Рецензии

Евразийский юридический журнал

Рецензия на книгу Международное публичное право

С опорой на международное право

«С опорой … на международное право». Рецензия на книгу: Международное публичное право: учеб. / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред. К. А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008. — 1008 с.

№ 4 (11) 2009г.

Выход в свет нового, уже пятого, переработанного и дополненного, издания учебника по международному публичному праву под руководством заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук профессора К.А. Бекяшева, пожалуй, можно назвать целым событием в теории и практике международного публичного права. В период после выхода первого издания рецензируемого учебника, он пережил существенные структурные, концептуальные и содержательные изменения. В итоге учебник стал два раза толще. Да и в полиграфическом отношении он стал несравненно более презентабельным. Не будет также преувеличением сказать, что на примере этого самого массового учебника по данной специальности можно проследить историю развития и укрепления кафедры международного права Московской государственной юридической академии, являющейся ведущим юридическим вузом страны.

    Безусловно, за два прошедших десятилетия кафедра международного публичного права существенно расширилась, вырос ее авторитет в научных и вузовских кругах.

  Для непосвященного читателя заметим, что данный учебник называется «Международное публичное право», т. е. авторы имеют в виду, что речь идет о нормах и принципах международного публичного права. Однако в нем используется более распространенный в договорной практике и в обиходе специалистов термин «международное право».

   Последняя редакция учебника является результатом многолетнего сотрудничества кафедры международного права МГЮА с издательством «Проспект». Кстати, приложениями к данному учебнику являются Сборник документов по международному публичному праву и Практикум по международному публичному праву, выпущенные издательством «Проспект» в 2008 г.

  Как известно, качество любого учебника, тем более такого фундаментального, зависит от творческого потенциала членов авторского коллектива. А в данном случае творческие возможности коллектива авторов рецензируемого учебника самые серьезные. Посудите сами.

    Сегодня в научных и вузовских кругах широко известно имя самого вдохновителя и организатора общепризнанных успехов кафедры международного права Московской государственной юридической академии Камиля Абдуловича Бекяшева, доктора юридических наук, который с 1989 г. работает в МГЮА в должности профессора и заведующего кафедрой международного права. Он – заслуженный юрист РФ, академик адвокатуры, член Постоянной палаты третейского суда ООН, арбитр Международного арбитража ООН по морскому праву, автор и соавтор учебников для вузов, монографий и научных статей по проблемам международ¬ного морского права. Основные научные направления: теория международного права, право международных организаций, морское и экологическое право.

  Имена других авторов учебника также хорошо известны в отечественных юридических кругах. Например, Евгений Григорьевич Моисеев (с 1991 г. профессор кафедры международного права МГЮА, в 2002 г. защитил докторскую диссертацию) – автор и соавтор учебников для вузов, учебных пособий, монографий и научных статей по проблемам международного права.

   Людмила Петровна Ануфриева с 1993 г. по настоящее время работает профессором кафедры международного права МГЮА, в 2004 г. защитила докторскую диссертацию. Она – член Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, автор трехтомного учебника по международному частному праву, индивидуальных и коллективных монографий по теории международного права, вопросам междуна¬родного экономического и научно-технического сотрудничества, соавтор коллективных учебников по международному публичному и международному частному праву.

   Конечно же, приобретением для кафедры стал приход Эдуарда Леонидовича Кузьмина – действительного государственного советника 2-го класса, Чрезвычайного и Полномочного Посла России, автора ряда научных трудов по вопросам государственности, международного права и международных отношений. Он – профессиональный дипломат и ученый, с 2004 г. работает профессором кафедры международного права МГЮА.

    Также нельзя не сказать об Владимире Васильевиче Устинове (в 2003 г. защитил докторскую диссертацию) – почетном докторе Санкт-Петербургского государственного университета, авторе монографий по проблемам международно-правовой борьбы с уголовными преступлениями. Его основные научные направления: международно-правовая борьба с терроризмом, международное уголовное право. В.В.Устинов – полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе. С 2004 г. — профессор кафедры международного права на условиях штатного совместительства.

    Можно было бы и далее продолжать личностную характеристику других соавторов рецензируемого учебника, которые, несомненно, внесли большой вклад в его новое издание. Но, к сожалению, журнальная площадь не позволяет это сделать.

   Таким образом, данный учебник является очередным изданием учебника «Международное публичное право» (М., 2005). Между прочим, предыдущие издания также получили положительную оценку рецензентов и специалистов. Так, в своей рецензии на 4-е издание данного учебника доктор юридических наук, профессор, Президент Российской ассоциации международного права А.Л.Колодкин отметил, что учебник «может характеризоваться как серьезный, весомый вклад в разработку проблем международно-право¬вой науки». Далее он заключил: «Нет сомнений, что данный учебник будет служить не одному поколению студентов высшей школы России, а также будет полезным, крайне важным источником знаний для практических работников, связанных в своей деятельности с международным правом и внешнеполитической сферой». Нет никаких сомнений в том, что данный, практически новый учебник заслуживает большей похвалы. Просто по той причине, что он, уверяем, стал еще лучше, чем раньше.

    В рецензируемом учебнике, подготовленном в соответствии с программой МГЮА и типовой программой «Международное право», утвержденной Министерством образования РФ, освещены понятие, предмет, система, принципы и источники международного публичного права; изложено содержание основных его отраслей, таких, как право международных договоров, морское, космическое, воздушное, экономическое, антитеррористическое, экологическое, гуманитарное право, а также изложены правовые основы деятельности ООН и других международных организаций. Большое внимание уделено анализу международных процессуальных норм. Впервые в учебной литературе изложены философские аспекты международного права, основные направления международного сотрудничества в отраслях военно-технической, сельского хозяйства, туризма, рыболовства, образования и т. д.

    Представляемый учебник подготовлен на основе анализа международных договоров, уставов международных организаций, решений Международного суда ООН и других судебных учреждений, законодательства Российской Федерации. В нем приведены теоретические взгляды по основным проблемам международного публичного права.

    Сегодня никто не ставит под сомнение неоценимую роль теории и практики международного права. Президент РФ Д.А.Медведев в своем выступлении 9 мая 2008 г. заявил, что «нельзя допускать пренебрежения нормами международного права – права, которое было выстрадано всем мировым сообществом, права, без которого невозможна безопасная жизнь и справедливый миропорядок». В.В.Путин неоднократно призывал к уважению между¬народного права и неукоснительному соблюдению его принципов и норм. В частности, он отметил: «адекватный ответ на наиболее острые угрозы XXI в. … можно дать лишь солидарными усилиями мирового сообщества, с опорой на инструменты ООН и международное право».

   В свете вышеизложенного в предисловии к своему учебнику профессор К.А.Бекяшев отмечает, что международное право должно стать правом, основанным на признании взаимозависимости мира наших дней, на признании того факта, что обеспечение каждому народу права на свой путь развития, его экономической, политической, военной безопасности, уважение самобытности каждой страны, большой или малой, отвечает национальным интересам любого государства, интересам человечества в целом.

    Эффективность международного права во многом зависит от степени трансформации его принципов и норм во внутригосударственное законодательство, и прежде всего в основной закон соответствующего государства, продолжает далее Камиль Абдуллович. В Российской Федерации впервые на конституционной основе определен характер взаимосвязи международного и национального права. Так, п. 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным до¬говором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора». При известном юридико-техническом несовершенстве этого положения, по единодушному мнению российских ученых, Конституция России 1993 г. заложила политико-правовые основы для осуществления коренных перемен в характере взаимодействия России с внешним миром.

     Что же из себя представляет международное право? По определению профессора Санкт-Петербургского университета Ф.Ф.Мартенса, международное право – это совокупность юридических норм, определяющих условия достижения народами своих жизненных целей в сфере взаимных отношений. Можно полагать, что в этом определении народы признаются субъектом международного права. Позитивным, особо подчеркивается в учебнике, является вывод одного из основоположников российской теории и практики международного права Ф.Ф.Мартенса о том, что международное право управляет международными отношениями в определенной сфере.

    Сами авторы рецензируемого учебника международное публичное право определяют как систему обязательных норм и принципов, выраженных в признанных субъектами этого права источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного, через которые (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

   В отличие от международного публичного права международное частное право в рецензируемом учебнике определяется как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения частноправового характера между физическими и юридическими лицами и (или) государствами, а также международными организациями, в которых присутствует международный или иностранный элемент. Здесь особо подчеркивается, что по своему содержанию и юридической сущности вопросы, решаемые международным частным правом, таковы, что их регулирование выходит за рамки компетенции одного государства.

   Признание международного частного права совокупностью только лишь коллизионных норм неизбежно предполагает, однозначно считает автор данного раздела учебника К.А.Бекяшев, отрицание единого для всех стран (по аналогии с международным публичным правом) международного частного права, что противоречит очевидному факту. Сторонники концепции только коллизионного характера международного частного права отождествляют его с внутригосударственным международным частным правом, наличие которого признается во многих странах, в том числе в России.

   Международное публичное право, как известно, не имеет какой-либо общепризнанной, официальной системы его отраслей и институтов.

   Кафедра международного права МГЮА, принимая во внимание общие критерии построения системы права и учитывая появление новых норм и институтов международного права, считает, что современное между¬народное право состоит из следующих основных структурных элементов: 1) субъекты международного права; 2) основные принципы международного права; 3) право международных договоров; 4) право международных организаций; 5) право ООН и ее специализированных учреждений; 6) право СНГ; 7) международное трудовое право; 8) международно-правовые средства разрешения споров; 9) ответственность в международном праве; 10) право внешних сношений; 11) право международной безопасности; 12) международное право прав человека; 13) международное уголовное право; 14) международное экономическое право; 15) территория в международном праве; 16) международное морское право; 17) международное воздушное право; 18) международное космическое право; 19) международное экологическое право; 20) международное трудовое право; 21) международное гуманитарное право; 22) международное сотрудничество в научно-технических областях; 23) международное антитеррористическое право; 24) международное процессуальное право.

   Ряд отраслей международного права находится в процессе активного становления, например международное аграрное право, международное энергетическое право, международное транспортное право, международное интеллектуальное право, международное атомное право, международное информационное право, международное сельскохозяйственное право, международное рыболовное право, международное водное право и др.

   Думается, не все специалисты согласятся с предложенной системой международного права. Вызывает некоторые сомнения целесообразность выделения некоторых новых специальных отраслей международного права, например международного антитеррористического права.

   Авторы учебника, придерживаясь традиционного подхода, считают, что официальный характер источникам международного права придается, как правило, двумя путями: а) путем правотворчества, когда субъекты международного права одобряют договоры, содержание нормы права или рекомендации межправительственных организаций opinio juris; б) путем санкционирования, когда субъекты международного права одобряют обычные нормы, придают им юридическую силу. Источники международного права они также объединяют в три группы: основные, производные (вторичные) и вспомогательные. Как известно, согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН в первую группу входят договоры, международно-правовые обычаи и общие принципы права. К вторичным источникам относятся резолюции и решения межправительственных организаций. Вспомогательными источниками являются судебные решения, доктрина и односторонние заявления государств, принятые в соответствии с международным правом.

     Авторы рецензируемого учебника, придерживаясь российской доктрины международного права, которая отнюдь не отрицает важную роль обычая, считают основным средством создания норм современного международного права международный договор. Это и не удивительно, поскольку в настоящее время по своему удельному весу договорные нормы занимают в международном праве основное место. Кстати, они отмечают, что происходит определенный поворот и в западной доктрине международного права (Ш.Вишер, В.Фридман, А.Фердросс, П.Фишер и др.). Например, Дж.Голдсмит и Э.Познер (Великобритания) пишут, что договоры снимают недопонимание между государствами, облегчают двустороннее сотрудничество между ними. В настоящее время «возрастают нормативные обязательства, создаваемые договорами».

   Авторы считают источником международного права лишь такие общие принципы права, которые являются общими как для национальных правовых систем, так и для системы международного права. Наличие общих принципов, свойственных только национальным правовым системам, не означает, что они тем самым становятся общими принципами права в международном праве, – делается однозначный вывод по этому поводу.

    К общим принципами права, в частности, авторы относят принцип добросовестности, принцип справедливости, принцип законности, принцип «договоры должны соблюдаться», принцип доверия, принцип защиты прав человека, принцип суверенитета над природными ресурсами и т. д. Эти принципы закреплены в международных договорах, в законодательстве государств и прежде всего в высших законах (конституциях) государств. Одним из распространенных общих принципов права является принцип добросовестности. По справедливому мнению Р.Розенстока (США), этот принцип пронизывает «всю структуру международных отношений». Международный суд ООН в своем решении от 20 декабря 1974 г. по делу о ядерных испытаниях (Австралия против Франции) указал на то, что «одним из основных принципов, регулирующих создание и соблюдение правовых обязательств, независимо от их источника, является принцип добросовестности».

   Резолюции международных организаций в рецензируемом учебнике считаются новым источником международного права. Практически во всех межправительственных организациях имеются органы, которые принимают обязательные для государств-членов резолюции. В связи с этим важным является вывод о том, что имеется немалое число организаций, одобряющих технические правила и стандарты, которые при определенных условиях становятся обязательными для государств-членов. К таковым, например, авторы относят Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), Международную морскую организацию (ИМО), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирную метеорологическую организацию (ВМО) и др. В этих организациях действует принцип молчаливого принятия резолюций, особенно тех, которые содержат технические регламенты.

   Доктринальным является вывод авторов учебника о том, что некоторые резолюции Генеральной Ассамблеи ООН являются юридически обязательными, хотя и не перечислены в ст. 38 Статута Международного суда ООН. Согласно Уставу ООН решения Генеральной Ассамблеи носят рекомендательный характер (ст. 11). Вместе с тем ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН конкретизируют нормы международного права и даже содержат новые нормы. В качестве примера в книге приводится факт, что Генеральная Ассамблея ООН на своей XXV сессии 17 декабря 1970 г. одобрила Декларацию принципов, регулирующих режим дна морей и океанов и его недр за пределами действия национальной юрисдикции. В ней впервые в международной практике ресурсы морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции провозглашались «общим наследием человечества» и устанавливалось, что «никакое государство или лицо, физическое или юридическое, не будет претендовать на права, осуществлять или приобретать права в отношении этого района или его ресурсов, несовместимые с международным режимом, который должен быть установлен, и принципами настоящей Декларации». Впоследствии эта норма была развита и конкретизирована в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

   Юристы-международники МГЮА считают, что отдельные резолюции Генассамблеи ООН носят юридически обязательный характер.

    В рецензируемом учебнике отмечается, что источником международного права являются не только решения Международного суда ООН, но и решения иных международных и региональных судов (например, Международного уголовного суда ООН, Европейского суда по правам человека), а также решения национальных судов.

   В соответствии со ст. 38 Статута Международный суд при решении переданных ему споров применяет «доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

    Как известно, Международный суд ООН нередко использует доктрины наиболее квалифицированных специалистов при вынесении решений и составлении консультативных заключений. В этом ряду из отечественных ученых, завоевавших международную репутацию, авторы учебника МГЮА видят И.П.Блищенко, Р.Л.Боброва, В.Н.Дурденевского, Г.П.Жукова, Г.В.Игнатенко, С.Б.Крылова, А.Л.Колодкина, Ю.М.Колосова, М.И.Лазарева, Д.Б.Левина, И.И.Лукашука, С.А.Малинина, С.В.Молодцова, Л.А.Моджорян, Г.И.Тункина, Е.Т.Усенко, Н.А.Ушакова, Д.И.Фельдмана, В.М.Шуршалова и др. Ссылки на труды этих ученых ученых-международников XX–начала XXI в содержатся в решениях международных судов, трибуналов, а также в докладах Комиссии международного права ООН, – подчеркивают авторы.

      В правоприменительной практике применение международного публичного права национальными судами имеет очень важное значение. Применение международно-правовых норм национальными судами предполагает, по мнению авторов учебника, установление ими фактических обстоятельств дела, их правовую квалификацию, определение юридических характеристик и сферы действия относящихся к делу норм (специально-юридическое толкование), установление содержания норм (общее толкование), принятие решения о способе применения норм к данным фактическим обстоятельствам, действия по обеспечению реализации принятого решения.

    Авторы указывают, что в российском законодательстве существует норма общего характера, непосредственно обязывающая суды общей юрисдикции и арбитражные суды РФ применять нормы международного права при осуществлении судопроизводства. Из ст. 3 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. следует, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается применением всеми судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

     Международные договоры, имеющие прямое и непосредственное действие в правовой системе РФ, применимы, считает автор соответствующего раздела рецензируемого учебника, судами общей юрисдикции, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел. При рассмотрении гражданских дел они применяются, если международный договор устанавливает иные правила, чем закон РФ, регулирующий отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения. При рассмотрении гражданских и уголовных дел они применяются, если международный договор устанавливает иные правила судопроизводства, чем гражданский процессуальный или уголовно-процессуальный закон РФ. При рассмотрении гражданских или уголовных дел непосредственно действующие договоры регулируют, в частности, отношения с участием иностранных лиц, исполнение решений иностранных судов, выдачу лиц, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства. При рассмотрении дел об административных правонарушениях непосредственно действующий договор применяется судом, если он устанавливает иные правила, чем российское законодательство об административных правонарушениях (п. 5 Постановления № 5).

   В учебнике особой концептуальностью отличается также глава IV «Взаимодействие международного и внутригосударственного права», автором которой является доктор юридических наук профессор Л.П.Ануфриева. Это и понятно. Активно происходящие интеграционные процессы между государствами обусловливают тесное взаимодействие национального и международного права. Взаимовлияние этих двух самостоятельных и постоянно взаимодействующих правовых систем становится мощным фактором правового развития на современном этапе. Международное право приобретает новый смысл особенно в последнее время. Если раньше сфера его влияния была достаточно ограниченной и оно развивалось как бы параллельно тем отраслям, которые регулируются национальным правом, то теперь международное право еще более тесно смыкается с внутригосударственным правом, а его структуризация в значительной степени зависит от общего в системах национального права. Сфера международно-правового регулирования расширяется за счет объектов внутриправового регулирования. Причем, этот процесс происходит не столько путем их изъятия, сколько совместного регулирования, следовательно, международное право выступает как гарант и как общий «правовой стандарт» для национальных правовых систем.

   В процессе этого взаимодействия первичным, по мнению Г.И.Тункина, является влияние национального права на международное (см.: Тункин Г.И. Основы современного международного права. – М., 1956. – С. 9). Признание такого приоритета, однако, не означает, по его мнению, признания верховенства первого над вторым. Просто внутренняя политика, как правило, является определяющей по отношению к внешней. Первичность внутреннего права и вытекает из первичности внутренней политики над внешней.

   Но авторы нового учебника уверены: приоритетное влияние внутригосударственного права не свидетельствует о том, что международно-договорные нормы в чем-то вторичны. Наиболее яркое подтверждение этого они видят в том, что государства должны выполнять свои международные обязательства, независимо от того, отвечает такое выполнение нормам национального права или нет.

  В чем же заключаются основные формы взаимодействия систем международного и внутригосударственного права?

     Прежде всего Л.П.Ануфриева, автор анализируемой главы, подчеркивает объективный характер связей, существующих между национально-правовой и международно-правовой системами. Столь же объективно взаимное тяготение международного и внутригосударственного права, каждое из которых выполняет свои задачи и функции, определяемые в конечном счете различными нуждами государств, наций, обществ в целом и индивидов, слагающих последние, – отмечается далее.

  Коллектив авторов рецензируемого учебника, придерживаясь российской доктрины международного права, единодушен в вопросе о характере соотношения международного и внутригосударственного. Международное и национальное право – это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, они находятся в постоянном взаимодействии, соприкосновении, осуществляя взаимное влияние друг ни друга.

     Возрастание взаимосвязанности международного и внутригосударственного права в современном мире автор данной главы видит в следующем. Во-первых, имеет место фактическое увеличение числа международных и национально-правовых актов, посвященных сопряженным предметам регулирования, лежащим, соответственно, в пределах внутренней компетенции государств, но составляющим заботу и международного сообщества. Во-вторых, усиливается роль унификации, осуществляемой с помощью международных договоров, в регулировании определенных общественных отношений в рамках международного хозяйственного, гражданского и культурного оборота.

   Авторы учебника не соглашаются с теми, кто утверждает, что иногда имеет место совпадение объектов регулирования международного и внутригосударственного права. Так, если объектом регулирования в международном праве являются межгосударственные отношения, то внутригосударственным правом они регулироваться ни¬как не могут. В то же время и международные нормы не приспособлены для регулирования отношений власти и подчинения, характерных для внутригосударственного права. Следовательно, предположения о «совпадении объектов» ошибочны. Скорее нужно говорить о максимальной приближенности, достаточно тесном «соприкосновении» анализируемых сфер регулирования, – такой вывод делается в рецензируемом учебнике.

   Вызывает интерес в учебнике рассмотрение такого важного аспекта проблемы, как взаимодействие национального и международного права, который связан с деятельностью внутригосударственных систем правосудия и местом в нем  международно-правовых источников.

   При утверждении концепции примата международного права в международных отношениях кафедра международного права МГЮА отнюдь не имеет в виду подчинение внутригосударственной сферы международному праву с тем, чтобы вернуться к теории международно-правового монизма. Речь здесь ведется о принципиально новой роли международного права в условиях взаимозависимого, во многом целостного мира в процессе регулирования межгосударственных отношений, ядром которых выступает признание общечеловеческих ценностей. Главной функцией международного права, определяющей его сегодняшнее предназначение, служит, по мнению авторов учебника, решение проблемы безопасности человечества и устранение угрозы ядерной или обычных войн.

    Значительный интерес в рецензируемом учебнике представляет раздел «Право Содружества Независимых Государств» (глава XIII), подготовленный известным специалистом в этой сфере доктором юридических наук профессором Е.Г.Моисеевым.

   Говоря о правовых основах образования СНГ, ученый отмечает, что само Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. ряд юристов не считают международно-правовым договором. С.В.Черниченко полагает, что «договорные отношения между членами Федерации возможны, но их природа – государственно-правовая, а не международно-правовая». О.И.Тиунов придерживается сходной точки зрения. П.П.Кремнев пишет, что «в период с 8 по 21 декабря 1991 г. СНГ по своей природе представляло собой межреспубликанское внутрифедеральное образование, приобрести правовой статус международного объединения ему предстояло».

    Ситуацию, по мнению профессора Е.Г.Моисеева, осложняет то обстоятельство, что Устав Содружества Независимых Государств, как и другие учредительные документы СНГ, не содержит положений, которые бы прямо определяли юридическую природу СНГ. В Алма-Атинской декларации и в Уставе СНГ закреплены практически идентичные формулировки о том, что Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Отсутствие определенности породило массу различных суждений относительно правового статуса Содружества.
Большинство исследователей полагают, что СНГ является региональной международной организаций. Так, Г.В.Игнатенко считает, что «есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта международного права».

    Профессор Е.Г.Моисеев утверждает, что у Содружества Независимых Государств не одна, а две даты рождения – 8 декабря 1991 г. и 21 декабря 1991 г. Что касается учредительных документов, на основе которых возникло и действует Содружество, то их насчитывается три: 1) Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г.; 2) Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 г.; 3) Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г.

   Устав СНГ, подписанный 22 января 1993 г. в Минске на заседании Совета глав государств СНГ, автор главы считает основной правовой базой для деятельности Содружества. Его положения направлены на усиление центростремительных тенденций в СНГ, на его консолидацию. Устав способствует укреплению на территории бывшего СССР зоны стабильности и активного сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной и иных областях.

    В науке международного права предлагаются разные наименования отрасли, которая регулирует права и обязанности сторон в случае вооруженных конфликтов. Наиболее точно идею защиты лиц в ситуации вооруженного конфликта отражает, по мнению авторов учебника, название «международное гуманитарное право» (МГП), которое непременно учитывает военную необходимость.

   Наиболее тесно МГП связано с международным правом прав человека (МППЧ), считает автор данной главы кандидат юридических наук доцент Н.А.Соколова. МГП и МППЧ регулируют сходные права, обеспечивая минимальный стандарт защиты человека в различных ситуациях. МППЧ главным образом защищает эти права в мирное время, применяется ко всем людям и устанавливает обязанность государства в первую очередь обеспечивать права собственных граждан.

  Можно сказать, что глава XXIV «Международное антитеррористическое право» является новым словом в отечественной науке и практике международного права. Хотя, как мы уже подчеркивали выше, не все ученые солидарны с этой концепцией. Тем более что в других аналогичных учебниках чего-то подобного, кажется, не было.

   Международное антитеррористическое право – отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и иных субъектов международного права в борьбе с терроризмом.

    Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ В.В.Устинов, написавший данную главу рецензируемого учебника, отмечает, что международное антитеррористическое право, как и другие отрасли международного права, руководствуется общепризнанными принципами международного права. Среди них особое значение, по мнению ученого, имеют такие принципы, как неприменение силы или угрозы силой в отношении любого государства; территориальная целостность государств и нерушимость государственных границ; невмешательство во внутренние дела государств; уважение прав человека и его свобод; сотрудничество между государствами.

   Автор главы свою концепцию подтверждает тем, что во второй половине XX в., когда угроза терроризма стала реальностью, мировое сообщество вновь предприняло серьезные усилия по созданию международно-правовой базы для борьбы с терроризмом. На ноябрь 2006 г. действуют 13 универсальных международных договоров по борьбе с международным терроризмом.

   К сожалению, в данной рецензии не удается остановиться и на других разделах этого тысячестраничного учебника, которые тоже представляют значительный научный и научно-практический интерес. Уверены, что читатели сами ознакомятся с ними. Мы только назовем других соавторов этого уникального учебника по международному праву: М.Е.Волосов, кандидат юридических наук, доцент; Л.И.Захарова, кандидат юридических наук, старший преподаватель; Я.С.Кожеуров, кандидат юридических наук, старший преподаватель; Э.Л.Кузьмин, кандидат юридических наук, профессор; И.Н.Лебединец, кандидат юридических наук, доцент; Г.С.Стародубцев, доктор юридических наук, профессор.

     Рецензируемый учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также практических работников, чья деятельность связана с международными дисциплинами и внешней политикой.

    Думается, данная рецензия будет способствовать дальнейшей популяризации учебника по международному публичному праву, руководителем авторского коллектива и ответственным редактором которого выступил заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук профессор К.А.Бекяшев, а соавторами – члены кафедры международного права МГЮА.

Фархутдинов Инсур Забирович, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Рецензия на монографию «Право ВТО»

Право ВТО

Рецензи...

Рецензия на учебник «Горное право»

Горное право

Рецензи...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, преподавателя Е. В. Комольцевой и кандидата филологических наук, доцента Л. Б. Перепелкиной

Deutsch fűr Juristen

Рецензи...

Знаковость права

Язык и право

Знаково...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, доцента Г. С. Пырченковой

English for law students

Рецензи...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях