Рецензия на диссертационное исследование Мингияна Валериевича Мукабенова «Субъекты административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения»
№ 3 (94) 2016г.
Авторами на основе критического анализа дана оценка диссертационному исследованию М. В. Мукабенова «Субъекты административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения».
В публикации изложены основные результаты работы соискателя, отмечены положительные стороны, а также спорные вопросы и положения, требующие дополнительной аргументации. Рецензенты отмечают, что обеспечение безопасности в дорожном движении является одной из значимых социально-экономических и демографических задач государства, а также многогранной научной проблемой, требующей комплексного подхода. Авторы положительно оценивают исследование соискателем состава административного правонарушения в области дорожного движения, изучение вопросов примирения сторон в рассматриваемой сфере, определение альтернативных процедур производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также проблем установления специальных признаков субъекта правонарушения - водителя.
REVIEW OF MINGIYAN V. MUKABENOV’S THESIS RESEARCH «THE SUBJECT OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS IN THE FIELD OF TRAFFIC»
The authors based on a critical analysis give an estimate of M. V. Mukabenov’s thesis research «The subjects of the administrative responsibility for violations in the field of traffic».
The publication describes the main results of the work of the applicant, notes the positive aspects, as well as controversial issues and provisions that require additional arguments. Reviewers note that safety in road traffic is one of the most important socio-economic and demographic problems of the state, as well as a multifaceted scientific problem that requires a comprehensive approach. The authors evaluated positively the applicant’s study of an administrative offense in the field of traffic, the issues of reconciliation of the parties in this sphere, the definition of alternative proceedings in cases of administrative violations in the field of traffic and the problems of establishing the special features of the subject of the offense - the driver.
В современном, динамично развивающемся обществе, автомобиль стал частью повседневной жизни, однако вместе с ростом числа автомобилей растет и число дорожно-транспортных происшествий. Динамика роста числа дорожнотранспортных происшествий, причинение в результате их совершения вреда жизни и здоровью граждан, а также имущественного ущерба ставит проблему обеспечения безопасности в сфере дорожного движения в разряд важнейших задач государства. Сегодня обеспечение безопасности участников дорожного движения является многогранной проблемой, требующей комплексного подхода современной науки. В этой связи актуальность диссертационного исследования Мингияна Валериевича Мукабенова не вызывает сомнений, поскольку продиктована интересами исследования проблем обеспечения безопасности в сфере дорожного движения как академической науки, так и потребностями практики.
Как справедливо отмечает автор, проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в современный период становятся частью комплекса социально-экономических и демографических задач государства. Решение этих задач в первую очередь заключается в сокращении числа погибших при дорожно-транспортных происшествиях (каждый год гибнет около 30 тыс. граждан), а также в снижении потенциальных угроз и рисков в дорожном движении, создании более безопасной среды, обеспечении соблюдения правил всеми участниками дорожного движения. Нельзя не согласиться с диссертантом, что становится необходимым совершенствование деятельности подразделений Госавтоинспекции МВД России, в том числе по исследованию субъектного состава лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения. Необходимо научное обоснование мер, способных обеспечить сокращение числа административных деликтов в области дорожного движения, а также мер, направленных на их предупреждение и пресечение.
Целью диссертационного исследования Мингияна Валериевича является разработка научно обоснованных предложений по оптимизации административной ответственности субъектов, совершивших правонарушения в области дорожного движения. Достижение цели исследования было обеспечено решением ряда частных задач. В результате их решения автором проведен комплексный анализ теоретико-правовых основ административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, исследован порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях в этой области.
Положения, выносимые на публичную защиту, выводы и рекомендации, сформулированные Мингияном Валериевичем, основаны на репрезентативном эмпирическом материале. Диссертантом было изучено 897 материалов судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотренных судами в нескольких регионах России (Республика Калмыкия, г. Санкт-Петербург, г. Москва и Московская область, Воронежская область, Ставропольский край). А также на анализе статистических данных ГИБДД МВД России, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в частности, о количестве и видах совершаемых административных правонарушений, о видах наиболее часто назначаемых наказаний, о применении обеспечительных мер и др. Приведенные статистические данные наглядно иллюстрируют актуальность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных диссертантом.
Анализируя содержание работы, необходимо отметить, что успешному решению поставленных в ней научно-исследовательских задач во многом способствовала логично выстроенная структура диссертации. Структура рецензируемого исследования состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка, который насчитывает 230 источников. Работа также дополнена двумя приложениями, содержащими результаты анкетирования сотрудников ГИБДД МВД России и перечень категорий и подкатегорий транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право по достижении определенного возраста.
В рецензируемой диссертационной работе четко определены объект и предмет исследования, поставлены конкретные задачи и использован адекватный им теоретико-методологический базис. Исследование проведено системно, что стало возможным в результате широкого применения диалектического метода познания, позволяющего изучить объект и предмет исследования в статике и динамике. В ходе исследования использовались также исторический, сравнительно-правовой, статистический, социологический методы, частные социологические методики, психологические методы, позволяющие проанализировать мотивацию правонарушителей. Использованный методологический инструментарий позволил определить задачи исследования и предложить пути их решения.
Научная и практическая значимость диссертации не вызывает сомнений. Научная новизна диссертационного исследования определяется комплексным подходом к изучению института административной ответственности субъектов за правонарушения в области дорожного движения, авторскими предложениями по совершенствованию действующего законодательства, связанными с уточнением объема административно наказуемых деяний, а также наказаниями, назначаемыми за их совершение. Элементами научной новизны обладают сформулированные автором определения административного правонарушения в области дорожного движения, административного наказания за его совершение, предложенная классификация объектов административных правонарушений в области дорожного движения.
Изучение рецензируемой диссертационной работы убеждает, что выводы и предложения, сформулированные М. В. Мукабеновым, вносят определенный вклад в развитие административного права.
В качестве положительных моментов работы следует отметить, что диссертант вполне успешно осуществляет анализ различных правовых категорий «ответственность», «правонарушение», «состав правонарушения», «административное производство» и др. При этом соискатель не ограничивается лишь исследованием юридического содержания понятий. В работе проводится анализ общеюридического и административно-правового аспектов настоящих понятий, их значения в обеспечении безопасности дорожного движения, что позволяет автору сформировать собственное представление об их содержании, сформулировать в ряде случаев их определение.
Также интересным является изучение автором вопросов понятия и содержания административной ответственности, которое основано на существующих в отечественной правовой науке точках зрения о юридической ответственности. Кроме того, диссертантом достаточно исследованы вопросы административного правонарушения, что позволило ему выделить в работе признаки административного правонарушения в области дорожного движения, а также сформулировать понятия административного правонарушения в области дорожного движения и производства по делам об административных правонарушениях.
Положительным аспектом работы является исследование состава административного правонарушения в области дорожного движения. В первую очередь это касается вопросов определения объектов правонарушений в области дорожного движения, объективной стороны, субъективной стороны.
Следует поддержать диссертанта в следующих выводах и достигнутых результатах:
- исследование проблемы определения субъекта административного правонарушения в области дорожного движения по возрастному критерию;
- изучение вопросов примирения сторон;
- определение альтернативных процедур производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения;
Заслуживает внимания обращение соискателя к проблеме специальных признаков субъекта правонарушения - водителя. Проблема заключается, по мнению автора, в недостаточном отражении в главе 12 КоАП РФ признаков субъекта административного правонарушения. В связи с этим автор выделяет следующие его признаки: 1) стаж управления транспортным средством; 2) профессиональная основа управления транспортным средством; 3) специальные полномочия: функции представителя власти. Использование настоящих признаков имеет определенный профилактический потенциал и тесно связано с возможной повышенной общественной опасностью правонарушения. В первом случае небольшой стаж управления транспортным средством может способствовать легкомысленному расчету на ненаступление или предотвращение дорожно-транспортного происшествия.
Кроме того, интересными представляются выводы автора о наличии таких направлений повышения эффективности мер административной ответственности, как: дифференциация размеров административных штрафов; дифференциация (с возможностью существенного сокращения) сроков лишения права управления транспортным средством; создание дополнительных процессуальных гарантий лицам, привлекаемым к административной ответственности, и потерпевшим; необходимость установления административно-правовой категории «злоупотребление правами со стороны лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении», а также специального перечня обстоятельств, отягчающих административное наказание за совершение правонарушений в области дорожного движения.
Положительная особенность представленной диссертации заключается также в проведении критического анализа отдельных положений КоАП РФ. В связи с этим автором предложены меры по его совершенствованию. К примеру, автор вполне оправданно указывает на несовершенство статей 12.19, 12.33, 12.34 КоАП РФ и др., в связи с чем предлагает конкретные предложения по их изменению.
Однако, несмотря на положительную оценку представленного диссертационного исследования в целом, имеется ряд замечаний, спорных и дискуссионных положений. К замечаниям, предложениям и рекомендациям, требующим, по нашему мнению, дополнительной аргументации, следует отнести суждение автора, о недостаточном исследовании положений главы 12 КоАП РФ, которые существенно изменились в период с 2008 по 2014 гг. Во-первых, проблематика административной ответственности в области обеспечения безопасности дорожного движения всегда занимала важное место в административном праве. Во-вторых, за отмеченный период был проведен ряд научных исследований монографического и диссертационного характера, посвященных вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, производству по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения, деятельности ГИБДД МВД России и другим вопросам настоящей сферы. К ним следует отнести работы А. В. Амеличкина, М. В. Барышникова, В. В. Головко, Д. Г. Домрачева, Ю. Н. Калюжного, А. В. Лыткина, И. Г. Михайловского, С. С. Москаленко, Е. В. Павловой, О. Н. Пахомовой и других ученых-административистов.
В диссертационном исследовании наряду с понятием «субъект административной ответственности» автор в качестве синонима в работе использует понятие «административная ответственность субъектов». Однако отождествление настоящих понятий неверно, так как они носят разнопорядковый характер и существенно отличаются по своему объему.
Аналогичная ситуация складывается и при использовании автором категории «институт административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения», существование которой в административном праве остается дискуссионным. При этом автор использует настоящее понятие и его значение в качестве устоявшегося, не обращаясь к его проблематике и обоснованию.
При формулировании определения понятия «субъект административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения», к числу которых автор относит, в том числе, индивидуальных предпринимателей, требуется дополнительное обоснование. Концепция КоАП РФ не предполагает выделение индивидуальных предпринимателей в качестве особых субъектов и, соответственно, не предполагает особенности привлечения их к административной ответственности. Это касается и предложения о дифференцированном подходе при привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Спорным является предложение соискателя об упразднении письменного предупреждения и замене его на устное замечание. Во-первых, не представляется механизм реализации данной меры с точки зрения административно-правового регулирования, включая вопросы статуса, формы, фиксации (оформления) и учета. Очевидно, что в этом случае речь идет о выходе настоящей меры за пределы административного правового регулирования и переходе ее в статус общественного воздействия. Кроме того, настоящее предложение ставит вопрос об изменении в целом системы административных наказаний. Во-вторых, для принятия решения об изменении меры наказания диссертанту следует обратить внимание на то, что предупреждение, как мера административной ответственности, является малоэффективной, и скорее не по причине ее несовершенства, а в связи с ее недостаточным (редким) применением. И именно этому вопросу соискателю следовало бы уделить внимание в исследовании. Предложение о применении устного замечания в качестве меры административного наказания в данном случае не представляется перспективным.
Требует дополнительной аргументации предложение о применении ограничительных мер к гражданам, не достигшим возраста 18 лет, совершившим административные правонарушения в области дорожного движения. В качестве мер автором предложено ограничение досуга и посещения определенных мест, более строгие условия приобретения права управления транспортным средством, установление запретов управления механическим транспортным средством, прослушивание теоретического курса по правилам дорожного движения. Кроме того, в работе предлагается установить для таких лиц более строгий порядок допуска к управлению транспортным средством, заключающийся в увеличении возрастного критерия на количество лет и месяцев, составляющих разницу между 18 годами и возрастом совершения правонарушения в области дорожного движения, повышения уровня сложности теоретической части квалификационного экзамена, выдачи «ученических прав». Положительно оценивая стремление соискателя в поиске превентивных мер административных правонарушений в области дорожного движения, следует отметить сложность механизма их реализации, а также наличие прямой зависимости ряда предлагаемых мер с причинами совершения административных правонарушений, соответствия соразмерности применительно к правам и свободам несовершеннолетних. Очевидно, что более верным решением настоящих проблем может быть увеличение возрастного ценза обучения вождению.
Дискуссионным является и предложение автора о применении к иностранным гражданам административного выдворения за пределы Российской Федерации за совершение административных правонарушений в области дорожного движения, как дополнительной меры административного наказания. Во-первых, административное выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации предусмотрено в КоАП РФ в качестве меры наказания только за совершение административных правонарушений, где объективная сторона обусловлена их незаконным нахождением на территории Российской Федерации или отличается повышенной степенью опасности. Например, это нарушение миграционных правил или совершение административных правонарушений в области оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 6.8, 6.13 КоАП РФ и др.). Следуя же логике диссертанта, административное выдворение за пределы Российской Федерации необходимо применять к иностранным гражданам за совершение административных правонарушений не только в области дорожного движения, но и всех иных административных правонарушений, т. к. все они обладают определенной степенью «общественной вредности». Во-вторых, обоснование диссертанта, что часть иностранных граждан - водителей являются нелегальными мигрантами, уже предполагает возможность применения административного выдворения за пределы Российской Федерации по соответствующим статьям КоАП РФ (ст. 18.8, 18.11 КоАП РФ и др.). В-третьих, следует отметить, что административные правонарушения, совершенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, в большинстве относятся к двойной превенции. В области дорожного движения это является наиболее показательным. Выявление административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином или лицом без гражданства, как правило, ведет к выявлению нарушений осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности, правил пребывания, привлечения иностранной рабочей силы и др., за которые, как уже было отмечено, в качестве санкции предусматривается административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Вызывает сомнения актуальность предложения автора о совершенствовании законодательства по вопросам эвакуации транспортных средств. В частности, предложение об установлении запрета эвакуации транспортных средств, в случаях возвращения водителя к автомобилю до момента отъезда эвакуатора, а также установление специальных предупреждающих знаков (уже были реализованы в КоАП РФ в июне 2015 г.).
Представляется необходимым обратить внимание, что изложенные замечания во многом носят дискуссионный характер и не могут влиять на положительную оценку подготовленного диссертационного исследования. Содержание работы, ее научный уровень и практическая значимость высказанных рекомендаций позволяют заключить, что диссертационное исследование Мингияна Валериевича Мукабенова на тему «Субъекты административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения», вне всяких сомнений, будет способствовать развитию административно-правовой науки и решению проблем обеспечения безопасности участников дорожного движения, имеющих важное значение, для современного российского государства.
Результаты диссертационного исследования опубликованы в семи научных работах, в том числе в трех рецензируемых научных изданиях. Перечень публикаций отражает основное содержание научной работы.
В целом рецензируемая диссертация соответствует требованиям, предъявляемым к диссертационным работам, а ее автор заслуживает присуждения искомой степени кандидата юридических наук.