Рецензия на монографию Е. Ю. Чмыхало «Государственная политика в сфере охраны и использования земель: правовые аспекты»
№ 11 (102) 2016г.
В рецензии дается оценка научности, практической значимости комплексного монографического исследования, посвященного правовым проблемам формирования и реализации государственной политики в сфере охраны и использования земель. Отмечена значимость анализа нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, правоприменительной практики, позволяющего определить тенденции развития законодательства для достижения целей и решения задача, намеченных в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации. Особое внимание уделено взаимосвязи и взаимозависимости государственной земельной политики и политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
REVIEW OF THE MONOGRAPH BY E. YU. CHMYHALO «STATE POLICY IN THE SPHERE OF PROTECTION AND USE OF THE LAND: LEGAL ASPECTS»
The estimation of scientific character, practical meaningfulness of complex monographic research, forming and realization of public policy in the field of guard and use of earth sanctified to the legal problems is given in a review. Meaningfulness of analysis of normative legal acts regulative the landed relations, правоприменительной practice, is marked, allowing to define progress of legislation trends for the achievement of aims and decision task, set in Bases of public policy of the use of the landed fund of Russian Federation. The special attention is spared to intercommunication and interdependence of the public landed policy and politics in the field of guard of environment and ecological safety.
Рецензируемая монография представляет научный интерес в первую очередь для специалистов в области земельного и экологического права, но актуальна и для ученых, занимающихся проблемами административного и муниципального права, так как формирование и реализация государственной политики невозможно без участия органов государственной власти различного уровня.
Работа представлена комплексным монографическим исследованием правовых условий формирования и реализации государственной политики в сфере охраны и использования земель, цели, задачи и основные направления которой определены в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 297-р (в ред. от 28 августа 2014 г.).
Структура монографии достаточно логична. В первой главе работы исследуются общие положения государственной политики по управлению земельным фондом, поскольку формирование правовых условий, необходимых для обеспечения рационального использования и охраны земель требуют выяснения содержания государственной политики в этой сфере, анализа ее целей, задач и основных направлений.
Определяя содержание государственной земельной политики, автором учтены общетеоретические подходы, выработанные в теории права, и сформированные в отдельных отраслях права, анализируются различные определения понятия «государственная политика».
Основываясь на анализе научных концепций, выработанных в данной сфере общественных отношений, автором предложено собственное определение государственной политики в сфере охраны и рационального использования земель, заслуживающее внимание, учитывающие многофункциональное значение земли как природного объекта и природного ресурса, а также недвижимого имущества.
В современных научных исследованиях во всех отраслях науки возросло количество работ, посвященных проблемам безопасности (государственная, политическая, правовая, экономическая, экологическая, психологическая и др.). На их основе в настоящее время можно утверждать о появлении концептуальной теории безопасности - науки о предвидении режимов функционирования системы, угрожающих ее существованию, и мерах по их предотвращению.
В этом контексте представляются интересными суждения автора о взаимосвязи и взаимозависимости государственной земельной политики и концептуальных положений в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности. Для выяснения этой взаимосвязи и взаимозависимости определены стратегические приоритеты в этой сфере и выяснено содержание понятий «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности».
В отдельных главах работы анализируются правовые аспекты некоторых из направлений государственной политики по управлению земельным фондом Российской Федерации. Должное внимание уделено тенденциям развития законодательства, регулирующего отношения в сфере государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. Автором анализируются полномочия органов управления государственного земельного надзора, выясняются причины низкой эффективности их деятельности, рассматриваются различные варианты оптимизации системы органов государственного экологического контроля, обсуждаемые в научных работах ученых, занимающихся проблемами экологического права, высказано собственное мнение по решению этих проблем. Автором сделан обоснованный вывод о том, что «для совершенствования государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля предпринимаются определенные правовые меры. Однако сохраняются проблемы, требующие разрешения, в частности, необходимость уточнения полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в данной сфере, а также определения предмета проверок муниципального земельного контроля, и регулирования процедуры его осуществления».
Заслуживает внимание и мнение автора относительно проблем распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Нормы земельного законодательства оцениваются с точки зрения достижения целей государственной политики по управлению земельным фондом и решения ее задач. Учитывая это, автором отмечается значимость норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предусматривающих особенности приобретение прав на земельные участки, на которых размещаются объекты незавершенного строительства, что непосредственно связано с проблемой рационального использования земель. В этих целях в ЗК РФ закреплено императивное требование, в соответствии с которым для строительства зданий и сооружений, за исключением некоторых случаев, земельные участки могут предоставляться только в аренду с законодательно установленным максимальным сроком договора (п. 2 ст. 39.1, п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ). Законодательное закрепление максимальных сроков договоров аренды, по мнению автора, должно стимулировать правообладателя земельного участка своевременно ввести объект капитального строительства в эксплуатацию, и, следовательно, обеспечить рациональное использование земельного участка, предоставленного для строительства.
Интересным и актуальным, имеющим практическую значимость представляет анализ норм ЗК РФ, определяющих процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Автором предлагается сравнительный анализ норм действующей редакции и ранее действовавшей, а также правоприменительной практики, что позволило сформулировать некоторые предложения по дальнейшему развитию земельного законодательства в целях достижения целей государственной политики по управлению земельным фондом Российской Федерации.
В отдельном параграфе работы исследуются отношения, возникающие при выявлении нарушений земельного законодательства. Автором отмечается неэффективность норм, предусматривающих прекращение права на земельные участки при их не использовании или использовании с нарушением требований законодательства. По мнению автора, причина заключается в том, что в действующем законодательстве не достаточно четко определены процедуры прекращения права собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения (ст. 6 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Хотя нормы ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», достаточно детально регулирующие данные отношения, применяются редко. До обращения в суд с требованием о прекращении права на земельный участок, виновное лица должно быть привлечено к административной ответственности в соответствии с норами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)3. В связи с этим, как обоснованно утверждает автор, нормы КоАП РФ, ЗК РФ, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»4 должны гармонично соотноситься. В монографическом исследовании проведен сравнительный анализ земельного и законодательства об административной ответственности, позволивший выявить несоответствия в определении обязанностей правообладателей земельных участков и составов административных правонарушений.
На основе анализа судебной правоприменительной практики автором монографии установлено, что по п. 2 ст. 87 КоАП РФ квалифицируются действия, выражающиеся в выращивании сельскохозяйственных культур способами, не обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а именно, не осуществляются сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий. Факт совершения правонарушения доказывается отсутствием у виновного лица документов, подтверждающих выполнение соответствующих мероприятий, в частности, технологических карт, схем севооборотов сельскохозяйственных культур, книг истории полей, проектов применения минеральных удобрений, составленных на основе агротехнического обследования земель, расчетов потребности сельскохозяйственных культур в питательных веществах. Анализ правоприменительной практике позволил установить, что формируется различная правоприменительная практика. Некоторыми судами признавалось не правомерным привлечение к административной ответственности виновных лиц за деяние, выразившееся в отсутствии технологических карт возделываемых культур, схем севооборотов сельскохозяйственных культур, книг истории полей, так как суды посчитали недоказанным факт совершения правонарушения из-за отсутствия документов, позволявших установить, какие именно мероприятия не были выполнены, и устанавливающих факт ухудшения качественного состояния земель. Это позволило автору высказать суждения о необходимости более конкретного определения состава правонарушения в КоАП РФ с учетом норм земельного законодательства, определяющих обязанности правообладателей земельных участков.
Содержание работы свидетельствуют об ее научной новизне и существенном вкладе авторов в теоретическое осмысление особенностей и закономерностей формирования и реализации государственной политики по управлению земельным фондом. Работу отличают комплексный характер, глубокий и всесторонний анализ правовых условий для развития земельных отношений. Несомненно, что монография будет интересна широкому кругу научных работников, преподавателей вузов, специалистов в сфере земельного и экологического права, а также административного и муниципального права.
АНИКИН Сергей Борисович
доктор юридических наук, профессор кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии