Рецензия на рукопись учебного издания по программе учебной дисциплины «Административное право» под редакцией заслуженного деятеля науки России, доктора юридических наук, профессора Л. Л. Попова
Сформулировать проблему часто бывает важнее, чем найти ее решение. Умение ставить новые вопросы, видеть новые возможности, рассматривать старые проблемы под новым углом зрения требуют творческого воображения и приводит к подлинным успехам в науке.
А. Эйнштейн Res ipsa loquitur
№ 6 (73) 2014г.
Профессорами Л. Л. Поповым и Ю. И. Мигачевым опубликовано немало научных трудов, включая многочисленные работы по истории и теории современной науки административного права. Ученые полагают, что административное право - важнейшая, ключевая отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая особую группу общественных отношений, складывающихся в области публичного (государственного) управления. Оно воздействует на те общественные отношения, которые возникают в процессе реализации одной из ветвей государственной власти России, а именно исполнительной власти. Как отрасль публичного права административное право обладает собственным предметом и методом: системой государственно-управленческих отношений и способами и средствами воздействия на них, поскольку государственное управление реализуется через категории публичных интересов, потребностей, целей, стимулов и норм, теоретическая значимость проведенного авторами исследования заключается в анализе генезиса и развития института административного права в общественной жизни общества как отрасли законодательства, как отрасли правовой науки и как учебной дисциплины. Но если административное право как совокупность юридических норм предписывает соответствующее поведение, то наука административного права исследует нормы административного права, классифицирует и систематизирует их, объединяет в правовые институты и представляет в определенной системе. Наука административного права, по мнению авторов, выявляет эффективность административного законодательства и практики его применения, и более того, ее необходимо рассматривать как систему взглядов и представлений о государственно-правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах исполнительно-распорядительной деятельности государства. Кроме того, она раскрывает теоретические положения об отрасли административного права и предмете ее регулирования.
Действительно, и это отмечают авторы в своем труде, наука как отрасль учебной дисциплины административного права исследует такие правовые проблемы, как сущность государственного управления, его организация в различных областях государственной деятельности, формы и методы его осуществления; административно-правовой статус органов исполнительной власти, граждан и организаций; прохождение государственной службы и статус государственных служащих; административный процесс и ряд других.
Нормативную основу науки и отрасли учебной дисциплины административного права составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие различные стороны государственного управления. Теоретической основой науки административного права являются философские и общесоциологические науки, теория права, а также работы общественных и зарубежных юристов прошлого: И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Л. Штейна и др. Методологической основой работы авторов являются исторический, сравнительно-правовой, логический, формально юридический и другие методы научного исследования. Институт административного права вырабатывает конкретные пути оптимизации государственного управления, всего механизма административно-правового регулирования. Он тесно связан с другими отраслями правовой науки и отрасли учебной дисциплины, прежде всего с теорией государства и права, конституционным правом, гражданским и трудовым правом и др., которые содержат общие базовые принципы для всех отраслей юридической науки.
Как отметил в своем Предисловии Ректор Университета имени О. Е. Кутафина профессор В. В. Блажеев, образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным, поэтому издание настоящего учебника представляется актуальным, своевременным и важным в свете совершенствования административной реформы в России. Научный труд Л. Л. Попова и Ю. И. Мигачева выполнен с опорой на современные научные институты, нормативные и правовые акты в данной области, и будет очень полезен как для преподавателей административного права по курсу бакалавриата, так для студентов данной специализации. Учебник подготовлен по учебной дисциплине вариативной части и является основой образовательной программы Университета имени О. Е. Кутафина.
Действительно, в учебнике нашли свое отражение как общие положения об административном праве (его понятие, специфические признаки, отличающие его от других отраслей права), так и специальные административно-правовые вопросы, непосредственно касающиеся государственного управления, субъектов административного права, поступления на государственную службу, прохождения государственной службы, правового статуса государственных служащих, обеспечения государственного контроля, административной ответственности и других вопросов административного права.
Авторы отмечают, что современное российское административное право регулирует отношения, возникающие в процессе государственно-управленческой деятельности в различных сферах - экономики, социально-культурной и административно-политической. В связи с этим курс административного права, изложенный в учебнике, состоит из двух частей: общей и особенной.
В общей части курса (с. 6-338) особое место уделяется анализу предмета и метода административного права, его особенностям и источникам. Особое внимание авторы уделяют вопросу развития в России административного права как науки. В этой части рассматриваются такие вопросы, как понятие, принципы и содержание государственного управления; соотношение государственного управления и исполнительной власти; понятие административно-правовых норм и административно-правовых отношений; источники административного права; механизм и особенности административно-правового регулирования; административно-правовой статус субъектов административного права (граждан, органов исполнительной власти, некоммерческих организаций, предприятий и учреждений, государственных служащих); административно-правовые формы и методы государственного управления; административное правонарушение и административная ответственность; правовые основы административно-процессуальной деятельности, а также обеспечение законности в государственном управлении.
Особенная часть курса (с. 341-553) посвящена вопросам организации и функционирования государственного управления в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности, где авторы особо отметили, что основным объектом государственного управления является общество. Главная цель управленческого воздействия - обеспечение необходимого прогрессивного развития общества, создание благоприятных условий его жизнеобеспечения. Элементы объекта государственного управления связаны между собой как составные части одного целого и представляют собой отдельные сферы жизнедеятельности общества. Именно с ними мы связываем наиболее удачную типологию элементов объекта государственного управления - это экономика, социально-культурная и административно-политическая сферы.
Важнейшая разница субъектов и объектов государственного управления состоит в их функциональном предназначении: если органы государственной власти имеют соответствующую иерархию, вертикаль власти, то эти показатели для общества не характерны. Здесь преобладают горизонтальные, диспозитивные отношения.
Кроме того, отмечают авторы, в последние годы все чаще употребляется термин «гражданское общество», под которым мы понимаем систему институтов самоуправления, придающих свободной деятельности человека созидательный смысл. Гражданское общество - совокупность относительно независимых от государства общественных институтов, выражающих и защищающих интересы граждан. Степень развития гражданского общества является показателем зрелости всего государства.
Значение для России гражданского общества состоит в том, что оно разрушает монополию государства на власть, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций. Гражданское общество по отношению к государству должно использовать весь арсенал компенсаторных средств в виде создания независимых общественных организаций, массовых общественных движений, независимых СМИ. В конечном итоге это приводит к изменению государственной политики или созданию новых законов, заимствованию властными структурами демократических принципов, методов, к усилению контроля за соблюдением государственными органами и их представителями правовых процедур и права.
Важной характеристикой гражданского общества, и это особо отмечают авторы в своем труде, является эффективность его взаимодействия с государствам. В основу взаимодействия положена конституционная норма: носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст.3, ч.1 Конституции Российской Федерации). Стратегия взаимодействия состоит в том, чтобы государство максимально вовлекало общественные институты в управление государством, в его реформирование.
Основной субъект гражданского общества - человек, его права и свободы. Именно они составляют основу современного понимания гражданского общества и нашли свое отражение, например, в теории общественного договора. Содержание этой теории состоит в том, что от природы люди равны и нет естественных оснований для деления их на группы и сословия для специальных властных полномочий. Именно народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Государство подчиняется законам, являющимся выражением воли всего общества. В случаях нарушения условий общественного договора властью народ вправе бороться за свои политические свободы. Общественный договор отражает признание всеми общих правил общежития, которые должны выполняться.
Гражданское общество в современной России должно взять на себя решение части социальных проблем, освободив от них государство, смягчив при этом социальную напряженность. Давно было замечено, что свободы, частная собственность и справедливые законы составляют основу гражданского общества. При этом большая часть собственности зиждется на договоре, формальности которого твердо определены.
Гегель подчеркивает, что справедливость составляет нечто великое в гражданском обществе: хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основные условия его блеска.
Учебник хорошо проработан с научной точки зрения. Материал, изложенный в учебнике, позволяет на высоком уровне изучить вопросы государственного управления, государственной службы, административной ответственности, административного процесса, а также иные институты административного права.
Учебник имеет четкие разделы; последовательное, логически выверенное, лаконичное изложение тем, в свете действующего законодательства, имеющего большой динамизм. Это позволило авторам учебника достаточно полно осветить актуальные вопросы современного развития институтов административного права.
Очевидным достоинством рукописи учебника является простота и доступность материала для понимания. Это обстоятельство является чрезвычайно важным для образовательного процесса в целом, так как учебный материал рассчитан прежде всего на студентов, аспирантов, работников правоохранительных органов.
Учебник имеет гриф «допущен Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и направлению подготовки юриспруденция и предназначен для студентов, изучающих учебную дисциплину «Административное право» и обучающихся по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»). Однако, как любое творческое исследование, представленная на рецензирование рукопись учебного издания по программе учебной дисциплины «Административное право» имеет ряд недостатков, на которые необходимо обратить внимание в будущем.
По мнению рецензента, в любой научной деятельности есть два взаимосвязанных направления: фундаментальные инновационные исследования и прикладные разработки по практической реализации фундаментальных достижений. Между ними нет «китайской стены», они взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Результаты фундаментальных исследований могут иметь прикладное применение, а прикладные разработки - дать толчок новым фундаментальным изысканиям и их уточнениям.
Поэтому говоря о состоянии науки административного права в современных условиях, следует сказать, что оно связано с кардинальным обновлением, происходящим в настоящее время конституционным закреплением разделения властей, переосмыслением и реформированием ее традиционных институтов, постановкой вопросов о необходимости новых правовых институтов. В связи с этим возникает необходимость разработки более углубленных теоретических основ административного права, от правильного анализа которых зависит будущее данной отрасли права, а это значит: во-первых, что одной из ключевых проблем в науке административного права является проблема анализа сущности государственного управления и его соотношения с категорией исполнительной власти, закрепленной в Конституции Российской Федерации. Следует иметь в виду, что власть - исключительно сложное и многоаспектное явление. Современная философия, политология и социология исследуют власть как общесоциологическую категорию, выделяя при этом субстанциональные основания властных отношений и их существенные признаки, выражающиеся в любом типе, виде и форме власти и придающие ей объективно-закономерный характер. Тема исполнительной власти авторами исследована явно не достаточно. Отсутствует интегральный взгляд на данную категорию, не выявлены особенности данной ветви власти.
Заслуживает внимания авторов учебника и всех уче- ных-административистов категория «единая система исполнительной власти», о которой говорится в части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации. Эта система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также исполнительными органами местного самоуправления. Для понимания соотношения категории «государственного управления» и «исполнительной власти» весьма важным представляется дальнейшее научное исследование исполнительной власти, ее сущности и основных черт.
Кроме того, нуждается в новом освещении и вопрос о предмете административно-правового регулирования с учетом включения в него общественных отношений, возникающих в сфере применения административных регламентов, административного принуждения, в частности, мер административной ответственности за совершенные административные правонарушения, административной юстиции;
во-вторых, в стране осуществляется административная реформа, связанная с реорганизацией государственного управлении, и прежде всего исполнительной власти, как федеральной, так и субъектов Российской Федерации. Целью этой реформы, по мнению рецензента, является простота и эффективность работы государственных органов; совершенствование отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российском Федерации, исполнительными органами местного самоуправлении, между государственными органами и хозяйствующими субъектами; демократизация управления, его открытость и доступность для граждан. Достижение этих целей требует новых соотношений, с одной стороны, между централизацией и децентрализацией, с другой - между формами и методами правового регулирования разных сфер общественной жизни.
Сегодня проведена большая работа по анализу, оценке и упорядочению функций федеральных органов исполнительной власти. Сформирована новая система федеральных органов исполнительной власти, которая включает министерства, разрабатывающие государственную политику в соответствующей сфере и осуществляющие нормативно-правовое регулирование, федеральные агентства для оказания публичных услуг, федеральные службы, и положения о них. Изменяется законодательство, определяющее государственное управление на уровне субъектов Российской Федерации, а также административные отношения между федеральным центром и регионами.
В настоящее время, по мнению рецензента, требуется научный анализ полученных результатов, а также научная проработка дальнейших направлений реформирования государственного управления в России;
в-третьих, в Российской Федерации продолжается реформа государственной службы. Роль государственной службы в стране очень велика, и это особо отражено авторами в своем научном труде, однако развитие представлений о системе органов исполнительной власти, повышение эффективности их деятельности, оптимизация компетенции и административно-правового статуса в целом невозможны без параллельного совершенствования законодательства о государственной службе, и прежде всего - без четкого законодательного закрепления этого понятия. Требует дополнительной научной проработки и вопрос о таких видах государственной службы, как «военная служба» и «правоохранительная служба» и их особенностях;
в-четвертых, актуальной и сложной для науки административного права является проблема административно-правового регулирования в экономической сфере.
В современных условиях, как предлагают авторы, при переходе к новой экономической системе концепция государственного управления, базировавшаяся на едином производственно-хозяйственном комплексе, устарела и должна быть коренным образом пересмотрена. Развитие рыночной экономики потребовало создания соответствующей правовой базы. При этом следует отметить, что современное государственное управление экономикой проявляется не столько в форме прямого командного воздействия, сколько в других формах, к которым относятся, в частности, регулирование деятельности хозяйствующих субъектов; стандартизация продукции, работ, услуг; осуществление контрольно-надзорных функций. Эти формы можно отнести, считает рецензент, к разновидности государственного управления - к сфере государственного регулирования. В то же время в Российской Федерации сохраняются отрасли хозяйства, где сохраняются функции государственных органов по управлению хозяйствующими субъектами (государственные корпорации), в частности, атомная энергетика, производство военной продукции, авиа- и судостроение, а также ряд других;
в-пятых, актуальной в административном праве остается проблема общественного порядка, требующая в условиях функционирования всех форм собственности более глубокого изучения и понимания, что недостаточно отражено в научном труде.
Этот порядок не возникает спонтанно, в силу одного факта существования рыночных отношений, но устанавливается при активной и разумной государственной деятельности, поддержке соответствующих органов. Предпринимательская деятельность, развитие любых форм собственности возможны при условии того, что государство обеспечивает порядок и общественную безопасность, защищает бизнес от коррупции, рэкета, рейдерства, недобросовестной конкуренции, обеспечивает личную и имущественную безопасность и прочее.
Вместе с тем, по мнению рецензента, экономический порядок предполагает для предприятий и объединений всех форм собственности четкие юридические правила, в пределах которых они обязаны действовать. Эти правила должны исключать действия хозяйствующих субъектов, направленные во вред интересам потребителей и государства, а также предусматривать за совершение таких действий юридическую ответственность;
в-шестых, в настоящее время актуальна проблема административно-правового регулирования миграционных процессов. Эта проблема требует, по мнению рецензента, научного осмысления. Однако специальных работ по данной проблематике написано крайне мало. Между тем в этой области немало вопросов, связанных с более точным определением таких понятий, как «беженец», «вынужденный переселенец», с контролем над миграционными процессами, компетенцией МВД России и других государственных органов в этой сфере. Нерешенными остаются теоретические вопросы о связи миграционных процессов с правами граждан, в частности, с их правом на свободу передвижения и выбор места жительства и рядом других;
в-седьмых, острейшей становится научная и учебная проблема, связанная с административным процессом, его пониманием, соотношением с административной юстицией и административным судопроизводством, а также проблема административной деликтологии, обусловленной огромным масштабом административных правонарушений. Подготовленные представителями науки и практики проекты соответствующих законодательных актов пока остаются без своего разрешения.
Представляется, что если любая наука, в том числе и наука административного права, может развиваться на трех основополагающих постулатах: что было, что есть и что будет, то новое поколение ученыхадминистративистов в своих исследованиях не может не обращаться к трудам таких видных ученых, как С. С. Студени- кина, И. Н. Ананова, А. Агапова, Ц. А. Ямпольской, Г. И. Петрова, Л. Л. Попова, Б. В. Россинского, Ю. М. Козлова, В. Н. Манохина, Ю. И. Мигачева, Н. Г. Салищевой, Б. И. Лазарева, М. И. Еропкина, Д. Н. Бахрах, Ю. Н. Старилова и других. Их идеи, концепции, предвидения образуют тот научный фундамент, который делает возможным решение сегодняшних актуальных проблем науки административного права.
По мнению рецензента, авторами были рассмотрены основные вопросы истории развития этой отрасли права и теории административно-правового регулирования: содержание публичного и государственного управления; сущность и основные признаки исполнительной власти; предмет и методы регулирования; нормы и отношения; субъекты, реализующие установленный законодательством правовой статус; органы исполнительной власти; государственные служащие; формы и методы управленческих действий; административный процесс.
И главное: работа, научным редактором которой выступил профессор Л. Л. Попов, несомненно - высокий теоретический, методологический, научный и практический уровень, который восполнит дефицит научной информации и научной дисциплины.
Прав был И. Кант, сказавший, что два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать.
Л. Л. Попов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки России. Ю. И. Мигачев, доктор юридических наук, профессор.