Рецензии

Евразийский юридический журнал

Рецензия на монографию кандидата юридических наук Федотовой Юлии Григорьевны

Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства

Рецензия на монографию кандидата юридических наук Федотовой Юлии Григорьевны «Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства».

№ 1 (104) 2017г.

Автором представлена рецензия на монографию кандидата юридических наук Федотовой Юлии Григорьевны «Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства», посвященную проблемам доктринальной характеристики, форм и видов участия личности в обеспечении обороноспособности страны и безопасности государства, а также ее роли и правовому статусу в соответствующих правоотношениях.

REVIEW OF THE MONOGRAPH OF THE CANDIDATE OF LAW SCIENCES FEDOTOVA YULIA GRIGORYEVNA "PARTICIPATION OF CITIZENS IN ENSURING NATIONAL DEFENSE AND STATE SECURITY"

The author submitted the review of the monograph of the candidate of law sciences Fedotova Yulia Grigoryevna "Participation of citizens in ensuring national defense and state security', devoted to problems of the doctrinal characteristic, forms and types of participation of the personality in ensuring defense capability of the country and state security, and also its role and legal status in the corresponding legal relationship.

Стоит отметить, что для науки конституционного и во­енного права данное исследование является качественно но­вым, несмотря на то, что защита Отечества - долг и обязан­ность каждого гражданина России, и это положение является не просто конституционным (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ 1993 г.), но и исторически сложившимся, общеизвестным фактом, очевидной истиной для любого государства.

3 февраля 2016 г. Президент РФ Владимир Путин конста­тировал: «У нас нет и не может быть никакой другой объеди­няющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея». Эти слова подтверждают актуальность выбранной ав­тором темы и достоверность полученных результатов исследо­вания, показавшего, что патриотизм находит свое выражение в правовом институте участия граждан в обеспечении оборо­ны страны и безопасности государства. Авторский подход за­ключается в исследовании теоретико-правовых основ участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности госу­дарства (глава 1). Приведя в параграфе 1 главы 1 доктриналь­ную характеристику участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства (с. 21-46), Ю. Г. Федотова раскрывает его содержание, сущность и предназначение, ха­рактеризует понимание в узком и широком смыслах и дела­ет вывод о том, что участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства представляет собой форму народовластия, выражающуюся в государственно значимой деятельности граждан, направленной на обеспечение обо­роны страны и безопасности государства. Данный правовой институт выступает разновидностью участия граждан в управ­лении делами государства - при реализации ими не только долга и обязанности по защите Отечества, но и соответству­ющего права, вытекающего из принципа народовластия, яв­ляется комплексным и общеправовым (с. 44-46). По мнению автора, участие граждан, как наделяемых правовым статусом военнослужащего, так и не наделяемым таковым, основывает­ся на: 1) исполнении долга, отмеченного в ч. 1 ст. 59 Конститу­ции Российской Федерации 1993 года, подчеркивающего мо­рально-нравственную составляющую мотивации гражданина; 2) защите своих прав и законных интересов, отражающих его правовую связь с государством, принадлежность к гражданам именно этого государства, что выступает формой легитима­ции существующего конституционного строя, органов госу­дарственной власти и действующего законодательства. Исто­рически при осуществлении гражданами добровольных форм участия в обеспечении обороны страны и безопасности госу­дарства происходило, во-первых, усиление государственного контроля, во-вторых, вводились ограничения прав и свобод, устанавливались дополнительные обязанности для граждан (с. 45).

Ю. Г. Федотова справедливо отмечает, что отсутствие принципиальных положений совершенствования законода­тельства, обеспечивающего объединение усилий личности, общества и государства по защите Российской Федерации от внешнего вмешательства и воздействия, порождает распро­странение и усиление военных угроз и опасностей, что в совре­менных геополитических условиях ставит под угрозу сувере­нитет и даже существование государства, мир и безопасность граждан, что особенно значимо в условиях тенденции посте­пенного «вытеснения» национального государства из сферы прав человека.

Следует поддержать позицию автора о том, что несмотря на обозначенную в принятой в 2014 году Военной доктрине РФ в качестве одной из основных задач Российской Федера­ции по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов объединение усилий государства, общества и личности по за­щите Российской Федерации, разработку и реализацию мер, направленных на повышение эффективности военно-патрио­тического воспитания граждан РФ и их подготовки к военной службе, механизм объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, основанный не только на реализации частей 2 и 3, но и ч. 1 ст. 59 Конституции РФ 1993 года, согласно которой защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, детально не урегулирован. Данное положение является круп­ной научной проблемой, в связи с чем работа Ю. Г. Федотовой представляется весьма актуальной и своевременной.

Учитывая новизну работы, автор решил важную иссле­довательскую задачу - раскрыл методологию исследования правового института участия граждан в обеспечении оборо­ны страны и безопасности государства (параграф 2 главы 1) и гносеологические проблемы исследования участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства в условиях динамики правового регулирования общественных отношений и содержания военных угроз и опасностей (пара­граф 2 главы 1). Такой подход позволил автору не только обо­сновать единство форм правового института и недопустимость разграничения форм участия граждан в обеспечении обороны страны и форм участия граждан в обеспечении безопасности государства (с. 86-92), но и сделать качественно новый и как ни­когда важный и своевременный для нашего государства вывод о том, что «участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства является высшей формой народов­ластия, что следует из правовой природы данного института и системного толкования положений преамбулы и частей 1-3 ст. 3 Конституции РФ. Так, Конституция РФ не употребляет по­нятия представительной демократии, указывая, что народ осу­ществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления, т.е. в де­ятельности данных органов путем замещения определенных должностей либо посредством участия в этой деятельности в иных формах (путем обращения, инициирования каких-либо действий, предоставления сведений). Поскольку оборона и безопасность относятся к предмету исключительного ведения Российской Федерации (п. «м» ст. 71 Конституции РФ), а за­щита Отечества - долг и обязанность гражданина (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), то участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства может иметь как непосред­ственный, так и представительный характер, что не противо­речит положению о том, что высшим непосредственным вы­ражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ)» (с. 93).

Предназначение правового института участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, в решении задачи объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, поставленной в пп. «е» п. 21 Военной доктрины РФ 2014 г. раскрыто автором в главе 2. Поскольку рассматриваемый правовой институт - это форма народовластия, что является, в свою очередь, сущно­стью конституционного строя, автор методологически верно обратил свое пристальное внимание в параграфе 1 главы 2 на проблемы стабильности конституционного строя, обеспече­ния обороны страны и безопасности государства и функции граждан в их решении, что позволило Ю. Г. Федотовой вы­явить формирующую, легитимирующую, правореализацион­ную, правозащитную, правоохранительную функции (с. 114­115).

В обоснование авторской концепции участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства Ю. Г. Федотовой раскрыты проблемы личности как объекта и субъекта обеспечения безопасности Российской Федерации (параграф 2 главы 2) и взаимосвязи интересов государства, общества и личности по защите Российской Федерации (пара­граф 3 главы 2). Автором охарактеризованы виды безопасно­сти, приведена собственная позиция по определению их поня­тий (с. 115-136), что позволило высказать положения, внесшие вклад в понимание баланса частных и публичных интересов. Так, деятельность уполномоченных государственных органов должна учитывать, что поскольку возникновение угроз без­опасности государства обусловлено наличием конфликтов в какой-либо сфере общественных отношений, поиски источ­ников угроз и опасностей, в том числе военных, следует ве­сти в угрозах безопасности личности, которые выражаются в массовых нарушениях прав и свобод человека и гражданина, правонарушениях (как массовых, так и новых), правовом ни­гилизме, политическом абсентеизме, проявлениях волеизъ­явлений избирателей «с меняющимися предпочтениями» и др.; обеспечение безопасности государства непосредственно связано с деятельностью по обеспечению безопасности лично­сти; защита прав и свобод человека и гражданина способству­ет предупреждению, предотвращению и пресечению угроз и опасностей государственной безопасности (с. 153-154).

В монографии рассматриваются актуальные проблемы и сферы участия гражданского общества в защите конституци­онного строя и обеспечении обороноспособности государства. Автор не ограничивает свое исследование вопросами государ­ственной безопасности и, показывая взаимосвязь интересов личности, общества и государства, предлагает альтернативное национальной безопасности понятие конституционной без­опасности, что имеет безусловную значимость для решения важной научной и прикладной проблемы поиска баланса частных и публичных интересов.

Выявленные единство форм участия граждан в обеспече­нии обороны страны и безопасности государства и функции граждан по защите конституционного строя позволили авто­ру монографии обстоятельно раскрыть в главе 3 монографии формы и виды участия граждан в обеспечении обороны стра­ны и безопасности государства. Одним из классификационных критериев выступило включение гражданина в состав военной организации государства, что расширяет представление во­енно-правовой науки о формах участия граждан в защите От­ечества. Автором в параграфе 2 главы 3 подробно раскрыты формы и виды участия граждан в обеспечении обороны стра­ны и безопасности государства в составе военной организации государства (с. 186-212), а в параграфе 3 этой же главы - формы и виды участия граждан в обеспечении обороны страны и без­опасности государства, не связанные с включением в состав во­енной организации государства (с. 213-231). В качестве особой разновидности последнего в параграфе 4 главы 3 раскрыт об­щественный контроль как форма последующего участия в обе­спечении обороны страны и безопасности государства (с. 231­249). Стоит отметить существенность научного вывода автора о разграничении таких форм участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, не связанных с включением в состав военной организации государства, в те­кущей деятельности государственного органа, как взаимодей­ствие, сотрудничество и содействие (с. 169-173), поскольку ни в научной литературе, ни в законодательстве нет однозначного подхода по их разграничению, что обуславливает их употре­бление в качестве синонимов.

В главе 4 монографии автор раскрывает специфику право­вого статуса граждан как субъектов обеспечения обороны страны и безопасности государства. Автор приходит к выводу о том, что к гражданам применяются стимулирующие, ограничительные и защитные правовые меры (с. 270-272). В связи с этим особое вни­мание в монографии уделено гарантиям правового статуса граж­дан как субъектов обеспечения обороны страны и безопасности государства (параграф 2 главы 4) и ограничениям прав и свобод граждан как субъектов обеспечения обороны страны и безопас­ности государства (параграфы 3-5 главы 4). При этом автор не ограничивается распространенными в военно-правовой науке трактовками защиты Отечества как юридической обязанности, влекущими возникновение субъективных прав. Ю. Г. Федотова раскрывает понятие, принципы и правовые средства ограниче­ния прав и свобод человека и гражданина в интересах обеспе­чения обороны страны и безопасности государства, приходя к выводу о том, что ограничение - формообразующий элемент правового статуса личности (с. 297). Особый интерес представля­ет иерархия правовых средств таких ограничений (с. 337-338).

Аргументировав позицию о том, что существование пра­вовой идеологии в качестве национальной идеи не нарушает конституционных установлений (с. 340), автор в главе 5 моно­графии приводит концептуальные правовые основы привле­чения граждан к участию в обеспечении обороны страны и безопасности государства, определяя правовые основы и за­кономерности такого участия (с. 360-366). Особого внимания заслуживают раскрытые автором перспективы участия граж­дан в законотворческом процессе в условиях необходимости обеспечения обороны страны и безопасности государства (параграф 2 главы 5), в избирательном процессе - как формы общественного контроля и гарантии безопасности государства (параграф 3 главы 5) и основы электронной демократии как средства обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства (параграф 4 главы 5), которые расширяют представле­ние юридической науки об их содержании и предназначении.

В современном мире особую актуальность приобрета­ет участие граждан и организаций в обеспечении обороны страны и безопасности государства в условиях провоцирова­ния межнациональной и социальной напряженности, экс­тремизма, разжигания этнической и религиозной ненависти и вражды как действенное средство предотвращения условий возникновения внутренних вооруженных конфликтов. Дан­ные обстоятельства представляют угрозу для национальной безопасности Российской Федерации, в особенности, в связи с предстоящими парламентскими и президентскими выбора­ми в 2016 и 2018 годах. В настоящее время законодатель идет по пути ограничений прав и свобод граждан, а также неком­мерческих организаций, что заставляет их действовать недо­бросовестно и подталкивает на «обход закона». Предложенная в монографии авторская концепция направлена на достиже­ние баланса частных и публичных интересов, гармоничного соотношения прав и обязанностей, гарантий и ограничений в правовом статусе личности, которая, участвуя в обеспечении обороны страны и безопасности государства, является не толь­ко носителем обязанности и долга по защите Отечества, но и выступает в правоотношениях по реализации соответствую­щей формы народовластия по участию в управлении делами государства.

Заслуживает внимания представленный автором научный подход к обеспечению обороны страны и безопасности государ­ства, основанный на единстве форм участия граждан в обеспече­нии обороны и безопасности, а также взаимосвязанности инте­ресов государства, общества и личности и видов безопасности. В качестве всеобъемлющего понятия безопасности Ю. Г. Федотова обосновывает понятие конституционной безопасности и приво­дит характеристику его составляющих - безопасности личности, общественной и государственной безопасности.

Выводы автора построены на основе анализа историче­ской литературы, источников военного, конституционного, административного, международного и иных отраслей права, что позволило Ю. Г. Федотовой провести комплексный анализ института участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Следует отметить, что в современных условиях, когда угрозы национальной безопасности связаны не только с нарастанием опасности ведения против России полно­масштабной войны, использования вооружения, исследование автора приобретает свою особую значимость, поскольку пре­доставляет возможности для развития форм и видов участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности госу­дарства для противодействия таким новым угрозам и опасно­стям, как информационные, сетевые войны, кибервойны и т. д.

Исторически сложившиеся и применяемые формы уча­стия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства фактически в юридической науке не систематизи­рованы и не классифицированы. Заслуживает внимания ав­торский подход к разделению таких форм участия на регули­руемые императивно и диспозитивно, что отражает правовую природу института участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, представляющего, с одной стороны, форму народовластия, а с другой - долг и обязан­ность по защите Отечества. Превалирование императивных либо диспозитивных начал является важным при классифи­цировании данных форм, а также обосновывает предложения по защите прав соответствующих граждан, их стимулирова­нию и определению круга полномочий.

Концепция участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, предложенная автором монографии, отражает современные потребности в объедине­нии усилий государства, общества и личности по защите Рос­сийской Федерации, противодействии современным военным угрозам и опасностям, которые находятся в динамике и требу­ют поиска средств их выявления, прогнозирования и действен­ных методов борьбы. Между тем данная концепция основана на развитии духовных основ конституционного строя Россий­ской Федерации, соответствует действующему законодатель­ству и вносит безусловный вклад в развитие военно-правовой и конституционно-правовой науки.

В связи с изложенным, следует отметить безусловную актуальность проблем, затрагиваемых в монографии Юлии Григорьевны Федотовой «Участие граждан в обеспечении обо­роны страны и безопасности государства», научную новизну, теоретическую и практическую значимость, логическую обо­снованность и структурированность в изложении материала, а также вклад в развитие науки конституционного и военного права.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Рецензия на монографию «Право ВТО»

Право ВТО

Рецензи...

Рецензия на учебник «Горное право»

Горное право

Рецензи...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях