Рецензия на монографию Т. В. Ивлевой «Конституционная защита прав ребенка в России и Англии (некоторые вопросы теории и практики)», Уфа: РИЦ БГУ, 2014. — 212 с.
№ 4 (71) 2014г.
Монография Т. В. Ивлевой освещает весьма важные для современной России проблемы развития и воспитания подрастающего поколения — проблемы защиты прав ребенка.
Наряду с установлением государственных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации (ст. 45) предоставляет каждому самостоятельное право защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами. Специфика правосубъектности несовершеннолетних, небольшой жизненный опыт, зависимость от родителей или иных законных представителей приводят к тому, что несовершеннолетний не имеет реальной возможности защищать свои права столь же эффективно, как это может делать взрослый человек. Отсюда необходимость повышенной правовой защиты законных интересов несовершеннолетних. Ребенок при любых обстоятельствах должен быть среди тех, кто первыми получает социальную защиту и помощь. Постоянная забота о детях — непременное условие сохранения и развития народа, государства. Поэтому становится все более очевидным, насколько важны комплексные меры по созданию и обеспечению механизма реализации и защиты прав и свобод ребенка.
Десятилетний опыт научных исследований автора, ее непосредственное участие в судебных процессах по защите интересов ребенка, анализ деятельности соответствующего механизма одного из субъектов РФ — Республики Башкортостан, непосредственное практическое знакомство с проблемами защиты прав ребенка в Англии не могли не определить высокую значимость представленного монографического исследования.
Монография состоит из предисловия, введения, 5 разделов, заключения и списка использованных источников. Первая глава посвящена теоретическим аспектам конституционного механизма защиты прав ребенка, а последующие — институциональным элементам механизма.
Монография представляет собой сравнительно-правовое исследование, в чем ее особая ценность, учитывая то, что Англия не только одной из первых приняла закон о защите прав ребенка, но, что и показано в монографии, являет собой пример именно системной работы с детьми, чего так недостает российским службам. Автор справедливо замечает, что говорить об эффективной защите прав ребенка можно только в том случае, когда все элементы входят в один отлаженный механизм, четко координируют между собой и дополняют друг друга (с. 5).
По сути, монография посвящена отдельным аспектам реализации конституционно-правового статуса несовершеннолетнего. Среди многочисленной разноотраслевой научной литературы пока еще недостаточно работ, исследующих проблемы, касающиеся несовершеннолетних, через призму конституционных принципов и норм. С удовлетворением можно констатировать, что Т. В. Ивлева глубоко и всесторонне подошла к изучению конституционного механизма защиты прав ребенка, в результате чего ее монография «Конституционная защита прав ребенка в России и Англии (некоторые вопросы теории и практики)» имеет неоценимое значение для науки конституционного права.
Автор проявляет завидную научно-исследовательскую самостоятельность, предлагая собственные определения таких понятий, как «защита прав ребенка» (с. 11); «конституционный механизм защиты прав ребенка» (с. 24-25), «право на свободу и личную неприкосновенность» (с. 44), «жестокое обращение с ребенком» (с. 53), «Уполномоченный по правам ребенка» (детский омбудсман) (с. 103), обоснованно называя его конституционным институтом.
Поскольку защита прав ребенка включает и международный механизм, автором монографии проведен анализ жалоб, затрагивающих нарушение прав и интересов ребенка, поданных в Европейский суд по правам человека против России, что тоже вызывает дополнительный интерес к работе.
С точки зрения теоретической значимости монографии весьма важны параграфы: «Генезис конституционного права ребенка на свободу и личную неприкосновенность» (1.4.); «Институт детского омбудсмана в России: основы организации и деятельности» (3.1.); «Проблемы применения и толкования решений Европейского суда по правам человека российскими судами» (5.1.).
Глава вторая насыщена конкретными технологиями работы по защите прав ребенка как в Англии, так и в России (на примере Республики Башкортостан), что значительно повышает ценность работы в качестве практического пособия для работников системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в РФ. Также теоретические выкладки и практические выводы могут пригодиться специалистам, непосредственно работающим с детьми во всех сферах общественных отношений, в том числе по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы, так как монография предлагает практические пути решения ряда детских проблем на основе зарубежного опыта (Англии).
Ценность монографии заключается и в том, что она содержит ссылки на свежие источники и актуальные статистические данные МВД России и МВД РФ по Республике Башкортостан, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и Уполномоченного по правам ребенка РБ, Администрации городского округа город Уфа РБ, судебных и иных органов.
Вызывает особое уважение акцент автора монографии на необходимость и целесообразность заимствования лучшего в опыте защиты прав ребенка в Англии. Речь идет не только о хорошо разработанной и продуманной структуре ведомств, задействованных в механизме защиты прав ребенка, но и о «сохранении Правительством страны их вековых традиций, принятии от времени только лучшего и совершенствовании имеющегося опыта» (с. 196).
Работа носит своевременный характер. Автор поднимает вопросы, особенно актуальные для современной России. К ним относятся: жестокое обращение с детьми, отсутствие исчерпывающего определения семейной жизни, семьи (с. 52, с. 179), учитывая, что семья имеет еще и личностно-доверительную природу, в чем большая сложность правового регулирования семейных отношений; фактическое отсутствие бесплатной юридической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, высокая стоимость услуг «детских» адвокатов (с. 165).
Как и любая творческая научная работа, монография Ивлевой Т. В. вызывает потребность далее развивать подходы к проблеме защиты прав ребенка. В связи с чем возникают предложения по совершенствованию как структуры рецензируемой монографии, так и ее содержания. В первой главе монографии автор большое внимание уделяет праву ребенка на свободу и личную неприкосновенность и его генезису. Представляется, что глава «Механизм защиты прав ребенка: вопросы теории» представляла бы большую научную ценность для читателя, если бы содержала параграфы, посвященные и другим конституционным правам ребенка, которые также являются объектами охраны и защиты всех институтов конституционного механизма (право ребенка на образование, жить и воспитываться в семье и др.).
Параграф 2.1. назван «Защита прав ребенка в России». Правильнее, на наш взгляд, было бы назвать его «... на примере Республики Башкортостан как субъекта РФ», поскольку речь идет исключительно о государственной защите прав ребенка в данном субъекте Федерации.
Автор, говоря о том, что английские дети владеют информацией о том, куда могут обратиться в случае нарушения их прав (с. 16), проявляет беспокойство по поводу отсутствия осведомленности российских детей даже об имеющихся у них правах. Не могу согласиться с данной позицией, поскольку сегодня подростковое сознание «перенасыщено» принадлежащими им (подросткам) правами вне какой бы то ни было связи с ответственностью и обязанностями. Кроме того, детские телефоны доверия работают практически во всех регионах России и их номера известны.
С учетом вышесказанного рекомендую в печать монографию Т. В. Ивлевой «Конституционная защита прав ребенка в России и Англии (некоторые вопросы теории и практики)».