Рецензии

Евразийский юридический журнал

Безопасность. Право

Международные полеты гражданских воздушных судов

Рецензия на монографию Лю Синя «Международные полеты гражданских воздушных судов. Безопасность. Право». — М.: Издательство «НИМП», 2013. — 191 с.

№ 4 (71) 2014г.

С момента издания последней отечественной моногра­фии, посвященной правовому регулированию междуна­родных полетов гражданских воздушных судов, прошло уже более четверти века. В течение этого времени в деятельности авиатранспортной отрасли как у нас в стране, так и во всем мире произошли значительные изменения. С одной стороны, данные изменения связаны с процессами либерализации ре­гулирования международного воздушного транспорта, посте­пенной приватизации авиапредприятий, традиционно кон­тролировавшихся государством, появлением большого числа новых частных авиакомпаний и соответствующим увеличе­нием парка воздушных судов, расширением сети маршрутов авиаперевозок и увеличением их объема. Однако, с другой стороны, усиление конкуренции, увеличение эксплуатаци­онных расходов, различные финансовые трудности, а также новые вызовы и угрозы, возникшие перед гражданской авиа­цией в конце прошлого и в начале нынешнего столетий, вклю­чая, например, угрозы совершения масштабных террористи­ческих актов с использованием воздушных судов, значительно усложняют деятельность авиапредприятий и заставляют воз­душный транспорт адаптироваться к меняющимся условиям. Указанные обстоятельства поставили мировое авиационное сообщество и, прежде всего, Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) перед необходимостью поиска совершенно новых подходов к решению проблемы безопас­ности полетов гражданских воздушных судов и безопасности гражданской авиации в целом, а также реформы существую­щих механизмов контроля за соблюдением международных стандартов ИКАО в области аэронавигации. В частности, в конце 90-х годов XX столетия была внедрена Универсаль­ная программа ИКАО по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов, в рамках которой экспертами ИКАО начали проводиться регулярные проверки (аудиты) государств-членов для определения их воз­можностей по осуществлению контроля за обеспечением без­опасности полетов, а более десяти лет спустя, по результатам работы Конференции высокого уровня по безопасности поле­тов ИКАО 2010 года, было принято решение об эволюции ука­занной универсальной программы ИКАО в направлении ме­ханизма непрерывного мониторинга, предусматривающего непрерывный контроль за безопасностью полетов в государ­ствах со стороны ИКАО и всего авиационного сообщества.

С учетом вышеизложенного монография Лю Синя «Меж­дународные полеты гражданских воздушных судов. Безопас­ность. Право» является своевременной и необходимой рабо­той, в которой автором сделана успешная попытка анализа современного состояния международно-правового регули­рования полетов гражданских воздушных судов в контексте отмеченных выше тенденций развития международного воз­душного транспорта и обозначения основных направлений дальнейшей реформы данного регулирования.

Определяя предмет и основные направления исследова­ния в главе 1 монографии, Лю Синь совершенно обоснованно начинает свой анализ с рассмотрения эволюции международ­но-правового регулирования полетов гражданских воздуш­ных судов, а также его понятийно-терминологических аспек­тов. В частности, особо следует отметить определение автором понятия «международный полет» и предлагаемую им класси­фикацию международных полетов. Принимая во внимание отсутствие на сегодняшний день определения данного поня­тия в позитивном международном праве, а также единогласия по этому вопросу в доктрине воздушного права, указанные предложения автора весьма интересны как с доктринальной точки зрения, так и для целей возможного совершенствова­ния правового регулирования деятельности гражданской ави­ации на международном и национальном уровне. Лю Синь предлагает рассматривать в качестве международного любой так называемый «политрансграничный» полет, при котором воздушное судно пересекает границы двух или более госу­дарств, что исключает отнесение к международным полетам «монотрансграничных» полетов, например, в воздушное про­странство над открытым морем и обратно, когда воздушное судно пересекает границу только одного государства. В свою очередь, сами международные полеты автор классифицирует по нескольким основаниям:

  • в зависимости от статуса и режима воздушного про­странства международные полеты подразделяются на полеты над государственной территорией и за пределами государ­ственной территории;
  • в зависимости от регулярности (частоты) их осущест­вления различаются международные регулярные и нерегу­лярные полеты;
  • в зависимости от целевого назначения международные полеты могут выполняться на коммерческой основе (коммер­ческая авиация) и на безвозмездной основе (авиация общего назначения);
  • в зависимости от типа авиации выделяются междуна­родные полеты гражданской, государственной и эксперимен­тальной авиации.

В главе 2 представленной работы Лю Синь исследует непо­средственно современные проблемы международно-правово­го регулирования полетов гражданских воздушных судов. При этом основное внимание автор уделяет вопросам обеспечения безопасности международных полетов и защиты граждан­ской авиации от актов незаконного вмешательства, что остав­ляет за кадром некоторые другие международно-правовые проблемы полетов, связанные, например, с обслуживанием воздушного движения и режимом воздушного пространства. Однако учитывая особую актуальность и приоритетность про­блем обеспечения безопасности международной гражданской авиации во всем мире на сегодняшний день, подобный подход Лю Синя является вполне объяснимым, и хочется надеяться, что другие немаловажные вопросы международно-правового регулирования полетов гражданских воздушных судов станут предметом дальнейших исследований в области воздушного права.

Затрагивая вопросы обеспечения безопасности междуна­родной гражданской авиации в главе 2 монографии, автор, во-первых, подробно рассматривает результаты работы Кон­ференции высокого уровня по безопасности полетов ИКАО, прошедшей с 29 марта по 1 апреля 2010 года, а, во-вторых, до­кументы, принятые на Международной конференции по воз­душному праву (Дипломатической конференции по ави­ационной безопасности), прошедшей под эгидой ИКАО с 30 августа по 10 сентября 2010 года в Пекине (КНР). Значение первого из указанных мероприятий — Конференции высоко­го уровня по безопасности полетов — состоит, прежде всего, в том, что именно на нем было принято решение о переходе к использованию механизма непрерывного мониторинга, по­зволяющего обеспечить непрерывный обмен информацией о безопасности полетов в рамках ИКАО и заблаговременно вы­являть возникающие проблемы в данной области. Подобный переход государств-членов ИКАО к большей открытости в от­ношении состояния безопасности полетов на их территории является важной вехой в развитии международно-правового регулирования деятельности гражданской авиации, посколь­ку ранее члены мирового авиационного сообщества факти­чески имели доступ к соответствующим сведениям, получа­емым лишь на эпизодической (непостоянной) основе в ходе проверок государств-членов экспертами ИКАО в рамках Уни­версальной программы ИКАО по проведению проверок ор­ганизации контроля за обеспечением безопасности полетов. Что касается результатов работы Пекинской Международ­ной конференции по воздушному праву 2010 года, а именно принятие новой Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации и Прото­кола, дополняющего Конвенцию о борьбе с незаконным за­хватом воздушных судов 1970 г., то они вносят значитель-ный вклад в совершенствование существующих международных договоров, касающихся борьбы с актами незаконного вмеша­тельства в деятельность гражданской авиации, с учетом таких новых и возникающих угроз для гражданской авиации и меж­дународного сообщества, как, например, ис-пользование тер- рористами-самоубийцами гражданских воздушных судов в качестве оружия нападения, захваты воздушных судов с при­менением электронных и компьютерных средств и др.

И, наконец, глава 3 монографии Лю Синя представляет особый интерес, связанный, прежде всего, с уникальностью личности самого автора, который, являясь гражданином КНР, получившим российское юридическое образование, имеет возможность открыть русскоязычным специалистам в об­ласти воздушного права широкий доступ к нормативным и доктринальным источникам Китая, посвященным правово­му регулированию международных полетов гражданских воз­душных судов. Поскольку в настоящее время Юго-Восточная Азия, включая Китай — это регион с наиболее динамично развивающейся авиатранспортной отраслью и богатым рын­ком авиаперевозок, а сама КНР относится к одному из важ­нейших авиационных партнеров России, становится очевид­ным то огромное практическое значение, которое имеет для российских специалистов правильное понимание вопросов правового регулирования общего порядка выполнения меж­дународных полетов, безопасности полетов и авиационной безопасности в КНР, подробно рассматриваемых в моногра­фии.

Таким образом, содержание каждого из разделов пред­ставленной работы Лю Синя показывает, что знакомство с ней будет весьма полезным, как для представителей доктрины международного воздушного права, так и для практических работников в области гражданской авиации.

БАТАЛОВ А.А. — кандидат юридических наук, магистр права (LL. M., Leiden University), доцент кафедры международного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Рецензия на учебник «Горное право»

Горное право

Рецензи...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, преподавателя Е. В. Комольцевой и кандидата филологических наук, доцента Л. Б. Перепелкиной

Deutsch fűr Juristen

Рецензи...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, доцента Г. С. Пырченковой

English for law students

Рецензи...

Рецензия на монографию «Право ВТО»

Право ВТО

Рецензи...

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК.

Контакты

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Яндекс.Метрика

© 2007 - 2018 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.