Рецензия на книгу Купряшкина Ю. В., Сивакова Д. О. «Арктика в вопросах и ответах: научно-практическое пособие. - М.: Диэмэйджи принт», 2014. - 316 с.
№ 1 (80) 2015г.
Рецензия посвящена одному из новейших научных исследований, проведенных в сфере современного правового режима Арктики. Авторы данного исследования, руководствуясь весьма значительными научными и практическими материалами, проанализировали современные проблемы правового регулирования деятельности человека в Арктике, которые до сравнительно недавнего времени не были достаточным образом изучены. Авторами был проведен сравнительный анализ российского и зарубежного опыта правового регулирования.
В научно-практическом пособии, подготовленном Ю. В. Купряшкиным и Д. О. Сиваковым, были выявлены современные тенденции правового регулирования разных видов деятельности в условиях северной полярной области, а также обозначены дальнейшие перспективы его развития. В исследовании также представлен анализ существующих проблем в сфере эволюции правового режима Арктики. Авторами последовательно проанализированы современное состояние и перспективы развития правового регулирования арктической деятельности, раскрыты проблемы освоения, использования и охраны территорий Арктики.
Отдельно рассмотрены проблемы государственного управления в Арктике, а также вопросы внешней и внутренней арктической политики России. Кроме того, Ю. В. Купряшкиным и Д. О. Сиваковым представлены весьма интересные приложения, являющиеся существенно важным дополнением к основной теме научно-практического исследования. Научное исследование, проведенное авторами, выполнено на высоком теоретическом и практическом уровне и, соответственно, может бьть внедрено как в сферу научных исследований, так и в практическую деятельность.
Издание авторами научно-практического пособия обусловлено вызовом времени: Арктика является сосредоточением колоссальных запасов природных ресурсов. Соответственно, эффективность деятельности, связанной с разработкой природных ресурсов, и минимизация вреда, причиненного в результате данного вида деятельности, всецело зависят от качества правового регулирования и справедливого правоприменения.
Для подготовки к изданию данного научно-практического пособия авторами проанализирован весьма значительный объем разнообразных источников правовой информации, а также литературы естественно-научного цикла. Среди данных источников присутствуют монографии, пособия, комментарии законодательства, официальные периодические издания, предназначенные для опубликования, а также научная и учебнопрактическая литература, научные статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров и прочих научных мероприятий, касавшихся по своей тематике в той или иной степени проблем правового регулирования промышленной деятельности в Арктике. Также были использованы источники права других приарктических государств, научных симпозиумов, круглых столов, других общественных форумов, ведомственные публикации. Особого внимания заслуживает составленный авторами данного научно-практического пособия глоссарий, в котором они представили ключевые понятия и термины, имеющие отношение к арктической деятельности, а также имена знаменитых исследователей Арктики.
Первая глава рецензируемого научно-практического пособия посвящена оценкам современного состояния и перспективам развития правовых основ арктической деятельности. Но при этом важно заметить, что данная глава начинается с раскрытия вопроса о значении Арктики для мировой экономики. При раскрытии данного вопроса авторами приводится информация о наличии полезных ископаемых в недрах Арктики в количественном и процентном соотношениях (с. 6-7). Начало раскрытия главы первой научно-практического пособия авторами было избрано тактически верно, так как именно исходя из проблематики установления государствами контроля над арктическими ресурсами и их распределения, прежде всего, и будет предопределено направление развития правового режима Арктического региона.
Далее, на с. 21, авторы анализируют различные уровни правового регулирования, выделяя, главным образом, международно-правовой уровень и уровень внутригосударственного правового регулирования. На с. 23 научно-практического пособия авторы отмечают, что «согласно Конвенции ООН на Арктическую зону распространяются режимы внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря». Более верным вариантом изложения соответствующей фразы была бы замена формулировки «согласно Конвенции» словами «исходя из положений Конвенции». Данная позиция связана с тем, что в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее — Конвенция 1982 г.) отсутствует непосредственное закрепление правового режима Арктики либо Северного Ледовитого океана. Статья 234 Конвенции 1982 г. «Покрытые льдом районы» закрепляет право прибрежных государств на принятие законодательных мер недискриминационного характера, направленных на защиту окружающей природной среды покрытых льдом районов, при этом не выделяя отдельно Арктику либо Северный Ледовитый океан. Правовые режимы морских пространств распространяются на акваторию Северного Ледовитого океана на общих основаниях, исходя из положений Конвенции 1982 г., в рамках которой регулируется правовой режим различных морских пространств, включая, соответственно, и арктические.
Говоря об уровнях правового регулирования режима Арктики, авторы не обратили внимание на муниципально-правовой уровень регулирования общественных отношений. А его значимость в Арктической зоне весьма велика, так как соблюдение норм международного и внутригосударственного права в отдаленных от центра районах арктических государств зависит непосредственно от соблюдения правовых гарантий их реализации на местном (муниципальном) уровне.
Во второй главе авторы анализируют проблемы освоения, использования и охраны северных арктических территорий. Наиболее верным вариантом названия данной главы было бы использование вместо фразы «северных арктических территорий» иной формулировки: «арктических пространств», так как в рамках Арктического региона сосредоточены не только сухопутные, но и водные пространства, которые, по своей природе, являются не территорией, а акваторией. Речь идет о морских пространствах Северного Ледовитого океана. Представляется важным обратить внимание на то обстоятельство, что значительная часть запасов природных ресурсов Арктики сконцентрирована именно в недрах ее континентального шельфа. Статистические данные по размерам арктических пространств и запасам полезных ископаемых авторы приводят на с. 122-123 научно-практического пособия.
Третья глава научно-практического пособия посвящена проблемам государственного управления в Арктике и внутренней политике России. В рамках данной главы уделено внимание современному состоянию и перспективам развития государственной политики Российской Федерации в Арктике. Проанализированы специфические особенности управления Арктической зоной Российской Федерации, а также полномочия отдельных органов государственной власти. В частности, полномочия министерств: экономического развития, промышленности и торговли, регионального развития, природных ресурсов и экологии. Особенно интересным представляется раскрытие вопроса 34 (с. 95-101), посвященного недавно созданному Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Также высокой оценки заслуживает исторический анализ системы государственного управления в России. При этом представляется желательным дополнение главы третьей новейшим материалом, посвященным вопросам развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года — постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"». Данное постановление Правительства Российской Федерации интегрировало в себе установки Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
Информацию о деятельности различных государственных органов Российской Федерации можно дополнить нормативным материалом об участии Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Пограничной службы ФСБ России в регулировании правового режима отдельных частей Арктической зоны Российской Федерации. В частности, речь идет о регулировании пограничного режима в отдельных частях субъектов Российской Федерации, находящихся в Российской Арктике. В качестве примера нормативно-правового акта, регулирующего данный вопрос, можно привести Приказ ФСБ России от 14 апреля 2006 г. № 155 (в редакции от 23 января 2013 г.) «О пределах пограничной зоны на территории Чукотского автономного округа». В соответствии с п. 3 Приказа контроль за его исполнением был возложен на Пограничную службу ФСБ России.
Четвертая глава научно-практического пособия представляет собой аналитическое исследование внешней арктической политики Российской Федерации. В рамках данной главы авторы анализируют геополитические особенности Арктического региона и возникающие в связи с ними тенденции сотрудничества и соперничества. Авторами данного научного издания в рамках отдельного вопроса кратко обозначены основные противоречия и территориальные споры между странами Арктики. Вместе с тем представляется желательным в данном научно-практическом пособии более подробно проанализировать правовые проблемы, связанные с реализацией положений российско-норвежского договора 2010 г. и советско-американского соглашения 1990 г..
Отдельного внимания также заслуживает глоссарий, приведенный авторами научно-практического пособия, в котором представлены и раскрыты наиболее важные фактологические сведения о терминах, используемых в данном издании, юридических и физических лицах, представляющих важное значение для деятельности, связанной с освоением Арктики. Но при этом важно заметить, что в глоссарии отсутствуют сведения об Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте (далее — АА НИИ), в рамках которого главным образом сосредоточены научные исследования Арктики. Несмотря на то, что на страницах своего научно-практического пособия авторы характеризуют деятельность АА НИИ (с. 13, 161, 201), представляется целесообразным представить о нем информацию в концентрированном виде в рамках глоссария.
Помимо основного содержания научно-практического пособия авторами также представлены весьма интересные приложения, содержащие по своей сути справочный, статистический, картографический и нормативно-правовой материал. Содержание справочного и статистического материала, главным образом, посвящено вопросам промышленной разработки и освоения полезных ископаемых в Арктическом регионе. Значительным дополнением данной категории научной информации было бы опубликование материалов, посвященных запасам живых морских ресурсов (рыбных и иных морепродуктов) в Северном Ледовитом океане, так как добыча данной категории природных ресурсов является не менее значимой для экономики Российской Федерации и других арктических государств, чем освоение минеральных ресурсов. Нормативно-правовой материал было бы целесообразно дополнить постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"».
Но при этом важно заметить, что данные источники носят исключительно рекомендательный характер, что никоим образом не снижает значимость представленного научно-практического исследования.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить высокий научный и теоретический уровень проведенного Юрием Витальевичем Купряшкиным и Дмитрием Олеговичем Сиваковым научно-практического исследования. Идеи, заложенные Ю. В. Купряшкиным и Д. О. Сиваковым в основу данного научно-практического издания, развиваются в четырех измерениях: природа, хозяйство, право и политика. Представленное авторами научно-практическое пособие является весьма интересным и значимым изданием, которое может быть рекомендовано научным и педагогическим работникам, занимающимся вопросами правового режима Арктики, а также практическим работникам, деятельность которых связана с Арктическим регионом.
Научно-практическое пособие «Арктика и право в вопросах и ответах» может быть успешно использовано в научной деятельности при подготовке научно-исследовательских работ, посвященных проблемам развития международно-правового и национально-правового режима Арктики, а также при исследовании отдельных аспектов арктической деятельности — геополитических и хозяйственно-экономических.
Научно-практическое исследование Д. О. Сивакова, посвященное правовому регулированию деятельности человека в Арктике, может быть использовано в учебном процессе при преподавании обязательных дисциплин: «Экологическое право», «Международное право» (по программе подготовки бакалавров «Юриспруденция») и «Международное морское право», «Международное экологическое право» (по программе подготовки магистров «Международное публичное право»). Непосредственно на базе данной книги может быть разработана отдельная магистерская программа, а сама она может быть использована в качестве основной учебной литературы по таким учебным дисциплинам, как: «Правовое регулирование хозяйственной и иной деятельности в Арктике» либо «Правовой режим Арктики». Более того, на базе данного научно-практического пособия могут быть разработаны программы повышения квалификации по вопросам правового регулирования деятельности в Арктике для специалистов, работающих в Арктической зоне Российской Федерации.
Таким образом, научно-практическое пособие «Арктика и право в вопросах и ответах», подготовленное Дмитрием Олеговичем Сиваковым и Юрием Витальевичем Купряшкиным, вносит весьма существенный вклад в современное развитие правового режима Арктического региона, а также в образовательный процесс и пропаганду правовых знаний по данному направлению.
По состоянию на 31 декабря 2013 г. в «Антологию интерэкоправа» включено 14 работ Д. О. Сивакова и пять изданий, в которых ученый выступил в качестве рецензента, руководителя авторского коллектива, ответственного за издание.