Рецензии

Евразийский юридический журнал

Морское пиратство

Борьба с пиратством и вооруженным разбоем на море

Рецензия на монографию доктора юридических наук Ю.С. Ромашева «Борьба с пиратством и вооруженным разбоем на море. Правовые основы и практика». (М.: Транс Лит , 2013. – 332 с.)

№ 8 (63) 2013г.

Морское пиратство, как и многие другие виды серьезных преступлений, имеет тенденцию к активизации именно в на­чале XXI века. Почему это происходит? Полагаем, что сни­зив уровень социальной защищенности населения во многих странах мира, отбросив на 200 лет назад экономику даже в теоретической ее части до Риккардо и Смита, получить иной результат мировое сообщество не могло.

Появление в начале XXI века в некогда благополучном Со­мали столь преступного промысла, казалось бы, уже забытого, обусловлено объективно - в результате длительной граждан­ской войны страна была разбита на две противоборствующие территории, население брошено правительством на произвол и вынуждено искать пропитания любыми способами. Вот и вернулись к давним «неправовым» обычаям - грабить про­езжающих богатых купцов. Тенденция эта впоследствии воз­растала, следовательно, проблема затронула практически все континенты.

Все чаще со страниц прессы звучит вопрос: а было ли пи­ратство в прошлые века в России? Безусловно, как и всякое не­гативное явление, сопровождающее процессы экономического и политического становления государства, оно имело место. Правда, упоминания о российском пиратстве скромны и, как правило, речь идет о корсарах Ивана Грозного или каперах Петра I. Экспансия русских на восток и к югу, безусловно, про­водилась не только и не столько по указанию царей. только бесстрашные и беззаветно верящие в свою отвагу люди, мало считающиеся с чьей-либо верховной властью, могли отвоевать у иноверцев право своего присутствия на Черном, Азовском и Каспийском морях. Тем более, с VII века на Каспии плавали ис­ключительно арабские корабли, а в УШ-ом веке волжские раз­бойники, не видя в том большой разницы, прекрасно совмеща­ли грабежи как на самой Волге, так и на Каспийском море. С XVI века, с включением всего Поволжья в состав Московского государства, когда Волга и Каспийское море стали огромной по протяженности и обороту торговой магистралью, получа­ет развитие невиданный до этого времени речной и морской разбой. Частым явлением в XVI-XVIII веках было появление на Волге и Каспии казацкой вольницы. В XIX веке на смену славян­ским приходят туркменские и казахские пираты. О социальных противоречиях, лежащих в основе пиратства, уже достаточно написано. В XIX веке социальную подоплеку преступности от­мечал русский ученый, историк В.О. Ключевский: «Разбоями низ отвечал на произвол верха, (относил он свои слова к ХУШ веку - Е.С.), - это была молчаливая круговая порука беззакония и неспособности здесь и безрасчетного отчаяния там».

Итак, забытое ремесло имеет и родственный оправда­тельный элемент - каперство (корсарство), которое, хотя и запрещено на сей день международными нормами, но, имея «благородный оттенок» служения на пользу государства, ги­потетически может возродиться, если не de iure, то de facto. Ведь есть в наши дни ситуации, когда в каком-нибудь афри­канском порту не могут даже установить, кому принадлежит судно с «брошенными» на нем моряками! Почему бы и не воз­родить каперство?

Полагаем, что подобная «идея» могла быть и взята на во­оружение отдельными «горячими головами», но за всю ци­вилизованную историю человечество выработало столь впе­чатляющее количество юридических санкций (наказаний) за подобные виды преступлений, что ознакомившись с уголов­ным кодексом, станет ясно - послаблений в этом направле­нии быть не может. Может иметь место только дальнейшая работа по криминализации морского пиратства и смежных с ним преступлений. Уголовное право - как национальное, так и международное - имеет тенденцию к ужесточению серьезных преступлений, - такова общемировая практика XXI века.

Именно поэтому, решая двуединую задачу - дать исчер­пывающий анализ национального законодательства в этой сфере и международного права - имеет большую значимость вышедшая в 2013 году книга профессора Ю.С.Ромашева «Борь­ба с пиратством и вооруженным разбоем на море. Правовые основы и практика». Книга эта создана с большим знанием дела защиты морского судоходства, написана человеком, от­давшим значительную часть жизни морской военной службе и долгим годам научной работы в сфере безопасности. При этом, несмотря существенное дополнение общеюридических понятий терминами из области военного права, книга чита­ется легко, написана доступным как для преподавателя, так и для студента языком. Для интересующихся же этой пробле­матикой государственных чиновников и военных, она, можно сказать, является энциклопедией. Участившиеся случаи на­падения на морские суда требуют выработки новых методов борьбы с преступлениями подобного рода. Поэтому возмо­жен вывод, что для теории и практической работы была не­обходима именно такая книга.

Основой проблемы, связанной с активизацией морского пиратства, по мнению автора, являются социальные причины. Но, как известно, нет причины без следствия, которое в свою очередь и востребовало бы юридическое исследование вопроса о составе данного преступления в международном праве. Сло­варь международного морского права дает толкование этому понятию, связывая его с противоправными насильственными действиями, совершаемыми пиратским судном (летательным аппаратом) в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства. Имеются и другие определения этого преступления. Базовые положения о пиратстве, закрепленные в Конвенции о морском праве 1982 года, совпадают с соответствующими обычными нормами международного права (с. 35).

Ю.С. Ромашев указывает, что количество признаков меж­дународно-правового состава преступлений строго определе­но нормой международного права (с.37). Оно может быть са­мым разнообразным, и не обязательно соответствовать числу признаков составов преступлений, предусмотренных законо­дательством государств (с.37).

В государствах предусматривается различная ответствен­ность за пиратство. Например, в США - это пожизненное за­ключение, в Нидерландах - до 14 лет лишения свободы (а в случае совершения убийства - до 16 лет). В России ст. 227 пред­усматривает наказание до 10 лет лишения свободы.

Что же касается источников, регулирующих эту пробле­му в наши дни, то их довольно много. Например, в Джибути в 2009 году двадцать одним государством региона был подписан Кодекс поведения, касающийся пресечения пиратства и во­оруженного разбоя против судов в западной части Индийско­го океана и в Аденском заливе. Этот весьма важный документ, разработанный в рамках Международной морской организа­ции (ИМО), содержит призыв ко всем государствам региона - внести изменения в уголовное законодательство. Практика же такова, что в Сомали -практически центре современного пиратства - уголовного наказания за него не предусмотрено.

Какие же меры принимает мировое сообщество для борь­бы с морским пиратством? Прежде всего, необходимо указать, что именно ООН делает все возможное для теоретической и практической разработки стратегий борьбы с пиратством на море. Совет Безопасности ООН в своей Резолюции 1851 (2008 г.) призвал государства к сотрудничеству с судоходными ком­паниями, рекомендовал страховым компаниям и ИМО про­должить разработку передовой практики и инструкций отно­сительно шагов, которые следует предпринять для того, чтобы избежать опасности, уйти от преследования и защитить себя в случае нападения или во время плавания у берегов Сомали (с. 101-104).

Велика роль международных организаций в деятель­ности по таким направлениям, как укрепление основных фе­деральных учреждений; улучшение деятельности местных органов власти; расширение доступа к образованию и здра­воохранению; обеспечение всем необходимым сферы продо­вольственной безопасности. Следует упомянуть резолюцию ИМО А.584(14) и разработанный в связи с ней такой документ, как «Меры по предотвращению незаконных актов против пассажиров и экипажей на борту судов». Ю.С.Ромашев под­черкивает, что выполнение государствами положений этих документов позволит существенно снизить угрозу совершения актов терроризма и актов вооруженного разбоя, угрожающих безопасности судоходства (с. 107).

В то же время, как показали события в Аденском зали­ве, требуется расширение мер самозащиты на судах. В книге подробно проанализированы существующие способы и мето­ды, разработанные и применяемые с целью недопущения за­хвата судна (с. 153-157). Уделяется большое внимание такому актуальному вопросу, как информированность всех заинте­ресованных лиц в вышеуказанных документах, позволяющих достигать относительно безопасного продвижения в пирато­опасных акваториях открытого моря и у берегов государств. При этом те страны, которые не регистрируют свое транзит­ное следование через Аденский залив в «Центре морской без­опасности - Африканский рог» (MSCHOA) и не сообщают о себе в офис организации «Морские торговые операции Со­единенного королевства» (UKMTO), многое теряют вопросах защиты от пиратских нападений. Не менее важно развивать деятельность страховых кампаний, возмещающих ущерб, по­несенный судами в случае нападения пиратов (с. 155-156).

Проблемы создания международного судебного органа в отношении пиратства и вооруженного разбоя на море рас­смотрены автором исчерпывающе. Затрагивая тему создания специализированного международного суда, автор использу­ет метод компаративистики, анализируя ряд политических и административных моментов, приведших к учреждению по­добного международного органа (с. 212-213).

Международные уголовные суды и трибуналы создаются, как правило, тогда, когда какое-либо государство не желает или не способно проводить судебное разбирательство в отно­шении наиболее тяжких преступлений, затрагивающих миро­вое сообщество и нарушающих установленный миропорядок. Для государств Африки это особенно актуально. Но не менее значим вопрос финансирования этих судебных органов. Без­условно, деятельность Международного целевого фонда в под­держку инициатив государств, борющихся с пиратством (про­грамма ООН) может способствовать реализации подобного плана, но все же этого недостаточно. Рассмотрев все имеющи­еся концепции по созданию подобного суда, Ю.С.Ромашев де­лает вывод о невозможности в ближайшее время создать столь значимую структуру (с. 252). Тем не менее борьба с морским пиратством коллективными международными силами будет востребована, что еще неоднократно выдвинет на повестку дня проблему привлечения к уголовной ответственности пиратов.

Не вызывает сомнения, что сотрудничество военно-мор­ских сил государств в борьбе с пиратством необходимо укре­плять. Заметную роль играют специально создаваемые реги­ональные международные морские силы, как это уже имело место в районе Юго-Восточной Азии и вблизи побережья Сомали. Функции этих сил заключаются в сдерживании лиц, совершающих вооруженные нападения на суда; пресечении их действий; конвоировании судов; оказании помощи судам, подвергшимся нападениям (с. 253).

В книге много страниц уделено деятельности российско­го военно-морского флота по борьбе с морским пиратством (с. 265-268). Россия заинтересована в защите как своего, так и в целом международного морского судоходства от пиратства. С 2008 года к побережью Сомали направлялись военные ко­рабли ВМФ России: «Адмирал Виноградов», «Адмирал Три- буц», «Петр Великий», «Маршал Шапошников», «Неустра­шимый» и другие. Процедура конвоирования торговых судов была разработана Генеральным штабом ВМФ России. Только за год (2008-2009) через Аденский залив было отконвоировано 207 судов, из них 27 российских. Наряду с российскими кора­блями в этом регионе находились два военных корабля Китая, два Японии; два Индии; один австралийский; один корейский.

Профессор Ю.С.Ромашев подчеркивает, что противодей­ствие пиратству и вооруженному разбою на море невозможно без тесного взаимодействия торговых судов, судоходных ком­паний, и обеспечивающих их безопасность иностранных ВМС. Структурой, которая аккумулировала в себе все эти действия, является Группа по вопросам общей осведомленности и пре­сечению инцидентов, возглавляемая Объединенными ВМС и ВМС ЕС. Эта организация является объединенной междуна­родной военной группой, созданной в 2008 году. В нее впо­следствии вошли представители флотов России, Китая, Индо­незии, Японии. Эта группа ежемесячно собирается в Бахрейне для консультаций на уровне экспертов.

Такая структура, как Центр судоходства НАТО (NCS) обе­спечивает коммерческую связь этой организации с морскими силами.

Вклад международных организаций в деятельность, на­правленную на борьбу с морским пиратством, велик. Среди международных неправительственных организаций, прини­мающих непосредственное участие в борьбе с преступностью, следует назвать Интерпол. Ранее эта организация не прини­мала непосредственного участия в борьбе с пиратством. Но в последнее время она все активнее вовлекается в эту работу, смысл которой заключается в отслеживании финансирования этого преступного рода деятельности, также осуществляется обмен оперативными данными. К превоочередным задачам относится обмен необходимыми для проведения розыскных работ данными с национальными полицейскими силами, ООН, ИМО. Используется глобальная защищенная коммуни­кационная система INTERPOL I-24/7. Следует учесть, что все страны, задействованные в борьбе с пиратством в районе Со­мали, входят в эту международную организацию (с. 273).

Конкретные действия по борьбе с пиратством в регио­не Сомали стали возможны благодаря обращению предста­вителя этого государства при ООН с просьбой о содействии в борьбе с морским пиратством. В феврале 2008 года на имя Председателя Совета Безопасности ООН было направлено письмо от Правительства Сомали об оказании безотлагатель­ной помощи в обеспечении безопасности территориальных и международных вод у побережья Сомали для осуществления безопасного мореплавания и судоходства. Совет Безопасно­сти призвал государства, чьи корабли ВМС и военная авиация находятся у побережья Сомали, проявлять внимание к напа­дению пиратов. Самым же главным было разрешение опре­деленному кругу кораблей входить в территориальные воды Сомали и использовать все необходимые средства для пресе­чения актов пиратства в соответствии с нормами международ­ного права (с. 276-277). Таким образом, действуя на основании Устава ООН (m.VII) и просьбы Правительства Сомали, Совет Безопасности реализовал свою функцию по поддержанию мира и безопасности.

Необходимо отметить постоянную озабоченность ООН проблемой морского пиратства. Принятие резолюций - необ­ходимая мера. Наиболее значимые среди них: Резолюция 1897 (2009) от 30-го ноября 2009 года, а также Резолюция 1819 (2010) и от 27-го апреля 2010 года. Что же касается Международной морской организации, то перечень ее рекомендаций велик, он включает в себя попытки решить самые разнообразные про­блемы борьбы с морским пиратством (с. 296-297).

В книге рассмотрена работа еще одного органа по борьбе с морским пиратством - Азиатско-Тихоокеанского совета по сотрудничеству в сфере безопасности Регионального форума АСЕАН (АТССБ). В 2000-ом году на форуме этой организации был принят Меморандум о кооперации в сфере правопоряд­ка и законности на море. В нем предложено провести анализ мнений всех государств на предмет разногласий по вопросам борьбы с морским пиратством. Сама организация АСЕАН взяла на себя много инициатив с целью недопущения пират­ства у берегов государств-членов АСЕАН.

Отмечена большая работа, которую проводит созданный в 1992-ом году в Куала-Лумпуре Региональный Центр по борь­бе с морским пиратством и вооруженным разбоем на море (с. 309). Он взаимодействует с Интерполом, национальными полицейскими силами и береговой охраной государств -чле­нов АСЕАН. По мнению Ю.С.Ромашева, совершенствование методов борьбы с морским пиратством имеет наибольшие перспективы (с. 311-318).

Автор всесторонне анализирует способы и методы борь­бы с морским пиратством. Обобщает их и выносит на чита­тельское обозрение, позволяя составить собственное мнение о глубине проблемы, связанной с этим видом преступления. «Пиратство - это обобщенное наименование преступления, которое имеет многоплановый международно-правовой со­став, содержащий описанную в международном праве группу деяний, в отдельных случаях являющихся взаимосвязанными друг с другом, которые могут совершаться не только в преде­лах открытого моря или в месте вне юрисдикции какого-либо государства (пиратские действия), но и в пределах территории государства и иных пространств (подстрекательство или со­знательное побуждение к совершению пиратских действий)» (с. 319).

Автор считает, что развитие договорного процесса в об­ласти борьбы с актами пиратства и вооруженного разбоя на море на международном (всеобщем) уровне, развитие законо­дательства прибрежных государств, направленного на реализа­цию их международных обязательств, должно способствовать формированию единого подхода во всем мире. Это позволит существенно повысить эффективность мер в данной области, снизить возможные осложнения межгосударственных отноше­ний при осуществлении компетентными органами государств конкретных мер в данной области, устранить возможные ос­ложнения межгосударственных отношений при осуществле­нии конкретных мер по борьбе с морским пиратством.

В завершение следует отметить универсальность работы Ю.С. Ромашева: исследование проведено в рамках таких дис­циплин, как международное, уголовное, административное, военное право. Книга снабжена большим количеством стати­стических материалов, специальными таблицами, термина­ми, помогающими в нужном объеме усвоить данную тему. Без сомнения, столь объемный труд представляет большой инте­рес для ученых и практических работников, занимающихся проблемами борьбы с преступностью, моряков и работников транспорта, преподавателей, аспирантов и докторантов, уча­щихся высших учебных заведений. Хотелось бы видеть более широкое представление этой книги на иностранных языках в зарубежных издательствах, так как рассмотренная автором проблема борьбы с морским пиратством является общеми­ровой. Иностранными специалистами, работающими в сфе­ре безопасности, такой ценный труд российского коллеги, безусловно, будет востребован и оценен высоко. Все это бу­дет способствовать решению одной из основных задач науки международного права - поддержанию всеобщего мира и без­опасности.

Смирнова Е.С. – кандидат юридических наук, проректор по научной работе Института современного права и экономики

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, преподавателя Е. В. Комольцевой и кандидата филологических наук, доцента Л. Б. Перепелкиной

Deutsch fűr Juristen

Рецензи...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, доцента Г. С. Пырченковой

English for law students

Рецензи...

Рецензия на монографию «Право ВТО»

Право ВТО

Рецензи...

Рецензия на учебник «Горное право»

Горное право

Рецензи...

Знаковость права

Язык и право

Знаково...

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК.

Контакты

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Яндекс.Метрика

© 2007 - 2018 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.