Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, доцента Г. С. Пырченковой «English for law students» (Москва, 2013.— 164 c.).
№ 5 (72) 2014г.
Выделение функций социального обслуживания населения, правового обеспечения правоохранительной деятельности в качестве приоритетных задач правоохранительных органов усилило значимость коммуникативной компетентности юристов, которые должны уметь успешно взаимодействовать с широким кругом лиц, выполняя свои профессиональные задачи.
Эти процессы, в свою очередь, определили повышение требований к профессиональной подготовке юристов в системе высшего образования МВД России, формированию набора профессиональных компетенций, включающих, в том числе, и способность к иноязычной профессионально ориентированной коммуникации.
Тем не менее, многие выпускники высших учебных заведений системы МВД России демонстрируют низкий уровень развития умений иноязычного общения, необходимых для эффективного профессионального общения в интернациональном пространстве.
Вызывает обеспокоенность также отсутствие выраженного мотивационного интереса представителей юридической сферы деятельности к изучению иностранного языка, что является совершенно недопустимым на современном этапе развития мирового сообщества, вступившего в эру глобализации, характеризующейся ускорением и интенсификацией информационных процессов, созданием Европейского союза, интернационализацией права, формированием единого мирового образовательного пространства (Болонский процесс). Такое противоречие между объективной общественной ценностью иностранного языка и субъективным отношением к иностранному языку, как к потенциальной, а не реальной ценности, является общепризнанной педагогической проблемой.
Таким образом, назрела насущная необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции, свободно владеющих иностранным языком и способных включиться в интернациональную профессиональную коммуникацию.
Как отмечается в Стратегии инновационного развития России до 2020 года, важной задачей современного образования является формирование «инновационного человека», который должен стать адаптивным к постоянным изменениям в собственной жизни; готовым к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию и переобучению; стремиться к овладению иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на иностранном языке. Такая педагогическая задача становится тем более актуальной в свете последних научных изысканий, доказывающих доминирующую роль иноязычной компетентности в развитии коммуникативной культуры личности.
Проведение правовой реформы существенно усилило значимость коммуникативной компетентности специалистов, работающих в области правового обеспечения правоохранительной деятельности, и определило повышение требований к их профессиональной подготовке, включающих, в том числе, и способность к иноязычной профессионально ориентированной коммуникации. Таким образом, развитие навыков профессиональной коммуникации на иностранном языке становится важнейшим фактором, способствующим формированию гармоничной личности специалиста с высшим юридическим образованием, имеющего достойные перспективы карьерного роста в выбранной профессиональной сфере.
Сегодня высшее профессиональное образование признается мощным резервом повышения эффективности деятельности специалистов в области обеспечения правоохранительной деятельности, что вызывает необходимость разработки новых учебных пособий в системе высшего образования МВД России, способствующих не только комплексному приобретению знаний в сфере реализации правовых норм, но и формированию навыков их практического применения на международном уровне.
В этом отношении не вызывает сомнения актуальность учебного пособия «English for Law Students», подготовленного кандидатом филологических наук, доцентом кафедры иностранных языков Академии управления МВД России Г. С. Пырченковой.
Рецензируемое учебное пособие предназначено для слушателей факультета магистратуры, обучающихся по профилю подготовки «Юриспруденция», направление подготовки 030900 Правовое обеспечение правоохранительной деятельности.
Представленное на рецензирование пособие разработано в полном соответствии с типовой рабочей программой обучения дисциплине «Иностранный язык для юристов», составленной с учетом требований Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования.
Основной целью учебного пособия «English for Law Students» является повышение исходного уровня владения иностранным языком и формирование у обучающихся иноязычных компетенций, позволяющих им решать социальнокоммуникативные задачи в различных областях юридической деятельности при общении с зарубежными коллегами, а также самостоятельно изучать опыт правоохранительной, правоприменительной, правотворческой и организационно-управленческой деятельности иностранных государств.
В соответствии с рецензируемым пособием «English for Law Students», подготовленном доцентом Г. С. Пырченковой, обучение дисциплине «Иностранный язык для юристов» должно способствовать формированию у юристов следующих общекультурных компетенций:
- осознанию социальной значимости своей будущей профессии, обладанию достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- соблюдению принципов этики юриста (ОК-2);
- способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- способности свободно пользоваться иностранным языком как средством делового общения (ОК-4);
- способности компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки анализа и оценки зарубежного опыта во всех видах профессиональной и научно-исследовательской деятельности (ОК-5).
Рецензируемое учебное пособие «English for Law Students» имеет коммуникативную направленность и основано на использовании проблемно-речевых и творческих упражнений, аутентичных ситуаций общения, предполагающих развитие умений подготовленной и спонтанной коммуникации и формирование психологической готовности к реальному иноязычному общению в различных профессиональных ситуациях.
В основе разработки тематики пособия и подбора языкового, речевого и страноведческого материала лежат андрогогические принципы обучения взрослых, а также приоритет информационной, познавательной и социокультурной значимости изучаемого материала для участников образовательного процесса.
В рамках данного учебного пособия приобретение иноязычной коммуникативной компетенции юристами осуществляется в соответствии с основными положениями теории речевой деятельности и строится на принципах интенсивного метода с применением элементов традиционной методики.
Отбор материала для учебного пособия «English for Law Students» произведен с учетом целей и задач обучения, которые определяются коммуникативными и познавательными способностями слушателей факультета магистратуры по специальности «Юриспруденция». Учебный материал рецензируемого пособия базируется на знаниях слушателей, полученных при изучении иностранного языка в профильном вузе. Принцип отбора учебного материала предполагает логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с другими основными образовательными программами, а также интеграцию знаний из различных смежных предметных дисциплин, что способствует одновременному развитию как собственно коммуникативных, так и профессиональных и социальных умений магистрантов.
Учебное пособие «English for Law Students», разработанное доцентом Г. С. Пырченковой, предполагает 32 часа аудиторных занятий и 76 часов самостоятельной работы для освоения дисциплины «Иностранный язык для юристов». В этой связи следует особо отметить, что данное пособие содержит уникальный систематизированный и подготовленный на высоком методическом уровне учебный материал для использования в образовательном процессе в условиях лимитированного учебного времени, отведенного на освоение курса профессионально ориентированного иностранного языка.
Представленное на рецензирование пособие состоит из семи тематических разделов и включает аутентичные тексты по профессиональной тематике, лексико-грамматические и коммуникативные упражнения, способствующие совершенствованию речевых умений и обеспечению коммуникативной адекватности в предлагаемых ситуациях общения. Каждый раздел пособия содержит лексический и грамматический минимум, необходимый для вербализации речевых намерений в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью юристов.
В общий перечень тем учебного пособия включены следующие темы: 1) «Представление. Биография. Семья»; 2) «Работа в полиции»; 3) «Руководство отделом внутренних дел»;
- «Закон и порядок»; 5) «Структура и организация правоохранительных органов Великобритании»; 6) «Организация охраны общественного порядка в США и Великобритании»; 7) «Виды преступлений и наказаний». Как видно из приведенного перечня, данные темы представляют профессиональный интерес как для представителей юриспруденции, так и для широкого круга сотрудников и руководителей правоохранительных органов МВД России.
Учебный материал изложен в пособии логично и последовательно, что способствует закреплению навыков деловой коммуникации на иностранном языке, умений информативного и поискового чтения иноязычной литературы по специальности.
Автор учебного пособия «English for Law Students» строго соблюдает последовательность изложения лексического и грамматического материала пособия по принципу «от простого к сложному».
Так, например, учебное пособие начинается с изучения темы «Представление. Биография. Семья», которая предполагает обучение формулам вежливости при представлении, обращении, прощании в процессе реализации коммуникативных намерений: поздороваться, представиться, спросить об имени собеседника; начать разговор, спросить о семейном положении, рассказать о себе; поинтересоваться последними новостями; представить своих друзей; расспросить о родном городе. В этом разделе пособия предусмотрено изучение таких грамматических явлений английского языка, как порядок слов английского предложения; спряжение глагола «to be» в настоящем простом времени (Simple Present); структурные типы предложения (повествовательное, вопросительное, отрицательное); личные местоимения; употребление предлогов времени, места и направления.
Дальнейшее повышение уровня сложности излагаемого материала происходит за счет введения профессиональной терминологической лексики. Так, например, во второй теме рецензируемого пособия «Работа в полиции» используется терминология, отражающая основные функциональные обязанности сотрудников полиции; названия должностей, отделов, производственных процессов или задач; клише, необходимые для выражения своего мнения и отстаивания своей точки зрения; разговорные формулы для выражения удовлетворения, похвалы или порицания по поводу работы сотрудников.
В этом разделе происходит и усложнение грамматического материала, представленного для изучения: изучаются порядковые и количественные числительные; побудительное предложение; употребление притяжательных и указательных местоимений; притяжательный падеж имени существительного; употребление конструкции «to be going to do something» для выражения коммуникативных намерений будущего времени; спряжение английского глагола в простом настоящем времени (Simple Present); место наречий простого времени в предложении.
Это, соответственно, повышает уровень сложности реализации коммуникативных намерений по теме «Работа в полиции»: поговорить о задачах, обязанностях и профессиональных интересах офицера правоохранительных органов; назвать свою должность, звание, отдел; представить своего начальника, коллег; рассказать о причинах выбора профессии, трудностях, с какими сталкивается офицер правоохранительных органов и т.д.
В третьем разделе учебного пособия «Руководство отделом внутренних дел» слушателям предстоит изучить перечень деловых качеств руководителя и подчиненного; лексические единицы, связанные с профессиональными обязанностями руководителя по управлению органом внутренних дел; формулы, выражающие удивление, сомнение, удовлетворение, сожаление. Таким образом, проработав учебный материал данного раздела, слушатели смогут поговорить о задачах и функциях своего ведомства, профессиональных качествах и обязанностях руководителя полиции, приобретении управленческих навыков, новых направлениях организации деятельности полиции, умении принимать управленческие решения и осуществлять надзор за деятельностью подчиненных. Участники образовательного процесса получат возможность продемонстрировать умение дать самооценку и оценку деятельности подчиненных на иностранном языке, используя формы глагола «to be» в простом прошедшем времени (Simple Past), а также местоимения в объектном падеже.
Весьма интересной для специалистов в области юриспруденции представляется тема четвертого раздела учебного пособия «English for Law Students» — «Закон и порядок». Изучение данного учебного материала даст возможность слушателям поговорить об основополагающих принципах общего права, задачах, выполняемых различными типами представителей юридической профессии в Великобритании, особенностях судебной и правовой системы США и Великобритании, продемонстрировать умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, высказать одобрение, согласие или несогласие с мнением собеседника. Лексический минимум слушателей пополнят лексические и терминологические единицы, связанные с названиями профессиональных обязанностей юриста. Что касается грамматического материала, то в этом разделе пособия изучению подлежат формы глагола «to be» в простом прошедшем времени (Simple Past).
Пятый раздел рецензируемого учебного пособия «Структура и организация правоохранительных органов США и Великобритании» знакомит слушателей с терминологией, необходимой для описания структуры и организации правоохранительных органов стран изучаемого языка. Изучение данной темы пособия позволит слушателям рассказать о структуре и задачах правоохранительных органов США и Великобритании; поговорить об основных функциях полиции США и Великобритании; обсудить с собеседником некоторые проблемы работы полиции стран изучаемого языка; выразить удовлетворение или неудовлетворение; дать оценку работе той или иной службе правоохранительных органов. В этом разделе пособия изучаются такие грамматические конструкции, как образование и употребление оборота «there + to be»; цепочка определений к существительному; степени сравнения прилагательных и сравнительные конструкции.
Словарь шестого раздела представленного на рецензирование пособия «Организация охраны общественного порядка в США и Великобритании» содержит лексические единицы, необходимые для описания форм и методов организации охраны общественного порядка в странах изучаемого языка. После изучения данной темы слушатели смогут поговорить об организации охраны общественного порядка в США и Великобритании, типах патрулирования и контроля дорожного движения, действиях полиции в случаях массовых беспорядков, альтернативных стратегиях по охране общественного порядка, сотрудничестве полиции с общественными организациями и т.д. Этот раздел пособия предусматривает изучение спряжения английского глагола в простом прошедшем времени (Simple Past).
В шестом разделе рецензируемого пособия «Виды преступлений и наказаний» содержится весьма интересный с познавательной и профессиональной точки зрения материал, в котором дается сравнительная оценка различных классификаций преступлений и соответствующих санкций в России и США. Изучение лексического минимума и грамматического материала (спряжение английского глагола в простом будущем времени (Simple Future); активный и пассивный залог английского глагола) этого раздела пособия позволит слушателям поговорить о типах преступлений и наказаний в странах изучаемого языка, сравнить полученную информацию с соответствующей практикой и опытом правоприменения в России.
В результате работы с учебным пособием «English for Law Students» обучающиеся магистранты должны приобрести знания правил речевого этикета и международных норм этики юриста; профессиональной терминологии; основных грамматических структур, необходимых для устных форм общения и поиска информации в специальных текстах.
Рецензируемое пособие также предусматривает развитие умений понимания основного смысла монологических и диалогических высказываний на профессиональную тему; выражения своих коммуникативных намерений; активного использования в речи основных грамматических структур и словообразовательных моделей иностранного языка; извлечения необходимой профессиональной информации из специальных текстов на иностранном языке.
В результате курса обучения иностранному языку в соответствии с учебным пособием «English for Law Students» специалисты должны овладеть навыками свободного использования иностранного языка в ситуациях профессионального общения; компетентно использовать на практике приобретенные умения анализа и оценки зарубежного опыта во всех видах юридической и научно-исследовательской деятельности.
Следует отметить высокую познавательную значимость учебных материалов пособия, изучение которых не только представляет значительный профессиональный интерес для юристов с точки зрения изучения опыта в области правового обеспечения правоохранительной деятельности в странах изучаемого языка, но и способствует повышению их мотивационного интереса к изучению иностранного языка.
По нашему мнению, данное учебное пособие также способно обеспечить развитие когнитивных и исследовательских умений, информационной и общей культуры юристов, а также пополнить их знания о социокультурной специфике страны изучаемого языка. Это позволит выпускникам осуществлять речевое общение с носителями изучаемого языка в соответствии с этой спецификой и нормами.
В структуре учебного пособия успешно использованы преимущества коммуникативных методов обучения, принципов андрагогики и инновационных педагогических идей, которые стимулируют мотивационный интерес к изучению дисциплины, развивают познавательную и творческую активность личности, навыки профессиональной деятельности специалистов в области правового обеспечения правоохранительной деятельности.
К достоинствам учебного пособия «English for Law Students» также следует отнести разработку комплексной системы упражнений, направленной на развитие всех видов речевой деятельности. Особый акцент делается на использовании интерактивных форм проведения занятий, предусматривающих использование представленных в пособии тем для групповых дискуссий, деловых и ролевых игр, упражнений, основанных на проблемном изложении учебного материала и др.
Отличительной особенностью пособия является его коммуникативная направленность. Автору удалось разработать четкую структуру поэтапного обучения магистрантов коммуникативным стратегиям профессионального общения на иностранном языке. Формирование навыков диалогической речи происходит по принципу «от простого к сложному»: от выполнения целого ряда разнообразных коммуникативных упражнений до участия в ролевых и деловых играх.
Такой подход к изучению иностранного языка, закрепленный в соответствующей структуре дидактического аппарата учебного пособия, способствует формированию у магистрантов основных общеобразовательных компетенций, включая знания о системе изучаемого языка и сформированные на основе лингвистических знаний умения, позволяющие понимать, порождать и комбинировать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной коммуникативной задачей профессионального общения.
По нашему мнению, к несомненным достоинствам рецензируемого учебного пособия можно также отнести:
- использование проблемного изложения учебного материала, коммуникативных и творческих упражнений, аутентичных ситуаций общения, предполагающих развитие умений диалогической речи на основе подготовленной и спонтанной коммуникации;
- доступное для слушателей объяснение сложных грамматических явлений английского языка, выполненное с использованием схем и таблиц;
- разработку системы упражнений, позволяющих наряду с повторением и систематизацией ранее изученного материала сформировать прочные лексико-грамматические навыки по темам пособия;
- использование аутентичных текстов, представляющих значительный профессиональный интерес для широкого круга представителей правоохранительной деятельности, например: «The Police System in Britain», «Public Order Protection in Britain», «Chicago Alternative Policing Strategy», «The Crime Triangle», «Police Training in Great Britain», «Basic Line Functions of Police» и др.);
- наличие иллюстративного материала, стимулирующего зрительную память магистрантов при изучении лексического и терминологического минимума дисциплины «Иностранный язык для юристов».
Подводя итог, следует признать, что рецензируемое учебное пособие «English for Law Students» занимает особое место среди учебных материалов, подготовленных для системы высшего профессионального образования системы МВД России, так как содержит инновационные педагогические идеи обучения нового поколения юристов, владеющих иностранным языком и способных грамотно выстраивать свое профессиональное коммуникативное пространство.
При составлении данного учебного пособия автор принимал во внимание новые требования, предъявляемые к качеству профессиональной подготовки сотрудников правоохранительной системы, придерживался принципов коммуникативного подхода к изучению иностранного языка.
По нашему мнению, рецензируемое учебное пособие представляет особую ценность для использования в условиях лимитированного учебного времени, так как базируется на реализации современных педагогических приемов активизации и интенсификации усвоения лексического и грамматического минимума иностранного языка.
На основании вышеизложенного считаем, что представленное на рецензирование учебное пособие «English for Law Students» отвечает современным лингводидактическим требованиям, предъявляемым к учебным пособиям, имеет практическую направленность и может быть рекомендовано к изданию и использованию в учреждениях высшего профессионального образования системы МВД России.