Рецензия на монографию Р. А. Ромашова и Е. В. Пеньковского «Философия права и преступления». СПб.: Але-тейя, 2015. – 344 с.
№ 2 (93) 2016г.
В настоящей статье рассматриваются актуальные философско-правовые вопросы, касающиеся основных категорий юриспруденции. Акцент делается на категориях права и преступления, которые рассматриваются как объективированные юридические конструкции и социально-культурные явления, взаимообусловленные объективными и субъективными факторами различной этимологии.
REVIEW OF THE MONOGRAPH «THE PHILOSOPHY OF LAW AND CRIME» BY R. A. ROMASHOVAND YE. V. PENKOVSKY. ST.-PETERSBURG: ALETEYA, 2015. - 344 p.
This article examines current philosophical and legal issues relating to major categories of law. The emphasis is put on categories of law and crime, which are analyzed as objectified legal structure and socio-cultural phenomena, mutually conditioned by objective and subjective factors of different etymology.
Юриспруденция в наши дни подвергается все большей критике за упорное следование достаточно простому сравнению позитивного права, игнорируя при этом уровни и действия реальных участников правоотношений. В наши дни учеными предлагается совмещать различные направления правовых исследований, для того чтобы понять, что теоретические, абстрактные понятия права и правовой системы существуют не сами по себе, как независимые, отдельные явления, состоя из правил и процедур, а создаются для людей, которые управляют, применяют, используют, или игнорируют эти правила.
Ученые склонны относиться к юридическим конструкциям серьезно, но достаточно поверхностно: по мере необходимости изучения элементов правовой системы или отдельных институтов, которые являются предметом исследования и которые по этой самой причине становятся достойными их внимания.
Намечающаяся сегодня тенденция к союзу философии права и юридических отраслевых дисциплин представляется весьма перспективной, поскольку эмпирические усилия исследователей в этой области на сегодняшний день минимальны, хотя и востребованы.
Выход в свет монографии Р. А. Ромашова и Е. В. Пеньковского «Философия права и преступления» в серии «Либерализация права: от репрессий к милосердию» является значимым событием в области преодоления противоречий между общей и отраслевой теорией права и в то же время определения возможных направлений междисциплинарной интеграции наук.
Авторы монографии, являясь и теоретиками права, и практиками, по-научному серьезно отнеслись к абстрактным понятиям «право», «преступление», «наказание». Однако не как к явлениям, действительность и важность которых не может не вызвать сомнений, а как к кристаллизации понимания, которое должно быть расшифровано, чтобы показать его социальное значение.
Значимость работы Р. А. Ромашова и Е. В. Пеньковского состоит, прежде всего, в ее информативности, богатстве не только юридического, но и философско-правового, и практического содержания. Междисциплинарность развиваемого авторами подхода дает почву для новых идей и методов в осмыслении и решении проблемных вопросов. Благодаря насыщенности и оригинальности авторских взглядов и выводов возникает своеобразный диалог идей автора и читателя. Нет сомнений в том, что настоящая монография способствует продуцированию новых идей не только о бытии права с философской точки зрения, но и о более конкретных проблемах юридической науки.
Монографию отличает динамичный стиль изложения, позволяющий четко воспринимать ее общую композицию, в том числе конкретно-исторический контекст проблем, исследуемых авторами. Позиция авторов может вовлечь читателя в дискуссию, заставить задуматься, расширить профессиональный кругозор юриста.
Работа включает в себя 12 глав, которые последовательно, от общего к частному, рассматривают философско-правовые проблемы известной триады «право - преступление - наказание».
В силу того, что право и преступление в монографии рассматриваются в качестве объективированных юридических конструкций и социально-культурных явлений, взаимообусловленных объективными и субъективными факторами различной этимологии, исследование начинается с философскоправового контекста их формирования и функционирования.
Первые главы посвящены общим вопросам, касающимся философии права как науки о праве, ее объекте, предмете и методологии. Дается обстоятельный анализ генезиса западной философии права и философии советского права с учетом особенностей соответствующих исторических периодов. Совершенно справедлив и обоснован вывод авторов о роли и значении философии права. «В современной юридической науке философия права должна выполнять роль юридической метатеории и в подобном качестве объединять и синтезировать в себе достижения и опыт, полученные в историко-теоретической и отраслевой юриспруденции, социологии, психологии, и, наконец, в самой философии. Таким образом, философию права следует рассматривать в качестве интегративной науки, основной целью которой является осмысление феномена современного права и поиск путей оптимизации процессов правообразования и правореализации как на внутригосударственном, так и на международном уровнях».
В главе 4 поднимается важная проблема взаимодействия (а точнее его отсутствия) теоретической и отраслевой юридической науки. Р. А. Ромашов отмечает, что последние «оперируют различной источниковой базой и развиваются как самостоятельные замкнутые в себе и на себя направления образовательной и научной деятельности. Разобщенность и отсутствие взаимодействия имеют место также в системе отраслевых юридических наук. К примеру, за основу понимания и законодательного определения административного правонарушения взята уголовно-правовая концепция преступления. При этом механический перенос четырехэлементного состава преступления на конструкцию административного деликта привел к парадоксу, заключающемуся в признании наличия вины как психологического отношения к совершенному противоправному деянию, в том числе у коллективных субъектов административных правонарушений».
Истоки этой проблемы автор видит в специфике «восприятия отечественной юриспруденции отечественными юристами», которая заключается «в сегментарности юридического знания, его ограниченности рамками определенных научных специальностей». Такое положение дел автор объясняет несовпадением, а в ряде случаев и противопоставлением в отечественной традиции государственных (классических) университетов и ведомственных вузов, для которых первоочередной задачей является подготовка практических сотрудников и лишь во вторую очередь - юристов, обладающих наукоемкими знаниями о праве. «Следствием такого состояния является усиление тенденции локализации областей теоретического, отраслевого и прикладного правового знания». Отмеченная сегментарность, по мнению, автора, «обуславливает формирование научной позиции, в рамках которой интегральная юриспруденция ассоциируется преимущественно с теоретической юридической наукой, представители которой интегральную юриспруденцию, как правило, отождествляют с интегральным типом правопонимания».
Наряду с интегральным правопониманием формой выражения интегральной юриспруденции в современных условиях является «обусловленное диалогом культур и партнерством цивилизаций взаимопроникновение различных национальных правовых систем и правовых культур, основанных на различных источниках права и национально-правовых ментальностях». При этом проблема совместимости источников права различных правовых систем приобретает особое значение в условиях глобализации, обуславливающей взаимное проникновение цивилизаций и культур.
Рассуждая о диалоге национальных правовых систем и культур в условиях формирования мультикультурной цивилизации, авторы, к сожалению, не затрагивают в своем анализе смешанные правовые системы. Вместе с тем на сегодня общая цель анализа смешанных правовых систем - обеспечить основание для обсуждения, охватить пути и методы, последствия и значения юридического перемещения, рецепции, трансформации отдельных элементов правовой системы. Смешанные системы открывают целый мир новых возможностей для исследования.
Например, недавно появившиеся демократические государства Восточной Европы смотрят на путь развития смешанных правовых систем как на модели при перепроектировании своих систем.
Опыт функционирования смешанных правовых систем как раз таки позволяет не механически присоединять вновь образованные правовые системы к так называемым основным правовым семьям (о чем сетует автор на страницах монографии), а выбирать свой путь развития.
В 5 главе Р. А. Ромашов анализирует философские основания дифференциации права, при этом показывая как традиционные, так и оригинальные подходы к этой проблематике.
Следующие главы освещают вопросы монохронности и дихронности правового регулирования, цикличности государственной идеологии и ритмов государственной политики, а также ставится актуальный, в определенной мере провокационный вопрос: «Являются ли права и свободы человека и гражданина общечеловеческой ценностью?»
Главы 9 и 10, 11, написанные профессором Р. А. Ромашовым в соавторстве с кандидатом юридических наук и представителем практической юриспруденции Е. В. Пеньковским обращают внимание читателя на философию преступления и преступности, рассматривают феномен организованной преступности в контексте теории организаций.
Право и преступление в понимании авторов выступают «в качестве детерминант, существующих в неразрывной связи и друг без друга юридического значения не имеющих». «Преступление в юридическом понимании - неотъемлемая часть права». Преступление не существует вне правового поля, «следовательно, философия преступления неразрывно связана с философией права и является ее структурно содержательной частью».
Анализируя современную библиографию уголовно-правовой и криминологической науки, рассматривающих феномен преступления в философском аспекте, авторы высоко оценивают имеющиеся исследования, вместе с тем с некоторым сожалением констатируют, что «преступление и наказание по-прежнему представляются как область "черного", форма воплощения человеческого зла в его юридическом измерении».
Отчасти соглашаясь с таким подходом, авторы расширяют его, резюмируя, что преступление, вне всякого сомнения, есть форма социального зла, однако применительно к юридической оценке преступления противопоставление категорий «зло» и «добро», «справедливость» и «несправедливость» малопродуктивно. «Философия преступления позволяет говорить о нем как об абстрагированной от временных и национальных реалий категории, возникающей вместе с правом и трансформирующейся вместе с ним». Сказанное актуально и в отношении преступности, представляющей собой социальное явление, столь же объективное, как политика, экономика, образование или война, выступающей в качестве антикультуры в противовес правовой культуре.
Интересна и необычна мысль авторов о наказании, которое традиционно воспринимается как кара, возмездие, исправление. В рамках 9 главы авторы высказывают оригинальные и обоснованные выводы о том, что наказание - это специфический проводник, обеспечивающий взаимное проникновение и взаимное влияние антимиров права и преступности.
Рассмотрение наказания в 11 главе в качестве конструктивного элемента механизма юридической ответственности, понимаемой как юридическое тело, позволило авторам выделить и охарактеризовать ряд сущностных признаков наказания: правоограничительный характер; санкционированный характер; принудительный характер.
По мнению авторов, с которым в целом следует согласиться, «не существует наказания без ответственности, вместе с тем не все виды ответственности имеют своим конечным результатом наказание».
Очень интересна точка зрения на наказание как факультативный элемент юридической ответственности, что позволяет отказаться от принципа неотвратимости наказания, заменив его принципом неотвратимости юридической ответственности.
В главе 12 Р. А. Ромашов живо и интересно обращает наше внимание на такую сферу человеческой жизнедеятельности, как тюрьма, представляющую собой производную от формализованного зла, выраженного в преступлении. При этом, с одной стороны, тюрьма, существуя в государстве, является его неотъемлемой частью, а с другой - представляет собой «аналог политической системы - "государство в государстве", отражая как в зеркале особенности государственного устройства на определённом этапе исторического развития».
Не в ущерб глубокому научному содержанию, но вместе с тем понятным каждому языком, авторы постепенно подводят читателей к выводам и размышлениям о том, что право, преступление, наказание, рассматриваемые в контексте философского видения мира, «представляют собой абстракции, существующие вне конкретного социо-пространственно-вре- менного континиума», поскольку при любых режимах и системах, постоянным (неизменным) остается главное: «Во все времена одни люди устанавливают правила возможного и должного поведения, определяют запреты, а другие эти правила и запреты нарушают». Преступление представляет собой элемент права и вместе с тем его антипод, но «опасаться надо не столько преступности, сколько последствий борьбы с ней».
В своей работе авторы обращают внимание на факты, о которых юристы-теоретики редко задумываются, а именно о том, что преступления, равно как и практически все явления в нашем мире, содержат в себе как негативные, так и позитивные моменты. Позитивное в преступлении и преступности, которые, естественно, обществом воспринимаются исключительно негативно, возможно увидеть, понять и использовать на благо самого же общества в случае рассмотрения преступления в философско-правом аспекте, используя соответствующую методологию.
В свете сказанного совершенно обоснован и справедлив вывод авторов о том, что преступление и преступность «самим фактом своего существования обуславливают множество позитивных и правомерных явлений: модернизацию законодательства, формирование и функционирование правоохранительных структур, развитие системы специального образования и профессиональной подготовки, разработку и внедрение новой техники и т.п.»
Авторы монографии с успехом проиллюстрировали и теоретическую, и практическую задачу философии права: во-первых, они критически исследовали те понятия, которые лежат в основе юридических наук и которые принимаются всеми большей частью по привычке, догматически, во-вторых, они произвели исследование с формальной точки зрения, исследовали понятия «право», «преступление» и «наказание» независимо от того разнообразного содержания, которое дается условиями времени и места; в-третьих, показали, что потенциал и методология философии права позволяют решать практические проблемы, выходящие за рамки сугубо юридического пространства, но при этом сохраняющие юридическое значение.
В-третьих, в монографии умело показано, как следует обращаться с таким социальным средством, каким является право. Авторы посмотрели и на государственно-правовую жизнь общества, и на конкретные понятия преступления и наказания с философской высоты, при этом понимая взаимное соотношение различных сторон жизни общества.
Выявление исходных абстракций, которые потом оказываются развитыми в конкретные законодательные нормы, дает критерий концептуальной истинности современных понятий юриспруденции и позволяет определить тенденции развития права и законодательства. Поэтому философия права, как наука, ожила на страницах монографии Р. А. Ромашова и Е. В. Пеньковского, потому что она была здесь в самой тесной связи с отдельными юридическими науками, которые в настоящее время, в свою очередь, создают положения правовой политики.
Философия права призвана к тому, писал в свое время Г. Ф. Шершеневич, чтобы возбуждать стремления и указывать пути к улучшению условий общежития, насколько они зависят от права24. На страницах монографии мы видим реальное воплощение этого призвания философии права, выразившееся в итоговых рассуждениях авторов о том, что сегодня мы все «учимся жить в новой стране, по новым правилам, основанным на реальности права и уважения к нему, как со стороны личности и общества, так и со стороны государства. Каждый из нас на определенном этапе своего жизненного пути принимает решение, чем руководствоваться в своих поступках - правовой позицией или преступным умыслом». Хочется верить, выражают надежду авторы, что большинство выберет свой трудный, но правильный и нужный путь к праву.
От прочтения монографии получаешь научное наслаждение, и нет того разочарования или сожаления, которое порой бывает от зря потраченного времени или от пустоты содержания книги, а есть богатое послевкусие, активные размышления и желание вновь и вновь возвращаться к оригинальным мыслям авторов и определенным выводам, содержащимся в работе.
В принципе, любую точку зрения, концепцию или научную работу можно подвергнуть критике. Однако следует понимать, что монография задумывается авторами с тем, чтобы поделиться своими научными исследованиями, своим видением мироздания, побудить читателя посмотреть на проблему под другим углом зрения и задуматься о новых способах и средствах ее разрешения, либо о способах совершенствования нашего правового бытия. Все это удалось авторам монографии, и поэтому вместо критики, которая неуместна с высот философско-правового видения мира и принципов мультикультурной цивилизации, хочется лишь пожелать авторам продолжить исследования в данном направлении с тем, чтобы каждый из нас нашел свой путь к праву и согласился с мнением римского юриста Цельса о том, что право есть наука о добром и справедливом.