Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Российская Федерация и интеграционное сотрудничество государств

Взаимосвязанность государств в рамках международно­го сообщества, их экономическая взаимозависимость так или иначе вовлекают государства в процессы экономической инте­грации.

Развитие интеграции идет от зоны свободной торговли к таможенному союзу и общему рынку. При этом, в современ­ном мире государствам, состоящим в разных экономических группировках, приходится состыковывать свои цели и обязан­ности по договоренностям в общей системе регионального со- трудничества.

Российская Федерация, рассматривая в Концепции внешней политики Российской Федерации современный мир и внешнюю политику, отмечает, что «В результате процесса глобализации складываются новые центры экономического и политического влияния. Происходит рассредоточение миро­вого потенциала силы и развития, его смещение в Азиатско­Тихоокеанский регион... Отчетливо проявляются многообразие культур и цивилизаций в мире, множественность моделей развития государств»

При этом отмечается востребованность сетевой дипломатии, предполагающая гибкие формы участия в многосто­ронних структурах в целях эффективного поиска решений общих задач. Особую актуальность приобретает соблюдение универсального принципа равной и неделимой безопасности применительно к Евро-Атлантическому, Евразийскому, Ази­атско-Тихоокеанскому и другим регионам.

По-прежнему приоритетными направлениями внешней политики Российской Федерации являются развитие много­стороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). Как страте­гическое взаимодействие рассматривается сотрудничество с Республикой Белоруссия в рамках Союзного государства. Несомненно, что расширение взаимодействия в рамках Евра­зийского экономического союза (ЕАЭС) с Республикой Арме­ния, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Кир­гизской Республикой является также приоритетом внешней политики России.

В научной литературе большое внимание уделяется реги­ональному сотрудничеству в рамках Содружества Независи­мых Государств, Союзному государству, Евразийскому эконо­мическому союзу, в то время как информация в отношении сотрудничества с другими интеграционными образованиями весьма ограничена.

Автор статьи обращает внимание, что Россия предполага­ет укрепить «отношения с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна с учетом растущей роли этого региона в мировых делах... к расширению сотрудничества с многосто­ронними объединениями и интеграционными структурами Латинской Америки и Карибского бассейна, в частности, с Со­обществом латиноамериканских и карибских государств, Юж­ноамериканским общим рынком, Союзом южноамерикан­ских государств, Центральноамериканской интеграционной системой, Боливарианским альянсом для народов нашей Аме­рики, Тихоокеанским альянсом, Карибским сообществом» Именно интеграционные процессы России с этими экономи­ческими блоками и будут рассмотрены в статье.

Взаимодействие России с Центральноамериканской ин­теграционной системой в сфере экономики.

Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС) создана в 1991 году прежде всего для решения задач экономического сотрудничества. В организацию входят Белиз, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор.

Механизм политического диалога и сотрудничества дей­ствует между Россией и странами ЦАИС с 20 сентября 2004 года.

В 2004 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании о создании механизма политического диалога и сотрудниче­ства между Россией и странами ЦАИС. Предусматривается проведение консультаций по международной и региональной тематике, вопросам двусторонних отношений, активизация диалога и сотрудничества в рамках ООН и других междуна­родных форумов, содействие обменам в торгово-экономиче­ской, инвестиционной, технологической, культурной, гумани­тарной и других областях. Основная форма диалога - встречи министров иностранных дел, которые проводятся не реже од­ного раза в два года.

В 2015 г. глава МИД РФ и Совет Министров иностранных дел ЦАИС заявили о намерении продолжить взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Центральноамериканской интеграционной системой (ЦАИС). Министр иностранных дел Российской Федерации выразил заинтересованность своей страны в установлении эффективного и взаимовыгодного со­трудничества с Центральноамериканской интеграционной си­стемой, особенно выделив существенные успехи стран ЦАИС по пяти ключевым направлениям региональной интеграции: демократической безопасности, предотвращению и ликвида­ции последствий природных бедствий и эффектов климати­ческих изменений, социальной и экономической интеграции, а также укреплению региональных институтов управления.

В ходе встречи министров иностранных дел России С. В. Лавров передал Генеральному секретарю ЦАИС официальное обращение о намерении России начать процесс присоедине­ния к ЦАИС в качестве внерегионального наблюдателя.

В свою очередь, министры иностранных дел ЦАИС дого­ворились оказывать содействие организации встреч бизнесме­нов РФ с их американскими коллегами, а также поощрять и поддерживать торговлю, оказывать поддержку программам подготовки по торговым специальностям и определять воз­можные сферы инвестиционного сотрудничества, что позво­лило бы формировать взаимные и ориентированные на рынки третьих стран товарные потоки.

Также РФ получила приглашение присоединиться в ка­честве внерегионального члена к Центральноамериканскому банку экономической интеграции (ЦАБЭИ), что содейство­вало бы развитию стран-основателей банка и позволило бы укрепить его присутствие в регионе.

В 2017 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Цен­тральноамериканской интеграционной системой (ЦАИС). Министры иностранных дел стран ЦАИС и их представители вновь подтвердили поддержку имеющейся у стран - членов ЦАИС политической воли к поэтапному продвижению в на­правлении создания таможенного союза и отметили, что его реализация на практике требует осуществления различных мер в соответствии с приоритетами каждой страны, которые призваны стать прочной основой для развития конкуренто­способности региона, предоставляющего своим гражданам экономические возможности и идущего к большей социаль­ной интеграции и обеспечению внутрирегиональной безопас­ности.

«Подписание Меморандума о взаимопонимании между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Централь­ноамериканской интеграционной системой (ЦАИС) может стать хорошим стартом для углубления сотрудничества меж­ду нашими интеграционными объединениями», - считает член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Вало­вая. Встреча была посвящена рассмотрению возможностей и перспективных направлений экономического сотрудничества между ЕАЭС и ЦАИС.

Взаимодействие России с Боливарианским альянсом для народов нашей Америки в сфере экономики.

В состав Боливарианского Альянса для народов нашей Америки (далее - АЛБА) входят: Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент- Винсент и Гренадины.

Решение о создании Альянса принято в 2003 г. по ини­циативе, озвученной У. Чавесом на заседании глав государств - членов Ассоциации Карибских государств (декабрь 2001). Акт о создании альянса подписан 14.12.2004 У. Чавесом и Ф. Кастро. Впоследствии в АЛБА вступили Боливия (2006), Ника­рагуа, Сент-Винсент и Гренадины (оба государства - 2007), До­миника (2008), Гондурас (2008; приостановил членство в 2009, в 2010 вышел из организации), Антигуа и Барбуда, Эквадор (оба государства - 2009), Суринам (2012), Сент-Люсия (2013), Грена­да, Сент-Китс и Невис (оба государства - 2014). Россия прини­мала участие в работе АЛБА в качестве приглашённого члена на саммите в октябре 2009 (г. Кочабамба, Боливия).

Особенно сильное влияние и политический вес в этом объединении имеет Венесуэла.

Договорно-правовая база торгово-экономических отно­шений.

Договорно-правовая основа торгово-экономического со­трудничества России и Венесуэлы включает в себя следующие основные документы:

  • Общее соглашение между Правительством СССР и Правительством Республики Венесуэла об экономическом и промышленном сотрудничестве от 26 ноября 1976 г.;
  • Торговое соглашение между СССР и Республикой Вене­суэла от 14 марта 1985г.;
  • Соглашение между Правительством Российской Феде­рации и Правительством Боливарианской Республики Венесу­эла о сотрудничестве в области туризма от 14 декабря 2001 г.;
  • Конвенция между Правительством Российской Федера­ции и Правительством Боливарианской Республики Венесуэ­ла об избежании двойного налогообложения и предотвраще­нии уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 22 декабря 2003 г. (не ратифицирована российской стороной);
  • Декларация о намерениях по сотрудничеству в области антимонопольной политики между ФАС России и Министерством промышленности и торговли Боливарианской Респу­блики Венесуэла от 22 декабря 2003 г.

16-17 октября 2009 г. в г. Кочабамба (Боливия) состоялся саммит группировки, на который в качестве «особого гостя» была приглашена Россия. Дмитрий Медведев направил при­ветственное послание главам государств и правительств стран - участниц «Боливарианского альянса для народов нашей Америки - Торгового договора народов» (АЛБА) в связи с седь­мым саммитом альянса.

В мае 2014 г. Россия и Боливарианский альянс подписа­ли соглашения в сфере промышленного и торгового сотруд­ничества. Делегации России и альянса согласовали меры по дальнейшему развитию торговли, а также обсудили перспек­тивы участия российских компаний в крупных совместных проектах на территории альянса. В рамках заседания меж­правительственной комиссии были подписаны ряд важных соглашений по совместным проектам в нефтегазовой сфере, которые задают вектор дальнейшего межгосударственного взаимодействия.

Кроме того, в ходе заседания обсуждалось сотрудниче­ство в области металлургии, тяжелого машиностроения, авто­мобильной промышленности, сельскохозяйственного маши­ностроения, гражданского авиастроения, фармацевтической промышленности, а также военно-техническое взаимодей­ствие и перспективы участия российских компаний в крупных совместных проектах.

Также стороны согласовали меры по дальнейшему на­ращиванию торговли. В частности, обсуждались поставки вы­сокотехнологичного оборудования российского производства для нефтегазового сектора, самолетов и вертолетов граждан­ского назначения, минеральных удобрений.

Взаимодействие России с Тихоокеанским альянсом в сфе­ре экономики.

Тихоокеанский Альянс (исп. Alianza del Padfico) - торго­вый блок, в который входят четыре латиноамериканских госу­дарства: Мексика, Перу, Чили и Колумбия. Коста-Рика стала полноправным членом после ратификации договора о сво­бодной торговле с Колумбией. Начало Тихоокеанскому альян­су было положено на саммите в Лиме 28 апреля 2011 г. Со­гласно декларации, подписанной по этому поводу, речь шла о механизме углубленной интеграции в странах Тихоокеанской латиноамериканской дуги, а также о росте, развитии и кон­курентоспособности экономик, стремящихся наладить связи с Азиатско-Тихоокеанским регионом. В качестве наблюдателя в этом саммите принимала участие Панама.

АТЭС, будучи единственной региональной организаци­ей, в которой участвует и Россия, представляет собой хоро­шую площадку для развития взаимных экономических от­ношений. Она наиболее удобна для сотрудничества альянса с российским Дальним Востоком. Перспективы подобного сотрудничества расширились благодаря реализации Страте­гии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, принятой пра­вительством РФ 28 декабря 2009 г.

Они связаны, главным образом, с решением основной задачи Стратегии - повышения уровня жизни населения и закрепления его в восточных районах России. Страны Тихо­океанского Альянса - традиционные поставщики продоволь­ственных товаров (мяса, фруктов, соков, овощей, кофе, вин и т.д.). В то же время они импортируют российские химиче­ские удобрения, производство которых намечено развивать на Дальнем Востоке. Другими сферами сотрудничества могут стать туризм, производство биотоплива, биотехнологии, фар­мацевтика, развитие и поддержка академических и студенче­ских обменов, являющиеся приоритетами как в планах Тихоо­кеанского Альянса, так и в Стратегии.

В российском экспорте преобладают промышленные то­вары - удобрения и химикаты, металлопрокат, трубы, нара­щиваются поставки в Мексику высокотехнологичной продук­ции, в частности, авиалайнеров «Sukhoi Superjet-100». Такой характер товарообмена делает страны Тихоокеанского Альян­са весьма привлекательным партнером для России[.

Потенциал расширения экономических связей между Россией и Тихоокеанским Альянсом существует и в торговле, и особенно в инвестиционном сотрудничестве, прежде всего, в энергетике, нефтегазовой сфере всех четырех стран, комму­никациях, транспортной инфраструктуре, в научно-техниче­ской сфере. Россия заинтересована в более тесном взаимодей­ствии с членами Тихоокеанского Альянса, в первую очередь, с Перу и Чили, вплоть до заключения соглашений о свободной торговле, как подчеркивалось в ходе визита С. Лаврова в эти страны в апреле 2014 г. В декабре 2014 г. министр промышлен­ности и торговли РФ Денис Мантуров, выступая перед латино­американскими журналистами, заявил о стремлении России развивать сотрудничество с широким кругом стран региона и особенно выделил Перу, Колумбию, Чили и Мексику как наи­более перспективные в этом плане.

Развитие отношений со странами Тихоокеанского Альян­са возможно как на двусторонней основе, так и на региональ­ном уровне, путем установления связей с альянсом в целом, в том числе по линии Евразийского экономического союза. К сотрудничеству с последним проявляют интерес Колумбия, Перу и Чили. В перспективе возможно присоединение России к Тихоокеанского Альянса в качестве наблюдателя. Наиболее реальный и эффективный путь для расширения связей с Ти­хоокеанским Альянсом - взаимодействие предприниматель­ских организаций России с Деловым советом Тихоокеанского альянса, который отвечает за экономическое сотрудничество членов Тихоокеанского Альянса с третьими странами, а также с объединениями торговых палат.

На двусторонней основе необходимо, прежде всего, раз­вивать институциональную базу сотрудничества, которая пока еще очень слаба. Россия не заключила ни одного преферен­циального торгового соглашения со странами Тихоокеанского Альянса, что сдерживает развитие взаимной торговли. Это, конечно, можно объяснить обязательствами в рамках ЕАЭС; не со всеми есть соглашения о таможенном сотрудничестве, санитарных и фитосанитарных нормах, об инвестиционном сотрудничестве, студенческих и научных обменах.

Взаимодействие России с Карибским сообществом в сфе­ре экономики.

Карибское сообщество (КАРИКОМ) образовано в 1973 г. в соответствии с договором Чагуарамас в качестве преемника Карибской ассоциации свободной торговли (КАРИФТА). В его состав входят 14 государств: Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских Островов, Барбадос, Белиз, Гаити, Гайана, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка, а также Монтсеррат (владение Великобритании). На правах ассоци­ированных членов приняты зависимые территории Ангилья, Британские Виргинские острова, острова Теркс и Кайкос (вла­дения Великобритании). Девять государств Латинской Амери­ки и Карибского бассейна имеют статус наблюдателей. В 2002 г. намерение присоединиться к КАРИКОМ выразили Бермуд­ские острова (британское владение).

Главными целями КАРИКОМ провозглашены: создание общего рынка путем координации усилий в области промыш­ленности и сельского хозяйства, а также совместных действий во внерегиональной торговле; координация внешней полити­ки государств-членов Сообщества; сотрудничество в области образования, здравоохранения, культуры и др.

В 2002 г. в рамках 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась первая официальная встреча между Росси­ей и странами КАРИКОМ на уровне министерств иностран­ных дел. В совместном коммюнике по ее итогам подчеркнута необходимость тесного взаимодействия и сотрудничества в борьбе с терроризмом, наркобизнесом и организованной пре­ступностью, выработки эффективных мер на национальном, региональном и международном уровнях для обеспечения безопасности. Министры также выступили за налаживание отношений практического сотрудничества между Россией и КАРИКОМ в торгово-экономической области. Достигнута до­говоренность о создании механизма, институционализирую­щего отношения между Россией и КАРИКОМ в целях укре­пления политического диалога и сотрудничеств.

30 апреля 2003 г. в Гайане прошли консультации между Россией и КАРИКОМ с целью проработки вопросов о созда­нии механизма диалога и сотрудничества путем подписания соответствующего протокола.

В июле 2003 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин направил послание участникам встречи стран Карибского со­общества на высшем уровне в связи с 30-летием образования КАРИКОМ. В послании подчеркивается особое значение вза­имодействия между нашими государствами в поддержании международной стабильности, укреплении роли ООН как главного универсального механизма решения глобальных проблем, совершенствования международно-правовых основ современного миропорядка, совместном противодействии но­вым вызовам и угрозам, выражается готовность России к тес­ному сотрудничеству с государствами сообщества в интересах наших стран и народов, дальнейшего развития политического диалога, торгово-экономических и культурных связей.

Анализируя структуру экспорта и импорта Карибско­го сообщества, стоит подчеркнуть, что в последнее время товарооборот сократился существенно: более чем в три раза за последние три года. Основной статьей импорта по-прежнему являются нефтепродукты, а экспорта - корунд.

Таким образом, хотя возможности для сотрудничества увеличиваются, структура экспорта и импорта долгое время не меняется.

Вместе с тем, для Государств Карибского сообщества есть очевидное направление партнерства. Первым шагом для запу­ска отношений стран КАРИКОМ и ЕАЭС (Евразийский эко­номический союз, куда входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия) могло бы стать подписание соглашений о торговых привилегиях, что будет способствовать уменьше­нию издержек сторон. Далее необходимо создать представи­тельства ЕАЭС в некоторых странах КАРИКОМ, что позволит лучше понять потенциал сотрудничества, а также упростить доступность бизнеса к рынкам стран сообществ

Особым интересом для ЕАЭС могут стать совместные проекты в регионе, например, по созданию транспортных ха­бов: это позволит решить множество существующих проблем в сфере логистики.

Кроме того, Карибское сообщество может быть интерес­но населению ЕАЭС, как место для дешевого и качественного отдыха. В последнее время туризм в странах КАРИКОМ раз­вивается все активнее, что может также привлечь инвесторов.

Таким образом, использование потенциала для развития экономических отношений России и ЕАЭС с рассмотренными интеграционными объединениями нельзя назвать достаточ­ным. Поэтому необходимо уделить более пристальное внима­ние как развитию экономических отношений, так и выполне­нию уже имеющихся договоренностей.

КЛИМОВА ИринаАлександровна
магистрант направления «Международное частное и гражданское право» МГИМО (У) МИД России

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях