Рецензии

Евразийский юридический журнал

Рецензия на монографию

Глобальная энергетическая безопасность в современном мире

Рецензия на монографию: Кузьмин Э.Л.,Каграманов А.К. Глобальная энергетическая безопасность и трубопроводный транспорт. Политико правовой аспект. – М.: Научная книга, 2009. – 255 с.

№ 10 (29) 2010г.

Визитная карточка авторов рецензируемой книги  

  Кузьмин Эдуард Леонидович – профессор кафедры международного права Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина, кандидат юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол России. Автор около 200 печатных работ по вопросам государственности, международного права и международных отношений, в том числе монографий «Мировое государство: иллюзии или реальность?», «Вопросы демократии и борьба идей на международной арене», «Дипломатическое и деловое общение: правила игры» и ряда других.

   Каграманов Азер Каграман оглы – начальник юридического отдела ЗАО «МД Инжениринг», кандидат юридических наук. Родился в 1983 г., окончил Московскую государственную юридическую академию имени О.Е.Кутафина (2004 г.). В 2007 г. на кафедре международного права МГЮА подготовил и защитил диссертационную работу по теме «Международно-правовое регулирование строительства и эксплуатации трубопроводного транспорта» (научный руководитель профессор Кузьмин Э.Л.). Автор ряда публикаций по проблемам правового регулирования отношений в сфере энергетической безопасности и трубопроводного транспорта.

Монография посвящена одной из наиболее острых проблем современного мира – глобальной энергетической безопасности, включающей в себя обеспеченность стран и народов как необходимыми энергоресурсами, так и средствами их доставки, прежде всего трубопроводным транспортом. Актуальность рассматриваемой книги обусловлена постоянно растущей востребованностью углеводородного сырья в мире, расширением сети магистральных трубопроводов и увеличением количества экспортных маршрутов по его транспортировке, неурегулированностью в то же время отдельных вопросов эксплуатации трубопроводного транспорта, как в международном, так и во внутригосударственном праве.

   В монографии проанализировано и рассмотрено большое количество фактической нормативно-правовой и иной документации, приведенной по состоянию на конец 2009 года.

Торговля нефтью, нефтепродуктами, газом, строительство трубопроводов и доступ к ним, услуги по перекачке, взаимное движение инвестиций в трубопроводную инфраструктуру – все это сфера столкновения интересов различных стран и операторов, политических демаршей, экономических расчетов и правового обеспечения.

  В центре исследования авторов находятся политико-правовые вопросы глобализации и суверенитета, характеристика важнейших проектов нефте- и газопроводов, «плюсов» и «минусов» зарубежных инвестиций, транзита углеводородного сырья, российско-европейский энергодиалог, включая проблематику Договора к Энергетической Хартии, экологические аспекты. Авторами анализируются правовые режимы трубопроводов в морских пространствах, перспективы освоения арктического шельфа и другие актуальные проблемы.

   Авторы отмечают что, как показывает практика, при выборе маршрутов трубопроводов учитываются не только их непосредственная экономическая обоснованность и степень политической стабильности в транзитных странах, но и то, как они вписываются или не вписываются в более общие геополитические схемы тех или иных конкретных государств, включая ведущие «центры силы» мировой политики. При этом размеры ресурсов, подлежащих транспортировке, часто отступают на второй план [С. 9].

    Монография состоит из введения, семи глав (включающих в себя от 3 до 7 параграфов) и раздела под наименованием «Заглядывая в будущее» (вместо заключения). Содержание и структура построения монографии представляются проработанными и обоснованными, что в итоге позволило авторам сделать соответствующие выводы.

    На основе анализа различных концепций и документов Э.Л.Кузьмин и А.К.Каграманов считают необходимым определить перечень конкретных задач в условиях глобализации, обеспечивающих экономическую безопасность РФ. К ним относятся:
– обеспечение большей доступности и прозрачности данных по запасам, спросу и резервам;
– обеспечение предсказуемости рынка за счет расширения практики долгосрочных контактов;
– эффективное развитие энергетической инфраструктуры, отвечающей требованиям рынка;
– повышение эффективности использования энергоресурсов, включая гидроресурсы и другие возобновляемые источники;
– интенсификация НИОКР и внедрение новой энергетики (водородной, термоядерной, возобновляемой и др.) [С. 16].

   В последующих частях первой главы («Политические риски и логика бизнеса», «Энергетика и государственное регулирование») затронуты актуальные и животрепещущие вопросы. Авторы отмечают, что «практически повсеместно энергоресурсы становятся предметом вожделения и «яблоком раздора» в современных геополитических играх». С этих позиций авторы приводят пример конфликта, связанного с переделом нефтяного сектора в Судане (Дарфурский конфликт), а также действий США, направленных на передел традиционно сложившихся нефтяных и газовых потоков (на примере войны в Ираке). В этой связи следует обратить внимание на мнение американских ученых Стивена и Донна Либ, которые считают, что «по мере переноса производственной базы США в Китай лидерство США в мире будет основываться лишь на военном превосходстве. Является ли оно достаточно весомым фактором? Возможно, но только на короткий срок. А вот без энергии даже самая мощная оборонная машина когда-нибудь остановится» [С. 22]. 

   Представляют большой интерес рассуждения авторов о последствиях ресурсного изобилия, или так называемого «нефтяного проклятия». Суть этого явления состоит в том, что нефтяное изобилие приводит в лучшем случае к стагнации, в худшем – к экономическому спаду и становится подчас политической проблемой. Для многих стран, испытывающих поток свалившихся чуть ли не с неба нефтедолларов, «нефтяное проклятие» в лучшем случае вылилось в форму сворачивания демократических институтов и авторитарных тенденций, в худшем – в форму вооруженного конфликта вплоть до гражданской войны. Иными словами, – делается вывод, – одни страны заплатили за нефтяные доллары свободой, другие – кровью. В качестве примера берутся Венесуэла и Мексика, которые в своем политико-экономическом развитии не избежали негативных тенденций, связываемых с «нефтяным проклятием»: рента от экспорта нефти стала основой благополучия этих стран, у них оказалось мало стимулов для развития других секторов экономики.

   «А что же Россия?» – в связи с этим задаются вопросом авторы. Россия в большей степени подходит под описание мягкого варианта «нефтяного проклятия» – нефтяное изобилие приводит к постепенному усилению авторитарных тенденций во внутренней и внешней политике. Не трудно заметить, что подобные сентенции отечественного исследователя смыкаются по сути с обвинениями многих наших западных коллег, усматривающих в экономических и политических преобразованиях современной, обретающей уверенность в собственных силах России проявления авторитаризма. Оставляя подобные далеко идущие умозаключения на совести их авторов, нельзя все же не согласиться с общей посылкой расхолаживающего воздействия «нефтедолларового изобилия» на состояние и особенно динамику экономического развития [С. 25].

   Среди проблем, связанных с государственным сектором регулирования экономики в энергетической сфере, Э.Л.Кузьмин и А.К.Каграманов выделяют «коррумпированность менеджмента», «возможность бесконтрольного использования похищаемых у государства средств не только в личных, но и в политических целях», «весьма сомнительную эффективность» широкомасштабных инвестиций в нефтегазовый сектор. Отмечается, что доминирование государственной собственности в нефтяной и газовой отраслях, – это проблема долгосрочного развития. Можно предположить при этом, что нормальное существование нефтегазовых компаний в длительной перспективе предпочтительнее все же при частной собственности. Из вышеуказанного делается следующий вывод: в конкретной российской действительности следует признать нежелательность развития экономики по пути огосударствления. Выгоды у этого процесса «в основном мифические», тогда как ущерб оказывается весьма значительным. Авторами предлагается и поэтапный путь урегулирования ситуации.

   Вторая глава монографии («Трубопроводный транспорт: становление, виды, принципы действия») состоит из трех частей и носит во многом прикладной характер. Авторами рассмотрены вопросы истории становления и развития трубопроводного транспорта углеводородов («Немного истории»), систематизации трубопроводов, а именно деление на внутренний и магистральный, и, соответственно, определение юридического режима (статуса) («Виды трубопроводов»), проблемы применения  основных и специальных принципов международного права к отношениям в сфере трубопроводного транспорта («Принципы в действии») [С. 41–55].

  Большой интерес представляет глава III монографии «Энергетика. Суверенитет. Глобализация». Исследователи приходят к выводу, что принцип неотъемлемого государственного суверенитета над природными ресурсами установился во многом в результате включения развивающимися странами в тексты конституций положений о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами и богатствами при эффективной поддержке других государств. В связи с этим, полагают авторы, в условиях нарастания активности многих государств в использовании своих природных ресурсов и недр и в то же время посягательств на них извне, провозглашение и стремление к последовательной реализации принципа суверенитета имело решающее значение для международно-правовой определенности, стабильности в мире в целом.

   Касательно иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор авторы полагают, что помимо развития экономики и притока значительного капитала в страну инвестиции оказывают ощутимое влияние на государственный суверенитет и несут в себе не только благоприятные возможности, но и определенные риски [С. 77].

   В главе IV монографии («Правовое и институциональное регулирование отношений в сфере трубопроводного транспорта») исследователи рассматривают проблемы правового регулирования отношений в сфере трубопроводного транспорта.

   Не бесспорной является, на наш взгляд, позиция Э.Л.Кузьмина и А.К.Каграманова о введении термина «Трубопроводное право». Авторы отмечают, что правовое регулирование основных видов транспортов, а именно автомобильного, железнодорожного, морского, воздушного и речного, неоднократно рассматривалось в отечественной и зарубежной литературе. Однако актуальным и открытым остается вопрос о правовом регулировании и основных аспектах трубопроводного транспорта. Исследователи считают, что трубопроводное право как научное направление во внутригосударственном праве следует рассматривать в качестве составной части юридической научной дисциплины «Транспортное право».

    В контексте системы международного публичного права правовое регулирование отношений в сфере трубопроводного транспорта можно было бы рассматривать в рамках международного экономического права. Вместе с тем, полагают авторы, то, что значительная часть комплекса международно-правовых норм о трубопроводном транспорте тяготеет к международному экономическому праву, не означает, разумеется, «монополии» последнего на регулирование отношений государств и иных субъектов в этой области. В зависимости от конкретного объекта регулирования к таким отношениям применимы, в соответствующих ситуациях, нормы других отраслей международного права: морского (в случае прокладки трубопроводов по дну морских водных пространств), права окружающей среды (экологическая безопасность), инвестиционного и других отраслей [С. 108–151].

    Большой интерес вызывает глава V «Российско-европейский энергодиалог» рецензируемой книги. В     центре внимания исследователей, наряду с анализом состояния энергетического рынка Европы и его законов [С. 174], а также перспективы создания энергетического союза Европы [С. 163], стоит противоречие позиций Российской Федерации и ряда государств – экспортеров углеводородов в вопросе ратификации Европейской Энергетической Хартии 1991 г. и Договора к Энергетической Хартии 1998 г.

    Авторы сопоставляют государства, подписавшие и ратифицировавшие ДЭХ, с не подписавшими и не ратифицировавшими его и приходят к заключению, что к Договору благосклонно относятся страны, являющиеся главным образом потребителями энергоресурсов. Основным противоречием  в позициях РФ и ЕС авторы считают вопрос о доступе к энергетическим мощностям. Таким образом, принцип неотъемлемого суверенитета государств над естественными ресурсами, в  немалой степени лежащий в основе противоречий между РФ и ЕС в отношении Договора к Энергетической Хартии, закономерно ограничивает действие некоторых положений ДЭХ и, прежде всего, тех норм, согласно которым европейские энергетические и нефтегазодобывающие компании имеют право беспрепятственного доступа к природным богатствам, а также к системам трубопроводного транспорта и энергетическим мощностям.

   Между тем официальная позиция Российской Федерации в данном вопросе отвечает современным экономическим и политическим реалиям, национальным интересам страны и полностью обоснована с международно-правовой точки зрения. Беспрепятственный доступ к системам трубопроводов и иным мощностям может привести в дальнейшем к полной узурпации отраслей промышленности и экономического сектора, которые являются в силу своей значимости нашим национальным достоянием. К тому же вынашиваемые в Евросоюзе планы доступа к энергетическим мощностям, в том числе трубопроводным системам России, не предполагают ответных адекватных шагов, что также не соответствует принципу суверенного равенства.

    Глава VI монографии посвящена правовому режиму трубопроводов в морских пространствах. Глава состоит из трех частей: «Континентальный шельф, трубопроводы и экология», «Черноморско-Каспийский узел», «Битва за Арктику». Рассматривая аспекты континентального шельфа, авторы справедливо отмечают, что современная международно-правовая доктрина исходит из того, что указание на суверенные права прибрежных государств в отношении континентального шельфа и исключительной экономической зоны призвано подчеркнуть, что их объектом являются именно ресурсы, а не водное и воздушное пространство. Закономерно поэтому, что принятое в большинстве прибрежных государств законодательство определяет их права в отношении ресурсов in situ в указанных морских пространствах либо как вещные права пользования, либо в качестве права собственности. Далее авторами анализируется содержание наиболее значимых актов, регулирующих отношения в сфере трубопроводного транспорта в морских пространствах. Вторая часть главы посвящена наиболее актуальным и перспективным маршрутам прокладки газонефтепроводов в Каспийско-Черноморском регионе. Авторами также рассмотрены соглашения между государствами и нефтяными компаниями о прокладке трубопроводной инфраструктуры.

    Большой интерес представляет часть третья главы IV «Битва за Арктику» в свете раскручивающейся борьбы за этот регион со стороны России, США, Канады, Дании и Норвегии, обладающих согласно сложившейся международной практике приоритетом в регионе, а также Финляндии, Исландии, Швеции, незначительными частями своей сухопутной территории также выходящими к Арктическому бассейну. В свете обозначенной проблемы огромного внимания, по мнению авторов, заслуживает предложение профессора К.А.Бекяшева разработать и принять закон об Арктике, в котором объявить существующий арктический сектор нашими водами, но не территорией, всю водную поверхность от материка до полюса.

    Завершающая глава исследования посвящена одной из самых актуальных проблем современного международного энергетического общения – энергетическому транзиту ресурсов. Распад СССР, повлекший расчленение единого экономического, в том числе топливно-энергетического комплекса, обусловил во многом усиление зависимости экспортной деятельности России в сфере энергетики от внешнеэкономических и внешнеполитических (геополитических) факторов. Отсечение от ранее цельной трубопроводной системы, выводившей советский газ за рубеж, значительных участков, проходящих ныне по территориям Азербайджана, Белоруссии, Украины, Туркменистана и др. государств, требует заключения специальных соглашений и дополнительных платежей за транзит газа в европейские страны. А это порождает в свою очередь немало вопросов дипломатического и международно-правового характера.

    В заключение («Заглядывая в будущее») авторы рецензируемой работы считают целесообразным поддержать высказанные в научной литературе соображения о необходимости специализированной международной организации в сфере энергетической безопасности, а также принятия международно-правового документа, регулирующего комплекс вопросов по основам энергетического взаимодействия между различными странами. Этот документ должен исходить из сохранения на будущее баланса интересов всех партнеров по сотрудничеству, в нем должны содержаться, в частности, аспекты суверенного права каждого государства на ресурсы; элементы соглашения, касающиеся транзита, и перечень минеральных и углеводородных ресурсов, на которые будут распространяться правила об ограничении энергетического шантажа указанными энергоносителями.

    Несомненно, рецензируемая монография представляет большой интерес не только для ученых, специализирующих в  данной сфере, но и практических работников.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Рецензия на монографию «Право ВТО»

Право ВТО

Рецензи...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, доцента Г. С. Пырченковой

English for law students

Рецензи...

Рецензия на учебник «Горное право»

Горное право

Рецензи...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, преподавателя Е. В. Комольцевой и кандидата филологических наук, доцента Л. Б. Перепелкиной

Deutsch fűr Juristen

Рецензи...

Знаковость права

Язык и право

Знаково...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях