В условиях современности сфера труда дистанционных работников характеризуется большим количеством вопросов и вытекающих отсюда проблем.
Ряд из них касаются организационных аспектов, однако наиболее проблемной областью является правовое регулирование. По данной причине актуализируется исследование юридических особенностей организации дистанционного труда.
Процесс стремительного развития современных информационных и телекоммуникационных технологий привел к глобальным трансформациям на рынке труда. Появилась возможность иначе организовывать трудовую деятельность, достигать значительной экономии на аренде офисных помещений, организации рабочих мест и затратах. Дистанционный формат работы предоставил возможность работодателям нанимать лучших специалистов, которым не нужно организовывать переезд, менять привычный уклад жизни. В свою очередь, работникам представилась возможность трудиться удаленно по индивидуальному графику, проводить больше времени с семьей.
Применительно к форме организации труда на базе дистанционного сотрудничества и целевого характера действий между работодателем и работником нам видится целесообразным предусмотреть выделение ряда ключевых сторон: юридической, экономической и технической. По справедливому замечанию Е. В. Оганезовой, экономическая и техническая стороны дистанционного труда в должной степени не раскрывают специфику его организации со стороны правовых отношений, которые изначально формируются между работодателем и работником. Поэтому весьма важно исследование юридической стороны [3, 238]. Юридическая сторона дистанционного труда зафиксирована и определена статьей 312.6 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой как у работника, так и у работодателя возникает совокупность ответных прав и обязанностей [1].
В организационном контексте с учётом юридических аспектов дистанционный труд характеризуется двумя базовыми отличительными признаками. Сущность первого признака заключается в том, что выполнение работы реализуется в удалённом формате от работодателя, каких-либо структурных подразделений, вне филиала либо представительства; кроме того, исключается выполнение трудовых обязательств на специализированных рабочих местах, на территории или объекте, которые так или иначе связаны с работодателем. Сущность второго признака заключается в том, что выполнение трудовых обязательств осуществляется посредством использования информационно-коммуникационных технологий. При этом следует отметить, что российским законодателем не была предусмотрена частичная трудовая занятость на дистанционной основе в отличие от многих государств как Старого, так и Нового Света.
В нашей стране дистанционный труд по-прежнему принадлежит к числу относительно новых явлений. В Трудовом кодексе Российской Федерации нормы, регламентирующие труд дистанционных работников, появились только в апреле 2013 года. Достаточно давно законодатели начали заявлять о потребности в урегулировании подобной формы труда, так как она в условиях современности приобретает все большую популярность.
Специфика дистанционного труда получила своё отражение в статье 312.1 ТК РФ [1]. Ранее до внесения поправок в ТК РФ в качестве одной из форм надомного труда выделялась дистанционная занятость, однако мир меняется и законодатель, отвечая потребностям времени, вывел дистанционный труд в отдельную категорию занятости. Правомерность исполнения и использования договоров гражданско-правового характера имеет важное значение для обособления дистанционной занятости и схожих правовых отношений.
При введении новой главы в ТК РФ (49.1) актуализировалось множество вопросов организационного характера:
- какой именно режим труда требуется установить в отношении дистанционных работников;
- каким образом следует осуществлять контроль за процессом работы дистанционных работников;
- каким образом и за что именно применять меры дисциплинарных взысканий к дистанционным работникам.
На представленные выше проблемные вопросы трудовое законодательство России и прочие нормативные правовые акты не дают отчётливых ответов. В связи с этим, можно утверждать, что в трудовом законодательстве нашей страны трудовые отношения с дистанционными работниками остаются не до конца урегулированными нормами права. Вероятно, в ближайшей перспективе законодатель урегулирует сложившуюся ситуацию посредством принятия норм, являющихся, в том числе, и ответами на вопросы, которые напрямую связаны с трудом дистанционных работников.
Составная сторона дистанционного труда характеризуется тем, что работник обязуется: качественно и своевременно выполнять порученную ему работу и выгружать её результаты в серверы компании или иные информационные базы работодателя; выполнять собственные трудовые функции согласно трудовому договору и должностной инструкции, закрепляющей полномочия, функции, задачи и должность работника; вовремя предоставлять работодателю все запрошенные им документы или личные справки в порядке, предусмотренным ими; быть на связи в рабочее время, заранее оговоренное между сторонами. В свою очередь, работодатель при дистанционном сотрудничестве возлагает на себя такие обязательства, как: оборудование рабочего места техникой и программным обеспечением; предоставление доступа к информации, необходимой в рабочем процессе работнику; совершенствование средств связи и коммуникации в отношении работника; своевременная выплата заработной платы работнику за отработанное время и выполненные задачи согласно внутренним положениям организации, табелю рабочего времени и других форм отчетности; защиты информации согласно внутренним нормам и правилам организации; предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска или отпуска по временной нетрудоспособности согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации.
Существует важный нюанс для понимания, что выполнение работы происходит также и через сети связи общего пользования, характеристика которых отражается в Федеральном законе от 07.07.2003 года № 126 «О связи» [2]. Как отмечают М. Н. Погорилая, И. В. Кручек, связи общего пользования являются определяемыми территориально либо не определяемыми сетями электросвязи, которые обслуживаются на конкретных территориях, обладают ресурсной нумерацией. Также речь идёт о связях, которые представляется возможным определить лишь за счёт технологии реализации оказания услуги связи [4, с. 178]. Так, сеть связи общего пользования по их сущностному содержанию целесообразно определить как цельную систему взаимодействующих друг с другом сетей электросвязи. На этой основе процесс взаимодействия между работником и непосредственным работодателем может реализовываться с помощью аудио- либо видео-звонков, посредством применения различных мессенджеров. Благодаря сетям связи возможно обмениваться файлами почти всех форматов.
Помимо внесения корректив в ряд статей главы 49.1 Трудового кодекса РФ, которые уточняют вариативность способов взаимодействия работодателя и дистанционного работника на этапе заключения и (либо) изменения трудового договора в процессе выполнения последним своих трудовых функций, данная глава дополнена статьями, закрепляющими перечень дополнительных гарантий касательно оплаты труда дистанционных работников [1], включая отдельные выплаты в виде компенсаций, обеспечение его за счет средств работодателя оборудованием, программно-техническими и прочими требуемыми для выполнения работы средствами. Е. В. Оганезова отмечает, что при дистанционной работе проявляются ключевые характеристики трудового правоотношения. Речь идёт о:
- длящемся, сложном, возмездном, фидуциарном характере;
- основном объекте, в качестве которого по-прежнему выступает собственно процесс труда, а не результат;
- работнике, который интегрируется в трудовой коллектив на базе специальных ГГ-технологий [3, с. 239].
Представляется, что в контексте главы 49.1 ТК РФ понятие «рабочее место» в ряде случаев используется в научной юридической литературе не в традиционном юридическом смысле, а, скорее, в физическом смысле: речь идёт о «рабочей зоне» дистанционного работника, пространстве для трудовой деятельности в связи с тем, что рабочее место может перемещаться из домашних помещений работника в библиотеку, учебное заведение, парковую зону и т.д. В связи с отмеченным, целесообразно заметить, что дистанционная форма занятости предоставляет достаточно скромные возможности для обеспечения непосредственного контроля за рабочим местом работника.
Также следует отметить, что в ряде компаний положения о дистанционной форме труда представляются локальными документами, которые сформированы самой организацией для констатации конкретных вопросов касательно порядка работы и отдыха работников. С целью модернизации и уточнения условий подобной работы в данных положениях фиксируются: электронные подписи и перечень сотрудников, наделяемых полномочиями в их использовании; разновидности документов, которые можно подписывать электронным способом и в дистанционном формате; порядок взаимодействия между работником и работодателем в условиях неличных контактов - в этом случае речь идёт о специальных внутренних серверах либо социальных площадках; сроки работы и сотрудничества в таком формате; наложение обязанностей на работодателя касательно компенсации трат, которые сопряжены с организацией рабочего места и пользованием платными услугами работника; порядок обеспечения работника техникой, а также оборудованием.
Подводя итоги, необходимо отметить следующее. Невзирая на существенные трансформации в трудовом законодательстве, ориентированные, прежде всего, на сведение к минимуму рисков сверх эксплуатации дистанционных работников, использование дистанционного труда, как нам видится, смещает акценты с регламентации процесса труда, который является основным элементом в характеристике трудовых отношений, на результат труда, на соблюдение сроков выполнения заданий работодателей. И отечественные, и зарубежные учёные приходят к осознанию того, что нетипичные форматы занятости формируют почву для инициирования неустойчивой занятости, которая предполагает краткосрочный характер трудовых отношений, а, следовательно, и снижение уровня страховых социальнообеспечительных предоставлений.
Как нам представляется, значимость последующих исследований юридических особенностей организации дистанционного труда обусловлена не только вынужденной потребностью в переводе многих работников на дистанционный формат работы в условиях борьбы с распространением пандемии COVID-19, но и новшествами в законодательном урегулировании дистанционного труда, а также инновационными возможностями, которые предоставляются в рамках стремительного развития цифровых технологий во всех сферах общественной жизни.
КИТАЕВА Алина Владимировна
кандидат юридических наук, доцент кафедры профессиональных дисциплин Самарского юридического института ФСИН России