ и ЕАЭС (Евразийский экономический союз, куда входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия) могло бы стать подписание соглашений о торговых привилегиях, что будет способствовать уменьшению издержек сторон. Далее необходимо создать представительства ЕАЭС в некоторых странах КАРИКОМ, что позволит лучше понять потенциал сотрудничества, а также упростить доступность бизнеса к рынкам стран сообществ
Особым интересом для ЕАЭС могут стать совместные проекты в регионе, например, по созданию транспортных хабов: это позволит решить множество существующих проблем в сфере логистики.
Кроме того, Карибское сообщество может быть интересно населению ЕАЭС, как место для дешевого и качественного отдыха. В последнее время туризм в странах КАРИКОМ развивается все активнее, что может также привлечь инвесторов.
Таким образом, использование потенциала для развития экономических отношений России и ЕАЭС с рассмотренными интеграционными объединениями нельзя назвать достаточным. Поэтому необходимо уделить более пристальное внимание как развитию экономических отношений, так и выполнению уже имеющихся договоренностей.
КЛИМОВА ИринаАлександровна
магистрант направления «Международное частное и гражданское право» МГИМО (У) МИД России