Рецензии

Евразийский юридический журнал

Авторами на основе критического анализа дана оценка диссертационному исследованию М. В. Мукабенова

Субъекты административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

Рецензия на диссертационное исследование Мингияна Валериевича Мукабенова «Субъекты административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения»

№ 3 (94) 2016г.

Авторами на основе критического анализа дана оценка диссертационному исследованию М. В. Мукабенова «Субъекты административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения».

В публикации изложены основные результаты работы соискателя, отмечены положительные стороны, а также спорные вопросы и положения, требующие дополнительной аргументации. Рецензенты отмечают, что обеспечение безопасности в дорожном движении является одной из значимых социально-экономических и демографических задач государства, а также многогранной научной проблемой, требующей комплексного подхода. Авторы положительно оценивают исследование соискателем состава административного правонарушения в области дорожного движения, изучение вопросов примирения сторон в рассматриваемой сфере, определение альтернативных процедур производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также проблем установления специальных признаков субъекта правонарушения - водителя.

    REVIEW OF MINGIYAN V. MUKABENOV’S THESIS RESEARCH «THE SUBJECT OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS IN THE FIELD OF TRAFFIC»

The authors based on a critical analysis give an estimate of M. V. Mukabenov’s thesis research «The subjects of the administrative responsibility for violations in the field of traffic».

The publication describes the main results of the work of the applicant, notes the positive aspects, as well as controversial issues and provisions that require additional arguments. Reviewers note that safety in road traffic is one of the most important socio-economic and demographic problems of the state, as well as a multifaceted scientific problem that requires a comprehensive approach. The authors evaluated positively the applicant’s study of an administrative offense in the field of traffic, the issues of reconciliation of the parties in this sphere, the definition of alternative proceedings in cases of administrative violations in the field of traffic and the problems of establishing the special features of the subject of the offense - the driver.

В современном, динамично развивающемся обществе, автомобиль стал частью повседневной жизни, однако вместе с ростом числа автомобилей растет и число дорожно-транс­портных происшествий. Динамика роста числа дорожно­транспортных происшествий, причинение в результате их совершения вреда жизни и здоровью граждан, а также имуще­ственного ущерба ставит проблему обеспечения безопасности в сфере дорожного движения в разряд важнейших задач го­сударства. Сегодня обеспечение безопасности участников до­рожного движения является многогранной проблемой, требу­ющей комплексного подхода современной науки. В этой связи актуальность диссертационного исследования Мингияна Вале­риевича Мукабенова не вызывает сомнений, поскольку продик­тована интересами исследования проблем обеспечения без­опасности в сфере дорожного движения как академической науки, так и потребностями практики.

    Как справедливо отмечает автор, проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в современный период становятся частью комплекса социально-экономических и демо­графических задач государства. Решение этих задач в первую очередь заключается в сокращении числа погибших при до­рожно-транспортных происшествиях (каждый год гибнет око­ло 30 тыс. граждан), а также в снижении потенциальных угроз и рисков в дорожном движении, создании более безопасной среды, обеспечении соблюдения правил всеми участниками дорожного движения. Нельзя не согласиться с диссертантом, что становится необходимым совершенствование деятельно­сти подразделений Госавтоинспекции МВД России, в том чис­ле по исследованию субъектного состава лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения. Необходимо научное обоснование мер, способных обеспечить сокращение числа административных деликтов в области дорожного движения, а также мер, направ­ленных на их предупреждение и пресечение.

Целью диссертационного исследования Мингияна Валери­евича является разработка научно обоснованных предложений по оптимизации административной ответственности субъ­ектов, совершивших правонарушения в области дорожного движения. Достижение цели исследования было обеспечено решением ряда частных задач. В результате их решения авто­ром проведен комплексный анализ теоретико-правовых основ административной ответственности за правонарушения в об­ласти дорожного движения, исследован порядок осуществле­ния производства по делам об административных правонару­шениях в этой области.

Положения, выносимые на публичную защиту, выводы и рекомендации, сформулированные Мингияном Валериеви­чем, основаны на репрезентативном эмпирическом матери­але. Диссертантом было изучено 897 материалов судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотренных су­дами в нескольких регионах России (Республика Калмыкия, г. Санкт-Петербург, г. Москва и Московская область, Воро­нежская область, Ставропольский край). А также на анализе статистических данных ГИБДД МВД России, Судебного депар­тамента при Верховном Суде Российской Федерации, в част­ности, о количестве и видах совершаемых административных правонарушений, о видах наиболее часто назначаемых наказа­ний, о применении обеспечительных мер и др. Приведенные статистические данные наглядно иллюстрируют актуальность и обоснованность научных положений, выводов и рекоменда­ций, сформулированных диссертантом.

Анализируя содержание работы, необходимо отметить, что успешному решению поставленных в ней научно-исследо­вательских задач во многом способствовала логично выстро­енная структура диссертации. Структура рецензируемого ис­следования состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка, который насчиты­вает 230 источников. Работа также дополнена двумя приложе­ниями, содержащими результаты анкетирования сотрудни­ков ГИБДД МВД России и перечень категорий и подкатегорий транспортных средств, на управление которыми предоставля­ется специальное право по достижении определенного воз­раста.

В рецензируемой диссертационной работе четко опреде­лены объект и предмет исследования, поставлены конкретные задачи и использован адекватный им теоретико-методологи­ческий базис. Исследование проведено системно, что стало возможным в результате широкого применения диалектиче­ского метода познания, позволяющего изучить объект и пред­мет исследования в статике и динамике. В ходе исследования использовались также исторический, сравнительно-правовой, статистический, социологический методы, частные социоло­гические методики, психологические методы, позволяющие проанализировать мотивацию правонарушителей. Использо­ванный методологический инструментарий позволил опреде­лить задачи исследования и предложить пути их решения.

Научная и практическая значимость диссертации не вы­зывает сомнений. Научная новизна диссертационного иссле­дования определяется комплексным подходом к изучению института административной ответственности субъектов за правонарушения в области дорожного движения, авторскими предложениями по совершенствованию действующего зако­нодательства, связанными с уточнением объема администра­тивно наказуемых деяний, а также наказаниями, назначаемы­ми за их совершение. Элементами научной новизны обладают сформулированные автором определения административно­го правонарушения в области дорожного движения, админи­стративного наказания за его совершение, предложенная клас­сификация объектов административных правонарушений в области дорожного движения.

Изучение рецензируемой диссертационной работы убеждает, что выводы и предложения, сформулированные М. В. Мукабеновым, вносят определенный вклад в развитие адми­нистративного права.

В качестве положительных моментов работы следует от­метить, что диссертант вполне успешно осуществляет анализ различных правовых категорий «ответственность», «право­нарушение», «состав правонарушения», «административное производство» и др. При этом соискатель не ограничивается лишь исследованием юридического содержания понятий. В работе проводится анализ общеюридического и администра­тивно-правового аспектов настоящих понятий, их значения в обеспечении безопасности дорожного движения, что позво­ляет автору сформировать собственное представление об их содержании, сформулировать в ряде случаев их определение.

Также интересным является изучение автором вопросов понятия и содержания административной ответственности, которое основано на существующих в отечественной правовой науке точках зрения о юридической ответственности. Кроме того, диссертантом достаточно исследованы вопросы админи­стративного правонарушения, что позволило ему выделить в работе признаки административного правонарушения в об­ласти дорожного движения, а также сформулировать понятия административного правонарушения в области дорожного движения и производства по делам об административных право­нарушениях.

Положительным аспектом работы является исследование состава административного правонарушения в области до­рожного движения. В первую очередь это касается вопросов определения объектов правонарушений в области дорожного движения, объективной стороны, субъективной стороны.

Следует поддержать диссертанта в следующих выводах и достигнутых результатах:

  • исследование проблемы определения субъекта адми­нистративного правонарушения в области дорожного движе­ния по возрастному критерию;
  • изучение вопросов примирения сторон;
  • определение альтернативных процедур производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения;

Заслуживает внимания обращение соискателя к пробле­ме специальных признаков субъекта правонарушения - во­дителя. Проблема заключается, по мнению автора, в недоста­точном отражении в главе 12 КоАП РФ признаков субъекта административного правонарушения. В связи с этим автор выделяет следующие его признаки: 1) стаж управления транс­портным средством; 2) профессиональная основа управления транспортным средством; 3) специальные полномочия: функ­ции представителя власти. Использование настоящих при­знаков имеет определенный профилактический потенциал и тесно связано с возможной повышенной общественной опас­ностью правонарушения. В первом случае небольшой стаж управления транспортным средством может способствовать легкомысленному расчету на ненаступление или предотвра­щение дорожно-транспортного происшествия.

Кроме того, интересными представляются выводы авто­ра о наличии таких направлений повышения эффективности мер административной ответственности, как: дифференциа­ция размеров административных штрафов; дифференциация (с возможностью существенного сокращения) сроков лишения права управления транспортным средством; создание допол­нительных процессуальных гарантий лицам, привлекаемым к административной ответственности, и потерпевшим; необхо­димость установления административно-правовой категории «злоупотребление правами со стороны лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении», а также специального перечня обстоя­тельств, отягчающих административное наказание за совер­шение правонарушений в области дорожного движения.

Положительная особенность представленной диссерта­ции заключается также в проведении критического анализа отдельных положений КоАП РФ. В связи с этим автором пред­ложены меры по его совершенствованию. К примеру, автор вполне оправданно указывает на несовершенство статей 12.19, 12.33, 12.34 КоАП РФ и др., в связи с чем предлагает конкрет­ные предложения по их изменению.

Однако, несмотря на положительную оценку представ­ленного диссертационного исследования в целом, имеется ряд замечаний, спорных и дискуссионных положений. К за­мечаниям, предложениям и рекомендациям, требующим, по нашему мнению, дополнительной аргументации, следует от­нести суждение автора, о недостаточном исследовании поло­жений главы 12 КоАП РФ, которые существенно изменились в период с 2008 по 2014 гг. Во-первых, проблематика админи­стративной ответственности в области обеспечения безопас­ности дорожного движения всегда занимала важное место в административном праве. Во-вторых, за отмеченный период был проведен ряд научных исследований монографического и диссертационного характера, посвященных вопросам обе­спечения безопасности дорожного движения, производству по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения, деятельности ГИБДД МВД России и другим вопросам настоящей сферы. К ним сле­дует отнести работы А. В. Амеличкина, М. В. Барышникова, В. В. Головко, Д. Г. Домрачева, Ю. Н. Калюжного, А. В. Лытки­на, И. Г. Михайловского, С. С. Москаленко, Е. В. Павловой, О. Н. Пахомовой и других ученых-административистов.

В диссертационном исследовании наряду с понятием «субъект административной ответственности» автор в качестве синонима в работе использует понятие «административная ответственность субъектов». Однако отождествление насто­ящих понятий неверно, так как они носят разнопорядковый характер и существенно отличаются по своему объему.

Аналогичная ситуация складывается и при использова­нии автором категории «институт административной ответ­ственности за совершение правонарушений в области дорож­ного движения», существование которой в административном праве остается дискуссионным. При этом автор использует настоящее понятие и его значение в качестве устоявшегося, не обращаясь к его проблематике и обоснованию.

При формулировании определения понятия «субъект административной ответственности за правонарушения в об­ласти дорожного движения», к числу которых автор относит, в том числе, индивидуальных предпринимателей, требуется дополнительное обоснование. Концепция КоАП РФ не пред­полагает выделение индивидуальных предпринимателей в качестве особых субъектов и, соответственно, не предполагает особенности привлечения их к административной ответствен­ности. Это касается и предложения о дифференцированном подходе при привлечении к административной ответственно­сти юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Спорным является предложение соискателя об упразд­нении письменного предупреждения и замене его на устное замечание. Во-первых, не представляется механизм реализа­ции данной меры с точки зрения административно-правового регулирования, включая вопросы статуса, формы, фиксации (оформления) и учета. Очевидно, что в этом случае речь идет о выходе настоящей меры за пределы административного правового регулирования и переходе ее в статус обществен­ного воздействия. Кроме того, настоящее предложение ставит вопрос об изменении в целом системы административных наказаний. Во-вторых, для принятия решения об изменении меры наказания диссертанту следует обратить внимание на то, что предупреждение, как мера административной ответствен­ности, является малоэффективной, и скорее не по причине ее несовершенства, а в связи с ее недостаточным (редким) при­менением. И именно этому вопросу соискателю следовало бы уделить внимание в исследовании. Предложение о примене­нии устного замечания в качестве меры административного наказания в данном случае не представляется перспективным.

   Требует дополнительной аргументации предложение о применении ограничительных мер к гражданам, не до­стигшим возраста 18 лет, совершившим административные правонарушения в области дорожного движения. В качестве мер автором предложено ограничение досуга и посещения определенных мест, более строгие условия приобретения права управления транспортным средством, установление за­претов управления механическим транспортным средством, прослушивание теоретического курса по правилам дорожно­го движения. Кроме того, в работе предлагается установить для таких лиц более строгий порядок допуска к управлению транспортным средством, заключающийся в увеличении возрастного критерия на количество лет и месяцев, состав­ляющих разницу между 18 годами и возрастом совершения правонарушения в области дорожного движения, повышения уровня сложности теоретической части квалификационного экзамена, выдачи «ученических прав». Положительно оцени­вая стремление соискателя в поиске превентивных мер адми­нистративных правонарушений в области дорожного движе­ния, следует отметить сложность механизма их реализации, а также наличие прямой зависимости ряда предлагаемых мер с причинами совершения административных правонарушений, соответствия соразмерности применительно к правам и свобо­дам несовершеннолетних. Очевидно, что более верным реше­нием настоящих проблем может быть увеличение возрастного ценза обучения вождению.

Дискуссионным является и предложение автора о при­менении к иностранным гражданам административного вы­дворения за пределы Российской Федерации за совершение административных правонарушений в области дорожного движения, как дополнительной меры административного наказания. Во-первых, административное выдворение ино­странных граждан за пределы Российской Федерации пред­усмотрено в КоАП РФ в качестве меры наказания только за совершение административных правонарушений, где объ­ективная сторона обусловлена их незаконным нахождением на территории Российской Федерации или отличается по­вышенной степенью опасности. Например, это нарушение миграционных правил или совершение административных правонарушений в области оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 6.8, 6.13 КоАП РФ и др.). Следуя же логике диссертанта, административное выдворение за преде­лы Российской Федерации необходимо применять к ино­странным гражданам за совершение административных пра­вонарушений не только в области дорожного движения, но и всех иных административных правонарушений, т. к. все они обладают определенной степенью «общественной вредности». Во-вторых, обоснование диссертанта, что часть иностранных граждан - водителей являются нелегальными мигрантами, уже предполагает возможность применения административ­ного выдворения за пределы Российской Федерации по соот­ветствующим статьям КоАП РФ (ст. 18.8, 18.11 КоАП РФ и др.). В-третьих, следует отметить, что административные правона­рушения, совершенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, в большинстве относятся к двойной превен­ции. В области дорожного движения это является наиболее показательным. Выявление административного правонару­шения, совершенного иностранным гражданином или лицом без гражданства, как правило, ведет к выявлению нарушений осуществления иностранным гражданином трудовой деятель­ности, правил пребывания, привлечения иностранной рабо­чей силы и др., за которые, как уже было отмечено, в качестве санкции предусматривается административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Вызывает сомнения актуальность предложения автора о совершенствовании законодательства по вопросам эвакуации транспортных средств. В частности, предложение об установ­лении запрета эвакуации транспортных средств, в случаях воз­вращения водителя к автомобилю до момента отъезда эваку­атора, а также установление специальных предупреждающих знаков (уже были реализованы в КоАП РФ в июне 2015 г.).

Представляется необходимым обратить внимание, что из­ложенные замечания во многом носят дискуссионный харак­тер и не могут влиять на положительную оценку подготовлен­ного диссертационного исследования. Содержание работы, ее научный уровень и практическая значимость высказанных рекомендаций позволяют заключить, что диссертационное исследование Мингияна Валериевича Мукабенова на тему «Субъекты административной ответственности за правонару­шения в области дорожного движения», вне всяких сомнений, будет способствовать развитию административно-правовой науки и решению проблем обеспечения безопасности участ­ников дорожного движения, имеющих важное значение, для современного российского государства.

Результаты диссертационного исследования опубликова­ны в семи научных работах, в том числе в трех рецензируемых научных изданиях. Перечень публикаций отражает основное содержание научной работы.

В целом рецензируемая диссертация соответствует тре­бованиям, предъявляемым к диссертационным работам, а ее автор заслуживает присуждения искомой степени кандидата юридических наук.



ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, доцента Г. С. Пырченковой

English for law students

Рецензи...

Знаковость права

Язык и право

Знаково...

Рецензия на учебник «Горное право»

Горное право

Рецензи...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, преподавателя Е. В. Комольцевой и кандидата филологических наук, доцента Л. Б. Перепелкиной

Deutsch fűr Juristen

Рецензи...

Рецензия на монографию «Право ВТО»

Право ВТО

Рецензи...

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК.

Контакты

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Яндекс.Метрика

© 2007 - 2018 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.