Рецензии

Евразийский юридический журнал

Рецензия на книгу Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде

Конституционные традиции в России

Рецензия на книгу: Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде:Монография – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 658 с.

№ 5 (12) 2009г.

Постановка вопроса о конституционной традиции в российской среде на основе противопоставления государственно-правовой традиции и традиций конституционализма в современной науке конституционного права России несомненно придает данной теме проблемный характер, причем дискуссии разворачиваются не только среди ученых-юристов, но и в политических кругах. Монография К.В. Арановского,  направленная на решение вопросов данной тематики, представляет собой своевременное, результативное научное исследование.

   В монографии впервые сделана попытка ответить на такие основные вопросы темы, как: Состоят ли в конкурентных отношениях конституция и российская правовая среда? В каких областях имеют место сущностные совпадения конституционной и российской культур, а также их синтез?  Дело в том, что опасность столкновения национальных и конституционных культур существует в нашем государстве до сих пор. Для России Основной Закон не является тем правовым изобретением, в котором прослеживаются давние традиции конституционализма, присущие, например, европейскому конституционному законотворчеству. Как справедливо отмечает профессор С.А. Авакьян, заложенный в Основном Законе демократический вариант правил наталкивается в жизни на сложность их применения в таком виде, а порой ни о каком применении Конституции вообще не может идти речи.

    Процесс синтеза российской правовой культуры и конституционных традиций находится в стадии своего оформления и становления. Посему автор монографии справедливо отмечает, что попытки разрешить хоть часть этих вопросов, получить относительно верные предположения или даже просто обосновать возникающие сомнения требуют от исследователя напряженной работы и являются весьма своевременными. Вместе с этим, на наш взгляд, автором поставлена и решена благородная задача – исследовать традиции конституционного права именно в российской среде, которая, как известно, обладает существенным набором национальных культур, обеспечивающих влияние на особенности правотворчества в субъектах Российской Федерации. В связи с этим логично высказанное К.В. Арановским положение, о том, что столкновение конституции с национальной культурой весьма вероятно разрешается в пользу последней и даже дает предпосылки к ее укреплению.       
            
   Содержание монографии «Конституционная традиция в российской среде» в большей части пронизано идеей синтеза конституционной традиции и российской правовой культуры. Данная идея дает возможность осмыслить традиции в отечественном конституционном праве, их образ в российской национальной среде, что, несомненно, усиливает практическую значимость монографического исследования, придает ему особый правовой колорит. На наш взгляд, можно говорить о первом в современной государствоведческой науке подходе к изучению проблем, связанных с образами национально-культурной среды, и ее соприкосновении с конституционно-правовыми традициями, безусловно влияющими на развитие демократических идей о создании правового государства в России.     

    Автор  отмечает, что формальное включение конституции в национальную среду – лишь внешний признак и шаг к ее признанию, за которым скрыто не вполне ясное будущее. На наш взгляд, в работе сделана попытка переосмысления возникающих конституционно-правовых процессов через призму соприкосновения традиции как социально-правовой формы, синтезирующей конституционное право, и системы государственно-правовых отношений. С этой целью автор применяет научный метод экстраполяции, посредством которого можно прогнозировать развитие событий правового и политического характеров не только в науке конституционного (государственного) права, такой подход применим и в исследованиях, проводимых в рамках других юридических наук.

    В первой главе работы  автор описывает образ конституционного (государственного) права как традиции, основываясь на том, что оно оснащено набором убеждений, навыков, образов, управляющих поведением участников конституционно-правовых отношений. Данное положение неоспоримо по крайней мере в силу двух причин. Первая: конституционная традиция в российской среде обуславливалась перечисленным набором собственных качеств в результате этапного их формирования в России, однако на момент появления  конкретная форма рецензируемой монографии не была конкретизирована. Вторая: вопрос традиционности конституционного права или традиций в государственном праве России –  своевременный и правильный с точки зрения науки и практики реализации конституционно-правовых норм, однако он должен, на наш взгляд, дополняться не только традиционными стереотипами поведенческого характера в конституционном праве, но и формировать именно новый традиционный образ государственной науки в нашей стране.
Одним из узловых моментов монографии стало выделение в параграфе 3 признаков государственно-правовой традиции, посредством которых можно обозначить происхождение конституционно-правовой традиции в российской среде, правовые представления, чувства, мотивационное поведение, определить движущуюся сторону государственно-правового регулирования. Важность классификации признаков государственно-правовой традиции заключается в том, что она на наш взгляд, дает возможность определить последующую динамику развития институтов конституционного права, обосновать их практическую необходимость либо бесполезность. Примечательно, что в работе уделено особое внимание мифологическому происхождению традиции и ее смысловым основаниям.

    Точка зрения на государственно-правовую традицию, представленная в монографии, обусловлена в первую очередь объяснением причин и условий привнесения конституционной традиции в российскую среду в целях сохранения и приумножения системы государственных и общественных ценностей. Поэтому переход от мировоззренческой позиции традиций к участию образов в государственном праве кажется нам вполне логичным. В частности, необходимо отметить, что работа насыщена исследованиями образов конституционной традиции в различных правовых и социальных феноменах. Так, автор отмечает, что ни одна из государственно-правовых традиций не обходится без образности. С этим нельзя не согласиться, поскольку традиция как социальный феномен должна быть осмыслена путем применения таких правовых дефиниций, как государство, власть, право, личность, самоуправление, конституция и др. В этой связи автор последовательно выстроил план монографического исследования с точки зрения теории государства и права и конституционного права России.

   В монографии впервые на правовом уровне осмыслены качества государственно-правовой традиции, причем разноспекторное понимание их как интерпретации, эмоциональности, архетипов, нормативности, информационности дает более полное представление о конституционной традиции в российской среде в целом, что в свою очередь усиливает научно-обоснованную сторону исследования, определяет  ее теоретико-правовую направленность.

   Еще в 1989 году в Вильнюсе Р.И.Станисловайтисом была защищена докторская диссертация на тему «Обычаи и традиции в механизме социального действия права», в которой достаточно четко показано место традиций в государственно-правовом регулировании общественных отношений, затронуты вопросы структуры, функций и сущности. Однако вопрос о качествах традиций в призме государственно-правовых отношений, на наш взгляд, нашел свое отражение именно в рецензируемой монографии, что, несомненно, повлияло на динамику развития конституционной (государственной) науки в Российской Федерации.

    Во второй главе раскрывается вопрос о конституционном праве как традиции. Автор анализирует вопросы соотношения понятий, сущности, содержания конституционного права как традиции. Сильной стороной второй главы является еще и то, что в ней описаны западно-христианские (протестантские) основания конституции, на их примере показаны крепкие привязанности в отношениях между конституционной традицией и обществами, историю которых вдохновляло протестантское христианство. Следует отметить полноту выводов, сделанных К.В.Арановским в четвертом параграфе второй главы, их созвучность русским политическим традициям, согласно которым любой государственно-правовой традиции нужна вера, конституционной традиции нужна вера в гражданскую, политическую свободу, народовластие, без нее невозможно рассчитывать на осуществление конституционных правоположений. Далее автор совершенно обосновано переходит к ответам на вопросы мировоззрения и образности в конституционной традиции, при этом оригинально выглядит исследование конституционного образа народа и принципов, идей и ценностей, связанных с ним. Автор описывает образ личности человека, государства и прочие качества в конституционной традиции, а также образ закона в конституционном праве. Такой алгоритм построения правовых институтов улучшает качество восприятия всего материала, что несомненно является одним из достоинств рецензируемой работы с точки зрения методологии изложения.

    В настоящее время процесс информатизации захватывает практически все сферы общественных отношений, этим обусловлено то, что источники и состав информации в конституционной традиции рассматриваются в монографии с данной позиции. Обращаясь к рассмотрению состава аномии и конституционной традиции, автор отмечает, что не всякое отступление от формального закона нужно понимать как явление аномии в конституционном укладе.

    Третья глава монографии посвящена вопросам освоения конституционного права в России. В первом параграфе точкой преткновения стали вопросы оригинальных и заимствованных конституций. Эта линия прослеживается также в первой и второй главах, что отнюдь не является изъяном, а обеспечивает сравнительно-правовую методологию работы. Одним из актуальных вопросов, рассматриваемых в работе, стал вопрос о конституционном праве и его размещение в российской среде. В монографии показано отношение субъектов публичного права к конституционной традиции, их влияние на сложившуюся систему социальных, порой негативных явлений.

   В монографии также раскрыт ряд вопросов, связанных с традициями, сложившимися в российской среде, которые несут криминальный оттенок, не имеющий ничего общего с публичными запросами, а скорее преследующий корпоративные интересы. Необходимо отдать должное научной корректности К.В.Арановского, описавшего настолько сложные явления, носящие порой не правовой, а политический оттенок. 

    В заключении обосновываются выводы и делаются предложения по усилению научного исследования конституционной традиции в российской среде, которые, как нам представляется, имеют огромное научно-практическое значение для науки конституционного права и конституционно-правовых отношений, формирования поведенческой линии субъектов, непосредственно соприкасающихся с государственной традицией. 

Шайхуллин М.С., кандидат юридических наук, доцент

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Знаковость права

Язык и право

Знаково...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, доцента Г. С. Пырченковой

English for law students

Рецензи...

Рецензия на монографию «Право ВТО»

Право ВТО

Рецензи...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, преподавателя Е. В. Комольцевой и кандидата филологических наук, доцента Л. Б. Перепелкиной

Deutsch fűr Juristen

Рецензи...

Рецензия на учебник «Горное право»

Горное право

Рецензи...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях