Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Эволюционный процесс экономической интеграции на евразийском пространстве: путь к созданию ЕАЭС

Распад СССР привел к определенной деградации эко­номических институтов стран СНГ, сильно замедлив разви­тие экономик бывших советских республик. После распада на всем постсоветском пространстве усилились центробеж­ные тенденции. Постсоветские страны начали выстраивать собственные социально-экономические и политические мо­дели развития, которые в основном опирались на модели и опыт хозяйствования развитых западных стран, прежде всего США и Западной Европы. Получая от этих стран финансо­вую и политическую поддержку, они зачастую использовали их экономический опыт без учета особенностей националь­ной экономики.

Тем не менее, многие постсоветские государства осозна­вали важность взаимного интеграционного взаимодействия как один из главных факторов развития не только нацио­нальной экономики, но и противостояния глобальной миро­вой экономики. Но пассивность интеграционной и правовой политики стран, привела к провалу многих проектов инте­грации в период с 1990-е по 2000 годы. Попытки углубления интеграционных процессов ограничивались лишь заявлени­ями глав государств и документами, не обязывающими вы­полнение конкретных действий договаривающимися сторо­нами. Одной из таких попыток являлся Договор о создании Экономического союза, заключенный в 1993 году, в основе которого лежало понимание о необходимости:

  • формирования общего экономического пространства для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы, капиталов;
  • осуществления согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической по­литики;
  • гармонизации методов регулирования хозяйственной деятельности;
  • обеспечения благоприятных условий для развития прямых производственно-хозяйственных связей и ряд других направлений.

Договор был подписан всеми государствами, кроме Украины, которая заявила о своем желании сотрудничать с союзом в качестве ассоциированного члена. Как показа­ла история развития СНГ, Договор о создании Экономи­ческого Союза не воплотился в жизнь и остался лишь «на бумаге».

В конце 1990-х и в начале 2000-х годов в рамках СНГ по­явились четыре региональных объединения.

  1. В 1997 году Россия и Белоруссия приняли решение о создании Союза России и Белоруссии с целью:
  • укрепления взаимоотношений в политической, соци­ально-экономической, военной, научно-культурной и других сферах сотрудничества;
  • повышения уровня жизни населений двух стран;
  • гармонизации правовых систем двух стран;
  • повышения уровня обороноспособности;
  • ведения совместной борьбы с преступностью и т.д.

В 1999 году Союз Белоруссии и России превратился в Союзное государство. В рамках Союзного государства плани­ровалось создать единое экономическое пространство между двумя странами.

  1. В 1997 году 4 постсоветских государства (Грузия, Укра­ина, Азербайджан и Молдова) создали региональную ор­ганизацию «ГУАМ», как объединение, направленное на де­мократизацию общественных отношений в странах-членах и развитие национальных экономик. С 1999 по 2005 годы в организацию также входил Узбекистан (в этот период орга­низация называлась ГУАМ). Организация, ориентированная на сотрудничество с «Западом», скорее препятствует, чем способствует интеграционным процессам на постсоветском пространстве, отдаляясь от России, как от главного «ядра» этих процессов. В 2006 году на саммите ГУАМ, в Киеве, главы 4 стран-членов подписали декларацию о создании «Органи­зации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ». В то же время был подписан протокол о создании зоны сво­бодной торговли между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдовой.
  2. Центрально-азиатское экономическое сообщество было создано в 1994 году Казахстаном, Киргизией и Узбе­кистаном. Позже в 1998 году к сообществу присоединился и Таджикистан. Основной целью сообщества, с первых дней существования, стало создание единого экономического про­странства между странами-членами.
  3. Евразийское экономическое сообщество. Целью соз­дания экономического сообщества между Россией, Бело­руссией, Казахстаном и Таджикистаном являлось ускорение процесса региональной интеграции между этими странами, основанное на договоре Таможенного союза и едином эконо­мическом пространстве.

В 2001 году упомянутыми странами был подписан до­говор об учреждении Евразийского экономического сообще­ства (ЕврАзЭС), которое обхватило также Центрально-азиат­ское экономическое сообщество (Узбекистан присоединился к ЕврАзЭС в 2006 году).

Основание ЕврАзЭС стало первым масштабным шагом региональной интеграции в рамках СНГ. Кроме основных стран-участниц, с сообществом содействовали еще Армения, Молдова и Украина в качестве наблюдателей.

В течение 14 лет существования в сообществе произош­ли положительные сдвиги экономического взаимодействия. Были подписаны ряд нормативно-правовых актов, касаю­щихся топливно-энергетического взаимодействия, регули­рования поставок зерна на рынки сообщества, установления безвизового режима между государствами-членами и т.д.

В 2008 году Узбекистан заявил о своем намерении при­остановить членство в ЕврАзЭС, будучи неуверенным в эф­фективности и результативности деятельности этого объеди­нения.

В 2006 году в рамках ЕврАзЭС началась подготовитель­ная работа по созданию Таможенного союза, которая в даль­нейшем должна была превратиться в Общий рынок (в единое экономическое пространство). На межгосударственном сове­те ЕврАзЭС было принято решение о создании Таможенного союза в составе трех, готовых к этому, стран - Белоруссии, Ка­захстана и России. В 2007 году на саммите ЕврАзЭС был при­нят план по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В том же году была создана Комиссия Таможен­ного союза - постоянно действующий регулирующий надна­циональный орган, к которому перешли часть полномочий государственных органов стран-членов.

Следующим этапом становления Таможенного союза стало применение во внешней торговле с третьими странами Единого таможенного тарифа на основе Единой товарной но­менклатуры ВЭД и в основном согласованных мер нетариф­ного регулирования. Были упорядочены также тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран.

С 2010 года для всех трех стран начал действовать Та­моженный кодекс Таможенного союза. Уже через год был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств от­ныне осуществлялись таможенными службами России, Бела­руси и Казахстана в пунктах пропуска на внешних границах Таможенного союза.

Последним этапом становления Таможенного союза стало функционирование Единого экономического про­странства с начала 2012 года, которое превратило Таможен­ный союз в Общий рынок.

Единое экономическое пространство предусматривало не только свободное движение товаров и согласованную тор­говую политику в отношении третьих стран, но и свободное движение услуг, факторов производства, единые правила и принципы конкуренции, регулирования естественных моно­полий.

С 2012 года в Таможенном союзе, как постоянно дей­ствующий регулирующий орган, на основе Комиссии Та­моженного союза, начала функционировать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - наднациональный орган управления, основной задачей которого являлось обеспече­ние условий функционирования и развития Таможенного со­юза и Единого экономического пространства, а также выра­ботка предложений по дальнейшему развитию интеграции. В том же году заработал Суд ЕврАзЭС, который занимался разрешением конфликтных ситуаций и вопросов, связанных с дискриминацией, нарушением правил конкуренции и рав­ных условий ведения бизнеса между государствами и участ­никами экономической деятельности Таможенного союза.

Следует отметить, что именно на базе Суда ЕврАзЭС формируется Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС), иными словами Суд ЕАЭС является правопреемни­ком Суда ЕврАзЭС.

Как правильно заметил профессор Малько А.В., право­вая политика способствует повышению эффективности пра­вового регулирования в сфере интеграционного правосудия в целях формирования судебной системы нового межгосудар­ственного объединения и наиболее оптимальному развитию евразийских интеграционных процессов в целом. Судебная система ЕАЭС призвана играть существенную роль, обеспечивающую единообразное применение права и углубление интеграции.

Попытки формирования Единого экономического про­странства (ЕЭП) Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной осуществлялись еще с 2003 года.[3] Формирование ЕЭП должно было обеспечить в перспективе: свободу движения товаров, ка­питала, услуг и рабочей силы, что позволило бы многократно увеличить объем торгово-экономических отношений и создать условия для более эффективного использования инвестиций в экономику стран-участниц.

Продолжилась работа по обеспечению присоединения Киргизской Республики к Евразийскому интеграционному проекту, начало которой положено в 2011 году решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС.

В сентябре Президент Республики Армения заявил о намерении своей страны вступить в ТС и ЕЭП и интегриро­ваться дальше. По поручению президентов была развернута работа по присоединению. 24 декабря 2013 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств была утверждена «дорожная карта» по присоеди­нению Республики Армении к ТС и ЕЭП.

Евразийской экономической комиссией и уполномочен­ными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, проведена интенсивная работа по подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе, в рамках которого обеспечена кодификация договоров, состав­ляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, ЕврАзЭС (в части, не противоречащей договоренностям ТС и ЕЭП), а также усиле­на экономическая составляющая будущего Договора за счет расширения договоренностей.

Состоялось 5 раундов переговоров по доработке проекта Договора, в которых приняли участие более 700 экспертов от государств-членов ТС и ЕЭП и ЕЭК.

29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Бе­ларусь, Республики Казахстан и РФ был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, что определило даль­нейшее развитие Евразийской экономической интеграции. В октябре 2014 года в Минске подписан Договор о присоедине­нии Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу. В декабре 2014 года в Москве подписан Договор о при­соединении Киргизской Республики к Евразийскому эконо­мическому союзу, в котором определено, что особенности и переходные положения по присоединению Киргизской Республики к Евразийскому экономическому союзу будут определены в отдельных протоколах.

От интеграции сейчас зависят судьбы целых стран и на­родов, поэтому ответственность за ошибки или просчеты при ее проведении огромная. Для многих региональных объеди­нений и союзов конечные цели интеграции, как правило, яв­ляются общими, но в каждом конкретном случае они имеют различную мотивацию и основываются на разных подходах.

Однако, несмотря на различные подходы, в целях фор­мирования единых рынков услуг приняты решения об ут­верждении перечня секторов услуг, в которых функциони­рует единый рынок услуг и создании рабочих групп по тем секторам услуг, в которых функционирование единого рынка возможно через переходный период.

Утверждена Концепция формирования общего элек­троэнергетического рынка Союза. В целях формирования общего транспортного пространства Союза принята Про­грамма поэтапной либерализации выполнения перевоз­чиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена Союзу, на период с 2016 по 2025 годы.

Совет Евразийской экономической комиссии утвердил рабочий план разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о ЕАЭС, предусматривающий дополнительно разработку и принятие 125 документов до 2025 года.

В РФ на заседании подкомиссии по интеграции Прави­тельственной комиссии по экономическому развитию и ин­теграции 11 декабря 2014 года утвержден План подготовки органами государственной власти РФ и организациями доку­ментов (включая действия РФ по выполнению обязательств РФ), подлежащих разработке в соответствии с Договором о ЕАЭС.

Евразийский экономический союз (Союз, ЕАЭС) начал функционировать с 1 января 2015 года, с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

ЕАЭС - это следующая после ТС и ЕЭП стадия интегра­ции, на которой устраняются барьеры для свободного дви­жения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, реализуется согласованная или единая политика в ведущих отраслях эко­номики, а также предусмотрена система наднационального регулирования Союза. Данное интеграционное объединение представляет собой территорию более 20 млн. кв. км (или 14 % суши) с населением более 182 млн. человек.

Международно-правовой статус Союза - международ­ная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. ЕАЭС от­крыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы.

8 мая 2015 года подписано два протокола, предусматри­вающих детальные положения о присоединении Киргизской Республики к Договору о ЕАЭС: Протокол о внесении изме­нений в Договор о ЕАЭС и Протокол, об условиях и переход­ных положениях по применению Киргизской Республикой Договора о ЕАЭС.

В настоящее время полноправными членами ЕАЭС являются Российская Федерация, Республика Армения, Ре­спублика Беларусь, Республика Казахстан и Киргизская Ре­спублика (Армения стала членом ЕАЭС со 2 января 2015г., Киргизия - с 12 августа 2015г.).

В 2015 году утверждены такие значимые документы: как Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года; Основные ориентиры макроэкономической поли­тики государств-членов Евразийского экономического союза; Основные направления международной деятельности; Ос­новные направления промышленного сотрудничества в рам­ках Евразийского экономического союза, Концепция формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС; Порядок принятия в ЕАЭС новых членов и прекращения членства в Союзе и др.

29 мая 2015 года государства-члены ЕАЭС и Вьетнам подписали Соглашение о создание зоны свободной торговли (предполагается обнуление пошлин на 90% товаров, что по­зволит увеличить товарооборот с Вьетнамом к 2020 году в два раза), положившее начало интеграции со странами Азиат­ско-Тихоокеанского региона (АТР) и явившееся первым меж­дународным документом, подписанным от имени Союза.

21 декабря 2015 года принято решение о председатель­стве в органах ЕАЭС в 2016 году Республики Казахстан и утвержден персональный состав и распределение обязанно­стей между членами Коллегии Евразийской экономической комиссии с учетом членства в ЕАЭС 5-ти государств.

В числе ключевых документов 2016 года можно выделить следующие основополагающие документы:

  • Подписано Соглашение о Методологии формирова­ния индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и не­фтепродуктов в рамках ЕАЭС;
  • Утверждены: 1) Концепция создания Евразийского ин­жинирингового центра по станкостроению, 2) Положение о формировании и функционировании евразийских техноло­гических платформ (ЕТП), 3) Концепция формирования об­щего рынка газа ЕАЭС, 4) Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, 5) Основные ори­ентиры макроэкономической политики государств-членов ЕАЭС на 2016-2017 годы;
  • Принято решение о начале переговоров с Республикой Сербией об унификации ЕАЭС и его государствами-членами торгового режима с Республикой Сербией.

В целом проект Евразийской экономической интегра­ции видится как инструмент эффективного использования внутренних резервов государств-членов, совместного преодо­ления экономических вызовов, источник развития и модер­низации национальных экономик, а также как плацдарм для дальнейшего взаимовыгодного интеграционного строитель­ства.

Реализация данного проекта должна способствовать дальнейшему раскрытию потенциала успешной работы для бизнеса и инвесторов, а также повышению благосостояния граждан государств-членов ЕАЭС.

Таким образом, по развитию интеграции в рамках ЕАЭС можно сделать ряд выводов: для развития евразий­ской экономической интеграции имеются экономические предпосылки и политическая воля. Оно уже прошло ряд стадий - от зоны свободной торговли, до Таможенного союза и элементов единого экономического пространства; количе­ственный эффект экономической интеграции в рамках ЕАЭС - положителен, однако на него оказывает влияние мировой экономический кризис; благоприятной предпосылкой для развития экономического сотрудничества России с ее стра- нами-партнерами по евразийской интеграции является то, что ее внешняя торговля с ними в большей степени, чем с развитыми странами, способствует развитию российского машиностроения. Аналогичное преимущество получают и страны-партнеры России по ЕврАзЭС. Это хорошо видно на примере Свердловской области. Она экспортирует про­дукцию машиностроения в Казахстан и имеет с ним коо­перационные связи в сфере производства. Ее предприятия инвестируют в развитие экономики казахстанских регионов. Во многом этому способствует заключение соглашений о со­трудничестве с регионами стран-партнеров России по евра­зийскому пространству, которые предусматривают, наряду с укреплением торговых отношений, развитие промышлен­ной кооперации.

При этом международная практика показывает, что ключевой целью подлинной интеграции является создание единого пространства, которое должно быть скреплено проч­ными не только экономическими, но и социально-культур­ными связями и прикрыто надежным щитом безопасности.

РАГИМОВ Тельман Сабирович
кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии Следственного комитета Российской Федерации

РАГИМОВ Руслан Тельманович
главный специалист отдела по работе с проблемными активами «Мерседес Бенц Банк Рус» эволюционный процесс экономической интеграции на евразийском пространстве: путь к созданию еаэс


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - печатное издание "Евразийский юридический журнал".
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 46472 от 02.09.2011 г.,  выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Инсур Забирович

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК РФ.

Яндекс.Метрика

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".
Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (для сетевого издания): EURASIALAW.RU
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 67559 от 31.10.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Д.И.
Тел.: +7 917 40-10-889
e-mail: info@eurasialaw.ru

© 2007 - 2020 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.