Рецензии

Евразийский юридический журнал

Безопасность. Право

Международные полеты гражданских воздушных судов

Рецензия на монографию Лю Синя «Международные полеты гражданских воздушных судов. Безопасность. Право». — М.: Издательство «НИМП», 2013. — 191 с.

№ 4 (71) 2014г.

С момента издания последней отечественной моногра­фии, посвященной правовому регулированию междуна­родных полетов гражданских воздушных судов, прошло уже более четверти века. В течение этого времени в деятельности авиатранспортной отрасли как у нас в стране, так и во всем мире произошли значительные изменения. С одной стороны, данные изменения связаны с процессами либерализации ре­гулирования международного воздушного транспорта, посте­пенной приватизации авиапредприятий, традиционно кон­тролировавшихся государством, появлением большого числа новых частных авиакомпаний и соответствующим увеличе­нием парка воздушных судов, расширением сети маршрутов авиаперевозок и увеличением их объема. Однако, с другой стороны, усиление конкуренции, увеличение эксплуатаци­онных расходов, различные финансовые трудности, а также новые вызовы и угрозы, возникшие перед гражданской авиа­цией в конце прошлого и в начале нынешнего столетий, вклю­чая, например, угрозы совершения масштабных террористи­ческих актов с использованием воздушных судов, значительно усложняют деятельность авиапредприятий и заставляют воз­душный транспорт адаптироваться к меняющимся условиям. Указанные обстоятельства поставили мировое авиационное сообщество и, прежде всего, Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) перед необходимостью поиска совершенно новых подходов к решению проблемы безопас­ности полетов гражданских воздушных судов и безопасности гражданской авиации в целом, а также реформы существую­щих механизмов контроля за соблюдением международных стандартов ИКАО в области аэронавигации. В частности, в конце 90-х годов XX столетия была внедрена Универсаль­ная программа ИКАО по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов, в рамках которой экспертами ИКАО начали проводиться регулярные проверки (аудиты) государств-членов для определения их воз­можностей по осуществлению контроля за обеспечением без­опасности полетов, а более десяти лет спустя, по результатам работы Конференции высокого уровня по безопасности поле­тов ИКАО 2010 года, было принято решение об эволюции ука­занной универсальной программы ИКАО в направлении ме­ханизма непрерывного мониторинга, предусматривающего непрерывный контроль за безопасностью полетов в государ­ствах со стороны ИКАО и всего авиационного сообщества.

С учетом вышеизложенного монография Лю Синя «Меж­дународные полеты гражданских воздушных судов. Безопас­ность. Право» является своевременной и необходимой рабо­той, в которой автором сделана успешная попытка анализа современного состояния международно-правового регули­рования полетов гражданских воздушных судов в контексте отмеченных выше тенденций развития международного воз­душного транспорта и обозначения основных направлений дальнейшей реформы данного регулирования.

Определяя предмет и основные направления исследова­ния в главе 1 монографии, Лю Синь совершенно обоснованно начинает свой анализ с рассмотрения эволюции международ­но-правового регулирования полетов гражданских воздуш­ных судов, а также его понятийно-терминологических аспек­тов. В частности, особо следует отметить определение автором понятия «международный полет» и предлагаемую им класси­фикацию международных полетов. Принимая во внимание отсутствие на сегодняшний день определения данного поня­тия в позитивном международном праве, а также единогласия по этому вопросу в доктрине воздушного права, указанные предложения автора весьма интересны как с доктринальной точки зрения, так и для целей возможного совершенствова­ния правового регулирования деятельности гражданской ави­ации на международном и национальном уровне. Лю Синь предлагает рассматривать в качестве международного любой так называемый «политрансграничный» полет, при котором воздушное судно пересекает границы двух или более госу­дарств, что исключает отнесение к международным полетам «монотрансграничных» полетов, например, в воздушное про­странство над открытым морем и обратно, когда воздушное судно пересекает границу только одного государства. В свою очередь, сами международные полеты автор классифицирует по нескольким основаниям:

  • в зависимости от статуса и режима воздушного про­странства международные полеты подразделяются на полеты над государственной территорией и за пределами государ­ственной территории;
  • в зависимости от регулярности (частоты) их осущест­вления различаются международные регулярные и нерегу­лярные полеты;
  • в зависимости от целевого назначения международные полеты могут выполняться на коммерческой основе (коммер­ческая авиация) и на безвозмездной основе (авиация общего назначения);
  • в зависимости от типа авиации выделяются междуна­родные полеты гражданской, государственной и эксперимен­тальной авиации.

В главе 2 представленной работы Лю Синь исследует непо­средственно современные проблемы международно-правово­го регулирования полетов гражданских воздушных судов. При этом основное внимание автор уделяет вопросам обеспечения безопасности международных полетов и защиты граждан­ской авиации от актов незаконного вмешательства, что остав­ляет за кадром некоторые другие международно-правовые проблемы полетов, связанные, например, с обслуживанием воздушного движения и режимом воздушного пространства. Однако учитывая особую актуальность и приоритетность про­блем обеспечения безопасности международной гражданской авиации во всем мире на сегодняшний день, подобный подход Лю Синя является вполне объяснимым, и хочется надеяться, что другие немаловажные вопросы международно-правового регулирования полетов гражданских воздушных судов станут предметом дальнейших исследований в области воздушного права.

Затрагивая вопросы обеспечения безопасности междуна­родной гражданской авиации в главе 2 монографии, автор, во-первых, подробно рассматривает результаты работы Кон­ференции высокого уровня по безопасности полетов ИКАО, прошедшей с 29 марта по 1 апреля 2010 года, а, во-вторых, до­кументы, принятые на Международной конференции по воз­душному праву (Дипломатической конференции по ави­ационной безопасности), прошедшей под эгидой ИКАО с 30 августа по 10 сентября 2010 года в Пекине (КНР). Значение первого из указанных мероприятий — Конференции высоко­го уровня по безопасности полетов — состоит, прежде всего, в том, что именно на нем было принято решение о переходе к использованию механизма непрерывного мониторинга, по­зволяющего обеспечить непрерывный обмен информацией о безопасности полетов в рамках ИКАО и заблаговременно вы­являть возникающие проблемы в данной области. Подобный переход государств-членов ИКАО к большей открытости в от­ношении состояния безопасности полетов на их территории является важной вехой в развитии международно-правового регулирования деятельности гражданской авиации, посколь­ку ранее члены мирового авиационного сообщества факти­чески имели доступ к соответствующим сведениям, получа­емым лишь на эпизодической (непостоянной) основе в ходе проверок государств-членов экспертами ИКАО в рамках Уни­версальной программы ИКАО по проведению проверок ор­ганизации контроля за обеспечением безопасности полетов. Что касается результатов работы Пекинской Международ­ной конференции по воздушному праву 2010 года, а именно принятие новой Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации и Прото­кола, дополняющего Конвенцию о борьбе с незаконным за­хватом воздушных судов 1970 г., то они вносят значитель-ный вклад в совершенствование существующих международных договоров, касающихся борьбы с актами незаконного вмеша­тельства в деятельность гражданской авиации, с учетом таких новых и возникающих угроз для гражданской авиации и меж­дународного сообщества, как, например, ис-пользование тер- рористами-самоубийцами гражданских воздушных судов в качестве оружия нападения, захваты воздушных судов с при­менением электронных и компьютерных средств и др.

И, наконец, глава 3 монографии Лю Синя представляет особый интерес, связанный, прежде всего, с уникальностью личности самого автора, который, являясь гражданином КНР, получившим российское юридическое образование, имеет возможность открыть русскоязычным специалистам в об­ласти воздушного права широкий доступ к нормативным и доктринальным источникам Китая, посвященным правово­му регулированию международных полетов гражданских воз­душных судов. Поскольку в настоящее время Юго-Восточная Азия, включая Китай — это регион с наиболее динамично развивающейся авиатранспортной отраслью и богатым рын­ком авиаперевозок, а сама КНР относится к одному из важ­нейших авиационных партнеров России, становится очевид­ным то огромное практическое значение, которое имеет для российских специалистов правильное понимание вопросов правового регулирования общего порядка выполнения меж­дународных полетов, безопасности полетов и авиационной безопасности в КНР, подробно рассматриваемых в моногра­фии.

Таким образом, содержание каждого из разделов пред­ставленной работы Лю Синя показывает, что знакомство с ней будет весьма полезным, как для представителей доктрины международного воздушного права, так и для практических работников в области гражданской авиации.

БАТАЛОВ А.А. — кандидат юридических наук, магистр права (LL. M., Leiden University), доцент кафедры международного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Рецензия на монографию «Право ВТО»

Право ВТО

Рецензи...

Знаковость права

Язык и право

Знаково...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях