В статье представлен обзор монографии «Разрешение финансовых споров в странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония)», подготовленной авторским коллективом Юридического института РУДН под редакцией Е.Е. Фроловой и Е.П. Ермаковой.
№ 1 (128) 2019г.
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «РАЗРЕШЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СПОРОВ В СТРАНАХ АТР (АВСТРАЛИЯ, ГОНКОНГ, ИНДИЯ, ИНДОНЕЗИЯ, КИТАЙ, МАЛАЙЗИЯ, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ, СИНГАПУР, США, ТАИЛАНД, ЯПОНИЯ)», ПОДГОТОВЛЕННОЙ АВТОРСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Е. Е. ФРОЛОВОЙ И Е. П. ЕРМАКОВОЙ
В статье представлен обзор монографии «Разрешение финансовых споров в странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония)», подготовленной авторским коллективом Юридического института РУДН под редакцией Е.Е. Фроловой и Е.П. Ермаковой. Разрешение финансовых споров стало одной из основных тенденций международного коммерческого арбитража в 2018 г., что без сомнения определяет актуальность рецензируемой монографии. В странах, перечисленных в названии монографии, уже длительное время действуют законы и иные нормативные акты (правила, регламенты, инструкции), в той или иной мере регулирующие порядок разрешения споров между потребителями финансовых продуктов (пакетов взаимоувязанных финансовых услуг, финансовых инструментов и технологий, предлагаемых финансовыми институтами на финансовом рынке в качестве товара). Также в рецензируемой монографии дан анализ правового регулирования новых технологий FinTech на примере Австралии, Гонконга, Индии, Японии
Ключевые слова: финансовые споры в странах АТР, потребители финансовых услуг, цифровые технологии, арбитражные центры.
KLEANDROV Mikhail Ivanovich
Ph.D. in Law, professor, Corresponding member of RAS, chief researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Honored lawyer of the Russian Federation, Honored scientist of the Russian Federation
REVIEW OF THE MONOGRAPH "RESOLUTION OF FINANCIAL DISPUTES IN ASIA-PACIFIC COUNTRIES (AUSTRALIA, HONG KONG, INDIA, INDONESIA, CHINA, MALAYSIA, NEW ZEALAND, SINGAPORE, USA, THAILAND, JAPAN)", EDITED BY E. FROLOVA AND E. ERMAKOVA
The article presents an overview of the monograph “Resolution of financial disputes in Asia-Pacific countries (Australia, Hong Kong, India, Indonesia, China, Malaysia, New Zealand, Singapore, USA, Thailand, Japan)'', prepared in the Law Institute of RUDN edited by E. Frolova and E. Ermakova. Resolution of financial disputes has become one of the main trends of international commercial arbitration in 2018, which undoubtedly determines the relevance of the reviewed monograph. In the countries listed in the title of the monograph, for a long time there are laws and other regulations (rules, regulations, instructions), to some extent regulating the procedure for resolving disputes between consumers of financial products (packages of interrelated financial services, financial instruments and technologies offered by financial institutions in the financial market as a commodity). The reviewed monograph also analyzes the legal regulation of new FinTech technologies on the example of Australia, Hong Kong, India, Japan
Keywords: financial disputes in Asia-Pacific countries, consumers of financial services, digital technologies, arbitration centers.
Финансовый сектор большинства развитых зарубежных стран претерпел за последние годы немало изменений. Значительная часть этих изменений коснулась разрешения споров финансового характера. Не остался без изменений и избираемый подход к разрешению таких споров: растет практика применения альтернативных способов их разрешения. Появились постоянно действующие учреждения, специализирующиеся на использовании таких способов. В Гонконге это - FDRC, в Сингапуре это - FIDReC, в США и Великобритании это - Служба финансового омбудсмена, то есть лица, уполномоченного оказывать содействие в защите прав потребителей финансовых услуг. Названная служба известна тем, что практикует свободный, бесплатный доступ, придерживается неформальных процедур рассмотрения споров, а само рассмотрение осуществляет на основе принципов справедливости. Решения, принятые службой, обладают весьма высоким процентом исполнения. Не удивительно, что отмеченные факторы делают такого рода учреждения весьма привлекательными в глазах потребителей финансовых услуг.
Внимательный наблюдатель за процессами, происходящими в сфере финансовых услуг, не мог не заметить, что интерес к таким процессам проявляют не только услугополучатели, но и национальные законодатели. Появление такого интереса в России привело к принятию новейшего на текущий момент правового акта, предназначенного к применению в данной сфере, - закона № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», действующего с 3 сентября 2018 г. Следуя традиции закрепления дефиниций важнейших используемых понятий, этот закон предложил определение финансового омбудсмена: гражданин, рассматривающий требования физических лиц к финансовым организациям. Весьма интересный обзор вопросов, связанных с деятельностью финансовых омбудсменов, а также предстоящим созданием в России службы финансового уполномоченного подготовлен и опубликован одной из солиднейших компьютерных справочных правовых систем - «КонсультантПлюс».
Следует заметить, что в настоящее время мировой рынок финансовых услуг достиг особенно впечатляющих масштабов своего развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе, причем ведущим фактором этого развития выступает рост экономики Китайской Народной Республики, связи с которой пронизывают этот регион. Объективные предпосылки возможного возникновения споров между акторами этого рынка обусловливают трансграничный характер их подавляющего большинства. Подтверждением этому служат результаты опроса, проведенного Лондонским университетом королевы Марии в 2015 г., показавшие рост их количества, с одной стороны, и сосредоточение их рассмотрения в крупнейших мировых арбитражных центрах, с другой. По мнению китайских юристов Дэна Хайди и Гао Руй- минь, эта тенденция продолжилась и в 2018 году вследствие укрепления роли юрисдикций Азиатско-Тихоокеанского региона в качестве форума для разрешения трансграничных споров.
Отмеченные обстоятельства вызывают потребность в научном освещении комплекса вопросов, связанных с рассмотрением финансовых споров в этом регионе. Внимание тех, кто имеет возможность знакомиться с исследованием такого рода вопросов российскими правоведами, заслуживает быть обращенным на одну из недавних монографий, подготовленную коллективом авторов из Российского университета дружбы народов, и которая сохраняет страноведческий контур, обозначенный в предыдущем труде этого коллектива.
Монография интересна не только юрисдикционным диапазоном освещаемой темы - Австралия, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония. Читателя привлекают прежде всего выявленные авторами особенности правового регулирования арбитражного разрешения финансовых споров в странах АТР. Так, применительно к деятельности сингапурского Центра международного арбитража SIAC показано, что эффективным способом привлечения новых сторон к выбору арбитража способна выступать модернизация арбитражных регламентов. Новеллы Арбитражного Регламента SlAC 2016 г. и Регламента инвестиционного арбитража 2017г., стали, по словам авторов, долгожданным обновлением международного арбитражного ландшафта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Важнейшими чертами такого обновления авторы называют: 1) помещение порядка назначения арбитров в строгие временные рамки; 2) пополнение списка потенциальных арбитров в Центре SIAC специалистами в области разрешения инвестиционных споров; 3) наделение председательствующего арбитра правом самостоятельно принимать процессуальные решения, если стороны не договорились об ином; 4) закрепление за арбитражным трибуналом полномочий по назначению эксперта, если стороны не договорились об ином.
Из поля авторского зрения не выпало то обстоятельство, что в регионе отвергается запрет разрешения финансовых споров посредством арбитража (в частности, действовавший некоторое время назад в Австралии), что, несомненно, свидетельствует о расширении арбитрабельности споров в финансовой сфере.
Закономерен интерес авторов к стремительному росту цифровых технологий, приводящему к «дигитализации ценностей оборота», конструированию понятия «имущества в цифровой форме», утверждению оборотоспособности таких явлений, как «цифровые активы». Определенным импульсом к авторским размышлениям в этом направлении, вероятно, стал предложенный в январе 2018г. российским министерством финансов законопроект о регулировании цифровых активов в России. Знакомство с этим законопроектом способно существенно обогатить цивилистическую эрудицию правоведов, удерживающих в круге своих научных интересов регламентацию финансовых и кредитно-расчетных отношений. В нем, в частности, предложено признавать в качестве «цифрового финансового актива» имущество в электронной форме, создаваемое с использованием криптографических средств. Вероятно, это позволит включить в круг средств платежа криптовалюту и токены, а блокчейны использовать в качестве повышения надежности цифровых транзакций.
Трудно пока судить о перспективах, которые этот законопроект, остающийся пока не принятым, окажется способным открыть. Сохранение запрета сделок с криптовалютами российское министерство финансов находит создающим условия для использования такой валюты в противоправных целях. Показательно, что в других странах, - в США, например, - предпринимаются попытки объяснить и обучить своих граждан весьма осторожному обращению с «цифровыми активами». В монографии подробно исследуется в этой связи деятельность американского агентства FINRA, которое на своем сайте сформулировало ряд правил для инвесторов. На этом сайте указывается, что инвестиции в цифровые активы (такие как токены, ICO[9] и криптовалюты) подвержены значительной неопределенности, а риски подобных инвестиций отличаются от рисков вложений в более традиционные активы, такие, например, как акции или облигации. Криптовалюты действительно могут иметь большой потенциал для инноваций на рынках капитала и финансовых рынках, однако инвесторам грозят повышенные трудности в проверке информации о соответствующих продуктах, необходимой для принятия обоснованных решений. Рынки цифровых активов демонстрируют высокую волатильность, что повышает спекулятивные риски.
Заслуживает одобрения стремление авторов исследовать самые новые, но не самые простые для анализа вопросы цифровых технологий в сфере финансовых услуг. Так, в ряде параграфов, посвященных финансовым системам Австралии, Гонконга, Индонезии, Сингапура, Японии, хорошо освещается деятельность созданного при поддержке правительства Гонконга Финансового комитета «FinTech» (FinTech Steering Committee); показываются налоговые преимущества (Tax advantages) и льготы для предприятий «FinTech» в Австралии; раскрывается содержание лицензионных требований к компаниям «FinTech»; характеризуется массив норм (regulatory sandbox), создаваемых Австралийской комиссией по ценным бумагам и инвестициям (ASIC); проливается свет на деятельность Банка Японии, который с 2016 г. активно продвигает внедрение технологий «Fintech» в банковскую систему страны.
Подводя итог сказанному, отмечу, что направление и содержание современных исследований российских правоведов, посвященных финансовым услугам и возникающим в связи с их предоставлением спорах, отличается острой актуальностью, вниманием к широкому кругу источников, совершенством применяемого научного аппарата, высокой сравнительно-правовой ценностью. Подтверждением этому служит послужившая предметом настоящего отзыва коллективная монография российских юристов.
КЛЕАНДРОВ Михаил Иванович
доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ