Рецензии

Евразийский юридический журнал

Законотворчество в федеративном государстве

Механизм согласования федерального и регионального законодательства

Рецензия на монографию: Маликов М.Ф., Минеев Е.М. Механизм согласования федерального и регионального законодательства. – Уфа, Гилем, 2010. – 232 c.

№ 6 (37) 2011г.

Произошедшие за последние годы общественные преобразования в Российской Федерации в первую очередь затронули законотворчество, формирующее основы нормативного правового регулирования общественных отношений. Современные общественные отношения нуждаются не просто в новых законодательных актах, а в эффективном нормативном правовом регулировании, что, будучи сложным явлением, обеспечивается, в том числе, эффективностью законотворчества.

    Несмотря на множество научных публикаций, в которых рассматриваются проблемы политического устройства и тенденций дальнейшего развития правового регулирования в Российской Федерации, ее отдельных регионов, федерализма и федеративного устройства государства, мировых моделей парламентаризма и законотворческого процесса, проблема взаимного влияния политики и законотворчества в федеративном государстве исследована пока фрагментарно и потому требует более глубоко научного анализа и систематизации.

     В монографии «Механизм согласования федерального и регионального законодательства» авторами – М.Ф.Маликовым и Е.М.Минеевым – освещены весьма актуальные проблемы соотношения двух уровней российского законодательства (федерального и регионального) в современных условиях усиления тенденций к централизации в руководстве Российской Федерации. Примечательно, что данный научный труд написан в год 20-летия со дня принятия Верховным Советом РБ ХII созыва Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан.

     Данная монография является 4-й частью проводимого доктором юридических наук, профессором М.Ф.Маликовым комплексного научно-правового исследования о согласовании федерального и регионального законодательства. В монографии авторы особо подчеркивают, что на современном этапе развития федерации фактически отсутствует согласованность между нормативными правовыми актами разных уровней в России, нечетко законодательно закреплен договорной характер разграничения предметов ведения и взаимного делегирования полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, не разработан правовой механизм формирования и перераспределения (делегирования) полномочий между законодательными и исполнительными органами власти, существует несогласованность конституционно-правовых требований обязательной экспертизы законопроектов и механизма их принятия.

      В монографии исследован богатый исторический, политико-правовой научный материал, проведен анализ нормативно-правовых актов, на основе чего авторы данного научного исследования говорят о необходимости разработки критериев согласования в сфере законодательной компетенции Федерации и ее субъектов; определения правомочности Республики Башкортостан при принятии нормативно-правовых актов; выявления соответствия содержания нормативно-правовых актов объему полномочий правотворческих органов субъектов Российской Федерации; нахождения правильного выбора видов нормативно-правовых актов; соблюдения процедуры подготовки и принятия нормативно-правовых актов; соответствия законодательства субъектов федеральным нормам.

     Авторами делается важный вывод о том, что эти задачи предполагают разработку новой методики проведения правовой экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, создание научно обоснованной системы подготовки нормативных правовых актов Республики Башкортостан, обеспечение комплексного решения нормотворческих задач, совершенствование организации законопроектных работ в Республике Башкортостан.

     Кроме того, авторами проведен глубокий научный анализ и изложены новые теоретические, методологические, организационные и правовые основы двухуровневого правового регулирования в Российской Федерации и конституционного понимания процесса согласования двухуровневого (федерального и регионального) законодательства. Авторы вполне аргументировано доказывают реальность двуединого и одновременного процесса становления и развития двухуровневого (федерального и регионального) законодательства и трехуровневой (федеральной, региональной, муниципальной) его реализации.

      Одной из главных целей исследования авторы определяют разработку согласительной процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан. На основе проведенного анализа нарушений правил законотворческой техники в законодательстве Российской Федерации авторы обобщили правила законотворческой техники, используемые при написании текста закона, а также показали значение их соблюдения для правильного изложения концепции закона, понимания и введения в действие ее правоприменителями и исполнения законодательного акта гражданами страны.

       На наш взгляд, эта цель была в полной мере достигнута в ходе проведенного исследования. Авторы подчеркивают, что законотворческая деятельность парламентов двух уровней («центр–регион») в федеративном государстве отражает и законодательно закрепляет государственную и региональную политику, существующие реалии и перспективу развития во всех сферах жизни общества. Причем особенно ярко этот процесс проявляется в периоды реформирования государства, что видно на примере Российской Федерации. В то же время существует практика, когда парламенты законодательно (де-юре) закрепляют уже существующие де-факто политические и исторические реалии.

     В Российской Федерации сегодня идут два параллельных двухуровневых взаимосвязанных процесса: по горизонтали – усиление центральной и региональной исполнительной власти, с одной стороны, и снижение роли и влияния палат Федерального Собрания, региональной власти (в том числе и российских легислатур) на развитие государства и территорий – с другой. На основе этого М.Ф.Маликов и Е.М.Минеев приходят к еще одному немаловажному выводу о том, что в современных политических условиях благодаря широкому использованию центральными органами исполнительной власти административного ресурса в период выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, активному вмешательству в законотворческую деятельность палат Федерального Собрания Российской Федерации при принятии необходимых исполнительной ветви власти законов усилились тенденции на свертывание демократических институтов российского общества, происходит централизация государственной власти по вертикали.

      И действительно, подобные процессы мы наблюдаем сегодня не только на федеральном, но и на втором – региональном – уровне власти. Закономерность протекания этого процесса для общества, которое продолжает переживать сложные политико-трансформационные процессы, на наш взгляд, очевидна, но несет в себе опасность новой трансформации государства из начавшего складываться федеративного демократического и правового в унитарное.

     Несомненно, данный научный труд является большим вкладом в развитие правовых и политологических наук и может быть как использован для дальнейших научных исследований по таким научным направлениям, как юриспруденция, отечественная история, политология и т. п., так и рекомендован учащимся средних специальных учебных заведений и студентам высших учебных заведений республики, аспирантам и соискателям, юристам.

      Законотворчество, как и другие виды человеческой деятельности, требует соответствующей квалификации лиц, его осуществляющих. Поэтому участники законотворческого процесса должны обладать необходимыми специальными профессиональными знаниями и умениями, включающими эффективное использование методов, правилами и приемами, обеспечивающими высокое качество принимаемых законов. Одной из основных причин низкого качества современных российских законов является недостаточная разработка правил законотворческой техники в Российской Федерации, а также отсутствие навыков их использования субъектами законотворчества.

     В заключении авторами научно аргументировано положение о том, что обретенная Башкортостаном самостоятельность способствует прогрессивному, поступательному развитию не только республики, но и Российской Федерации в целом.

Гайдук В.В.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Рецензия на монографию «Право ВТО»

Право ВТО

Рецензи...

Рецензия на учебник «Горное право»

Горное право

Рецензи...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, доцента Г. С. Пырченковой

English for law students

Рецензи...

Знаковость права

Язык и право

Знаково...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, преподавателя Е. В. Комольцевой и кандидата филологических наук, доцента Л. Б. Перепелкиной

Deutsch fűr Juristen

Рецензи...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях