Экологические мигранты в международно-правовом контексте. Рeцензия – комментарий к монографии: Ivanov D.V., Bekyashev D.K. «Environmental Migration in International Law» (Cambridge, Cambridge Scholars Publishing, 2016. – 178 p.)
№ 9 (100) 2016г.
В статье оценивается актуальность и новизна монографии Иванова Д. В. и Бекяшева Д. К. «Environmental Migration in International Law», представляющей собой англоязычный вариант творчески переработанного издания на русском языке Иванов Д. В., Бекяшев Д. К.
Экологическая миграция населения: Международно-правовые аспекты: Научное издание / Д. В. Иванов, Д. К. Бекяшев. — М.: Аспект Пресс, 2013. - 176 с. Отмечены достоинства и недостатки монографии «Environmental Migration in International Law». По итогам статьи делается вывод о значении данной монографии с теоретической и практической точек зрения и возможной роли в отечественной и зарубежной науке международного права.
ENVIRONMENTAL MIGRANTS IN THE INTERNATIONAL LAW CONTEXT REVIEW - COMMENT TO THE MONOGRAPH: IVANOV D. V., BEKYASHEV D. K. «ENVIRONMENTAL MIGRATION IN INTERNARIONAL LAW» (CAMBRIDGE, CAMBRIDGE SCHOLARS PUBLISHING, 2016. - 178 P.)
The article describes the relevance and novelty of the monograph Ivanov D. V., Bekyashev D. K.«Environmental Migration in International Law». This book is the creatively revised English version of the monograph in Russian Ivanov D. V., Bekyashev D. K. Environmental migration: International law aspects: Scientific publication / D. V. Ivanov, D. K. Bekyashev. - M.: Aspect Press, 2013 - 176 p. The advantages and disadvantages of the monograph «Environmental Migration in International Law» are marked. The conclusion about the meaning of the book from theoretical and practical points of view and possible role in Russian and foreign science of international law is made.
Авторами рецензируемой монографии являются известные российские специалисты в области международно-правового регулирования миграции населения: кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права МГИМО (У) МИД России Д. В. Иванов и кандидат юридических наук, доцент этой кафедры Д. К. Бекяшев Это не первая совместная книга данных авторов по указанной проблематике. Так, ранее ими, кроме прочего, была издана совместная монографии «Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции» (М., Проспект, 2013. - 392 с.).
Авторы, надо сказать, довольно смело вторгаются в тесно заполненный «рынок» (позволим себе употребить этот термин) экологических правовых публикаций, где американский эколог У. Вогт употребил термин «экологический беженец» еще в 1948 году. Но где, несмотря на это, как отмечают авторы, только в настоящее время экологическая миграция только начинает осознаваться как проблема, а термин «экологическая миграция» и поныне продолжает обретать правовое содержание, встречаясь все чаще и чаще.
В этом контексте, как отмечается в монографии, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) выработало позицию, согласно которой термин «беженец» некорректно использовать для обозначения лиц, перемещенных по экологическим причинам. В связи с этим, следует именовать их экологическими мигрантами (с чем авторы согласны, см. ниже).
Насколько можно понять, авторы не пытаются предложить собственное определение анализируемого понятия, а опираются на то, которое выработано Международной организацией по миграции (МОМ): «Экологические мигранты — это лица или группы лиц, которые по серьезным причинам внезапного или постепенного изменения окружающей среды, негативно сказывающегося на их жизнедеятельности или условиях жизни, вынуждены покинуть свое обычное место жительства или по своему желанию покидают его на определенное или неопределенное время и мигрируют в пределах свой страны или за ее пределы».
Что ж, попытка полезная, придающая «вес» всей работе. С учетом убедительно обоснованного авторами подхода, в соответствии с которым встречающийся термин «климатический беженец /мигрант» - более узок по сравнению с термином «экологический беженец/мигрант».
Авторы делают вывод о том, что экологическая причина миграции должна быть основной, чтобы причислить лицо к экологическим мигрантам. (В конкретных случаях причин может быть две и несколько).
Стоит поддержать призыв авторов разработать единое юридическое понятие для обозначения лиц, мигрирующих по экологическим причинам. Собственно, в этом плане они повторяют то, что высказывалось и до них и чем сравнительно давно занимаются в рамках ряда международных институтов, основным из которых стало УВКБ ООН, а также ГА ООН и ЭКОСОС, а также Исполнительный комитет по Программе Верховного комиссара, созданный еще в 1957 г.
В монографии упомянуты общие документы по делам беженцев, принятые ГА и ЭКОСОС, отмечена особая важность системы предоставления УВКБ ООН «добрых услуг», в рамках которой оказывается помощь соответствующим группам беженцев — в том числе тем, защита которых не входит в его компетенцию (т.е. и «экологическим»?). Авторы обращают особое внимание на тот факт, что в определенный момент УВКБ ООН было вынуждено ввести практику так называемого группового подхода. В этом случае беженцами признавались не отдельные лица, а целая группа лиц, т.е. речь идет о так называемых случаях массового притока (large-scale influx), или исхода, (mass exodus) беженцев. В связи с этим Исполнительный комитет УВКБ ООН принял соответствующее заключение — «Защита лиц, ищущих убежища, в ситуациях их массового притока», в котором установил основные правила обращения с данной категорией лиц. Согласитесь, что «массовость притока» при негативных экологических воздействиях - типичное явление. Но следует ли уделять ему приоритетное внимание по сравнению с «индивидуальным притоком»? Или права человека должны соблюдаться «на равных»? Авторы монографии предпочитают не затрагивать это «соотношение». А напрасно.
Но вместе с тем УВКБ ООН указало, что установление в качестве одного из критериев «большого числа» «может привести к субъективной оценке, которая в свою очередь привнесет элемент неточности». Некоторые организации заявили, что определение, содержащееся в аналитическом докладе, является неоправданно узким и не охватывает ряд лиц или группы лиц, нуждающихся в защите. Международная организация по миграции (МОМ) также выступила против исключения из рабочего определения небольших групп лиц, поскольку, права, которые затрагиваются, являются в основе своей правами личности.
Где здесь авторская позиция? - неясно. Читатель вправе рассчитывать на нее.
Далее. В авторском понимании, именно уважая права человека, не абсолютизируя наличие международного элемента, со временем УВКБ ООН стало оказывать помощь и лицам, перемещенным внутри страны. В частности, в своем Заключении «Лица, перемещенные внутри страны» оно признало, что «резолюция 48/116, принятая ГА ООН 20 декабря 1993 года и вновь подтвердившая поддержку усилий Верховного комиссара, особенно там, где такие усилия могли бы способствовать предотвращению или решению проблем беженцев, по-прежнему служит надлежащими рамками для участия Верховного комиссара в ситуациях внутреннего перемещения».
В 1993 г. в документе «Положение беженцев в мире» УВКБ ООН определило четыре основные причины появления потоков беженцев, в которые входит и ухудшение состояния окружающей среды.
Данный документ, по сути дела, лежит в основе всей работы. Но вызывает сожаление, что, отмечая фактор ухудшения качества окружающей среды, как способствующий вынужденной миграции, авторы просто упоминают про исключительную важность предотвращения негативных факторов, не пытаясь даже минимально остановиться на конкретных способах такого предотвращения. А ведь это все равно, что предотвращать болезнь, вместо того, чтобы бороться с ней, когда она уже наступила.
Можно сказать, что в определенной мере этот недостаток компенсирован авторами в том разделе, где анализируется работа конференций в Киото в 1997г. и в Гааге в 2000г., рассмотревших вопрос о рисках интенсивной миграции в связи с глобальным потеплением. А также на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге 2002г.. На последней встрече были выработаны, кроме прочего, предложения оказывать финансовую и техническую помощь укреплению потенциала африканских стран, в том числе организационного и человеческого, в частности на местном уровне, не только для эффективной борьбы с последствиями стихийных бедствий, но и поддержания систем наблюдения и раннего предупреждения.
Отметим положительный факт того, что авторы «не забывают» это событие. Но где, опять же, сами они со своим оценочным мнением? - невольно возникает вопрос. Ведь «предупреждать» - значит вкладывать огромный материальный, технический и человеческий ресурс в соответствующие меры. Что в этом плане делается? Или это - общие слова представителей соответствующих стран. Как и в отношении последствий стихийных бедствий (на указанной Встрече в этом плане говорилось о необходимости: проведения оценок; принятия ответных мер по восстановлению; оказания поддержки странам Африки, с тем, чтобы они могли более эффективно решать проблемы перемещения населения в результате стихийных бедствий; оказания поддержки принимающим беженцев странам в улучшении состояния инфраструктуры и окружающей среды, включая экосистемы и среду обитания, которым причинен ущерб в процессе приема и расселения беженцев).
Логично предположить, что если бы указанные меры, мероприятия действительно эффективно проводились или хотя бы очевидно было их наметившееся проведение, то экологические мигранты вообще исчезли бы. Нет смысла бежать оттуда, где экологически и так все замечательно. Скорее надо переходить на приглашение «экологических туристов», зарабатывая на этом деньги.
Важную роль в развитии проблематики экологической миграции играют конференции государств—участников Рамочной конвенции об изменении климата. Основная работа в данном направлении была на чата в рамках Специальной рабочей группы по долгосрочному сотрудничеству, которая была создана в ходе встречи на Бали в 2007 г. и которая в соответствии с Планом действий, принятым в ходе конференции на Бали, разработала доку мент «Идеи и предложения по пункту 1 Плана действий Бали».
Авторы дают краткую (в целом, положительную) оценку объединению усилий междуна родных организаций в данной сфере. Так, в апреле 2008 г. Институт по окружающей среде и безопасности человека (Университет) ООН, ЮНЕП, МОМ учредили Альянс по изменению климата, окружающей среде и миграции. Цель деятельности Альянса - проведение исследований и повышение информированности о миграции по экологическим причинам с целью привлечения вни мания международных организаций к этой проблем. В 2010 г. на конференции в Канкуне были одобрены результаты работы
Специальной группы и принят План по адаптации, согласованный сторонами.
Но в конкретных ситуациях эти «институциональные» усилия нередко оказываются неэффективными. Например, это касается мер по защите ЛПВС в ситуациях стихийных бедствий. УВКПЧ, УВКБ ООН и ЮНИСЕФ до сих пор сталкиваются с трудностями при развертывании потенциала на местах, который соответствовал бы обязательству возглавить усилия по предоставлению защиты в ситуациях стихийных бедствий, взятому ими на себя в 2005 г. при реализации инициативы по реформированию гуманитарной деятельности. В этой связи УВКБ ООН взяло на себя обязательство заполнить этот пробел на основе про ведения консультаций с ЮНИСЕФ и УВКПЧ и выразило надежду, что его возможности будут должным образом усилены.
Опять же, политизированный язык, помогающим указанным институтам и далее «надеяться». Не более того. Или авторы не владеют информацией по конкретным проводимым мероприятиям?
Оправданно значительное внимание уделено экологической миграции на региональном уровне (пар.2.1.). Очень полезная «кумулятивная» информация, приведу подробно. Конкретно:
Африканский регион:
- в 1969 году в рамках Организации африканского единства (ОАЕ) принята Конвенция, регулирующая конкретные аспекты проблемы беженцев в Африке, в которой дано расширительное определение понятия «беженец» (ст. 1);
- в 1994 г. на симпозиуме ОАЕ и ООН по беженцам и вынужденному перемещению населения в Африке отмечено, что во многих африканских государствах имеет место борьба за обладание природными ре сурсами, при этом качество окружающей среды ухудшается. Некоторые государства уже не могут осуществлять основные управленческие функ ции, включая контроль над национальной территорией; контролировать национальные ресурсы, предоставлять базовые услуги в области санитарного контроля и т.п. На симпозиуме были подведены итоги имплементации положений Конвенции 1969 г. Оказалось, что, несмотря на положительные политические события в некоторых регионах континента, все еще сохраняется большое количество вооруженных конфликтов, насилия и систематиче ских, массовых и грубых нарушений прав человека, кроме прочего, в связи с ухудшением экологической обстановки в регионе;
- сама миграция может вызвать ухудшение качества окружающей среды и нехватку ре сурсов в стране, которая принимает мигрантов (восьмая рекомендация, принятая на симпозиуме);
- Африка стала первым континентом, государства которого приняли решение о создании своей собственной системы защиты ЛПВС (лица, перемещенные внутри страны) на основе международного договора;
- в 2004 г. в ходе работы Международной конференции по миру, безопасности, демократии и развитию в районе Великих озер отмечено, что состояние незащищенности во многом порождено незаконной эксплуатацией природных ресурсов, деградацией экосистем.
Отмечен и обратный эффект: влияние вооруженных конфликтов на окружающую среду, а именно потоков беженцев и ЛПВС на экосистему бассейна реки Конго и района Великих озер. Указано на стандарты, закрепленные в Руководящих принципах, в частности тех из них, которые касаются защиты лиц, пострадавших от природных катастроф. Кроме того, они должны создать механизм по предотвращению и борьбе с природными и антропо генными катастрофами, а также принимать меры по восстановлению окружающей среды в областях, которые пострадали из-за массового притока беженцев и перемещенного населения;
- в 2009 г. в ходе саммита принята Декларация о беженцах, возвращенных лицах и ЛПВС в Африке, в которой в качестве основных причин перемещений на континенте названы, среди прочего, природные бедствия, отмечены рост негативного влияния изменения климата и увеличение числа лиц, мигрировавших по экологическим причинам;
- но наиболее знаменательным событием, завершившим переговоры по принятию международного договора о вынужденной миграции внутри страны, стало принятие Конвенции Африканского союза о защите лиц, перемещенных внутри страны, и оказании им помощи в Африке от 23 октября 2009 г.
Конвенция отражает общую тенденцию расширения правового содержания терминов, используемых для обозначения различных категорий вынужденных мигрантов, и закрепляет экологические причины перемещения.
Американский континент:
- в 80-х годах XX в. вспышка гражданских конфликтов в Центральной Америке привела к «массовому исходу» почти 1 млн. человек, создав серьезные экономические, социальные и экологические проблемы для стран, в которые направлялись массовые потоки мигрантов. В 1984 г. эти «принимающие» страны приняли Картахенскую декларацию о беженцах, в которой устанавливались правовые основы обращения с цен трально-американскими беженцами;
- в Декларации экологические причины миграции не были прямо закреплены. Кроме того, на рассматриваемом кон тиненте эта причина перемещений не играет такой важной роли, как в Африк.
Европейский союз (ЕС):
- здесь данная проблематика до недавнего времени не слишком активно прорабатывалась, несмотря на известную активность «партии зеленых»;
- в апреле 2007 г. с целью борьбы с изменением климата Европейский парламент принял решение о создании Временного комитета по изменению климата. Его целью стала разработка предложений по будущей политике ЕС в области изменения климата и координирование позиции Парламента в ходе переговоров по данной теме;
- впоследствии и другие институты ЕС выражали свою обеспокоенность в связи с появлением в ЕС мигрантов, спасающихся, кроме прочего, от природных бедствий. Авторы называют и кратко оценивают соответствующие инициативы вплоть до новейших времен, в том числе: решение Европейской комиссии о финансировании проекта «Изменение окружающей среды и сценарии вынужденной миграции».17, внимание (хотя и не такое пристальное, по выражению авторов статьи) Совета Европы, Комитете министров Совета Европы, Комитета по миграции, беженцам и населению Парламентской ассамблеи к проблеме эколо гической миграции.
Государствам было рекомендовано признать в качестве основы для своей политики, что Руководящие принципы и иные международные документы о правах человека и гуманитарное право должны применяться ко всем ЛПВС, включая лиц, покинувших свое жилище или обычное место жительства по причине природных или антропогенных бедствий.
Отмечая, как признает большинство ученых, что именно развитые европейские государства в основном несут ответственность за изменение климата, авторы настоящей статьи настаивают на том, что возложение такой ответственности было бы правомерным только в конкретных случаях нанесения ущерба. Возложение же всего бремени ответственности на эти государства кажется не справедливым, тем более в контексте миграции, приема большого ко личества беженцев и их обустройства. Скорее государства согласятся на оказание помощи в ликвидации последствий природных и антропогенных бедствий. Европейские государства все еще не готовы и вряд ли будут готовы «открыть двери» экологическим мигрантам, когда они в ряде случаев не могут справиться с потоками беженцев в традиционном международно-правовом понимании данного термина. (Современная «миграционная реальность» в Европе служит в этом плане полезным, хотя и весьма болезненным, уро- ком не только для Европы).
Глава 3. работы называется «Теоретические основы международно-правового регулирования экологической миграции». И начинается она с определения понятия «экологические мигранты» (пар. 3.1.). Вообще говоря, работу можно было начать именно с этой темы, чтобы было ясно, о чем авторы ведут разговор. Поневоле им пришлось затрагивать ее (см. выше). Что ж, это редакционный прием, и он нисколько не снижает качество проведенного здесь авторами исследования. С чем же «полезным» читатель встретится здесь:
Для обозначения лиц, спасающихся от природных катаклизмов, существуют различные дефиниции. Ученые все еще не пришли к единому мнению по данному вопросу. Единственное, с чем согласно все международное сообщество, — это сложность поиска исчерпывающего определения;
Кроме того, не существует единства мнений и по поводу наименования самого термина. Наиболее часто используются следующие термины:
— экологический беженец/перемешенное лицо (environmental refugee/'environmentally displaced person);
— экологический мигрант (environmental migrant);
— вынужденный экологический мигрант (forced environmental migrant);
— мигрант по экологическим мотивам (environmentally motivated migrant);
— мигрант/беженец/перемещенное лицо, мигрирующее в связи с реализацией проектов развития;
— климатический мигрант/беженец/перемещенное лицо (climate migrant/refugee/displaced person);
— мигрант/беженец/перемещенное лицо в связи с изменением климата (climate change migrant/refugee/displaced person);
— экомигрант/беженец (eco-migrant/refugee);
— будущий экологический беженец (environmental refugee- to-be).
Как представляется, многие с удивлением узнают о таком «многообразии», в котором так или иначе сочетаются два компонента: «миграционный» и «экологический». Для формулирования наиболее полного определения, как полагают авторы, необходимо выяснить, что подразумевают под собой оба компонента, а именно: определить, что подразумевается под наименованиями «мигрант», «беженец», «перемещенное лицо», с одной стороны, «экология», «климат», «природное бедствие» — с другой.
Эту попытку с энтузиазмом и предпринимают авторы данной монографии.
«Миграционный компонент» представляет определенную сложность для интерпретации, поскольку в международном праве слово «мигрант» означает лицо, которое мигрирует добровольно. Возникает вопрос: должна ли экологическая миграция быть обязательно добро вольной? Судя по всему, нет. (См. в этом плане определение МОМ выше).
Также необходимо выяснить, какой термин наиболее точно подхо дит для ситуации, в которой находятся лица, покинувшие свой дом по экологическим причинам: «беженец», «мигрант», «перемещенное лицо».
Как известно, понятие «беженца», предусмотренное в Конвенции 1951 г., не предполагает его распространение на вышеуказанную категорию лиц. Такова и позиция УВКБ ООН. Удобнее было бы расширить понятие «мигрант», не ограничивая его только добровольной миграцией, применительно к экологическим перемещениям.
Для уяснения того, что же представляет собой «экологический компонент», необходимо определить такие понятия, как: экология, окружающая среда и климат. Что и делают авторы, отмечая, что термин «климатический беженец/ мигрант» более узкий по сравнению с термином «экологический беже- нец/мигрант».
15 декабря 2006 г. в рамках Международной конференции по району Великих озер в Африке был принят Пакт о безопасности, стабильности и развитии в районе Великих озер. Статья 12 Пакта предусматривает принятие Протокола по вопросу защиты ЛПВС и оказания им помощи. Согласно ст. 1 Протокола перемещенными внутри страны лицами счи таются лица или группы лиц, которых заставили или вынудили бросить или покинул, свои дома или места обычного проживания, кроме прочего, в результате или во избежание стихийных или вызванных деятельностью человека бедствий, и которые не пересекали международно признанных государственных границ.
Если Пакт о безопасности, стабильности и развитии в районе Великих озер и Протокол по вопросу защиты ЛПВС и оказания им помощи являются, по сути, субрегиональными документами, то упомянутая выше Конвенция Африканского союза от 23 октября 2009 г., если ее ратифицируют все страны-члены Африканского союза, будет иметь более широкую сферу применения и приобретет региональный характер.
Конвенция содержит широкий спектр оснований перемещения внутри страны, которые включают природные бедствия, антропогенные катастрофы, изменение климата, осуществление проектов в области развития.
Определение, используемое странами Латинской Америки, основано на определениях, закрепленных в Конвенции 1951 г. и Протоколе 1967 г., а также Конвенции ОАЕ 1969 г. Это значит, что оно не включает прямо такие основания для признания лица беженцем, как экологические причины. Однако эксперты УВКБ ООН считают, что оно является достаточным для данного региона, поскольку включает все обстоятельства, которые могут повлиять на общественный порядок настолько, что жизнь, безопасность и свобода личности могут оказаться под серьезной угрозой. Было признано, что хотя экологические факторы и играют определенную роль в Центральной Америке, они не носят столь серьезный характер, который угрожал бы физической неприкосновенности личности в странах региона.
С этим утверждением авторы данной монографии, убедительно мотивируя свою позицию, не могут согласиться. Пример Фукусимы показал, что природные и антропогенные катастрофы могут приобретать универсальный характер и затрагивать многие, а в долгосрочной перспективе все государства. Поэтому наиболее удачной, как полагают авторы, следует признать формулировку, которая включала бы наибольшее количество возмож ных ситуаций, влекущих за собой появление значительных потоков беженцев. С другой стороны, не все государства готовы согласиться с таким широким определением, поскольку не заинтересованы в предоставлении статуса беженцев столь многочисленной массе людей.
Вместе с тем, эксперты УВКБ ООН признали, что международному сообществу необходимо разработать и принять универсальное определение понятия «беженец», которое основывалось бы на Конвенции 1951 г., Протоколе 1967 г., Конвенции ОАЕ 1969 г. и Картахенской декларации 1984 г. Так или иначе, отрицать, что природное бедствие в ряде случаев может привести к серьезному нарушению общественно го порядка нельзя.
Определение понятия «экологический мигрант» также разрабатывалось различными международными организациями. Наиболее часто цитируемым определением является определение, разработанное в рамках ЮНЕП и предложенное Эссамом эль-Гиннави, согласно которому экологические беженцы - это лица, которые были вынуждены покинуть свое обычное место жительства временно или на неопределенное время по причине причинения значительного вреда окружающей среде (природных катастроф и/или антропогенных катастроф), подвергающего опасности их жизнь и/или оказывающего серьезное влияние на качество их жизни.
Экологические причины перемещения могут существовать и наряду с другими причинами. Например, если беженец покидает свою страну не только по причине преследования, но и в связи с наводнением. Однако при этом экологическая причина должна быть основной. Именно она позволяет причислить данное лицо к экологическим мигрантам, а преследование по соответствующим признакам позволяет ему требовать предоставления статуса беженца.
УВКБ ООН, МОМ и Группа по политике в отношении беженцев избрали данный термин для использования в своей работе как наиболее удачный. Ведь термин «беженец» подразумевает наличие у лица ряда прав и обязанностей, предусмотренных международным правом, тогда как статус экологических мигрантов не определен.
Проблема вынужденных мигрантов, появившихся после распада СССР, стала предметом обсуждения на Конференции СНГ по пробле мам беженцев и мигрантов, проходившей в 1996 г. На Конференции особенно много дискуссий вызвала терминология. В рамках Конфе ренции под экологическими мигрантами понимались лица, которые вынуждены покинуть места своего постоянного проживания и перемещаются в пределах своей страны или пересекают ее границу вследствие резкого ухудшения состояния окружающей среды или эко логических катастроф.
Общий вывод авторов: если следовать традициям международного пра ва и практике, принятой ведущими международными организациями в области миграции, следует признать, что наиболее адекватным тер мином для обозначения лиц, мигрирующих по причинам изменения окружающей среды, является «лица, перемещенные по экологическим причинам».
Отдельное место в книге уделено вопросам трудовой миграции, обусловленной экологическими факторами. Авторы справедливо указывают, что в данный момент отсутствует какой-либо международно-правовой акт, который регулировал бы непосредственно отношения, связанные с экологической трудовой миграцией. Более того, ни в одном из действующих международно-правовых актов нет упоминания о таких мигрантах. В связи с этим, в книге разработаны рекомендации по устранению существующих пробелов в международном праве. Авторы предлагают также собственное определение понятий «внешний экологический трудовой мигрант» и «внешняя экологическая трудовая миграция».
Книга содержит приложения, в которых объединены наиболее важные международные акты, регулирующие различные аспекты вынужденной и трудовой миграции. Безусловно, данная монография будет полезна юристам-международни- кам, студентам, аспирантам, исследователям и широкому кругу читателей, заинтересованных в международном миграционном праве.
Научное издание состоит из трех глав, заключения и приложения. Структура монографии выстроена логично, что позволяет иметь четкое представление о рассматриваемых проблемах.
Рецензируемая книга появилась в науке международного права чрезвычайно вовремя. Актуальность монографии несомненна. Миграция населения признается одной из наиболее активно развивающихся глобальных проблем в настоящее время, так как все большее количество людей пересекают границу своего государства по той или иной причине. Это подтверждает, в частности, принятие Генеральной Ассамблеей ООН 19 сентября 2016 г. Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах. В ней отмечается, что миграция - это явление, которое носит глобальный характер, что требует применения глобальных подходов и принятия глобальных решений, а также то, что ни одно государство не может справиться с такими перемещениями самостоятельно.
В связи с существенным увеличением роста миграции по экологическим причинам встает вопрос о ее более детальном и эффективном международно-правовом регулировании. Исследование данных проблем с позиций международного права в своем наиболее полном виде представляет собой существенный вклад в науку и несет безусловный интерес с практической точки зрения.
Следует отметить, что до Д. В. Иванова и Д. К. Бекяшева в России и на постсоветском пространстве никто не исследовал проблему экологической миграции населения в контексте международного права. Кро ме того, как уже было отмечено, в отличие от некоторых зарубежных авторов, проблема рассмотрена не только в части, касающейся вынужденной миграции, но и в отношении трудовой миграции. В этом состоит новация не только в российской, но и в мировой доктрине международного права.
Издание монографии на английском языке российскими учеными представляется крайне важным. Отечественная школа международного права, при всей ее значимости и достижениях, к сожалению, в последнее время не слишком известна за рубежом. Это связано с объективными причинами, прежде всего с тем, что она выражена в изданиях, опубликованных на русском языке, что естественно, делает крайне затруднительным ее продвижение в других странах. Как представляется, опубликование монографии «Environmental Migration in International Law» в известном и авторитетном британском издательстве будет способствовать продвижению российской школы международного права и повышению ее авторитета.
Монография «Environmental Migration in International Law» является первой монографией по указанным проблемам, изданной на английском языке российскими специалистами.
В своей работе авторы ставят проблему шире, чем это традиционно делалось в рамках международно-правовой защиты прав мигрантов.
Эта книга объединяет исследования по различным аспектам экологической миграции населения в контексте международного права, с особым акцентом на возникновение и развитие правового регулирования в области экологической миграции на глобальном и региональном уровнях.
Высказываю сожаление, что авторы практически не уделили внимания проблематике обязанностей мигрантов на иностранной территории. Тема, можно сказать, болезненная, особенно для современной Европы. В этом плане, видимо, им будет полезна моя статья «К вопросу о международном Пакте об обязанностях человека», помещенная в Московском журнале международного права. 2014. № 3. С. 65-81.