Возможности противодействия «кровомщению» на территории Северного Кавказа Рецензия на учебное пособие Зюкова А.М. Кровная месть: внеправовой обычай и государственно-правовая политика. Владимир: ИП Журавлева, 2009. – 160 с.
№ 3 (22) 2010г.
Современные ученые приходят к выводам о трансформации преступности как целостного социального явления. Особого внимания в этой связи требует изучение процессов, детерминирующих преступность, к каким можно отнести обычай «кровной мести». Например, дагестанский ученый У.Т.Сайгитов приходит к выводам, что если терроризм в Ставрополе связан с взрывами в общественных местах, то в Дагестане это, как правило, посягательство на жизнь политических, общественных деятелей, сотрудников правоохранительных органов и судей, то есть по существу речь идет о войне между экстремистами и правоохранительными органами на основе обычая кровной мести. При этом народные традиции переносятся в преступную среду как в чистом виде, так и с некоторыми изменениями. Например, понимание обычая кровной мести сегодня настолько далеко ушло от своего первоначального значения, что приближается к значению понятия «омерта» (на Сицилии данный закон подразумевает, что любое свидетельство против мафии и ее членов рассматривается как основание для кровной мести). Примеров действия закона «омерты» в республике достаточно много.
В этой связи актуальным является появление работы А.М.Зюкова «Кровная месть: внеправовой обычай и государственно-правовая политика».
Настоящее учебное пособие посвящено рассмотрению вопросов нормативно-правового регулирования одной из сторон жизни народов Кавказа, связанной с соблюдением обычая «кровной мести».
Автор справедливо обращает внимание, что сегодня такие институты, как «кровная месть» и «абречество», из правоохранительных превратились в противоправные. Поэтому поддержка некоторых «горских традиций» на практике может лишь обострить криминогенную обстановку, пример чего мы видели в Чечне и Ингушетии, где власти попытались возродить шариатские суды и кровную месть.
В современной России и регионах Северного Кавказа назрела необходимость преодоления разобщенности между народами. Путь к этому видится в их примирении. Вместе с тем, сложно примирить разные народы друг с другом, пока внутри отдельно взятого народа (или группы народов) существуют давние родовые конфликты, порожденные пережитками возрождаемых и сохраняемых родоплеменных отношений, к каким относится и «кровная месть».
Само учебное пособие является актуальным, завершенным, содержащим новизну научным исследованием, имеющим теоретическое и практическое значение для решения проблем противодействия преступлениям, совершаемым по мотиву кровной мести.
В учебное пособие включены вопросы истории возникновения, развития и трансформации обычая «кровной мести», а также генезиса и становления государственно-правовой политики в борьбе с данным явлением. Важным элементом работы является рассмотрение примирительной процедуры в отношении «кровников» и враждующих сторон в традиционных обществах, где сильны общинные формы социального контроля.
Особый интерес в рецензируемой работе представляет авторская концепция примирения «кровников», представленная в виде законопроекта «О примирительном производстве в Чеченской Республике», что особенно интересно для традиционных обществ, где сильны общинные формы социального контроля.
Следует отметить, что А.М.Зюков в тексте рецензируемой работы выделяет и проблемы регулирования криминальных процессов на Северном Кавказе в целом, и в вопросы «кровомщения» в отдельности, среди которых можно указать:
- регулирование жизни отдельных этнических групп преимущественно нормами обычного права;
- преобладание в структуре правовых воззрений отдельных этнических групп норм обычного права над установленными государством правовыми нормами;
- сложившееся среди представителей отдельных этнических групп мнение, что формальный запрет некоторых обычаев и традиций в федеральном законодательстве является пренебрежением к культуре и традициям народа;
- отсутствие признания (закрепления в правовых документах) фактического существования асоциальных традиций и обычаев у отдельных этнических групп;
- существующие среди современных ученых - культурологов, этнологов, политологов, юристов и философов разночтения в определении дефиниций «этнос», «нация», «народ»;
- отсутствие целенаправленной, последовательной и системной политики государства в регулировании этносоциальных отношений.
При этом предлагаемые автором рецензируемого учебного пособия нормы о рассмотрении добровольного участия граждан в обеспечении правопорядка в качестве исполнения общественной обязанности призваны определить основы для перелома негативных тенденций, связанных с равнодушием части населения к состоянию правопорядка и противодействием правоохранительным органам, и согласуются с проектами федеральных законов «Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и «Об участии граждан в обеспечении правопорядка».
Следует согласиться с А.М.Зюковым, что в вопросах противодействия традиции «кровомщения» важное значение имеет проблема развития традиции примирения «кровников». Примирение как сложный процесс включает участие большого числа уважаемых и почитаемых на Северном Кавказе лиц, особенно преклонного возраста, представителей администрации, правоохранительных органов и общественных организаций.
В учебном пособии дан обширный авторский анализ существующих работ по вопросам «кровной мести», который показал, что существующие ранее исследования обычая «кровной мести» затрагивали в основном проблемы происхождения, развития и трансформации данной формы регулирования общественных отношений.
А.М.Зюков делает справедливый вывод, что авторами исследований вопросов «кровной мести» обосновывались проблемы квалификации и особенностей доказывания преступлений, совершенных по мотиву «кровной мести», и при этом, несмотря на наличие большого числа научных и нормативных источников, единого научно-обоснованного определения обычая «кровной мести», нашедшего закрепление в праве, не существует.
В работе делается обоснованный вывод, что обычай «кровной мести» находится в плоскости теоретически несистематизированного и, кроме того, научно необоснованного, а следовательно, нельзя говорить, что в государстве на сегодняшний день сложилась идеология борьбы или противодействия данному внеправовому способу разрешения конфликтов.
Ценным для дальнейшего развития современной науки является вывод автора, что на сегодняшний день в России отсутствуют научные работы, обосновывающие теоретические и практические основы предупреждения правонарушений и преступлений за счет этносоциального потенциала самого общества. Учет и анализ возможностей предупреждения преступлений в рамках государственной системы борьбы с преступностью силами самих этнических (национальных и народных) групп также не ведется. И самое важное в этом вопросе, по мнению А.М.Зюкова, с которым следует согласиться, что для сохранения этнического многообразия можно и нужно сохранять социально одобряемые народные (этнические) традиции в пользу всеобщего правового компромисса. В этой связи научная новизна исследования А.М.Зюкова бесспорна.
Авторские выводы и предложения могут быть использованы при подготовке правовых актов и методических рекомендаций, регулирующих вопросы разработки и реализации новой, соответствующей современным требованиям государственной концепции предупреждения преступности, основанной на учете научно-обоснованных подходов в изучении обычаев народов России, выработанных наукой и опытом народов Кавказа; в учебном процессе в курсе преподавания уголовного права и криминологии; в дальнейших научных исследованиях по различным отраслям права.
У данного учебного пособия, как и у любого научного исследования, имеются отдельные недостатки, которые могут стать основой для проведения дальнейших научных исследований по данной теме, в большинстве своем они носят частный характер и не влияют на общую положительную оценку.
Так, следует отметить, что по тексту работы автор увлекся формированием правовой основы противодействия кровомщению и не вывел собственную законченную теоретическую модель предупреждения кровомщения как мер криминологической профилактики.
Кроме того, на взгляд рецензента, автору также следовало бы осуществить более подробное описание субъектов профилактики, объектов профилактики (например, участников кровомщения и конфликтных ситуаций), что в свою очередь способствовало бы выработке соответствующей системы мер противодействия: правовых, организационных, административно-управленческих, идеологических, в том числе с учетом религиозных установлений.
Высказанные замечания не умаляют положительных достоинств работы. В ней предлагается решение задачи, которая имеет существенное значение для криминологии, антикриминальной политики и правоохранительной (особенно в плане реализации ее предупредительной функции) деятельности в сфере изучения еще не получившего достаточного развития в криминологической науке отдельного направления - этнокриминологии.
Учебное пособие «Кровная месть: внеправовой обычай и государственно-правовая политика», подготовленное кандидатом юридических наук А.М.Зюковым, заслуживает одобрения и может быть рекомендовано для использования в учебном процессе.
Данная книга будет полезна научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам вузов. Работа заслуживает самого широкого распространения в юридических вузах.
Рецензию подготовил доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник прокуратуры РФ, почетный адвокат России А.А. Безуглов