Рецензия на монографию Лю Синя «Международные полеты гражданских воздушных судов. Безопасность. Право». — М.: Издательство «НИМП», 2013. — 191 с.
№ 4 (71) 2014г.
С момента издания последней отечественной монографии, посвященной правовому регулированию международных полетов гражданских воздушных судов, прошло уже более четверти века. В течение этого времени в деятельности авиатранспортной отрасли как у нас в стране, так и во всем мире произошли значительные изменения. С одной стороны, данные изменения связаны с процессами либерализации регулирования международного воздушного транспорта, постепенной приватизации авиапредприятий, традиционно контролировавшихся государством, появлением большого числа новых частных авиакомпаний и соответствующим увеличением парка воздушных судов, расширением сети маршрутов авиаперевозок и увеличением их объема. Однако, с другой стороны, усиление конкуренции, увеличение эксплуатационных расходов, различные финансовые трудности, а также новые вызовы и угрозы, возникшие перед гражданской авиацией в конце прошлого и в начале нынешнего столетий, включая, например, угрозы совершения масштабных террористических актов с использованием воздушных судов, значительно усложняют деятельность авиапредприятий и заставляют воздушный транспорт адаптироваться к меняющимся условиям. Указанные обстоятельства поставили мировое авиационное сообщество и, прежде всего, Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) перед необходимостью поиска совершенно новых подходов к решению проблемы безопасности полетов гражданских воздушных судов и безопасности гражданской авиации в целом, а также реформы существующих механизмов контроля за соблюдением международных стандартов ИКАО в области аэронавигации. В частности, в конце 90-х годов XX столетия была внедрена Универсальная программа ИКАО по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов, в рамках которой экспертами ИКАО начали проводиться регулярные проверки (аудиты) государств-членов для определения их возможностей по осуществлению контроля за обеспечением безопасности полетов, а более десяти лет спустя, по результатам работы Конференции высокого уровня по безопасности полетов ИКАО 2010 года, было принято решение об эволюции указанной универсальной программы ИКАО в направлении механизма непрерывного мониторинга, предусматривающего непрерывный контроль за безопасностью полетов в государствах со стороны ИКАО и всего авиационного сообщества.
С учетом вышеизложенного монография Лю Синя «Международные полеты гражданских воздушных судов. Безопасность. Право» является своевременной и необходимой работой, в которой автором сделана успешная попытка анализа современного состояния международно-правового регулирования полетов гражданских воздушных судов в контексте отмеченных выше тенденций развития международного воздушного транспорта и обозначения основных направлений дальнейшей реформы данного регулирования.
Определяя предмет и основные направления исследования в главе 1 монографии, Лю Синь совершенно обоснованно начинает свой анализ с рассмотрения эволюции международно-правового регулирования полетов гражданских воздушных судов, а также его понятийно-терминологических аспектов. В частности, особо следует отметить определение автором понятия «международный полет» и предлагаемую им классификацию международных полетов. Принимая во внимание отсутствие на сегодняшний день определения данного понятия в позитивном международном праве, а также единогласия по этому вопросу в доктрине воздушного права, указанные предложения автора весьма интересны как с доктринальной точки зрения, так и для целей возможного совершенствования правового регулирования деятельности гражданской авиации на международном и национальном уровне. Лю Синь предлагает рассматривать в качестве международного любой так называемый «политрансграничный» полет, при котором воздушное судно пересекает границы двух или более государств, что исключает отнесение к международным полетам «монотрансграничных» полетов, например, в воздушное пространство над открытым морем и обратно, когда воздушное судно пересекает границу только одного государства. В свою очередь, сами международные полеты автор классифицирует по нескольким основаниям:
- в зависимости от статуса и режима воздушного пространства международные полеты подразделяются на полеты над государственной территорией и за пределами государственной территории;
- в зависимости от регулярности (частоты) их осуществления различаются международные регулярные и нерегулярные полеты;
- в зависимости от целевого назначения международные полеты могут выполняться на коммерческой основе (коммерческая авиация) и на безвозмездной основе (авиация общего назначения);
- в зависимости от типа авиации выделяются международные полеты гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
В главе 2 представленной работы Лю Синь исследует непосредственно современные проблемы международно-правового регулирования полетов гражданских воздушных судов. При этом основное внимание автор уделяет вопросам обеспечения безопасности международных полетов и защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, что оставляет за кадром некоторые другие международно-правовые проблемы полетов, связанные, например, с обслуживанием воздушного движения и режимом воздушного пространства. Однако учитывая особую актуальность и приоритетность проблем обеспечения безопасности международной гражданской авиации во всем мире на сегодняшний день, подобный подход Лю Синя является вполне объяснимым, и хочется надеяться, что другие немаловажные вопросы международно-правового регулирования полетов гражданских воздушных судов станут предметом дальнейших исследований в области воздушного права.
Затрагивая вопросы обеспечения безопасности международной гражданской авиации в главе 2 монографии, автор, во-первых, подробно рассматривает результаты работы Конференции высокого уровня по безопасности полетов ИКАО, прошедшей с 29 марта по 1 апреля 2010 года, а, во-вторых, документы, принятые на Международной конференции по воздушному праву (Дипломатической конференции по авиационной безопасности), прошедшей под эгидой ИКАО с 30 августа по 10 сентября 2010 года в Пекине (КНР). Значение первого из указанных мероприятий — Конференции высокого уровня по безопасности полетов — состоит, прежде всего, в том, что именно на нем было принято решение о переходе к использованию механизма непрерывного мониторинга, позволяющего обеспечить непрерывный обмен информацией о безопасности полетов в рамках ИКАО и заблаговременно выявлять возникающие проблемы в данной области. Подобный переход государств-членов ИКАО к большей открытости в отношении состояния безопасности полетов на их территории является важной вехой в развитии международно-правового регулирования деятельности гражданской авиации, поскольку ранее члены мирового авиационного сообщества фактически имели доступ к соответствующим сведениям, получаемым лишь на эпизодической (непостоянной) основе в ходе проверок государств-членов экспертами ИКАО в рамках Универсальной программы ИКАО по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов. Что касается результатов работы Пекинской Международной конференции по воздушному праву 2010 года, а именно принятие новой Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации и Протокола, дополняющего Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., то они вносят значитель-ный вклад в совершенствование существующих международных договоров, касающихся борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, с учетом таких новых и возникающих угроз для гражданской авиации и международного сообщества, как, например, ис-пользование тер- рористами-самоубийцами гражданских воздушных судов в качестве оружия нападения, захваты воздушных судов с применением электронных и компьютерных средств и др.
И, наконец, глава 3 монографии Лю Синя представляет особый интерес, связанный, прежде всего, с уникальностью личности самого автора, который, являясь гражданином КНР, получившим российское юридическое образование, имеет возможность открыть русскоязычным специалистам в области воздушного права широкий доступ к нормативным и доктринальным источникам Китая, посвященным правовому регулированию международных полетов гражданских воздушных судов. Поскольку в настоящее время Юго-Восточная Азия, включая Китай — это регион с наиболее динамично развивающейся авиатранспортной отраслью и богатым рынком авиаперевозок, а сама КНР относится к одному из важнейших авиационных партнеров России, становится очевидным то огромное практическое значение, которое имеет для российских специалистов правильное понимание вопросов правового регулирования общего порядка выполнения международных полетов, безопасности полетов и авиационной безопасности в КНР, подробно рассматриваемых в монографии.
Таким образом, содержание каждого из разделов представленной работы Лю Синя показывает, что знакомство с ней будет весьма полезным, как для представителей доктрины международного воздушного права, так и для практических работников в области гражданской авиации.
БАТАЛОВ А.А. — кандидат юридических наук, магистр права (LL. M., Leiden University), доцент кафедры международного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова