Рецензия на монографию В.Г. Беспалько «Ветхозаветные корни уголовного права в Пятикнижии Моисея».
№ 5 (84) 2015г.
Есть две вещи, которые меня поражают: звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне.
И. Кант
По мнению рецензента, характерными проявлениями богатой многонациональной культуры современного российского общества являются, во-первых, исторически сложившееся отсутствие единой, исповедуемой всем населением религии на фоне несомненно лидирующей роли Православия и самой массовой и авторитетной конфессии в стране - Русской Православной Церкви, и, во-вторых, сформировавшаяся на этой почве за многие столетия терпимость к различным религиозным убеждениям, верованиям и взглядам. В силу такой своей исто- рически-культурной самобытности Россия смогла выработать нормальные, устойчивые традиции мирного сосуществования всех конфессий, создала здоровый симбиоз разных культур не уничтожая, а взаимно обогащая друг друга. А как писал русский философ И. А. Ильин (1883-1954 гг.), «однородность духовной жизни, совместность духовного творчества и общность духовной культуры составляют глубочайшую и подлинную основу всякого государственного единения».
По данным различных ученых к верующим сегодня причисляют себя от 40-50% до 73-85% россиян. Эти сведения нашли подтверждение данными социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, результаты которого показали, что только за прошлые годы доля граждан России, считающих себя православными, увеличилась с 70 до 75%. Это обстоятельство, конечно же, нельзя не учитывать в правотворческой деятельности и в государственном строительстве. При этом по данным исследований, верующий человек в России за последние два десятилетия «помолодел» почти на 20 лет: если в середине 80-ых гг. XX в. средний возраст верующих составлял 62-63 года, то сейчас 44-45 лет. Таким образом, в настоящее время «вера стала действительно немаловажной составляющей жизни десятков миллионов россиян».
Неслучаен поэтому и наблюдаемый сегодня неподдельный интерес российских ученых-правоведов к библейским текстам, «ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7, 2). Обращение представителей юридической науки к христианским корням современного позитивного права, попытка его переоценки с точки зрения многовекового опыта христианской морали, несомненно, свидетельствуют о возрождении православных традиций в отечественном правоведении.
Представленная на рецензирование монография посвящена интересным вопросам ветхозаветной истории происхождения и становления уголовного права, традиционно увязываемой с именем библейского пророка Моисея. Предметом анализа в данной научной работе стало содержание первых пяти книг Ветхого Завета - Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, образующих корпус Моисеева Пятикнижия, а также их всевозможные толкования и комментарии к ним. При этом библейские тексты рассмотрены автором с нетрадиционной точки зрения - сквозь призму уголовного права, как авторитетные древние свидетельства преступности и наказуемости тех или иных общественно опасных деяний.
Так, книга Бытие, исследованию содержания которой посвящен первый раздел монографии, представляется автору библейским первоисточником уголовного права, в котором им обнаружены свидетельства и первой уголовно-правовой нормы, и первого преступления и наказания, и истоки многих современных уголовно-правовых понятий и институтов (например, соучастие, добровольный отказ, деятельное раскаяние, помилование и др.). Здесь же автором анализируются различные криминальные истории, упоминаемые в первой книге Ветхого Завета, проводятся параллели с уголовным законодательством нашего времени.
Второй раздел монографии посвящен системному и развернутому анализу древнего Синайского уголовного законодательства, положения которого нашли отражение в книге Исход. В частности, автор рассматривает принципы Синайского уголовного права, присущую ему систему преступлений и наказаний, проводит сравнительный анализ его норм с соответствующими положениями уголовного законодательства Допетровской Руси, Российской Империи, РСФСР и современной Российской Федерации, а также некоторых зарубежных государств.
Что касается третьего раздела монографии, посвященного уголовно-правовому анализу содержания книги Левит, то наибольший интерес, по нашему мнению, представляют рассуждения автора о соотношении библейского понятия «грех по неведению и ошибке» с современным понятием «преступление», а также об уголовно-правовом значении искупительных жертв.
Четвертый раздел монографии опирается на библейский материал, содержащийся в книге Числа. В данном разделе работы наиболее примечателен, на наш взгляд, проделанный автором анализ такого уникального элемента системы наказаний древнееврейского уголовного права, как удаление преступника в города убежища, а также рассуждениями автора о библейских началах сакрализации политической власти с использованием инструментов уголовного права.
Заключительный пятый раздел монографии посвящен детальному анализу Девтерономической версии Моисеева уголовного права, нашедшей отражение в книге Второзаконие. Автор исследует причины необходимости обновления уголовного закона в новых исторических условиях, подробно исследует его принципы и отдельные отступления от них, систему и виды преступлений, а также наказаний. В данном разделе также уделено внимание демонстрации того, как те или иные положения древнего Девтерномического уголовного кодекса соотносятся с нормами уголовных законов многих современных государств. Особый интерес вызывают выдвинутая автором гипотеза сакрализации уголовного закона и ее обоснование с помощью библейских текстов.
При подготовке и написании монографии автором широко использовалась не только юридическая, но и богословская литература, изданная в разные периоды истории как в России, так и за рубежом, многочисленные ссылки на которую имеются в тексте работы. Выводы автора логичны и аргументированы, опираются на результаты его собственных исследований, данные авторитетных специалистов в области библеистики и права, а также достижения современной науки уголовного права.
На основании изложенного представляется, что подготовленная доцентом В. Г. Беспалько монография на тему «Ветхозаветные корни уголовного права в Пятикнижии Моисея» представляет значительный интерес для отечественной юридической науки, является законченной самостоятельной научной работой и может быть рекомендована к изданию.
Следует признать, что религии вообще и мировые религии в особенности оказали существенное влияние на формирование религиозных, а также первых нравственных и правовых способов защиты от общественно опасных деяний. Они обычно назывались грехом, грехопадением, а отсюда и вытекали религиозные формы удержания греховников в лоне религиозной морали. Правда, в разряд греха нередко включались (с точки зрения современных представлений) вполне нравственные и общественно безопасные действия, но противоречащие придуманным канонам той или иной религии. И в этом плане некоторые религии оставили в истории большой кровавый след борьбы за чистоту религиозного мышления.
Тем не менее, священные книги разных религий при всей их противоречивости способствовали правовой цивилизованности многих народов. Уже во второй книге Моисеевой (Исход, гл. 20) Ветхого завета Библии есть десять заповедей: «13. Не убивай. 14. Не прелюбодействуй. 15. Не кради. 16. Не произноси ложного свидетельства. 17. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Все эти заповеди находят то или иное отражение во всех современных уголовно-правовых и криминологических системах мира. Подобные и иные заповеди имеются и в других книгах Библии, которые нас воспитывают и учат верить христианам в Святую Троицу и Пречистую Богородицу и как покланяться кресту Христову, и Святым Небесным Силам бесплотным, и всем честным и Святым мощам. «Как причащаться Тайнам Божьим, и верить в воскресение из мертвых, и Страшного суда ожидать», «Как всей душой любить Бога, также и ближнего своего; и страх Божий иметь, и о смерти помнить», «Как дом свой украсить Святыми образцами и в чистоте содержать» закрепляли единство обычаев и традиций православного вероисповедания, подданных российского государства, как блюсти религиозно-нравственную основу жизни «... возлюби Господа Бога твоего всею душой своей. и стремиться все свои дела и привычки, и нравы соразмерять с заповедями Его, и при этом возлюби всякого близкого человека, по образу Божию созданного, то есть всякого христианина. живи добрыми делами, в чистоте и покаянии.» и т. д.
Религия - это наука, которая имеет свои таинства истории - связь законов необходимости с законами свободы. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя».
В Новом завете Иисуса Христа (гл. 5 от Матфея, 38, 39), например, пересказана его Нагорная проповедь, которая расширяет некоторые заповеди и где вопреки ветхозаветным и исламским утверждениям впервые сформулировано непротивление злу насилием. Иисус говорил: «Вы слышали, что сказано «око за око, и зуб за зуб». А я говорю вам: не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». В самом прямом понимании последние заповеди практически не восприняты человечеством. Хотя принцип ненасильственного сопротивления разделяли и пропагандировали многие, например, лидер индийского национального движения М. К. Ганди (1920), завет этот встречается в «Декларации чувств» американского аболициониста У. Л. Гаррисона (1838) и, конечно, у Л. Н. Толстого («Царство Божие внутри вас», 1894). Эти заветы трансформировались в принципы «пассивного сопротивления», «гражданского неповиновения», в гуманистические аспекты уголовной и криминологической политики многих стран, в том числе и России. Таким образом, многие корни современных наук криминального цикла связаны с ранними религиозными положениями и заповедями. И эти заповеди писались многими апостолами и пророками на протяжении десятков веков (с 8 века до н.э. и до 2 века н.э.).
В другом религиозном источнике, в Коране (самые ранние сохранившиеся списки которого относятся к рубежу 7-8 веков н.э.) основной идеей предупреждения преступлений является богобоязненность и правдивость («Верующие, бойтесь Аллаха и будьте правдивыми»). Но в борьбе с неверующими в Коране предлагается и жестокое подавление. В дошедших до нас древних законах (Законы Хаммурапи Древнего Вавилона 1792-1750 годы до н.э.; Законы Ману Древней Индии II - I века до н.э.; Законы XII таблиц Древнего Рима 451-449 годы до н.э.), главным образом, реализован уголовно-правовой аспект борьбы с преступлениями, в том числе и религиозный.
Религиозные заповеди и древние законы были некоторым отражением реальной жизни, способствующим выживанию древнего человечества в жестокой борьбе за свое существование. Их и можно условно рассматривать первоисточниками и уголовного права, и опирающейся на него более поздней и цивилизованной науки криминологии. При этом нельзя забывать, что нормы уголовного права даже в современном мире далеко не всегда адекватно отражают реальные потребности общества. Они, нередко, являются выражением сугубо личностных интересов власть имущих. Именно в этой обстановке, далекой от серьезной науки, рождались первые представления о причинах преступлений и их предупреждении, которые затем углублялись и формулировались церковниками, философами, психологами, юристами и другими учеными древности и средних веков.
Тем не менее, в некоторых криминологических источниках исторического плана принято считать, что более или менее систематический характер научного осмысления проблемы преступности и борьбы с ней возникает во второй половине XVIII в., о чем говорится в священных книгах многих религий. Такая констатация имеет важное значение. Многие взгляды теологического содержания не утратили некоторого своего значения до настоящего времени.
Исторически начальными воззрениями древних людей на отклоняющееся поведение от древних обычаев и некоторым протоном права были взгляды теологического содержания. Нам трудно судить, были ли какие объяснения общественно вредного поведения до начала формирования мировых религий (иудаизма, христианства, ислама, индуизма, конфуцианства, даосизма, буддизма и других верований). Можно предположить лишь то, что религиозно оформленные позиции создавались веками на основе формировавшихся народных обычаев язычества.
Дальнейшее развитие монотеизма связано с формированием наций, созданием национальных государств с единой религией, верой в единого бога и единодержавными законами, гражданскими и уголовными, с зарождением борьбы с греховными отклонениями. Содержание законов соотносилось с религиозными воззрениями. В основе их лежали древние семитские правовые нормы («око за око», «зуб за зуб» и т. д.).
Основная мысль теологического взгляда на генезис преступности связана с проблемой криминологической причинности. Преступник - это безбожник, преступник - слуга дьявола, преступник - носитель темного зла. Это означает, что причина преступного поведения кроется в самом грешном и преступном субъекте. И, несмотря на множество древних религий и их существенную разобщенность и автономность, они были сходны в подобном понимании. И это объяснимо. Такой подход закономерно приводил практически к однозначному выводу: борьба с преступностью - это жестокие наказания и уничтожение преступников, если они не раскаются и не порвут своих отношений с дьяволом. Уничтожение людей под знаменем той или иной религии до сих пор в некоторых верованиях актуально. Иисус Христос был осужден и распят под этим знаменем. В более позднее время жертвами инквизиции стали выдающиеся люди мира (Дж. Бруно, Дж. Ванини, Ян Гус, Галилео Галилей, Жанна. Д» Акр и многие другие).
Серьезной иллюстрацией реализации теологической причинности преступности явились восемь захватнических крестовых походов западноевропейских феодалов на Восток, проходивших в течение почти двух столетий (1096-1270 годы) под знаменем освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти не верующих во Христа мусульман. Крестовые походы в Святую землю, прикрытые христианством, были завоевательными с целью освобождения ее от мусульман, завладения Иерусалимом и другими государствами Востока. Идейным вдохновителем и непосредственным организатором крестовых походов было папство. Папы стремились разжечь религиозный фанатизм, чтобы расширить и упрочить влияние католической церкви и добиться подчинения православной церкви Риму. Следствием религиозного фанатизма явились детские крестовые походы (1212 г.), стоившие жизни нескольким десяткам тысяч захваченных детей.
К первому крестовому походу верующих воззвал папа Урбан II осенью 1035 г. Его осуществляли хорошо подготовленные и вооруженные рыцари из Нормандии, Лотарингии, Франции и Италии. Ворвавшиеся в Иерусалим в 1099 г. крестоносцы, забыли, что они пришли для спасения христианских святынь. Город был разграблен: тот, кто врывался в дом или дворец первым, тот и считался его полным собственником. Почти никто из жителей (мусульман и евреев) не уцелел, не щадили ни стариков, ни женщин, ни младенцев. Почти сто лет они властвовали на Ближнем Востоке и были выброшены арабами.
Аналогичным образом проходили и следующие семь походов. К папским завоеваниям присоединились французские, английские и германские короли и императоры. Таким образом, опыт уничтожения людей под знаменем католической церкви был приобретен задолго до инквизиции. Мусульмане этого не забыли. И папа Иоанн Павел II в начале третьего тысячелетия в момент начала террористических войн вынужден был просить у мусульман прощения за кровавые крестовые походы.
Самое широкое и открытое распространение уничтожения людей, которые по представлению католической церкви могли нести в себе религиозную преступную причинность, наблюдалось в период европейской христианской инквизиции.
В Древнем мире было множество религий, а в средневековой Европе существовала только одна религия для всех народов - христианство, которое стало государственной религией. Это единство внедрялось насильно. На этой основе и возникла инквизиция (от латинского inquisition - расследование, розыск). Она в католической церкви представляла собой церковный суд по делам о еретиках и тоже исходила от папской власти. Папа Луцкий III и император Фридрих I еще в 1184 г. установили жестокий порядок розыска и наказания епископскими судами еретиков (приверженцев ереси, как особого течения в западном христианстве, отклоняющегося от официальной церковной догматики). Епископские суды выносили только смертные приговоры, а светские королевские власти их исполняли. Инквизиция официально была учреждена в католичестве в целом папой Иннокентием III, который олицетворял единство христианского мира под властью папы римского. В пригласительном послании на 4-ый Лютеранский собор (1215 г.) говорилось, чтобы «Выкорчевать пороки.ре- формировать обычаи, истребить ереси, упрочить веру.». А папа Иннокентий VIII в 1484 г. издал буллу, которая представляла инквизиторам самые широкие полномочия в деле охоты на ведьм. «Виновных» сжигали на костре. Есть мнение (не известно насколько оно верно) во время инквизиции в Европе был уничтожен генофонд красивых женщин. Только в 19 веке в большинстве стран Западной Европы инквизиция стала упраздняться, но оставалась Конгрегация священной канцелярии, на которую была возложена борьба с идеологическим инакомыслием. Она была реорганизована в Конгрегацию вероучения.
Можно было бы привести и другие религиозные уничтожения людей другой веры. Вспомним хотя бы Варфоломеевскую ночь, где религиозная война достигла трагической вершины. Массовая резня гугенотов католиками в ночь на 24 августа 1572 г. (в день святого Варфоломея), где было уничтожено около 3000 гугенотов. Можно также назвать тридцатилетнюю войну (1618-1648 гг.), в которую были втянуты большинство европейских стран, между Евангелической унией протестантских княжеств и Католической лигой. Эта война принесла гибель сотням тысяч людей, а численность населения Германии, на территории которой были основные сражения, уменьшилась почти на треть.
Современные реалии. Краткий анализ только перечисленных событий опрокидывает теологическую концепцию о причинности преступлений, поскольку истинными преступниками в них были не те люди, которых обвиняли в связях с дьяволом, в колдовстве, в ереси, в религиозном инакомыслии, а властные правоверные католики. Вероотступники или иноверцы были лишь жертвами кровавого и беспощадного католицизма, жаждущего расширения своих владений и подчинения себе народов другой веры. И этот опыт насилия не исчез до сих пор. Насильственно-варварское насаждение «своей религии» (сегодня - демократии по-американски) в одной из самых древних стран мира (Вьетнаме, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии) по сути своей мало чем отличается от католических кровавых крестовых походов и по действиям, и по мотивации.
Вместе с тем, теологический взгляд на генезис преступности намного глубже и шире выше обозначенного религиозного изуверства. Не следует забывать о роли религии в формировании нравственно-правовых и первичных криминологических воззрений. Ф. М. Достоевский это образно отметил в романе «Братья Карамазовы». Старец в разговоре со своими собеседниками говорит: «...ведь если бы теперь не было Христовой церкви, то не было бы преступнику никакого удержу в злодействе и даже кары за него потом, то есть кары настоящей..., единственной действительной, единственно устрашающей и умиротворяющей, заключающейся в сознании собственной совести.. Все эти ссылки в работы, а прежде с бытием, никого не исправляют, а главное, почти никакого преступника и не устрашают, и число преступлений не только не уменьшается, а чем далее, тем более нарастает.. И выходит, что общество, таким образом, совсем не охранено, ибо хоть и отсекается вредный член механически и ссылается далеко, с глаз долой, но на его место тотчас, же появляется другой преступник, а может, и два другие. Если что и охраняет общество даже в наше время и даже самого преступника исправляет и в другого человека перерождает, то это опять-таки единственно закон Христов, сказывающийся в сознании собственной совести. Только сознав свою вину, как сын Христова общества, то есть церкви, он сознает и вину свою пред самим обществом, то есть пред церковью. Таким образом, пред одною только церковью современный преступник и способен сознать вину свою, а не то, что пред государством».
Опираясь на высказывание Ф. М. Достоевского, мы возвращаемся на круги своя. И это находит отражение в некоторых учебниках по криминологии. Есть мнение, что результат того, кто отвернулся от бога (безверие), либо оказался во власти дьявола (сатанизм). Если вернуться к инквизиции или крестовым походам католиков против лиц другой веры или тех, кого «изобличили» инквизиторы путем жесточайших пыток в связях с дьяволом, то кто из них по теологии преступник. Ведь даже язычники различных мастей веруют в своих языческих богов. А мусульмане руководствуются своей верой, отличной от католицизма. В Суре 2 Карена говорится: «Сказали иудеи: «Ни в чем не правы христиане», и сказали христиане: «Ни в чем не правы иудеи». И при том читают Писание. Подобные слова, говорят люди, ни о чем не ведающие, и Аллах разрешит в День Воскресения все их расхождения». Проблема была бы как-то разрешима при всеобщем единобожии или единой религии. Но этого нет. Даже в одной и той же религии веруют в несколько богов. Хотя идея единобожия для некоторых мировых религий казалось бы решенной.
Следовательно, при всех этих существенных сомнениях и противоречиях вопросы о причинности преступлений дьяволиадой не преодолены даже в наше время, когда проблемы религиозной мифологии изучены в мире относительно глубоко. Нижегородский профессор А. А. Конев, который в свое время защитил докторскую диссертацию и издал интересную, хотя и не бесспорную, книгу о латентной преступности, пишет: «Бог изначально не создавал зла. Оно образовалось самовольно стихийно. Именно по этой причине его именуют грехом отпадения. Зло пошло в мир по гордости падших ангелов, ставших духами преисподней, т. е. бесами, которые впоследствии и поразили людей». Он полагает, что нарушение духовного запрета привело к вечному противопоставлению человека Богу. И так будет до тех пор, пока человек не смирит себя перед Богом. По его мнению, все исходит из грехопадения Адама и Евы, а затем от братоубийцы Каина - всему человечеству. Греховность передается от поколения к поколению через кровь, мозг и кости. Все доказательства своего подхода он видит в Библии, нередко выходя за ее пределы.
Идеи А. А. Конева, как бы они не «подкреплялись» священным писанием, его субъективным толкованием, материалами изучения каких-то уголовных дел и других письменных источников, далеки от реального генезиса преступного поведения. И они получили критическую оценку в юридической науке, хотя и несколько одностороннюю. Разделяя основные положения критики А. А. Конева Ю. М. Антоняном, нельзя отрицать религиозный поиск в криминологии в плане предупреждения преступлений, о чем образно писал Ф. М. Достоевский в выше приведенной нами его цитате. Правда, Достоевский абсолютизирует влияние Священного писания на поведение современных ему людей. Но предупредительные возможности, например, христианских заповедей в удержании верующих от совершения преступлений общеизвестны, многократно исследованы и проверены жизнью. Они не представляют панацеи, но при определенных условиях их влияние намного эффективнее формальной правовой пропаганды. Этот позитив можно заметить и в других религиях. Избирательный подход к теологической концепции в криминологии, изучающий религиозное влияние лишь в плане возможного удержания от совершения преступлений верующих, не следует отрицать и отбрасывать вместе с лженаучной дьявольской причинностью греховных преступлений. Религия и право являются системами социальной регуляции поведения личности и группы в обществе. В ходе исторической эволюции оба начала взаимно обогащали друг друга. Если право придавало религии социальное измерение, формируя систему правил ее функционирования в обществе, то религия одухотворяла право и заставляла людей ценить его.