Рецензии

Евразийский юридический журнал

Рецензия на книгу Раянова Ф.М.

Правовое государство в современном мире

Об идее правового государства для России и не только для нее. Рецензия на книгу Раянова Ф.М.: Правовое государство в современном мире. Германия, 2012

№ 1 (56) 2013г.

Недавно в Германии была издана очередная работа известного ученого, доктора юридических наук, профессора, главного редактора журнала «Правовое государство: теория и практика» Ф.М. Раянова «Сущность правового государства: основные концепции правового государства и их анализ».

  То, что эта книга увидела свет в стране, в которой впервые прозвучало словосочетание «правовое государство» (Rechtsstaat), говорит, прежде всего, о том, что теоретические установки российского ученого сумели привлечь к себе внимание мировой научной общественности.

   В Германии различают формальное государство закона (Gesetzstaat), которым может быть любое тоталитарное государство, и правовое государство (Rechtsstaat), в котором закон необходим для обеспечения правовых позиций, выраженных в основных правах1. Это говорит о том, что если мы хотим жить в государстве с демократической формой политико-правового режима, то это государство должно быть правовым государством.

    Данная ситуация делает работу Ф.М. Раянова действительно актуальной и злободневной, одновременно привлекательной и интересной не только для юристов, интересующихся правовым обоснованием функционирования государства, но и для философов и политологов, историков и социологов, изучающих проблемы соотношения государства и общества, а также типологические особенности государств, существовавших в прошлом и функционирующих в современном мире.

   В нашей стране идея правового государства стала привлекать внимание философов, историков, юристов и других исследователей еще до 1917 года, но в условиях советской власти об идее правового государства предпочитали не говорить, ибо она не соответствовала постулатам марксистско-ленинской идеологии.

   В постсоветское время вопросы, связанные с теорией и практикой правового государства, снова стали актуальными и злободневными, на эти вопросы стали обращать внимание и российские ученые. Благодаря этому в соответствии со статьей 1 главы 1 Конституции Российской Федерации наше государство стало характеризоваться не только как федеративное и демократическое, но и как правовое.

   Проблемы становления идеи правового государства, признаков и принципов правового государства, а также поиска путей формирования правового государства в нашей стране стали основным объектом исследования в работах Ф.М. Раянова.

   В своей новой книге Ф.М. Раянов пишет о том, что «современный мир не может пройти мимо идей и положений правового государства, его принципов. Это в полной мере относится и к России. Иначе неопределенность, смутность в развитии российского общества будет продолжаться. А смутное состояние общества – это явно не благо, а серьезная болезнь. Болезнь, вызывающая безысходность».

   Посвятив свою работу проблеме исследования сущности правового государства, Ф.М. Раянов исходит из того убеждения, что наступило время, когда возникшим проблемам, связанным с определением сущности постсоветского государства в России, с изучением особенностей формирования здесь правового государства, следует придать более широкую гласность и предметно их обсуждать.

   Любая теоретическая работа основывается, прежде всего, на том, что сделано прежними поколениями исследователей изучаемой проблемы. Даже небольшое отклонение на начальной стадии разработки главного направления в исследовании может увести в нежелательные, во-первых, и недостижимые, во-вторых, дали. Развивая свои мысли на данной плоскости, Ф.М. Раянов обозначает три момента, которые, по его мнению, мешали и до сих пор мешают ученым в процессе изучения проблем правового государства, прежде всего, в анализе сущности правового государства.

    Во-первых, Ф.М. Раянов отмечает попытки некоторых ученых выделить «социалистическое правовое государство» и, соответственно, «буржуазное правовое государство». Тем не менее, теория правового государства опирается на собственные ценности, а не на ценности буржуазного или социалистического общественно-политического строя. Более того, выделение социалистического типа государства на основе формационного подхода после исчезновения СССР как государства стало причиной падения престижности формационного подхода.

    Во-вторых, Ф.М. Раянов обращает внимание на то, что многие ученые считают, что идея правового государства уходит корнями в античное государство, пытаются доказать, что правовое государство было возможно даже в первые годы становления советского государства. Если обратить внимание на то, что представляло собой античное государство, основой существования которого было использование подневольного труда рабов, и вспомнить о том, во что должно было превратиться советское государство в необозримой перспективе в соответствии с марксистско-ленинской теорией построения сначала социализма, а потом и коммунизма, то это направление исследований тоже является ошибочным.

   В-третьих, Ф.М. Раянов соглашается с тем, что, да, в работах Карла Маркса есть такая мысль, что «свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный».

    В-четвертых, Ф.М. Раянов утверждает, что правовое государство как субъект межгосударственных отношений – это такое же государство, как и все остальные государства, и обладает такими же основными признаками государства, как и все остальные государства. Но правовое государство от всех остальных (неправовых или же доправовых) государств отличают основополагающие принципы функционирования данного государства.

   Но, по существу, эти принципы к характеристике правового государства не подходят.

   Таким образом, новый уровень требований к типологии государств выявил это упущение – к характеристике правового государства невозможно приступить без решения вопроса об основных принципах функционирования правового государства.

   Поэтому Ф.М. Раянов обращается к работам тех ученых прошлого, которые, по его мнению, стояли у истоков идеи правового государства и были максимально близки к современному пониманию признаков и принципов правового государства.

    При этом привлекает внимание методика рассуждений Ф.М. Раянова: свои мысли он может раскладывать, как начиная от Дж. Локка и доходя до современных ученых, так и начиная от современных исследователей проблем правового государства и доходя до Дж. Локка, выделяя тех, кто из этих мыслителей прошлого отрицал или же поддерживал своих предшественников, какие моменты из их воззрений развивал в своих трудах.

    Ф.М. Раянов утверждает, что, рассуждая лишь в таком ключе, мы можем выйти на действительную сущность правового государства. Сущность правового государства сводится к обслуживанию интересов гражданского общества. Гражданское общество является учредителем правового государства, а поэтому может и ограничивать его деятельность, требовать от него отчетности. Только в таком случае государство из явления, стоящего над обществом, превращается в институт, полностью подчиненный ему. Государство становится в руках гражданского общества важнейшим средством формирования справедливого общества, обеспечения прав и свобод человека.

    По мнению Ф.М. Раянова, к сущностной характеристике правового государства необходимо подходить с выпячивания факторов, приведших к радикальному изменению роли и значения государства в общественной жизни. Он подчеркивает, что в сущностной характеристике правового государства большое значение имеет появление идей о различении в сфере организации общественной жизни двух начал: персоноцентризма и системоцентризма. Здесь, по существу, речь идет о трансформации общинных отношений до степени гражданских, т. е. о переходе к условиям подлинно гражданского общества.

    Ф.М. Раянов предупреждает, что если к сущностной характеристике правового государства мы подойдем только с позиций связанности государства правом, без учета политико-правовых и социально-экономических факторов, то мы, по существу, не сможем говорить о правовом государстве как о самостоятельном типе государства. Ибо стержневым моментом – Ф.М. Раянов называет это субстанцией – правового государства является непосредственное участие институтов гражданского общества в формировании органов власти и в определении направлений их деятельности. Учреждаемость государственной власти институтами гражданского общества и подконтрольность ее деятельности тем же институтам являются основой правового государства.

    Рассматривая типологическую специфику нашего государства, Ф.М. Раянов отмечает, что сущностная характеристика постсоветского государства в России до сих пор остается неясной. В начале девяностых годов прошлого столетия обозначился переход от социалистического государства к правовому государству. Об этом свидетельствуют и соответствующие формулировки и положения, закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 года. Однако судьба переходного периода остается непонятной, сущность того государства, при котором нам жить и работать, – неопределенной.

   Свои мысли о сущности правового государства Ф.М. Раянов сводит к тому, что сущность правового государства, прежде всего, определяется его способностью реализовать, обеспечивать соблюдение учредительных и иных важнейших законов, исходящих от государствообразующего народа, нацеленных на защиту прав и свобод человека, на достижение справедливого разрешения возникающих в обществе конфликтов и противоречий. Правовое государство должно быть такой силой, основанной на учредительных законах, чтобы принудить при необходимости следовать за требованиями Конституции.

   Содержательная характеристика правового государства наиболее выпукло проявляется при сравнении его с другими типами государства. Например, отличие правового и неправового государства можно провести по разным основаниям. Главным различием является то, что правовое государство учреждается гражданским обществом, а неправовое формируется различными другими обстоятельствами, но без определяющего участия гражданского общества.

    Правильный подход к сущности государства, то есть с постановкой вопроса о том, что есть государство, а не со стороны его правовой оформленности, позволяет выявить главные отличительные черты правового государства.

  Ф.М. Раянов отмечает, что суть проблемы заключается в том, о каком конкретном государстве идет речь. Государство может быть и орудием насилия, и орудием защиты людей. Право тоже: в одних руках оно опасно, в других – благодатно.

    Государственно-правовая культура, правосознание, правовой образ в целом в гражданском обществе должны соответствовать требованиям цивилизованной демократической организации жизни людей. И такая организация обязательно должна быть справедливой и сильной, ибо только сильное, но справедливое государство может стать правовым.

    Свою книгу Ф.М. Раянов завершает тем, что все в обществе зависит от государства, от его социально-содержательной сущности. Поэтому стремление к формированию сильного и справедливого государства – это и есть единственно правильный мотив в деятельности людей, направленной на улучшение своего благосостояния.

    Сильное справедливое правовое государство – это как раз то, что нужно в современном мире. Это то, в чем нуждается человечество, осознавая или же не осознавая его необходимость. Современный мир и правовое государство, или же наоборот, – правовое государство и современный мир, – это закономерное и соответствующее естественным потребностям общества соединение двух важнейших составляющих в истории человеческого развития в сегодняшних условиях. Мы это должны понять, помнить и постоянно стремиться к действительному их соединению. Правильное сущностное осмысление правового государства – залог его распространения по всему миру.

И.З. Фархутдинов, доктор юридических наук
Ф.Х. Галеев, кандидат исторических наук

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, доцента Г. С. Пырченковой

English for law students

Рецензи...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, преподавателя Е. В. Комольцевой и кандидата филологических наук, доцента Л. Б. Перепелкиной

Deutsch fűr Juristen

Рецензи...

Знаковость права

Язык и право

Знаково...

Рецензия на учебник «Горное право»

Горное право

Рецензи...

Рецензия на монографию «Право ВТО»

Право ВТО

Рецензи...

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК.

Контакты

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Яндекс.Метрика

© 2007 - 2018 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.