Рецензии

Евразийский юридический журнал

пу­бличные услуги — относительно новое и неоднозначно трак­туемое явление для правовой жизни России

Публичные формы юридического содействия реализации прав и законных интересов

Рецензия на монографию В.Ю. Панченко «Публичные формы юридического содействия реализации прав и законных интересов» (Москва: Проспект, 2014. — 152 с.).

№ 5 (72) 2014г.

В рецензируемой монографии под рубрикой «Публичные формы юридического содействия реализации прав и закон­ных интересов» проведен совместный теоретико-прикладной анализ публичных услуг юридического характера (публичных юридических услуг) и юридической помощи, оказываемой со стороны органов государственной власти и местного самоу­правления (публичной юридической помощи). Актуальность исследования не вызывает сомнений, поскольку совершен­ствование правовых механизмов, стимулирующих правовую активность граждан и предоставляющих гарантии, обеспечи­вающие ее со стороны органов публичной власти, в настоящее время выступает одним из приоритетов российской правовой политики, усиленно развивается нормативно-правовая база, и, в то же время, практическое осуществление таких механиз­мов остается проблемным.

Нет оснований не согласиться с автором в том, что пу­бличные услуги — относительно новое и неоднозначно трак­туемое явление для правовой жизни России, а публичная юридическая помощь до настоящего времени не становилась предметом общетеоретических правовых исследований (с. 6-7). В этой связи, безусловно, необходимы научный поиск новых и уточнение имеющихся подходов к понятию публич­ных юридических услуг и публичной юридической помощи, разработка рекомендаций по повышению доступности пу­бличных форм юридического содействия реализации прав и законных интересов, а также совершенствованию системы оценки такой доступности.

Первая глава исследования посвящена теоретическим во­просам публичных форм юридического содействия реализа­ции прав и законных интересов: понятиям публичных юри­дических услуг и публичной юридической помощи, их видам и формам, соотношению в них правозащитных и правоохра­нительных начал.

Автору удалось систематизировать имеющиеся взгляды ученых на понятие публичных услуг, выделить в качестве на­правления научного исследования публичную юридическую помощь.

Не вызывает возражений авторская трактовка юриди­ческого содействия реализации прав и законных интересов в качестве особого типа юридического взаимодействия, ко­торое определено как «осуществляемая в предусмотренных позитивным правом видах и формах различными субъекта­ми (органами государственной власти и местного самоуправ­ления, их должностными лицами, организациями и гражда­нами) в качестве основной либо дополнительной функции невластная в отношении получателя профессиональная юридическая деятельность, способствующая средствами юридического характера реализации правовых возможно­стей (прав, свобод и законных интересов) в целях наиболее полного и беспрепятственного удовлетворения интересов субъекта права» (с. 32).

Из достаточно широкого перечня публичных услуг В. Ю. Панченко обоснованно выделяет услуги юридическо­го характера (связанные с совершением действий, имеющих юридическое значение, использованием правовых средств) и услуги фактического характера (они заключаются в предо­ставлении материальных средств, совершении конкретных фактических действий в пользу услугополучателя). Содер­жательным критерием такого разграничения выступает «ха­рактер интереса (ценности), удовлетворение (приобретение) которого с помощью публичной услуги составляет смысл для получателя» (с. 28-29). Автор совершенно правильно подвер­гает критике встречающийся в нормативных правовых актах подход, признающий публичными услугами части услуг, их этапы, отдельные действия («прием заявлений», «постанов­ка на учет» и т.п.), отмечая, что «они лишь создают иллюзию надлежащего осуществления государством, муниципальны­ми образованиями своих функций, но их «формальность» не приносит (и может на практике и не принести никогда) ника­кой пользы получателю» (с. 29-30).

Заслуживают внимания соображения автора о функциях понятия «публичные услуги», среди которых наиболее значи­мыми являются установление круга взаимодействий по типу содействия удовлетворению потребностей и интересов част­ных лиц со стороны органов публичной власти и ориентация их функционирования на содействие (юридическое, соци­альное и др.) гражданам и организациям в максимально до­ступном режиме для реализации их прав, свобод и законных интересов; доведение до граждан информации о том, на какое содействие со стороны публично-властных структур, в каком порядке и на каких условиях они могут рассчитывать; обе­спечение открытости деятельности органов публичной вла­сти и ее приведение в последовательно регламентированную нормативными правовыми актами правовую форму; созда­ние в массовом сознании населения позитивного социально­психологического образа «сервисного государства» (с. 18-20; 115-116) и др.

Интерес представляет вывод автора о том, что доброволь­ность не может рассматриваться в качестве признака публич­ных услуг: последние связаны именно с реализацией или подтверждением наличия прав граждан в конкретной сфере общественных отношений, выступают формой (способом) та­кой реализации (подтверждения), но не связаны с возникнове­нием таких прав (с. 24).

Автор, развивая деятельностный подход к соотношению правоохраны и правозащиты (который, как представляется, не универсален, т.к. не охватывает правотворчество как по­строение системы нормативно-регулятивных средств, на­правленных на охрану прав и законных интересов, среди которых есть средства, специально ориентированные на их защиту, но вполне «работоспособен» на уровне реализации права), формулирует интересный вывод о том, что «объек­тивные противоречия между правоохранительным и право­защитным началами в обеспечении права вызывают к жизни разнообразные формы юридического содействия реализа­ции прав и законных интересов конкретного гражданина» (с. 59-67).

Вторая глава посвящена анализу доступности пу­бличных юридических услуг и публичной юридической помощи. В. Ю. Панченко удалось сформулировать ори­гинальные теоретические положения и практические ре­комендации по совершенствованию доступности публич­ных форм юридического содействия реализации прав и законных интересов

Доступность публичных юридических услуг и публичной юридической помощи понимается автором как фактическая интегрирующая характеристика состояния систем публич­ных юридических услуг и публичной юридической помощи в государстве в целом, его отдельных регионах и муници­пальных образованиях по характеру и степени сложности, трудоемкости, затратности обращения за публичной юриди­ческой услугой и публичной юридической помощью (с. 72), которая складывается из видов (территориальная, институци­ональная, включающая организационную и временную, ин­фраструктурная, субъектная, информационная, финансовая и др.), выступающих затем в качестве основных показателей доступности.

На основе имеющихся в литературе подходов к монито­рингу реализации прав человека автором предложена ме­тодика оценки доступности публичных юридических услуг и публичной юридической помощи (с. 107-114), приведены результаты ее апробации применительно к информационной доступности публичной юридической помощи на основе кон­тент-анализа интернет-ресурсов (с. 144-148).

Нельзя не согласиться с автором в том, что условием объек­тивности мониторинга доступности публичных форм юриди­ческого содействия реализации прав и законных интересов яв­ляется отсутствие у субъекта, его осуществляющего, «прямых ведомственных интересов в интерпретации его результатов» (с. 121); перспективным представляется внедрение общественно­государственных принципов организации мониторинга (авто­ром предлагается возложение соответствующих функций на Ассоциацию юристов России и ее региональные отделения, что, однако, не исключает возможность привлечения и иных институтов гражданского общества к этой процедуре).

В заключении приведены основные выводы, которые в сво­ей совокупности демонстрируют научную новизну рецензиру­емого сочинения.

В целом высоко оценивая проведенное исследование, по­лагаем необходимым указать на отдельные спорные моменты, высказать замечания и поставить вопросы, не влияющие на принципиальную положительную оценку работы, но способ­ные выступить конструктивно-критическими пожеланиями.

По мнению автора, «сама по себе деятельность органов публичной власти, а также учреждений и организаций, ко­торым делегированы полномочия по предоставлению пу­бличных услуг, в содержательном плане остается неизменной как в понятийном поле "сервисного государства", так и вне его — это правоприменительная деятельность — деятель­ность по рассмотрению обращения гражданина и принятия по нему индивидуального решения» (с. 16), имеет место жела­ние «современных государств изменить внешние параметры социально-правового взаимодействия с личностью, обще­ством; укрепить в массовом сознании населения социальную направленность деятельности государственных органов и ор­ганов местного самоуправления; подчеркнуть зависимость действий и решений последних от потребностей и интересов людей, их групп и объединений» (с. 16). Однако одновременно автор пишет о том, что «несмотря на неизменность деятельно­сти публичных властных структур в рамках смыслового поля "сервисного государства" и вне его, понятие "публичные ус­луги" имеет свое собственное содержание, отражает особые качества государственной и муниципальной деятельности, прежде всего, в аспекте взаимодействия с гражданами и орга­низациями» (с. 20). Нет ли противоречия между приведенны­ми выводами?

Думается, что некоторое противоречие есть в положении о том, что общественный уровень инфраструктурной доступ­ности рассматривается как «степень трудности (легкости) по­лучения публичных юридических услуг и публичной юриди­ческой помощи в принципе» (с. 78), хотя несколько выше по тексту отмечалось, что «доступность публичных юридических услуг и публичной юридической помощи — характеристика конкретная: невозможно вести речь о доступности публич­ных юридических услуг и публичной юридической помощи в принципе, вообще» (с. 72).

Представляется, что работа выиграла бы от сравнитель­но-правового анализа терминологии, применяемой в рамках предмета исследования в государствах, имеющих больший опыт внедрения концепции «сервисного государства» (так, например, для более точной интерпретации соотношения целей и интересов в публичных услугах имеют значение смыс­ловые оттенки используемых для их обозначения близких англоязычных понятий «public service» и «service of general interest»).

Требуют конкретизации в плане правовых оснований и по­рядка реализации положения об «инициативе конкретного персонифицированного получателя» публичных форм юри­дического содействия реализации прав и законных интересов (с. 26), положения об ответственности за последствия правово­го информирования (с. 43).

К сожалению, рассматривая вопросы доступности пу­бличных форм юридического содействия реализации прав и законных интересов и предлагая меры по их совершенство­ванию, автор воздерживается от предложений о внесении соответствующих изменений в нормативные акты в этом на­правлении.

В целом в работе В. Ю. Панченко предпринята успешная попытка теоретико-прикладного осмысления публичных форм юридического содействия реализации прав и закон­ных интересов, книга будет полезной юристам, работникам органов государственной власти и местного самоуправления, преподавателям, аспирантам, студентам и всем заинтересо­ванным читателям.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, доцента Г. С. Пырченковой

English for law students

Рецензи...

Рецензия на учебник «Горное право»

Горное право

Рецензи...

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК.

Контакты

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Яндекс.Метрика

© 2007 - 2018 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.