Рецензия на монографию доктора юридических наук Ю.С. Ромашева «Борьба с пиратством и вооруженным разбоем на море. Правовые основы и практика». (М.: Транс Лит , 2013. – 332 с.)
№ 8 (63) 2013г.
Морское пиратство, как и многие другие виды серьезных преступлений, имеет тенденцию к активизации именно в начале XXI века. Почему это происходит? Полагаем, что снизив уровень социальной защищенности населения во многих странах мира, отбросив на 200 лет назад экономику даже в теоретической ее части до Риккардо и Смита, получить иной результат мировое сообщество не могло.
Появление в начале XXI века в некогда благополучном Сомали столь преступного промысла, казалось бы, уже забытого, обусловлено объективно - в результате длительной гражданской войны страна была разбита на две противоборствующие территории, население брошено правительством на произвол и вынуждено искать пропитания любыми способами. Вот и вернулись к давним «неправовым» обычаям - грабить проезжающих богатых купцов. Тенденция эта впоследствии возрастала, следовательно, проблема затронула практически все континенты.
Все чаще со страниц прессы звучит вопрос: а было ли пиратство в прошлые века в России? Безусловно, как и всякое негативное явление, сопровождающее процессы экономического и политического становления государства, оно имело место. Правда, упоминания о российском пиратстве скромны и, как правило, речь идет о корсарах Ивана Грозного или каперах Петра I. Экспансия русских на восток и к югу, безусловно, проводилась не только и не столько по указанию царей. только бесстрашные и беззаветно верящие в свою отвагу люди, мало считающиеся с чьей-либо верховной властью, могли отвоевать у иноверцев право своего присутствия на Черном, Азовском и Каспийском морях. Тем более, с VII века на Каспии плавали исключительно арабские корабли, а в УШ-ом веке волжские разбойники, не видя в том большой разницы, прекрасно совмещали грабежи как на самой Волге, так и на Каспийском море. С XVI века, с включением всего Поволжья в состав Московского государства, когда Волга и Каспийское море стали огромной по протяженности и обороту торговой магистралью, получает развитие невиданный до этого времени речной и морской разбой. Частым явлением в XVI-XVIII веках было появление на Волге и Каспии казацкой вольницы. В XIX веке на смену славянским приходят туркменские и казахские пираты. О социальных противоречиях, лежащих в основе пиратства, уже достаточно написано. В XIX веке социальную подоплеку преступности отмечал русский ученый, историк В.О. Ключевский: «Разбоями низ отвечал на произвол верха, (относил он свои слова к ХУШ веку - Е.С.), - это была молчаливая круговая порука беззакония и неспособности здесь и безрасчетного отчаяния там».
Итак, забытое ремесло имеет и родственный оправдательный элемент - каперство (корсарство), которое, хотя и запрещено на сей день международными нормами, но, имея «благородный оттенок» служения на пользу государства, гипотетически может возродиться, если не de iure, то de facto. Ведь есть в наши дни ситуации, когда в каком-нибудь африканском порту не могут даже установить, кому принадлежит судно с «брошенными» на нем моряками! Почему бы и не возродить каперство?
Полагаем, что подобная «идея» могла быть и взята на вооружение отдельными «горячими головами», но за всю цивилизованную историю человечество выработало столь впечатляющее количество юридических санкций (наказаний) за подобные виды преступлений, что ознакомившись с уголовным кодексом, станет ясно - послаблений в этом направлении быть не может. Может иметь место только дальнейшая работа по криминализации морского пиратства и смежных с ним преступлений. Уголовное право - как национальное, так и международное - имеет тенденцию к ужесточению серьезных преступлений, - такова общемировая практика XXI века.
Именно поэтому, решая двуединую задачу - дать исчерпывающий анализ национального законодательства в этой сфере и международного права - имеет большую значимость вышедшая в 2013 году книга профессора Ю.С.Ромашева «Борьба с пиратством и вооруженным разбоем на море. Правовые основы и практика». Книга эта создана с большим знанием дела защиты морского судоходства, написана человеком, отдавшим значительную часть жизни морской военной службе и долгим годам научной работы в сфере безопасности. При этом, несмотря существенное дополнение общеюридических понятий терминами из области военного права, книга читается легко, написана доступным как для преподавателя, так и для студента языком. Для интересующихся же этой проблематикой государственных чиновников и военных, она, можно сказать, является энциклопедией. Участившиеся случаи нападения на морские суда требуют выработки новых методов борьбы с преступлениями подобного рода. Поэтому возможен вывод, что для теории и практической работы была необходима именно такая книга.
Основой проблемы, связанной с активизацией морского пиратства, по мнению автора, являются социальные причины. Но, как известно, нет причины без следствия, которое в свою очередь и востребовало бы юридическое исследование вопроса о составе данного преступления в международном праве. Словарь международного морского права дает толкование этому понятию, связывая его с противоправными насильственными действиями, совершаемыми пиратским судном (летательным аппаратом) в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства. Имеются и другие определения этого преступления. Базовые положения о пиратстве, закрепленные в Конвенции о морском праве 1982 года, совпадают с соответствующими обычными нормами международного права (с. 35).
Ю.С. Ромашев указывает, что количество признаков международно-правового состава преступлений строго определено нормой международного права (с.37). Оно может быть самым разнообразным, и не обязательно соответствовать числу признаков составов преступлений, предусмотренных законодательством государств (с.37).
В государствах предусматривается различная ответственность за пиратство. Например, в США - это пожизненное заключение, в Нидерландах - до 14 лет лишения свободы (а в случае совершения убийства - до 16 лет). В России ст. 227 предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.
Что же касается источников, регулирующих эту проблему в наши дни, то их довольно много. Например, в Джибути в 2009 году двадцать одним государством региона был подписан Кодекс поведения, касающийся пресечения пиратства и вооруженного разбоя против судов в западной части Индийского океана и в Аденском заливе. Этот весьма важный документ, разработанный в рамках Международной морской организации (ИМО), содержит призыв ко всем государствам региона - внести изменения в уголовное законодательство. Практика же такова, что в Сомали -практически центре современного пиратства - уголовного наказания за него не предусмотрено.
Какие же меры принимает мировое сообщество для борьбы с морским пиратством? Прежде всего, необходимо указать, что именно ООН делает все возможное для теоретической и практической разработки стратегий борьбы с пиратством на море. Совет Безопасности ООН в своей Резолюции 1851 (2008 г.) призвал государства к сотрудничеству с судоходными компаниями, рекомендовал страховым компаниям и ИМО продолжить разработку передовой практики и инструкций относительно шагов, которые следует предпринять для того, чтобы избежать опасности, уйти от преследования и защитить себя в случае нападения или во время плавания у берегов Сомали (с. 101-104).
Велика роль международных организаций в деятельности по таким направлениям, как укрепление основных федеральных учреждений; улучшение деятельности местных органов власти; расширение доступа к образованию и здравоохранению; обеспечение всем необходимым сферы продовольственной безопасности. Следует упомянуть резолюцию ИМО А.584(14) и разработанный в связи с ней такой документ, как «Меры по предотвращению незаконных актов против пассажиров и экипажей на борту судов». Ю.С.Ромашев подчеркивает, что выполнение государствами положений этих документов позволит существенно снизить угрозу совершения актов терроризма и актов вооруженного разбоя, угрожающих безопасности судоходства (с. 107).
В то же время, как показали события в Аденском заливе, требуется расширение мер самозащиты на судах. В книге подробно проанализированы существующие способы и методы, разработанные и применяемые с целью недопущения захвата судна (с. 153-157). Уделяется большое внимание такому актуальному вопросу, как информированность всех заинтересованных лиц в вышеуказанных документах, позволяющих достигать относительно безопасного продвижения в пиратоопасных акваториях открытого моря и у берегов государств. При этом те страны, которые не регистрируют свое транзитное следование через Аденский залив в «Центре морской безопасности - Африканский рог» (MSCHOA) и не сообщают о себе в офис организации «Морские торговые операции Соединенного королевства» (UKMTO), многое теряют вопросах защиты от пиратских нападений. Не менее важно развивать деятельность страховых кампаний, возмещающих ущерб, понесенный судами в случае нападения пиратов (с. 155-156).
Проблемы создания международного судебного органа в отношении пиратства и вооруженного разбоя на море рассмотрены автором исчерпывающе. Затрагивая тему создания специализированного международного суда, автор использует метод компаративистики, анализируя ряд политических и административных моментов, приведших к учреждению подобного международного органа (с. 212-213).
Международные уголовные суды и трибуналы создаются, как правило, тогда, когда какое-либо государство не желает или не способно проводить судебное разбирательство в отношении наиболее тяжких преступлений, затрагивающих мировое сообщество и нарушающих установленный миропорядок. Для государств Африки это особенно актуально. Но не менее значим вопрос финансирования этих судебных органов. Безусловно, деятельность Международного целевого фонда в поддержку инициатив государств, борющихся с пиратством (программа ООН) может способствовать реализации подобного плана, но все же этого недостаточно. Рассмотрев все имеющиеся концепции по созданию подобного суда, Ю.С.Ромашев делает вывод о невозможности в ближайшее время создать столь значимую структуру (с. 252). Тем не менее борьба с морским пиратством коллективными международными силами будет востребована, что еще неоднократно выдвинет на повестку дня проблему привлечения к уголовной ответственности пиратов.
Не вызывает сомнения, что сотрудничество военно-морских сил государств в борьбе с пиратством необходимо укреплять. Заметную роль играют специально создаваемые региональные международные морские силы, как это уже имело место в районе Юго-Восточной Азии и вблизи побережья Сомали. Функции этих сил заключаются в сдерживании лиц, совершающих вооруженные нападения на суда; пресечении их действий; конвоировании судов; оказании помощи судам, подвергшимся нападениям (с. 253).
В книге много страниц уделено деятельности российского военно-морского флота по борьбе с морским пиратством (с. 265-268). Россия заинтересована в защите как своего, так и в целом международного морского судоходства от пиратства. С 2008 года к побережью Сомали направлялись военные корабли ВМФ России: «Адмирал Виноградов», «Адмирал Три- буц», «Петр Великий», «Маршал Шапошников», «Неустрашимый» и другие. Процедура конвоирования торговых судов была разработана Генеральным штабом ВМФ России. Только за год (2008-2009) через Аденский залив было отконвоировано 207 судов, из них 27 российских. Наряду с российскими кораблями в этом регионе находились два военных корабля Китая, два Японии; два Индии; один австралийский; один корейский.
Профессор Ю.С.Ромашев подчеркивает, что противодействие пиратству и вооруженному разбою на море невозможно без тесного взаимодействия торговых судов, судоходных компаний, и обеспечивающих их безопасность иностранных ВМС. Структурой, которая аккумулировала в себе все эти действия, является Группа по вопросам общей осведомленности и пресечению инцидентов, возглавляемая Объединенными ВМС и ВМС ЕС. Эта организация является объединенной международной военной группой, созданной в 2008 году. В нее впоследствии вошли представители флотов России, Китая, Индонезии, Японии. Эта группа ежемесячно собирается в Бахрейне для консультаций на уровне экспертов.
Такая структура, как Центр судоходства НАТО (NCS) обеспечивает коммерческую связь этой организации с морскими силами.
Вклад международных организаций в деятельность, направленную на борьбу с морским пиратством, велик. Среди международных неправительственных организаций, принимающих непосредственное участие в борьбе с преступностью, следует назвать Интерпол. Ранее эта организация не принимала непосредственного участия в борьбе с пиратством. Но в последнее время она все активнее вовлекается в эту работу, смысл которой заключается в отслеживании финансирования этого преступного рода деятельности, также осуществляется обмен оперативными данными. К превоочередным задачам относится обмен необходимыми для проведения розыскных работ данными с национальными полицейскими силами, ООН, ИМО. Используется глобальная защищенная коммуникационная система INTERPOL I-24/7. Следует учесть, что все страны, задействованные в борьбе с пиратством в районе Сомали, входят в эту международную организацию (с. 273).
Конкретные действия по борьбе с пиратством в регионе Сомали стали возможны благодаря обращению представителя этого государства при ООН с просьбой о содействии в борьбе с морским пиратством. В феврале 2008 года на имя Председателя Совета Безопасности ООН было направлено письмо от Правительства Сомали об оказании безотлагательной помощи в обеспечении безопасности территориальных и международных вод у побережья Сомали для осуществления безопасного мореплавания и судоходства. Совет Безопасности призвал государства, чьи корабли ВМС и военная авиация находятся у побережья Сомали, проявлять внимание к нападению пиратов. Самым же главным было разрешение определенному кругу кораблей входить в территориальные воды Сомали и использовать все необходимые средства для пресечения актов пиратства в соответствии с нормами международного права (с. 276-277). Таким образом, действуя на основании Устава ООН (m.VII) и просьбы Правительства Сомали, Совет Безопасности реализовал свою функцию по поддержанию мира и безопасности.
Необходимо отметить постоянную озабоченность ООН проблемой морского пиратства. Принятие резолюций - необходимая мера. Наиболее значимые среди них: Резолюция 1897 (2009) от 30-го ноября 2009 года, а также Резолюция 1819 (2010) и от 27-го апреля 2010 года. Что же касается Международной морской организации, то перечень ее рекомендаций велик, он включает в себя попытки решить самые разнообразные проблемы борьбы с морским пиратством (с. 296-297).
В книге рассмотрена работа еще одного органа по борьбе с морским пиратством - Азиатско-Тихоокеанского совета по сотрудничеству в сфере безопасности Регионального форума АСЕАН (АТССБ). В 2000-ом году на форуме этой организации был принят Меморандум о кооперации в сфере правопорядка и законности на море. В нем предложено провести анализ мнений всех государств на предмет разногласий по вопросам борьбы с морским пиратством. Сама организация АСЕАН взяла на себя много инициатив с целью недопущения пиратства у берегов государств-членов АСЕАН.
Отмечена большая работа, которую проводит созданный в 1992-ом году в Куала-Лумпуре Региональный Центр по борьбе с морским пиратством и вооруженным разбоем на море (с. 309). Он взаимодействует с Интерполом, национальными полицейскими силами и береговой охраной государств -членов АСЕАН. По мнению Ю.С.Ромашева, совершенствование методов борьбы с морским пиратством имеет наибольшие перспективы (с. 311-318).
Автор всесторонне анализирует способы и методы борьбы с морским пиратством. Обобщает их и выносит на читательское обозрение, позволяя составить собственное мнение о глубине проблемы, связанной с этим видом преступления. «Пиратство - это обобщенное наименование преступления, которое имеет многоплановый международно-правовой состав, содержащий описанную в международном праве группу деяний, в отдельных случаях являющихся взаимосвязанными друг с другом, которые могут совершаться не только в пределах открытого моря или в месте вне юрисдикции какого-либо государства (пиратские действия), но и в пределах территории государства и иных пространств (подстрекательство или сознательное побуждение к совершению пиратских действий)» (с. 319).
Автор считает, что развитие договорного процесса в области борьбы с актами пиратства и вооруженного разбоя на море на международном (всеобщем) уровне, развитие законодательства прибрежных государств, направленного на реализацию их международных обязательств, должно способствовать формированию единого подхода во всем мире. Это позволит существенно повысить эффективность мер в данной области, снизить возможные осложнения межгосударственных отношений при осуществлении компетентными органами государств конкретных мер в данной области, устранить возможные осложнения межгосударственных отношений при осуществлении конкретных мер по борьбе с морским пиратством.
В завершение следует отметить универсальность работы Ю.С. Ромашева: исследование проведено в рамках таких дисциплин, как международное, уголовное, административное, военное право. Книга снабжена большим количеством статистических материалов, специальными таблицами, терминами, помогающими в нужном объеме усвоить данную тему. Без сомнения, столь объемный труд представляет большой интерес для ученых и практических работников, занимающихся проблемами борьбы с преступностью, моряков и работников транспорта, преподавателей, аспирантов и докторантов, учащихся высших учебных заведений. Хотелось бы видеть более широкое представление этой книги на иностранных языках в зарубежных издательствах, так как рассмотренная автором проблема борьбы с морским пиратством является общемировой. Иностранными специалистами, работающими в сфере безопасности, такой ценный труд российского коллеги, безусловно, будет востребован и оценен высоко. Все это будет способствовать решению одной из основных задач науки международного права - поддержанию всеобщего мира и безопасности.
Смирнова Е.С. – кандидат юридических наук, проректор по научной работе Института современного права и экономики