Философия права – теоретическая основа юриспруденции (к выходу монографии Раянова Ф.М. «Философия права: дискурсивный анализ и новые выводы: монография» / Ф.М. Раянов. – М.: Юрлитинформ, 2016. - 264 с. (ISBN 978-5-4396-1344-1)
№ 2 (105) 2017г.
В статье отмечается актуальность работы Раянова Ф.М. «Философия права: дискурсивный анализ и новые выводы: монография», посвященной исследованию многих накопившихся на сегодняшний день и являющихся спорными злободневных теоретических положений философии права. Говорится о том, что данная книга является результатом многолетней работы Ф.М. Раянова над проблемами теории государства и права и проводится краткий экскурс основных работ ученого, в которых он развивает свои мысли о развитии государства и права. Подчеркивается оригинальность подхода автора к изучению процесса развития философии права от исходных начал до современных трактовок философии права и значение данного исследования для дальнейшего развития юриспруденции.
Ph.D. in Law, professor of the department of theory of state and law Institute of Law FGBOU IN «Bashkir State University», chief editor of «Rule of Law: theory and practice» PHILOSOPHY OF LAW - THEORETICAL BASES OF JURISPRUDENCE (TO THE ISSUE OF MONOGRAPHS RAYANOV F.M. «PHILOSOPHY OF RIGHT: DISCOURSE-TION ANALYSIS AND NEW FINDINGS: MONOGRAPH» / F.M. RYANOV. - M.: IOP-LITINFORM, 2017. - 264 P. (ISBN 978-5-4396-1344-1).
The article notes the relevance of the work Rayanov F.M. «Philosophy of Law: discourse analysis and new findings: the monograph», devoted to the study of many accumulated to date and is disputed topical theoretical propositions of philosophy of law. It is said that this book is the result of years of work by F.M. Rayanov on the problems of the state and law theory and provides a brief digression major works of the scientist, in which he develops his thoughts about the development of the state and law. It emphasized the originality of the author's approach to the study of the process of development of the philosophy of law from the initial beginnings to the present interpretations of the philosophy of law and the importance of this research for the further development of jurisprudence.
Недавно московское издательство «Юрлитинформ» выпустило монографию доктора юридических наук, профессора Ф.М. Раянова «Философия права: дискурсивный анализ и новые выводы». Как видно из названия, книга посвящена рассмотрению накопившихся на сегодняшний день вопросов и спорных теоретических положений философии права, которые уже давно требовали нового исследовательского подхода.
Обращение автора и к проблемам философии права, и название работы явно не случайные явления. Во-первых, профессор Ф.М. Раянов известен в нашей стране и широко за ее пределами как один из первых исследователей темы, связанной, как с теорией гражданского общества, так и с проблемами формирования в Российской Федерации правового государства. Во-вторых, в последние годы понятию «право», и, вообще, вопросам, связанным с сущностью права, содержанием права, познанием права уделяется немало внимания со стороны, как отечественных исследователей, так и зарубежных ученых, появляются новые подходы к определению понятия права, что само по себе является одной из актуальных проблем в юриспруденции.
Мы здесь не можем не сказать и о том, что на проблему философии права Ф.М. Раянов вышел постепенно в процессе своей многолетней творческой жизнедеятельности. Так, еще в работе «Размышления о государстве», увидавшей свет в далеком 1994 году, т.е. сразу же после принятия новой Конституции постсоветской России, он писал: «Подробное рассмотрение и обоснование оснований формирования и функционирования каждой из отмеченных нами идеологий и механизмов социального движения не входит в задачу настоящего исследования. Этим, больше всего, должны предметно заниматься такие науки как философия, социология, политология»1. В следующей статье «Федерация не самоцель» Ф.М. Раянов уже более предметно обращается к политической философии государственности. Здесь он пишет: «В политической философии государственности идеи федерализма, на наш взгляд, имеют лишь преходящее значение. Если идею федерализма поднять до уровня первостепенно важного принципа и стремиться, любой ценой, добиваться ее реализации, то очень просто можно съехать с рельсов правового государства»2. Немного позднее Ф.М. Раянов подготовил и выпустил специальную монографию, посвященную политической философии государственности, в предисловии к которой он уже пишет: «Вопросы политической философии государственности в историческом плане особенно актуализируются в периоды больших политических потрясений, существенных государственно-правовых кризисов. Когда общество и его политическая власть развиваются согласованно, на естественной эволюционной основе, то наступает относительное успокоение общественно-политической мысли. Однако в общественном развитии наступают и исторические взрывы разумения, когда переосмысливаются определенные ценности, люди, начинают лучше понимать свое место в общественном развитии и освобождаются от душивших их государственно-правовых оков»3. Увидевшая свет в этом же году другая книга Ф.М. Раянова также посвящена исследованию проблем теории государства и права. И здесь он поднимает не менее острые философско-правовые проблемы. Так, он пишет: «Поднимая в свое время на щит лозунги бедных, люмпенов, мы произвели уравниловку по бедности. Между тем бедное государство правовым быть не может. При наших природных и интеллектуальных возможностях нужно дать людям возможность полностью раскрыть свои способности в производственной и культурной сферах. Чем больше богатых, как в материальном, так и в интеллектуальном смысле граждан, тем богаче будет государство, и тем больше оно будет уделять внимания социализации тех граждан, которые в этом нуждаются»4.
Мы уже отмечали, что Ф.М. Раянов большое внимание уделяет вопросам формирования в нашей стране правового государства. Так, в работе «Трудный путь к правовому государству» он отмечает: «В последние годы довольно много пишут и говорят об общенациональной идее, об основах устойчивости российского государства. На наш взгляд, в этом направлении необходимо вести речь и о политической философии современной российской государственности, т.е. о том, как после преодоления марксистско-ленинского учения об отмирании государства мы должны теоретически и практически оправдывать необходимость и ценность государства»5. В следующей своей научной работе, посвященной проблемам понимания права, Ф.М. Раянов утверждает: «Осмысливая сущность юридического права, следует не усложнять его исторической философией права вообще, а исходить из современной жизненной необходимости в совершенном юридическом праве, способном обеспечить справедливые взаимоотношения между людьми, живучими в государственноорганизованном обществе»6. Как бы развивая свои слова о философско-правовых проблемах, Ф.М. Раянов в другой статье пишет:
«После серьезнейшего переосмысления марксизма-ленинизма, на идеологии которого долгое время основывалась общественная жизнь в нашей стране, в Российской Федерации еще четко не обозначены общенациональные ценности, опираясь на которые можно было бы развиваться дальше»[1]. Перечисляя прежние научные работы Ф.М. Раянова, так или иначе затрагивающие проблемы философии права, не можем не сослаться еще на одну его книгу, кторая вошла в научный аппарат обществоведческих наук не только своим удачным, но и не менее оригинальным называнием: «Государственно-правовые болезни: исторический диагноз». Автор пишет: «Умышленно или не умышленно запутанная история нашего государственно-правового развития продолжает оказывать сильное сдерживающее влияние на выбор Россией оптимального вектора своего развития до настоящего времени. Отсюда стратегическая проблема развития для современной России заключается не в плоскости выбора сильной государственности, а в плоскости освоения науки организации общественной жизни людьми на основе признания и уважения со стороны государства прав и свобод человека»[2].
Философско-правовые проблемы поднимаются и в ряде других, ставших не менее актуальными, научных работах Ф.М. Раянова. Среди них выделяется монография «Проблемы теории и практики правового государства», опубликованная в 2013 году. В ней он пишет: «Вопросы правового государства - это вопросы из области общественной жизни, и они относятся к сфере гуманитарных наук. Это вопросы о том, как можно выйти на позиции формирования удовлетворяющего все возрастающие потребности человеческого общества. Поэтому вопросы правового государства нужно поставить не только в контексте мировой истории, но и в ряд поисков хорошей жизни, справедливого общества»[3]. В таких же монографиях Ф.М. Раянова, как «Теория правового государства»[4] и «Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения»[5], вопросы философии права нашли еще большее отражение.
На основе отмеченных и некоторых других своих прежних работ, Ф.М. Раянов в рецензируемой монографии решил подытожить основные проблемы, связанные с ролью и местом складывающейся в постсоветской Российской Федерации философии права в системе обществоведческих наук современности. Исходной точкой исследования, как отмечает сам автор, является то, что как отечественная теоретическая правовая наука, так и возрождающаяся философия права, и имеющие с ними органическую взаимосвязь теории гражданского общества и правового государства «болеют» одними и теми же теоретико-методологическими проблемами. Как пишет автор, «... все они, по отдельности и вместе, нуждаются в основательном дискурсивном понятийном и содержательном переосмыслении с учетом ценностей Нового времени»[6]. Ф.М. Раянов считает, что без основательного и полномасштабного измерения основ сложившейся в постсоветской Российской Федерации философии права с точки зрения ценностей Нового времени и достигнутым уровнем наиболее развитых стран мира в этой области, отечественная философия права так и останется на том уровне «философствования», на котором она пребывает сегодня. Поэтому он приходит к выводу о том, что выбранный отечественной постсоветской философией права теоретико-философский курс, с исключительной опорой только на философию права Г. Гегеля, нуждается в незамедлительном и основательном дискурсивном осмыслении и переосмысливании.
Мы не можем не согласиться с таким утверждением автора. Действительно, как отечественная теоретическая правовая наука, так и возрождающаяся в нашей стране в постсоветское время философия права, пока еще базируются на гегелевской философии права. Да, это и не удивительно: ведь постсоветскую философию права, в основном, пишут те же ученые, которые являются большими специалистами и в части отечественной теории государства и права. Как считает Ф.М. Раянов, основанная на философии права Г. Гегеля постсоветская отечественная философия права, как и вся теоретическая правовая наука в целом, просто не имеют оптимального будущего. Здесь же Ф.М. Раянов подчеркивает, что только дискурсивный подход к исследованию философских основ отечественной философии права, также как и отечественной теоретической правовой науки в целом, может вывести на более оптимальный путь разрешения и других, являющихся на сегодня не только актуальными, но и спорными проблемами отечественного государственно-правового развития.
Нам представляется, что для отечественной теоретической правовой науки имеет большое значение и следующее фундаментальное предложение Ф.М. Раянова: «Постсоветской философии права вряд ли может быть найдено подобающее ей место в системе обществоведческих наук нашей страны, если мы не выйдем на естественноисторический путь развития юридической науки и в России. Сегодняшние попытки вмонтирования постсоветской философии права в систему общественных наук постсоветской Российской Федерации, без серьезных фундаментальных изысканий в этой области, не приведут к позитивным результатам. Тем более, если учесть, что постсоветская обществоведческая наука в целом и теоретическая правовая наука, в том числе, все еще находятся в условиях переходного этапа от остатков советского социалистического к новому, но пока еще неизвестному, постсоветскому общественно-политическому строю. Такой переход не может осуществляться без учета, как исторического прошлого России, так и ценностей Нового и Новейшего времени. В этих условиях и современное развитие «Философии права» в Российской Федерации вряд ли может осуществиться без учета принципов, как историзма, так и современности»[7]. Все это обосновывается тем, что осмысливая теоретические основы постсоветской отечественной философии права, можно найти почти те же изъяны, которые, по мнению Ф.М. Раянова, встречались в прошлом при исследовании им теории гражданского общества и правового государства. Во-первых, это исключительная привязанность к гегелевской философии права, а, во-вторых, непосредственно связанное с этим игнорирование мирового опыта современного государственно-правового строительства. В-третьих, как подчеркивает Ф.М. Раянов, сколько бы ни стараться выпячивать свои успехи, без сравнивания уровня реального состояния качества жизни в нашей стране с уровнем обеспеченности и благосостояния людей в других странах мира, вряд ли можно выйти и на правильную оценку деятельности соответствующих государственно-правовых институтов. В-четвертых, все это происходит тогда, когда постсоветская Конституция Российской Федерации уже заложила основы подлинного современного государственно-правового развития нашей страны, полностью соответствующего фундаментальным мировым стандартам в области обществоведения. Нам остается лишь строго развиваться в том же направлении.
Дальнейшее исследование философии права, по мнению Ф.М. Раянова, невозможно без учета основ философии Нового времени, потому что вместе с появлением философских учений Нового времени и началось научно-правовое осмысление именно современного общественного развития. К сожалению, отечественная теоретическая правовая наука нашей страны все еще не уделяет подобающего внимания развитию ценности Нового времени.
[1] Раянов Ф.М. Правовая организация общественной жизни: теория и практика // Государство и право. - 2004. - № 12.
[2] Раянов Ф.М. Государственно-правовые «болезни»: исторический диагноз. - Уфа, 2005. - С. 11.
[3] Раянов Ф.М. Проблемы теории и практики правового государства. - Уфа: Изд-во «Гилем», 2013. - С. 216.
[4] Раянов Ф.М. Теория правового государства. - М.: Юрлитинформ, 2014. - С. 9-59.
[5] Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения. - М.: Юрлитинформ, 2015. - С. 7-87.
[6] Раянов Ф.М. Философия права: дискурсивный анализ и новые выводы. - М.: Юрлитинформ, 2017. - С. 4.
[7] Там же. - С. 249.
ФАРХУТДИНОВ Инсур Забирович
доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН (сектор международно-правовых исследований), главный редактор Евразийского юридического журнала
ГАЛИЕВ Фарит Хатипович
доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», главный редактор журнала «Правовое государство: теория и практика»