Рецензии

Евразийский юридический журнал

Морское пиратство

Борьба с пиратством и вооруженным разбоем на море

Рецензия на монографию доктора юридических наук Ю.С. Ромашева «Борьба с пиратством и вооруженным разбоем на море. Правовые основы и практика». (М.: Транс Лит , 2013. – 332 с.)

№ 8 (63) 2013г.

Морское пиратство, как и многие другие виды серьезных преступлений, имеет тенденцию к активизации именно в на­чале XXI века. Почему это происходит? Полагаем, что сни­зив уровень социальной защищенности населения во многих странах мира, отбросив на 200 лет назад экономику даже в теоретической ее части до Риккардо и Смита, получить иной результат мировое сообщество не могло.

Появление в начале XXI века в некогда благополучном Со­мали столь преступного промысла, казалось бы, уже забытого, обусловлено объективно - в результате длительной граждан­ской войны страна была разбита на две противоборствующие территории, население брошено правительством на произвол и вынуждено искать пропитания любыми способами. Вот и вернулись к давним «неправовым» обычаям - грабить про­езжающих богатых купцов. Тенденция эта впоследствии воз­растала, следовательно, проблема затронула практически все континенты.

Все чаще со страниц прессы звучит вопрос: а было ли пи­ратство в прошлые века в России? Безусловно, как и всякое не­гативное явление, сопровождающее процессы экономического и политического становления государства, оно имело место. Правда, упоминания о российском пиратстве скромны и, как правило, речь идет о корсарах Ивана Грозного или каперах Петра I. Экспансия русских на восток и к югу, безусловно, про­водилась не только и не столько по указанию царей. только бесстрашные и беззаветно верящие в свою отвагу люди, мало считающиеся с чьей-либо верховной властью, могли отвоевать у иноверцев право своего присутствия на Черном, Азовском и Каспийском морях. Тем более, с VII века на Каспии плавали ис­ключительно арабские корабли, а в УШ-ом веке волжские раз­бойники, не видя в том большой разницы, прекрасно совмеща­ли грабежи как на самой Волге, так и на Каспийском море. С XVI века, с включением всего Поволжья в состав Московского государства, когда Волга и Каспийское море стали огромной по протяженности и обороту торговой магистралью, получа­ет развитие невиданный до этого времени речной и морской разбой. Частым явлением в XVI-XVIII веках было появление на Волге и Каспии казацкой вольницы. В XIX веке на смену славян­ским приходят туркменские и казахские пираты. О социальных противоречиях, лежащих в основе пиратства, уже достаточно написано. В XIX веке социальную подоплеку преступности от­мечал русский ученый, историк В.О. Ключевский: «Разбоями низ отвечал на произвол верха, (относил он свои слова к ХУШ веку - Е.С.), - это была молчаливая круговая порука беззакония и неспособности здесь и безрасчетного отчаяния там».

Итак, забытое ремесло имеет и родственный оправда­тельный элемент - каперство (корсарство), которое, хотя и запрещено на сей день международными нормами, но, имея «благородный оттенок» служения на пользу государства, ги­потетически может возродиться, если не de iure, то de facto. Ведь есть в наши дни ситуации, когда в каком-нибудь афри­канском порту не могут даже установить, кому принадлежит судно с «брошенными» на нем моряками! Почему бы и не воз­родить каперство?

Полагаем, что подобная «идея» могла быть и взята на во­оружение отдельными «горячими головами», но за всю ци­вилизованную историю человечество выработало столь впе­чатляющее количество юридических санкций (наказаний) за подобные виды преступлений, что ознакомившись с уголов­ным кодексом, станет ясно - послаблений в этом направле­нии быть не может. Может иметь место только дальнейшая работа по криминализации морского пиратства и смежных с ним преступлений. Уголовное право - как национальное, так и международное - имеет тенденцию к ужесточению серьезных преступлений, - такова общемировая практика XXI века.

Именно поэтому, решая двуединую задачу - дать исчер­пывающий анализ национального законодательства в этой сфере и международного права - имеет большую значимость вышедшая в 2013 году книга профессора Ю.С.Ромашева «Борь­ба с пиратством и вооруженным разбоем на море. Правовые основы и практика». Книга эта создана с большим знанием дела защиты морского судоходства, написана человеком, от­давшим значительную часть жизни морской военной службе и долгим годам научной работы в сфере безопасности. При этом, несмотря существенное дополнение общеюридических понятий терминами из области военного права, книга чита­ется легко, написана доступным как для преподавателя, так и для студента языком. Для интересующихся же этой пробле­матикой государственных чиновников и военных, она, можно сказать, является энциклопедией. Участившиеся случаи на­падения на морские суда требуют выработки новых методов борьбы с преступлениями подобного рода. Поэтому возмо­жен вывод, что для теории и практической работы была не­обходима именно такая книга.

Основой проблемы, связанной с активизацией морского пиратства, по мнению автора, являются социальные причины. Но, как известно, нет причины без следствия, которое в свою очередь и востребовало бы юридическое исследование вопроса о составе данного преступления в международном праве. Сло­варь международного морского права дает толкование этому понятию, связывая его с противоправными насильственными действиями, совершаемыми пиратским судном (летательным аппаратом) в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства. Имеются и другие определения этого преступления. Базовые положения о пиратстве, закрепленные в Конвенции о морском праве 1982 года, совпадают с соответствующими обычными нормами международного права (с. 35).

Ю.С. Ромашев указывает, что количество признаков меж­дународно-правового состава преступлений строго определе­но нормой международного права (с.37). Оно может быть са­мым разнообразным, и не обязательно соответствовать числу признаков составов преступлений, предусмотренных законо­дательством государств (с.37).

В государствах предусматривается различная ответствен­ность за пиратство. Например, в США - это пожизненное за­ключение, в Нидерландах - до 14 лет лишения свободы (а в случае совершения убийства - до 16 лет). В России ст. 227 пред­усматривает наказание до 10 лет лишения свободы.

Что же касается источников, регулирующих эту пробле­му в наши дни, то их довольно много. Например, в Джибути в 2009 году двадцать одним государством региона был подписан Кодекс поведения, касающийся пресечения пиратства и во­оруженного разбоя против судов в западной части Индийско­го океана и в Аденском заливе. Этот весьма важный документ, разработанный в рамках Международной морской организа­ции (ИМО), содержит призыв ко всем государствам региона - внести изменения в уголовное законодательство. Практика же такова, что в Сомали -практически центре современного пиратства - уголовного наказания за него не предусмотрено.

Какие же меры принимает мировое сообщество для борь­бы с морским пиратством? Прежде всего, необходимо указать, что именно ООН делает все возможное для теоретической и практической разработки стратегий борьбы с пиратством на море. Совет Безопасности ООН в своей Резолюции 1851 (2008 г.) призвал государства к сотрудничеству с судоходными ком­паниями, рекомендовал страховым компаниям и ИМО про­должить разработку передовой практики и инструкций отно­сительно шагов, которые следует предпринять для того, чтобы избежать опасности, уйти от преследования и защитить себя в случае нападения или во время плавания у берегов Сомали (с. 101-104).

Велика роль международных организаций в деятель­ности по таким направлениям, как укрепление основных фе­деральных учреждений; улучшение деятельности местных органов власти; расширение доступа к образованию и здра­воохранению; обеспечение всем необходимым сферы продо­вольственной безопасности. Следует упомянуть резолюцию ИМО А.584(14) и разработанный в связи с ней такой документ, как «Меры по предотвращению незаконных актов против пассажиров и экипажей на борту судов». Ю.С.Ромашев под­черкивает, что выполнение государствами положений этих документов позволит существенно снизить угрозу совершения актов терроризма и актов вооруженного разбоя, угрожающих безопасности судоходства (с. 107).

В то же время, как показали события в Аденском зали­ве, требуется расширение мер самозащиты на судах. В книге подробно проанализированы существующие способы и мето­ды, разработанные и применяемые с целью недопущения за­хвата судна (с. 153-157). Уделяется большое внимание такому актуальному вопросу, как информированность всех заинте­ресованных лиц в вышеуказанных документах, позволяющих достигать относительно безопасного продвижения в пирато­опасных акваториях открытого моря и у берегов государств. При этом те страны, которые не регистрируют свое транзит­ное следование через Аденский залив в «Центре морской без­опасности - Африканский рог» (MSCHOA) и не сообщают о себе в офис организации «Морские торговые операции Со­единенного королевства» (UKMTO), многое теряют вопросах защиты от пиратских нападений. Не менее важно развивать деятельность страховых кампаний, возмещающих ущерб, по­несенный судами в случае нападения пиратов (с. 155-156).

Проблемы создания международного судебного органа в отношении пиратства и вооруженного разбоя на море рас­смотрены автором исчерпывающе. Затрагивая тему создания специализированного международного суда, автор использу­ет метод компаративистики, анализируя ряд политических и административных моментов, приведших к учреждению по­добного международного органа (с. 212-213).

Международные уголовные суды и трибуналы создаются, как правило, тогда, когда какое-либо государство не желает или не способно проводить судебное разбирательство в отно­шении наиболее тяжких преступлений, затрагивающих миро­вое сообщество и нарушающих установленный миропорядок. Для государств Африки это особенно актуально. Но не менее значим вопрос финансирования этих судебных органов. Без­условно, деятельность Международного целевого фонда в под­держку инициатив государств, борющихся с пиратством (про­грамма ООН) может способствовать реализации подобного плана, но все же этого недостаточно. Рассмотрев все имеющи­еся концепции по созданию подобного суда, Ю.С.Ромашев де­лает вывод о невозможности в ближайшее время создать столь значимую структуру (с. 252). Тем не менее борьба с морским пиратством коллективными международными силами будет востребована, что еще неоднократно выдвинет на повестку дня проблему привлечения к уголовной ответственности пиратов.

Не вызывает сомнения, что сотрудничество военно-мор­ских сил государств в борьбе с пиратством необходимо укре­плять. Заметную роль играют специально создаваемые реги­ональные международные морские силы, как это уже имело место в районе Юго-Восточной Азии и вблизи побережья Сомали. Функции этих сил заключаются в сдерживании лиц, совершающих вооруженные нападения на суда; пресечении их действий; конвоировании судов; оказании помощи судам, подвергшимся нападениям (с. 253).

В книге много страниц уделено деятельности российско­го военно-морского флота по борьбе с морским пиратством (с. 265-268). Россия заинтересована в защите как своего, так и в целом международного морского судоходства от пиратства. С 2008 года к побережью Сомали направлялись военные ко­рабли ВМФ России: «Адмирал Виноградов», «Адмирал Три- буц», «Петр Великий», «Маршал Шапошников», «Неустра­шимый» и другие. Процедура конвоирования торговых судов была разработана Генеральным штабом ВМФ России. Только за год (2008-2009) через Аденский залив было отконвоировано 207 судов, из них 27 российских. Наряду с российскими кора­блями в этом регионе находились два военных корабля Китая, два Японии; два Индии; один австралийский; один корейский.

Профессор Ю.С.Ромашев подчеркивает, что противодей­ствие пиратству и вооруженному разбою на море невозможно без тесного взаимодействия торговых судов, судоходных ком­паний, и обеспечивающих их безопасность иностранных ВМС. Структурой, которая аккумулировала в себе все эти действия, является Группа по вопросам общей осведомленности и пре­сечению инцидентов, возглавляемая Объединенными ВМС и ВМС ЕС. Эта организация является объединенной междуна­родной военной группой, созданной в 2008 году. В нее впо­следствии вошли представители флотов России, Китая, Индо­незии, Японии. Эта группа ежемесячно собирается в Бахрейне для консультаций на уровне экспертов.

Такая структура, как Центр судоходства НАТО (NCS) обе­спечивает коммерческую связь этой организации с морскими силами.

Вклад международных организаций в деятельность, на­правленную на борьбу с морским пиратством, велик. Среди международных неправительственных организаций, прини­мающих непосредственное участие в борьбе с преступностью, следует назвать Интерпол. Ранее эта организация не прини­мала непосредственного участия в борьбе с пиратством. Но в последнее время она все активнее вовлекается в эту работу, смысл которой заключается в отслеживании финансирования этого преступного рода деятельности, также осуществляется обмен оперативными данными. К превоочередным задачам относится обмен необходимыми для проведения розыскных работ данными с национальными полицейскими силами, ООН, ИМО. Используется глобальная защищенная коммуни­кационная система INTERPOL I-24/7. Следует учесть, что все страны, задействованные в борьбе с пиратством в районе Со­мали, входят в эту международную организацию (с. 273).

Конкретные действия по борьбе с пиратством в регио­не Сомали стали возможны благодаря обращению предста­вителя этого государства при ООН с просьбой о содействии в борьбе с морским пиратством. В феврале 2008 года на имя Председателя Совета Безопасности ООН было направлено письмо от Правительства Сомали об оказании безотлагатель­ной помощи в обеспечении безопасности территориальных и международных вод у побережья Сомали для осуществления безопасного мореплавания и судоходства. Совет Безопасно­сти призвал государства, чьи корабли ВМС и военная авиация находятся у побережья Сомали, проявлять внимание к напа­дению пиратов. Самым же главным было разрешение опре­деленному кругу кораблей входить в территориальные воды Сомали и использовать все необходимые средства для пресе­чения актов пиратства в соответствии с нормами международ­ного права (с. 276-277). Таким образом, действуя на основании Устава ООН (m.VII) и просьбы Правительства Сомали, Совет Безопасности реализовал свою функцию по поддержанию мира и безопасности.

Необходимо отметить постоянную озабоченность ООН проблемой морского пиратства. Принятие резолюций - необ­ходимая мера. Наиболее значимые среди них: Резолюция 1897 (2009) от 30-го ноября 2009 года, а также Резолюция 1819 (2010) и от 27-го апреля 2010 года. Что же касается Международной морской организации, то перечень ее рекомендаций велик, он включает в себя попытки решить самые разнообразные про­блемы борьбы с морским пиратством (с. 296-297).

В книге рассмотрена работа еще одного органа по борьбе с морским пиратством - Азиатско-Тихоокеанского совета по сотрудничеству в сфере безопасности Регионального форума АСЕАН (АТССБ). В 2000-ом году на форуме этой организации был принят Меморандум о кооперации в сфере правопоряд­ка и законности на море. В нем предложено провести анализ мнений всех государств на предмет разногласий по вопросам борьбы с морским пиратством. Сама организация АСЕАН взяла на себя много инициатив с целью недопущения пират­ства у берегов государств-членов АСЕАН.

Отмечена большая работа, которую проводит созданный в 1992-ом году в Куала-Лумпуре Региональный Центр по борь­бе с морским пиратством и вооруженным разбоем на море (с. 309). Он взаимодействует с Интерполом, национальными полицейскими силами и береговой охраной государств -чле­нов АСЕАН. По мнению Ю.С.Ромашева, совершенствование методов борьбы с морским пиратством имеет наибольшие перспективы (с. 311-318).

Автор всесторонне анализирует способы и методы борь­бы с морским пиратством. Обобщает их и выносит на чита­тельское обозрение, позволяя составить собственное мнение о глубине проблемы, связанной с этим видом преступления. «Пиратство - это обобщенное наименование преступления, которое имеет многоплановый международно-правовой со­став, содержащий описанную в международном праве группу деяний, в отдельных случаях являющихся взаимосвязанными друг с другом, которые могут совершаться не только в преде­лах открытого моря или в месте вне юрисдикции какого-либо государства (пиратские действия), но и в пределах территории государства и иных пространств (подстрекательство или со­знательное побуждение к совершению пиратских действий)» (с. 319).

Автор считает, что развитие договорного процесса в об­ласти борьбы с актами пиратства и вооруженного разбоя на море на международном (всеобщем) уровне, развитие законо­дательства прибрежных государств, направленного на реализа­цию их международных обязательств, должно способствовать формированию единого подхода во всем мире. Это позволит существенно повысить эффективность мер в данной области, снизить возможные осложнения межгосударственных отноше­ний при осуществлении компетентными органами государств конкретных мер в данной области, устранить возможные ос­ложнения межгосударственных отношений при осуществле­нии конкретных мер по борьбе с морским пиратством.

В завершение следует отметить универсальность работы Ю.С. Ромашева: исследование проведено в рамках таких дис­циплин, как международное, уголовное, административное, военное право. Книга снабжена большим количеством стати­стических материалов, специальными таблицами, термина­ми, помогающими в нужном объеме усвоить данную тему. Без сомнения, столь объемный труд представляет большой инте­рес для ученых и практических работников, занимающихся проблемами борьбы с преступностью, моряков и работников транспорта, преподавателей, аспирантов и докторантов, уча­щихся высших учебных заведений. Хотелось бы видеть более широкое представление этой книги на иностранных языках в зарубежных издательствах, так как рассмотренная автором проблема борьбы с морским пиратством является общеми­ровой. Иностранными специалистами, работающими в сфе­ре безопасности, такой ценный труд российского коллеги, безусловно, будет востребован и оценен высоко. Все это бу­дет способствовать решению одной из основных задач науки международного права - поддержанию всеобщего мира и без­опасности.

Смирнова Е.С. – кандидат юридических наук, проректор по научной работе Института современного права и экономики


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Знаковость права

Язык и право

Знаково...

Рецензия на учебник «Горное право»

Горное право

Рецензи...

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК.

Контакты

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Яндекс.Метрика

© 2007 - 2018 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.