Рецензия на монографию В. В. Красинского «Защита государственного суверенитета». М.: Норма, 2017. 608 с.
№ 9 (112) 2017г.
В статье представлена рецензия на монографию В. В. Красинского «Защита государственного суверенитета», в которой исследуются правовые аспекты защиты государственного суверенитета.
REVIEW OF THE MONOGRAPH «THE PROTECTION OF STATE SOVEREIGNTY» BY V. V. KRASINSKY. MOSCOW, 2017. 608 P.
The article represents a review of the monograph «The protection of state sovereignty» by V. V. Krasinsky wherein analyzed law aspects of protection of state sovereignty (national sovereignty).
В феврале 2017 г. в издательстве «Норма» вышла в свет монография доктора юридических наук В. В. Красинского «Защита государственного суверенитета». С учетом разрушительной антиконституционной практики «арабской весны», серии «цветных революций» на постсоветском пространстве, «евромайдана», расширения военной инфраструктуры блока НАТО к границам России, применения экономических санкций к нашей стране, широкого использования различных механизмов подрыва и ослабления государственного суверенитета в современной практике межгосударственных отношений, выход этого издания представляется весьма актуальным.
Следует отметить, что в медиа-пространстве присутствуют отечественные и зарубежные публикации по отдельным аспектам ограничения государственного суверенитета («гуманитарные» интервенции, «цветные» революции, ограничительные меры, санкционная политика и др.) и влияния глобализации на объем и содержание суверенных властных полномочий национальных государств. В отличие от подобных исследований «Защита государственного суверенитета» В. В Красинского отличается комплексным подходом к рассматриваемой проблематике, строгой методологией, высоким уровнем теоретического обобщения актуальных вопросов защиты государственного суверенитета, детальным сравнительно-правовым анализом национальных и зарубежных механизмов защиты государственного суверенитета, практическими рекомендациями для уполномоченных государственных органов по использованию правовых механизмов защиты государственного суверенитета в кризисных ситуациях.
Книга заслуживает внимания по ряду причин:
- автором системно даны сущность, причинно-следственные связи и возможные пути решения проблем государственного суверенитета;
- в работе рассмотрены различные механизмы подрыва и защиты государственного суверенитета;
- раскрыта система логической аргументации, теоретического, политико-правового и информационно-пропагандистского обоснования необходимости ограничения государственного суверенитета, используемая государствами (союзами государств) для изменения соотношения сил в политической борьбе.
Как отмечает автор, «Россия является одной из ведущих мировых держав, которая на протяжении всей своей истории вынуждена защищать свою идентичность и политическую независимость. Новые реалии межгосударственных отношений и внутриполитических конфликтов, повышение фактора комбинированной (военной и «мягкой») силы, трансформация международных норм и институтов требуют использования не только традиционных экономических, политических, военных методов защиты государственного суверенитета, но и развития гибкого конституционно-правового инструментария и правоприменительной практики его защиты».
Необходимость конституционно-правовой защиты российской государственности автор связывает с деструктивной деятельностью антигосударственных сил и с широким спектром реально существующих внутренних и внешних посягательств на государственный суверенитет Российской Федерации.
По мнению В. В. Красинского, в современных условиях наиболее опасные угрозы государственному суверенитету Российской Федерации внутри страны представлены значительным социальным расслоением и формированием дискриминационной социальной системы на основе неравенства материальных возможностей граждан, коррупцией, теневой экономики, демографической диспропорцией, вызванной трудовой миграцией, обострением межнациональных и межконфессиональных отношений, сращиванием криминальных структур с органами государственной власти и местного самоуправления, террористической активностью в ряде регионов России.
При этом автор справедливо отмечает, что «любые события, способствующие укреплению государственного суверенитета Российской Федерации, крайне негативно воспринимаются многими западными «партнерами». Выдвигается тезис о «российской угрозе» т.н. цивилизованному миру и попытках «реванша» за поражение в «холодной войне». На фоне антироссийских санкций, введенных Соединенными Штатами Америки и их союзниками с целью подрыва экономической и политической систем России, смены высшего политического руководства российского государства все более заметное значение приобретают внешние угрозы государственному суверенитету Российской Федерации».
В монографии убедительно доказано, что в настоящее время спецслужбы и организации США и стран НАТО продолжают агрессивный курс на ослабление позиций России на пространстве СНГ, принимают меры по консолидации радикальных оппозиционных политических сил и дискредитации российских государственных институтов с целью возможного ослабления, изменения или подрыва конституционного строя России. Стратегической целью является подрыв российской политической системы путем спонсирования «цветных революций», инспирирования «протестной» активности, явных или латентных сепаратистских настроений, а также дезинтеграции страны с последующим её расколом на несколько управляемых, слабых в политическом, экономическом и военном отношении государственных образований. С момента осуществления антиконституционного государственного переворота в Украине основная ставка делается на втягивание России в конфликт на Донбассе и ослабление экономики. Для этого используются возможности СМИ, зарубежных и подконтрольных национальных неправительственных организаций, информационно-пропагандистских структур и диверсионнотеррористических формирований.
В монографии дана характеристика общегосударственной системе мер по защите суверенитета нашей страны. Применительно к вопросам государственного строительства и федерализма немалый интерес вызвал раздел монографии, посвященный теориям «ограниченного» суверенитета и механизмам государственной интеграции в федеративных государствах. В контексте происходящего укрепления единства государственной власти и внутригосударственных интеграционных связей с учетом особенностей государственного устройства Российской Федерации, автор указывает на необходимость прекращения практики договорных отношений с отдельными республиками в составе Российской Федерации и недопустимость делегирования полномочий по предметам исключительного ведения Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В. В. Красинский уделил подробное внимание вопросам ограничения государственного суверенитета правами человека и псевдоправозащитными концепциями, исследовал многостороннее влияние глобализации на государственный суверенитет, рассмотрел правовые позиции российских и зарубежных органов конституционной юстиции о пределах ограничения государственного суверенитета.
Автор предпринял удачную попытку систематизации решений Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам защиты государственного суверенитета применительно к социально-экономической, политической и идеологической сферам общественной жизни и дал общую характеристику современного состояния конституционно-правовой защиты государственного суверенитета Российской Федерации.
Заслуживает поддержки избранная в монографии ориентация автора на юридические механизмы защиты государственного суверенитета. По мнению автора, «ценность конституционно-правовой защиты государственного суверенитета, являющейся показателем цивилизованности общества и функциональности государства, неизмеримо выше традиционно силового подавления противников и применения карательных методов воздействия в отношении политических оппонентов».
Опираясь на действующее российское законодательство, правоприменительную практику и зарубежный опыт автор доказывает, что гибкое и оперативное использование конституционно-правовых механизмов защиты государственного суверенитета с опорой на поддержку общества позволяет задействовать самый широкий спектр законных средств для реагирования на любые механизмы ослабления и подрыва государственного суверенитета.
Рассматривая потребности совершенствования механизмов защиты государственного суверенитета, автор выделяет несколько приоритетных направлений защиты государственного суверенитета:
- обеспечение устойчивого экономического развития и удовлетворения основных потребностей большинства населения государства;
- формирование военно-политических, торгово-экономических, финансовых и иных союзов;
- поддержание оборонного потенциала и системы национальной безопасности на уровне, обеспечивающем отражение любых внешних и внутренних угроз государственному суверенитету;
- укрепление единства государственной власти и внутригосударственных интеграционных связей с учетом особенностей государственного устройства;
- обеспечение технологического паритета и защищенности информационных ресурсов;
- сохранение традиционных духовных ценностей, защита общественного сознания от деструктивных антигосударственных идей; консолидация общества на основе гражданственности и преданности государству;
- овышение эффективности функционирования универсальных международных организаций и развитие модели многополярного миропорядка.
Как представляется, совершенствование конституционно-правовых и иных механизмов защиты государственного суверенитета в рамках предложенных направлений будет способствовать укреплению обороны и независимости страны, ее территориальной целостности, формированию благоприятных условий для социально-экономического развития Российской Федерации, укреплению региональной безопасности и сохранению устойчивости международно-правовой системы.
На наш взгляд, «Защита государственного суверенитета» В. В. Красинского будет полезна всем, кто всерьез думает о своем будущем и перспективах российского государства, понимает реальную ценность государственных институтов и осознает необходимость их защиты.
АЛЕШИН Владимир Васильевич
доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - начальник отдела административного, уголовного и процессуального права