Рецензии

Евразийский юридический журнал

Раз­витие принципов международного экологического права и проблемы их имплементации

Международно-правовые проблемы управления в сфере охраны окружающей среды

Рецензия на монографию Соколовой Н.А. Международно-правовые проблемы управления в сфере охраны окружающей среды:Монография / Отв. ред. д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ К.А.Бекяшев. – М.: Проспект, 2010. – 317 с.

№ 11 (18) 2009г.

Визитная карточка: Н.А.Соколова в 1998 г. защитила в МГЮА кандидатскую диссертацию на тему «Раз­витие принципов международного экологического права и проблемы их имплементации (на примере законо­дательства Российской Федерации)».

Сфера научных интересов: международное гуманитарное право и международное право окружающей среды.

В настоящее время Первый заместитель директора Института правоведения и доцент кафедры между­народного права МГЮА имени О.Е. Кутафина.

Монография доцента кафедры международного права Московской государственной юридической ака­демии имени О.Е. Кутафина, кандидата юридических наук Н.А.Соколовой касается международно-право­вых проблем управления в сфере охраны окружаю­щей среды. В своем предисловии к монографии про­фессор К.А.Бекяшев отмечает, что в названии работы необычным является термин «управление», во всяком случае, в советской и российской международно-пра­вовой литературе он до сих пор не применялся.

Только что вышедшая из печати монография (на титуле стоит год 2010) отличается новизной рассма­триваемых проблем. Особую актуальность новой, зна­ковой в отечественной международно-правовой науке монографии придает то обстоятельство, что в настоя­щее время система глобального управления в сфере охраны окружающей среды становится все более слож­ной. И если в плане содержания и многочисленности экологических проблем такую сложность, считает автор, можно оправдать, то с точки зрения мобильно­сти в принятии решений она весьма громоздка и не­достаточно эффективна. В связи с этим предлагаются разные пути реформирования универсального меха­низма международного управления в сфере охраны окружающей среды: от изменения мандата и статуса Программы ООН по окружающей среде до создания Всемирной организации по окружающей среде.

В условиях глобализации мировые экологиче­ские проблемы действительно становятся, как указы­вает автор, все более опасными и болезненными, по­скольку императив роста продолжает доминировать, интенсифицируются такие области, как транспорт и энергетика, которые весьма негативно воздействуют на окружающую среду, происходит одновременное увеличение бедности и богатства, снижаются способ­ности национальных правительств регулировать или другим образом справляться с проблемами экологи­ческого управления (С. 5).

Какие признаки характеризуют проблему охра­ны окружающей среды, по мнению автора рецензи­руемой монографии, в качестве глобальной?

В результате целенаправленных научных иссле­дований Н.А.Соколова приходит к следующим вы­водам.

Во-первых, окружающая среда объективно пред­ставляет собой целостную систему, образованную взаимосвязанностью и взаимозависимостью суще­ствующих экосистем.

Во-вторых, благоприятная окружающая среда - необходимое условие жизни всего человечества, и, следовательно, ее охрана должна рассматриваться как общий интерес и осуществляться на всех уровнях международного сотрудничества.

В-третьих, на современном этапе развития осу­ществляется активное правовое и организационное обеспечение международных отношений в сфере охраны окружающей среды.

В-четвертых, ухудшение состояния окружающей среды связано со многими факторами и достигает в отдельных районах катастрофического состояния, грозя экологическим кризисом.

В-пятых, вопросы охраны окружающей среды не могут рассматриваться автономно, вне связи с развитием международных отношений в иных об­ластях, управление которыми требует учитывать не­обходимость соблюдения экологических стандартов. Существует и обратная связь: проблема охраны окру­жающей среды находится во взаимосвязи с другими глобальными проблемами, а значит, несмотря на предметное различие, их влияние должно учиты­ваться при осуществлении международного управ­ления в сфере охраны окружающей среды.

В-шестых, охрана окружающей среды - сфера от­ношений, в значительной степени зависящая от взаи­модействия международного и внутригосударствен­ного права, которое в настоящее время находится только в начале пути непосредственного содержа­тельного согласования (постепенно происходит так называемая интернализация глобальных экологиче­ских интересов) (С. 40-41).

Монография состоит из введения, четырех фун­даментальных глав, заключения и приложения (пе­речень международных договоров в сфере окружаю­щей среды). Структура монографии представляется обоснованной, что позволило автору логично и по­следовательно раскрыть содержание темы.

Управление как процесс воздействия на объект для достижения определенных целей может осущест­вляться в различных системах, считает Н.А.Соколова. При рассмотрении в первой главе книги (С. 11-33) признаков и сущности международного управления отмечается, что международная система, частью ко­торой являются международные отношения в сфе­ре охраны окружающей среды, представляет собой особый тип социальной системы. Любая социальная система нуждается не только в поддержании своей жизнеспособности, но и в обеспечении прогрессив­ного развития. Эти цели достигаются посредством международного управления, осуществляемого на основе и с помощью международного права, которое в наши дни призвано выработать целостный взгляд на мир, требующий сочетания национальных инте­ресов с защитой окружающей среды.

Опираясь на свои многолетние концептуальные исследования, Н.А.Соколова приходит к выводу, что международное управление в широком понимании - это регулирующая деятельность в целом, вся деятель­ность по целенаправленному воздействию со стороны субъектов международного права на международные отношения. Воздействие на отношения по использо­ванию природных ресурсов и охране окружающей среды должно осуществляться в соответствии с импе­ративными нормами общего международного права, прежде всего его основными принципами.

Актуализирует данную тему, по мнению автора новой книги, то обстоятельство, что признаки и сущ­ность международного управления предопределя­ются идеей сотрудничества государств и множества различных по природе субъектов в эпоху глобализа­ции, когда их объективная взаимозависимость посто­янно возрастает. Международное управление в сфере охраны окружающей среды предполагает интегра­ционный и межсекторный подход к международным экологическим проблемам, стратегическое планиро­вание, оценку достигнутых результатов и принятие решений о внесении корректив в процесс правового регулирования международных экологических отно­шений.

Отталкиваясь от вышеизложенной концепции, Н.А.Соколова считает, что международное управле­ние в сфере охраны окружающей среды является средством усиления эффективности функционирова­ния международной системы и достижения целей по обеспечению международного мира и безопасности. Международное управление как целенаправленное воздействие охватывает в целом процесс принятия решений, в первую очередь международно-правового характера - как правотворческих, проблему их им­плементации и выполнения международных обяза­тельств (С. 11).

Международное управление в сфере охраны окру­жающей среды автор рассматривает как вид между­народной управленческой деятельности, которая, в свою очередь, может осуществляться в различных об­ластях, к примеру, управление в области сохранения биоразнообразия, управление в области климатиче­ских изменений, управление в области обращения с опасными отходами и т. д. Международное управ­ление в отдельных областях окружающей среды ре­шает конкретные вопросы, связанные с сохранением и рациональным использованием ресурсов, защитой среды, обеспечением безопасности и т. д.

Основным способом такого управления Н.А.Соколова считает регулирование, посредством которого государства и созданные ими международ­ные организации и иные структуры формулируют правила, обязательные для выполнения субъектами, непосредственно занимающимися вопросами экс­плуатации природных ресурсов, или разрабатывают рекомендации, которые следует принимать во внима­ние, чтобы повысить эффективность режима охраны. Однако термин международное управление, кото­рый используется применительно к отдельной сфере как комплексу международных отношений, в данном случае образующих сферу охраны окружающей сре­ды, имеет более широкое содержание (С. 15).

Представляет научный интерес авторское опре­деление международного управления в сфере охра­ны окружающей среды как такого воздействия на международные отношения с целью достижения и сохранения благоприятного качества окружающей среды и тем самым обеспечения международной экологической безопасности, которое осуществляет­ся путем реализации определенных функций субъек­тами международного права.

Поскольку управление понимается как целена­правленное воздействие, очевидно, возникает необ­ходимость определиться с соотношением понятий международного управления и международного, в первую очередь, международно-правового, регули­рования (С. 19). Автор рецензируемой книги ссы­лается на мнение К.А.Бекяшева, который считает, что регулирование - часть управления, начальный его этап. Необходимо уточнить, что регулирование осуществляется не только на начальном этапе (в си­лу цикличности процесса управления), но вообще в процессе управления. Возможно, имелось в виду соз­дание нормативной, в том числе международно-пра­вовой основы управления.

Международное управление в сфере охраны окружающей среды долгое время осуществлялось исключительно на функциональной основе. Такой подход, по мнению автора монографии, сохраняется во многом в настоящее время. Современное развитие международных отношений порождает потреб­ность в международном управлении в форме, когда ни одно важное решение в экологической сфере не сможет приниматься, если оно не будет предусма­тривать интеграцию целого ряда функций (регули­рования, координации, прогнозирования) с целью их оптимального соотношения на основе использо­вания возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого сочетания и взаимодействия. Безусловно, данное положение также представляет научный интерес.

Автор монографии отмечает, что международ­ное управление осуществляется в целях повышения эффективности сотрудничества государств. Между­народное управление в сфере охраны окружающей среды предполагает выработку и проведение в жизнь рациональной экологической политики, опреде­ленной государствами, которая бы отвечала интере­сам международного сообщества в целом. Именно поэтому международное управление в сфере охра­ны окружающей среды нуждается в определении глобальной стратегии, в рамках которой необходи­мо учитывать условия развития в каждой стране в процессе достижения единства целей всего между­народного сообщества. Особенно трудно находить правильные решения, когда интересы государств не совпадают, с одной стороны, по причине экономи­ческих различий, с другой стороны, по причине раз­личий во взглядах на механизмы и способы решения международных экологических проблем. Реализация международной политики в сфере охраны окружаю­щей среды требует согласованности действий, кото­рая реализуется именно посредством осуществления особого вида международной деятельности - между­народного управления (С. 29).

Н.А.Соколова особо отмечает, что проблемы международного управления в сфере охраны окру­жающей среды необходимо рассматривать в более широком контексте перехода к устойчивому разви­тию, в равной мере актуального для всех государств: каждое государство несет ответственность за свое собственное устойчивое развитие. Девяностые годы ХХ столетия можно было бы охарактеризовать как период поиска скорейшего и полного понимания концепции устойчивого развития, осознания важно­сти такого развития для всего человечества (С. 52).

Особый интерес представляет глава вторая «Международно-правовые основы управления в сфе­ре охраны окружающей среды». Исследователь увере­на, что, несмотря на тесную связь между признанием постоянного суверенитета над природными ресур­сами и принципом непричинения вреда за преде­лами национальной юрисдикции, следует обратить внимание на их параллельное развитие. Еще до про­ведения Стокгольмской конференции Генеральная Ассамблея ООН неоднократно обращалась к про­блеме суверенитета государств над природными ре­сурсами, прежде всего в плане защиты экономиче­ской самостоятельности развивающихся государств.

Поэтому не случайно принцип постоянного суве­ренитета государств над своими природными ре­сурсами рассматривается как один из специальных принципов международного экономического права (С. 112).

Автор дает принципиальную оценку фактам на­рушения Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» и международных договоров РФ, а также снижения продуктивности и ухудшения качественного состава видов живых ресур­сов, систематического загрязнения вод, покрываю­щих континентальный шельф, по вине пользователя, которые служат основаниями для прекращения про­мысла (С. 15). При разрешении на добычу ресурсов в исключительной экономической зоне государство исходит из полноты своей власти в вопросах управ­ления природными ресурсами, отмечает исследова­тель. Наиболее актуальным в этом смысле становится вопрос о сохранении и управлении теми ресурсами, которые в течение какого-либо времени оказываются в пространстве, не находящемся под юрисдикцией данного государства (С. 156).

Разрешение международных споров, затрагива­ющих вопросы охраны окружающей среды, безуслов­но, способствует укреплению международно-пра­вовой основы управления посредством формирова­ния практики применения норм международного права окружающей среды. Экологическая проблема­тика, пусть и весьма осторожно, обретает, считает ав­тор, реальные черты в деятельности международных судебных учреждений (С. 187).

Н.А.Соколова полагает, что решения Междуна­родного суда ООН в известной степени способствуют более широкому признанию обычаев в сфере охраны окружающей среды, и обращается для подтверж­дения своих мыслей к международной практике. В 2005 г. Международный суд вынес решение по делу, касающемуся вооруженных действий на территории Конго (Конго против Уганды). Дело продолжает на­ходиться в производстве в том смысле, что сторо­ны могут вновь обратиться в Международный суд с просьбой решить вопрос о возмещении, если они не смогут по нему достичь согласия (С. 193).

Споры, связанные с защитой окружающей сре­ды, а именно с сохранением и защитой морской среды, могут быть предметом рассмотрения в Меж­дународном трибунале по морскому праву (далее - МТМП), создание которого расценивается как новый этап в развитии международных судов и арбитражей (С. 196). МТМП может служить специализирован­ным международным судебным органом по рассмо­трению отдельной категории дел, связанных с защи­той и сохранением морской среды. Кроме того, с учетом особого круга субъектов, имеющих право об­ращаться в МТМП, разрешение споров в данной об­ласти, наверное, и далее будет иметь место, считает автор монографии, хотя трудно сказать, будет ли ко­личество таких споров увеличиваться именно в Три­бунале.

Во-первых, существует сложность и в целом «про­хладное» отношение к применению норм по защите окружающей среды, во-вторых, такие споры могут быть предметом рассмотрения другими международ­ными судебными органами, возможно, более автори­тетными. Не случайно в резолюции 2004 г. «Мировой океан и морское право», отмечая сохраняющийся и значительный вклад МТМП в мирное урегулирова­ние споров в соответствии с частью XV Конвенции 1982 г., Генеральная Ассамблея ООН воздает должное Международному суду за его важную и давнюю роль в деле мирного урегулирования споров, касающихся морского права (С. 204).

Несмотря на то, что Европейский суд по пра­вам человека обладает компетенцией рассматривать межгосударственные дела в плане исследуемого во­проса, автор рецензируемой монографии обращает­ся к нему как органу, рассматривающему индивиду­альные жалобы по защите прав человека (С. 204).

Как известно, право на благоприятную окру­жающую среду прямо не закреплено в Европейской конвенции по защите прав и основных свобод 1950 г. и протоколах к ней. Однако благоприятная окружа­ющая среда представляет собой неотъемлемую часть достойных условий жизни человека. Когда прини­малась Конвенция, проблемы охраны окружающей среды в контексте обеспечения прав человека еще не были осознаны международным сообществом, правовой подход к сфере отношений по охране окру­жающей среды между личностью и государством не был сформирован. Развитие международных от­ношений внесло свои коррективы, но по-прежнему практика Европейского суда по правам человека про­должает оценивать интересы по охране окружающей среды только в плане их воздействия на защиту права на уважение частной и семейной жизни, а также ува­жения прав собственности.

Особое внимание в рецензируемой монографии привлекает также положение о том, что охрана окру­жающей среды в условиях глобализации обусловли­вает необходимость в сильном многостороннем меха­низме управления. Система ООН как единое целое, функционирующее согласованно и целенаправленно, является тем механизмом, без которого в современ­ном мире управление немыслимо. Именно ООН обе­спечивает государствам платформу для обсуждения и решения наиболее критических международных проблем по охране окружающей среды: изменение климата, опустынивание, деградация экосистем, рас­пространение опасных химических веществ и др. Все более очевидно, что решение глобальных эко­логических проблем позволяет оценивать природо­охранную деятельность как одно из приоритетных, стремительно набирающих силу, направлений мно­гостороннего сотрудничества в рамках ООН. Между­народное управление в сфере охраны окружающей среды со стороны ООН должно осуществляться в со­ответствии с четко разработанным стратегическим курсом при эффективном распределении ресурсов и осуществлении контроля за таким управлением (С. 215).

Рецензируемая книга дает, как говорят в таких случаях, чрезвычайно много пищи для размышлений и по поводу других концептуальных положений меж­дународного права окружающей среды, например, относительно деятельности специализированных уч­реждений по управлению в сфере охраны окружаю­щей среды, совершенствования механизма между­народного управления в сфере охраны окружающей среды. Но, к сожалению, журнальная площадь не дает возможности для их рассмотрения.

Поэтому мы остановимся лишь на двух важных положениях заключительной части рецензируемой монографии. C концептуальной точки зрения вряд ли можно оспорить автора рецензируемой монографии касательно того, что глобальное управление в сфере охраны окружающей среды не подразумевает учреж­дения мирового правительства, но, конечно, в усло­виях продолжающейся экологической деградации актуализирует вопросы суверенитета. Основой такого управления является вера в то, что в настоящее вре­мя мир готов принять глобальную гражданскую эти­ку («global civic ethic»), сущностью которой являются ценности, объединяющие людей всех культурных, по­литических, религиозных или философских взглядов. Последнее слово в этих дебатах - за государствами, на которых как главных субъектах международного пра­ва лежит бремя ответственности за обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов.

В заключении автор рецензируемой книги вы­ражает уверенность в установлении в международно­договорном порядке общей обязанности по охране окружающей среды. При этом она уточняет, что, ввиду отсутствия универсального договора по охране окружающей среды, такая общая норма формулиру­ется применительно к отдельным объектам окружа­ющей среды или в контексте решения определенной проблемы.

Обобщая все вышеизложенное, нельзя не отме­тить, что новая книга Н.А.Соколовой действитель­но является научным исследованием, выполненным на высоком теоретическом уровне. В книге заложены и разработаны основы нового подхода к изучению проблем, связанных с международно-правовой охра­ной окружающей среды на современном этапе.

Безусловно, рецензируемая монография являет­ся новой страницей в теории и практике отечествен­ного международного права.

Гаврилов Вячеслав Вячеславович, доктор юридических наук, профессор, декан международно-правового факуль­тета Дальневосточного государственного университета

Фархутдинов Инсур Забирович, доктор юридиче­ских наук, ведущий научный сотрудник сектора между­народно-правовых исследований Института государства и права Российской Академии наук.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Знаковость права

Язык и право

Знаково...

Рецензия на учебник «Горное право»

Горное право

Рецензи...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, доцента Г. С. Пырченковой

English for law students

Рецензи...

Рецензия на учебное пособие кандидата филологических наук, преподавателя Е. В. Комольцевой и кандидата филологических наук, доцента Л. Б. Перепелкиной

Deutsch fűr Juristen

Рецензи...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях