Рецензия на монографию: Кузьмин Э.Л.,Каграманов А.К. Глобальная энергетическая безопасность и трубопроводный транспорт. Политико правовой аспект. – М.: Научная книга, 2009. – 255 с.
№ 10 (29) 2010г.
Визитная карточка авторов рецензируемой книги
Кузьмин Эдуард Леонидович – профессор кафедры международного права Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина, кандидат юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол России. Автор около 200 печатных работ по вопросам государственности, международного права и международных отношений, в том числе монографий «Мировое государство: иллюзии или реальность?», «Вопросы демократии и борьба идей на международной арене», «Дипломатическое и деловое общение: правила игры» и ряда других.
Каграманов Азер Каграман оглы – начальник юридического отдела ЗАО «МД Инжениринг», кандидат юридических наук. Родился в 1983 г., окончил Московскую государственную юридическую академию имени О.Е.Кутафина (2004 г.). В 2007 г. на кафедре международного права МГЮА подготовил и защитил диссертационную работу по теме «Международно-правовое регулирование строительства и эксплуатации трубопроводного транспорта» (научный руководитель профессор Кузьмин Э.Л.). Автор ряда публикаций по проблемам правового регулирования отношений в сфере энергетической безопасности и трубопроводного транспорта.
Монография посвящена одной из наиболее острых проблем современного мира – глобальной энергетической безопасности, включающей в себя обеспеченность стран и народов как необходимыми энергоресурсами, так и средствами их доставки, прежде всего трубопроводным транспортом. Актуальность рассматриваемой книги обусловлена постоянно растущей востребованностью углеводородного сырья в мире, расширением сети магистральных трубопроводов и увеличением количества экспортных маршрутов по его транспортировке, неурегулированностью в то же время отдельных вопросов эксплуатации трубопроводного транспорта, как в международном, так и во внутригосударственном праве.
В монографии проанализировано и рассмотрено большое количество фактической нормативно-правовой и иной документации, приведенной по состоянию на конец 2009 года.
Торговля нефтью, нефтепродуктами, газом, строительство трубопроводов и доступ к ним, услуги по перекачке, взаимное движение инвестиций в трубопроводную инфраструктуру – все это сфера столкновения интересов различных стран и операторов, политических демаршей, экономических расчетов и правового обеспечения.
В центре исследования авторов находятся политико-правовые вопросы глобализации и суверенитета, характеристика важнейших проектов нефте- и газопроводов, «плюсов» и «минусов» зарубежных инвестиций, транзита углеводородного сырья, российско-европейский энергодиалог, включая проблематику Договора к Энергетической Хартии, экологические аспекты. Авторами анализируются правовые режимы трубопроводов в морских пространствах, перспективы освоения арктического шельфа и другие актуальные проблемы.
Авторы отмечают что, как показывает практика, при выборе маршрутов трубопроводов учитываются не только их непосредственная экономическая обоснованность и степень политической стабильности в транзитных странах, но и то, как они вписываются или не вписываются в более общие геополитические схемы тех или иных конкретных государств, включая ведущие «центры силы» мировой политики. При этом размеры ресурсов, подлежащих транспортировке, часто отступают на второй план [С. 9].
Монография состоит из введения, семи глав (включающих в себя от 3 до 7 параграфов) и раздела под наименованием «Заглядывая в будущее» (вместо заключения). Содержание и структура построения монографии представляются проработанными и обоснованными, что в итоге позволило авторам сделать соответствующие выводы.
На основе анализа различных концепций и документов Э.Л.Кузьмин и А.К.Каграманов считают необходимым определить перечень конкретных задач в условиях глобализации, обеспечивающих экономическую безопасность РФ. К ним относятся:
– обеспечение большей доступности и прозрачности данных по запасам, спросу и резервам;
– обеспечение предсказуемости рынка за счет расширения практики долгосрочных контактов;
– эффективное развитие энергетической инфраструктуры, отвечающей требованиям рынка;
– повышение эффективности использования энергоресурсов, включая гидроресурсы и другие возобновляемые источники;
– интенсификация НИОКР и внедрение новой энергетики (водородной, термоядерной, возобновляемой и др.) [С. 16].
В последующих частях первой главы («Политические риски и логика бизнеса», «Энергетика и государственное регулирование») затронуты актуальные и животрепещущие вопросы. Авторы отмечают, что «практически повсеместно энергоресурсы становятся предметом вожделения и «яблоком раздора» в современных геополитических играх». С этих позиций авторы приводят пример конфликта, связанного с переделом нефтяного сектора в Судане (Дарфурский конфликт), а также действий США, направленных на передел традиционно сложившихся нефтяных и газовых потоков (на примере войны в Ираке). В этой связи следует обратить внимание на мнение американских ученых Стивена и Донна Либ, которые считают, что «по мере переноса производственной базы США в Китай лидерство США в мире будет основываться лишь на военном превосходстве. Является ли оно достаточно весомым фактором? Возможно, но только на короткий срок. А вот без энергии даже самая мощная оборонная машина когда-нибудь остановится» [С. 22].
Представляют большой интерес рассуждения авторов о последствиях ресурсного изобилия, или так называемого «нефтяного проклятия». Суть этого явления состоит в том, что нефтяное изобилие приводит в лучшем случае к стагнации, в худшем – к экономическому спаду и становится подчас политической проблемой. Для многих стран, испытывающих поток свалившихся чуть ли не с неба нефтедолларов, «нефтяное проклятие» в лучшем случае вылилось в форму сворачивания демократических институтов и авторитарных тенденций, в худшем – в форму вооруженного конфликта вплоть до гражданской войны. Иными словами, – делается вывод, – одни страны заплатили за нефтяные доллары свободой, другие – кровью. В качестве примера берутся Венесуэла и Мексика, которые в своем политико-экономическом развитии не избежали негативных тенденций, связываемых с «нефтяным проклятием»: рента от экспорта нефти стала основой благополучия этих стран, у них оказалось мало стимулов для развития других секторов экономики.
«А что же Россия?» – в связи с этим задаются вопросом авторы. Россия в большей степени подходит под описание мягкого варианта «нефтяного проклятия» – нефтяное изобилие приводит к постепенному усилению авторитарных тенденций во внутренней и внешней политике. Не трудно заметить, что подобные сентенции отечественного исследователя смыкаются по сути с обвинениями многих наших западных коллег, усматривающих в экономических и политических преобразованиях современной, обретающей уверенность в собственных силах России проявления авторитаризма. Оставляя подобные далеко идущие умозаключения на совести их авторов, нельзя все же не согласиться с общей посылкой расхолаживающего воздействия «нефтедолларового изобилия» на состояние и особенно динамику экономического развития [С. 25].
Среди проблем, связанных с государственным сектором регулирования экономики в энергетической сфере, Э.Л.Кузьмин и А.К.Каграманов выделяют «коррумпированность менеджмента», «возможность бесконтрольного использования похищаемых у государства средств не только в личных, но и в политических целях», «весьма сомнительную эффективность» широкомасштабных инвестиций в нефтегазовый сектор. Отмечается, что доминирование государственной собственности в нефтяной и газовой отраслях, – это проблема долгосрочного развития. Можно предположить при этом, что нормальное существование нефтегазовых компаний в длительной перспективе предпочтительнее все же при частной собственности. Из вышеуказанного делается следующий вывод: в конкретной российской действительности следует признать нежелательность развития экономики по пути огосударствления. Выгоды у этого процесса «в основном мифические», тогда как ущерб оказывается весьма значительным. Авторами предлагается и поэтапный путь урегулирования ситуации.
Вторая глава монографии («Трубопроводный транспорт: становление, виды, принципы действия») состоит из трех частей и носит во многом прикладной характер. Авторами рассмотрены вопросы истории становления и развития трубопроводного транспорта углеводородов («Немного истории»), систематизации трубопроводов, а именно деление на внутренний и магистральный, и, соответственно, определение юридического режима (статуса) («Виды трубопроводов»), проблемы применения основных и специальных принципов международного права к отношениям в сфере трубопроводного транспорта («Принципы в действии») [С. 41–55].
Большой интерес представляет глава III монографии «Энергетика. Суверенитет. Глобализация». Исследователи приходят к выводу, что принцип неотъемлемого государственного суверенитета над природными ресурсами установился во многом в результате включения развивающимися странами в тексты конституций положений о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами и богатствами при эффективной поддержке других государств. В связи с этим, полагают авторы, в условиях нарастания активности многих государств в использовании своих природных ресурсов и недр и в то же время посягательств на них извне, провозглашение и стремление к последовательной реализации принципа суверенитета имело решающее значение для международно-правовой определенности, стабильности в мире в целом.
Касательно иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор авторы полагают, что помимо развития экономики и притока значительного капитала в страну инвестиции оказывают ощутимое влияние на государственный суверенитет и несут в себе не только благоприятные возможности, но и определенные риски [С. 77].
В главе IV монографии («Правовое и институциональное регулирование отношений в сфере трубопроводного транспорта») исследователи рассматривают проблемы правового регулирования отношений в сфере трубопроводного транспорта.
Не бесспорной является, на наш взгляд, позиция Э.Л.Кузьмина и А.К.Каграманова о введении термина «Трубопроводное право». Авторы отмечают, что правовое регулирование основных видов транспортов, а именно автомобильного, железнодорожного, морского, воздушного и речного, неоднократно рассматривалось в отечественной и зарубежной литературе. Однако актуальным и открытым остается вопрос о правовом регулировании и основных аспектах трубопроводного транспорта. Исследователи считают, что трубопроводное право как научное направление во внутригосударственном праве следует рассматривать в качестве составной части юридической научной дисциплины «Транспортное право».
В контексте системы международного публичного права правовое регулирование отношений в сфере трубопроводного транспорта можно было бы рассматривать в рамках международного экономического права. Вместе с тем, полагают авторы, то, что значительная часть комплекса международно-правовых норм о трубопроводном транспорте тяготеет к международному экономическому праву, не означает, разумеется, «монополии» последнего на регулирование отношений государств и иных субъектов в этой области. В зависимости от конкретного объекта регулирования к таким отношениям применимы, в соответствующих ситуациях, нормы других отраслей международного права: морского (в случае прокладки трубопроводов по дну морских водных пространств), права окружающей среды (экологическая безопасность), инвестиционного и других отраслей [С. 108–151].
Большой интерес вызывает глава V «Российско-европейский энергодиалог» рецензируемой книги. В центре внимания исследователей, наряду с анализом состояния энергетического рынка Европы и его законов [С. 174], а также перспективы создания энергетического союза Европы [С. 163], стоит противоречие позиций Российской Федерации и ряда государств – экспортеров углеводородов в вопросе ратификации Европейской Энергетической Хартии 1991 г. и Договора к Энергетической Хартии 1998 г.
Авторы сопоставляют государства, подписавшие и ратифицировавшие ДЭХ, с не подписавшими и не ратифицировавшими его и приходят к заключению, что к Договору благосклонно относятся страны, являющиеся главным образом потребителями энергоресурсов. Основным противоречием в позициях РФ и ЕС авторы считают вопрос о доступе к энергетическим мощностям. Таким образом, принцип неотъемлемого суверенитета государств над естественными ресурсами, в немалой степени лежащий в основе противоречий между РФ и ЕС в отношении Договора к Энергетической Хартии, закономерно ограничивает действие некоторых положений ДЭХ и, прежде всего, тех норм, согласно которым европейские энергетические и нефтегазодобывающие компании имеют право беспрепятственного доступа к природным богатствам, а также к системам трубопроводного транспорта и энергетическим мощностям.
Между тем официальная позиция Российской Федерации в данном вопросе отвечает современным экономическим и политическим реалиям, национальным интересам страны и полностью обоснована с международно-правовой точки зрения. Беспрепятственный доступ к системам трубопроводов и иным мощностям может привести в дальнейшем к полной узурпации отраслей промышленности и экономического сектора, которые являются в силу своей значимости нашим национальным достоянием. К тому же вынашиваемые в Евросоюзе планы доступа к энергетическим мощностям, в том числе трубопроводным системам России, не предполагают ответных адекватных шагов, что также не соответствует принципу суверенного равенства.
Глава VI монографии посвящена правовому режиму трубопроводов в морских пространствах. Глава состоит из трех частей: «Континентальный шельф, трубопроводы и экология», «Черноморско-Каспийский узел», «Битва за Арктику». Рассматривая аспекты континентального шельфа, авторы справедливо отмечают, что современная международно-правовая доктрина исходит из того, что указание на суверенные права прибрежных государств в отношении континентального шельфа и исключительной экономической зоны призвано подчеркнуть, что их объектом являются именно ресурсы, а не водное и воздушное пространство. Закономерно поэтому, что принятое в большинстве прибрежных государств законодательство определяет их права в отношении ресурсов in situ в указанных морских пространствах либо как вещные права пользования, либо в качестве права собственности. Далее авторами анализируется содержание наиболее значимых актов, регулирующих отношения в сфере трубопроводного транспорта в морских пространствах. Вторая часть главы посвящена наиболее актуальным и перспективным маршрутам прокладки газонефтепроводов в Каспийско-Черноморском регионе. Авторами также рассмотрены соглашения между государствами и нефтяными компаниями о прокладке трубопроводной инфраструктуры.
Большой интерес представляет часть третья главы IV «Битва за Арктику» в свете раскручивающейся борьбы за этот регион со стороны России, США, Канады, Дании и Норвегии, обладающих согласно сложившейся международной практике приоритетом в регионе, а также Финляндии, Исландии, Швеции, незначительными частями своей сухопутной территории также выходящими к Арктическому бассейну. В свете обозначенной проблемы огромного внимания, по мнению авторов, заслуживает предложение профессора К.А.Бекяшева разработать и принять закон об Арктике, в котором объявить существующий арктический сектор нашими водами, но не территорией, всю водную поверхность от материка до полюса.
Завершающая глава исследования посвящена одной из самых актуальных проблем современного международного энергетического общения – энергетическому транзиту ресурсов. Распад СССР, повлекший расчленение единого экономического, в том числе топливно-энергетического комплекса, обусловил во многом усиление зависимости экспортной деятельности России в сфере энергетики от внешнеэкономических и внешнеполитических (геополитических) факторов. Отсечение от ранее цельной трубопроводной системы, выводившей советский газ за рубеж, значительных участков, проходящих ныне по территориям Азербайджана, Белоруссии, Украины, Туркменистана и др. государств, требует заключения специальных соглашений и дополнительных платежей за транзит газа в европейские страны. А это порождает в свою очередь немало вопросов дипломатического и международно-правового характера.
В заключение («Заглядывая в будущее») авторы рецензируемой работы считают целесообразным поддержать высказанные в научной литературе соображения о необходимости специализированной международной организации в сфере энергетической безопасности, а также принятия международно-правового документа, регулирующего комплекс вопросов по основам энергетического взаимодействия между различными странами. Этот документ должен исходить из сохранения на будущее баланса интересов всех партнеров по сотрудничеству, в нем должны содержаться, в частности, аспекты суверенного права каждого государства на ресурсы; элементы соглашения, касающиеся транзита, и перечень минеральных и углеводородных ресурсов, на которые будут распространяться правила об ограничении энергетического шантажа указанными энергоносителями.
Несомненно, рецензируемая монография представляет большой интерес не только для ученых, специализирующих в данной сфере, но и практических работников.