Распад СССР привел к определенной деградации экономических институтов стран СНГ, сильно замедлив развитие экономик бывших советских республик. После распада на всем постсоветском пространстве усилились центробежные тенденции. Постсоветские страны начали выстраивать собственные социально-экономические и политические модели развития, которые в основном опирались на модели и опыт хозяйствования развитых западных стран, прежде всего США и Западной Европы. Получая от этих стран финансовую и политическую поддержку, они зачастую использовали их экономический опыт без учета особенностей национальной экономики.
Тем не менее, многие постсоветские государства осознавали важность взаимного интеграционного взаимодействия как один из главных факторов развития не только национальной экономики, но и противостояния глобальной мировой экономики. Но пассивность интеграционной и правовой политики стран, привела к провалу многих проектов интеграции в период с 1990-е по 2000 годы. Попытки углубления интеграционных процессов ограничивались лишь заявлениями глав государств и документами, не обязывающими выполнение конкретных действий договаривающимися сторонами. Одной из таких попыток являлся Договор о создании Экономического союза, заключенный в 1993 году, в основе которого лежало понимание о необходимости:
- формирования общего экономического пространства для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы, капиталов;
- осуществления согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики;
- гармонизации методов регулирования хозяйственной деятельности;
- обеспечения благоприятных условий для развития прямых производственно-хозяйственных связей и ряд других направлений.
Договор был подписан всеми государствами, кроме Украины, которая заявила о своем желании сотрудничать с союзом в качестве ассоциированного члена. Как показала история развития СНГ, Договор о создании Экономического Союза не воплотился в жизнь и остался лишь «на бумаге».
В конце 1990-х и в начале 2000-х годов в рамках СНГ появились четыре региональных объединения.
- В 1997 году Россия и Белоруссия приняли решение о создании Союза России и Белоруссии с целью:
- укрепления взаимоотношений в политической, социально-экономической, военной, научно-культурной и других сферах сотрудничества;
- повышения уровня жизни населений двух стран;
- гармонизации правовых систем двух стран;
- повышения уровня обороноспособности;
- ведения совместной борьбы с преступностью и т.д.
В 1999 году Союз Белоруссии и России превратился в Союзное государство. В рамках Союзного государства планировалось создать единое экономическое пространство между двумя странами.
- В 1997 году 4 постсоветских государства (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова) создали региональную организацию «ГУАМ», как объединение, направленное на демократизацию общественных отношений в странах-членах и развитие национальных экономик. С 1999 по 2005 годы в организацию также входил Узбекистан (в этот период организация называлась ГУАМ). Организация, ориентированная на сотрудничество с «Западом», скорее препятствует, чем способствует интеграционным процессам на постсоветском пространстве, отдаляясь от России, как от главного «ядра» этих процессов. В 2006 году на саммите ГУАМ, в Киеве, главы 4 стран-членов подписали декларацию о создании «Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ». В то же время был подписан протокол о создании зоны свободной торговли между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдовой.
- Центрально-азиатское экономическое сообщество было создано в 1994 году Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. Позже в 1998 году к сообществу присоединился и Таджикистан. Основной целью сообщества, с первых дней существования, стало создание единого экономического пространства между странами-членами.
- Евразийское экономическое сообщество. Целью создания экономического сообщества между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Таджикистаном являлось ускорение процесса региональной интеграции между этими странами, основанное на договоре Таможенного союза и едином экономическом пространстве.
В 2001 году упомянутыми странами был подписан договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которое обхватило также Центрально-азиатское экономическое сообщество (Узбекистан присоединился к ЕврАзЭС в 2006 году).
Основание ЕврАзЭС стало первым масштабным шагом региональной интеграции в рамках СНГ. Кроме основных стран-участниц, с сообществом содействовали еще Армения, Молдова и Украина в качестве наблюдателей.
В течение 14 лет существования в сообществе произошли положительные сдвиги экономического взаимодействия. Были подписаны ряд нормативно-правовых актов, касающихся топливно-энергетического взаимодействия, регулирования поставок зерна на рынки сообщества, установления безвизового режима между государствами-членами и т.д.
В 2008 году Узбекистан заявил о своем намерении приостановить членство в ЕврАзЭС, будучи неуверенным в эффективности и результативности деятельности этого объединения.
В 2006 году в рамках ЕврАзЭС началась подготовительная работа по созданию Таможенного союза, которая в дальнейшем должна была превратиться в Общий рынок (в единое экономическое пространство). На межгосударственном совете ЕврАзЭС было принято решение о создании Таможенного союза в составе трех, готовых к этому, стран - Белоруссии, Казахстана и России. В 2007 году на саммите ЕврАзЭС был принят план по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В том же году была создана Комиссия Таможенного союза - постоянно действующий регулирующий наднациональный орган, к которому перешли часть полномочий государственных органов стран-членов.
Следующим этапом становления Таможенного союза стало применение во внешней торговле с третьими странами Единого таможенного тарифа на основе Единой товарной номенклатуры ВЭД и в основном согласованных мер нетарифного регулирования. Были упорядочены также тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран.
С 2010 года для всех трех стран начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Уже через год был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств отныне осуществлялись таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешних границах Таможенного союза.
Последним этапом становления Таможенного союза стало функционирование Единого экономического пространства с начала 2012 года, которое превратило Таможенный союз в Общий рынок.
Единое экономическое пространство предусматривало не только свободное движение товаров и согласованную торговую политику в отношении третьих стран, но и свободное движение услуг, факторов производства, единые правила и принципы конкуренции, регулирования естественных монополий.
С 2012 года в Таможенном союзе, как постоянно действующий регулирующий орган, на основе Комиссии Таможенного союза, начала функционировать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - наднациональный орган управления, основной задачей которого являлось обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. В том же году заработал Суд ЕврАзЭС, который занимался разрешением конфликтных ситуаций и вопросов, связанных с дискриминацией, нарушением правил конкуренции и равных условий ведения бизнеса между государствами и участниками экономической деятельности Таможенного союза.
Следует отметить, что именно на базе Суда ЕврАзЭС формируется Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС), иными словами Суд ЕАЭС является правопреемником Суда ЕврАзЭС.
Как правильно заметил профессор Малько А.В., правовая политика способствует повышению эффективности правового регулирования в сфере интеграционного правосудия в целях формирования судебной системы нового межгосударственного объединения и наиболее оптимальному развитию евразийских интеграционных процессов в целом. Судебная система ЕАЭС призвана играть существенную роль, обеспечивающую единообразное применение права и углубление интеграции.
Попытки формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной осуществлялись еще с 2003 года.[3] Формирование ЕЭП должно было обеспечить в перспективе: свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы, что позволило бы многократно увеличить объем торгово-экономических отношений и создать условия для более эффективного использования инвестиций в экономику стран-участниц.
Продолжилась работа по обеспечению присоединения Киргизской Республики к Евразийскому интеграционному проекту, начало которой положено в 2011 году решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС.
В сентябре Президент Республики Армения заявил о намерении своей страны вступить в ТС и ЕЭП и интегрироваться дальше. По поручению президентов была развернута работа по присоединению. 24 декабря 2013 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств была утверждена «дорожная карта» по присоединению Республики Армении к ТС и ЕЭП.
Евразийской экономической комиссией и уполномоченными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, проведена интенсивная работа по подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе, в рамках которого обеспечена кодификация договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, ЕврАзЭС (в части, не противоречащей договоренностям ТС и ЕЭП), а также усилена экономическая составляющая будущего Договора за счет расширения договоренностей.
Состоялось 5 раундов переговоров по доработке проекта Договора, в которых приняли участие более 700 экспертов от государств-членов ТС и ЕЭП и ЕЭК.
29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, что определило дальнейшее развитие Евразийской экономической интеграции. В октябре 2014 года в Минске подписан Договор о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу. В декабре 2014 года в Москве подписан Договор о присоединении Киргизской Республики к Евразийскому экономическому союзу, в котором определено, что особенности и переходные положения по присоединению Киргизской Республики к Евразийскому экономическому союзу будут определены в отдельных протоколах.
От интеграции сейчас зависят судьбы целых стран и народов, поэтому ответственность за ошибки или просчеты при ее проведении огромная. Для многих региональных объединений и союзов конечные цели интеграции, как правило, являются общими, но в каждом конкретном случае они имеют различную мотивацию и основываются на разных подходах.
Однако, несмотря на различные подходы, в целях формирования единых рынков услуг приняты решения об утверждении перечня секторов услуг, в которых функционирует единый рынок услуг и создании рабочих групп по тем секторам услуг, в которых функционирование единого рынка возможно через переходный период.
Утверждена Концепция формирования общего электроэнергетического рынка Союза. В целях формирования общего транспортного пространства Союза принята Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена Союзу, на период с 2016 по 2025 годы.
Совет Евразийской экономической комиссии утвердил рабочий план разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о ЕАЭС, предусматривающий дополнительно разработку и принятие 125 документов до 2025 года.
В РФ на заседании подкомиссии по интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции 11 декабря 2014 года утвержден План подготовки органами государственной власти РФ и организациями документов (включая действия РФ по выполнению обязательств РФ), подлежащих разработке в соответствии с Договором о ЕАЭС.
Евразийский экономический союз (Союз, ЕАЭС) начал функционировать с 1 января 2015 года, с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
ЕАЭС - это следующая после ТС и ЕЭП стадия интеграции, на которой устраняются барьеры для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, реализуется согласованная или единая политика в ведущих отраслях экономики, а также предусмотрена система наднационального регулирования Союза. Данное интеграционное объединение представляет собой территорию более 20 млн. кв. км (или 14 % суши) с населением более 182 млн. человек.
Международно-правовой статус Союза - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. ЕАЭС открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы.
8 мая 2015 года подписано два протокола, предусматривающих детальные положения о присоединении Киргизской Республики к Договору о ЕАЭС: Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС и Протокол, об условиях и переходных положениях по применению Киргизской Республикой Договора о ЕАЭС.
В настоящее время полноправными членами ЕАЭС являются Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Киргизская Республика (Армения стала членом ЕАЭС со 2 января 2015г., Киргизия - с 12 августа 2015г.).
В 2015 году утверждены такие значимые документы: как Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года; Основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов Евразийского экономического союза; Основные направления международной деятельности; Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, Концепция формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС; Порядок принятия в ЕАЭС новых членов и прекращения членства в Союзе и др.
29 мая 2015 года государства-члены ЕАЭС и Вьетнам подписали Соглашение о создание зоны свободной торговли (предполагается обнуление пошлин на 90% товаров, что позволит увеличить товарооборот с Вьетнамом к 2020 году в два раза), положившее начало интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и явившееся первым международным документом, подписанным от имени Союза.
21 декабря 2015 года принято решение о председательстве в органах ЕАЭС в 2016 году Республики Казахстан и утвержден персональный состав и распределение обязанностей между членами Коллегии Евразийской экономической комиссии с учетом членства в ЕАЭС 5-ти государств.
В числе ключевых документов 2016 года можно выделить следующие основополагающие документы:
- Подписано Соглашение о Методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС;
- Утверждены: 1) Концепция создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, 2) Положение о формировании и функционировании евразийских технологических платформ (ЕТП), 3) Концепция формирования общего рынка газа ЕАЭС, 4) Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, 5) Основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов ЕАЭС на 2016-2017 годы;
- Принято решение о начале переговоров с Республикой Сербией об унификации ЕАЭС и его государствами-членами торгового режима с Республикой Сербией.
В целом проект Евразийской экономической интеграции видится как инструмент эффективного использования внутренних резервов государств-членов, совместного преодоления экономических вызовов, источник развития и модернизации национальных экономик, а также как плацдарм для дальнейшего взаимовыгодного интеграционного строительства.
Реализация данного проекта должна способствовать дальнейшему раскрытию потенциала успешной работы для бизнеса и инвесторов, а также повышению благосостояния граждан государств-членов ЕАЭС.
Таким образом, по развитию интеграции в рамках ЕАЭС можно сделать ряд выводов: для развития евразийской экономической интеграции имеются экономические предпосылки и политическая воля. Оно уже прошло ряд стадий - от зоны свободной торговли, до Таможенного союза и элементов единого экономического пространства; количественный эффект экономической интеграции в рамках ЕАЭС - положителен, однако на него оказывает влияние мировой экономический кризис; благоприятной предпосылкой для развития экономического сотрудничества России с ее стра- нами-партнерами по евразийской интеграции является то, что ее внешняя торговля с ними в большей степени, чем с развитыми странами, способствует развитию российского машиностроения. Аналогичное преимущество получают и страны-партнеры России по ЕврАзЭС. Это хорошо видно на примере Свердловской области. Она экспортирует продукцию машиностроения в Казахстан и имеет с ним кооперационные связи в сфере производства. Ее предприятия инвестируют в развитие экономики казахстанских регионов. Во многом этому способствует заключение соглашений о сотрудничестве с регионами стран-партнеров России по евразийскому пространству, которые предусматривают, наряду с укреплением торговых отношений, развитие промышленной кооперации.
При этом международная практика показывает, что ключевой целью подлинной интеграции является создание единого пространства, которое должно быть скреплено прочными не только экономическими, но и социально-культурными связями и прикрыто надежным щитом безопасности.
РАГИМОВ Тельман Сабирович
кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии Следственного комитета Российской Федерации
РАГИМОВ Руслан Тельманович
главный специалист отдела по работе с проблемными активами «Мерседес Бенц Банк Рус» эволюционный процесс экономической интеграции на евразийском пространстве: путь к созданию еаэс