СМИРНОВА Елена Станиславовна
старший научный сотрудник Научного центра Международного славянского института, г. Москва
Проблема соотношения сил в историческом противоборстве разновекторных сил «Восток-Запад» применительно к России как никогда остро обозначилась в начале XXI века. С одной стороны к западным рубежам нашего Отечества приближаются силы НАТО, с другой стороны мы видим возрастающее значение крайне-радикальной идеологии мусульманства, заполняющей идеологический вакуум, образовавшийся взамен уничтоженной социалистической идеологии СССР. Безусловно, России не привыкать отвечать на все выпады и угрозы врагов. Но в настоящее время требуется иной, более гибкий, подход к определению приоритетов в усложнившейся обстановке вызовов однополярного мира. Этой теме и посвящена коллективная монография - научный итог проведенных Международной научно-практической конференции (2017) и «круглого стола» (2020), в которых исследовалась проблема «Россия - Запад - Восток» в ее формационно-цивилизационном, ценностном и мировоззренческом осмыслении, в контексте современных реалий. В монографии анализируются основные мифологемы и идеологические разногласия в полемике «славянофилов» и «западников». Раскрывается разрушительная заданность либеральных социально-экономических формаций. Сквозь призму противостояния цивилизаций формулируется новая сущность миссии России в XXI веке.
Ключевые слова: геополитические интересы, национальная безопасность, Славянский конгресс, цивилизационное явление.
SMIRNOVA Elena Stanislavovna
senior researcher of the Scientific Center of the International Slavic Institute, Moscow
“RUSSIA IS AT THE CROSSROADS OF GEOPOLITICAL CHALLENGES.” REVIEW OF THE COLLECTIVE MONOGRAPH “RUSSIA - WEST - EAST” / EDITED BY DR. OF ECONOMIC SCIENCES, PROF. BRATISHCHEV I.M. - M.: “SOTIS”, 2021. 736 C.
The problem of the correlation of forces in the historical confrontation of the East-West forces of different vectors in relation to Russia became more acute than ever at the beginning of the XXI century. On the one hand, NATO forces are approaching the western borders of our Fatherland, on the other hand, we see the increasing importance of the extremely radical ideology of Islam, filling the ideological vacuum formed instead of the destroyed socialist ideology of the USSR. Of course, Russia is no stranger to responding to all attacks and threats of enemies. But at present, a different, more flexible approach is required to determine priorities in the complicated situation of the challenges of the unipolar world. The collective monograph is devoted to this topic - the scientific result of the International Scientific and Practical Conference (2017) and the “round table” (2020), which investigated the problem of “Russia - West - East” in its formational and civilizational, value and ideological understanding, in the context of modern realities. The monograph analyzes the main mythologems and ideological differences in the polemics of “Slavophiles” and “Westerners”. The destructive nature of liberal socio-economic formations is revealed. Through the prism of the confrontation of civilizations, a new essence of Russia’s mission in the XXI century is formulated.
Keywords: geopolitical interests, national security, Slavic Congress, civilizational phenomenon.
Монография разделена по тематике на четыре части, также содержит предисловие, которое открывает вступительная статья редактора этого издания, профессора И.М. Братищева. По мнению редактора, «глубокий, системный и затяжной кризис мироустройства привел к тому, что к началу третьего десятилетия XXI века «Запад», как сложное социобиологическое, формационное и цивилизационное явление, начал терять устремленность в будущее», «глобализируемый по-американски «Запад», при всей его агрессивности и могуществе уже не удерживает лидерства» (с. 7). Сегодняшний Запад значительнее слабее, чем в 90-е годы, перспективы его гегемонии не просматриваются, не выдерживает лидерства и Европейский союз. Центр доминирования начинает перемещаться в Тихоокеанскую зону - в Китай, Японию, в регион «азиатских тигров», в Индию, то есть на «Восток» (с. 8). В этой ситуации глобальных вызовов все большее значение приобретает территория великой Евразии, центром которой по праву можно назвать Россию. Профессор И.М. Братищев отмечает: «Прошлое и будущее мира невозможно себе представить вне своеобразия России, в котором сочетается как наша самобытность, так и многое почерпнутое у «Запада» и «Востока». В мировом сообществе все отчетливее проявляются как геополитические интересы транснациональных структур, так и духовно-культурные традиции народов «Запада» и «Востока». В этом столкновении на поверхность истории выносится и вопрос о судьбе России, русской цивилизации и Русского мира со своим множеством взаимосвязей, потрясающе-красивым и разнообразным по природно-климатическим условиям (11 часовых поясов) пространством, ставшим местом проживания множества народов и народностей. Многие столетия эта цивилизация и этот мир оставались связующими звеньями между «Западом» и «Востоком» (с. 16).
В части первой монографии содержатся вступления ряда российских ученых - Сычева Н.В., Можайсковой И.В., Ерыгина А.Н., Троицкого Е.С. Особый интерес вызывают выступления деятелей Русской православной церкви - архимандрита Феофилакта, наместника Ново-Иерусалимского монастыря, отмечающего, что «восточный и западный мир породили каждый свою культуру, свою цивилизацию, по своему типу во многом разные и противоположные, никогда не способные к органичному соединению. Причина этой неспособности есть та же самая, что и во времена строительства Вавилонской башни - Бог не допускает объединение человечества в имя какой-либо ложной идеи» (с. 182), а также магистра богословия Сергия Скамьянова, который продолжает развивать идею евразийства, отмечая, что «своеобразие России не мешало нам впитывать достижения культуры, науки и техники других народов, не теряя при этом своей самобытности» (с. 190). О самобытности России мы встречаем весьма яркие и запоминающиеся высказывания Е.С. Троицкого: «противоборство между традиционализмом и модернизацией - одна из закономерностей развития человечества» (с. 120), Россия в данном случае не является исключением. Ученым отмечается, что «не стоит удивляться, что наша отечественная противоречивость привлекает неослабное внимание, она так изумляет иностранных ученых» (с. 145). Проявления нашего многообразия поистине безграничны. Далее цитируются слова М.И. Кутузова, сказанные в воззвании к жителям Смоленска: « ...враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущество, но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы россияне! Царство Российское издервле было единое души и единое тело...» (с. 147).
В части второй монографии много страниц уделено проблеме идейной борьбы «западников» и « славянофилов». Научная пледа ученых - П.В. Тулаев, А.И. Субетто, В.И. Карасев, И.К. Джерелиевская, Е.Ф. Солопов, Н.Л. Румянцева, А.С. Мамонтов, П.В. Морослин, Г.В. Саенко, И.А. Козиков, Н.И. Кикешев - с разных точек зрения рассматривают вопросы что есть «Восток», а что есть «Запад» для России. Профессор П.В. Тулаев указывает на наличие мифологем в полемике «западников» и «славянофилов». «Неточность традиционной формулировки проблемы» (с. 225) приводит ко многим дискуссиям. «Евразийство исходит из территориальной общности населения различного этнического и даже расового происхождения. Здесь равноценны белорус и казах, литовец и татарин, русский и монгол. Фундаментальный принцип евразийства - почва выше крови. Евразийцы признают различия, но не придают им принципиального характера. Расовый подход для них неприемлем. Религиозный - второстепенен» (с. 227). Профессор А.И. Субетто, развивая эту линию рассуждения отмечает: «Россия - евразийская, общинная, многонациональная, с самой большой территорией проживания общества в мире страна» (с. 239). Он определяет Россию, как особый цивилизационный, социоприродный континент, разновеликий и Азии (за пределами России), и Европы (за пределами России) (с. 239) и делает вывод: Русская цивилизация как выражение исторического синтеза «Востока» и «Запада» приобретает ноосферный масштаб (с. 254).
По-новому представляет ученому миру «евразийские особенности России в восприятии Д.И. Менделеева» профессор МГУ И.А. Козиков. Им признается, что в России «в процессе либеральных реформ был нарушен важнейший закон исторического процесса - закон исторической преемственности (с. 341). Тем важнее для российского общества знание и изучение цивилизационных особенностей нашего государства. Особое значение следует при давать мнению об этой проблеме Д.И. Менделеева, который выделял евразийство нашей страны - как особое общество, успешно синтезирующее черты как европейской, так и азиатской цивилизации (с. 342). Д.И. Менделеев отмечал, что России принадлежит миссия объединить Европу и Азию - эти высшие начала основаны на высоком уважении к другим народам, гуманизме, справедливости (с. 345). Дилемму «Восток-Запад» в контексте сложных аналогий и выводов продолжает Н.И. Кикешев, который возвращаясь в страницам истории Великой Отечественной войны, указывает на особую роль славянского движения в деле победы над фашизмом. Ученый раскрывает для читателя много новых эпизодов, связанных с использованием именно потенциала общности славянских народов Европы в борьбе с врагом. Славянское движение в этот период охватило все континенты. Только Американский славянский конгресс насчитывал более 15 млн.граждан США славянского происхождения. В 1945 году речь шла о создании Славянского союза. Деятельность Всеславянского комитета в Москве - это наиболее значимая страница единения народов вокруг СССР (с. 355). Славянский конгресс, который состоялся 8 декабря 1946 года в Белграде, «стал яркой демонстрацией славянского единства, которое закалилось в горниле войны, окрепло в идейных схватках с фашистской идеологией (с. 361). В то же время, как отмечает Н.И. Кикешев, в настоящее время содружество славянских народов ослаблено. «С высоты прошедших лет хорошо видны ошибки политиков, которые вместо славянского союза привели славянский мир к расколу» (с. 361). Для настоящего времени делается весьма примечательный вывод: «Созданные Европейским союзом Вышеградская группа и Восточное партнерство, куда вошли многие славянские страны, имеют антироссийскую направленность. Натовские бомбардировки Сербии, которая ни одной из натовских стран не угрожала, гражданская война на Украине свидетельствуют, что снова противоборство между Западном и Россией будет проходить на славянских территориях» (с. 362). В 2017 году в Белграде состоялся II Славянский конгресс, где обсуждалась проблема создания Содружества независимых славянских государств. Автор много внимания уделяет подобным устремлениям славянских народов, и потому возникает закономерный вопрос: а что же Россия? Ведь именно наша страна всегда стояла у истоков защиты славян, их мирного будущего? Славянские распри в Европе - это сильнейший аргумент в деле ослабления самой России, его исторического предназначения быть государством-миро- творцем. Внимание славянской теме должно быть усилено своевременно, еще до начало очередного глобального противостояния на континенте.
Читателей этой монографии в большой степени заинтересует часть третья: «Антироссийская заданность либеральных реформаций и потребность в переменах». Академик С.Ю. Глазьев отмечает: «Агрессия США против России и захват ими контроля над Украиной являются составной частью мировой гибридной (хаотичной) войны, ведущейся Вашингтоном с целью удержания мирового лидерства в нарастающей конкуренции с Китаем. Россия избрана в качестве направления главного удара в силу сочетания объективных и субъективных обстоятельств» (с. 474). «Развязанная Вашингтоном мировая война отличается от предыдущей отсутствием фронтовых столкновений враждующих армий. Она ведется на основе использования современных информационно-когнитивных технологий с опорой на «мягкую» силу и ограниченное применение военной силы в формате карательных операций по наказанию лишенного возможности к сопротивлению противника. Расчет делается на дестабилизацию внутреннего состояния страны-жертвы посредством поражения ее общественного сознания подрывными идеями, ухудшения социально-экономического положения, выращивания разнообразных оппозиционных сил, подкупа продуктивной элиты с целью ослабления институтов государственной власти и свержения легитимного руководства с последующей передачей власти марионеточному правительству» (с. 475). Как бы указывая на традиционную траекторию вызовов, С.Ю. Глазьев отмечает, что «организация военного конфликта между Россией и Европой для России наиболее желательна» (с. 476-478). При этом Банк России продолжает обслуживать интересы иностранного капитала (с. 478-481). Долг российских заемщиков пред западными кредиторами - 560 миллиардов долларов (с. 480-481). «Сохранение зависимого положения в экономике влечет поражение в гибридной войне! (с. 481-484). В отдельном разделе академик С.Ю. Глазьев делает анализ того, как выйти из кризиса: стране нужна новая денежно-кредитная политика (с. 484) - таков вывод. «Промедление с проведением денежно-кредитной политики в соответствии с поставленной Президентом РФ целью - совершения рывка в развитии экономики - чревато потерями для промышленности и страны в целом (с. 487). Исходя из анализа причин структурного кризиса мировой экономики, а также с учетом успешного мирового опыта в этой сфере, С.Ю. Глазьев дает объективную картины проблем и намечает пять целей, от решения которых зависит будущее государства, его социально-экономическая стабильность и благополучия ее народов (с. 488-489). Об эффективности подобных мер свидетельствует китайский опыт (с. 489). Подобную политико-экономическую оценку событий в России дают также Н.В. Сычев и Ю.М. Воронин (с. 421-457).
Профессор С.Н. Бабурин, открывая часть четвертую настоящей монографии, в статье «Столкновение цивилизационных альтернатив в современном российском конституционализме» делает оптимистический вывод о том, что «испытания XX века российский конституционализм выдержал и конституционной реформой 2020 года возвращен на путь своего национального движения» (с. 490). «Из омута февраля 1917 года и последовавшего за ней космополитического террора Россия выбиралась два поколения, когда в недрах СССР с отказом от идеологии военного коммунизма и троцкизма стала исподволь, противоречиво, тяжело, но неумолимо пробуждаться Святая Русь, к концу ХХ века окончательно «переварившая» европейскую ограниченность марксизма» (с. 490491). Вывод С.Н. Бабурина заключается в том, что «России требуется сформировать конституционно-правовую основу перехода на стратегию опережающего развития» (с. 491). В то же время «конституционно-правовая модель современной России проблема и нестабильна, имеет крайне размытые национальные черты в силу рождения на стыке ожесточенного противостояния цивилизационных альтернатив» (с. 492). Роль России как особого мира между Европой и Азией - велика. Ее история не может быть отклонена от естественных путей. Но Россия, по мнению С.Н. Бабурина - не просто восток Запада или запад Востока. Она их синтез, их цивилизационное измерение (с. 503). Наступило время выбирать: или двигаться в своем развитии дальше эволюционным путем, но в этом случае необходимо восстанавливать социальные лифты, и утверждать в обществе идею социальной справедливости, либо продолжить движение без смены направления и способов движения, но тогда надо быть готовым оказаться не на спирали развития, а в замкнутом круге (с. 504).
Мнение В.Э. Багдасаряна, С.Е. Кургиняна и В.Ю. Дарен- ского по вопросу «постиндустриализма, посткорректности и трансгуманности как проявлении агрессивности современного Запада» (с. 506-542) позволяет сделать вывод о ложности западных идей о необходимости следования Россией по периферийной парадигме. Современный Запад, по мнению авторов, продолжает манипулировать общественным сознанием России, продолжает переформатировать социум нашей страны с помощью кибертерроризма. Большое количество страниц профессор С.Е. Кургинян посвящает тем действиям транснациональных корпораций и отдельных политиков, которые привели к возможности возникновения COVID-19. Читателю, углубившемуся в исследование «тайной войны», развернутой не только на уровне фармацевтических компаний, предстоит сделать самостоятельные выводы о целях и задачах ряда преступных действий (с. 516-534). Рекомендуем настоятельно прочесть эти актуальные страницы. Профессор Кургинян делает вывод: необходимо предотвратить катастрофу! (с.534), и роль России в этом должна быть первостепенной.
Представляют большой интерес выступления по вопросам будущего России таких ученых как Л.С. Гребнев, А.Д. Акимов, С.В. Николаев, А.И. Аганин, С.Т. Брезкун (Кремлев), Б.П. Балуев. «Вопросы развития Китая - его духовные истоки стабильности общества» - даются в монографии в качестве приложения, которое разработала Е.С. Базанова. Многое из опыта КНР представляет большой интерес для читателя, но китайская система «социального доверия» как инструмент саморегуляции трудовых отношений, безусловно, будет полезен российскому читателю (с .689- 731). Вопросы ядерной безопасности России и мира затронуты в изложении В.А.Поповича, который также много страниц в статье уделяет средствам массовой информации, скрывающие многие актуальные для дела мира проблемы. В то же время, по мнению В.А. Поповича, эти же СМИ усиленно нагнетают обстановку в направлении славянских стран: недопустимо столь осложнять отношения с Украиной, требуется более взвешенный и продуктивный подход к информации о славянской Украине. Необходимо «поддерживать положительные тенденции, складывающиеся в контексте евразийского партнерства на информационном направлении» (с.647). Тема противоборства Запада и России в Молдово-Приднестров- ском конфликте с точки зрения истории, политики и права дает О.А. Гудымо, указывая на стратегическое значение этой территории как своеобразного «ключа» ко всему славянскому Балканскому миру. Следует стабилизировать обстановку на этой территории, предоставить народам, проживающим на ней возможность жить достойно, без боязни за будущее своих потомков. В целом же, проблемы противостояния, войны и мира - это подтекст всех выступлений авторов настоящей монографии. Профессор И.М. Братищев обобщая выводы авторов, отмечает: «мир всегда был и остается пространством борьбы, противостояния. Борьба всегда велась не только за территорию и ее ресурсы, а, главным образом, за смыслообразующие основания человеческого бытия, то есть за духовные ценности» (с. 677). Сочетание научного и духовного - мощная «геологическая» сила, способная перестраивать биосферу в интересах свободно мыслящего человечества управлять природными и социальными процессами (с. 676). У России все эти ресурсы имеются. Остается только правильно использовать тот экономический, и, главное, административно-правовой ресурс, который в сочетании с человеческим потенциалом, в очередной раз выведет нас на высокий уровень социальной защищенности человека, его высоких духовных запросов и процветания самого государства, расположенного на пересечении двух континентов - Европы и Азии.
В заключение, следует указать, что книга может быть полезной для разработки государственно-управленческой стратегии, обеспечивающей национальную безопасность России и восходящую траекторию ее развития, как великой мировой Державы. Целесообразно ее использование в научно-образовательной деятельности в проблематике единого отечественного гуманитарного знания.