Рецензия на монографию кандидата юридических наук Федотовой Юлии Григорьевны «Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства».
№ 1 (104) 2017г.
Автором представлена рецензия на монографию кандидата юридических наук Федотовой Юлии Григорьевны «Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства», посвященную проблемам доктринальной характеристики, форм и видов участия личности в обеспечении обороноспособности страны и безопасности государства, а также ее роли и правовому статусу в соответствующих правоотношениях.
REVIEW OF THE MONOGRAPH OF THE CANDIDATE OF LAW SCIENCES FEDOTOVA YULIA GRIGORYEVNA "PARTICIPATION OF CITIZENS IN ENSURING NATIONAL DEFENSE AND STATE SECURITY"
The author submitted the review of the monograph of the candidate of law sciences Fedotova Yulia Grigoryevna "Participation of citizens in ensuring national defense and state security', devoted to problems of the doctrinal characteristic, forms and types of participation of the personality in ensuring defense capability of the country and state security, and also its role and legal status in the corresponding legal relationship.
Стоит отметить, что для науки конституционного и военного права данное исследование является качественно новым, несмотря на то, что защита Отечества - долг и обязанность каждого гражданина России, и это положение является не просто конституционным (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ 1993 г.), но и исторически сложившимся, общеизвестным фактом, очевидной истиной для любого государства.
3 февраля 2016 г. Президент РФ Владимир Путин констатировал: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея». Эти слова подтверждают актуальность выбранной автором темы и достоверность полученных результатов исследования, показавшего, что патриотизм находит свое выражение в правовом институте участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Авторский подход заключается в исследовании теоретико-правовых основ участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства (глава 1). Приведя в параграфе 1 главы 1 доктринальную характеристику участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства (с. 21-46), Ю. Г. Федотова раскрывает его содержание, сущность и предназначение, характеризует понимание в узком и широком смыслах и делает вывод о том, что участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства представляет собой форму народовластия, выражающуюся в государственно значимой деятельности граждан, направленной на обеспечение обороны страны и безопасности государства. Данный правовой институт выступает разновидностью участия граждан в управлении делами государства - при реализации ими не только долга и обязанности по защите Отечества, но и соответствующего права, вытекающего из принципа народовластия, является комплексным и общеправовым (с. 44-46). По мнению автора, участие граждан, как наделяемых правовым статусом военнослужащего, так и не наделяемым таковым, основывается на: 1) исполнении долга, отмеченного в ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации 1993 года, подчеркивающего морально-нравственную составляющую мотивации гражданина; 2) защите своих прав и законных интересов, отражающих его правовую связь с государством, принадлежность к гражданам именно этого государства, что выступает формой легитимации существующего конституционного строя, органов государственной власти и действующего законодательства. Исторически при осуществлении гражданами добровольных форм участия в обеспечении обороны страны и безопасности государства происходило, во-первых, усиление государственного контроля, во-вторых, вводились ограничения прав и свобод, устанавливались дополнительные обязанности для граждан (с. 45).
Ю. Г. Федотова справедливо отмечает, что отсутствие принципиальных положений совершенствования законодательства, обеспечивающего объединение усилий личности, общества и государства по защите Российской Федерации от внешнего вмешательства и воздействия, порождает распространение и усиление военных угроз и опасностей, что в современных геополитических условиях ставит под угрозу суверенитет и даже существование государства, мир и безопасность граждан, что особенно значимо в условиях тенденции постепенного «вытеснения» национального государства из сферы прав человека.
Следует поддержать позицию автора о том, что несмотря на обозначенную в принятой в 2014 году Военной доктрине РФ в качестве одной из основных задач Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов объединение усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, разработку и реализацию мер, направленных на повышение эффективности военно-патриотического воспитания граждан РФ и их подготовки к военной службе, механизм объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, основанный не только на реализации частей 2 и 3, но и ч. 1 ст. 59 Конституции РФ 1993 года, согласно которой защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, детально не урегулирован. Данное положение является крупной научной проблемой, в связи с чем работа Ю. Г. Федотовой представляется весьма актуальной и своевременной.
Учитывая новизну работы, автор решил важную исследовательскую задачу - раскрыл методологию исследования правового института участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства (параграф 2 главы 1) и гносеологические проблемы исследования участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства в условиях динамики правового регулирования общественных отношений и содержания военных угроз и опасностей (параграф 2 главы 1). Такой подход позволил автору не только обосновать единство форм правового института и недопустимость разграничения форм участия граждан в обеспечении обороны страны и форм участия граждан в обеспечении безопасности государства (с. 86-92), но и сделать качественно новый и как никогда важный и своевременный для нашего государства вывод о том, что «участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства является высшей формой народовластия, что следует из правовой природы данного института и системного толкования положений преамбулы и частей 1-3 ст. 3 Конституции РФ. Так, Конституция РФ не употребляет понятия представительной демократии, указывая, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления, т.е. в деятельности данных органов путем замещения определенных должностей либо посредством участия в этой деятельности в иных формах (путем обращения, инициирования каких-либо действий, предоставления сведений). Поскольку оборона и безопасность относятся к предмету исключительного ведения Российской Федерации (п. «м» ст. 71 Конституции РФ), а защита Отечества - долг и обязанность гражданина (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), то участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства может иметь как непосредственный, так и представительный характер, что не противоречит положению о том, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ)» (с. 93).
Предназначение правового института участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, в решении задачи объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, поставленной в пп. «е» п. 21 Военной доктрины РФ 2014 г. раскрыто автором в главе 2. Поскольку рассматриваемый правовой институт - это форма народовластия, что является, в свою очередь, сущностью конституционного строя, автор методологически верно обратил свое пристальное внимание в параграфе 1 главы 2 на проблемы стабильности конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства и функции граждан в их решении, что позволило Ю. Г. Федотовой выявить формирующую, легитимирующую, правореализационную, правозащитную, правоохранительную функции (с. 114115).
В обоснование авторской концепции участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства Ю. Г. Федотовой раскрыты проблемы личности как объекта и субъекта обеспечения безопасности Российской Федерации (параграф 2 главы 2) и взаимосвязи интересов государства, общества и личности по защите Российской Федерации (параграф 3 главы 2). Автором охарактеризованы виды безопасности, приведена собственная позиция по определению их понятий (с. 115-136), что позволило высказать положения, внесшие вклад в понимание баланса частных и публичных интересов. Так, деятельность уполномоченных государственных органов должна учитывать, что поскольку возникновение угроз безопасности государства обусловлено наличием конфликтов в какой-либо сфере общественных отношений, поиски источников угроз и опасностей, в том числе военных, следует вести в угрозах безопасности личности, которые выражаются в массовых нарушениях прав и свобод человека и гражданина, правонарушениях (как массовых, так и новых), правовом нигилизме, политическом абсентеизме, проявлениях волеизъявлений избирателей «с меняющимися предпочтениями» и др.; обеспечение безопасности государства непосредственно связано с деятельностью по обеспечению безопасности личности; защита прав и свобод человека и гражданина способствует предупреждению, предотвращению и пресечению угроз и опасностей государственной безопасности (с. 153-154).
В монографии рассматриваются актуальные проблемы и сферы участия гражданского общества в защите конституционного строя и обеспечении обороноспособности государства. Автор не ограничивает свое исследование вопросами государственной безопасности и, показывая взаимосвязь интересов личности, общества и государства, предлагает альтернативное национальной безопасности понятие конституционной безопасности, что имеет безусловную значимость для решения важной научной и прикладной проблемы поиска баланса частных и публичных интересов.
Выявленные единство форм участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства и функции граждан по защите конституционного строя позволили автору монографии обстоятельно раскрыть в главе 3 монографии формы и виды участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Одним из классификационных критериев выступило включение гражданина в состав военной организации государства, что расширяет представление военно-правовой науки о формах участия граждан в защите Отечества. Автором в параграфе 2 главы 3 подробно раскрыты формы и виды участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства в составе военной организации государства (с. 186-212), а в параграфе 3 этой же главы - формы и виды участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, не связанные с включением в состав военной организации государства (с. 213-231). В качестве особой разновидности последнего в параграфе 4 главы 3 раскрыт общественный контроль как форма последующего участия в обеспечении обороны страны и безопасности государства (с. 231249). Стоит отметить существенность научного вывода автора о разграничении таких форм участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, не связанных с включением в состав военной организации государства, в текущей деятельности государственного органа, как взаимодействие, сотрудничество и содействие (с. 169-173), поскольку ни в научной литературе, ни в законодательстве нет однозначного подхода по их разграничению, что обуславливает их употребление в качестве синонимов.
В главе 4 монографии автор раскрывает специфику правового статуса граждан как субъектов обеспечения обороны страны и безопасности государства. Автор приходит к выводу о том, что к гражданам применяются стимулирующие, ограничительные и защитные правовые меры (с. 270-272). В связи с этим особое внимание в монографии уделено гарантиям правового статуса граждан как субъектов обеспечения обороны страны и безопасности государства (параграф 2 главы 4) и ограничениям прав и свобод граждан как субъектов обеспечения обороны страны и безопасности государства (параграфы 3-5 главы 4). При этом автор не ограничивается распространенными в военно-правовой науке трактовками защиты Отечества как юридической обязанности, влекущими возникновение субъективных прав. Ю. Г. Федотова раскрывает понятие, принципы и правовые средства ограничения прав и свобод человека и гражданина в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, приходя к выводу о том, что ограничение - формообразующий элемент правового статуса личности (с. 297). Особый интерес представляет иерархия правовых средств таких ограничений (с. 337-338).
Аргументировав позицию о том, что существование правовой идеологии в качестве национальной идеи не нарушает конституционных установлений (с. 340), автор в главе 5 монографии приводит концептуальные правовые основы привлечения граждан к участию в обеспечении обороны страны и безопасности государства, определяя правовые основы и закономерности такого участия (с. 360-366). Особого внимания заслуживают раскрытые автором перспективы участия граждан в законотворческом процессе в условиях необходимости обеспечения обороны страны и безопасности государства (параграф 2 главы 5), в избирательном процессе - как формы общественного контроля и гарантии безопасности государства (параграф 3 главы 5) и основы электронной демократии как средства обеспечения обороны страны и безопасности государства (параграф 4 главы 5), которые расширяют представление юридической науки об их содержании и предназначении.
В современном мире особую актуальность приобретает участие граждан и организаций в обеспечении обороны страны и безопасности государства в условиях провоцирования межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигания этнической и религиозной ненависти и вражды как действенное средство предотвращения условий возникновения внутренних вооруженных конфликтов. Данные обстоятельства представляют угрозу для национальной безопасности Российской Федерации, в особенности, в связи с предстоящими парламентскими и президентскими выборами в 2016 и 2018 годах. В настоящее время законодатель идет по пути ограничений прав и свобод граждан, а также некоммерческих организаций, что заставляет их действовать недобросовестно и подталкивает на «обход закона». Предложенная в монографии авторская концепция направлена на достижение баланса частных и публичных интересов, гармоничного соотношения прав и обязанностей, гарантий и ограничений в правовом статусе личности, которая, участвуя в обеспечении обороны страны и безопасности государства, является не только носителем обязанности и долга по защите Отечества, но и выступает в правоотношениях по реализации соответствующей формы народовластия по участию в управлении делами государства.
Заслуживает внимания представленный автором научный подход к обеспечению обороны страны и безопасности государства, основанный на единстве форм участия граждан в обеспечении обороны и безопасности, а также взаимосвязанности интересов государства, общества и личности и видов безопасности. В качестве всеобъемлющего понятия безопасности Ю. Г. Федотова обосновывает понятие конституционной безопасности и приводит характеристику его составляющих - безопасности личности, общественной и государственной безопасности.
Выводы автора построены на основе анализа исторической литературы, источников военного, конституционного, административного, международного и иных отраслей права, что позволило Ю. Г. Федотовой провести комплексный анализ института участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Следует отметить, что в современных условиях, когда угрозы национальной безопасности связаны не только с нарастанием опасности ведения против России полномасштабной войны, использования вооружения, исследование автора приобретает свою особую значимость, поскольку предоставляет возможности для развития форм и видов участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства для противодействия таким новым угрозам и опасностям, как информационные, сетевые войны, кибервойны и т. д.
Исторически сложившиеся и применяемые формы участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства фактически в юридической науке не систематизированы и не классифицированы. Заслуживает внимания авторский подход к разделению таких форм участия на регулируемые императивно и диспозитивно, что отражает правовую природу института участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, представляющего, с одной стороны, форму народовластия, а с другой - долг и обязанность по защите Отечества. Превалирование императивных либо диспозитивных начал является важным при классифицировании данных форм, а также обосновывает предложения по защите прав соответствующих граждан, их стимулированию и определению круга полномочий.
Концепция участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, предложенная автором монографии, отражает современные потребности в объединении усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, противодействии современным военным угрозам и опасностям, которые находятся в динамике и требуют поиска средств их выявления, прогнозирования и действенных методов борьбы. Между тем данная концепция основана на развитии духовных основ конституционного строя Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и вносит безусловный вклад в развитие военно-правовой и конституционно-правовой науки.
В связи с изложенным, следует отметить безусловную актуальность проблем, затрагиваемых в монографии Юлии Григорьевны Федотовой «Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства», научную новизну, теоретическую и практическую значимость, логическую обоснованность и структурированность в изложении материала, а также вклад в развитие науки конституционного и военного права.