Рецензии

Евразийский юридический журнал

Философия права: дискурсивный анализ и новые выводы: монография

Философия права

Философия права – теоретическая основа юриспруденции (к выходу монографии Раянова Ф.М. «Философия права: дискурсивный анализ и новые выводы: монография» / Ф.М. Раянов. – М.: Юрлитинформ, 2016. - 264 с. (ISBN 978-5-4396-1344-1)

№ 2 (105) 2017г.

В статье отмечается актуальность работы Раянова Ф.М. «Философия права: дискурсивный анализ и новые выводы: монография», посвященной исследованию многих накопившихся на сегодняшний день и являющихся спорными злободневных теоретических положений философии права. Говорится о том, что данная книга является результатом многолетней работы Ф.М. Раянова над проблемами теории государства и права и проводится краткий экскурс основных работ ученого, в которых он развивает свои мысли о развитии государства и права. Подчеркивается оригинальность подхода автора к изучению процесса развития философии права от исходных начал до современных трактовок философии права и значение данного исследования для дальнейшего развития юриспруденции.

Ph.D. in Law, professor of the department of theory of state and law Institute of Law FGBOU IN «Bashkir State University», chief editor of «Rule of Law: theory and practice» PHILOSOPHY OF LAW - THEORETICAL BASES OF JURISPRUDENCE (TO THE ISSUE OF MONOGRAPHS RAYANOV F.M. «PHILOSOPHY OF RIGHT: DISCOURSE-TION ANALYSIS AND NEW FINDINGS: MONOGRAPH» / F.M. RYANOV. - M.: IOP-LITINFORM, 2017. - 264 P. (ISBN 978-5-4396-1344-1).

The article notes the relevance of the work Rayanov F.M. «Philosophy of Law: discourse analysis and new findings: the monograph», devoted to the study of many accumulated to date and is disputed topical theoretical propositions of philosophy of law. It is said that this book is the result of years of work by F.M. Rayanov on the problems of the state and law theory and provides a brief digression major works of the scientist, in which he develops his thoughts about the development of the state and law. It emphasized the originality of the author's approach to the study of the process of development of the philosophy of law from the initial beginnings to the present interpretations of the philosophy of law and the importance of this research for the further development of jurisprudence.

Недавно московское издательство «Юрлитинформ» вы­пустило монографию доктора юридических наук, профессо­ра Ф.М. Раянова «Философия права: дискурсивный анализ и новые выводы». Как видно из названия, книга посвящена рас­смотрению накопившихся на сегодняшний день вопросов и спорных теоретических положений философии права, кото­рые уже давно требовали нового исследовательского подхода.

Обращение автора и к проблемам философии права, и название работы явно не случайные явления. Во-первых, про­фессор Ф.М. Раянов известен в нашей стране и широко за ее пределами как один из первых исследователей темы, свя­занной, как с теорией гражданского общества, так и с про­блемами формирования в Российской Федерации правового государства. Во-вторых, в последние годы понятию «право», и, вообще, вопросам, связанным с сущностью права, содержа­нием права, познанием права уделяется немало внимания со стороны, как отечественных исследователей, так и зарубежных ученых, появляются новые подходы к определению понятия права, что само по себе является одной из актуальных проблем в юриспруденции.

Мы здесь не можем не сказать и о том, что на проблему фи­лософии права Ф.М. Раянов вышел постепенно в процессе своей многолетней творческой жизнедеятельности. Так, еще в работе «Размышления о государстве», увидавшей свет в далеком 1994 году, т.е. сразу же после принятия новой Конституции постсовет­ской России, он писал: «Подробное рассмотрение и обоснование оснований формирования и функционирования каждой из от­меченных нами идеологий и механизмов социального движения не входит в задачу настоящего исследования. Этим, больше все­го, должны предметно заниматься такие науки как философия, социология, политология»1. В следующей статье «Федерация не самоцель» Ф.М. Раянов уже более предметно обращается к поли­тической философии государственности. Здесь он пишет: «В по­литической философии государственности идеи федерализма, на наш взгляд, имеют лишь преходящее значение. Если идею фе­дерализма поднять до уровня первостепенно важного принципа и стремиться, любой ценой, добиваться ее реализации, то очень просто можно съехать с рельсов правового государства»2. Не­много позднее Ф.М. Раянов подготовил и выпустил специальную монографию, посвященную политической философии государ­ственности, в предисловии к которой он уже пишет: «Вопросы политической философии государственности в историческом плане особенно актуализируются в периоды больших политиче­ских потрясений, существенных государственно-правовых кри­зисов. Когда общество и его политическая власть развиваются со­гласованно, на естественной эволюционной основе, то наступает относительное успокоение общественно-политической мысли. Однако в общественном развитии наступают и исторические взрывы разумения, когда переосмысливаются определенные ценности, люди, начинают лучше понимать свое место в обще­ственном развитии и освобождаются от душивших их государ­ственно-правовых оков»3. Увидевшая свет в этом же году другая книга Ф.М. Раянова также посвящена исследованию проблем те­ории государства и права. И здесь он поднимает не менее острые философско-правовые проблемы. Так, он пишет: «Поднимая в свое время на щит лозунги бедных, люмпенов, мы произвели уравниловку по бедности. Между тем бедное государство право­вым быть не может. При наших природных и интеллектуальных возможностях нужно дать людям возможность полностью рас­крыть свои способности в производственной и культурной сфе­рах. Чем больше богатых, как в материальном, так и в интеллек­туальном смысле граждан, тем богаче будет государство, и тем больше оно будет уделять внимания социализации тех граждан, которые в этом нуждаются»4.


Мы уже отмечали, что Ф.М. Раянов большое внимание уде­ляет вопросам формирования в нашей стране правового госу­дарства. Так, в работе «Трудный путь к правовому государству» он отмечает: «В последние годы довольно много пишут и говорят об общенациональной идее, об основах устойчивости российско­го государства. На наш взгляд, в этом направлении необходимо вести речь и о политической философии современной россий­ской государственности, т.е. о том, как после преодоления марк­систско-ленинского учения об отмирании государства мы долж­ны теоретически и практически оправдывать необходимость и ценность государства»5. В следующей своей научной работе, посвященной проблемам понимания права, Ф.М. Раянов ут­верждает: «Осмысливая сущность юридического права, следует не усложнять его исторической философией права вообще, а ис­ходить из современной жизненной необходимости в совершен­ном юридическом праве, способном обеспечить справедливые взаимоотношения между людьми, живучими в государственно­организованном обществе»6. Как бы развивая свои слова о фило­софско-правовых проблемах, Ф.М. Раянов в другой статье пишет:

«После серьезнейшего переосмысления марксизма-ленинизма, на идеологии которого долгое время основывалась обществен­ная жизнь в нашей стране, в Российской Федерации еще четко не обозначены общенациональные ценности, опираясь на которые можно было бы развиваться дальше»[1]. Перечисляя прежние на­учные работы Ф.М. Раянова, так или иначе затрагивающие про­блемы философии права, не можем не сослаться еще на одну его книгу, кторая вошла в научный аппарат обществоведческих наук не только своим удачным, но и не менее оригинальным на­зыванием: «Государственно-правовые болезни: исторический диагноз». Автор пишет: «Умышленно или не умышленно запу­танная история нашего государственно-правового развития про­должает оказывать сильное сдерживающее влияние на выбор Россией оптимального вектора своего развития до настоящего времени. Отсюда стратегическая проблема развития для со­временной России заключается не в плоскости выбора сильной государственности, а в плоскости освоения науки организации общественной жизни людьми на основе признания и уважения со стороны государства прав и свобод человека»[2].

Философско-правовые проблемы поднимаются и в ряде других, ставших не менее актуальными, научных работах Ф.М. Раянова. Среди них выделяется монография «Проблемы те­ории и практики правового государства», опубликованная в 2013 году. В ней он пишет: «Вопросы правового государства - это вопросы из области общественной жизни, и они относят­ся к сфере гуманитарных наук. Это вопросы о том, как можно выйти на позиции формирования удовлетворяющего все воз­растающие потребности человеческого общества. Поэтому вопросы правового государства нужно поставить не только в контексте мировой истории, но и в ряд поисков хорошей жиз­ни, справедливого общества»[3]. В таких же монографиях Ф.М. Раянова, как «Теория правового государства»[4] и «Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения»[5], вопросы философии права нашли еще боль­шее отражение.

На основе отмеченных и некоторых других своих прежних работ, Ф.М. Раянов в рецензируемой монографии решил поды­тожить основные проблемы, связанные с ролью и местом скла­дывающейся в постсоветской Российской Федерации филосо­фии права в системе обществоведческих наук современности. Исходной точкой исследования, как отмечает сам автор, явля­ется то, что как отечественная теоретическая правовая наука, так и возрождающаяся философия права, и имеющие с ними органическую взаимосвязь теории гражданского общества и правового государства «болеют» одними и теми же теорети­ко-методологическими проблемами. Как пишет автор, «... все они, по отдельности и вместе, нуждаются в основательном дис­курсивном понятийном и содержательном переосмыслении с учетом ценностей Нового времени»[6]. Ф.М. Раянов считает, что без основательного и полномасштабного измерения основ сложившейся в постсоветской Российской Федерации филосо­фии права с точки зрения ценностей Нового времени и достиг­нутым уровнем наиболее развитых стран мира в этой области, отечественная философия права так и останется на том уровне «философствования», на котором она пребывает сегодня. По­этому он приходит к выводу о том, что выбранный отечествен­ной постсоветской философией права теоретико-философский курс, с исключительной опорой только на философию права Г. Гегеля, нуждается в незамедлительном и основательном дис­курсивном осмыслении и переосмысливании.

Мы не можем не согласиться с таким утверждением авто­ра. Действительно, как отечественная теоретическая правовая наука, так и возрождающаяся в нашей стране в постсоветское время философия права, пока еще базируются на гегелевской философии права. Да, это и не удивительно: ведь постсовет­скую философию права, в основном, пишут те же ученые, которые являются большими специалистами и в части отече­ственной теории государства и права. Как считает Ф.М. Раянов, основанная на философии права Г. Гегеля постсоветская от­ечественная философия права, как и вся теоретическая право­вая наука в целом, просто не имеют оптимального будущего. Здесь же Ф.М. Раянов подчеркивает, что только дискурсивный подход к исследованию философских основ отечественной фи­лософии права, также как и отечественной теоретической пра­вовой науки в целом, может вывести на более оптимальный путь разрешения и других, являющихся на сегодня не только актуальными, но и спорными проблемами отечественного го­сударственно-правового развития.

Нам представляется, что для отечественной теоретиче­ской правовой науки имеет большое значение и следующее фундаментальное предложение Ф.М. Раянова: «Постсоветской философии права вряд ли может быть найдено подобающее ей место в системе обществоведческих наук нашей страны, если мы не выйдем на естественноисторический путь разви­тия юридической науки и в России. Сегодняшние попытки вмонтирования постсоветской философии права в систему общественных наук постсоветской Российской Федерации, без серьезных фундаментальных изысканий в этой области, не приведут к позитивным результатам. Тем более, если учесть, что постсоветская обществоведческая наука в целом и тео­ретическая правовая наука, в том числе, все еще находятся в условиях переходного этапа от остатков советского социали­стического к новому, но пока еще неизвестному, постсовет­скому общественно-политическому строю. Такой переход не может осуществляться без учета, как исторического прошло­го России, так и ценностей Нового и Новейшего времени. В этих условиях и современное развитие «Философии права» в Российской Федерации вряд ли может осуществиться без учета принципов, как историзма, так и современности»[7]. Все это обосновывается тем, что осмысливая теоретические ос­новы постсоветской отечественной философии права, мож­но найти почти те же изъяны, которые, по мнению Ф.М. Раянова, встречались в прошлом при исследовании им теории гражданского общества и правового государства. Во-первых, это исключительная привязанность к гегелевской философии права, а, во-вторых, непосредственно связанное с этим игнори­рование мирового опыта современного государственно-право­вого строительства. В-третьих, как подчеркивает Ф.М. Раянов, сколько бы ни стараться выпячивать свои успехи, без сравнива­ния уровня реального состояния качества жизни в нашей стра­не с уровнем обеспеченности и благосостояния людей в других странах мира, вряд ли можно выйти и на правильную оценку деятельности соответствующих государственно-правовых ин­ститутов. В-четвертых, все это происходит тогда, когда пост­советская Конституция Российской Федерации уже заложила основы подлинного современного государственно-правового развития нашей страны, полностью соответствующего фунда­ментальным мировым стандартам в области обществоведения. Нам остается лишь строго развиваться в том же направлении.

Дальнейшее исследование философии права, по мнению Ф.М. Раянова, невозможно без учета основ философии Нового времени, потому что вместе с появлением философских уче­ний Нового времени и началось научно-правовое осмысление именно современного общественного развития. К сожалению, отечественная теоретическая правовая наука нашей страны все еще не уделяет подобающего внимания развитию ценности Нового времени.

 


[1] Раянов Ф.М. Правовая организация общественной жизни: теория и практика // Государство и право. - 2004. - № 12.

[2] Раянов Ф.М. Государственно-правовые «болезни»: исторический диагноз. - Уфа, 2005. - С. 11.

[3] Раянов Ф.М. Проблемы теории и практики правового государства. - Уфа: Изд-во «Гилем», 2013. - С. 216.

[4] Раянов Ф.М. Теория правового государства. - М.: Юрлитинформ, 2014. - С. 9-59.

[5] Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: пробле­мы понимания и соотношения. - М.: Юрлитинформ, 2015. - С. 7-87.

[6] Раянов Ф.М. Философия права: дискурсивный анализ и новые вы­воды. - М.: Юрлитинформ, 2017. - С. 4.

[7] Там же. - С. 249.

ФАРХУТДИНОВ Инсур Забирович
доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН (сектор международно-правовых исследований), главный редактор Евразийского юридического журнала
ГАЛИЕВ Фарит Хатипович
доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», главный редактор журнала «Правовое государство: теория и практика»

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Знаковость права

Язык и право

Знаково...

Рецензия на учебник «Горное право»

Горное право

Рецензи...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях