Рецензия на монографию: Маликов М.Ф., Минеев Е.М. Механизм согласования федерального и регионального законодательства. – Уфа, Гилем, 2010. – 232 c.
№ 6 (37) 2011г.
Произошедшие за последние годы общественные преобразования в Российской Федерации в первую очередь затронули законотворчество, формирующее основы нормативного правового регулирования общественных отношений. Современные общественные отношения нуждаются не просто в новых законодательных актах, а в эффективном нормативном правовом регулировании, что, будучи сложным явлением, обеспечивается, в том числе, эффективностью законотворчества.
Несмотря на множество научных публикаций, в которых рассматриваются проблемы политического устройства и тенденций дальнейшего развития правового регулирования в Российской Федерации, ее отдельных регионов, федерализма и федеративного устройства государства, мировых моделей парламентаризма и законотворческого процесса, проблема взаимного влияния политики и законотворчества в федеративном государстве исследована пока фрагментарно и потому требует более глубоко научного анализа и систематизации.
В монографии «Механизм согласования федерального и регионального законодательства» авторами – М.Ф.Маликовым и Е.М.Минеевым – освещены весьма актуальные проблемы соотношения двух уровней российского законодательства (федерального и регионального) в современных условиях усиления тенденций к централизации в руководстве Российской Федерации. Примечательно, что данный научный труд написан в год 20-летия со дня принятия Верховным Советом РБ ХII созыва Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан.
Данная монография является 4-й частью проводимого доктором юридических наук, профессором М.Ф.Маликовым комплексного научно-правового исследования о согласовании федерального и регионального законодательства. В монографии авторы особо подчеркивают, что на современном этапе развития федерации фактически отсутствует согласованность между нормативными правовыми актами разных уровней в России, нечетко законодательно закреплен договорной характер разграничения предметов ведения и взаимного делегирования полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, не разработан правовой механизм формирования и перераспределения (делегирования) полномочий между законодательными и исполнительными органами власти, существует несогласованность конституционно-правовых требований обязательной экспертизы законопроектов и механизма их принятия.
В монографии исследован богатый исторический, политико-правовой научный материал, проведен анализ нормативно-правовых актов, на основе чего авторы данного научного исследования говорят о необходимости разработки критериев согласования в сфере законодательной компетенции Федерации и ее субъектов; определения правомочности Республики Башкортостан при принятии нормативно-правовых актов; выявления соответствия содержания нормативно-правовых актов объему полномочий правотворческих органов субъектов Российской Федерации; нахождения правильного выбора видов нормативно-правовых актов; соблюдения процедуры подготовки и принятия нормативно-правовых актов; соответствия законодательства субъектов федеральным нормам.
Авторами делается важный вывод о том, что эти задачи предполагают разработку новой методики проведения правовой экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, создание научно обоснованной системы подготовки нормативных правовых актов Республики Башкортостан, обеспечение комплексного решения нормотворческих задач, совершенствование организации законопроектных работ в Республике Башкортостан.
Кроме того, авторами проведен глубокий научный анализ и изложены новые теоретические, методологические, организационные и правовые основы двухуровневого правового регулирования в Российской Федерации и конституционного понимания процесса согласования двухуровневого (федерального и регионального) законодательства. Авторы вполне аргументировано доказывают реальность двуединого и одновременного процесса становления и развития двухуровневого (федерального и регионального) законодательства и трехуровневой (федеральной, региональной, муниципальной) его реализации.
Одной из главных целей исследования авторы определяют разработку согласительной процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан. На основе проведенного анализа нарушений правил законотворческой техники в законодательстве Российской Федерации авторы обобщили правила законотворческой техники, используемые при написании текста закона, а также показали значение их соблюдения для правильного изложения концепции закона, понимания и введения в действие ее правоприменителями и исполнения законодательного акта гражданами страны.
На наш взгляд, эта цель была в полной мере достигнута в ходе проведенного исследования. Авторы подчеркивают, что законотворческая деятельность парламентов двух уровней («центр–регион») в федеративном государстве отражает и законодательно закрепляет государственную и региональную политику, существующие реалии и перспективу развития во всех сферах жизни общества. Причем особенно ярко этот процесс проявляется в периоды реформирования государства, что видно на примере Российской Федерации. В то же время существует практика, когда парламенты законодательно (де-юре) закрепляют уже существующие де-факто политические и исторические реалии.
В Российской Федерации сегодня идут два параллельных двухуровневых взаимосвязанных процесса: по горизонтали – усиление центральной и региональной исполнительной власти, с одной стороны, и снижение роли и влияния палат Федерального Собрания, региональной власти (в том числе и российских легислатур) на развитие государства и территорий – с другой. На основе этого М.Ф.Маликов и Е.М.Минеев приходят к еще одному немаловажному выводу о том, что в современных политических условиях благодаря широкому использованию центральными органами исполнительной власти административного ресурса в период выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, активному вмешательству в законотворческую деятельность палат Федерального Собрания Российской Федерации при принятии необходимых исполнительной ветви власти законов усилились тенденции на свертывание демократических институтов российского общества, происходит централизация государственной власти по вертикали.
И действительно, подобные процессы мы наблюдаем сегодня не только на федеральном, но и на втором – региональном – уровне власти. Закономерность протекания этого процесса для общества, которое продолжает переживать сложные политико-трансформационные процессы, на наш взгляд, очевидна, но несет в себе опасность новой трансформации государства из начавшего складываться федеративного демократического и правового в унитарное.
Несомненно, данный научный труд является большим вкладом в развитие правовых и политологических наук и может быть как использован для дальнейших научных исследований по таким научным направлениям, как юриспруденция, отечественная история, политология и т. п., так и рекомендован учащимся средних специальных учебных заведений и студентам высших учебных заведений республики, аспирантам и соискателям, юристам.
Законотворчество, как и другие виды человеческой деятельности, требует соответствующей квалификации лиц, его осуществляющих. Поэтому участники законотворческого процесса должны обладать необходимыми специальными профессиональными знаниями и умениями, включающими эффективное использование методов, правилами и приемами, обеспечивающими высокое качество принимаемых законов. Одной из основных причин низкого качества современных российских законов является недостаточная разработка правил законотворческой техники в Российской Федерации, а также отсутствие навыков их использования субъектами законотворчества.
В заключении авторами научно аргументировано положение о том, что обретенная Башкортостаном самостоятельность способствует прогрессивному, поступательному развитию не только республики, но и Российской Федерации в целом.
Гайдук В.В.